Дело № 2а-493/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Яковлева К.А.
при секретаре судебного заседания Василюк В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 февраля 2018 года административное дело № 2а-493/18 по административному исковому заявлению Администрации г. Омска к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Омска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование своих требований указала, что решением Центрального районного суда города Омска от 02.07.2015 по делу № 2-3520/2015 на Администрацию города Омска в лице департамента строительства Администрации города Омска возложена обязанность в срок до 01.11.2017 организовать наружное освещение автомобильных дорог на участке дороги в районе многоквартирных домов <адрес>, <адрес> (далее - судебное решение по делу № 2-3520/2015). 01.12.2017 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении в отношении должника - Администрации города Омска исполнительного производства № 34277/17/55007-ИП. Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью наличия в бюджете города Омска финансирования на данные цели, наличием утвержденных проектов планировки территории и проектов межевания территории, а также необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, а именно: от 18 до 24 месяцев (мероприятия по проведению закупки на выполнение проектно-изыскательских работ, разработке проектной документации объекта наружного освещения, обеспечению государственной экспертизы проектной документации, проведению закупки на выполнение строительно-монтажных работ, организации строительства объекта наружного освещения). 12.12.2017 вынесено постановление судебного пристава-исполнителя № 55007/17/118126 о взыскании с должника - Администрации города Омска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Администрация города Омска не согласна с взысканием исполнительского сбора и полагает необходимым освободить ее от уплаты исполнительского сбора по следующим основаниям. Во исполнение требований, указанных в части 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», Администрацией города Омска в лице уполномоченного структурного подразделения департамента строительства в адрес судебного пристава-исполнителя были направлены письма от 18.12.2017 № Исх-ДС/2934; от 25.12.2017 № Исх-ДС/3023. В данных письмах указано на совершение определенных действий в целях исполнения судебного решения по делу № 2-3520/2015, на наличие объективно непредотвратимых обстоятельств, а также предоставлена информация о направлении в Центральный районный суд города Омска заявления об отсрочке исполнения судебного решения по делу №2-3520/2015. Реализация вопросов местного значения, отнесенных федеральным законодательством, а также Уставом города Омска к ведению органа местного самоуправления осуществляется отраслевыми (функциональными) и территориальными структурными подразделениями Администрации города Омска. В соответствии с Положением о департаменте строительства, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 416, департамент строительства организует работу по проектированию, строительству и реконструкции муниципальных объектов наружного освещения, расположенных на территории города Омска. Департамент строительства правомочен осуществлять функцию по проектированию и строительству муниципальных объектов, в том числе и объектов наружного освещения, только: после утверждения проекта межевания территории, необходимой для проектирования и строительства линейных объектов и определения границ соответствующего земельного участка (департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска); при наличии финансирования на данные цели в бюджете города Омска (департамент финансов и контроля Администрации города Омска); после включения мероприятий по строительству муниципальных объектов в адресную инвестиционную программу города Омска (департамент городской экономической политики Администрации города Омска). И только после этого департамент строительства вправе проводить мероприятия: по организации торгов на выполнение проектно-изыскательских работ; по разработке проектной документации объектов путем заключения соответствующих муниципальных контрактов с проектировщиками; по обеспечению государственной экспертизы разработанной проектной документации; по проведению торгов на выполнение строительно-монтажных работ; по организации строительства объектов путем заключения соответствующих муниципальных контрактов с подрядчиками. Департамент строительства осуществляет свои функции в пределах своей компетенции и в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе Бюджетного кодекса Российской Федерации. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, влечет привлечение данного должностного лица к административной (статья 15.14 КоАП РФ) и уголовной (статья 285.1 УК РФ) ответственности. В целях исполнения судебных решений департаментом строительства неоднократно направлялись письма (от 20.01.2016 № Вн-ДС/161; от 10.02.2016 № Вн-ДС/400; от 16.08.2016 № Вн-ДС/2493) в департамент финансов с просьбой дополнительно выделить департаменту строительства денежные средства, в том числе и в целях строительства линии наружного освещения на участке дороги в районе многоквартирных домов <адрес>, № <адрес>. Финансирование строительства объектов капитальных вложений осуществляется в соответствии с адресной инвестиционной программой города Омска. В целях исполнения судебных решений, в том числе и по делу № 2-3520/2015, департаментом строительства неоднократно направлялись письма в департамент городской экономической политики Администрации города Омска с просьбой включить объекты наружного освещения в адресные инвестиционные программы города Омска на 2016 и 2017 гг. (от 28.07.2015 № Вн-ДС/2793; от 20.01.2016 № Вн-ДС/162; от 11.05.2016 № Вн-ДС/1436; от 16.08.2016 № Вн-ДС/2494; от 27.09.2016
№ Вн-ДС/2882; от 09.02.2017 № Вн-ДС/374; от 15.05.2017 № Вн-ДС/1157; от 05.07.2017
№ Вн-ДС/1652). 31.07.2015 департаментом строительства в соответствии с пунктом 20 приложения к Порядку составления проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период, утвержденному постановлением Мэра города Омска от 30.06.2008 № 491-п «Об утверждении Порядка составления проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период» (далее - Порядок), направлены предложения (№ Вн-ДС/2851) в департамент городской экономической политики Администрации города Омска по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу города Омска на 2016 год и плановый период 2017-2018 годы, в том числе и бюджетных ассигнований на 2016 год на проведение работ по строительству Объекта. 15.06.2016 департаментом строительства в соответствии с приложением к Порядку направлены предложения (№ Вн-ДС/1855) в департамент городской экономической политики Администрации города Омска по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, в том числе и бюджетных ассигнований в целях исполнения судебного решения по делу № 2-3520/2015. 15.06.2017 департаментом строительства направлены предложения (№ Вн-ДС/1441) в департамент городской экономической политики Администрации города Омска по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу города Омска на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, в том числе и бюджетных ассигнований в целях исполнения судебного решения по делу №2-3520/2015. Перечень объектов наружного освещения, планируемых к строительству на очередной год и плановый период, формируется исходя из бюджетных ассигнований, предусмотренных на строительство линий наружного освещения в городе Омске. Адресной инвестиционной программой города Омска на 2016 год, утвержденной Решением Омского городского Совета от 16.12.2015 № 402 «О бюджете города Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов», на строительство линий наружного освещения предусмотрено 1 132 149,36 рублей. Адресной инвестиционной программой города Омска на 2017 год, утвержденной Решением Омского городского Совета от 14.12.2016 № 492 «О бюджете города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», на строительство линий наружного освещения предусмотрено 9 500 616,09 рублей. Адресной инвестиционной программой города Омска на 2018 год, утвержденной Решением Омского городского Совета от 06.12.2017 № 19 «О бюджете города Омска на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» (далее - адресная инвестиционная программа города Омска на 2018 год), на строительство линий наружного освещения предусмотрено 19 063 132 рубля. В 2012-2017 гг. районными судами города Омска вынесено 38 судебных решений в отношении Администрации города Омска в лице департамента городского хозяйства Администрации города Омска и департамента строительства об обязании построить 64 объекта наружного освещения. Потребность в бюджетных ассигнованиях на исполнение судебных решений составляет ориентировочно 300 000 000 рублей. Ассигнования на строительство линий наружного освещения в городе Омске включаются в бюджет города Омска в соответствии с реестром судебных решений, сформированным по срокам принятия судебных решений. В адресную инвестиционную программу города Омска на 2016 год, в адресную инвестиционную программу города Омска на 2017 год, в адресную инвестиционную программу города Омска на 2018 год в пределах выделенного финансирования, включены объекты наружного освещения, обязанность строительства которых предусмотрена судебными решениями, вынесенными в 2012, 2013 гг. Судебное решение по делу № 2-3520/2015, предусматривающее обязанность Администрации города Омска осуществить строительство линии наружного освещения на участке дороги в районе многоквартирных домов <адрес>, № <адрес> <адрес> в Реестре числится на 30 позиции. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ для проектирования и строительства линейных объектов, к которым относятся и объекты наружного освещения, необходимо наличие утвержденного проекта планировки территории и проекта межевания территории. Департамент архитектуры в своем письме от 21.12.2017 № Вн-ДАГ 06/14029 указал следующее. «В настоящее время проект межевания территории, расположенной в границах: <адрес> (территория №) в рамках муниципального контракта разрабатывает АО ТПИ «Омскгражданпроект». Многоквартирные жилые дома <адрес> расположены в границах указанной территории. Подготовка проекта межевания территории № должна быть завершена в течение первого полугодия 2018 года.». Направление указанных писем и совершение иных действий свидетельствует о том, что Администрация города Омска в целом и структурные подразделения Администрации города Омска в частности не уклоняются от исполнения судебного решения по делу № 2-3520/2015, а предпринимают все необходимые действия для его надлежащего исполнения. Определением от 17.01.2018 Администрации города Омска предоставлена отсрочка исполнения судебного решения по делу № 2-3520/2015 до 31.12.2018. Органы местного самоуправления обязаны расходовать денежные средства в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В целях определения подрядчика на выполнение проектно-изыскательских работ в порядке, установленном Федеральным законом № 44-ФЗ, проводится открытый конкурс. С момента размещения извещения о проведении открытого конкурса до заключения контракта проходит ориентировочно два месяца. Срок разработки проектной документации, с учетом проведения инженерных изысканий, ориентировочно составляет шесть месяцев. Согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, срок проведения государственной экспертизы проектной документации определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать шестьдесят дней. В целях определения подрядчика на выполнение строительно-монтажных работ в порядке, установленном Федеральным законом № 44-ФЗ, проводится аукцион в электронной форме. С момента размещения извещения о проведении электронного аукциона до заключения контракта проходит ориентировочно полтора месяца. Срок строительства объекта наружного освещения ориентировочно составляет шесть месяцев. Также следует отметить, что проведение инженерных изысканий, необходимых для разработки проектной документации объекта, а также строительных работ в зимний период времени затруднительно. Таким образом, время, необходимое для проведения работ по строительству линий наружного освещения, ориентировочно составляет от 18 до 24 месяцев с момента выделения финансирования на данные цели. Полагают необходимым учитывать тот факт, что Администрация города Омска в лице своих структурных подразделений в своей деятельности по проектированию и строительству муниципальных линейных объектов ограничена не только бюджетным финансированием, порядком оформления исходно-разрешительной документации, но и процедурой, установленной Федеральным законом № 44-ФЗ. Считают, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась по характеру обязательства и условиям оборота в пределах своей компетенции Администрацией города Омска в лице своих структурных подразделений принимаются все меры для надлежащего исполнения судебного решения по делу № 2-3520/2015. Пропуск срока для добровольного исполнения требований судебного пристава-исполнителя является обоснованным и допустимым, поскольку пропуск данного срока не является фактом неисполнения требований судебного пристава-исполнителя.
Просит суд освободить Администрацию г. Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 34277/17/55007-ИП от 01.12.2017.
Представитель административного истца Администрации г. Омска Дядюн Л.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Старший помощник прокурора Центрального АО г. Омска Виджюнас А.Г. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель административного ответчика Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, возражений против иска не предоставил.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
По правилам ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Частью 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда г. Омска от 02.07.2015 № 2-3250/2015 на Администрацию г. Омска в лице департамента строительства Администрации города Омска возложена обязанность в срок до 01.11.2017 организовать наружное освещение автомобильных дорог на участке дороги в районе многоквартирных домов <адрес>
01.12.2017 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление в отношении должника Администрации г. Омска о возбуждении исполнительного производства № 34277/17/55007-ИП. Срок для добровольного исполнения требований установлен - 5 дней с момента получения должником копии данного постановления
(л.д. 15).
В связи с неисполнением требований постановлением судебного пристава-исполнителя от 12.12.2017 с Администрации г. Омска взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей (л.д. 16-17).
По смыслу закона, исполнительский сбор является мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с чч. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу ст. 55 Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом, наличие вины, как элемента субъективной стороны состава правонарушения, является одним из принципов юридической ответственности.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии вины в действиях должника по неисполнению требований исполнительного документа, в срок, установленный для добровольного исполнения, полагая, что должником в разумный срок были предприняты меры по выполнению требований исполнительного документа, и считает возможным удовлетворить требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Освободить Администрацию города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 34277/17/55007-ИП, возбужденному 01.12.2017 на основании исполнительного листа № ФС 005996022 по делу № 2-3520/2015, выданного Центральным районным судом г. Омска.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Омска.
Судья К.А. Яковлев
Мотивированное решение изготовлено 19.02.2018