Решение в окончательной форме изготовлено 27 марта 2020 года
УИД: 51RS0003-01-2020-000013-48
№ 2-332/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2020 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной В.А.,
при секретаре Халовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Мурманска к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
администрация г. Мурманска обратилась в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «СЗТУИО») о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки территории города Мурманска на предмет соблюдения правообладателями объектов, элементов благоустройства, земельных участков требования Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, Управлением Ленинского административного округа города Мурманска выявлены объекты Министерства обороны Российской Федерации, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: город Мурманск, проспект Героев-североморцев, дом № 93-95.
В ходе проверки территории округа, проведённой 23 октября 2019 года, установлено: на фасаде зданий (склада, штаба, КПП, казармы) имеются разрушения отделочного слоя, кирпичная кладка местами разрушена; в оконных рамах местами отдельными местами отсутствует остекление в здании казармы; адресный указатель отсутствует.
Правообладателем объектов недвижимого имущества на праве оперативного управления и земельного участка с кадастровым номером № по адресу: город Мурманск, проспект Героев-североморцев, дом № 93-95, на праве постоянного (бессрочного) пользования является ответчик ФГКУ «СЗТУИО».
До настоящего времени обязанность ответчика по поддержанию фасадов зданий в исправном и эстетическом состоянии не исполнена. Фасады здания находятся в неудовлетворительном состоянии, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Просит суд обязать ФГКУ «Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести фасады зданий (склада, штаба, КПП, казармы), расположенных на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: город Мурманск, проспект Героев-североморцев, дом № 93-95, в соответствие с требованиями, установленными Правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденными решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № 40-712, а именно: выполнить ремонтно-восстановительные работы по всей плоскости фасадов зданий, в том числе путем заполнения оконных проемов, в объеме необходимом для обеспечения целостности зданий; установить на фасадах зданий адресные указатели в соответствии с Правилами установки указателей наименований элементов улично-дорожной сети и номеров объектов адресации (адресных указателей) на территории города Мурманска, утвержденными постановлением администрации города Мурманска от 15 мая 2015 года № 1264.
Определением суда от 04 февраля 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства представитель истца уточнила заявленные исковые требования, просила обязать ФГКУ «Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести фасады зданий (склада, штаба, КПП, казармы), расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: город Мурманск, проспект Героев-североморцев, дом № 93-95, в надлежащее техническое состояние, а именно: выполнить ремонтно-восстановительные работы по всей площади фасадов зданий, в том числе путем заполнения оконных проемов, в объеме необходимом для обеспечения целостности зданий; восстановить кирпичную кладку и отделочный слой фасадов в местах разрушения с последующей окраской по всей площади фасадов зданий, учитывая требования, установленные пунктами 7.1.1, 10.5.2 и 10.5.4 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № 40-712; установить на фасадах зданий адресные указатели в соответствии с требованиями, установленными пунктом 10.5.6.1 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № 40-712.
Представитель истца администрации города Мурманска ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала с учетом их уточнения, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также письменный отзыв, в котором с исковыми требованиями не согласился, указал, что указанное в исковом заявлении имущество учреждения находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления, а земельные участка на праве постоянного (бессрочного) пользования. Функции собственника имущества в структуре Министерства обороны Российской Федерации распределены между различными департаментами, управлениями, учреждениями. При этом учреждение не уполномочено на содержание имущества, не финансируется, не финансируется в установленном законом порядке. Денежные лимиты на проведение работ, направленных на содержание объектов Министерства Обороны Российской Федерации, не обеспеченные бюджетными средствами, учреждение принимать не вправе. Поскольку в штате Учреждения отсутствуют специалисты, обладающие необходимыми знаниями и квалификации, то для выполнения любых работ по содержанию имущества требуется заключение соответствующего государственного контракта. Полномочия по заключению государственных контрактов по обслуживанию земельных участков, закрепленных за Учреждением, не предусмотрены. В тоже время, в соответствии с поручением Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 22 декабря 2016 года № 144/41117 в случае расположения нарушенного земельного участка вне границ лесничеств Минобороны России работы по его рекультивации проводятся ФГУП «Оборонпромэкология» Минобороны России за счет бюджетных ассигнований, выделенных штабу МТО в рамках приказа министра обороны РФ от 14 сентября 2015 года № 530 «Об утверждении Положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации». Учреждение не наделено полномочиями по восстановлению земельных участков, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и, как следствие, не может привести территорию земельных участков в надлежащее санитарное состояние.
Ответчик Министерство обороны Российской Федерации своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 80), об уважительности причин неявки суду не сообщил, возражений по существу исковых требований не направил.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота», Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили, возражений по существу исковых требований не направили.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки территории города Мурманска на предмет соблюдения правообладателями объектов, элементов благоустройства, земельных участков требования Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск выявлены объекты Министерства обороны Российской Федерации, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: город Мурманск, проспект Героев-североморцев, дом № 93-95.
По результатам проверки комиссией Управления Ленинского административного округа администрации города Мурманска 23 октября 2019 года составлен акт обследования территории. В ходе проверки установлено, что на фасаде зданий (склада, штаба, КПП, казармы) имеются разрушения отделочного слоя, кирпичная кладка местами разрушена; в оконных рамах местами отдельными местами отсутствует остекление в здании казармы; адресный указатель отсутствует (л.д. 9).
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации № 1381 от 18 августа 2011 года земельный участок с кадастровым номером № (ориентир: здание - в границах участка; почтовый адрес ориентира: город Мурманск, проспект Героев-североморцев, дом № 95), площадью 79500 кв.м, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «СЗТУИО» (л.д. 67, 68).
Данное обстоятельство также подтверждено актом приема-передачи к указанному выше приказу № 1381 от 18 августа 2011 года, в соответствии с которым ответчик ФГКУ «СЗТУИО» приняло указанное имущество (л.д. 68 оборот, 69).
Указанные сведения также содержатся в выписках из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка кадастровым номером № (л.д. 20-25).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что ответчик ФГКУ «СЗТУИО» является правообладателем земельного участка с кадастровым номером № по адресу: город Мурманск, Героев-североморцев, дом № 93-95, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность собственность земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). Эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации. Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.
Часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечении и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Статья 17.1 указанного закона предусматривает, что органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 16 указанного закона к вопросам местного значения городского поселения, сельского поселения и городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Статья 45.1 указанного закона предусматривает, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы, в том числе внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территорий относится к градостроительной деятельности.
Под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из анализа приваленных норм права следует, что правила благоустройства соответствующего муниципального образованию устанавливают единые и обязательные для исполнения на территории данного муниципального образования требования к сфере благоустройства.
Контроль за соблюдением правил благоустройства муниципального образования относится к вопросам местного значения, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом
№ 131-ФЗ осуществляется, в том числе органами местного самоуправления.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № 40-712 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск.
Разделом 7 указанных правил установлены требования к облику зданий различного назначения и разной формы собственности.
Пункт 71. устанавливает требования к внешнему виду фасадов объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 10.5.6.1 указанных правил все здания и (или) сооружения должны иметь адресные указатели установленного образца. Размеры, варианты технического исполнения адресных указателей, применяемые шрифты, места размещения указателей элементов улично-дорожной сети и указателей номеров домов определяются Правилами установки указателей наименований элементов улично-дорожной сети и номеров объектов адресации (адресных указателей) на территории города Мурманска, утвержденными постановлением администрации города Мурманска от 15 мая 2015 года № 1264.
Не допускается размещение рядом с адресным указателем выступающих вывесок, консолей, а также объектов, затрудняющих его восприятие.
Правообладателями, лицами, ответственными за содержание земельных участков, объектов и элементов благоустройства являются физические и (или) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, владеющие объектами и элементами благоустройства на праве собственности, ином законном основании либо осуществляющие содержание объектов и элементов благоустройства, включая работы по их восстановлению и ремонту на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником (пункт 10.1.3).
Судом в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что до настоящего времени обязанность ответчика по поддержанию фасадов зданий в исправном и эстетическом состоянии не исполнена. Фасады здания находятся в неудовлетворительном состоянии, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Доказательств обратного, как того требуют положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом указанных выше обстоятельств, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Определяя орган, которому надлежит принять необходимые меры, по приведению фасадов зданий в надлежащее состояние, суд исходит из следующего.
В судебном заседании установлено, что ФГКУ «СЗТУИО» является правообладателем земельного участка с кадастровым номером № по адресу: город Мурманск, проспект Героев-североморцев, дом № 93-95, на праве постоянного (бессрочного) пользования является ответчик ФГКУ «СЗТУИО», в связи с чем, именно на указанный орган должна быть возложена ответственность по исполнению решения суда.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец просит обязать ответчика не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, по приведению фасадов зданий в надлежащее состояние.
В целях реального исполнения судебного акта, учитывая объем работ, которые необходимо выполнить ответчику, суд находит установленный истцом срок для выполнения работ разумным и достаточным. Ответчиком возражений по сроку проведения работ не заявлено, доказательств невозможности проведения необходимых ремонтных работ с надлежащим качеством в указанный период времени ответчиком не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования администрации города Мурманска к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда привести фасады зданий (склада, штаба, КПП, казармы), расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: город Мурманск, проспект Героев-североморцев, дом № 93-95, в надлежащее техническое состояние, а именно:
- выполнить ремонтно-восстановительные работы по всей площади фасадов зданий, в том числе путем заполнения оконных проемов, в объеме необходимом для обеспечения целостности зданий;
- восстановить кирпичную кладку и отделочный слой фасадов в местах разрушения с последующей окраской по всей площади фасадов зданий, учитывая требования, установленные пунктами 7.1.1, 10.5.2 и 10.5.4 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № 40-712;
- установить на фасадах зданий адресные указатели в соответствии с требованиями, установленными пунктом 10.5.6.1 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № 40-712.
В удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья В.А. Засыпкина