НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область) от 30.09.2019 № 2-2222/19

копия

Дело № 2-2222/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Нижний Новгород 30 сентября 2019 года

Ленинский районный суд г.Н.Новгород в составе председательствующего судьи Шутова А.В., при секретарях ФИО4, ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского транспортного прокурора к ОАО «ФИО1 железные дороги» о возложении обязанности провести капитальный ремонт железнодорожных путей общего пользования,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ОАО «ФИО1 железные дороги» о возложении обязанности провести капитальный ремонт железнодорожных путей общего пользования по следующим основаниям.

Нижегородской транспортной прокуратурой с привлечением специалиста Приволжского управления Государственного железнодорожного надзора Ространснадзора проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта при модернизации (реконструкции) и содержании верхнего строения пути общего пользования в подразделениях Горьковской дирекции инфраструктуры - Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» (далее - Дирекция инфраструктуры).

В ходе проверки установлены нарушения требований законодательства в части соблюдения сроков проведения капитального ремонта железнодорожных путей общего пользования, находящихся на балансе Арзамасской, Дзержинской, Сергачской, Горький-Казанской, Шахунской, Лукояновской дистанций пути и Нижегородской дистанции инфраструктуры, являющихся структурными подразделениями Дирекции инфраструктуры.

В силу части 3 статьи 1 Федерального закона РФ от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорта в Российской Федерации» (далее -Закон), одним из важнейших принципов функционирования железнодорожного транспорта является безопасность оказываемых услуг.

Согласно части 2 статьи 20 Закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.

Порядок назначения и проведения капитального ремонта железнодорожных путей определен Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 № 286 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 16 Правил инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта, должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.

Ответственными за содержание и исправное техническое состояние сооружений и устройств железнодорожного транспорта с обеспечением сроков их службы, установленных нормативно-технической документацией, являются работники железнодорожного транспорта, непосредственно их обслуживающие.

Сроки проведения капитальных ремонтов в зависимости от пропущенного тоннажа и даты постройки пути, проведения последнего капитального ремонта либо реконструкции установлены Приложением № 1 «Правила назначения и проведения ремонтов и планово-предупредительной выправки железнодорожного пути» к Правилам.

В ходе проверки установлено, что ряд участков железнодорожных путей общего пользования, обслуживаемых и находящихся на балансе структурных подразделений Дирекции инфраструктуры, выработали установленные нормативы.

1. Так, на балансе <данные изъяты> пути находится участок железнодорожного пути Смагино - Каменище путь № 1 от 485 <данные изъяты>

На указанном участке пути ДД.ММ.ГГГГ допущено событие, связанное с безопасностью движения поездов, а именно излом рельса <данные изъяты> километр <данные изъяты> пикет). На момент излома рельса пропущенный тоннаж на указанном участке уже составлял <данные изъяты> миллиона тонн брутто (норматив <данные изъяты>).

Согласно техническому заключению событие квалифицировано как излом рельса под железнодорожным подвижным составом и отнесено по ответственности за Сергачской дистанцией пути.

2. На балансе Арзамасской дистанции пути находится участок железнодорожного пути Мухтолово-Балахониха путь от 373 километра <данные изъяты> метра.

На указанном участке пути ДД.ММ.ГГГГ допущено событие, связанное с безопасностью движения поездов, а именно излом рельса (<данные изъяты> километр <данные изъяты> пикет). На момент излома рельса пропущенный тоннаж на указанном участке уже составил <данные изъяты> тонн брутто (норматив 700).

Согласно техническому заключению событие квалифицировано как излом рельса под железнодорожным подвижным составом и отнесено по ответственности за Арзамасской дистанцией пути.

На указанном участке пути ДД.ММ.ГГГГ допущено событие, связанное с безопасностью движения поездов, а именно излом рельса (397 километр <данные изъяты> пикет). На момент излома рельса пропущенный тоннаж на указанном участке уже составил <данные изъяты> миллиона тонн брутто (норматив <данные изъяты>

Согласно техническому заключению событие квалифицировано как излом рельса под железнодорожным подвижным составом и отнесено по ответственности за Арзамасской дистанцией пути.

На указанном участке ДД.ММ.ГГГГ допущено событие, связанное с безопасностью движения поездов, а именно излом рельса (<данные изъяты> километр 4 пикет). На момент излома рельса пропущенный тоннаж на указанном участке уже <данные изъяты> миллиона тонн брутто (норматив 700).

Согласно техническому заключению событие квалифицировано как излом рельса под железнодорожным подвижным составом и отнесено по ответственности за Шахунской дистанцией пути.

На указанном участке ДД.ММ.ГГГГ допущено событие, связанное с безопасностью движения поездов, а именно излом рельса (427 километр 1 пикет). На момент излома рельса пропущенный тоннаж на указанном участке уже составил 1039,2 миллиона тонн брутто (норматив 700).

Согласно техническому заключению событие квалифицировано как излом рельса под железнодорожным подвижным составом и отнесено по ответственности за Арзамасской дистанцией пути.

На указанном участке ДД.ММ.ГГГГ допущено событие, связанное с безопасностью движения поездов, а именно излом рельса (439 километр 9 пикет). На момент излома рельса пропущенный тоннаж на указанном участке уже составил 1163,54 миллиона тонн брутто (норматив 700).

Согласно техническому заключению событие квалифицировано как излом рельса под железнодорожным подвижным составом и отнесено по ответственности за Арзамасской дистанцией пути.

Изучением технических заключений по указанным фактам изломов рельсов под подвижным составом установлено, что их причинами явилось ненадлежащее содержание пути, а также наличие дефектов рельс, которые при сплошном контроле съемными и мобильными дефектоскопными средствами не выявлены и выявлению не подлежат.

Таким образом, отсутствие замечаний при производстве осмотра пути либо его проверке средствами дефектоскопии не является безусловным подтверждение о его нормативного состояния.

На основании изложенного эксплуатация путей общего пользования с нарушением сроков проведения капитального ремонта создает непосредственную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций связанных с безопасностью движения железнодорожного транспорта, в том числе причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения перевозимых грузов, объектов железнодорожного транспорта, прилегающих объектов и территорий.

ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения выявленных нарушений начальнику Дирекции инфраструктуры прокуратурой внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства. По результатам рассмотрения представления меры по устранению указанных нарушений приняты не были, проведение капитального ремонта железнодорожных путей запланировано лишь на единичных участках Дирекции инфраструктуры.

Вместе с тем, не устранение перечисленных нарушений требований законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта создают угрозу жизни и здоровью пассажиров железнодорожного транспорта, а также безопасности грузовых перевозок, в том числе перевозок опасных грузов, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Надзор за исполнение законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта на поднадзорных объектах является одним из важнейших направлений деятельности транспортных прокуроров.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.

Согласно статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьями 38, 45, 131, 132 ГПК РФ, истец просит суд:

1. Возложить на ОАО «ФИО1 железные дороги» обязанность провести капитальный ремонт следующих участков железнодорожных путей общего пользования:

- Смагино - Каменище путь от 485 километра 500 метра до 492 километра 607 метра;

- Мухтолово-Балахониха путь от 373 километра 962 метра, до 377 километра 122 метра;

- Балахониха - ОП 408 км путь от 380 километра 260 метра до 407 километра 773 метра;

- Шеманиха - Уста путь от 696 километра 212 метра до 611 километра 416 метра;

- Трактовый-Бобыльская путь от 423 километра 676 метра до 438 километра 123 метра;

- станция Бобыльская путь от 438 километра 342 метра до 439 километра 571 метра.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения указанных действий.

В судебном заседании представитель истца поддержал свои исковые требования, просил установить срок совершения указанных действий не более одного года.

В судебном заседании представители ответчика просили в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. В случае удовлетворения требований истца, просит предоставить срок исполнения обязанности три года.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в качестве железнодорожных путей общего пользования определены железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.

Частью 1 ст. 15 названного Закона установлено, что железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.

Обязанность по обеспечению безопасных для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасности перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологической безопасности возложена на владельцев инфраструктуры, перевозчиков, грузоотправителей (отправителей) и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции (ч. 2 ст. 20 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").

Согласно п. 16 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 года N 286 инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.

В соответствии с п. 1 Приложения N 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации при технической эксплуатации все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) должны обеспечивать по прочности, устойчивости и состоянию безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.

Рельсы и стрелочные переводы на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования по мощности и состоянию должны соответствовать условиям эксплуатации (грузонапряженности, осевым нагрузкам и скоростям движения поездов) (п. 13 Правил).

В силу пункта 17 указанных Правил техническое обслуживание, ремонт (включая межремонтные сроки) к содержанию сооружений и устройств инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования обеспечивается в порядке, установленном, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования на основании норм и правил, а также технической документации.

Периодичность выполнения капитального ремонта установлена в таблице приложения к Правилам.

Периодичность и схемы выполнения ремонтов

и планово-предупредительной выправки железнодорожного пути

Код группы (специализация)

Класс пути

Периодичность выполнения капитального ремонта КРН, КРС (числитель - млн. тонн брутто, знаменатель - годы)

Ремонтные схемы - виды путевых работ и очередность их выполнения за межремонтный цикл

железобетонные шпалы

деревянные шпалы

новые материалы

старогодные материалы

новые материалы

старогодные материалы

В, С

1

700/20

КРН-В-П-С-В-П-КРН

П

1, 2, 3

700/30

КРН-В-П-С-В-П-КРН

600/18

КРН-В-С-В-П-КРН

3

-/35

КРС-В-В-С-В-П-КРС

-/18

КРС-В-С-В-П-КРС

О

1, 2

1400

КРН-В-В-РС-В-П-КРН

700

600

КРН-В-С-В-КРН

I

1, 2

1400

КРН-В-С-В-РС-В-П-КРН

700

600

КРН-В-С-В-КРН

II

1, 2

1400/30

КРН-В-С-В-РС-В-С-В-КРН

700/30

600/18

КРН-В-В-С-В-П-КРН

3

700/35

-/18

КРС-В-В-С-В-П-КРС

III, IV, V

1,2

700/30

600/18

КРН-В-В-С-В-П-КРН

3, 3С

-/35

-/18

КРС-В-В-С-В-П-КРС

4, 4С

-/35

-/20

КРС-В-В-С-В-П-КРС

-/40

-/25

КРС-В-В-С-В-П-КРС

Ремонт станционных железнодорожных путей и железнодорожных путей необщего пользования определяется по ремонтной схеме для главных железнодорожных путей в соответствии с классом железнодорожного пути.

Периодичность выполнения ремонта определяется по наработке тоннажа или продолжительности эксплуатации в годах, исчисляемых с момента строительства, реконструкции или последнего ремонта (далее - срок службы в годах), определяемых по назначенному ресурсу рельсов (сроку службы в годах), заявленному и установленному заводом-изготовителем на основании записи в ремонтной документации.

Нормы периодичности проведения капитального ремонта также установлены в таблице 5.1 Положения о системе ведения путевого хозяйства ОАО "ФИО1 железные дороги", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от ДД.ММ.ГГГГ N 857р. В числе таковых - пропущенный тоннаж не менее 700 млн. тонн брутто (аналогичные показатели в таблице 7.1 Технических условий на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от ДД.ММ.ГГГГ N 75р).

Из представленных сторонами доказательств следует, что на Горьковской железной дороге имеются участки пути с пропущенным тоннажем, требующие капитального ремонта.

Так, ряд участков железнодорожных путей общего пользования выработали установленные нормативы, а именно:

1. На балансе Сергачской дистанции пути находится участок железнодорожного пути Смагино - Каменище путь от 485 километра 500 метра до 492 километра 607 метра. На указанном участке пути ДД.ММ.ГГГГ допущено событие, связанное с безопасностью движения поездов, а именно излом рельса (490 километр 8 пикет). На момент излома рельса пропущенный тоннаж на указанном участке уже составлял 1022,4 миллиона тонн брутто (норматив 700).

2. На балансе Арзамасской дистанции пути находится участок железнодорожного пути Мухтолово-Балахониха путь от 373 километра 962 метра, до 377 километра 122 метра. На указанном участке пути ДД.ММ.ГГГГ допущено событие, связанное с безопасностью движения поездов, а именно излом рельса (376 километр 3 пикет). На момент излома рельса пропущенный тоннаж на указанном участке уже составил 984,23 миллиона тонн брутто (норматив 700).

3. На балансе Арзамасской дистанции пути находится участок железнодорожного пути Балахониха - ОП 408 км путь от 380 километра 260 метра до 407 километра 773 метра. На указанном участке пути ДД.ММ.ГГГГ допущено событие, связанное с безопасностью движения поездов, а именно излом рельса (397 километр 10 пикет). На момент излома рельса ропущенный тоннаж на указанном участке уже составил 1018,1 миллиона тонн брутто (норматив 700).

4. На балансе Шахунской дистанции пути находится участок железнодорожного пути Шеманиха - Уста путь от 696 километра 212 метра до 611 километра 416 метра. На указанном участке ДД.ММ.ГГГГ допущено событие, связанное с безопасностью движения поездов, а именно излом рельса (604 километр 4 пикет). На момент излома рельса пропущенный тоннаж на указанном участке уже составил 854,79 миллиона тонн брутто (норматив 700).

5. На балансе Арзамасской дистанции пути находится участок железнодорожного пути Трактовый-Бобыльская путь от 423 километра 676 метра до 438 километра 123 метра. На указанном участке ДД.ММ.ГГГГ допущено событие, связанное с безопасностью движения поездов, а именно излом рельса (427 километр 1 пикет). На момент излома рельса пропущенный тоннаж на указанном участке уже составил 1039,2 миллиона тонн брутто (норматив 700).

6. На балансе Арзамасской дистанции пути находится участок железнодорожного пути станция Бобыльская путь от 438 километра 342 метра до 439 километра 571 метра. На указанном участке ДД.ММ.ГГГГ допущено событие, связанное с безопасностью движения поездов, а именно излом рельса (439 километр 9 пикет). На момент излома рельса пропущенный тоннаж на указанном участке уже составил 1163,54 миллиона тонн брутто (норматив 700).

Представители ответчика не оспаривали в судебном заседании факт того, что указанные участки путей эксплуатируются с пропущенным тоннажем.

Более того, в дополнениях к письменным возражениям на иск представитель ответчика указывает, что на четырех из шести спорных участках путей ответчиком запланированы ремонты в период с 2019 г. по 2022 год, что дает суду основание полагать, что ответчик признает необходимость ремонта путей.

Учитывая требования нормативов и наличие основного критерия - наработка тоннажа, суд приходит к выводу о том, что спорные участки железнодорожного пути подлежат капитальному ремонту, поскольку невыполнение требований по своевременному планированию и проведению капитального ремонта участков дороги в нормативные сроки не отвечает требованиям безопасности их эксплуатации.

Указанные нарушения требований безопасности движения влекут угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, чрезвычайных ситуаций, причинение ущерба окружающей среде, а также создают потенциальную угрозу жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.

Суд также учитывает тот факт, что на спорных участках путей фиксировались изломы рельса, которые классифицировались работниками ответчика, проводившими проверки, как события, связанные с нарушением правил безопасности движения (л.д.17-57).

Доводы представителей ответчика о том, что для назначения капитального ремонта необходима совокупность основных и дополнительных критериев суд во внимание не принимает, так как они основаны на неправильном толковании норм, устанавливающих обязанности владельца пути.

Рассматривая довод ответчика о том, что после пропуска тоннажа законно не запрещается дальнейшая эксплуатация путей, если их состояние обеспечивает безопасность движения поездов, суд также не принимает его во внимание, поскольку истцом не ставится вопрос о запрете эксплуатации участков путей, а лишь о проведении их капитального ремонта.

Тот факт, что, как следует из пояснений представителей ответчика, за состоянием спорных путей ответчиком установлена многоуровневая система контроля, в том числе средствами диагностики пути и нарурного осмотра, не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности проведения в данном случае капитального ремонта спорных путей.

Таким образом, фактическое состояние участков железнодорожного пути общего пользования, указанных прокурором в иске, не обеспечивает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, принимая во внимание также факты происшествий в виде изломов рельс под железнодорожными подвижными составами, в связи с чем, такие участки пути требуют капитального ремонта.

Вопреки положениям статьи 56 ГПК РФ ОАО "РЖД" не представлено бесспорных и объективных доказательств безопасной эксплуатации спорных участков железнодорожных путей с пропущенным тоннажем, а также устранения выявленных прокурором нарушений.

Поскольку невыполнение требований законодательства по обеспечению безопасности движения на железнодорожном переезде может привести к наступлению неблагоприятных последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан, а факт эксплуатации путей с пропуском тоннажа нашел подтверждение в ходе рассмотрения гражданского дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования прокурора.

Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, с учетом характера допущенного ответчиком нарушения, социальной значимости установленной обязанности, необходимости предварительной подготовки производства работ, позиции истца и ответчика, определяет срок для совершения указанных действий - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

При этом суд также учитывает, что ОАО "ФИО1 железные дороги" не лишено возможности в дальнейшем обратиться в суд с заявлением в порядке ст. 203 ГПК РФ о предоставлении отсрочки исполнения решения суда при наличии доказательств, подтверждающих конкретные факты невозможности исполнения судебного акта в определенный в нем срок.

Поскольку истец в соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины составляет 6000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Нижегородского транспортного прокурора к ОАО «ФИО1 железные дороги» о возложении обязанности провести капитальный ремонт железнодорожных путей общего пользования удовлетворить.

Обязать ОАО "ФИО1 железные дороги" в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт следующих участков железнодорожных путей общего пользования:

- Смагино - Каменище путь от 485 километра 500 метра до 492 километра 607 метра;

- Мухтолово-Балахониха путь от 373 километра 962 метра, до 377 километра 122 метра;

- Балахониха - ОП 408 км путь от 380 километра 260 метра до 407 километра 773 метра;

- Шеманиха - Уста путь от 696 километра 212 метра до 611 километра 416 метра;

- Трактовый-Бобыльская путь от 423 километра 676 метра до 438 километра 123 метра;

- станция Бобыльская путь от 438 километра 342 метра до 439 километра 571 метра.

Взыскать с ОАО "ФИО1 железные дороги" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Ленинский районный суд г.Н.Новгород в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья подпись А.В. Шутов

Копия верна.

Судья А.В. Шутов

Справка: на ДД.ММ.ГГГГ решение не обжаловано, в законную силу не вступило.

Судья А.В. Шутов

Копия документа изготовлена ДД.ММ.ГГГГ

Секретарь судебного заседания ФИО4

Подлинный документ находится в материалах гражданского дела (УИД: 52RS0-94 ) в здании Ленинского районного суда г. Н. Новгород