НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область) от 28.04.2022 № 2А-3053/2021

Дело № 2а- 415/2022 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2022 г. г. Иваново

Ленинский районный суд города Иваново в составе председательствующего судьи Уенковой О. Г., при ведении протокола секретарем Гусейновой Л.В.,

с участием представителя истца ФИО1,

ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново административное дело

по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново к ФИО2 о взыскании налога и пени,

установил:

ИФНС России по городу Иваново обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику по тем основаниям, что мировым судьей судебного участка №1 Ленинского района города Иваново 31.08.2021 было вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности по страховым взносам, налогу и пени.

ФИО2 является адвокатом, в связи с чем на основании пп.2 п. 1 ст. 419 НК РФ, пп.1 п.3.4, ст.23 НК РФ обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В результате осуществления контроля за уплатой страховых взносов у административного ответчика ФИО2 выявлена недоимка по страховым взносам в сумме 40874 руб., в том числе:

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС за 2020г. в сумме 8426 руб.

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2020г. в сумме 32 448 руб.

В соответствии со ст. ст. 57, 75 НК РФ на задолженность (несвоевременно погашенную задолженность) начислены пени по страховым взносам в сумме 98,44 руб., в том числе:

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС в сумме 20,29 руб. за период с 01.01.2021-17.01.2021;

- пени по страховым взносам на пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 78,15 руб. за период с 01.01.2021-17.01.2021.

Также ФИО2 28.08.2020 представлена в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Иваново налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2019 г. сумма к уплате в бюджет по декларации составила 5496 руб.

В соответствии с пп.2 п.1 ст. 227 НК РФ нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

В соответствии с п.6 ст. 227 Налогового кодекса РФ общая сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля, следующего за истекшим налоговым периодом.

ФИО2 налог на доходы физических лиц за 2019г. год в сумме 5496 руб. не уплатил. На основании ст.ст. 57,75 НК РФ за просрочку уплаты налога начислены пени в сумме 43,33 руб. за период с 16.07.2020 по 08.09.2020.

На основании ст. ст. 69,70 НК РФ ответчику было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Согласно п.6 ст.69 НК РФ требование об уплате задолженности считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

До настоящего времени указанные суммы в бюджет не поступили.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 23, 31, 48 НК РФ, ст.ст. 286, 287 Кодекса административного судопроизводства РФ, ИФНС России по г. Иваново просит суд: взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС за 2020г. в сумме 8426 руб.; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2020г. в сумме 32 448 руб.; задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС в сумме 20,29 руб. за период с 01.01.2021-17.01.2021; задолженность по пени по страховым взносам на пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 78,15 руб. за период с 01.01.2021-17.01.2021; задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2019г. в сумме 5496 руб.; задолженность по пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 43,33 руб.; госпошлину в установленном порядке.

Кроме того, административный истец отмечает, что на момент подачи заявления о вынесении судебного приказа Инспекцией пропущен процессуальный срок обращения за принудительным взысканием по требованию по состоянию на 09.09.2020 (пропуск срока 7 дней), который обусловлен уважительными причинами, так как в сроки, установленные законом для принудительного взыскания в судебном порядке, у Инспекции отсутствовали ресурсы на реализацию процедуры взыскания в полном объеме, в связи с оформлением большого объема претензионно-искового материала к налогоплательщикам, не уплачивающим налоги в установленные законодательством РФ сроки, а также в связи с изменениями законодательства о страховых взносах с возложением соответствующей обязанности по их взиманию на налоговые органы с 2017г. влекут увеличение соответствующей нагрузки на налоговые органы. В связи с изложенным, просил восстановить пропущенный по уважительной причине срок. Отмечал, что по требованию № по состоянию на 18.01.2021 Инспекцией срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа не пропущен, так как срок истекает 16.09.2021.

Дополнительно представителем Инспекции даны пояснения о том, что доводы плательщика об освобождении от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020г. в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2020 N 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 502-ФЗ) являются не состоятельными, поскольку Федеральный закон от 30.12.2020 N 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 502-ФЗ), вступил в законную силу с 10.01.2021, следовательно, распространяется на правоотношения, возникшие только в 2021г.

Инспекция также полагала несостоятельными доводы плательщика о том, что при наличии у него договора добровольного медицинского страхования (ДМС), он не обязан платить страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС), поскольку согласно пп.2 п. 1 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой

В соответствии со статьей 430 Кодекса плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

Согласно п.1 ст.432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с и. 2 статьи 432 Кодекса суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса.

Согласно с п. 1 ст.430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают, страховые взносы в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Таким образом, ФИО2 обязан уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование с момента присвоения ему статуса адвоката и до момента прекращения статуса адвоката.

Относительно требований о взыскании налога на доходы физических лиц в сумме 5496 руб. Инспекцией даны пояснения о том, что 30.10.2020 ФИО2 была произведена уплата налога на доходы физических лиц в сумме 5496 руб.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии со ст.45 НК РФ является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщиком задолженность по налогу на доходы физических лиц на основании требований, где указаны налоговый период и основание платежа, и приложенных к ним квитанций установленной формы оплачена не была.

Между тем, в соответствии с п.7 ст.45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с Правилами заполнения поручений. Указанные Правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Правила указания информации, идентифицирующий платеж о переводе денежный средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами, утверждены Приказом Минфина России от 12.11.2013 №107н. (в редакции от 14.09.2020).

Так, в соответствии с правилами в реквизите «107» при погашении отсроченной задолженности в показателе налогового периода в формате «день.месяц.год» указывается конкретная дата, которая взаимосвязана с показателем основания платежа.

Согласно приложению №2 Приказа Минфина России от 12.11.2013 №107н. (в редакции от 14.09.2020). Показатели используются для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах. При проводке операций уплаты в КРСБ выполняется анализ на соответствие основания платежа, налогового периода платежа, и срока уплаты начисленных сумм, приоритетность зачета формируется в соответствии с идентичными реквизитами.

Налогоплательщик при уплате задолженности по налогу на доходы физических лиц воспользовался реквизитами платежного документа к требованию по состоянию от 26.07.2019, изменив сумму, подлежащую уплате - 5496 руб. и указав в поле «назначения платежа - НДФЛ за 2019г. В связи с тем, что по данному требованию уплата была проведена ранее - 09.09.2019, поступивший платеж был зачтен в счет погашения недоимки с наиболее ранними сроками уплаты, а именно за 2014г.

Таким образом, отсутствие необходимых реквизитов либо неправильное указание индекса документа, номера документа, даты документа и налогового периода, за который уплачиваются налог, привело к тому, что данный платеж был зачтен программным обеспечением в более ранние по хронологии сроки по задолженностям, которые налогоплательщиком также не оплачены.

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, в иске просил полностью отказать по тем основаниям, что 27 декабря 2021 г. ИФНС по г. Иваново к нему предъявлены исковые требования о взыскании с него в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени по страховым взносам; задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2020 г., пени; задолженности по НДФЛ за 2019 г. и пени.

Административной ответчик настаивал, что НДФЛ за 2019 г. им уплачен, что подтверждено предъявленными суду платежными документами от 30.10.2020 в сумме 5496 руб. В связи с чем иск в данной части о взыскании налога и пени по НДФЛ не подлежит удовлетворению.

Что касается требований о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, административный ответчик указал, что ДД.ММ.ГГГГ года он является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 №223-0, страхователи, являющиеся военными пенсионерами, не обязаны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, поскольку отсутствовал правовой механизм, гарантирующий лицам данной категории равные с иными страхователями права в вопросах пенсионного обеспечения при одновременном получении военной пенсии.

В дальнейшем Законодателем предпринимались определенные меры по исполнению требований вышеуказанного Определения Конституционного Суда РФ, в частности, принятие Закона от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ, изменяющее частично пенсионное законодательство в части предоставления права адвокатам-военным пенсионерам на одновременное получение пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Принимались и иные законодательные акты, так или иначе пытавшиеся урегулировать пенсионное законодательство в данной сфере, не учитывая предыдущих решений Конституционного Суда РФ. В связи с нерасторопностью Законодателя по исполнению решений Конституционного Суда РФ, создалась судебная практика по возобновлению взысканий в ПФР с адвокатов-военных пенсионеров, вопреки неисполненным и изданным ранее решениям Конституционного Суда РФ и данные законы не отвечали всем требованиям Конституционного Суда РФ и не устраняли выявленных проблем в законодательстве.

В пункте 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 28.01,2020 № 5-П Конституционный Суд Российской Федерации признал те же положения указанного законодательства не соответствующими статьям 7 (часть 1), 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В Постановлении № 5-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на пробелы в перечисленных нормах законодательства, допущенные федеральным законодателем, в части того, что условия для возникновения права на получение страховой пенсии по старости адвокатами из числа военных пенсионеров и приравненных к ним лиц при недостижении индивидуального пенсионного коэффициента заданной величины (не менее 30) и неприобретении страхового стажа необходимой продолжительности (не менее 15 лет) не позволяют рассчитывать указанным лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), на получение страховой пенсии по старости, при том что указанными лицами в период осуществления ими деятельности в качестве адвокатов добросовестно уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. То есть, при недостижении указанных условий адвокаты из числа военных пенсионеров и приравненных к ним лиц лишаются права на получение второго вида пенсии - страховой пенсии по старости.

Административный ответчик полагал, что при наличии возраста более 65 лет, отсутствии страхового стажа и, соответственно, в отсутствии наличия индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 баллов, он в любом случае лишается права на получение страховой пенсии по старости. С учетом этого, со стороны истца (налоговой инспекции) при известных ей персональных данных ответчика и невозможности получения им трудовой пенсии или дополнительной пенсии к военной пенсии, и тем более, получить более высокую трудовую пенсию, осуществляются попытки взыскать с него задолженность за предыдущие периоды в ПФР РФ.

Данные действия налоговой инспекции могут быть квалифицированы в соответствии со ст. 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение, в силу того, что договор страхования является возмездным, а в данном случае возмездность, в силу невозможности наступления страхового случая, невозможна.

Именно, в связи с отсутствием корреляции между порядком и условиями формирования и реализации пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров (приравненных к ним лиц) и иных категорий застрахованных граждан на получение страховой пенсии по старости Конституционный Суд Российской Федерации предписал федеральному законодателю устранить подобные пробелы законодательства в целях соблюдения государством гарантий на пенсионное обеспечение всех застрахованных граждан при достижении ими общего пенсионного возраста.

Поэтому, Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3 резолютивной части Постановления № 5-П указал федеральному законодателю принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания указанных выше положений применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в данном постановлении.

В настоящее время, в силу того, что Законодателем не исполнены требования Конституционного Суда РФ по урегулированию пенсионного законодательств, касающегося пенсионных прав адвокатов-военных пенсионеров, в качестве промежуточной меры принят Закон от 30.12.2020 № 502-ФЗ (вступил в силу 10.01.2021), которым внесены изменения в ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым физические лица из числа адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12.021993 № 4468-1 не являются страхователями (ст.б) и исключены из числа застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.

Кроме того, ряд норм НК РФ, на которые ссылается в обоснование исковых требований истец, дублируют нормы Федерального закона от 15.12.2001 № 167 -ФЗ, однако нормы этого закона признаны решениями Конституционного суда РФ как в 2005 г., так и иными решениями Конституционного Суда РФ в последующие периоды не соответствующими Конституции РФ.

Ряд норм, регулирующих пенсионное законодательство (в отношении адвокатов-военных пенсионеров) не направлено на исполнение требований решений Конституционного Суда. Решения Конституционного Суда, касающиеся этого вопроса до настоящего времени, не выполнены и продолжают действовать (в части несоответствия Конституции РФ ряда норм пенсионного законодательства), в связи с чем законных требований у истца о взыскании с ответчика задолженности в ПФР, как в настоящее время, так и за предшествующие периоды, не имеется и в этой части истцу в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Что касается задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8.426 руб.3796.85 руб. за 2020 год, пени по страховым взносам на ОМС в размере 20.29 руб. (01.01.2021-17.01.21), то в данной части исковые требования административным ответчиком также не признаются.

В 2020 году административным ответчиком, как бывшим сотрудником прокуратуры РФ, был заключен договор добровольного медицинского страхования его и членов его семьи на оказание медицинских услуг в объеме, гораздо большем, который предоставляется в рамках ОМС в РФ. Программа данного ДМС разработана и реализуется Генеральной Прокуратурой РФ и ею предусмотрено предоставление застрахованным лицам, т.е. ему и членам его семьи оказание дополнительных медицинских услуг на территории РФ сверх объемов, предусмотренных ФЗ от 24.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». С учетом этого, при отсутствии законодательного решения по урегулированию вопроса о выплате взносов в ОМС при наличии ДМС, административным ответчиком было принято решение о прекращении выплат в фонд ОМС РФ.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО2 является адвокатом.

Разрешая требования административного истца о взыскании страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и страховых взносов на пенсионное страхование суд приходит к следующему.

Согласно пп.2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе, адвокаты.

В соответствии с пп.1 п.3.4, ст.23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В соответствии со статьей 430 Кодекса плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

Согласно пункту 2 статьи 432 Кодекса суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса.

В случае, если плательщики начинают или прекращают предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате им за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала (окончания) деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

В соответствии с п.1 ст.430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают, страховые взносы в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Согласно п.5 ст.432 Налогового кодекса РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

В соответствии с внесением Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ изменений в часть первую и вторую Налогового Кодекса, в частности в соответствии с п. 2.1 ст. 31 и ст. 48 Налогового кодекса РФ, а также в связи с принятием Федерального Закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» - полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.

Судом установлено, что в результате осуществления контроля за уплатой страховых взносов у ответчика выявлена недоимка по страховым взносам в сумме 40874 руб., в том числе:

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС за 2020г. в сумме 8426 руб.

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2020г. в сумме 32 448 руб.

В силу п.7 ст. 75 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.

Согласно пп.3 и 4 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

В соответствии со ст. ст. 57. 75 НК РФ на задолженность (несвоевременно погашенную задолженность) начислены пени по страховым взносам в сумме 98,44 руб., в том числе:

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС в сумме 20,29 руб. за период с 01.01.2021-17.01.2021;

- пени по страховым взносам на пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 78,15 руб. за период с 01.01.2021-17.01.2021.

В судебном заседании размер взыскиваемых страховых взносов административным ответчиком не оспаривался.

Суд не может согласиться с доводам административного ответчика ФИО2 об отсутствии оснований для признания его плательщиком страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и страховых взносов на пенсионное страхование ввиду того, что он является получателем пенсии за выслугу лет в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и освобожден от обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Согласно закону, до 1 октября 2010 г. адвокаты из числа военных пенсионеров не несли обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Однако с 1 октября 2010 г. в связи с принятием Федеральных законов от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон N 213-ФЗ), изменилось правовое регулирование правоотношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования.

Новое правовое регулирование установило, что лица, которые после увольнения с военной службы получают пенсию по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и приобрели статус адвоката, наряду с иными гражданами, обеспечиваемыми пенсиями по нормам данного Закона, в соответствии с частью 4 статьи 7 при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 1 января 2017 года на основании Федерального закона N 243-ФЗ от 3 июля 2016 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации...» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.

Таким образом, нормы действующего законодательства, в том числе положения Налогового кодекса Российской Федерации, так же как и нормы действовавшего ранее Федерального закона N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» не содержат исключений из числа плательщиков страховых взносов в отношении военных пенсионеров, имеющих статус адвоката.

Кроме того, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» установлено, что пенсионное обеспечение лиц, осуществляется: Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой судебных приставов.

Для отнесения физического лица к пенсионеру, получающему пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-1 и в целях прекращения у адвоката обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ему необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства с Заявлением о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по рекомендуемой форме (КНД 1150118) с представлением копии пенсионного удостоверения.

В случае, если в пенсионном удостоверении не указано, что пенсия за выслугу лет или по инвалидности назначена в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-1, то дополнительно представляется Справка из федерального ведомства, осуществляющего его пенсионное обеспечение, о подтверждении факта получения пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-1.

В настоящее время Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» статьи 6 и 7 Федерального закона N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» дополнены положениями в части исключения из числа страхователей и застрахованных лиц адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Таким образом, у адвокатов, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом РФ № 4468-1, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование прекращается с 10 января 2021 г.

При этом, указанные изменения на предыдущие правоотношения не распространяются, а потому основанием для освобождения административного ответчика от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год служить не могут.

Также, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» адвокаты являются страхователями и при обязательном медицинском страховании.

В силу пункта 1 статьи 3 указанного Федерального закона обязательное медицинское страхование представляет собой вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

При этом одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Таким образом, несмотря на то, что административный ответчик получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и имеет право на получение бесплатного медицинского обслуживания через соответствующие поликлиники, он также может получать медицинскую помощь в общей системе обязательного медицинского страхования.

Согласно правовой позиции, неоднократно изложенной Конституционным Судом Российской Федерации, отнесение адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии (Определения от 23 апреля 2014 года N 794-0, от 28 марта 2017 года N 519-0).

Сохранение за отдельной категорией граждан, являющихся получателями пенсии по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, права на бесплатную медицинскую помощь является дополнительной социальной гарантией, предусмотренной для ограниченного круга лиц с учетом особых оснований увольнения со службы, и не может рассматриваться как исключающее указанных лиц в случае осуществления ими иной деятельности, в частности адвокатской, из системы обязательного медицинского страхования, распространяющейся на все работающее население.

При таких обстоятельствах возложение на военных пенсионеров, имеющих статус адвоката, обязанности по уплате страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования не нарушает их конституционные права.

Следовательно, адвокаты, являющиеся получателями пенсий в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в силу действующего законодательства обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в порядке и сроки, которые установлены законом.

При этом не может быть признана состоятельной и ссылка подателя кассационной жалобы на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года N 5-П, поскольку в данном Постановлении Конституционный Суд признал положения подпункта 1 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22, пункта 1 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона N 4468-1, частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в их взаимосвязи с абзацем 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Возложение Конституционным Судом на федерального законодателя обязанности по незамедлительному принятию мер по устранению неопределенности нормативного содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подпункта 2 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, не влияет на существо рассмотрения дела, поскольку на момент принятия судебных актов указанная неопределенность федеральным законодателем устранена не была.

Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).

Судом установлено, что в адрес ФИО2 направлялись требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) от 9 сентября 2020 г., (со сроком исполнения до 3 ноября 2020 г.) об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц в сумме 5496 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 43,33, а также требование от 18 января 2021 г. (сроком исполнения до 16 марта 2021 г.) об уплате недоимки по пени по транспортному в сумме 2 194,16 руб., недоимки по пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 953,57 руб., а также требование от 18 января 2021 г., (со сроком исполнения до 16 марта 2021 г.) об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС в сумме 8 426 руб.; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 32 448 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС в сумме 20,29 руб. пени по страховым взносам на пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 78,15 руб.

Требования административным ответчиком в добровольном порядке в установленные сроки не исполнены, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

В силу ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с частью 2 статьи 48 НК Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 руб.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Из материалов дела следует, что срок на обращение в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, указанный в п. 2 ст. 48 НК РФ, согласно требованию от 9 сентября 2020 г., со сроком исполнения до 3 ноября 2020 г. истекает 3 мая 2021 г., по требованию от 18 января 2021 г., со сроком исполнения до 16 марта 2021 г истекает16 сентября 2021 г.

Судом установлено, что с заявление о вынесении судебного приказа согласно штампу на почтовом конверте направлено мировому судье 30 апреля 2021 г., т.е. в пределах установленного законом срока.

Определением мирового судьи судебного участка №1 Ленинского судебного района г. Иваново от 10 мая 2021 г. вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогу и пени с ФИО2 в пользу Инспекции.

31 августа 2021 г. по заявлению ФИО2 определением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Иваново судебный приказ от 10 мая 2021 г. отменен.

В соответствии с п.3 ст. 48 НК Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Срок для обращения в суд с административным иском после отмены судебного приказа административным истцом соблюден: исходя из даты определения об отмене судебного приказа (31 августа 2021 г.) истекает 28 февраля 2022 г., при этом рассматриваемый административный иск поступил в суд 27 декабря 2021 г.

Между тем, административным истцом при подаче иска заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока для подачи административного искового заявления.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 г.№20-П, налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

По смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 г.№381-О-П).

Кроме того, как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

Учитывая, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм недоимки по страховым взносам и пени, в связи с чем, поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего, что им было сделано.

Разрешая требования ИФНС России по Ивановской области о взыскании с административного ответчика налога на доходы физических лиц в сумме 5496 руб. суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 28.08.2020 ФИО2 представлена в ИФНС по г. Иваново налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц форма 3-НДФЛ за 2019г. Сумма к уплате в бюджет по декларации составила 5 496 руб.

Согласно требованию № 85740 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 9 сентября 2020 г. за ФИО2 числилась недоимка в размере 5 496 руб. по сроку уплаты 15 июля 2020 г.

Оплата недоимки согласно требованию должна была быть произведена налогоплательщиком до 3 ноября 2020 г.

Установлено также, что 30.10.2020 ФИО2 до срока указанного в требовании была произведена уплата налога на доходы физических лиц в сумме 5 496 руб.

Между тем, установлено также, что при уплате задолженности по налогу на доходы физических лиц ФИО2 воспользовался реквизитами платежного документа к требованию по состоянию от 26.07.2019 по сроку уплаты 15 июля 2019 г. (индекс документа ), изменив сумму, подлежащую уплате - 5496 руб. и указав в поле «назначения платежа» - НДФЛ за 2019г.

Однако установлено, что по данному требованию уплата была проведена ранее – 09.09.2019.

При указанных обстоятельствах, как следует из пояснений представителей ИФНС России по Ивановской области, поступивший платеж был зачтен в счет погашения недоимки с наиболее ранними сроками уплаты, а именно за 2014г. на основании письма УФНС России по Ивановской области от 14 июля 2021 г.

Между тем, как следует из пояснений представителя истца, Инспекцией данный платеж был идентифицирован не как неизвестный, а как платеж за 2019 г. по сроку уплаты от 26.07.2019 по требованию № 84780, однако, как указано ранее, по данному требованию налог был уплачен ФИО2 своевременно.

Как следует из пояснений представителя ИФНС России по г. Иванову ФИО1, у ФИО2 имелась недоимка за 2014 г. и данные денежные средства были распределены согласно письма УФНС России по Ивановской области от 14 июля 2021 г. № за 2014 г.

Действительно, решением Ленинского районного суда г. Иваново от 2 июня 2016 г. по делу , вступившим в законную силу 8 июля 2016 г. с ФИО2 была взыскана задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2014 г. в сумме 22 041, 66 руб., пени в сумме 338, 20 руб.,

Однако, судом также установлено, что исполнительный документ № от 10 августа 2016 г., выданный по делу согласно базы АИС ФССП в Ленинский РОСП города Иваново в отношении ФИО2 в пользу ИФНС России по городу Иванову не поступал.

ФИО2 в судебном заседании также давал пояснения о том, что в отношении него исполнительного производства во исполнение данного решения суда не возбуждалось.

Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению регулируются положениями ФЗ-229 «Об исполнительном производстве». Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ-229 исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

Таким образом, учитывая, что решение Ленинского районного суда г. Иваново по делу , вступило в законную силу 8 июля 2016 г., исполнительное производство в отношении ФИО2 не возбуждалось, исполнительный лист к взысканию не предъявлялся, в связи с чем срок предъявления исполнительного документа к исполнению истек 9 июля 2019 г.

При таких обстоятельствах, действия ИФНС России г. Иваново по зачислению данной суммы налога по хронологии согласно письма УФНС России по Ивановской области, которое не является нормативным правовым актом, нельзя признать правомерными, поскольку недоимка по НДФЛ за данный период является безнадежной в силу норм ст. 59 НК РФ, так как налоговым органом утрачена возможность ее взыскания путем принудительного исполнения.

Учитывая все вышеизложенное, данные денежные средства не могли быть зачтены налоговым органом в период задолженности 2014 г.

Между тем, судом установлено, что налог на доходы физических лиц за 2019г. в сумме 5 496 руб. по требованию № 85740 по состоянию на 20 сентября 2020 г. по сроку уплаты 15 июля 2020 г. в бюджет не поступил, в связи с чем, требования ИФНС России по г. Иваново о взыскании данной суммы, а также пени в сумме 43,33 руб. за период с 16.07.2020 по 08.09.2020 суд находит подлежащими удовлетворению.

Вместе тем, учитывая, что оснований для зачета уплаченной ФИО2 суммы налога на доходы физических лиц в размере 5 496 руб. в период задолженности 2014 г. у налогового органа не имелось, а ФИО2 заявлений о зачете данной суммы в период 2019 г. по сроку уплаты 15 июля 2020 г. не подавалось, суд приходит к выводу о том, что решение в части взыскания с ФИО2 задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2019 г. в сумме 5 496 руб.; задолженности по пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 43,33 руб. исполнению не подлежит.

Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме, пропорциональной удовлетворенным исковым требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС Российской Федерации,

Решил:

административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иванову удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС за 2020 г. в сумме 8 426 руб.;

задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2020 г. в сумме 32 448 руб.;

пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС в сумме 20,29 руб. за период с 01.01.2021 – 17.01.2021;

задолженность по пени по страховым взносам на пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 78,15 руб. за период с 01.01.2021 – 17.01.2021;

Всего взыскать – 40 972, 44 руб.

Взыскать в бюджет городского округа Иваново взыскать с ФИО2 государственную пошлину в сумме 1 429 руб.

Взыскать с ФИО2 задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2019 г. в сумме 5 496 руб.; задолженность по пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 43,33 руб.

В части взыскания с ФИО2 задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2019 г. в сумме 5 496 руб.; задолженности по пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 43,33 руб. решение исполнению не подлежит.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Уенкова О. Г.

В окончательной форме решение изготовлено 18 мая 2022 г.