НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 10.07.2020 № 2-1638/20

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Мурманск

10 июля 2020 года

Ленинский районный суд города Мурманска в составе судьи Завражнова М. Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Величко Е. М. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в защиту интересов Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «ТК Автолайнер» о возложении обязанности представить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска сведения о страховом стаже застрахованных лиц.

Заслушав доклад судьи, объяснение представителя истца Овчинниковой Е. С., исследовав письменные доказательства по делу, Ленинский районный суд города Мурманска

установил:

прокурор Ленинского административного округа города Мурманска обратился в Ленинский районный суд города Мурманска с указанным иском, в котором просил возложить на общество с ограниченной ответственностью «ТК Автолайнер», являющееся в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком страховых взносов, обязанность исполнить требование абзаца первого пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу представить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 6 декабря 2018 года № 507п, за 2019 год.

Как видно из искового заявления прокурора, в обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что названной организацией не исполнена обязанность, предусмотренная абзацем первым пункта 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 8, пунктами 1 и 2 статьи 11 Федерального закона
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», по представлению в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска сведений о страховом стаже застрахованных лиц по установленной форме и в установленный срок. Данное обстоятельство выявлено по результатам проведенного прокуратурой Ленинского административного округа города Мурманска анализа (как сказано в самом исковом заявлении) исполнения пенсионного законодательства. В подтверждение данного обстоятельства прокурором вместе с исковым заявлением представлено письмо Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске, к которому приложен список страхователей, не представивших названные сведения по установленной форме за 2019 год по состоянию на 20 апреля 2020 года, и в который включен ответчик.

Также в исковом заявлении прокурора указано следующее: применительно к заявленным исковым требованиям интересы Российской Федерации заключаются в осуществлении государственной власти через соответствующий государственный орган (государственное учреждение) в лице Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска, в том числе по управлению средствами пенсионного страхования Российской Федерации, и неисполнение организацией требования пенсионного законодательства по представлению сведений о страховом стаже застрахованных лиц по установленной форме свидетельствует о нарушении интересов Российской Федерации. При этом в исковом заявлении отмечается следующее: непредставление организацией данных сведений препятствует осуществлению Пенсионным фондом Российской Федерации возложенных на него контрольных функций и не отвечает целям индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренным статьей 3 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В качестве выбранного способа защиты названных интересов прокурор ссылался на абзацы восьмой и четырнадцатый статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие защиту гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре или иными способами, предусмотренными законом.

Для участия в судебном разбирательстве дела в судебное заседание явился представитель истца, который заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика для участия в судебном разбирательстве дела в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Представитель третьего лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска для участия в судебном разбирательстве дела в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В порядке подготовке настоящего дела к судебному разбирательству третьему лицу на основании определения судьи предлагалось представить сведения о соблюдении органом Пенсионного фонда Российской Федерации отдельных положений Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», предусматривающих разрешение споров по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета в судебном порядке только в том случае, если иное не предусмотрено данным федеральным законом (статья 18), а также положений этого же федерального закона, устанавливающих применительно к указанной статье внесудебную форму принуждения страхователя к исполнению обязанностей, предусмотренных названным федеральным законом (статья 17), и положений, предусматривающих право органа Пенсионного фонда Российской Федерации требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений во внесудебном порядке (абзац второй статьи 16). Определение судьи Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска проигнорировано.

При рассмотрении и разрешении настоящего дела суд установил следующие фактические обстоятельства по этому делу.

Общество с ограниченной ответственностью «ТК Автолайнер» зарегистрировано в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска с 5 декабря 2017 года, о чем свидетельствуют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, выписка из которого представлена в дело.

Как видно из материалов настоящего дела, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска своевременного и правильного представления сведений, определенных Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в рамках своих полномочий, предусмотренных абзацем вторым статьи 16 данного федерального закона, от ответчика не требовало.

Ответчик к публично-правовой ответственности, предусмотренной
статьей 17 указанного федерального закона, не привлекался. В частности, финансовые санкции, применение которых предусмотрено частью 3
статьи 17 названного федерального закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего федерального закона, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска в отношении ответчика не применялись.

При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», должностным лицом Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска, установившим правонарушение, акт, составление которого в таком случае предусмотрено частью 6 названной статьи, не составлялся и не подписывался.

Решение о привлечении ответчика к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного абзацем вторым части 11 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», органом Пенсионного фонда Российской Федерации не принималось, финансовые санкции с ответчика органом Пенсионного фонда Российской Федерации не взыскивались. Меры, направленные на взыскание с ответчика сумм финансовых санкций в судебном порядке, органом Пенсионного фонда Российской Федерации не принимались.

Сведений о привлечении ответчика к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, также не имеется (часть 21 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Вместо этого Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска направлено письмо прокурору Ленинского административного округа города Мурманска от 21 апреля 2020 года № 10/3029, согласно которому ответчиком по настоящему делу сведения о страховом стаже застрахованных лиц
за 2019 год не представлены.

При таких фактических обстоятельствах настоящего дела суд пришел к следующему выводу.

Плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и указанные в пункте 1
статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации.

Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций устанавливает Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Согласно абзацу второму статьи 1 данного федерального закона застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице (абзац седьмой
статьи 1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 5 этого же федерального закона органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно подпунктам 10 и 11 пункта 2 статьи 6 названного федерального закона в общей части индивидуального лицевого счета указываются, среди прочего, периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В профессиональной части индивидуального лицевого счета указывается, среди прочего, продолжительность профессионального стажа (подпункт 3 пункта 4 статьи 6 названного федерального закона).

Общие правила представления сведений о застрахованных лицах и порядок хранения этих сведений устанавливается положениями статьи 8 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Так, абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 8 данного федерального закона установлено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 указанного федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 8 названного федерального закона сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела необходимо отметить, что форма «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц
(СЗВ-СТАЖ)» утверждена постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 6 декабря 2018 года № 507п.

Представление сведений о страховых взносах и страховом стаже установлено положениями статьи 11 Федерального закона
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Страхователи представляют предусмотренные пунктами 2-2.2 и 2.4 статьи 11 указанного федерального закона сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные
пунктом 2.3 данной статьи, – в налоговые органы по месту их учета.

Сведения о каждом работающем у страхователя застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы), предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователь представляет ежегодно не позднее
1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим федеральным законом).

При рассмотрении и разрешении настоящего дела суд установил, что обязанность, предусмотренная абзацем первым пункта 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 8, пунктами 1 и 2 статьи 11 Федерального закона
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», по представлению в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска сведений о страховом стаже застрахованных лиц по установленной форме и в установленный срок ответчиком не исполнена.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В этой связи суд полагает, что иск прокурора подлежит удовлетворению.

Государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Ленинский районный суд города Мурманска

решил:

иск прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в защиту интересов Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «ТК Автолайнер» о возложении обязанности представить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска сведения о страховом стаже застрахованных лиц удовлетворить полностью.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ТК Автолайнер» (ИНН 5190074825) в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу представить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 6 декабря 2018 года № 507п, за 2019 год.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ТК Автолайнер» (ИНН 5190074825) в пользу бюджета муниципального образования город Мурманск 300 рублей в счет возмещения уплаченной государственной пошлины.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска.

Судья

М. Ю. Завражнов