Дело № 2а-2075/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Магнитогорск 05 ноября 2019 года
Ленинский районный суд города Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего Филимоновой А.О.,
при секретаре Благодатной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Челябинской области к Гайнетдинову Р.Ф. о взыскании недоимки по налогам и сборам,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 17 по Челябинской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 17 по Челябинской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Гайнетдинова Р.Ф. недоимку по налогам, сборам и пени в сумме 32567,64 руб., а именно: пени в размере 53,18 руб. за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности в качестве адвоката, учредившего адвокатский кабинет, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2018 г. в размере 5 840 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов в ФФОМС в размере 21,23 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2018 г. в размере 26 545 руб. и пени за несвоевременную уплату страховых взносов в ПФ РФ в размере 108,23 руб.
В обоснование административного иска указано, что Гайнетдинов Р.Ф. является плательщиком страховых взносов, НДФЛ, поскольку осуществляет деятельность в качестве адвоката, учредившего адвокатский кабинет. На дату составления иска налогоплательщиком не в полном объеме исполнены требования от 18.01.2019 г. № 1697 и от 28.01.2019 г. № 701.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явился.
Административный ответчик Гайнетдинов Р.Ф. при надлежащем извещении в судебном заседании участия не принял, представил письменный отзыв на административный иск, в котором указал на повторное обращение налогового органа за взысканием указанных в административном иске платежей.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования налогового органа подлежат частичному удовлетворению.
В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее -контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», действующего на момент возникновения задолженности, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В силу п. п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
На основании статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда РФ, Федерального Фонда обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно Федеральному закону № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (часть 1 статьи 10); расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 16); страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01 января 2017 года Закон № 212-ФЗ утратил силу. Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с указанной даты регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса РФ, которая содержит аналогичные положения.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с положениями ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 ст. 232 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Гайнетдинов Р.Ф. осуществляет деятельность в качестве адвоката с образованием адвокатского кабинета, в связи с чем является плательщиком налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в порядке ст. 227 НК РФ, а также в силу положений Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», а с 01.01.2017 г. в силу главы 34 НК РФ плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с положениями ст. 227 и 229 НК РФ адвокаты, осуществляющие деятельность с образованием адвокатского кабинета, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Решением налогового органа № 26241 от 19 октября 2018 года адвокат Гайнетдинов Р.Ф. был привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, а именно за неуплату суммы НДФЛ за 2017 г. в результате занижения налоговой базы, ему назначен штраф в размере 3859,80 руб., начислена сумма НДФЛ за 2017 г. в размере 19299 руб., начислены пени по состоянию на 19.10.2018 г. в размере 267,16 руб. (л.д. 15-19). Решение налогового органа административным ответчиком в установленном законом порядке обжаловано не было.
В связи с неисполнением в полном объеме возложенной указанным решением налогового органа обязанности по уплате НДФЛ за 2017 г. административному ответчику были начислены пени за период с 14.12.2018 г. по 27.01.2019 г., выставлено требование об уплате налогов, сборов и пени № 701 от 28.01.2019 г. со сроком исполнения до 15.02.2019 г.
Кроме того, судом установлено, что административный ответчик свою обязанность по своевременной уплате страховых взносов (в ФФОМС и в ПФ РФ) за 2018 г. не исполнил, в связи с чем ему начислены пени на сумму недоимки по страховым взносам, выставлено требование № 1697 от 18.01.2018 г. со сроком исполнения до 07.02.2019 г. (л.д. 12).
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В установленный законом срок, а именно 22.04.2019 г. налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Гайнетдинова Р.Ф. недоимки, а после отмены определением мирового судьи от 24.04.2019 г., действуя в соответствии с абз.2 п. 3 ст. 48 НК РФ, налоговый орган в течение 6 месяцев с момента отмены судебного приказа 25.09.2019 г. обратился в суд с административным иском о взыскании штрафов.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение и исследовав доказательства, представленные налоговым органом, суд приходит к выводу о том, что административным истцом соблюдена установленная налоговым законодательством процедура взыскания с административного ответчика недоимки по налогам, страховым взносам и пени за несвоевременную уплату страховых взносов и налогов: требование об уплате указанного налога и пени направлены налогоплательщику по месту его жительства (регистрации) заказной почтой в установленный законодательством о налогах и сборах срок, и в силу положений пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма, срок для обращения с заявлением о взыскании недоимки в судебном порядке, предусмотренный п. 3 ст. 48 НК РФ, административным истцом не пропущен.
Вместе с тем, суд не может согласиться с размером начисленных Гайнетдинову Р.Ф. пени по следующим основаниям.
В обоснование административного иска налоговым органом указано на неисполнение Гайнетдиновым Р.Ф. требований от 18.01.2019 г. № 1697 и от 28.01.2019 г. № 701, в которые включены следующая недоимка:
- в требование № 1697 от 18.01.2019 г.: недоимка по страховым взносам в ФФОМС за 2018 г. в размере 5840 руб., недоимка по страховым взносам в ПФ РФ в размере 26545 руб., пени в сумме 53,46 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов в ФФОМС за период с 14.12.2018 г. по 17.01.2019 г., начисленные на недоимку за 2017 г. и 2018 г., и пени в сумме 265,85 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов в ПФ РФ за период с 14.12.2018 г. по 17.01.2019 г., начисленные на недоимку за 2017 г. и 2018 г.;
- в требование № 701 от 28.01.2019 г.: пени за несвоевременную уплату НДФЛ за период с 14.12.2018 г. по 27.01.2019 г., пени в сумме 26,94 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов в ФФОМС за период с 18.01.2019 г. по 27.01.2019 г., начисленные на недоимку за 2017 г. и 2018 г., и пени в сумме 129,03 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов в ПФ РФ за период с 18.01.2019 г. по 27.01.2019 г., начисленные на недоимку за 2017 г. и 2018 г.
Решением Ленинского районного суда г. Магнитогорска от 18.03.2019 г., с учетом вынесенного 04.06.2019 г. апелляционного определения, налоговому органу отказано во взыскании с Гайнетдинова Р.Ф. недоимки по страховым взносам в ФФОМС и в ПФ РФ за 2017 г. и начисленных на такую недоимку пени.
На это же решение суда ссылается административный ответчик в своих возражениях. Между тем, доводы административного ответчика безосновательны, поскольку периоды начисления недоимки по страховым взносам и пени не совпадают.
Однако, как следует из требований от 18.01.2019 г. № 1697 и от 28.01.2019 г. № 701 и приложенных к ним расчетам, пени, включенные в указанные требования, начислены, в том числе, на недоимку по страховым взносам за 2017 г., во взыскании которых решением суда от 18.03.2019 г. отказано. Таким образом, частично пени истцом начисляются незаконно.
С учетом изложенного, размер законно начисленных Гайнетдинову Р.Ф. пени составляет: за несвоевременную уплату страховых взносов в ПФ РФ – 123,44 руб. (54,86 руб. за период с 10.01.2019 г. по 17.01.2019 г., 68,58 руб. – за период с 18.01.2019 г. по 27.01.2019 г. при начислении на недоимку за 2018 г.), за несвоевременную уплату страховых взносов в ФФОМС – 27,16 руб. (12,07 руб. за период с 10.01.2019 г. по 17.01.2019 г., 15,09 руб. – за период с 18.01.2019 г. по 27.01.2019 г. при начислении на недоимку за 2018 г.).
Однако, учитывая, что налоговым органом заявлены требования о взыскании с Гайнетдинова Р.Ф. пени в меньшем размере, чем произведенный судом расчет, суд, руководствуясь ч. 1 ст. 178 КАС РФ, полагает возможным взыскать с Гайнетдинова Р.Ф. указанный в административном иске размер пени: за несвоевременную уплату страховых взносов в ПФ РФ – 108,23 руб., за несвоевременную уплату страховых взносов в ФФОМС – 21,23 руб.
Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета.
В силу ч.1 ст. 114 КАС РФ с Гайнетдинова Р.Ф. следует взыскать госпошлину в размере 1177,03 руб. в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Гайнетдинова Р.Ф., зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области недоимку в сумме 32567,64 рублей, а именно: пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности в качестве адвоката, учредившего адвокатский кабинет, в размере 53,18 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2018 г. в размере 5 840 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов в ФФОМС за период с 10.01.2019 г. по 27.01.2019 г. в размере 21,23 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2018 г. в размере 26 545 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов в ПФ РФ за период с 10.01.2019 г. по 27.01.2019 г. в размере 108,23 руб.
Взыскать с Гайнетдинова Р.Ф. государственную пошлину в размере 1177,03 рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 18 ноября 2019 года.