НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область) от 13.12.2021 № 2А-6841/2021

Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2021 года

66RS0004-01-2021-009024-54

Дело № 2а-6841/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2021 года г. Екатеринбург

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Макаровой Т.В.,

при ведении протокола помощником судьи Дуняшиным А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Егиазаряна Р. А. к Екатеринбургской таможне о признании незаконными действий, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Егиазарян Р.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Екатеринбургской таможне о признании незаконными действий, возложении обязанности.

В обоснование административного иска указано, что административный истец является собственником транспортного средства TOYOTA CAMRY 2.5, 2010 года выпуска, VIN , регистрационный Транспортное средство зарегистрировано и поставлено на учет в Республике Армения. 05 апреля 2021 года указанное транспортное средство изъято у водителя Еганяна С.П. Каменск-Уральским таможенным постом Екатеринбургской таможни на основании п. 5 ст. 258Таможенного кодекса Евразийской экономического союза по причине неуплаты собственником таможенных платежей, после чего передано на ответственное хранение АО «СиАйТи Терминал». 20 мая 2021 года административным истцом направлено требование о выдаче транспортного средства для дальнейшей эксплуатации и распоряжения транспортным средством. Однако поскольку уплата таможенных пошлин не произведена 27 мая 2021 года в возвращении транспортного средства истцу отказано. Административный истец ссылаясь на незаконность требования ответчика о таможенном оформлении и уплате таможенных платежей, по причине неоднократного пересечения транспортным средством границы Российской Федерации, законного нахождения на территории Евразийского экономического союза, отсутствием статуса товара, перемещаемого через границу Российской Федерации, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия Екатеринбургской таможни, выразившиеся в отказе возвратить Егиазаряну Р.А. транспортного средства TOYOTA CAMRY 2.5, 2010 года выпуска, VIN без уплаты таможенных платежей.

В судебном заседании представитель административного истца Федотовских К.М., действующий на основании доверенности, требования требования административного иска поддержал по изложенным в нем доводам и основаниям, на удовлетворении требований настаивал.

Представитель административного ответчика Глухова К.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представители заинтересованных лиц АО "Сиайти Терминал", ТУ Росимущества по СО, ООО "СпецТорг", Тюменская Таможня, а также заинтересованное лицо Еганян С.П. в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу закона необходимым условием для признания решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым решением, действием (бездействием), а также несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) нормативному правовому акту. Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

Указанная в ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупность условий не установлена судом при рассмотрении настоящего дела.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 27.03.2021 нарядом ДПС ГИБДД в <адрес> остановлен автомобиль TOYOTA CAMRY 2.5, 2010 года выпуска, VIN , регистрационный зарегистрированный в Республике Армения, находившийся под управлением гражданина Российской Федерации - Еганяна С.П., проживающего <адрес> При проверке по базе ФИС-ГИБДД было установлено, что автомобиль находится в оперативном розыске в интересах Тюменской таможни. Автомобиль помещен на специализированную стоянку «ИП Максимов» <адрес>

29.03.2021 в Екатеринбургскую таможню поступило письмо Тюменской таможни от 29.03.2021 «О направлении информации», в соответствии с которым автомобиль TOYOTA CAMRY 2.5, 2010 года выпуска, VIN , регистрационный ввезен в Республику Армения в 2018 году и таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличным от установленных ставок Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.

В связи с отсутствием сведений об уплате разницы между уплаченными суммами таможенных пошлин, налогов и суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, а также отсутствием у гражданина Российской Федерации Еганяна С.П., подтверждающих документов и сведений о постоянном проживании на территории Республики Армения, 15.04.2020 Тюменской таможней инициировано направление международного запроса в управление таможенного сотрудничества ФТС России.

05.06.2020 г. в Тюменскую таможню поступил ответ от Комитета государственных доходов Республики Армения от 22.05.2020 согласно которому, автомобиль TOYOTA CAMRY 2.5, 2010 года выпуска, VIN , регистрационный задекларирован в Армении по таможенной процедуре «Выпуск для внутреннего потребления» по таможенному приходному ордеру . Размер уплаченной пошлины составил 209412 армянских драмов, НДС - 460706 армянских драмов, природоохранных платежей - 41882 армянских драмов. Таким образом, установлено, что данное транспортное средство статусом товара Евразийского экономического союза не обладает.

В письме Тюменской таможни от 29.03.2021 «О направлении информации» указывалось на необходимость проведения Екатеринбургской таможней мероприятий, направленных на задержание TOYOTA CAMRY 2.5, 2010 года выпуска, VIN , регистрационный п. 53 ст. 258 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС.

31.03.2021 Каменск-Уральским таможенным постом Екатеринбургской таможни в адрес ОГИБДД МО МВД России «Каменск-Уральский» направлено «Об ориентировании», содержащее сведения о результатах проверочных мероприятий и о передаче автомобиля TOYOTA CAMRY 2.5, 2010 года выпуска, VIN , регистрационный таможенным органам для задержания в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС.

01.04.2021 в адрес гражданина Еганяна С.П. Екатеринбургской таможней направлено письмо с информацией о дате задержания автомобиля для изъятия и размещения на склад временного хранения, о присутствии при задержании транспортного средства.

05.04.2021 автомобиль задержан у Еганяна С.П., составлен протокол задержания товаров и документов на них. В этот же день транспортное средство TOYOTA CAMRY

в присутствии Еганяна С.П. было задержано и по акту приема-передачи материальных ценностей на ответственное хранение предано на ответственное хранение АО «СиАйТи Терминал».

16.04.2021 в адрес Еганяна С.П. Каменск-Уральским таможенным постом направлено письмо «О направлении уведомления о предстоящем истечении сроков хранения».

05.05.2021 в адрес Еганяна С.П. Каменск-Уральским таможенным постом направлено письмо «О направлении акта об истечении срока хранения задержанных товаров», полученное им 13.05.2021.

20.05.2021 вх. в Екатеринбургскую таможню истцом направлено требование о выдаче транспортного средства TOYOTA CAMRY 2.5, 2010 года выпуска, VIN , которое рассмотрено.

По результатам рассмотрения обращения письмом таможни от 27.05.2021 сообщено, что возврат задержанных товаров производится уполномоченным должностным лицом таможенного поста декларанту или иным лицам в порядке, установленном ст. 381 ТК ЕАЭС, в том числе, в случае если декларант или иные лица исполняют до момента фактической передачи товаров уполномоченному органу предусмотренные Таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле обязанности по таможенному декларированию совершению иных действий, в данном случае, предусмотренных ст. 258 ТК ЕАЭС. Уполномоченное должностное лицо таможенного поста выдает таким лицам задержанные товары при условии оплаты лицом, которому фактически выдаются задержанные товары, расходов по их хранению.

В связи с истечением 04.05.2021 срока хранения задержанного транспортного средства оно передано на реализацию ООО «СпецТорг», действующем от имени ТУ Росимущества в Свердловской области по акту приема-передачи задержанных товаров от 03.06.2021 с СВХ АО «СиАйТи Терминал.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС), вступившем в силу с 1 января 2018 года в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их таможенным декларированием и проведения таможенного контроля.

В соответствии с подпунктом 45 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС товар - это, в том числе любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу.

Согласно подпункту 46 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под товарами для личного пользования понимают товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Порядок перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования регулируется главой 37 ТК ЕАЭС.

Согласно статьям 260, 262 ТК ЕАЭС товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено таможенным законодательством.

В соответствии с пунктами 30 и 31 приложения 3 к Договору от 10 октября 2014 г. о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор) ставки таможенных пошлин, налогов, установленные приложением 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года (далее - Соглашение), не применяются в Республике Армения в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее соответственно - ТН ВЭД ЕАЭС, ЕАЭС), ввозимых физическими лицами для личного пользования, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС (далее - ЕТТ ЕАЭС) в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

При этом указанные автомобили, а также автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, в других государствах - членах ЕАЭС, признаются иностранными товарами:

до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;

до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

При ввозе указанных автомобилей на территории других государств - членов ЕАЭС в соответствии с пунктом 33 приложения 3 к Договору в их отношении проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном ТК ЕАЭС, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕАЭС.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 апреля 2020 г. № 62 "Об утверждении перечня товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" установлена дата начала применения Республикой Армения ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС (с 1 января 2020 года).

Транспортные средства, оформленные на территории Республики Армения после 10 октября 2014 года по ставкам, действующим в Республике Армения (отличаются от ставок таможенных пошлин, налогов ЕАЭС), имеют в России статус иностранных товаров.

При уплате разницы сумм таможенных платежей, установленных в ЕАЭС и Республике Армения, транспортные средства, имеющие статус иностранного товара, приобретают статус товаров Евразийского экономического союза (товаров Союза).

Вместе с тем предусмотрена возможность временного ввоза лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, легковых автомобилей в качестве иностранных товаров, зарегистрированных на территории Республики Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на территории других государств-членов ЕАЭС.

При этом срок использования таких автомобилей не органичен на территориях других государств-членов ЕАЭС, но их отчуждение, передача в пользование, распоряжение иным лицам, не являющимся гражданами Республики Армения (постоянно проживающим на территории Российской Федерации), возможны только при условии их таможенного декларирования и уплаты разницы сумм таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 258 ТК ЕАЭС в случае невозможности выпуска товаров для личного пользования таможенным органом по причине несоблюдения условий выпуска и несовершения в отношении товаров для личного пользования таможенных операций, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, такие товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 379 ТК ЕАЭС товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений либо которые являются такими предметами, но не изъяты либо не арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (в ходе ведения административного процесса), в случаях, предусмотренным, в том числе пунктом 5 статьи 258 данного Кодекса, задерживаются таможенными органами.

Задержание товаров и документов на них оформляется путем составления протокола о задержании товаров и документов на них.

Задержанные товары и документы на них изымаются и хранятся таможенными органами в течение срока, установленного данным Кодексом.

По общему правилу пункта 1 статьи 380 ТК ЕАЭС задержанные товары и документы на них хранятся таможенными органами в течение 30 календарных дней.

Из положений статьи 381 ТК ЕАЭС следует, что возврат задержанных товаров и документов на них производится декларантам, а если таможенное декларирование товаров не осуществлялось, - собственникам товаров, а в случае, если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, - лицам, во владении которых товары находились на момент задержания (далее - декларант).

Задержанные товары возвращаются декларантам после их выпуска таможенным органом.

При необходимости совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров, по запросу лица, которое правомочно совершать такие таможенные операции, документы, задержанные вместе с товаром, возвращаются таможенным органом такому лицу до выпуска товаров.

В силу пункта 1 статьи 382 ТК ЕАЭС товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 данного Кодекса, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 настоящего Кодекса, подлежат реализации, если иное не установлено названной статьей.

Поскольку согласно данным информационно-справочной системы ФТС России транспортное средство TOYOTA CAMRY 2.5, 2010 г.в.. VIN , регистрационный ввезено в Республику Армения в 2018 году, таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличным от установленных ставок ЕТТ ЕАЭС, задекларировано в Республике Армения по таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления» только 05.05.2018, спорное транспортное средство статусом товара Союза не обладает, а является иностранным товаром, подлежащим легализации на территории Российской Федерации.

Поскольку разница сумм таможенных пошлин на транспортное средство не уплачена, принятое Екатеринбургской таможней в соответствии с п. 5 ст. 258 ТК ЕАЭС решение о задержании данного транспортного средства является обоснованным.

Доказательств исполнения обязанности, установленной п. 4 и п. 5 ст. 381 ТК ЕАЭС административным истцом не представлено.

При наличии указанных обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Егиазаряна Р. А. к Екатеринбургской таможне о признании незаконными действий, возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда, в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательном виде путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья Т.В. Макарова