НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда (Город Санкт-Петербург) от 01.03.2018 № 2-503/2018

Дело № 2-503/2018 01.03.2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Батогова А.В.,

при секретаре Булыгиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кошалиева М.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Деловые линии», ООО «Группа Ренессанс страхование» о возмещении ущерба, взыскании штрафа, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику ООО «Деловые линии», ООО «Группа Ренессанс Страхование» о взыскании ущерба в связи с повреждением груза в размере 70 000 руб. 00 коп., расходов на оплату экспертизы 3 000 руб., расходов на представителя 15 000 руб. и штрафа, свои требования мотивировав тем, что по приемной накладной № 17-02321050352 от 24.05.2017 года ответчик ООО «Деловые линии» обязался перевезти груз –наименование «автозапчасти», сборный груз, однако при выдаче груза были выявлены повреждения, в связи с чем истцу был причинён ущерб в заявленном объеме.

Истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Деловые линии в судебное заседание явился, иск полагал не подлежим удовлетворению, пояснив, что вина ООО «Деловые линии» в повреждении груза, принятого по приёмной накладной № 17-02321050352 от 24.05.2017 года, отсутствует; истцом не доказан размер убытков.

Представитель второго ответчика ООО «Группа Ренессанс Страхование» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.

На основании статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

24.05.2017 г. истцом была заказана услуга по организации доставки груза из города Владивосток в город Ярославль. В рамках исполнения указанной услуги ООО «Деловые линии» был передан груз наименованием «сборный груз» в количестве 7 мест, общим весом 40 кг, объемом 0,49 м3, с объявленной стоимостью 49 000 руб., дополнительно ответчиком были оказаны услуги по упаковке с помощью жесткой деревянной обрешётки и защитной пленки, а также услуги по страхованию.

При выдаче груза сторонами был составлен коммерческий акт № Яп34 от 09.06.2017 г., согласно которому было зафиксировано нарушение целостности и деформация двух грузомест из семи, переданных по накладной. Согласно экспертному заключению № 2017/487 от 30.06.2017 г., рыночная стоимость поврежденного груза составила 105 388,42 руб. с учетом износа.

В соответствии с пунктом 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона № 87-ФЗ от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Накладная 17-02321050352 от 24.05.2017 года подтверждает факт заключения договора транспортной экспедиции по доставке груза в адрес получателя.

В соответствии с условиями договора транспортной экспедиции, изложенными, в том числе в приемной накладной, экспедитор принимает груз по количеству грузомест, объему/весу, без досмотра и проверки содержимого вложения перевозимого груза.

Клиент в свою очередь предоставляет документы с информацией о фактическом/юридическом лице, являющимся стороной договора транспортной экспедиции, а также документы, информацию о свойствах груза, условиях перевозки и иную информацию, достаточную, по мнению клиента, для исполнения обязанностей экспедитора.

Экспедитор при приемке груза проверяет достоверность вышеуказанных сведений путем сверки сопроводительных документов на груз или иных документов на груз с данными, представленными клиентом о грузе, а также с перечнем грузов, запрещенных или ограниченных к перевозке, и перечнем товаров ограниченных и/или изъятых из гражданского оборота, без внутритарного пересчета и определения стоимости груза во исполнение действующего законодательства, в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности, что подтверждается подписью экспедитора в накладной.

Соответствующее условие изложено в пункте 3.1.1 договора транспортной экспедиции, в котором указано также на то, что по соглашению сторон экспедитор и клиент могут предусмотреть иной порядок приема груза, в том числе с досмотром внутреннего содержимого принимаемого к перевозке груза, в этом случае стороны заключают дополнительное соглашение.

В рассматриваемом случае какого-либо дополнительного соглашения между сторонами заключено не было, таким образом, при приеме груза ООО «Деловые линии» обязано было определить лишь количество мест груза, их вес и объем, что и было им сделано.

При отправке груза отправителем какие-либо сопроводительные документы на груз не представлялись. Доказательств обратного истцом суду представлено не было.

Передаваемый ответчику груз был поименован как сборный груз, автозапчасти, хотя грузоотправитель не был лишен возможности указать наименование, характеристику груза и заявить о его полной стоимости, вследствие чего не представляется возможным определить, является ли груз, переданный для экспедирования ответчику, тем грузом, который заявлен в иске. Отправляя груз без его точного и полного наименования в накладной, только с указанием количества мест и веса, грузополучатель принял на себя возможные риски, связанные с утратой, недостачей или повреждением груза.

Суд полагает, с учетом того, что внутритарный осмотр груза при его приемке ООО «Деловые Линии» не производился, а груз был принят без объявленной ценности, что истцом не представлено безусловных и однозначных доказательств качественных характеристик переданного к перевозке груза.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

Таким образом, для возмещения убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт передачи грузоперевозчику груза определенного (вида) и его стоимость, факт нарушения его права, наличие причинно-следственной связи между этими фактами и понесенными убытками, а также размер убытков.При получении груза был составлен коммерческий акт выдачи клиенту № Яп34 от 09.06.2017 г., из которого не следует степень и характер повреждений, о повреждении конкретных грузомест, о ненадлежащей упаковке, согласно материалам дела, при выдаче груза факт повреждения внешней упаковки не зафиксирован.

Согласно § 4 разд. 6 «Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее – «Правила»), экспедитор имеет право, но не обязан проверять сведения, указанные в документах представляемых отправителем (клиентом) на передаваемый груз. Ответчиком для осуществления дальнейшего экспедирования, грузы от отправителей принимаются по количеству грузовых мест без внутритарного досмотра и поштучной сверки с товарными накладными продавца. В соответствии с условиями договора транспортной экспедиции, изложенными в приемной накладной, «прием груза экспедитором производится по количеству грузовых мест, объему и весу без досмотра и проверки содержимого упаковки».

Таким образом, ответчик вправе принимать грузы от отправителей лишь по количеству грузовых мест, без внутреннего досмотра и сверки с товарными накладными продавца, что соответствует пункту 8 «Правил транспортно-экспедиционной деятельности», утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 года № 554.

Следовательно, внутренний осмотр товара при его приемке экспедитором не производился; груз был принят по количеству мест, а не по номенклатурным номерам и качественным характеристикам товара. Ссылок и отметок в приемной накладной на товарную накладную и иные документы не имеется. Поскольку внутренний осмотр товара при его приемке не производился, то в этой связи отсутствуют доказательства номенклатуры переданного к доставке груза. Наименование и количество представленного ответчику груза в грузовых местах, могут быть подтверждены только документами, составленными на момент передачи груза для доставки получателю.

Изложенное не позволяет считать представленные документы, составленные без участия и/или без отметок ответчика, допустимым, относимым и достоверным доказательством действительной стоимости груза, перевозимого по приемной накладной.

В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» при обнаружении повреждения тары или упаковки, а также при наличии других обстоятельств, которые могут оказать влияние на изменение состояния груза, перевозчик обязан провести проверку массы, состояния груза, находящегося в поврежденной таре или упаковке, в конкретном случае груз был доставлен без деформации транспортной тары.

Сопоставить груз, принятый по приемной накладной ответчиком с автозапчастями, указанными в заключении № 2017/487, не представляется возможным, представитель ответчика в силу положений ст. 15 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» для осмотра не вызывался. Более того, истцом не предоставлено доказательств приобретения у Филатенкова А.Э. определённых автозапчастей, с указанием их стоимости и характеристик.

Судом также отмечается, что автозапчасти, о повреждении которых заявлено истцом, 2010 года изготовления, согласно заключению № 2017/487, то есть на момент передачи являлись бывшими в эксплуатации и в связи с этим могли иметь связанные с этим механические повреждения, на это указывает в том числе разница в стоимости за все грузоместа, указанная в приемной накладной, и калькуляцией эксперта.

Согласно материалам дела, полная стоимость груза согласно накладной составляет 49000 руб., однако истец предъявляет к взысканию сумму 70000 руб., что также не позволяет достоверно установить стоимость груза и размер ущерба.

Таким образом, доказательств вины ООО «Деловые линии» в повреждении груза ввиду некачественной транспортировки груза, в материалах дела не имеется, истцом не представлено, судом не установлено.

Исходя из положений статьи 15 ГК РФ для возмещения убытков лицо, требующее из возмещения, должно доказать факт нарушения его прав, наличие причинно-следственной связи между этим фактором и понесенными убытками, а также размер убытков. Отсутствие хотя одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении исковых требований.

Клиенту по договору транспортной экспедиции была заказана услуга по страхованию, о чем в приемной накладной была сделана отметка, что истцом не оспаривается и подтверждается в исковом заявлении, тем самым груз по накладной был застрахован ООО «Группа Ренессанс Страхование».

В соответствии с п. 4 ст. 931 ГК РФ в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.

В соответствии с договором, заключенным между ООО «Деловые линии» и ООО «Группа Ренессанс Страхование», страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного события (страхового случая) возместить (выплатить страховое возмещение) лицу, в пользу которого заключен договор страхования, именуемому в дальнейшем выгодоприобретателем, причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном грузе на условиях настоящего договора, Правил страхования в пределах согласованной сторонами настоящего договора при страховании конкретного груза суммы (страховой суммы).

Договором определено, что выплата страхового возмещения (страховая выплата) осуществляется страховщиком в соответствии с условиями настоящего договора, положениями Правил страхования на основании письменного заявления страхователя о выплате страхового возмещения и представленных страхователем (выгодоприобретателем) документов, удостоверяющих факт, причины и обстоятельства наступления страхового случая, размер ущерба и имущественные права выгодоприобретателя на застрахованный груз. Документы должны быть предоставлены страховщику, при наличии возможности, в подлинных экземплярах либо в копиях, надлежащим образом заверенных страхователем (выгодоприобретателем).

Истцом также не доказаны по аналогичным основаниям факты наступления страхового случая, размер убытков, причинно-следственная связь между действиями экспедитора и наступившим ущербом. Согласно материалам дела, условиям страхования, ГРУ застрахован от частной аварии по п.п. 3.1.2 договора страхования, разделом 2.2 Правил страхования, истцом не доказан факт наступления событий, на случай которых застрахованы риски истца, а именно частной аварии, так как согласно договору страхования и материалам дела дата производства груза 12.10.2010, то есть на момент события прошло более 5 лет с момента его производства, в связи с чем в иске к страховой компании суд полагает необходимым отказать.

Поскольку требования о взыскании штрафа, судебных расходов являются производными от требования о возмещении ущерба, суд приходит к выводу о необходимости отказа в иске в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Кошалиева М.А. к ООО «Деловые линии», ООО «Группа Ренессанс Страхование» о возмещении ущерба, взыскании штрафа, судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Батогов

Мотивированное решение составлено 05.03.2018