Дело № 7-727/2022
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 23 августа 2022 года
Судья Ленинградского областного суда Туманова О.В.,
при секретаре Курагине А.В.,
рассмотрев жалобу председателя комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Тоноян М.Р. на решение Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 03.06.2022 о привлечении ООО «ММ-Ефимовский» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ,
установил:
Постановлением №40229-22/Д от 17.03.2021, вынесенным начальником Восточного межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, государственным лесным инспектором Ленинградской области Николаевой Л.В, ООО «ММ-Ефимовский» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Из постановления следует, что 22.08.2021 в 00 часов 01 мин. ООО «ММ-Ефимовский» при проведении лесосечных работ в квартале 7 выдел 22,23,26 (лесосека № 1, площадь 17,0 га) Раменского участкового лесничества Бокситогорского лесничества произвело, оставление не вырубленных деревьев (порода - осина), подлежащих рубке при проведении сплошных рубок спелых и перестойных лесных насаждений, не в соответствии с нормами, установленными Лесохозяйственным регламентом Бокситогорского лесничества (2018), чем нарушило п. 4, 11, 16 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.
Постановлением № 40212-22/Д от 15.03.2022, вынесенным начальником Восточного межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, государственным лесным инспектором Ленинградской области Николаевой Л.В. ООО «ММ-Ефимовский» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Из постановления следует, что 22.08.2021 в 00 часов 01 мин. ООО «ММ-Ефимовский» при проведении лесосечных работ в квартале 6 выдел 38, 40, 45 (лесосека № 1, площадь 5,6 га) Раменского участкового лесничества Бокситогорского лесничества произвело оставление не вырубленных деревьев (порода - осина), подлежащих рубке при проведении сплошных рубок спелых и перестойных лесных насаждений, не в соответствии с нормами, установленными Лесохозяйственным регламентом Бокситогорского лесничества (2018), а также не в соответствии с заявленной лесной декларацией № 1-2020 от 19.09.2019, чем нарушило п. 4, 11, 16 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.
Решением Бокситогорского городского суда Ленинградской области жалобы на постановление №40229-22/Д от 17.03.2021 и постановление № 40212-22/Д от 15.03.2022 объединены в одно производство, с назначением окончательного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В установленный срок председателем комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Тоноян М.Р. была подана жалоба на вышеуказанное решение суда, в которой содержится просьба об отмене данного постановления и направлении дела на новое рассмотрение, считая что, у суда отсутствовали основания для объединения дел в одно производство., в связи с тем, что нарушение послужившие основаниями к привлечению ООО «ММ-Ефимовский» к административной ответственности, выявлены по разных местах и каждое из выявленных нарушений образуют самостоятельный состав правонарушения.
Защитник в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения жалобы. Полагая решение судьи законным и обоснованным.
Представитель комитета государственного экологического надзора Ленинградской области в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела и доводы жалобы, нахожу ее не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела об административном правонарушении, ООО «ММ-Ефимовский» осуществляет использование лесов по договору аренды лесного участка № 2-2010-01-3-З от 25.05.2010 в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утверждённую распоряжением комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 26.12.2018 № 3588 по заявленной лесной декларации № 9-2020 от 11.08.2020 (период использования с 22.08.2020 по 21.08.2021).
Должностным лицом Бокситогорского участкового лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес» в соответствии с порядком осмотра лесосек (приложение № 3) к приказу Минприроды России от 27.06.2016 № 367 по окончанию действия лесной декларации в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ был произведён осмотр места рубки: лесосека № 1 (площадь – 17,0 га) в выделе 22, 23, 26 квартала 7 Раменского участкового лесничества Бокситогорского лесничества. По результатам осмотра должностным лицом Бокситогорского лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес» составлен Акт осмотра лесосеки от 30.08.2021. В Акте осмотра лесосеки зафиксировано, что юридическим лицом ООО «ММ-Ефимовский» оставлены на лесосеке деревья (порода – осина) подлежащие рубке в количестве 717 штук в объёме 715 м. куб.; лесосека № 1 (площадь – 5,6 га) в выделе 38, 40, 45 квартала 6 Раменского участкового лесничества Бокситогорского лесничества. По результатам осмотра должностным лицом Бокситогорского лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес» составлен Акт осмотра лесосеки от 30.08.2021. В Акте осмотра лесосеки зафиксировано, что юридическим лицом ООО «ММ-Ефимовский» оставлены на лесосеке деревья (порода – осина) подлежащие рубке в количестве 61 штук в объёме 61 м. куб.
Оставленные на лесосеке деревья не являются жизнеспособными деревьями ценных древесных пород, а также деревьями, кустарниками и лианами, занесёнными в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу Ленинградской области.
Данный факт лицом, привлекаемым к административной ответственности, не оспаривался.
Положениями ч.1 ст.8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе и юридических лиц, за нарушение правил заготовки древесины.
Согласно ч.9 ст.29 Лесного кодекса РФ правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 3 статьи 16 Лесного Кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
В соответствии с п. 16 Правил, при заготовке древесины в целях повышения биоразнообразия лесов на лесосеках могут сохраняться отдельные деревья в любом ярусе и их группы (старовозрастные деревья, деревья с дуплами, гнездами птиц, а также потенциально пригодные для гнездования и мест укрытия мелких животных).
Перечни объектов биоразнообразия и размеры буферных зон для конкретного лесничества, лесопарка указываются в лесохозяйственном регламенте лесничества, лесопарка.
В соответствии со ст. 87 Лесного Кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества; лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.
В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.05.2011 №191 «Об утверждении порядка исчисления расчётной лесосеки» и на основании Положения о комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утверждённого постановлением Правительства Ленинградской области от 31.06.2014 № 341 - Приказом Комитета по природным ресурсам Ленинградской области № 24 от 26.11.2018, утверждён Лесохозяйственный регламент Бокситогорского лесничества Ленинградской области на срок с 19.12.2018 по 18.12.2028 (действующий на момент окончания срока действия лесной декларации).
Лесохозяйственный регламент содержит свод нормативов и параметров комплексного освоения лесов применительно к территории, лесорастительным условиям лесничества, определяет правовой режим лесов.
Согласно Лесохозяйственного регламента Бокситогорского лесничества (2018), раздела 1.1.6.2. «Мероприятия по сохранению биоразнообразия в лесничестве» может быть достигнуто путём сохранения в целях повышения биоразнообразия лесов на лесосеках отдельных ценных деревьев в любом ярусе и их групп (старовозрастные деревья, деревья с дуплами, гнездами птиц, а также потенциально пригодные для гнездования и мест укрытия мелких животных и т.п.).
В соответствии с таблицей 1.5.3 «Ключевые элементы ландшафта» Лесохозяйственного регламента Бокситогорского лесничества (2018), по объекту «старовозрастные деревья и их куртины, компактные биологически ценные участки» - сохранение деревьев (точечные объекты) обеспечивается только в виде единичных деревьев не более 3 штук на гектар.
С учетом вышеизложенного, правильность выводов о виновности ООО «ММ-Ефимовский» в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, не подтверждается совокупностью собранных доказательств и не оспаривается юридическим лицом.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, (административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В силу ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ введена Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ и начала действовать с 06.04.2022.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия закона во времени: согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2). Данные правила, основанные на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов; принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц (постановления от 20.04.2006 N 4-П; от 14.07.2015 N 20-П).
В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Из материалов дела следует, что государственным лесным инспектором Ленинградской области в отношении ООО «ММ-Ефимовский» составлено два протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, по каждому из которых общество привлечено к административной ответственности согласно названной норме. Нарушения ООО «ММ-Ефимовский» правил заготовки древесины выявлены должностными лицами ЛОГКУ «Ленобллес» в результате одного контрольного мероприятия, о котором ООО «ММ-Ефимовский» уведомлялось извещением от 07.07.2021 после завершения лесосечных работ, в целях проверки соблюдения условий одного и того же договора аренды лесного участка.
Поскольку в действиях (бездействии) ООО «ММ-Ефимовский» имелись признаки нескольких административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, выявленных в одном и том же участковом лесничестве при проведении одного контрольного мероприятия, то судьей городского суда обоснованно применены положения ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ и назначено одно наказание.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании закона и фактических обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению.
При рассмотрении жалобы дело проверено в полном объеме, оснований к изменению или отмене решения судьи, в том числе в связи с нарушением процессуальных ном КоАП РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 03.06.2022 года о привлечении ООО «ММ-Ефимовский» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ оставить без изменений, а жалобу председателя комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Тоноян М.Р. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12-30.15 КоАП РФ в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья О.В. Туманова
(судья А.Г. Пименова)