НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край) от 28.03.2016 № 2А-2114/2016

Дело № 2а-2114/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2016 года город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе судьи Курнаевой Е.Г.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить допущенное нарушение права,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (далее по тексту – ИФНС России по Ленинскому району г. Перми, Инспекция), с требованиями о признании решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; возложении обязанности устранить допущенное нарушение права.

В обоснование своих требований административный истец указывает, что ИФНС России по Ленинскому району г. Перми проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2013 г., в ходе которой установлено завышение стандартного налогового вычета на детей в сумме ФИО7 руб., в результате чего завышена сумма налога, подлежащая возврату в размере ФИО11 руб. Решение ИФНС России по Ленинскому району г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ обжаловано в Управление федеральной налоговой службы по Пермскому краю (далее по тексту – УФНС России по Пермскому краю), жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения. Основанием для отказа в предоставлении стандартного налогового вычета на детей послужил вывод налогового органа о том, что стандартный налоговый вычет на детей предоставляется только за те месяцы налогового периода, в которых налогоплательщик получал налогооблагаемый доход. С решением налогового органа она (ФИО1) не согласна, поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит норм, запрещающих предоставление стандартного налогового вычета за те месяцы, в которых у налогоплательщика отсутствовал доход, подлежащий обложению НДФЛ. В обоснование заявленных требований ссылается на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.1/ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФНС России по Пермскому краю.

Административный истец ФИО1, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в порядке упрощенного (письменного) производства /л.д.27/.

Административный ответчик ИФНС России по Ленинскому району г. Перми, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представил письменные возражения относительно административного иска /л.д.36-37/, в соответствии с которыми заявленные ФИО1 требования не подлежат удовлетворению. В силу действующего законодательства, налогоплательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета на ребенка за те месяцы налогового периода, в которых он получил доход. ФИО1 в декларации по НДФЛ за 2013 г. заявлены стандартные налоговые вычеты на двух детей в размере ФИО12 руб. (ФИО13 руб. х 2 х 12 месяцев), то есть за весь налоговый период 2013 г. Оспариваемым решением ИФНС России по Ленинскому району г. Перми отказано ФИО1 в предоставлении стандартных налоговых вычетов в сумме ФИО8 руб. (ФИО14 х 2 х 9 месяцев), так как в период с января по сентябрь 2013 г. у налогоплательщика налогооблагаемый доход отсутствовал. Согласно данным, полученным налоговым органом от Департамента социальной защиты населения администрации г. Перми, налогоплательщик в октябре – декабре 2013 г. получил доход в размере ФИО19 руб. (пособие лицам, имеющим детей в возрасте от 1, 5 до 4 лет, не посещающих образовательные учреждения, реализующие образовательные программы дошкольного образования). Сведения об иных источниках дохода ФИО1 за 2013 г. у Инспекции отсутствуют. Следовательно, заявитель имеет право на получение стандартного налогового вычета на детей за 2013 г. в размере ФИО23 руб. (ФИО15 руб. х 2 х 3 месяца). Ссылка налогоплательщика на постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ не может быть принята, так как указанное постановление содержит описание иных обстоятельств (предоставление стандартных налоговых вычетов работникам, состоящим с налоговым агентом в трудовых отношениях). Вместе с тем, в трудовых отношениях в 2013 г. ФИО1 с Департаментом социальной защиты населения администрации г. Перми не состояла, иных мест работы заявителя не установлено. На основании изложенного, ФИО1 имеет право на получение стандартного налогового вычета только за период с октября по декабрь 2013 г.

Заинтересованное лицо УФНС России по Пермскому краю, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представило письменный отзыв относительно административного иска /л.д.28-30/, аналогичный по своему содержанию возражениям ИФНС России по Ленинскому району г. Перми. УФНС России по Пермскому краю также полагает, что налогоплательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета на ребенка за те месяцы налогового периода, в которых ему произведена выплата дохода. То есть, ФИО1 имеет право на получение стандартного налогового вычета на детей за 2013 г. в размере ФИО24 руб. (ФИО16 руб. х 2 х 3 месяца).

Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, в силу следующего.

В соответствии с п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224, п.п. 4 п. 1, 4 ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) (в редакции, действующий в период возникновения спорных правоотношений), для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой (п. 3 ст. 210).

Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст. 224).

При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов: налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: с 1 января 2012 года: 1 400 рублей - на первого ребенка; 1 400 рублей - на второго ребенка; 3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка; 3 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика (за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации), исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил ФИО26 рублей.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил ФИО27 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется (п.п. 4 п. 1 ст. 218).

В случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, то по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных настоящей статьей (п. 4 ст. 218).

В судебном заседании установлено, что на основании поступившей ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2013 г. /л.д.40-51/, ИФНС России по Ленинскому району г. Перми в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой выявлено, что в период с октября 2013 г. по декабрь 2013 г. налогоплательщиком был получен доход от Департамента социальной защиты населения администрации г. Перми, в размере ФИО20 руб. (пособие лицам, имеющим детей в возрасте от 1, 5 до 4 лет, не посещающих образовательные учреждения, реализующие образовательные программы дошкольного образования). Сведения об иных источниках дохода в 2013 г. отсутствуют. По результатам налоговой проверки в предоставлении стандартного налогового вычета, предусмотренного п. п. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, в размере ФИО9 руб. отказано.

Названные обстоятельства подтверждаются актом налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.4-6/.

ИФНС России по Ленинскому району г. Перми по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.7-12/, которым в привлечении ФИО1 к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ отказано в связи с отсутствием события налогового правонарушения в соответствии с п. 1 ст. 109 НК РФ; в предоставлении стандартного налогового вычета, предусмотренного п. п. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ отказано.

ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по Пермскому краю рассмотрена жалоба ФИО1 на решение ИФНС России по Ленинскому району г. Перми об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения которой решением УФНС России по Пермскому краю /л.д.13-14/ жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.

Из справки о доходах физического лица за 2013 г. /л.д.52/ следует, что общая сумма дохода ФИО1 за 2013 г. составила ФИО21 руб. Указанная сумма выплачена Комитетом социальной защиты населения администрации г. Перми в качестве пособия на детей в октябре, ноябре, декабре 2013 года, что сторонами не оспаривается.

Иного дохода, облагаемого по ставке 13 %, ФИО1 в 2013 году не имела, доказательств обратного суду не представлено, в судебном заседании не исследовалось.

Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, по правилам, установленным ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов административного иска ФИО1 о незаконности оспариваемого решения, поскольку как следует из материалов дела, установленных в судебном заседании обстоятельств, оспариваемое решение ИФНС России по Ленинскому району г. Перми принято должностным лицом в пределах его полномочий, предусмотренных Положением о территориальных органах Федеральной налоговой службы, утвержденным Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн. Основанием для принятия оспариваемого решения послужило отсутствие у налогоплательщика налогооблагаемого дохода в период с января 2013 года по сентябрь 2013 года, то есть в течении 9 месяцев 2013 года..

С учетом изложенного, проанализировав нормы налогового законодательства в части прав налогоплательщика на получение стандартных налоговых вычетов, суд приходит к выводу о том, что налогоплательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета на ребенка за те месяцы налогового периода, в которых он получил доход.

Таким образом, учитывая, что сумма налогооблагаемого дохода ФИО1 в 2013 г. составила ФИО22 руб., налоговым органов правомерно признано право административного истца на получение стандартного налогового вычета на детей за 2013 г. в размере ФИО25 руб. за 3 месяца, в предоставлении стандартных налоговых вычетов в сумме ФИО10 руб. ФИО1 отказано.

При названных обстоятельствах, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ИФНС России по Ленинскому району г. Перми о признании решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; возложении обязанности устранить допущенное нарушение права, следует отказать.

Доводы административного истца о том, что Налоговый кодекс РФ не содержит норм, запрещающих предоставление стандартного налогового вычета за те месяцы, в которых у налогоплательщика отсутствовал доход, подлежащий обложению НДФЛ, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в установленных размерах.

Согласно ч. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Таким образом, из изложенных выше положений закона следует, что на налоговые вычеты могут быть уменьшены только доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ).

Толкование указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что стандартный налоговый вычет уменьшает налоговую базу на соответствующий установленный размер вычета и предоставляется налогоплательщику только за тот месяц налогового периода, в котором физическое лицо имело доход. Стандартный налоговой вычет не накапливается в течение налогового периода и не подлежит суммированию нарастающим итогом в случае отсутствия налоговой базы за отдельные месяцы налогового периода.

Таким образом, официальная позиция применения положений п. 4 ст. 218 Налогового кодекса РФ заключается в том, что, в случае, если выплата включает в себя начисления за предыдущие месяцы, то вычеты можно суммировать.

Такое же разъяснение дает Министерство финансов Российской Федерации в письмах от 11.06.2014 года № 03-04-05/28141, от 26.12.2014 года № 03-04-05/67642.

Как следует из материалов дела, истцу предоставлен стандартный налоговый вычет за месяцы, в которые был получен доход, облагаемый НДФЛ, то есть в установленном законом порядке, а поэтому требования истца удовлетворению не подлежали.

Поэтому суд приходит к выводу о том, что налоговой орган обоснованно решил, что отсутствие дохода у одного из родителей, подлежащего налогообложению по ставке 13 процентов, лишает его права на получение стандартного налогового вычета за такой период.

На основании ч. 3 ст. 226 Налогового кодекса РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на правовую позицию, изложенную в и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июля 2009 г. N 4431/09 о том, что в соответствии со статьей 216 Кодекса налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год. Налоговый кодекс не предусматривает, что стандартный налоговый вычет предоставляется только за те месяцы налогового периода, в которых был получен доход. В силу пункта 3 статьи 226 Кодекса исчисление сумм налога на доходы физических лиц производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 процентов, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Кодекс не содержит норм, запрещающих предоставление стандартного налогового вычета за те месяцы, в которых у работников отсутствовал доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц.

Суд соглашается с возражениями административного ответчика о том, что указанная правовая позиция не подлежит применению к возникшим правоотношениям, поскольку предметом судебного разбирательства являлись иные правоотношения, в отношении которых сделан данный вывод. Как установлено судом в проверяемый период истец не состояла в трудовых отношениях с налоговым агентом, такие доказательства истцом не представлены в суд. Поэтому позиция высшего суда о том, что Налоговый Кодекс не содержит норм, запрещающих предоставление стандартного налогового вычета за те месяцы, в которых отсутствовал доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц, безусловно, может быть принята во внимание в отношение граждан состоящих в трудовых отношениях с налоговым агентом, предоставляющим налоговый вычет. В свою очередь, норм обязывающих налоговый орган предоставить налоговый вычет лицу, не имеющему налогооблагаемый доход, Налоговый кодекс РФ также не содержит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Решил:

ФИО1 в удовлетворении административного иска к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми о признании незаконным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности устранить допущенное нарушение права - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий Курнаева Е.Г.