НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 24.05.2017 № 3А-56/2017

Дело № 3а-56/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 24 мая 2017 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,

при секретаре Михейкиной М.О.

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью(ООО) «<данные изъяты>» о признании недействующим приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 16.12.2016 №302п «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» на 2017-2019 годы»,

установил:

16 декабря 2016 года комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области принят приказ №302п «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» на 2017 -2019 годы»(далее-приказ ЛенРТК от 16.12.2016 №302-п).

Пунктом 1 приказа ЛенРТК от 16.12.2016 №302п постановлено установить долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», на 2017-2019 годы согласно приложению №1 к настоящему приказу.

Пунктом 2 приказа ЛенРТК от 16.12.2016 №302п предписано установить тарифы на питьевую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» на 2017-2019 годы согласно приложению 2 к настоящему приказу.

В пункте 3 приказа ЛенРТК от 16.12.2016 №302п определено, что тарифы, установленные в пункте 2 настоящего приказа, действуют с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года с календарной разбивкой.

В приложении 1 к приказу ЛенРТК от 16.12.2016 приведены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», на 2017-2019 годы с указанием следующих параметров: наименование регулируемого вида деятельности, года регулирования, базового уровня операционных расходов(в тыс.руб.), индекса эффективности операционных расходов(%), нормативного уровня прибыли(%), показателей энергосбережения и энергетической эффективности(уровня потери воды (%), удельного расхода электрической энергии(кВтч/м3)) в конкретных цифровых значениях.

В приложении 2 к приказу ЛенРТК от 16.12.2016 №302п приведены тарифы на питьевую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» на 2017-2019 годы для потребителей муниципального образования «<адрес> с календарной разбивкой (по полугодиям) в конкретных цифровых значениях.

Приказ ЛенРТК от 16.12.2016 №302п размещен 16.12.2016 на официальном портале администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.lenobl.ru).

ООО «<данные изъяты>», являясь гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории <адрес>, обратилось в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просит: признать недействующим приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 16.12.2016 №302п «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» на 2017-2019 годы», ссылаясь на то, что органом тарифного регулирования при установлении тарифа необоснованно завышен объем услуг и занижена необходимая валовая выручка, что привело к снижению тарифа и как следствие, к нарушению прав административного истца.

По мнению административного истца, при определении необходимой валовой выручки органом тарифного регулирования в нарушение п.29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения(утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406, далее-Основы ценообразования), п.4 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения(утверждены приказом ФТС России от 27.12.2013 №1746-э, далее Методические указания) не учтена динамика изменения отпуска воды абонентам за предыдущие три года, так как согласно экспертному заключению объем товарной воды принят на уровне сложившегося у общества факта 2015 года.

Несмотря на представленный административным истцом договор аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», в соответствии с которым арендатору переданы объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения, органом тарифного регулирования исключены расходы(<данные изъяты> тыс. руб.) приходящиеся на оплату аренды артезианской скважины и хлораторной насосной станции II подъема. В нарушение Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406, далее-Правила регулирования тарифов) экспертное заключение не содержит обоснование причин принятия органом тарифного регулирования названного решения.

Утвердив производственную программу административного истца в сфере водоснабжения, которая включает затраты на проведение ремонтных работ (на сумму <данные изъяты> руб.), орган тарифного регулирования исключил из необходимой валовой выручки по водоснабжению затраты на ремонт на сумму <данные изъяты> тыс. руб., указав, что затраты приняты по ожидаемым данным общества за 2016 год.

Аналогичным образом, утвердив производственную программу в сфере водоотведения, включающую затраты на проведение ремонтных работ в размере <данные изъяты>.руб., орган тарифного регулирования включил в необходимую валовую выручку по водоотведению затраты на ремонт в сумме <данные изъяты>.руб.

Решение тарифного органа в части невключения в необходимую валовую выручку по водоснабжению и по водоотведению затрат на ремонт противоречит п.38 Основ ценообразования и п.15 Методических указаний.

При определении необходимой валовой выручки как по водоснабжению, так и по водоотведению орган тарифного регулирования учел расходы по сомнительным долгам (сбытовые расходы) на уровне, предусмотренном в плане 2016 года, не проверив заявленную административным истцом величину, что противоречит п.42 Основ ценообразования, п.п.26,52 Методических указаний.

В нарушение требований п.74 Основ ценообразования, п.85 Методических указаний при определении размера необходимой валовой выручки не учитывался такой показатель, как расчетная предпринимательская прибыль.

Орган тарифного регулирования сделал вывод о наличии излишней тарифной выручки на основании данных бухгалтерского баланса при фактическом наличии у административного истца недополученных расходов, что противоречит принципу обеспечения экономической обоснованности тарифа. Данный вывод согласуется с позицией Федеральной монопольной службы, выраженной в письме от 17.02.2017 .

В судебном заседании представитель административного истца ООО «<данные изъяты>ФИО1 административный иск поддержал по изложенным в нем доводам, представив письменные пояснения, в том числе расчет планируемого обьема товарной воды на плановый период 2017 года (с учетом данных за 2012 год и показателя Qi нп). По позиции представителя, в нарушение п.п.15, 22 Правил регулирования тарифов административным ответчиком не запрошены сведения из организации осуществляющей аналогичную деятельность в сопоставимых условиях. Представитель отметил, что в необходимую валовую выручку включены затраты на аренду объектов водоотведения, но не включены затраты на аренду объектов водоснабжения по одному и тому же договору аренды. Ссылка административного ответчика на отсутствие расчета арендной платы в отношении аренды объектов водоснабжения, не может быть принята, так как расчет арендной платы отсутствует и в других договорах аренды, расходы по аренде объектов в которых органом тарифного регулирования приняты. Наличие актов приема-передачи на каждый из объектов аренды законом не предусмотрено. В нарушение п.п. «г» п.26 Правил регулирования тарифов экспертное заключение не содержит обоснование причин и ссылки на правовые акты, на основании которых орган тарифного регулирования принял решение об исключении из расчета тарифов расходов на арендную плату по объектам водоснабжения по названному договору аренды. Размер затрат на ремонтные работы является экономически обоснованным, так как согласован с собственниками сетей водоснабжения и водоотведения и содержится в утвержденных административным ответчиком производственных программах. В производственной программе в сфере холодного водоснабжения 2013 года содержится технологическая схема работы общества (в том числе в части забора воды из артезианской скважины д.Войтолово), данных об изменении технологической схемы водоснабжения <адрес> не предоставлялось. Дебиторская задолженность учтена в строке «финансовые и другие оборотные активы» формы упрощенного бухгалтерского баланса общества за 2015 год (приложение 5 к приказу Минфина России от 02.07.2010 №66н). Орган тарифного регулирования мог сделать вывод о неподтверждении размера дебиторской задолженности лишь в случае, если величина дебиторской задолженности населения в статистической отчетности превысила бы величину в строке «финансирование и другие оборотные активы» формы упрощенного бухгалтерского баланса общества. При установлении сбытовых расходов орган тарифного регулирования не учел динамику роста дебиторской задолженности. В соответствии со ст.74 Основ ценообразования орган тарифного регулирования был обязан запросить дополнительные сведения, в том числе расчет предпринимательской прибыли, так как ответственность за оценку несет именно орган тарифного регулирования. Действия органа тарифного регулирования должны быть последовательными; с учетом выявленных противоречий остаются сомнения в правильности установления тарифов.

Представитель административного истца ООО «<данные изъяты>» ФИО2 заявленные требования поддержал по доводам, приведенным в административном иске, указав, что производственные программы органом тарифного регулирования утверждены; технологическая схема водоснабжения у ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» одинаковая, абоненты совпадают. Изменение бухгалтерского баланса произведено в соответствии с п.10 правил бухгалтерского учета, замечаний от налогового органа не поступало.

В письменных возражениях относительно заявленных требований представитель комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области(ЛенРТК) ФИО3 просит в удовлетворении административного иска отказать, отметив, что оспариваемый приказ принят в соответствии с действующим законодательством в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. В связи с изменением технологической схемы подачи воды в <адрес> в 2016 году у общества отсутствовали фактические данные объемов товарной воды за 2016, в связи с чем были приняты объемы на уровне сложившегося факта 2015. Так как отсутствовали расчеты арендной платы по водоснабжению по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, то затраты на арендную плату были приняты на уровне, утвержденном на 2016 год. Расходы на ремонтные работы и сбытовые расходы откорректированы в связи с тем, что общество в нарушение п.30 Правил регулирования тарифов, не доказало их экономическую обоснованность. Расчетная предпринимательская прибыль учтена в размере, заявленном обществом. Исходя из анализа фактических данных сведений о себестоимости питьевой воды и услуги водоотведения за 2015 год, бухгалтерскому балансу общества за 2015 год не были включены в необходимую валовую выручку экономические необоснованные доходы общества по водоснабжению и по водоотведению, в том числе и на 2017 год.

В судебном заседании представитель комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области ФИО3 просила в удовлетворении административного иска отказать по доводам, приведенным в возражениях, представив расчет объема отпуска воды. Указала, что расчет объема отпуска воды, произведенный административным истцом в судебном заседании, не может быть принят, так как осуществлен с нарушением закона. В нарушение п.п. «ж» п.17 Правил регулирования тарифов расчет не был представлен обществом в составе обосновывающих документов. Пункты 13,17,20 Правил регулирования тарифов не содержат обязанности органа тарифного регулирования запрашивать иные документы, кроме тех, которые перечислены в п.17 Правил регулирования тарифов. Ссылаясь на п.п.22,23, 26, 51 Основ ценообразования, ст.213 НК РФ, Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц», п.30 Правил регулирования тарифов полагала, что обществом не доказана экономическая обоснованность затрат на ремонтные работы.

Представитель пояснила, что расходы на арендную плату по договору аренды не были учтены ни в тарифе 2016 года, ни в тарифе 2017 года как экономически необоснованные на основании п.30 Правил регулирования тарифов, п.44 Основ ценообразования. Достоверность величины расходов на аренду объектов водоснабжения по данному договору аренды не могла быть проверена в связи с изменением технологической схемы водоснабжения. На момент утверждения тарифов экономическая обоснованность расходов на аренду объектов водоснабжения не была подтверждена в соответствии с п.п. «е» п.17 Правил регулирования тарифов. В нарушение п.30 Правил регулирования тарифов, п.42 Основ ценообразования, п.п.26,52 Методических указаний расчет затрат по статье «Сбытовые расходы гарантирующей организации» в представленной обществом таблице отсутствует. В калькуляции себестоимости не указан фактический объем необходимой валовой выручки, относящийся к населению на 2015 год. Исходя из представленной калькуляции себестоимости общество не претендовало на включение в тариф предпринимательской прибыли. «Скорректированный» бухгалтерский баланс за 2015 год не раскрыт обществом в нарушение стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 №6). С учетом ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском балансе» основания для корректировки бухгалтерского баланса за 2015 год позднее 31.03.2016 отсутствовали. Направление обществом дополнительных документов 15.12.2016, в то время как заседание правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области назначено на 16.12.2016 исключало возможность перерасчета тарифа с соблюдением процедуры принятия решения об установлении тарифа. Кроме этого, организация была обязан сделать новую калькуляцию. Перерасчет тарифа с учетом позиции административного истца может привести к снижению тарифа. Недостатки экспертного заключения не являются основанием для признания недействительным оспариваемого приказа.

В заключении прокурор Чигаркина Е.Н. считала, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать, так как требования закона при принятии оспариваемого приказа органом тарифного регулирования соблюдены. Объем отпуска воды рассчитан в соответствии с требованиями Основ ценообразования, п.п.4,5 Методических указаний с учетом динамики за три года и данных за 2015 год, данные за 2013 год отсутствовали. Доводы о том, что надлежало использовать сведения об организации, осуществляющей аналогичную деятельность в схожих условиях, необоснованны. Допущенная при расчете объема отпуска воды техническая ошибка не привела к нарушению прав административного истца. В нарушение п.п. «е» п.17 Правил регулирования тарифов, п.52 Методических указаний обществом не представлены расчеты по арендной плате и расчет сбытовых расходов. Так как административный истец не включил в заявку расчетную предпринимательскую прибыль, то орган тарифного регулирования не имел возможность установить ее произвольно. Документы, которые были представлены 15.12.2016, надлежало представить заблаговременно. Кроме этого, исправленный бухгалтерский баланс не раскрыт обществом в нарушение стандартов раскрытия информации, величина налога на прибыль в нем не изменена.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, в том числе показания свидетелей ФИО и ФИО согласно ст.84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее-Федеральный закон №416-ФЗ).

Согласно ст.31 Федерального закона №416-ФЗ в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат, в том числе тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тарифы на водоотведение.

В соответствии со ст.32 Федерального закона №416-ФЗ расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе, методом индексации.

В целях реализации Федерального закона №416-ФЗ в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13.05.2013 принято Постановление №406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее-Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее-Правила регулирования тарифов).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 №1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее-Методические указания).

В силу п.14 Правил регулирования тарифов регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.

Согласно п.17 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов прилагаются в том числе следующие обосновывающие материалы:

е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями;

ж) расчет размера тарифов;

з) расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральным законом «О водоснабжения и водоотведения» с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям;

о) копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования.

Для открытия дела об установлении тарифов перечень документов и материалов, указанных в п.17 настоящих Правил является исчерпывающим (п.18 Правил регулирования тарифов).

В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования (п.20 Правил регулирования тарифов).

Согласно п.15 Правил регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.

Пунктом 24 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов в соответствии с Основами ценообразования и с учетом предложения регулируемой организации.

В силу п.25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Пунктом 30 Правил регулирования тарифов определено, что орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.

Приказом ФТС России от 16.07.2014 №1154-э утвержден Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, согласно которого установление тарифов производится путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов. Орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с п.29 Основ ценообразования тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями (пункты 4 и 5) исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Согласно п. 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

К текущим расходам согласно п.п.65,76 Основ ценообразования относятся расходы на арендную плату, размер которой определяется в соответствии с п.44 названных Основ ценообразования.

Пунктом 44 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

Аналогичные нормы содержатся в пунктах 29, 49 Методических указаний.

На основании п.61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов включает в себя, в том числе ремонтные расходы.

В составе ремонтных расходов учитываются: расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала (п.40 Основ ценообразования).

В п.24 Методических указаний установлено, что при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Пунктом 42 Основ ценообразования предусмотрено, что сбытовые расходы гарантирующих организаций включают в себя в том числе расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.

Согласно п.26 Методических указаний к сбытовым расходам гарантирующей организации относятся расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные.

В п.52 Методических указаний отражено, что в целях определения расходов по сомнительным долгам гарантирующая организация обязана осуществлять расчет объема питьевой воды, подаваемой населению на основании договоров водоснабжения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, информации об объемах отпуска воды, определенных по показаниям приборов учета воды, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату воды, оказанных услуг.

В названном пункте приведена формула объема необходимой валовой выручки, относящейся к населению.

В силу п.78(1) Основ ценообразования (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2017 №534, действующей с 19.05.2017) расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 47(2) настоящего документа.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 настоящего документа (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Из п.47(2) Основ ценообразования (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2017 №534, действующей с 19.05.2017) следует, что при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не устанавливается для регулируемой организации: являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием; владеющей объектом (объектами) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.

В п.85 Методических указаний приведена формула расчета необходимой валовой выручки регулируемой организации при установлении тарифов с применением метода индексации; в данной формуле содержится переменная ПР i - расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации на год i.

В соответствии со ст.ст.3, 40 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 №6-оз «Устав Ленинградской области», п.1.1 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденном постановлением правительства Ленинградской области от 28.08.2013 №274(далее-Положение), комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области(ЛенРТК) является органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов и уполномочен на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Ленинградской области в пределах своей компетенции.

В силу пункта 2.3.1 Положения комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливает, в том числе тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), тарифы на водоотведение.

В пункте 2.11.2 Положения определено, что комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области принимает нормативные правовые акты в форме приказов ЛенРТК.

Пунктом 6 Порядка деятельности правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27.01.2014 №14-п, предусмотрено, что решение об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней принимается правлением ЛенРТК.

Заседание правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решением принимается большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании. Голос председателя правления при равенстве голосов членов правления является решающим (пункты 8, 9 Порядка деятельности правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области).

Решения, принятые правлением, за исключением решений об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для расчетов между двумя смежными сетевыми организациями, а также решений об установлении ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по индивидуальному проекту, оформляются в виде приказов ЛенРТК (п.22 Порядка деятельности правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области).

Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» наделен статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения, водоотведения на территории данного муниципального образования.

ООО «<данные изъяты>» осуществляет эксплуатацию централизованных системы водоснабжения и водоотведения на территории названного муниципального образования на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» обратился в ЛенРТК с заявлением о рассмотрении предложения об установлении тарифов на услуги водоснабжения(питьевая вода) и водоотведения, оказываемые обществом в период 2017-2019 годы в следующих размерах:

1.Тарифы на питьевую воду (сфера холодного водоснабжения):

1.1.2017-2019 годы:

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> руб./кв.м.;

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> руб./кв.м.;

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты>./кв.м.;

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> руб./кв.м.;

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты> руб./кв.м.

2.Тарифы на водоотведение 9сфера водоотведения):

2.1. 2017-2019 годы:

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> руб./кв.м.;

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> руб./кв.м.;

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> руб./кв.м.;

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты> руб./кв.м.;

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> руб./кв.м.

В заявлении отражено, что расчет тарифов произведен с учетом метода индексации.

К заявлению приложены: производственная программа в сфере водоснабжения на 2017-2019 годы – в 2 экз. на 56 лист.; производственная программа в сфере водоотведения на 2017-2019 годы –в 2 экз. на 50 лист.; расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности – в 1 экз. на 51 лист.; документы, необходимые для обоснования производственных программ и расчета расходов на осуществление регулируемых видов деятельности- в 1 экз. на 83 лист., на электронном носителе.

ДД.ММ.ГГГГ председателем ЛенРТК сообщено в ООО «<данные изъяты>» об открытии дела -В об установлении тарифов по водоснабжению и дела -К об установлении тарифов на услуги по водоотведению, оказываемые обществом на 2017-2019 годы.

ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО «<данные изъяты>» в ЛенРТК направлено сообщение о несогласии с уровнями откорректированных тарифов, предложенными ЛенРТК для утверждения с изложением натуральных показателей и затрат по статьям (сообщение поступило в ЛенРТК ДД.ММ.ГГГГ (вх.).

В экспертном заключении по рассмотрению материалов по расчету уровней тарифов на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО «<данные изъяты>» потребителям муниципального образования «<адрес>» Кировского муниципального района Ленинградской области в 2017-2019 годы(далее-экспертное заключение) указано, что рассмотрев производственные программы в сфере водоснабжения и водоотведения, представленные названным обществом ЛенРТК предлагает к утверждению следующие основные натуральные показатели:

-отпущено воды потребителям, всего: данные организации 524, 51 куб.м.; принято ЛенРТК: 526,50 куб.м.; отклонение:+1,99;

-товарная вода, всего, всего: данные организации 524,51 куб.м.; принято ЛенРТК 526,50 куб.м.; отклонение +1,99.

В качестве причины отклонения указано, что объемы приняты на уровне сложившегося факта 2015 года у организации.

В разделе 2 экспертного заключения отражено, что ЛенРТК при формировании необходимой валовой выручки 2017-2019 учел излишне полученную тарифную выручку, определенную регулирующим органом по итогам 2015 года в следующих размерах: по водоснабжению -<данные изъяты> т.руб.; по водоотведению-<данные изъяты> т.р.

В 2017 году излишняя тарифная выручка составит по водоснабжению -<данные изъяты> т.р., по водоотведению- <данные изъяты> т.р.

В разделе 3 экспертного заключения указано, что в результате экспертизы плановой себестоимости услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренной организацией на 2017 год, учтены, в том числе следующие показатели:

-по питьевой воде:

пункт 8. Расходы на арендную плату, лизинговые платежи: план организации:<данные изъяты> тыс.руб.; принято ЛенРТК: <данные изъяты> тыс.руб.; отклонение-<данные изъяты> тыс.руб.; в качестве причин отклонения отражено, что корректировка затрат с учетом индексации планового показателя 2016 года согласно сценарным условиям.

Пункт 9. Ремонтные расходы. План организации:<данные изъяты> тыс.руб.; принято ЛенРТК <данные изъяты> тыс.руб.; отклонение-<данные изъяты> тыс.руб.; причины отклонения- затраты приняты по ожидаемым данным организации на 2016 год.

Пункт 13. Расходы по сомнительным долгам. План организации: <данные изъяты> тыс.руб.; принято ЛенРТК <данные изъяты> тыс.руб.; отклонение- <данные изъяты> тыс.руб.; причина отклонения- затраты приняты на уровне, предусмотренном в плане 2016 года.

-по водоотведению:

Пункт 8. Ремонтные расходы. План организации:<данные изъяты> тыс.руб.; принято ЛенРТК <данные изъяты> тыс.руб.; отклонение-<данные изъяты> тыс.руб.; причина отклонения- затраты приняты по ожидаемым данным организации на 2016 год.

Пункт 11.Расходы по сомнительным долгам. План организации:<данные изъяты> тыс.руб.; принято ЛенРТК <данные изъяты> тыс.руб.; отклонение-<данные изъяты> тыс.руб.; причина отклонения- затраты приняты по ожидаемым данным организации на 2016 год.

Результаты экспертизы (проведенной ЛенРТК) обосновывающих материалов организации приведены в таблицах по питьевой воде и по водоотведению, в которых определены показатели (текущие расходы, расходы на амортизацию и НМА, необходимая валовая выручка) с разбивкой на 2017, 2018 и 2019 годы.

При этом, в графе 3 названных таблиц «нормативная прибыль (расчетная прибыль гарантирующей организации)» показатели отсутствуют (в графах стоит «прочерк»).

В разделе 3 экспертного заключения исходя из обоснованных объемов необходимой валовой выручки определены тарифы на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, оказываемые организацией 2017-2019 для потребителей муниципального образования «<адрес>» Кировского муниципального района Ленинградской области с календарной разбивкой (по полугодиям).

Экспертное заключение подписано ФИО и ФИО.

В разделе 4 экспертного заключения определены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые ООО «<данные изъяты>» на долгосрочный период регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение (2017-2019 годы).

На основании названного экспертного заключения на заседании правления ЛенРТК 16.12.2016(как следует из представленной выписки протокола заседания правления комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области от 16.12.2016 №39) утверждены основные натуральные показатели производственных программ в сфере водоснабжения(1), результаты экспертизы фактической себестоимости услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, оказанных в 2015 году(2); результаты экономической экспертизы материалов по определению себестоимости услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, планируемой на 2017-2019 гг., в том числе результаты экспертизы обосновывающих материалов организации, проведенной ЛенРТК с указанием конкретных показателей(3) исходя из обоснованных объемов необходимой валовой выручки установлены тарифы на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, оказываемые организацией 2017-2019(4); долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые ООО «<данные изъяты>» на долгосрочный период регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение (2017-2019)(5).

Пунктом 1 приказа ЛенРТК от 16.12.2016 №302-пп постановлено утвердить производственную программу в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) ООО «<данные изъяты>» на 2017-2019 годы с основными показателями согласно приложению 1 к настоящему приказу.

Пунктом 2 приказа ЛенРТК от 16.12.2016 №302-пп постановлено утвердить производственную программу в сфере водоотведения ООО «ВОДОКАНАЛ <данные изъяты>» на 2017-2019 годы с основными показателями согласно приложению 2 к настоящему приказу.

В судебном заседании свидетель ФИО(с учетом представленных в порядке ст.69 КАС РФ письменных пояснений) показала, что являлась уполномоченным по делам -В об установлении тарифов по водоснабжению, -К об установлении тарифов на услуги по водоотведению, оказываемых ООО «<данные изъяты>» на 2017-2019 годы; проведение расчета отпуска воды проведено в соответствии с п.п. 4,5 Методических указаний; при расчете применен фактический отпуск товарной воды за последний отчетный период(2015 год) с учетом динамики отпуска воды за последние три года; так как в 2013 году регулируемая деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения осуществлялась неполный год, то объем товарной воды в 2013 году при расчете принят в размере 0 тыс.куб.м. Сопоставление данных по ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» является некорректным. Расходы на арендную плату приняты на уровне, предусмотренном в тарифе на 2016 год с учетом сценарных условий, так как организация не представила расчет арендной платы, что является нарушением п.44Основ ценообразования, п.п. «е» п.17 Правил регулирования тарифов. В указанной части учтено также то, что организация уведомила ЛенРТК об изменении технологического цикла подачи воды. При этом изменения в схему водоснабжения администрацией муниципального образования <адрес> не внесены. Так как организация в нарушение п.п.26,51 Основ ценообразования не представила дефектные ведомости, акты обследования сетей и другие обосновывающие материалы, не провела конкурсные процедуры в нарушение Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», то не были приняты расходы на ремонтные работы. В связи с отсутствием расчета величины сбытовых расходов, а также в связи с отсутствием отраженного факта 2015 года в калькуляциях (расчет тарифов) принят размер сбытовых расходов на 2017 год, исходя из утвержденных сумм на 2016 год (нарушение пункта 42 Основ ценообразования, п.п.26.52 Методических указаний). Представленная организацией форма по сбытовым расходам носит рекомендательный характер, в силу же норм Постановления и Методических указаний ООО «<данные изъяты>» было обязано представить расчет сбытовых расходов. Названным обществом не было заявлено о включении в тарифы расчетной предпринимательской прибыли, поэтому отсутствовали основания для включения ее в тарифы. Исходя из представленного расчета прибыли сделан вывод о том, что организация заявила о включении нормативной прибыли (0,17%), что и было включено в тарифы. В связи с тем, что предусмотренные в тарифе на 2015 год значения ниже фактической чистой прибыли организации по данным бухгалтерской отчетности, то у ООО «<данные изъяты>» по результатам регулируемой деятельности в 2015 году имеются экономически необоснованные доходы, которые не могли быть учтены в тарифе на 2017 год. В результате, из НВВ на 2017-2019 исключены экономически необоснованные доходы ООО «<данные изъяты>» по водоснабжению в размере <данные изъяты> тыс.руб., по водоотведению в размере <данные изъяты> тыс.руб.(в т.ч. на 2017 год <данные изъяты> тыс.руб.).

В судебном заседании свидетель ФИО (с учетом представленных в соответствии со ст.69 КАС РФ письменных пояснений) показала, что на основании заявления организации об установлении тарифов были открыты дела -В и -К об установлении тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению, оказываемые ООО «<данные изъяты>»(далее-общество); уполномоченным по делам назначена <данные изъяты> ЛенРТК ФИО Так как общество в нарушение п.п. «з» п.17 Правил регулирования тарифов не был предоставлен расчет объема отпуска товарной воды, в целях установления тарифов расчет произведен ЛенРТК в соответствии с п.п.4,5 Методических указаний. При расчете ЛенРТК руководствовался данными фактического отпуска товарной воды за последний отчетный период (2015 год) с учетом динамики отпуска воды за последние 3 года (2015, 2014, 2013). Так как в 2013 году регулируемая деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения осуществлялась обществом неполный год (соответственно у ЛенРТК отсутствовали достоверные данные за 2013 год, подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью), то объем товарной воды за 2013 год при расчете принят в размере 0 тыс.куб.м. В соответствии с п.15 Основ ценообразования у ЛенРТК отсутствовала обязанность по получению данных от иной организации(ООО «<данные изъяты>»); сведения, полученные от ООО «<данные изъяты>», не отвечали критерию достоверности, так ка объемы товарной воды за 9 мес. 2013 года не подтверждены данными бухгалтерской и статистической отчетности названного общества(статистическая отчетность по формам №22-ЖКХ(сводная0. №1-водопровод не раскрыта).Общество «<данные изъяты>» оказывало услуги в сферах водоснабжения и водоотведения потребителям различных муниципальных образований; сведения по объему в одном муниципальном образования не могут быть вычленены механически. В соответствии с расчетом ЛенРТК, расчетный объем товарной воды на 2017 год составил 527,55 тыс.куб.м. Так как расчетные данные по объему превысили заявленные организацией (524, 50 тыс.куб.м.), то было принято решение: принять объем товарной воды на уровне факта 2015 года(последний отчетный период, подтвержденный статистической отчетностью организации), а именно 526, 50 тыс.куб.м. Названные обстоятельства не свидетельствуют о нарушении прав организации.

В нарушение п.п. «е» п.17 Правил регулирования тарифов общество не представило экономически обоснованные исходные данные (расчет арендной платы с учетом расходов на амортизацию и уплату налогов).Кроме этого, в связи с изменением технологической схемы водоснабжения пгт.Мга у ЛенРТК отсутствовали достоверные данные, позволяющие оценить имущественный комплекс, используемый для осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения, на момент установления тарифов схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования <адрес> Кировского муниципального района Ленинградской области от 31.12.2015 №752, на официальном сайте муниципального образования не была размещена. Поэтому, расходы на арендную плату приняты ЛенРТК на уровне, предусмотренном в тарифе на 2016 год, что соответствует п.п. «в» п.22, п.44 Основ ценообразования. В нарушение п.п.26,51 Основ ценообразования обществом не представлены документы о техническом обследовании объектов (акт технического обследования, дефектная ведомость, калькуляции, локальные сметы и т.п.), а также обоснование возмещения предлагаемых расходов за счет тарифной составляющей. Поэтому ЛенРТК расходы на ремонтные работы не были приняты в заявленном обществом размере. При проверке обосновывающих материалов, представленных обществом относительно сбытовых расходов, ЛенРТК руководствовалось п. 42 Основ ценообразования, п.п.26,52 Методических указаний. Обществом не был представлен расчет расходов по сомнительным долгам, определенный на основании объема НВВ, относящейся к населению, на 2015 год. У ЛенРТК отсутствовала возможность проверки правильности применения обществом п.52 Методических указаний, следовательно, отсутствовали основания принять сбытовые расходы в заявленном обществом размере. Нормативная прибыль, определенная обществом с учетом расходов на материальное поощрение и уплату процентов по кредитным договорам, принята ЛенРТК исходя из значений, заявленных организацией. Какие-либо документы (в том числе расчет) в обоснование расчетной предпринимательской прибыли обществом в ЛенРТК не представлялись, поэтому заявленная величина не была учтена при расчете тарифов. Так как предусмотренные в тарифе на 2015 год значения ниже фактической чистой прибыли общества по данным бухгалтерской отчетности за 2015 год, то у общества по результатам регулируемой деятельности в 2015 году имелись экономические необоснованные доходы, которые в соответствии со ст.16 Основ ценообразования не могли быть учтены в тарифе на 2017 год. Таким образом, ЛенРТК исключил из необходимой валовой выручки на 2017-2019 экономически необоснованные доходы общества по водоснабжению в размере <данные изъяты> тыс.руб., по водоотведению в размере <данные изъяты> тыс.руб. Уточненный бухгалтерский баланс за 2015 год, направленный в ЛенРТК 15.12.2016 не мог быть принят ЛенРТК при расчете тарифов, так как данные «скорректированного» бухгалтерского баланса за 2015 год значительно отличаются от данных бухгалтерского баланса 2015 по состоянию на 23.03.2016; скорректированный баланс в нарушение Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 №6, не раскрыт; в соответствии со ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» основания для «корректировки» данных бухгалтерского баланса за 2015 года позднее 31.03.2016 отсутствуют. Срок направления обществом дополнительных документов 15.12.2016 с учетом даты заседания правления ЛенРТК 16.12.2016 исключал возможность пересчитать тариф и соблюсти процедуру принятия решения об установлении тарифов.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.5 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.ст.3, 40 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 №6-оз «Устав Ленинградской области», п.п.1.1, 2.3.1, 2.11.2 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 28.08.2013 №274, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры, установленной Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406(далее-Правил регулирования тарифов), Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Приказом ФСТ России от 16.07.2014 №1154-э, Порядком деятельности правления комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области, утвержденным приказом ЛенРТК от 27.01.2014 с соблюдением требований, содержащихся в приведенном федеральном законе, Основах ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406(далее-Основы ценообразования), Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 №1746-э(далее-Методические указания).

Так как обществом в нарушение п.п. «з» п.17 Правил регулирования тарифов не был представлен расчет тарифов, включая расчет объема отпуска воды (представлена калькуляция себестоимости питьевой воды с указанием необходимой валовой выручки) ЛенРТК в целях установления тарифа на водоснабжение произведен расчет объема отпуска воды. Из представленного административным ответчиком расчета следует, что объем отпуска воды определялся исходя из фактического отпуска воды за последний отчетный год- 2015 год с учетом динамики отпуска воды за последние три года (2013, 2014, 2015) по формуле, содержащейся в п.4 Методических указаний. С учетом того, что ООО «<данные изъяты>» в 2013 году осуществлял регулируемую деятельность только в период с сентября по декабрь, то с учетом отсутствия достоверных данных за 2013 год, подтвержденных бухгалтерской и статистической отчетностью, объем отпуска воды за 2013 год при расчете был принят в размере 0 тыс.куб.м. Расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году регулирования, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено(планируется прекратить), также было принято равным нулю, поскольку такие данные отсутствуют(показатель Qi нп).

Заявленный обществом объем отпуска воды (без представленного расчета) -524,51 т. куб.м.; объем отпуска воды согласно расчета ЛенРТК-527,55 т.куб.м. Так как расчетные данные по объему отпуска воды превысили заявленные обществом, то было постановлено решение принять объем отпуска воды на уровне факта 2015 года (последний отчетный период, подтвержденный статистической отчетностью общества), а именно 526,50 т.куб.м.

Представленный расчет отпуска воды соответствует требованиям п.29 Основ ценообразования, п.п.4,5 Методических указаний. Принятие объема отпуска воды равным 526,50 т.куб.м., а не 527,55 т.куб.м.(с учетом заявленного обществом объема-524,50 тыс.куб.м.) не противоречит приведенным нормам и не нарушает прав общества.

Представленный обществом расчет отпуска воды фактически учитывает динамику не за три года, а за четыре года (с 2012 по 2015) и произведен с учетом показателей (Qi нп) информация относительно которых не была представлена в орган тарифного регулирования-ЛенРТК; объем отпуска воды за 2013 год определен расчетным способом исходя из данных за последний квартал года(101,5 х4).

В связи с изложенным, суд полагает, что представленный обществом расчет не соответствует п.29 Основ ценообразования, п.п.4,5 Методических указаний и основан на неверном толковании приведенных норм.

Представленные административным истцом документы ООО «<данные изъяты>» (в том числе, производственные программы за 2014 год) не свидетельствуют с достоверностью и однозначностью, что названное общество осуществляло регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в сопоставимых с ООО «<данные изъяты>» условиях. Следовательно, у ЛенРТК отсутствовала обязанность по истребованию и использованию соответствующих данных ООО «<данные изъяты>» при расчете объема отпуска воды общества за 2013 год согласно п.15 Правил регулирования тарифов.

В обоснование расходов на арендную плату административным истцом в ЛенРТК был представлен договор аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «<данные изъяты>» (арендатор) и ООО «<данные изъяты>» (арендодатель), в соответствии с которым арендатору переданы объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения (в том числе артезианская скважина и хлораторная насосная станция). При этом, в нарушение п.п. «е» п.17 Правил регулирования тарифов расчет арендной платы с учетом расходов на амортизацию и уплату налогов по данному договору по каждому объекту не представлен. С учетом изложенного, на основании п.44 Основ ценообразования ЛенРТК правомерно отказал регулируемой организации во включении в тариф расходов по арендной плате по данному договору аренды в части объектов: артезианская скважина и хлораторная насосная станция, не признав экономически обоснованными названные расходы, что также соответствует п. 30 Правил регулирования тарифов.

Ссылка административного ответчика на то, что изменение технологической схемы водоснабжения <адрес> привело к тому, что объекты водоснабжения, предусмотренные договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ, не используются, основана на предположениях и достоверными доказательствами по делу не подтверждена. Поэтому, указанный довод суд не может признать в качестве правового основания для невключения названных выше расходов по арендной плате в тариф.

Суд учитывает в указанной части, что расходы на арендную плату приняты ЛенРТК на уровне, предусмотренном в тарифе на 2016 год, с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации в соответствии с п.п. «в» п.22 Основ ценообразования (с учетом индексации), что обществом не оспаривается.

В подтверждение затрат на ремонтные работы общество ссылалось на производственную программу ООО «ВОДОКАНАЛ <данные изъяты>» в сфере водоснабжения на 2017-2019 г.г., содержащую согласованный администрацией муниципального образования <адрес> Кировского муниципального района Ленинградской области план мероприятий по повышению эффективности деятельности и энергосбережению на 2017 год по услуге водоснабжения, который включает текущий ремонт централизованной системы водоснабжения и отдельных объектов такой системы(ремонт насосной станции второго подъема, замена участков водопровода и задвижек) на сумму <данные изъяты> руб., и на производственную программу в сфере водоотведения 2017-2019 гг., содержащую план мероприятий по повышению эффективности деятельности и энергосбережению на 2017 год по услуге водоотведения, которая включает затраты на ремонт в сумме <данные изъяты> тыс.руб., утвержденных приказом ЛенРТК от 16.12.2016 №302-пп. Кроме этого, обществом в ЛенРТК представлены таблицы «Расчет затрат по статье «Ремонтные расходы»(по услуге водоснабжения-питьевая вода и по услуге водоотведения), также содержащие названные выше размеры планируемых затрат на ремонт на 2017 год без расчетов и приложения каких-либо обосновывающих документов.

Так как, в нарушение п.17 Правил регулирования тарифов, п.п. 26, 51 Основ ценоообразования обществом в целях установления тарифов расходы на ремонт не были подтверждены надлежащими доказательствами, в частности, документами, предусмотренными Требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2014 №437/пр, Положением о проведении планово-предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденным протоколом Госстроя РСФСР от 01.06.1989 №13-8(акты обследования, дефектные ведомости, локальные сметы), документами, подтверждающими соблюдение порядка закупки товаров (работ, услуг), предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», то ЛенРТК правомерно исключил из необходимой валовой выручки по водоснабжению расходы на ремонт в размере <данные изъяты> тыс.руб., а из необходимой валовой выручки по водоотведению расходы на ремонт в размере <данные изъяты> тыс.руб. как экономически необоснованные.

Утверждение о том, что размер расходов на ремонт утвержден ЛенРТК в составе производственных программ по водоснабжению и по водоотведению 2017-2019, приказом от 16.12.2016 №302-пп не соответствует содержанию данного приказа, которым утверждены производственные программы в сфере водоснабжения и водоотведения общества на 2017-2019 годы в части основных показателей согласно приложениям 1 и 2. В данных приложениях такой показатель как «затраты на ремонт» отсутствует.

В подтверждение сбытовых расходов обществом в ЛенРТК представлены соответствующие таблицы «Расчет затрат по статье «Сбытовые расходы гарантирующей организации» (как по водоснабжению, так и по водоотведению), в которых отражены, в том числе планируемые обществом суммы расходов по сомнительным долгам (в размере не более 2% НВВ) на 2017 год в конкретных цифрах соответственно (643,33 по водоснабжению и 476,01 по водоотведению) без приложенных расчетов заявленных сумм сбытовых расходов.

Указанные запланированные размеры сбытовых расходов отражены обществом в представленных калькуляциях себестоимости воды и себестоимости водоотведения. Кроме этого, общество ссылается также на представленный в ЛенРТК бухгалтерский баланс за 2015 год, в котором дебиторская задолженность населения за 2015 год учтена в строке баланса «Финансовые и другие оборотные активы» (Примечание 6 Приложения 5 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 №66н), на представленную (в электронном виде) статистическую отчетность формы 22-ЖКХ, в которой размер задолженности населения учтен отдельно.

Оценивая данный довод административного истца суд отмечает, что в нарушение п.17 Правил регулирования тарифов, п.52 Методических указаний общество не представило в ЛенРТК непосредственно расчет расходов по сомнительным долгам, определенный на основании объема НВВ, относящейся к населению, на 2015 год (как по водоснабжению, так и по водоотведению). Кроме этого, в представленных калькуляциях общества фактический объем НВВ, относящийся к населению за 2015 год не указан.

Следовательно, в силу положений п.30 Основ ценообразования у административного ответчика отсутствовали правовые основания включить сбытовые расходы в расчет тарифов в заявленном обществом размерах.

Принятие расходов по сомнительным долгам в размере затрат на уровне, предусмотренном в плане общества 2016 года не противоречит п.15 Правил регулирования тарифов. Иные доводы административного истца также не свидетельствуют о необоснованности позиции ЛенРТК в части непринятия расходов по сомнительным долгам в заявленном обществом размерах.

Проанализировав представленные обществом калькуляции себестоимости, таблицы «Расчет необходимой прибыли, принимаемой при установлении тарифов» по услугам водоснабжения и водоотведения, исходя из содержания названных таблиц и требований п.47(1) Основ ценообразования суд признает обоснованным утверждение административного ответчика о том, что общество не претендовало на включение в тариф расчетной предпринимательской прибыли. Соответственно орган тарифного регулирования в силу своих полномочий был не вправе произвольно определять данную величину с последующим самостоятельным разрешением вопроса о включении расчетной предпринимательской прибыли в расчет тарифа.

С учетом изложенного в указанной части суд не усматривает нарушений п.п.47(1),78(1) Основ ценообразования при установлении тарифов ЛенРТК с применением метода индексации.

В названной части суд также учитывает изменение редакции п.47(2) Основ ценообразования Постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 №534, предусмотревшей, что при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не устанавливается для регулируемой организации: являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием; владеющей объектом (объектами) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.

Доводы относительно включения в расчет тарифов нормативной прибыли обществом не заявлены.

Не может суд признать обоснованным и утверждение административного истца о том, что орган тарифного регулирования сделал неправильный вывод о наличии у общества излишней тарифной выручки за 2015 год без учета фактических данных по следующим основаниям.

Сравнив данные тарифа 2015 года с бухгалтерским балансом 2015 года(форма о финансовых результатах на ДД.ММ.ГГГГ) и установив, что предусмотренные в тарифе на 2015 год значения ниже фактической чистой прибыли общества по данным бухгалтерской отчетности за 2015 год, орган тарифного регулирования сделал обоснованный вывод о том, что у общества по результатам регулируемой деятельности в 2015 году имеются экономически необоснованные доходы, которые в силу п.16 Основ ценообразования не могут быть учтены в тарифах на 2017 год.

Уточненный бухгалтерский баланс за 2015 год, направленный в ЛенРТК 15.12.2016(и поступивший в данный орган ДД.ММ.ГГГГ в день заседания правления ЛенРТК) правомерно не был принят вследствие того, что уточненный бухгалтерский баланс общества за 2015 не был раскрыт в соответствии с требованиями Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 №6, а именно не был размещен на официальном сайте ЛенРТК, что подтверждено представленными в суд распечатками с сайта.

Кроме этого, представление названного уточненного бухгалтерского баланса в день заседания правления ЛенРТК фактически лишало возможности уполномоченный орган произвести пересчет тарифа с соблюдением установленной процедуры.

При изложенных обстоятельствах ссылка административного истца на позицию Федеральной антимонопольной службы, выраженную в письме от ДД.ММ.ГГГГ, не влияет на оценку правомерности оспариваемого нормативного правового акта.

Иные доводы административного истца основаны на неверном толковании норм федерального законодательства в указанной сфере правового регулирования и не содержат правовых оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

Суд считает, что по делу не представлено доказательств, подтверждающих, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением прав административного истца.

С учетом изложенного в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 16.12.2016 №302п «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» на 2017-2019 годы» недействующим.

Согласно ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью(ООО) «ВОДОКАНАЛ <данные изъяты>» о признании недействующим приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 16.12.2016 №302п «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ <данные изъяты>» на 2017-2019 годы», отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Е. Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.