УИД -----
Адм. дело -----
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата года г.Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары в составе:
председательствующего судьи Савельевой В.В.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой В.А.,
с участием административного истца помощника прокурора Дельмана А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары Григорьева А.А. к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республики, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации о признании информации, размещенной на Интернет-странице, запрещенной к распространению,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары Григорьев А.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республики, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации о признании информации содержащей сведения, пропагандирующие такое противоправное деяние как продажа удостоверений по охране труда без обучения, размещенную на Интернет-странице: ------ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обосновании иска указано, что прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары проведена проверка интернет-сайта ------, на котором содержатся сведения, пропагандирующие такое противоправное деяние как продажа удостоверений по охране труда без обучения.
Доступ на сайт свободный, предварительной регистрации либо введения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой интернет-пользователь.
На странице сайта h содержатся разделы со сведениями о продаже таких документов, как удостоверение по охране труда, виды аттестации.
Указанные разделы Интернет-сайта предоставляют собой ссылки на предоставляемые пользователям сайта услуги, среди которых изготовление вышеуказанных официальных документов на бланке Гознак, статей о стоимости изготовления поддельных документов.
На главной странице сайта имеются контактные данные (почтовый адрес, номер телефона, адрес электронной почты), по которым можно заказать поддельные документы, а также имеется ссылка на оформление заказа на изготовление поддельного документа.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой старшего помощника прокурора района Кадыровой Ф.Х. от дата и скриншотами указанных Интернет-страниц, полученных в ходе мониторинга вышеназванного сайта дата.
Ответственность за качество обучения по охране труда и выполнение утвержденных программ по охране труда несет обучающая организация и работодатель организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, являются уголовно наказуемыми преступлениями.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа - фактически является распространением запрещенной информации.
На выявленном Интернет-сайте размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги удостоверений по охране труда, виды аттестаций, для получения которых законодателем установлен определенный порядок. Информация носит противоправный характер, поскольку получению указанных документов предшествует соответствующее профессиональное обучение и экзамен, а получению удостоверения по охране труда - прохождение обучения, а также сдача экзаменов.
Сведения, размещенные на данном Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования удостоверений по охране труда без прохождения обучения, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Учитывая, что приобретение за деньги удостоверений по охране труда может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
В Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сведений об адресе http://kypit-ydostoverenie.net не имеется.
В соответствии со ст.ст.10,15 Закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к Интернет-страницам, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в соответствии со ст. 15.1 Закона №149-ФЗ.
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав, применение которой возможно к настоящему спору, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Ссылаясь на Конституцию РФ, а также положения ФЗ ----- от дата Об информации, информационных технологиях и защите информации», указывает, что действующее законодательство предусматривает возможность ограничения распространения информации в сети Интернет в целях защиты конституционных прав и законных интересов граждан и публичных интересов Российской Федерации. Указанный сайт создает угрозу нарушения действующего российского законодательства. В связи с изложенным, заявляет вышеуказанные требования.
В судебном заседании представитель административного истца прокуратуры Ленинского района г.Чебоксары помощник прокурора Дельман А.О. требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал. Просил суд удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором просит в течение 3 дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии:428020, <...>) для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Заинтересованное лицо Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в суд не обеспечило.
Выслушав представителя административного истца, учитывая отзыв административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В ст.2 Федерального закона от дата №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» используются следующие основные понятия:
- информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
- доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;
- предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.
В силу ст.3 указанного закона основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе, принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары проведена проверка интернет-ресурсов, содержащих информацию о продаже в сети интернет удостоверений по охране труда без обучения на предмет соблюдения требований ФЗ от дата----- - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации ».
В нарушение требований действующего законодательства следующий сайт для свободного пользования, доступный для неограниченного круга российских пользователей, содержал информацию о возможности приобретения удостоверений по охране труда без обучения: ------.
Доступ на сайт свободный, предварительной регистрации либо введения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой интернет-пользователь.
На странице сайта содержатся разделы со сведениями о продаже таких документов, как удостоверение по охране труда, виды аттестации.
Указанные разделы Интернет-сайта предоставляют собой ссылки на предоставляемые пользователям сайта услуги, среди которых изготовление вышеуказанных официальных документов на бланке Гознак, статей о стоимости изготовления поддельных документов.
На главной странице сайта имеются контактные данные (почтовый адрес, номер телефона, адрес электронной почты), по которым можно заказать поддельные документы, а также имеется ссылка на оформление заказа на изготовление поддельного документа.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от дата N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее по тексту - Федеральный закон N 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законам требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Пункт 6 ст.10 Закона №149-ФЗ устанавливает запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а так же иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Ответственность за качество обучения по охране труда и выполнение утвержденных программ по охране труда несет обучающая организация и работодатель организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, являются уголовно наказуемыми преступлениями.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа - фактически является распространением запрещенной информации.
На выявленном Интернет-сайте размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги удостоверений по охране труда, виды аттестаций, для получения которых законодателем установлен определенный порядок. Информация носит противоправный характер, поскольку получению указанных документов предшествует соответствующее профессиональное обучение и экзамен, а получению удостоверения по охране труда - прохождение обучения, а также сдача экзаменов.
Сведения, размещенные на данном Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования удостоверений по охране труда без прохождения обучения, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Учитывая, что приобретение за деньги удостоверений по охране труда может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Указанная на интернет - сайте информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная ответственность, может способствовать их совершению, что подтверждается актом осмотра помощника прокурора района и распечатками скрин-шотов страниц с вышеуказанного сайта.
Кроме того, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к Интернет-странице, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в соответствии со ст. 15.1 Закона №149-ФЗ.
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав, применение которой возможно к настоящему спору, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу п.2 ч.5 ст. 15.1 ФЗ ----- основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи (доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено), является: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора, в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от дата-----.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
При этом п.2 ч.5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст. 175 - 180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Признать информацию о порядке и условиях приобретения удостоверений по охране труда без обучения, размещенную на Интернет-странице: ------ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В течение трех дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Роскомнадзор, 109074, <...>, а также в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии:428020, <...>) для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его составления судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Мотивированное решение изготовлено дата
Судья В.В. Савельева