НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда (город Севастополь) от 22.10.2019 № 2-1920/18

Дело № 2-26/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 октября 2019 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Фисюк О.И. при секретаре – Цурцумия К.М. с участием представителя ответчика – Радченко А.Е., представителя третьего лица Антипина С.М. – Бурчуладзе Т.А., представителя третьих лиц Куликова И.В., Поднебесного В.И. – Карпычева А.В., представителя третьего лица Можейко М.В. – Мовровян А.А., представителя третьих лиц Казачука С.Б., Королева Н.Г., Рипп А.Г., Ревкова В.К. – Нечай Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Севастополя к Орган Валерию Васильевичу, третьи лица – Куликов Игорь Викторович, Поднебесный Владислав Иванович, Антипин Сергей Михайлович, Згурская Алла Григорьевна, Можейко Марина Вадимовна, Казачук Сергей Борисович, Королева Нина Гавриловна, Рипп Александр Гешелевич, Ревков Вадим Константинович, Радченко Анатолий Евгеньевич об обязании демонтировать самовольную постройку,

У С Т А Н О В И Л:

Правительство Севастополя обратилось в суд с иском к Орган В.В. о сносе объекта самовольного строительства, в котором просит обязать Орган В.В. за счет собственных средств осуществить снос самовольной постройки, а именно: объекта капитального строительства, состоящего из девяти надземных этажей с мезонином, который расположен на земельном участке площадью 582,0 кв.м, кадастровый (согласно ранее присвоенного кадастрового номера ) по адресу: <адрес>; установить Орган В.В. срок сноса самовольной постройки за счет собственных средств, а также предоставить Правительству Севастополя право осуществления действий по сносу самовольной постройки с взысканием с ответчика необходимых расходов в случае неисполнения решения суда в течение установленного срока.

В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежаще, ранее исковые требования поддержал, пояснял, что объект капитального строительства, имеющий признаки многоквартирности, состоящий из девяти полноценных надземных этажей с мезонином, построен ответчиком на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, в нарушение срока действия разрешения на выполнение строительных работ, и отличается по технико-экономическим показателям и техническим параметрам от запроектированного жилого дома, а потому подлежит сносу.

Представитель ответчика Орган В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что ответчик Орган В.В. в установленном порядке получил соответствующее разрешение на строительство многоквартирного жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, которое действовало в течение всего срока строительства; строительство жилого дома осуществлялось по проекту ЧП «Строительная компания «Арка», получившему положительное заключение СГС «Укринвестэкпертиза», с учетом корректировки, выполненной ЧП «АПК «Перспектива», под постоянным авторским и техническим надзором, а также надзором Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля города Севастополя. Строительство объекта завершено, объект признан готовым к эксплуатации согласно декларации о готовности объекта к эксплуатации от 15.02.2013 года. Указал также на то, что акт проверки использования объекта земельных отношений от 22.05.2017 года составлен управлением земельного контроля ДИЗО города Севастополя с нарушением компетенции и превышением полномочий, по результатам проверки, проведенной в установленном порядке с соблюдением компетенции Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя нарушений в действиях Органа В.В. не установлено. Заявил также об истечении срока исковой давности для обращения в суд и просил о применении последствий в виде отказа в иске.

Представитель третьего лица Антипина С.М. возражала против удовлетворения исковых требований и указала, что Антипин С.М. на основании договора простого общества (о совместной деятельности) от 21.10.2008 года является собственником части объекта капитального строительства в виде <адрес>, квартира передана ему по акту приема-передачи от 10.02.2014 года. Указала также, что жилой дом построен с соблюдением строительных норм, в соответствии с проектной документацией, при наличии всех необходимых разрешений, под контролем Управления ГАСК города Севастополя, в связи с чем оснований для его сноса не имеется.

Представитель третьего лица Можейко М.В. в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что Можейко М.В. на основании договора простого общества (о совместной деятельности) от 11.08.2011 года является собственником части объекта капитального строительства в виде квартиры <адрес>. Также указала, что оснований для сноса жилого дома не имеется.

Представитель третьих лиц Поднебесного В.И., Куликова В.И. в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что Поднебесный В.И. и Куликов И.В. на основании договора простого общества (о совместной деятельности) от 01.08.2009 года являются собственниками части объекта капитального строительства в виде встроенных нежилых помещений, расположенных на первом этаже в <адрес>, встроенные нежилые помещения переданы им по акту приема-передачи от 10.01.2014 года. Также указал, что оснований для сноса жилого дома не имеется, поскольку его строительство осуществлялось в соответствии с требованиями законодательства Украины, действовавшего в период строительства, дом введен в эксплуатацию на основании соответствующей декларации.

Представитель третьих лиц Ревкова В.К., Рипп А.Г., Королевой Н.Г., Казачука С.Б. в судебном заседании указала, что они являются кредиторами ответчика Органа В.В., который решением Арбитражного суда города Севастополя признан банкротом с введением процедуры реализации имущества. Полагала, что декларация о готовности объекта к эксплуатации является подложной, поскольку по факту использования подложного документа возбуждалось уголовное дело, производство по которому прекращено. Полагала, что жилой дом по <адрес> является объектом незавершенного строительства и его необходимо включить в конкурсную массу банкрота Органа В.В.

Третье лицо Згурская А.Г., назначенная Арбитражным судом города Севастополя финансовым управляющим по делу о банкротстве Органа В.В., оставила разрешение спора на усмотрение суда.

Стороны, третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без их участия.

Заслушав представителей сторон и третьих лиц, исследовав письменные доказательства, суд считает иск не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценивая правоотношения, являющиеся предметом судебного разбирательства, суд исходит из того, что они возникли до принятия Республики Крым в Российскую Федерацию и вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года№6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». С учетом частей 1, 2 статьи 23 названного федерального конституционного закона к спорным правоотношениям подлежат применению нормы материального права Украины, регулировавшие спорные правоотношения и действовавшие на момент их возникновения, а также нормы гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующие их после 18 марта 2014 года.

Судом установлено, что земельный участок по <адрес> с ранее присвоенным кадастровым номером , с целевым назначением для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок), приобретен ответчиком Орган В.В. 21 февраля 2006 года по договору купли-продажи, зарегистрированному в реестре под , регистрационный от 21.02.2006 г., на основании чего 24 февраля 2006 года Орган В.В. Севастопольским городским Главным управлением земельных ресурсов был выдан Государственный акт на право собственности на земельный участок серия ЯА № 944616, зарегистрирован в Книге записей регистрации государственных актов о праве собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли за .

28 апреля 2006 года Управлением городского строительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации ответчику Орган В.В. на основании его обращения было выдано Комплексное градостроительное заключение№901/4-1, согласно которого Управление считает возможным изменение функционального использования приусадебного земельного участка, находящегося на праве собственности и договора купли-продажи под строительство многоквартирного дома.

Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации (далее – СГГА) от 25.09.2007 № 864-р на основании обращения Орган В.В.от 14.08.2007 №О-1029/1 о разрешении проектирования и строительства многоквартирного жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, Орган В.В.разрешено строительство жилого дома по <адрес> при выполнении следующих условий: разработать рабочий проект, согласовать и утвердить его в установленном законом порядке; до начала строительства объект зарегистрировать в инспекции государственного архитектурно- строительного контроля и получить разрешение на производство строительных работ; после окончания строительства объект предъявить государственной приемочной комиссии для ввода в эксплуатацию.

В соответствии с распоряжением № 658-р от 26.08.2008 «О внесении изменений в распоряжение городской государственной администрации от 25.09.2007 № 864-р «О разрешении на строительство жилого дома по <адрес> выданного Севастопольской городской государственной администрацией, на основании обращения Органа В.В. от 17 июля 2008 года о внесении изменений в заголовок, констатирующую и распорядительную части распоряжение городской государственной администрации от 25.09.2007 № 864-р «О разрешении на строительство жилого дома по <адрес> с учетом позитивного заключения Управления градостроительства и архитектуры от 05.04.2008 № С-129/08 в заголовок, констатирующую и распорядительную части распоряжения городской государственной администрации от 25.09.2007 № 864-р после слова «строительство» внесены дополнение словами «многоквартирного многоэтажного».

Порядок выдачи, получения и продления разрешения на производство строительных работ на момент получения разрешения ответчиком Орган В.В. регулировался Законом Украины от 17 февраля 2011 г. № 3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности» (далее Закон Украины №3038) и Законом Украины «О планировании и застройке территорий» от 20 апреля 2000 г. № 1699-III (далее – Закон Украины №1699) (утратил силу в связи с введением в действие Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности»).

На основании полученных разрешений и утвержденного проекта строительства Инспекцией ГАСК г. Севастополя ответчику Орган В.В. в соответствии со статьей 29 Закона Украины «О планировании и застройке территорий» от 20 апреля 2000 г. № 1699-III было выдано разрешение строительных работ по строительству жилого дома по <адрес> от 09.10.2008 года № 439, затем от 29.12.2009 г. №439.

Согласно статье 29 Закона Украины «О планировании и застройке территорий», статье 37 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», разрешение на выполнение строительных работ предоставляется инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля.

Рассмотрение заявления, принятие решения о предоставлении разрешения на выполнение строительных работ или об отказе в него предоставлении, выдача и регистрация разрешения на выполнение строительных работ (или отказ в его предоставлении) осуществляются инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля в течение месяца со дня регистрации заявления.

В предоставлении разрешения на выполнение строительных работ может быть отказано по основаниям, приведенным в законе.

Контроль за выполнением строительных работ осуществляется инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля.

Разрешение на выполнение строительных работ может быть отменено (аннулировано) по решению инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в установленных законом случаях.

В случае если право на строительство объекта градостроительство передано другому заказчику или изменена строительная организация (генподрядчика), разрешение на выполнение строительных работ подлежит перерегистрации.

Перерегистрация разрешения на выполнение строительных работ осуществляется в порядке получения разрешения на выполнение строительных работ.

Как следует из уведомления ЧП «СК «Арка», которое является автором проекта строительства, в декабре 2010 года по просьбе заказчика строительства – ЧП Орган В.В., последнее передало в полном объеме проектную документацию и право на ведение авторского надзора по строительству объекта ЧП «АПК «Перспектива» (ГИП Бенли М.А.), о чем Инспекция ГАСК г. Севастополя была письменно уведомлена (исх. №20/12 от 20.12.2010 г.).

Одновременно были расторгнуты договорные отношения на выполнение генподрядных работ, документация в полном объёме передана заказчику.

В соответствии со статьей 29 Закона Украины «О планировании и застройке территорий», в случае если право на строительство объекта градостроительство передано другому заказчику или изменена строительная организация (генподрядчика), разрешение на выполнение строительных работ подлежит перерегистрации.

В связи со сменой генерального проектировщика с ЧП «СК «Арка» на ЧП «АПК «Перспектива» и передачей авторских прав на проект и прав на ведение авторского надзора, изменением генподрядчика строительства на ЧП «Перспектива-Строй», а также в связи с внесением изменений в проектную документацию (корректировкой), в соответствии с установленным порядком было проведено техническое обследование строящегося объекта и поданы документы для перерегистрации разрешения на выполнение строительных работ.

Согласно акту технического обследования и оценки состояния строительных конструкций объекта строительства жилого дома по <адрес> от 20.12.2010 г., утвержденный 21.12.2010 г. за №986 по результатам обследования установлено, что работы по возведению объекта – 9-ти этажного 38-ми квартирного жилого дома с цоколем, выполняются в соответствии с разработанной проектной документацией, внесенными в установленном порядке изменениями и отвечают действующим нормативным требованиям, перерегистрация разрешения инспекции ГАСК на производство строительных работ выполняется в установленном законом порядке.

Из содержания указанных документов следует, что при рассмотрении вопроса о перерегистрации разрешения, Инспекции ГАСК было достоверно известно об изменении проектной документации (корректировке), изменении строительного объема объекта – 9-ти этажный 38-ми квартирный жилой дом с цоколем, соответствии объекта строительства и работ по его возведению разработанной проектной документации, внесенным в установленном порядке изменениям и отвечают действующим нормативным требованиям.

На основании проведенного обследования, представленных ответчиком документов Инспекцией ГАСК г. Севастополя, взамен ранее выданного разрешения от ДД.ММ.ГГГГ, было выдано разрешение на выполнение строительных работ по строительству жилого дома по <адрес> от 28.01.2011 г. под № 439.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17 февраля 2011 года № 3038-VI, заказчик имеет право выполнять строительные работы после регистрации соответствующей инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля декларации о начале выполнения строительных работ или выдачи разрешения на выполнение строительных работ. Указанные в части первой этой статьи документы, которые предоставляют право на выполнение строительных работ, являются действующими до завершения строительства (ч. 2 ст. 34 Закона Украины №3038).

Согласно пункту 8 Заключительных положений Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», разрешения на выполнение строительных работ, полученные до вступления в силу данного Закона, являются действующими до завершения строительства объекта.

Следовательно, разрешение на выполнение строительных работ от 28.01.2011 г. № 439, выданное ответчику Орган В.В. Инспекцией ГАСК Украины в г. Севастополе в силу указанного закона являлось действительным до момента завершения строительства объекта и ведения его в эксплуатацию.

При таких обстоятельствах доводы Правительства Севастополя об осуществлении ответчиком работ по строительству объекта в нарушение срока действия разрешения на выполнение строительных работ, выданного Инспекцией ГАСК в городе Севастополе от 28.01.2011 года № 439, а именно после 31.12.2011 года до февраля 2013 года – опровергаются предоставленными ответчиком письменными доказательствами, а также противоречат содержанию п.8 Заключительных положений Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

Оценивая доводы Правительства Севастополя о том, что с учетом целевого назначения земельного участка «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)», ответчик Орган В.В. имеет право на строительство одноквартирного жилого дома, состоящего из трех этажей, не предназначенного для раздела на ряд самостоятельных объектов недвижимости (квартир) и предназначенного для проживания одной семьи, суд считает необходимым указать следующее.

Согласно статье 3 Земельного кодекса Украины от 25 октября 2001 г. № 2768-III (далее – ЗК Украины), земельные отношения регулируются Конституцией Украины, этим Кодексом, а также принятыми согласно им нормативно-правовыми актами.

В соответствии со ст. 19 ЗК Украины, земли Украины по основному целевому назначению делятся на категории. Отнесение земель к той или другой категории осуществляется на основании решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления согласно их полномочиям (ч. 1 ст. 20 ЗК Украины).

Частью 5 статьи 20 ЗК Украины установлено, что виды использования земельного участка в пределах определенной категории земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны) определяются ее владельцем или пользователем самостоятельно в пределах требований, установленных законом к использованию земель этой категории, с учетом градостроительной документации и документации по землеустройству.

Согласно статье 38 ЗК Украины, к землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.

Использование земель жилой и общественной застройки осуществляется согласно генеральному плану населенного пункта, другой градостроительной документации, плана земельно-хозяйственного устройства с соблюдением строительных норм, государственных стандартов и норм (ст. 39 ЗК Украины).

Согласно положениям статьи 1 Закона Украины «О планировании и застройке территорий», генеральный план населенного пункта – градостроительная документация, которая определяет принципиальные решения развития, планирование, застройки и другого использования территории населенного пункта.

Генеральным планом населенного пункта в частности определяются границы функциональных зон, приоритетные и допустимые виды использования и застройки территорий.

Согласно генеральным планам населенных пунктов сельские, поселковые, городские совета и их исполнительные органы в пределах полномочий, определенных законом, а также Киевская и Севастопольская городские государственные администрации в случае делегирования им таких полномочий соответствующими советами решают вопросы относительно расположения и проектирования нового строительства, осуществление реконструкции, реставрации, капитального ремонта объектов градостроительства и упорядочение территорий; устанавливают на соответствующих территориях режим использования земель, предусмотренных для градостроительных нужд (ст. 12 Закона Украины №1699).

Согласно генеральному плану населенного пункта разрабатывается детальный план территории, который определяет: расположение красных линий, линий регулирования застройки; расположение отдельных земельных участков и объектов градостроительства, улиц, проездов, пешеходных зон, плотность, поверхностность, другие параметры застройки, градостроительные условия и ограничения застройки земельных участков; принципы формирования архитектурно-пространственной композиции застройки; другие требования, определенные государственными строительными нормами.

Специально уполномоченные органы по вопросам градостроительства и архитектуры согласно детальному плану территории подают заключения и предложения сельским, поселковым, городским советам и их исполнительным органам, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям для следующего принятия решений в пределах полномочий, определенных законом, относительно определения земельных участков для расположения и строительства объектов градостроительства и другого использования; разработки и утверждения местных правил застройки, проектов застройки территории, проектов распределения территории микрорайона (квартала).

Решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.» был утвержден генеральный план развития города Севастополя.

С целью обеспечения последовательного и пропорционального развития г. Севастополя и населенных пунктов пригородной зоны, подведомственных районным советам, в соответствии с утвержденными генеральным планом и проектами застроек путем рационального использования всех городских территорий в интересах его граждан, общества и государства, регулирования деятельности всех субъектов правоотношений в этой области согласно действующим в настоящее время Закону Украины «Об основах градостроительства», Земельному кодексу Украины, Закону «Об аренде земли», постановлению Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о государственном архитектурно-строительном контроле» и другим законодательным актам Украины, Решением Севастопольского городского Совета от 18.11.1999 г. №392 были утверждены «Временные Правила использования и застройки территории города Севастополя».

Согласно выкопировке из Генерального плана от 21.11.2016 г. №04-01/16082-Д, выданной Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> по функциональному назначению расположен в зоне много- и среднеэтажной многоквартирной жилой застройки.

В соответствии с Решением Севастопольского городского совета от 12.06.2007 г. №2083 «О делегировании Севастопольской городской государственной администрации полномочий по выдаче разрешений на строительство объектов градостроительства» в Правила были внесены соответствующие изменения в части делегирования Севастопольской городской государственной администрации полномочий по выдаче разрешений на строительство объектов градостроительства на земельных участках, принадлежащих заявителям на праве собственности или пользования, в соответствии с порядком получения разрешений на строительство, определенным Правилами.

Как указано выше, до начала проектирования и строительства объекта Орган В.В. обращался в Севастопольскую городскую государственную администрацию с ходатайством об изменении функционального использования земельного участка и получения разрешения на строительство.

По результатам обращения Орган В.В. Управлением городского строительства и архитектуры СГГА 28.04.2006 г. за №901/4-1 было выдано Комплексное градостроительное заключение, согласно которого Управление считает возможным изменение функционального использования приусадебного земельного участка, находящегося на праве собственности и договора купли-продажи под строительство многоквартирного дома.

Распоряжением СГГА от 25.09.2007 № 864-р Орган В.В. разрешено строительство жилого дома по <адрес> при выполнении следующих условий: разработать рабочий проект, согласовать и утвердить его в установленном законом порядке; до начала строительства объект зарегистрировать в инспекции государственного архитектурно- строительного контроля и получить разрешение на производство строительных работ; после окончания строительства объект предъявить государственной приемочной комиссии для ввода в эксплуатацию.

Во исполнение распоряжения СГГА № 864-р ответчиком Орган В.В. был разработан и утвержден проект строительства, до начала строительства получены все необходимые разрешения на выполнение строительных работ, объект возведен и введен в эксплуатацию.

Порядок разрешения органами исполнительной власти или местного самоуправления вопросов застройки земельного участка установлен статьей 24 Закона Украины «О планировании и застройки территорий», в соответствии с которым заказчик, имеющий намерение застройки принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, обращается в соответствующий орган исполнительной власти с заявлением относительно намерений застройки земельного участка, в котором указывается назначение здания, сооружения и ориентировочные характеристики застройки.

В случае, если указанные в заявлении намерения относятся к основному или допустимому видам застройки соответствующей территории, орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, установленные местными правилами застройки населенного пункта, в противном случае заявителю предоставляет заключение относительно такого несоответствия и рекомендации относительно возможного изменения намерений застройки земельного участка.

Как следует из представленных документов, Орган В.В. в установленном порядке обращался в компетентный орган за получением разрешения на строительство многоквартирного жилого дома на принадлежащем ему земельном участке.

В соответствии с распоряжением № 658-р от 26.08.2008 «О внесении изменений в распоряжение городской государственной администрации от 25.09.2007 № 864-р «О разрешении на строительство жилого дома по <адрес> выданного Севастопольской городской государственной администрацией на основании обращения Органа В.В. от 17.07.2008 № 6912/45/1-08 о внесении изменений в заголовок, констатирующую и распорядительную части распоряжение городской государственной администрации от 25.09.2007 № 864-р «О разрешении на строительство жилого дома по <адрес> с учетом позитивного заключения Управления градостроительства и архитектуры от 05.04.2008 № С-129/08 в заголовок, констатирующую и распорядительную части распоряжения городской государственной администрации от 25.09.2007 № 864-р после слова «строительство» внесены дополнение словами «многоквартирного многоэтажного».

На основании полученных разрешений и утвержденного проекта строительства Инспекцией ГАСК г. Севастополя Орган В.В. было выдано разрешение строительных работ по строительству жилого дома по <адрес> от 09.10.2008 г. под № 439.

Как следует из документов, представленных Архивом города Севастополя, принимая Распоряжение от 25.09.2007 № 864-р о разрешении ответчику на строительство жилого дома, в обоснование возможности строительства многоквартирного дома на указанном земельном участке государственный орган сослался на разъяснения, данные уполномоченным государственным органом Украины – Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам.

Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Государственном комитете Украины по земельным ресурсам (далее – Госкомзем), утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 19.03.2008 № 224, Госкомзем как центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов обеспечивает реализацию государственной политики и управления в сфере регулирования земельных отношений.

Согласно разъяснениям, изложенным в письме от 27.12.2006 г. № 14-17-7/9942, Государственный комитет Украины по земельным ресурсам указал следующее.

Статьей 19 Земельного кодекса Украины определяется исчерпывающий перечень категорий земель по целевому назначению.

Также земельным законодательством определено, какие земли принадлежат к той или другой категории, и для чего они могут использоваться, а именно: глава 5 Земельного кодекса Украины – земли сельскохозяйственного назначения, глава 6 Земельного кодекса Украины – земли жилой и общественной застройки, глава 7 – земли природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, глава 8 – земли оздоровительного назначения, глава 9 – земли рекреационного назначения, глава 10 – земли историко-культурного назначения, глава 11 – земли лесохозяйственного назначения, глава 12 – земли водного фонда, глава 13 – земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения. Таким образом, если земельный участок был предоставлен для размещения объекта или для использования в пределах какой-либо категории согласно статье 19 Земельного кодекса Украины, но через некоторое время там было расположен другой объект или он используется по-другому, но в пределах той категории, которая была в первоначально предоставлена, то использование земельного участка не по целевому назначению в этом случае отсутствует.

Ссылка на указанное разъяснение содержится в комплекте документов, на основании которого Севастопольской городской государственной администрацией было издано распоряжение №864-р от 25.09.2007 г. (с учетом изменений, внесенных распоряжением СГГА №658-р от 26.08.2008г., которым ответчику на указанном земельном участке было разрешено строительство многоэтажного многоквартирного дома.

Таким образом, Орган В.В. предпринял все требуемые от него действовавшим законодательством действия и получил от компетентного государственного органа разрешение на строительство на принадлежащем ему земельном участке многоэтажного многоквартирного жилого дома, а указанные распоряжения, изданные Севастопольской городской государственной администрации в пределах своей компетенции, не отменены, судом недействительными не признаны и силы не утратили.

Предоставив ответчику разрешение и право на строительство на указанном земельном участке многоквартирного многоэтажного жилого дома, государственный орган тем самым подтвердил правомерность такого строительства и право на строительство такого объекта на принадлежащем ответчику Орган В.В. земельном участке.

С учетом изложенного, доводы Правительства Севастополя о нарушении ответчиком Орган В.В. целевого назначения земельного участка при строительстве многоэтажного многоквартирного жилого дома являются несостоятельными.

Суд считает необходимым отметить, что на основании предписания прокуратуры Ленинского района города Севастополя от 27.08.2014 г. Управлением государственной регистрации и кадастра Севастополя была проведена проверка соблюдения земельного законодательства при строительстве жилого дома по <адрес>

По результатам рассмотрения материалов дела Главный земельный инспектор города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, 27.01.2015 г. вынес по постановление, которым установил отсутствие в действиях Орган В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установив отсутствие факта использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием земельного участка, производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении Органа Валерия Васильевича прекратил.

Постановление не обжаловано, вступило в законную силу.

Оценивая доводы Правительства Севастополя о том, что вопреки технико-экономическим показателям и техническим параметрам жилого дома, запроектированного рабочим проектом «Жилой дом по <адрес> и утверждённого Положительным комплексным экспертным заключением, на земельном участке возведен капитальный объект, имеющий признаки многоквартирного жилого дома, состоящий из девяти полноценных надземных этажей с мезонином, имеющего балконы со второго по восьмой этажи и две входные группы с южной стороны и одну входную группу с северной стороны в первом этаже, суд считает необходимым указать следующее.

В ходе рассмотрения настоящего дела по существу по ходатайству представителя ответчика Орган В.В. судом по настоящему делу была назначена строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению эксперта № 643/2 от 31 июля 2019 года состав проектной документации на строительство многоквартирного многоэтажного жилого дома по <адрес> в городе Севастополе соответствует нормативным требованиям, предусмотренным п.п.1.9 (9.1-9.13) ГСН А.2.2-3-2004 «Проектирование. Состав, порядок оформления, согласования и утверждения проектной документации для строительства» и п.6 Постановления «Об утверждении Порядка утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы и признании утратившими силу некоторых постановление Кабинета Министров Украины» от 11 мая 2011 года № 560.

При сопоставлении предоставленной на исследование проектной документации с нормативными требованиями установлено, что отсутствие повторной экспертизы, учитывающей изменения, внесенные в первоначальную проектную документацию на строительство многоквартирного многоэтажного жилого дома <адрес> в городе Севастополе не соответствует нормативным требованиям, предусмотренным п.п.9.15, 9.16, 9.19 ГСН А.2.2-3-2004 «Проектирование. Состав, порядок оформления, согласования и утверждения проектной документации для строительства», однако соответствует п.п.6-16 Постановления «Об утверждении Порядка утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины» от 11 мая 2011 года № 560.

Будучи допрошенной в судебном заседании, эксперт ФИО22 пояснила суду, что в проектную документацию жилого дома были внесены изменения (корректировка), а именно – изменение планировочных решений цокольного этажа, заменено заполнение каркаса здания с блоков из пенобетона на заполнение из стеклопакетов, на отметке +26,400 изменена высота потолка и назначение этажа здания с технического этажа на жилой этаж с обустройством квартир, на крыше здания предусмотрен мезонин. При этом ни название, ни шифр проекта (шифр проекта 65/07), ни общий состав проектной документации, кроме отдельных альбомов не изменился. Авторские права на проектную документацию и права на ведение авторского надзора за строительством объекта были переданы другой лицензированной проектной организации ЧП «Архитектурно-проектная компания «Перспектива».

В связи с внесением изменений в проектную документацию, изменением конструкций и изменением требований по сейсмостойкости сооружения, были проведены расчеты механической прочности и устойчивости измененной конструкции каркаса здания с учетом изменений и повышенных требований по сейсмичности (с 7 до 8 баллов), которые показали, что конструкции здания с учетом внесенных в проектную документацию изменений (корректировки) соответствует требованиям механической прочности и устойчивости, в том числе для сейсмичности 8 баллов и являются безопасными для здоровья и жизни людей.

Кроме того, эксперт в судебном заседании указала, что в связи с вступлением в силу Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» пунктом 3 ст. 31 Закона было установлено, что проекты строительства объектов І - ІІІ категорий сложности не подлежат обязательной экспертизе, а потому требования ГСН А.2.2-3-2004 о необходимости наличия положительного комплексного заключения государственной экспертизы откорректированного проекта строительства жилого дома по <адрес> не являются обязательными.

Кроме того, в заключении экспертизы по вопросам, поставленным на разрешение эксперта, указано, что к началу выполнения строительных работ по указанному объекту все необходимые разрешительные документы были получены, что соответствует требованиям Закона Украины от 17 февраля 2011 года «О планировании и застройке территории» № 1699-III от 20 апреля 2000 года. Размещение многоквартирного жилого дома по <адрес> соответствует требованиям ст. 19 Земельного кодекса Украины, а также п.2 ГСН 360-92** «Градостроительство. Планирование и застройка городских и сельских поселений» в части зонирования, так как является жилым. Многоквартирный жилой дом в целом соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам, предусмотренным ГСН В.2.2-15-2005 «Жилые здания. Основные положения», соответствует сейсмическим нормам, предусмотренным ГСП В.1.1-12:2006 «Строительство в сейсмических районах Украины», соответствует противопожарным нормам, предусмотренным ГСН 360-92** «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Строительство объекта исследования велось в соответствии с проектами и без отклонений от строительных норм и правил, что соответствует требованиям и правилам ГСН А.3.1-5-96 «Организация строительного производства».

Объект исследования соответствует требованиям, предъявляемым к механической безопасности объекта, требованиям по сохранению устойчивости сооружения и инсоляции, и, следовательно, с технической точки зрения эксплуатация данного объекта безопасна, а в формулировке вопроса суда – не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В части вывода эксперта о необходимости получения дополнительного разрешения на выполнение строительных работ в связи с корректировкой проектной документации, в ходе допроса в судебном заседании эксперт ФИО22 указала, что в результате корректировки ни шифр проекта, ни его наименование, ни общий состав проектной документации не изменились. Автором проекта с шифром 65/07 является ЧП «СК «Арка», ЧП «АПК «Перспектива» выполнялась корректировка отдельных частей проекта. При этом эксперт не отрицала, что согласно декларации о готовности объекта к эксплуатации, строительство производилось на основании проекта разработанного ЧП «Строительная компания «Арка» и ЧП «Архитектурно-проектная компания «Перспектива», а содержание акта технического обследования и оценки состояния строительных конструкций объекта строительства жилого дома по <адрес> от 20.12.2010 г., утвержденного 21.12.2010 г. за №986, не позволяет эксперту сделать однозначный вывод о том, что при выдаче разрешения на производство строительных работ № 439 от 28.01.2011 года уполномоченный орган, выдавший в пределах своей компетенции указанное разрешение, не был осведомлен о внесенных в проектную документацию изменениях (корректировке проекта) и не учитывал их при выдаче разрешения.

Таким образом, с учетом пояснений эксперта в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что состав и порядок утверждения проектной документации с учетом внесенных изменений (корректировки) на строительство объекта не требовал проведения повторной экспертизы, получения дополнительного разрешения на производство строительных работ и соответствует нормативным требованиям, выданно ответчику 28.01.2011 года за №439 уполномоченным органом – Инспекцией ГАСК г. Севастополя, разрешение на производство строительных работ выдано с учетом внесенных в первоначальную проектную документацию изменений (корректировки), утвержденной в установленном порядке, выполнение строительных работ на объекте строительства соответствует указанным в разрешении на производство строительных работ, а фактически построенный 9-ти этажный 38-ми квартирный жилой дом соответствует проекту «Жилой дом по <адрес>» шифр 65/07 с учетом изменений (корректировки), внесенных в первоначальную проектную документацию.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», по решению заказчика может проводиться также экспертиза проектов строительства других объектов, чем предусмотренные в этой части.

Суд учитывает, что ответчиком в добровольном порядке было получено заключение от 01 декабря 2011 г. №172 «Севастопольской городской санитарно-эпидемиологической станции» о согласовании проекта РП «Жилой дом по <адрес>».

Согласно ч. 1 ст. 41 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», государственный архитектурно-строительный контроль – совокупность мер, направленных на соблюдение требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, государственных строительных норм, стандартов и правил во время выполнения подготовительных и строительных работ.

В соответствии со ст. 39 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» декларация о готовности объекта к эксплуатации являлась документом, подтверждающим принятие законченного строительством объекта в эксплуатацию.

Принятие решения о регистрации (отказе в регистрации) декларации о готовности объекта к эксплуатации осуществляется инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля на основании представления соответствующих документов (ст. 39 Закона Украины №3038).

15 февраля 2013 г. Инспекцией ГАСК Украины в городе Севастополе была зарегистрирована декларация № о готовности объекта «Строительство жилого дома по <адрес>» к эксплуатации, в соответствии с которой объект – жилой дом с указанными в декларации выходными данными, считается законченным строительством объектом готовым к эксплуатации.

Оценивая декларацию о готовности объекта к эксплуатации, с учетом заявления представителя третьих лиц Нечай Е.Л. об исключении из числа доказательств декларации о готовности объекта к эксплуатации, суд считает необходимым указать следующее.

Разрешение на строительство и иные необходимые документы выдавались и регистрировались уполномоченными органами власти Украины в пределах их компетенции, жилой дом возведен и сдан в эксплуатацию в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, декларация о готовности объекта к эксплуатации зарегистрирована государственным органом иного государства - Украины, а потому суд не вправе давать оценку законности и обоснованности таких документов. Истцом подлинность декларации не оспаривается, третьи лица доказательств ничтожности или недействительности декларации, вступивших в силу решения или приговора суда, свидетельствующих о подложности данной декларации суду не представили.

При этом также суд принимает во внимание предоставленное третьим лицом - Радченко А.Е. вступившее в законную силу апелляционное определение Севастопольского городского суда от 22 января 2019 года по делу № 33а-53/2019, содержащие аналогичные выводы относительно указанной декларации о готовности к эксплуатации жилого дома по <адрес>

Из ответа начальника Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (Севгосстройнадзора) от 22.10.2019 № 2858/01-25-1-21/03/19 следует, что на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>-А, с видом разрешенного использования: «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, (приусадебный участок), зарегистрирован объект «Многоквартирный дом», кадастровый , дата присвоения 30.03.2015. Указанный год завершения строительства – 2013 г.

Ранее, на основании требования Прокуратуры города Севастополя о проведении внеплановой проверки от 26.11.2014 Севгосстройнадзором была проведена внеплановая проверка объекта «Строительство жилого дома по <адрес> (акт проверки от 10.12.2014).

При проведении проверки застройщик Орган В.В. предоставил нотариально заверенную копию зарегистрированной Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе декларации о готовности объекта к эксплуатации от 15.02.2013, паспортные данные, а также уведомил, что не является субъектом предпринимательской деятельности. Однако в архиве Инспекции архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе, информация о данной декларации отсутствует.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов, относящихся к І - ІІІ категории сложности, осуществляется путем регистрации соответствующей инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля представленной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации.

Согласно п. 6 Указа Президента Украины «О Положении о Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины» №439/2011 от 08.04.2011, Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины (Госархстройинспекция Украины) осуществляет свои полномочия непосредственно и через свои территориальные органы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе или межрегиональные (полномочия которых распространяются на несколько регионов) территориальные органы.

Территориальные органом Госархстройинспекции Украины в Севастополе, осуществлявшим полномочия на территории города Севастополя, в том числе принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов в порядке, установленном постановлением Кабина Украины №461 от 13.04.2011 г., являлась Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе.

Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации образуются новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь, деятельность Инспекции ГАСК в г. Севастополе фактически была прекращена без правопреемства с 18 марта 2014 г.

Постановлением Правительства города Севастополя от 28 мая 2014 г. № 15 «Об утверждении положения Инспекции государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя», путем создания нового юридического лица была создана Инспекция государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (Севгосстройнадзор), о чем ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре юридических лиц Российской Федерации была внесена запись за основным государственным регистрационным номером

Указом Губернатора г. Севастополя от 17 марта 2015 г. № 34-УГ Инспекция государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя переименована в Управление государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя.

Таким образом, Управление государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя не является правопреемником Инспекции ГАСК в городе Севастополе. Ни Положение, ни Административный регламент исполнения Управлением государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора, не содержат нормы, которая относила бы к его компетенции доступ к базе данных органа Госархстройинспекции Украины – Инспекции ГАСК в городе Севастополе со сведениями о выданных и зарегистрированных декларациях о принятии в эксплуатацию законченных строительством объектов в период нахождения города Севастополя в правовом поле Украины и выдачи информации из нее.

Каких-либо сведений о передаче Севгосстройнадзором Инспекции ГАСК в городе Севастополе каких-либо документов, базы данных подразделения Госархстройинспекции Украины и доступа к ней суду не представлено.

При этом также суд принимает во внимание, что по состоянию на 21.10.2019 года сведений о принятии правоохранительными органами процессуального решения относительно подлинности декларации не имеется, производство по уголовному делу прекращено, материалы дела в связи с истечением срока хранения уничтожены, сведений о признании декларации о готовности объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ недействительной в распоряжении Севгосстройнадзора не имеется, меры по признанию указанной декларации недействительной Севгосстройнадзором не предпринимались.

С учетом изложенного суд считает не подлежащим удовлетворению заявление представителя третьих лиц ФИО26 о подложности доказательства и исключении декларации о готовности объекта к эксплуатации из числа доказательств по настоящему делу.

Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, декларация о готовности к эксплуатации жилого дома по <адрес>А в городе Севастополе свидетельствует о полном соответствии выстроенного жилого дома строительным нормам и правилам, а также утвержденной проектной документации с учетом внесенных в нее в установленном порядке изменений (корректировки).

Согласно п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Исходя из приведенных обстоятельств, учитывая имеющиеся в материалах дела документы (разрешение на строительство, договор купли-продажи земельного участка и государственный акт о праве собственности на землю, заключение судебной строительно-технической экспертизы, декларацию о готовности объекта к эксплуатации и другие доказательства), возведенный ответчиком жилой дом не является самовольной постройкой.

Пунктом 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (подпункт 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации). Земельный участок с кадастровым номером (согласно ранее присвоенного кадастрового номера ), общей площадью 582,0 кв.м., с разрешенным использованием «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок)» предоставлен в собственность Орган В.В. на основании государственного акта на право частной собственности на землю серии , зарегистрированного Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов в Книге записи государственных актов о праве собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли под от 24.02.2006 г.

Возведение объекта недвижимости на указанном участке осуществлено на основании разрешения на выполнение строительных работ, выданного и перерегистрированного в порядке, установленном на момент его выдачи (перерегистрации) Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля города Севастополя.

Жилой дом по <адрес> возведен в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, в соответствии с требованиями к строительству капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство, градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, введен в эксплуатацию, что удостоверяется декларацией о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля города Севастополя 15 февраля 2013 года.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ввиду их недоказанности.

В судебном заседании представителем ответчика было заявлено об истечении срока исковой давности для обращения с иском о сносе объекта самовольного строительства по заявленным основаниям и применении последствий его истечения.

В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», разъяснено, что в соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.

Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав.

Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», исковая давность не распространяется на требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан.

Однако, исковое заявление Правительства Севастополя доводов о том, что возведенный объект создает угрозу жизни и здоровью граждан не содержит. Не указывались такие доводы истцом и при рассмотрении дела по существу.

Как было указано выше, в ходе рассмотрения настоящего дела судом была назначена строительно-техническая экспертиза, которая пришла к выводу, что многоквартирный жилой дом в целом, расположенный по адресу: <адрес> соответствует требованиям, предъявляемым к механической безопасности объекта, требованиям по сохранению устойчивости сооружения и инсоляции, и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

При исчислении исковой давности по требованию о сносе самовольной постройки следует учитывать, что органы исполнительной власти, на которые возложены обязанности по контролю за соответствием строительства требованиям, установленным в разрешении, в частности органы Госстройнадзора, которые для надлежащего осуществления этих обязанностей наделены различными контрольными полномочиями, имеют возможность в пределах срока исковой давности получать сведения о государственном техническом учете и государственной регистрации прав на спорные объекты. Данная правовая позиция высказана в определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 305-ЭС14-8858.

В соответствии с ч. 1 Положения об Инспекции государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства города Севастополя от 28 мая 2014 г. № 15 с последующими изменениям, внесенными постановлениями Правительства Севастополя от 17 марта 2015 г. № 185-ПП, от 5 декабря 2016 г. № 1154-ПП, от 28 сентября 2017 г. № 711-ПП, от 5 января 2018 г. № 03-ПП, от 30 марта 2018 г. № 1154-ПП,Севгосстройнадзор является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора за соблюдением требований в сфере градостроительной деятельности, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя, в пределах своей компетенции, а также проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий через подведомственные ей государственные организации города Севастополя.

Для осуществления задач и реализации полномочий и функций Инспекция осуществляет государственный строительный надзор в формах и порядке, установленных законодательством Российской Федерацией и законодательством города Севастополя, осуществляет взаимодействие по вопросам, находящимся в компетенции Инспекции, с органами государственной власти и органами местного самоуправления в городе Севастополе, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, а также должностными лицами, осуществляет от имени города Севастополя в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерацией и законодательством города Севастополя, правомочия обладателя информации, содержащейся в государственных информационных системах Инспекции, в пределах своей компетенции, участвует в пределах своей компетенции в формировании реестра недвижимости города Севастополя, представляет информацию и сведения, содержащиеся в информационных ресурсах Инспекции и не составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, в том числе готовит ответы на межведомственные запросы, запрашивает и получает от исполнительных органов государственной власти города Севастополя, иных государственных органов и органов местного самоуправления в городе Севастополе, организаций и должностных лиц информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления задач, возложенных на Инспекцию, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Согласно распоряжению (приказу) Севгосстройнадзора от 03.09.2014 г.№ 90-п уполномоченным на проведение проверки лицом - старшим инспектором отдела государственного строительного надзора Инспекции государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя ФИО23, 29.09.2014 г. была проведена внеплановая выездная проверка СПД Орган В.В. с целью проверки наличия разрешения на строительство, заключения экспертизы проектной документации на строительство объекта, проверки фактов, изложенных в заявлении ФИО24, направленном прокуратурой Ленинского района (вх. № 92-1063 от 27.08.2014), проверки соответствия выполненных работ проектной документации (т.1, л.д.210-211).

Как следует из акта проверки №92-02-53 от 29.09.2014 г., по результатам ее проведения установлено, что объект «Строительство жилого дома по <адрес>» принят в эксплуатацию на основании зарегистрированной Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля г. Севастополя декларации о вводе объекта в эксплуатацию № от 15.02.2013 г. (застройщик – СПД Орган В.В.). В результате визуального осмотра установлено, что по указанному адресу расположено девятиэтажное здание с мезонином. Строительные работы по возведению каркаса не ведутся. Акт подписан Орган В.В. 29.09.2014 г.

Также на основании требования Прокуратуры города Севастополя о проведении внеплановой проверки от 26.11.2014 Севгосстройнадзором была проведена внеплановая проверка объекта «Строительство жилого дома по <адрес>» (акт проверки от 10.12.2014).

При проведении проверки застройщик Орган В.В. предоставил нотариально заверенную копию зарегистрированной Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе декларации о готовности объекта к эксплуатации от 15.02.2013, паспортные данные, а также уведомил, что не является субъектом предпринимательской деятельности. Однако в архиве Инспекции архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе, информация о данной декларации отсутствует.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ) определяет общие полномочия органов, осуществляющих строительный надзор, которые необходимы для выполнения возложенных на них надзорных функций.

Возможность предъявления иска о сносе самовольной постройки в суд следует из целей осуществления надзора, определенных принципами законодательства о градостроительной деятельности, к таким принципам, согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, в частности, относятся осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2010 г. №143 за органом, осуществляющим строительный надзор, должно быть признается право на предъявление в публичных интересах в суд иска о сносе самовольной постройки.

В соответствии со ст. 31 Устава города Севастополя, ст.ст. 5, 10 Закона г. Севастополя от 30 апреля 2014 г. № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя», п. 4.7 Положения об Инспекции Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе от 28 мая 2014 г. (в редакции Постановления Правительства Севастополя от 28 мая 2014 г. № 15, действовавшей до 16.03.2015 г.), п. 18 Положения об Управлении государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя от 17 марта 2015 г. (в редакции Постановления Правительства Севастополя от 17 марта 2015 г. № 185-ПП, действовавшей до 04.12.2016 г.), п. 9.8 Положения от 05 декабря 2016 г. (в редакции Постановлений Правительства Севастополя от 17 марта 2015 г. № 185-ПП, от 5 декабря 2016 г. № 1154-ПП, от 28 сентября 2017 г. № 711-ПП, от 5 января 2018 г. № 03-ПП, действовавшей до 29.03.2018 г.), п. 9.8 Положения от 30.03.2018 г. (в редакции Постановления Правительства Севастополя от 30 марта 2018 г. № 1154-ПП), Управление государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы города Севастополя по вопросам, отнесенным к компетенции исполнительного органа.

При указанных обстоятельствах, Инспекция (Управление), как отраслевой орган Правительства Севастополя, к обязанностям которого отнесено проведение осмотров объектов капитального строительства и осуществление проверок выполняемых работ на соответствие требованиям, установленным в разрешении на строительство, вправе запрашивать в установленном порядке от уполномоченных органов и организаций информацию, необходимую для реализации своих полномочий, имела возможность и была вправе обратиться в суд с иском о сносе спорного объекта с того момента, когда ей стало известно о нарушении градостроительных норм и земельного законодательства, а именно с 29.09.2014 г.

Установленный гражданским кодексом РФ трехлетний срок исковой давности для обращения истца в суд с иском о сносе объекта самовольного строительства по заявленным основаниям истек 29 сентября 2017 г.

Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре. Представителем ответчика в судебном заседании было заявлено об истечении срока исковой давности и применении последствий его истечения. Истцом ходатайства о восстановлении срока исковой давности не заявлялось.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что многоквартирный жилой дом по <адрес> не является объектом самовольного строительства, выстроен на основании разрешения на строительство, проектной документации, в соответствии с требованиями законодательства Украины к строительству данного объекта, действовавшими в период осуществления строительных работ, градостроительного плана земельного участка, соответствуют использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, введен в эксплуатацию на основании декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной в установленном порядке. Жилой дом соответствует проектной и разрешительной документации, а также требованиям, предъявляемым к механической безопасности объекта, требованиям по сохранению устойчивости сооружения и инсоляции, и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Поэтому суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Правительства Севастополя о сносе объекта капитального строительства по <адрес> отказать в полном объеме.

По правилам ст. 98 ГПК РФ в данном случае судебные расходы не распределяются, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с иском в суд.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 196, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Правительства Севастополя к Орган Валерию Васильевичу, третьи лица – Куликов Игорь Викторович, Поднебесный Владислав Иванович, Антипин Сергей Михайлович, Згурская Алла Григорьевна, Можейко Марина Вадимовна, Казачук Сергей Борисович, Королева Нина Гавриловна, Рипп Александр Гешелевич, Ревков Вадим Константинович, Радченко Анатолий Евгеньевич об обязании демонтировать самовольную постройку отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 29.10.2019 г.

Судья