Дело №2а-1802/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2022 года г. Севастополь
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего: Степановой Ю.С.,
при секретаре судебного заседания Мартьяновой А.В.,
с участием представителя административного ответчика
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №51 по городу Москве, Управлению Федеральной налоговой службы по г. Севастополю, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Южному федеральному округу об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в Ленинский районный суд г. Севастополя к административным ответчикам о признании незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам камеральной налоговой проверки.
В обоснование административного иска административный истец указала, что в статье 220 НК РФ не установлены ограничения относительно формы, в которой могут производиться расходы на приобретение имущества; налогоплательщик имеет право на вычет, равный сумме денежных средств, израсходованных на приобретение и имущества, а также в размере фактически произведенных с этой целью расходов в иной форме. В качестве фактически произведенных расходов, связанных с приобретением недвижимого имущества полагала следует рассматривать предоставление отступного в порядке ст. 409 ГК РФ, а именно: передачу своей доли в общем имуществе супругов объектов незавершенного строительства на основании соглашения о разделе общего имущества супругов от 01.06.2016. Кроме того, обращает внимание суда на то, что налоговая проверки была проведена неуполномоченным на то налоговым органом.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Южному федеральному округу (далее – МИ ФНС России по ЮФО), в качестве заинтересованного лица – ФИО3
С 23.11.2020 Межрайонная ИФНС России № 1 по г. Севастополю, прекратила свою деятельность при реорганизации путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по г. Севастополю.
В судебное заседание административный истец ФИО2 не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, просила дело рассмотреть без ее участия.
Представитель административного ответчика – УФНС по г. Севастополю с требованиями административного иска не согласилась, сослалась на доводы, изложенные в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Представитель административного ответчика МИ ФНС России по ЮФО в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, до начала судебного заседания направил в адрес суда письменные возражения на административное исковое заявление, в соответствии с которыми просил в удовлетворении административного иска отказать, дело рассмотреть в отсутствии представителя.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, до начала судебного заседания направил в адрес суда письменные возражения относительно доводов административного искового заявления, просил в удовлетворении административного иска отказать.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя административного ответчика - УФНС России по г. Севастополю, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 207 и пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются, в том числе, физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получающие доходы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
В п. 3 ст. 210 НК РФ предусмотрено, что в отношении доходов, по которым налоговая ставка установлена п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 НК РФ.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, в том числе, при продаже имущества.
На основании пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со ст. 217.1 НК РФ, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.
При продаже иного недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со ст. 217.1 НК РФ, имущественный налоговый вычет предоставляется в размере, не превышающем в целом 250 000 рублей согласно абз.3 пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ.
В пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ предусматривается, что вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
Имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода (п. 7 ст. 220 НК РФ).
Подпунктом 2 п. 1 ст. 228 НК РФ предусмотрено, что физические лица производят исчисление и уплату НДФЛ исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, равным календарному году.
На основании п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» срок представления налогоплательщиками налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2019 год продлен с 30.04.2020 до 30.07.2020.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений ст. 228 НК РФ, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ).
Срок уплаты НДФЛ за 2019 год - не позднее 15.07.2020.
Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
В п. 1 ст. 122 НК РФ определено, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3, 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 с 16.07.2015 по 25.05.2016 состояла в браке с ФИО3
На основании п. 1 и п. 2 ст. 38 Семейного кодекса Российской Федерации раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. Соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, должно быть нотариально удостоверено.
09.10.2020 ФИО2 представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), а также были представлены соглашение о разделе общего имущества супругов от 01.06.2016, соглашения от 24.06.2016 о передаче прав и обязанностей по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 12.01.2015 № и от 12.01.2015 №, с приложениями.
Согласно соглашению от 01.06.2016 ФИО3 обязуется в счет компенсации супружеской доли в общем имуществе передать ФИО2 право требования на нежилые помещения по договорам участия в долевом строительстве, заключенным между ФИО3 и ЗАО «ИНТЕКО» № от 12.01.2015.
Во исполнение соглашения о разделе имущества между ФИО3 и ФИО2 заключены следующие соглашения:
- от 24.06.2016 о передаче прав и обязанностей по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 12.01.2015г. № согласно которому ФИО3 передано ФИО2 право требования к ЗАО «ИНТЕКО» в отношении апартамента проектной суммарной площадью 31.54 кв. м. в гостинично - офисном комплексе с апартаментами и автостоянкой, создаваемом по строительному адресу: . Цена договора участия в долевом строительстве от 12.01.2015- № составляет 5 109 480 рублей и полностью уплачена ФИО3;
- от 24.06.2016 о передаче прав и обязанностей по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 12.01.2015 № согласно которому ФИО3 передано ФИО2 право требования к ЗАО «ИНТЕКО» в отношении апартамента проектной суммарной площадью 31.55 кв. м. в гостиничноофисном комплексе с апартаментами и автостоянкой, создаваемом по строительному адресу: Цена договора участия в долевом строительстве от 12.01.2015 № составляет 5 111 100 рублей и полностью уплачена ФИО3
ДД.ММ.ГГГГФИО1 зарегистрировано право собственности на нежилое помещение, находящееся по адресу: и нежилое помещение, находящееся по адресу:
После регистрации права собственности на указанные выше нежилые помещения ФИО2 заключены договоры купли-продажи от 27.06.2019, согласно которым нежилое помещение по адресу: , приобретенное по договору участия в долевом строительстве от 12.01.2015 №, реализовано за 7 050 000 руб., нежилое помещение по адресу: приобретенное по договору участия в долевом строительстве от 12.01.2015 №, реализовано за 7 050 000 рублей.
Таким образом, ФИО2 в 2019 году получен доход от реализации нежилых помещений на общую сумму 14 100 000 рублей.
В связи с представленной налоговой декларацией в отношении ФИО2 назначена камеральная налоговая проверка, в рамках которой в адрес ФИО2 направлено Требование № от 14.12.2020 о необходимости предоставления документов, подтверждающих отраженную сумму расходов, понесенных на приобретение указанного недвижимого имущества, и уточненной декларации по форме 3- НДФЛ.
Положения ст. 220 НК РФ не содержат исчерпывающий перечень документов, подтверждающих произведенные налогоплательщиком расходы на приобретение проданного имущества, но устанавливают обязательное условие, а именно: документы должны быть оформлены в установленном порядке (в соответствии с законодательством Российской Федерации) и должны подтверждать непосредственно произведенные налогоплательщиком расходы.
Следовательно, представление налогоплательщиком документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств по произведенным расходам, связанным с приобретением проданного имущества, является одним из обязательных условий возможности уменьшения полученных от продажи имущества доходов, облагаемых НДФЛ, в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ.
ФИО2 с возражениями на Акт представлено Заключение ООО «БК- Аркадия» от 31.05.2016 № о наиболее вероятной величине рыночной стоимости жилой недвижимости (далее - Заключение).
Согласно поданным возражениям, в соответствии с п. 1 Соглашения о разделе имущества стороны по состоянию на 01.06.2016 имеют следующее общее имущество:
- объект незавершенного строительства - жилой дом. Согласно заключению № от 31.05.2016 рыночная стоимость объекта составляет 6710000 рублей;
- объект незавершенного строительства - дом отдыха. Согласно заключению № от 31.05.2016 рыночная стоимость объекта составляет 7683300 рублей.
Соответственно, стоимость доли каждого из супругов (50%) составит: Объект незавершенного строительства - жилой дом - 3 355 000 рублей (Объект № 1); Объект незавершенного строительства - дом отдыха - 3 841 650 рублей (Объект № 2).
Пунктом 2 Соглашения о разделе имущества предусмотрено, что Объект №1 и Объект №2 передаются в личную (индивидуальную) собственность ФИО3
В счет компенсации стоимости супружеской доли ФИО2 передаются права требования по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 12.01.2015 № в отношении апартамента проектной суммарной площадью 31.54 кв.м, и договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 12.01.2015 №, в отношении апартамента проектной суммарной площадью 31.55 кв.м.
Ссылаясь на то, что права и обязанности по указанным договорам участия в долевом строительстве ФИО2 приобрела не безвозмездно, а передав свою долю в общем имуществе супругов (Объект №1 и Объект №2) в качестве отступного по выполнению обязательств, последней произведен расчет налогооблагаемой базы, сумма налога на доходы физических лиц к уплате в бюджет составила - 897435,5 рублей.
Вместе с тем, суд полагает такое трактование ошибочным в связи со следующим.
Положениями ст. 409 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается прекращение обязательств предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и тому подобное).
Положения Налогового кодекса Российской Федерации предоставляют гражданину право уменьшить сумму подлежащего налогообложению НДФЛ дохода от продажи имущества на сумму расходов на приобретение продаваемого имущества. При этом НК РФ не содержит норм, позволяющих отнести сумму компенсации стоимости супружеской доли к расходам, на которые уменьшается сумма подлежащего налогообложению НДФЛ дохода от продажи имущества. Также, определяющее значение для уменьшения суммы доходов имеет не только фактическое несение расходов, но и их документальное подтверждение.
В силу статьи 409 ГК РФ по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением отступного - уплатой денежных средств или передачей иного имущества.
Таким образом, отступное представляет собой реальную возмездную сделку, при которой первоначальное обязательство полностью прекращается и возникает новое самостоятельное обязательство, объем которого прямо не зависит от объема первоначального обязательства и определяется по соглашению сторон.
Из содержания соглашения о разделе общего имущества супругов от 01.06.2016 следует, что объекты, реализованные ФИО2 ранее принадлежали бывшему супругу ФИО3 на основании договоров долевого участия в строительстве от 12.01.2015 № и от 12.01.2015 №. При этом расходы по приобретению данного имущества были понесены непосредственно ФИО3 (до заключения брака), а не ФИО2
Указанные обстоятельства также следуют из письменных возражений ФИО3, в соответствии с которыми из буквального толкования Соглашения от 01.06.2016 не следует, что ФИО2 понесла какие-либо расходы, связанные с приобретением права требования на апартаменты, имущественные права требования по договорам участия в долевом строительстве апартаментов оплатил в полном объеме ФИО3 до заключения брака.
Поскольку такая сделка, несмотря на ее возмездный характер, не является эквивалентной, прекращает предыдущее обязательство и порождает новое обязательство, принимая во внимание основные начала налогового законодательства (п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ), согласно которым налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, налоговый орган правильно исходил из того, что соглашения от 24.06.2016 не могут являться документами, подтверждающими произведенные расходы, связанные с приобретением недвижимого имущества и соответственно, основанием для получения налогового вычета.
Указанная позиция получила отражение в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2015 № по делу №А41-42990/2011, в котором отмечено, что в силу правовой природы отступного и его зависимости от прекращающегося предоставлением отступного обязательства, в отсутствии последнего отступное не может существовать.
Таким образом, соглашение об отступном имеет место только при наличии существующего обязательства.
Вместе с тем, Соглашение от 01.06.20916 не предусматривает обязанность ФИО2 по оплате денежных средств.
Учитывая изложенное, налоговый орган пришел к обоснованному выводу, что соглашения о разделе имущества и о передаче прав и обязанностей по договору участия в строительстве, в которых стоимость имущества определена по соглашению сторон на основании рыночной стоимости, не могут являться документами, подтверждающими произведённые расходы, связанные с приобретением недвижимого имущества и основанием для получения имущественного вычета.
При отсутствии документов, подтверждающих фактический размер расходов, понесенных на приобретение недвижимого имущества, налогоплательщик, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ, имеет право на имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества, не превышающем в целом 250 000 рублей.
При расчете налогооблагаемой базы УФНС по г. Севастополю сумма дохода, полученная ФИО2, уменьшена на 250 000 рублей.
Ссылка ФИО2 на письма Минфина России от 03.05.2017 №, от 29.03.2013 №, от 28.03.2005 №, ФНС России от 09.11.2015 № не может быть принята судом во внимание, поскольку в указанных письмах даны разъяснения применения норм законодательства о налогах и сборах. Подготовленные по обращениям налогоплательщиков по вопросу предоставления имущественного вычета по НДФЛ при передаче векселя в счет оплаты стоимости приобретаемого жилья.
Между тем, основанием отказа в принятии заявленных ФИО2 расходов, связанных с приобретением имущества является не форма расходов, а тот факт, что расходы по приобретению имущества фактически понесены иным лицом – ФИО3
Доводы ФИО2 о проведении камеральной налоговой проверки неуполномоченным органом не могут быть приняты во внимание как несостоятельные.
В силу п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ.
Пленум ВАС РФ в п. 68 Постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что если в поданном в суд заявлении о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщик ссылается на нарушение налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 14 статьи 101 НК РФ), такого рода доводы могут быть приняты ими во внимание только при условии заявления их в жалобе, направлявшейся в вышестоящий налоговый орган.
Вместе с тем, в направленной ФИО2 в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобе доводы относительно проведения налоговой проверки неуполномоченным органом не заявлялись и предметом рассмотрения вышестоящим налоговым органом не являлись.
Таким образом указанные доводы не могут быть приняты во внимание.
Указанная позиция получила отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2015 № по делу № А40-141627/14, кассационном определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22.07.2020 № 88А-11778/2020.
Кроме того, согласно п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лицу, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщику представить объяснения.
Вместе с тем, акт и извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 01.02.2021 № 887 направлены налоговым органом 12.02.2021 заказным письмом по адресу регистрации ФИО2: , согласно информации, размещенной на официальном сайте «Почта России», получены адресатом 19.02.2021.
ФИО2, воспользовавшись правом, предоставленным п. 6 ст. 100 НК РФ, представила письменные возражения на Акт (вх. от № вх. от 20.04.2021).
Рассмотрение материалов налоговой проверки, Акта, возражений было назначено на 15.03.2021, однако в связи с неявкой ФИО2 для рассмотрения материалов налоговой проверки и на основании пп. 5 п. 3 ст. 101 НК РФ Управлением 15.03.2021 принято решение № об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.
Решение № и извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 15.03.2021 № направлены в адрес ФИО2 01.04.2021 заказным письмом и, согласно информации, размещенной на официальном сайте «Почта России», получены адресатом 10.04.2021.
Рассмотрение материалов налоговой проверки, Акта, возражений состоялось 23.04.2021 в отсутствие лица, извещенного надлежащим образом.
Таким образом, ФИО2 в полной мере обеспечена возможность учувствовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представлять объяснения.
В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком.
Согласно п. 1, п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика и представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 84 НК РФ постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах физических лиц по основаниям, предусмотренным НК РФ, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации и физического лица по основаниям, предусмотренным НК РФ, в течение пяти дней со дня получения соответствующего заявления, или сведений о рождении (смерти), содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, или сведений, полученных в соответствии со ст. 85 НК РФ (п. 2 ст. 84 НК РФ).
В соответствии с положениями п. 4 ст. 84 НК РФ в случаях изменения места жительства физического лица снятие его с учета в налоговом органе, в котором он состоял на учете, и постановка на учет в налоговом органе по новому месту жительства осуществляется на основании сведений, сообщаемых в соответствии с п. 3 ст. 85 НК РФ органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.
В соответствии с п. 33 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2020 №329н «Об утверждении порядка постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей» (далее - Приказ) в случае изменения места жительства физического лица (в том числе нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора) постановка его на учет в налоговых органах по новому месту жительства, месту нахождения принадлежащих этому физическому лицу маломерного судна, воздушного транспортного средства, транспортного средства, указанного в пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ, осуществляется в соответствии с п. 2 и п. 4 ст. 84 НК РФ в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о факте регистрации этого физического лица по новому месту жительства, сообщенных органами, указанными в п. 3 ст. 85 НК РФ.
В соответствии с п. 34 Приказа в случае изменения места жительства физического лица снятие его с учета в налоговых органах по прежнему месту жительства, месту нахождения принадлежащих этому физическому лицу маломерного судна, воздушного транспортного средства, транспортного средства, указанного в пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ, осуществляется в соответствии с п. 2 и п. 4 ст. 84 НК РФ на основании сведений о факте регистрации такого физического лица по новому месту жительства, сообщенных органами, указанными в п. 3 ст. 85 НК РФ, и переданных не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанных сведений, налоговым органом по новому месту жительства такого физического лица.
Снятие с учета в налоговом органе физического лица по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о факте регистрации физического лица по новому месту жительства.
Таким образом, изложенные выше положения НК РФ связывают постановку на учет налогоплательщика именно с фактом поступления сведений от соответствующих органов, перечисленных в ст. 85 НК РФ, а не с моментом регистрации налогоплательщика по новому месту жительства.
ФИО2 28.07.2016 поставлена на учет в Межрайонную ИФНС России № 1 по г. Севастополю на основании сведений о регистрации по месту жительства от 27.07.2016, полученных от отдела УФМС России по Республике Крым и г. Севастополю в Нахимовском районе г. Севастополя.
С 23.11.2020 ФИО2 поставлена на учет в УФНС России по г. Севастополю во исполнение приказов Федеральной налоговой службы от 27.07.2020 № ЕД-7-4/473 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю», Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю от 13.08.2020 № 01-04/129@ «О реорганизации ИФНС России по Гагаринскому району г. Севастополя, Межрайонной ИФНС России № 1 по г. Севастополю, ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя», согласно которым с 23.11.2020 Межрайонная ИФНС России № 1 по г. Севастополю, прекратила свою деятельность при реорганизации путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по г. Севастополю.
В соответствии с Положением об УФНС России по г. Севастополю, утвержденным руководителем ФНС России 21.04.2021, в связи с отсутствием на территории г. Севастополя инспекций Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня Управление осуществляет полномочия таких инспекций в установленной сфере деятельности.
Постановка на учет ФИО2 в Межрайонной ИФНС России № 51 по г. Москве в связи с изменением адреса места жительства (с г. Севастополя на г. Москву) осуществлена 28.01.2021 на основании сведений о регистрации физического лица по месту жительства, полученных 28.01.2021 на бумажном носителе от органа, осуществляющего регистрацию физических лиц по месту жительства.
Таким образом, на момент представления Декларации (09.10.2020) ФИО2 состояла на учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по г. Севастополю, в период проведения проверки поставлена на учет в УФНС России по г. Севастополю, в связи с чем камеральная налоговая проверка проведена должностным лицом УФНС России по г. Севастополю в соответствии с предоставленными действующим законодательством полномочиями.
Кроме того, вопреки доводам, изложенным в административном исковом заявлении, Декларация представлена ФИО2 непосредственно в Межрайонную ИФНС России № 1 по г. Севастополю, что подтверждается квитанцией о приеме Декларации и сведениями из Интернет-ресурса ФНС России «личный кабинет налогоплательщика».
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных п. 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Учитывая изложенное, акт налоговой проверки должен быть составлен и решение по результатам рассмотрения акта и других материалов проверки должно быть вынесено налоговым органом, проводившим проверку, независимо от того, что после представления декларации и начала проверки налогоплательщик поставлен на учет в другой налоговый орган.
В связи с выявлением нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки представленной ФИО2 Декларации должностным лицом УФНС России, проводящими проверку, составлен Акт.
По результатам рассмотрения Акта и других материалов налоговой проверки заместителем руководителя УФНС России по г. Севастополю в соответствии со ст. 101 НК РФ вынесено решение №.
Таким образом, проведение налоговой проверки, составление акта и вынесение решения о привлечении к ответственности правомерно осуществлено УФНС России по .
Также необходимо отметить, что уточненная декларация по НДФЛ за 2019 год представлена ФИО2 24.05.2021, то есть после принятия оспариваемого решения №, в связи с чем заявленный в уточненной декларации налоговый вычет, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ, не мог быть учтен при принятии оспариваемого решения.
При этом наличие вступившего в силу решения № не лишает ФИО2 возможности воспользоваться правом на налоговый вычет, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ, путем предоставления уточненной декларации
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение УФНС России по г. Севастополю от 17.05.2021 № о привлечении ФИО2 к ответственности за совершение налогового правонарушения является законным и обоснованным, вынесено в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-189 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 18.07.2022 г.
Судья Ю.С. Степанова