Дело №2-2813/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2018 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Будиловой О.В.,
при секретаре Дёминой А.А.,
с участием представителя ответчика Мизёвой Е.Ю., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кика Валентины Геннадьевны к краевому государственному автономному учреждению «Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о взыскании ущерба, компенсации морального вреда, судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Кика В.Г. обратилась в суд с иском к краевому государственному автономному учреждению «Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о взыскании материального ущерба в размере 12 876 рублей, компенсации морального вреда в размере 12 876 рублей, взыскании расходов по уплате государственно пошлины в размере 515 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 26 сентября 2017 года обратилась в Пермский краевой многофункциональный центр (далее - МФЦ) к специалисту Лузиной Т.Н. для оформления заявления в Пенсионный фонд о назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (НСУ) по категории «Член семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий» и заявления об отказе от получения набора социальных услуг с 01 января 2018 года, все документы, подтверждающие право на ЕДВ и НСУ были предоставлены. 10 октября 2017 года из Управления пенсионного фонда в Свердловском районе г. Перми было получено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении набора социальных услуг, так как для этого нет оснований. 11 октября 2017 года истцом в адрес МФЦ направлена жалоба для выяснения некачественного оказания госуслуги и принятия мер для устранения негативных последствий. В результате проведенной проверки было выявлено, что специалистом МФЦ предъявлена для заполнения форма заявления о предоставлении НСУ вместо формы об отказе в предоставлении НСУ, руководство МФЦ признало вину специалиста Лузиной Т.Н. в пропуске истцом срока подачи документов на получение требуемой государственной услуги и обратилось в Пенсионный фонд с просьбой рассмотреть возможность восстановления срока подачи заявления в соответствии с предоставленным ранее комплектом документов, на что получили отказ. Действиями ответчика истцу был причинен материальный ущерб в виде неполученного набора социальных услуг равный 12 876 рублей, в также моральный вред выразившейся в физических и нравственных страданиях, в связи с чем истец была вынуждена обратиться с настоящим иском в суд.
Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом (л.д.48), представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.50).
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которым действия ответчика полностью соответствуют действующему законодательству. Специалист Лузина Т.Н. действовала в соответствии с Регламентом взаимодействия МФЦ и Отделения Пенсионного фонда российской Федерации по Пермскому краю. Только после принятия решения Территориальным органом Пенсионного фонда РФ положительного решения о назначении ЕДВ, заявитель может подать заявление на отказ от НСУ в пользу денежного эквивалента. Данное заявление необходимо предоставить до 1 октября текущего года, заявление начнет действовать с 01 января следующего года. Истец не могла реализовать свое право на отказ от НСУ, подав в МФЦ соответствующее заявление об отказе от НСУ 26 сентября 2017, так как еще не была получателем ЕДВ. Нарушение прав истца в виде неполучения набора социальных услуг в денежном эквиваленте за 2018 год в данном случае отсутствует. Кроме того, истцом не доказано, что специалистом МФЦ было отказано в предоставлении услуги (предоставления бланка заявления) по отказу от НСУ (л.д.67-71).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ - Отделение Пенсионного фонда по Пермскому краю, извещенного о времени и месте рассмотрения дела (л.д.45), в судебное заседание не явился, представил письменные объяснения по заявленным требованиям, а также просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.56-57).
Третье лицо Лузина Т.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, представила в суд заявление о проведении судебного заседания без ее участия (л.д.55).
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска на основании следующего.
В соответствии с п.1 ст.1064 Гражданского кодекса РФ (далее также ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п.2 ст.1064 ГК РФ).
В силу п.1 ст.1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Согласно ст.1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п.1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п.2).
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).
В судебном заседании установлено, что 26 сентября 2017 года Кика В.Г. обратилась в КГАУ «Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г. Перми о предоставлении набора социальных услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов) и оплатить его (ее, их) за счет суммы (части суммы) ежемесячной денежной выплаты с 01 января 2018 года (л.д. 5). В бланке заявления указано, что истцом получены разъяснения о праве на отказ от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установленных ч. 1 ст. 6.2. ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ.
Специалистом Многофункционального центра Лузиной Т.Н. составлена расписка о получении от истца перечня документов, в том числе подлинника заявления о предоставлении государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельных категорий граждан Российской Федерации (л.д.52).
Согласно ответу ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г. Перми ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют только категории граждан, указанных в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в том числе члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, с даты установления в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Проверкой журнала обращения граждан и базы данных получателей социальных услуг установлено, что истец не подавала заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории «Член семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий», не является получателем ежемесячной денежной выплаты по иным основаниям. Заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), заявление о предоставлении набора социальных услуг (социальной услуги) могут подать только граждане – получатели ежемесячной денежной выплаты (п.56 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации) (л.д.7-8).
11 октября 2017 года Кика В.Г. обратилась к руководителю КГАУ «Пермский краевой МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг» с жалобой на некомпетентную работу специалиста МФЦ, в результате действий которого истцом был пропущен срок для подачи заявления об отказе от получения набора социальных услуг до 01 октября 2017 года (л.д.9).
Руководитель КГАУ «Пермский краевой МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг» обратился в адрес Управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю с письмом, из содержания которого следует, что специалистом МФЦ предъявлена для заполнения форма заявления о предоставлении набора социальных услуг, вместо формы об отказе в предоставлении набора социальных услуг, в результате чего заявителем упущен срок подачи документов на получение требуемой государственной услуги; с просьбой о восстановлении срока подачи заявления по государственной услуге (л.д.10).
22 декабря 2017 года ГУ-Отделение пенсионного фонда РФ по Пермскому краю дан ответ об отказе в восстановлении срока подачи заявления об отказе от получения набора социальных услуг Кика В.Г. (л.д.11).
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее по тексту – Федеральный закон №210-ФЗ) многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) - организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна".
Предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу "одного окна", в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги или запросом, указанным в статье 15.1 настоящего Федерального закона, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии (ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 210-ФЗ).
Предоставление государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов в многофункциональных центрах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется в соответствии с административными регламентами предоставления указанных услуг на основании соглашений о взаимодействии, заключенных федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов с уполномоченным многофункциональным центром (ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 210-ФЗ).
Перечни государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах, утверждаются: актом Правительства Российской Федерации - для государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов (ч. 1 п. 6 ст. 15 Федерального закона № 210-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 27.09.2011 N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления" (вместе с "Положением о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления") установлено, что в перечень государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу одного окна в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительный власти и органами государственных внебюджетных фондов, входит взаимодействие с Пенсионным фондом Российской Федерации по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (п.15).
На основании статей 15 и 18 Федерального закона № 210-ФЗ между отделением Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю и КГАУ «Пермский краевой МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг» заключено соглашение о взаимодействии от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 58-65).
Пунктом 5.9 Соглашения предусмотрено, что сотрудники МФЦ при предоставлении государственных услуг осуществляют следующие административные процедуры (действия), в том числе: 5.9.1 прием от заявителей заявлений о предоставлении государственных услуг; 5.9.2 прием от заявителей документов, необходимых для предоставления государственных услуг, если иное не предусмотрено Федеральным законом №210-ФЗ.
Предоставление гражданам набора социальных услуг регулируется нормами Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ) и Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 328.
В соответствии с п.7 ст.6.1 Федерального закона № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
В соответствии со ст.6.3 Федерального закона № 178-ФЗ учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты (ч.1).
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год (ч.2).
Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг). Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона (ч.3).
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.
Гражданин может подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении его (ее) предоставления непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) (ч.4).
В соответствии с п.1 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 353н (далее по тексту – Административный регламент), административный регламент устанавливает порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР) и его территориальными органами государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (далее - государственная услуга), стандарт предоставления данной государственной услуги, сроки и последовательность административных процедур и административных действий ПФР и его территориальных органов, порядок их взаимодействия с заявителями при предоставлении государственной услуги.
Заявителями на предоставление государственной услуги являются: граждане Российской Федерации, за исключением граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющих подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, из числа ветеранов, членов семей инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, инвалидов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний и техногенных катастроф, а также Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы (далее - граждане) (п.2).
Согласно п.17 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является вынесение решения о назначение ЕДВ гражданину и включение сведений о нем в региональный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - Федеральный регистр), либо вынесение решения об отказе в назначении ЕДВ гражданину.
В силу п.51 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является принятие территориальным органом ПФР заявления о назначении ЕДВ с документами, подтверждающими право на получение ЕДВ.
При вынесении решения о назначении (об отказе в назначении) ЕДВ территориальный орган ПФР дает оценку сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих право на ЕДВ, а также оценку правильности оформления указанных документов и принимает решение о назначении (об отказе в назначении) ЕДВ на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР документов.
Решение о назначении (об отказе в назначении) ЕДВ выносится территориальным органом ПФР не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов, подтверждающих право на получение ЕДВ.
В соответствии с п.56 Административного регламента основанием для начала административной процедуры по приему заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), заявления о предоставлении набора социальных услуг (социальной услуги) или заявления о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) является прием и регистрация территориальным органом ПФР или многофункциональным центром заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), заявления о предоставлении набора социальных услуг (социальной услуги) или заявления о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги).
Граждане - получатели ЕДВ либо их представители могут подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), заявление о предоставлении набора социальных услуг (социальной услуги) или заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги).
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), заявлением о предоставлении набора социальных услуг (социальной услуги) может обратиться только получатель ЕДВ.
Вместе с тем, как следует из имеющихся письменных доказательств по делу и истцом не оспорено, по состоянию на 26.09.2017г. истец получателем ЕДВ не являлась, решение о назначении ЕДВ принято территориальным органом ПФР 10.10.2017г. (л.д.9, 12). Кроме того, с учетом положений п. 51 Административного регламента истцу ежемесячная денежная выплата не могла быть назначена с даты обращения в МФЦ, т.е. с 26.09.2017г. Предоставление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации устанавливается Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами, в данном случае многофункциональный центр осуществляет только прием заявления от граждан, а также нормами законодательства не предусмотрено право на получение ЕДВ непосредственно с даты обращения с заявлением о назначении ЕДВ.
При этом в нарушение положений ст.56 ГПК РФ истцом не представлено каких-либо относимых, допустимых, объективных доказательств того, что 26 сентября 2017 года истец помимо оформленного заявления о предоставлении набора социальных услуг обращалась в МФЦ с заявлением о назначении ей ЕДВ, и специалистом МФЦ Лузиной Т.Е. истцу было отказано в данной услуге.
Из письма руководителя МФЦ в адрес Управляющего Отделения Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю (л.д.10) лишь следует, что проведенной проверкой по обращению (жалобе) Кика В.Г. было установлено, что специалистом МФЦ 26.09.2017г. предъявлена для заполнения не та форма заявления – заявление о предоставлении набора социальных услуг вместо формы заявления об отказе в предоставлении набора социальных услуг.
Сведений о том, что Кика В.Г. 26.09.2017г. обращалась также с заявлением о назначении ЕДВ указанное письмо, а также иные материалы дела не содержат.
Оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что при установленных по делу обстоятельствах нарушение прав истца в виде неполучения набора социальных услуг в денежном эквиваленте за 2018 год в данном случае отсутствует, а также истцом в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ не представлено объективных, неоспоримых доказательств наличия убытков в виде реального ущерба, а также доказательств того, что именно в результате действий ответчика возник указанный истцом ущерб.
Поскольку судом отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании ущерба, не подлежат удовлетворению требования о взыскании компенсации морального вреда, так как данные требования являются производными от основного требования иска.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ в связи с отказом в удовлетворении иска расходы истца по уплате государственной пошлины возмещению с ответчика не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Кика Валентины Геннадьевны к краевому государственному автономному учреждению «Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о взыскании ущерба в размере 12 876 рублей, компенсации морального вреда, судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий – подпись
<данные изъяты>
<данные изъяты>