№2а-1537/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Магнитогорск 31 июля 2019 года
Ленинский районный суд города Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего Филимоновой А.О.,
при секретаре Радке Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области о возврате излишне уплаченного налога,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области, в котором просит возложить на ответчика обязанность возвратить из бюджета излишне уплаченный единый социальный налог, зачисляемый в ФСС РФ, в размере 60632,82 руб., излишне уплаченный налог на добавленную стоимость на товары и услуги, реализуемые на территории РФ, в размере 2435,67 руб., излишне уплаченный налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговой агент, в размере 19752 руб.
В обоснование требований указано, что решениями налогового органа от 25.05.2019 г. ему отказано в возврате излишне уплаченных налогов по причине пропуска трехлетнего срока с момента его уплаты, с которым он не согласен. Об имеющейся переплате он узнал 30.04.2019 г. из предоставленной ему справки.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования, указав, что за период его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя бухгалтерией занималось наемное лицо, контакты с которой у него в настоящий момент отсутствуют, в том числе она же проходила процедуру снятия его с учета в качестве ИП в 2012 году. ФИО1 допустил возможность получения от ИФНС уведомлений об имеющихся переплатах по налогам, которые он так же передавал бухгалтеру, не вникая в их суть.
Представитель административного ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности от 06.08.2018 г., имеющий высшее юридическое образование, в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, указал на пропуск административным истцом срока для предоставления заявления о возврате сумм исзлишне уплаченных налогов.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, 30.04.2019 г. ФИО1 выдана справка № 895339 «О состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей», согласно которой по данным ИФНС за ФИО1 числится переплата по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ (ЕСН), в размере 60632,82 руб., по налогу на добавленную стоимость на товары и услуги, реализуемые на территории РФ (НДС), в размере 2435,67 руб., по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговой агент (НДФЛ), в размере 19752 руб. (л.д. 13-15).
13.05.2019 г. ФИО1 обратился к административному ответчику с заявлениями о возврате излишне уплаченных налогов.
Решениями налогового органа от 25.05.2019 г. административному истцу было отказано в зачете (возврате) излишне уплаченных налогов со ссылкой на пропуск срока для подачи заявлений о зачете (возврате) налогов, который составляет 3 года с момента уплаты, с которыми ФИО1 не согласился.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Данному праву корреспондирует установленная пунктом 7 части 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации установлена административная процедура возврата налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в налоговый орган.
Согласно общедоступным сведениям сайта налоговой инспекции, ФИО1 (ИНН №) осуществлял предпринимательскую деятельность в период с 02.11.1999 г. по 03.07.2012 г., прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения.
В связи с осуществлением предпринимательской деятельности ФИО1 являлся плательщиком единого социального налога, зачисляемого в ФСС РФ, налога на добавленную стоимость на товары и услуги, реализуемые на территории РФ, налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговой агент.
Согласно представленным налоговым органом документам, переплата по НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, в размере 2435,67 руб. образовалась за 2004 – 2005 г.г., переплата по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ, в размере 60632,82 руб. образовалась в результате предоставления налогоплательщиком деклараций за 2006-2007 г.г., переплата по НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, в размере 19752 руб. образовалась по состоянию на 01.01.2012 г.
В связи с тем, что ФИО1 обратился в налоговый орган за пределами трехлетнего срока, предусмотренного для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога, - 13.05.2019 г., у налогового органа отсутствовали законные основания для удовлетворения таких заявлений, в связи с чем решения налогового органа от 25.05.2019 г. об отказе в зачете (возврате) налогов являются законными и обоснованными.
Трехлетний срок, установленный в ст. 78 НК РФ, регулирует сроки обращения заявителя в налоговый орган и не является сроком давности.
Указанная норма направлена не на ущемление прав налогоплательщика, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
Вышеназванная норма Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. При этом срок исковой давности, во всяком случае, не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.
В Письме Минфина России от 10.12.2007 N 05-2-05/481@ "О возврате переплаты ЕСН, зачисляемого в ФСС РФ" разъяснено, как производится возврат (зачет) излишне уплаченной суммы ЕСН, зачисляемого в ФСС РФ.
В указанном Письме указано, что по итогам налогового периода налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 29.12.2007 N 163н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения". По итогам каждого отчетного периода (квартал, полгода, девять месяцев) заполняется и представляется в налоговый орган расчет авансовых платежей по ЕСН, форма которого утверждена Приказом Минфина России от 09.02.2007 N 13н "Об утверждении формы расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения".
Сведения о том, что сумма произведенных расходов на цели обязательного социального страхования работников с учетом полученных возмещений от органов ФСС превысила начисленную сумму ЕСН в этот Фонд за соответствующий период, отражаются в налоговой декларации и расчетах авансовых платежей по данному налогу.
Из представленных административным ответчиком копий извещений № 2076 от 28.06.2006 г. и № 18828 от 27.08.2009 г., а также годовых деклараций по ЕСН за 2006 г. и 2007 г., поданных ФИО1 в налоговую инспекцию, следует, что административному истцу было известно о наличии у него переплаты по ЕСН и НДС, факт получения извещений о наличии переплаты им не отрицался. На предложение налогового органа о проведении совместной выверки уплаченных налогов, изложенное в текстах извещений, ФИО1 не отреагировал, в налоговый орган для сверки и написания заявления о зачете ( возврате) переплаты по налогам не явился.
Таким образом, истцом пропущен не только трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченных налогов, но и срок исковой давности для обращения в суд с иском о возврате излишне уплаченных ЕСН и НДС.
В силу п. 3 ст. 225 НК РФ общая сумма налога на доходы физических лиц исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Статьей 216 НК РФ установлено, что налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.
Согласно положениям п. 1 ст. 229 НК РФ, налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Учитывая, что переплата по НДФЛ у ФИО1 имелась по состоянию на 01.01.2012 г., то есть возникла во время осуществления административным истцом предпринимательской деятельности, ФИО1 имел возможность и должен был своевременно обратиться с заявлением о возврате переплаты по НДФЛ, проверить учтенные платежи и выявить переплату по налогу при принятии решения о прекращении деятельности в качестве ИП, регистрации прекращения деятельности.
Таким образом, срок исковой давности для обращения в суд с иском о возврате излишне уплаченного НДФЛ пропущен истцом без уважительных причин, что является основанием для отказа в удовлетворении иска в указанной части.
Ссылка административного истца на то, что отчетностью, расчетами с налоговой инспекцией, регистрацией прекращения деятельности в качестве ИП занималась его бухгалтер, а он не вникал в суть направляемых ему налоговым органом документам, не является основанием для признания ФИО1 пропустившим срок исковой давности для защиты своих прав по уважительным причинам.
При таких обстоятельствах, с учетом сделанных судом выводов о пропуске ФИО1 срока для обращения в суд с иском о возврате излишне уплаченных ЕСН, НДС и НДФЛ, исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области о возврате излишне уплаченного налога - отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 5 августа 2019 года