НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 17.03.2017 № 3А-30/2017

Дело № 3а-30/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 17 марта 2017 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при секретаре Е.Н.В.,

с участием прокурора М.Э.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «ЛОЭКС» о признании недействующим в части приказа комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 30.12.2016 N 567-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 года N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год» и обязании принять новый нормативный правовой акт,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ приказом комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (далее – ЛенРТК) № 567-п установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области.

В таблице 1 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области» Приложения 1 к приказу ЛенРТК от 30.12.2016 № 567-п для акционерного общества «ЛОЭКС» (далее - АО «ЛОЭСК») необходимая валовая выручка (далее – НВВ), без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области, указана в размере <данные изъяты> тыс. руб.

В приложении 5 к приказу ЛенРТК от 30.12.2016 № 567-п для АО «ЛОЭСК» НВВ, без учета оплаты потерь, на 2017 год указан в размере <данные изъяты> тыс. руб.

Указанный приказ ЛенРТК размещен 30.12.2016 на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.

АО «ЛОЭСК» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с даты вступления в силу приложения 1 и приложения 5 к приказу ЛенРТК от 30.12.2016 № 567-п в части указания НВВ для АО «ЛОЭСК» на 2017 год в размере <данные изъяты> тыс. руб. Просило обязать ЛенРТК принять новый нормативный правовой акт по вопросу установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2017 год, в котором размер НВВ для АО «ЛОЭСК» на 2017 года установить с учетом экономически обоснованных расходов и недополученных доходов общества на общую сумму в размере <данные изъяты> тыс. руб., рассчитав индивидуальный тариф на передачу электроэнергии с учетом балансовых показателей на оставшийся период и включением оспариваемой суммы в НВВ данного периода с учетом действующей схемы взаиморасчетов с держателем котла (ПАО «Ленэнерго») по двухставочному тарифу.

В административном исковом заявлении АО «ЛОЭСК» указано, что ЛенРТК, необоснованно исключило из НВВ следующие расходы:

- корректировка неподконтрольных расходов по итогам деятельности за 2015 год по налогу на прибыль по регулируемым видам деятельности в размере <данные изъяты> тыс. руб.;

- величина налога на прибыль за последний истекший период на сумму <данные изъяты> тыс. руб.;

- экономически обоснованные расходы и недополученные доходы, подлежащие учету в соответствие с приказом ФСТ России от 08.06.015 № 1157-д, в размере <данные изъяты> тыс. руб.;

-корректировка неподконтрольных расходов по итогам деятельности за 2015 года по перепрограммированию приборов учета в размере 59586,1 тыс. руб.

Указанные действия ЛенРТК не соответствуют пунктам 7, 20 Основ ценообразования, п.14 Правил рассмотрения споров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.10.2007 № 669, п.4 постановления Правительства РФ от 24.12.2014 № 1465 «Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени» (т.1 л.д.9).

В письменных объяснениях административным истцом дополнительно указано, что довод административного ответчика о наличии оснований для прекращения производства по делу противоречит процессуальному законодательству. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2014 № 542 пункт 20 Основ ценообразования дополнен положением о включении в состав НВВ налога на прибыль по регулируемому виду деятельности, сформированному по данным бухгалтерского учета за последний истекший период. Указанная редакция п.20 Основ ценообразования впервые оказала влияние на тарифное регулирование АО «ЛОЭСК» на 2015 год. Из экспертного заключения на 2016 год следует, что ЛенРТК приняло отчетные данные АО «ЛОЭСК» по налогу на прибыль за 2014 год, сформированные по данным бухгалтерского учета, исходя из текущего налога на прибыль с учетом отложенных налоговых активов и обязательств. АО «ЛОЭСК» предлагало к установлению в тарифе на 2017 год суммы налога на прибыль по данным бухгалтерского учета, исходя из текущего налога на прибыль, с учетом отложенных налоговых активов и обязательств. Поскольку пунктом 20 Основ ценообразования определено, что величина налога на прибыль должна формироваться по данным бухгалтерского учета, а согласно п.1 ПБУ 18/02 в бухгалтерском учета отражаются не только суммы налога на прибыль (текущий налог на прибыль), но и суммы, способные оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов, то данная норма права должна толковаться буквально. Согласно определению Верховного Суда РФ от 19.01.2017 по делу № 3а-68/2016 расходы, понесенные АО «ЛОЭСК» в 2015 году по перепрограммированию приборов учета должны быть учтены регулирующим органов в НВВ сетевой организации при установлении тарифа на 2017 год. Указанный год является последним годом тарифного регулирования, в котором могут быть учтены расходы 2015 года (т.6л.д. 177-182).

В письменных возражениях административного ответчика указано, что производство по административному делу в части требований АО «ЛОЭСК» об обязании ЛенРТК принять новый нормативный правовой акт подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст.194 КАС РФ. Другие требования административного истца удовлетворению не подлежат, поскольку основаны на ошибочном толковании законодательства. Основами ценообразования четко не определен порядок учета налога на прибыль организаций в составе НВВ по регулируемым видам деятельности. С даты принятия постановления Правительства РФ от 11.06.2014 № 542 величина налога на прибыль определялась ЛенРТК исходя из текущего налога на прибыль. АО «ЛОЭСК» в составе расходов на 2017 года дополнительно к текущему налогу на прибыль заявило расходы по отложенным налоговым активам и обязательствам. Однако, учет отложенных налоговых активов и обязательств без корректировки сумм, учтенных в предыдущих периодах регулирования, приводит к искажению НВВ регулируемой сетевой организации. При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год с АО «ЛОЭСК» была достигнута договоренность о том, что в связи с ростом тарифов на услуги по передаче электрической энергии в 2015-2016 годах на территории Ленинградской области, ЛенРТК учтет в составе НВВ средства, подлежащие учету в соответствии с приказом ФСТ России от 08.06.2015 № 1157-д, только в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> руб. запланированы к учету в последующих периодах регулирования. Таким образом, ЛенРТК в составе НВВ АО «ЛОЭСК» на 2017 года были учтены средства, подлежащие учету в соответствии с приказом ФСТ России от 08.06.2015 № 1157-д, в размере <данные изъяты> руб. Учет оставшейся суммы (<данные изъяты> руб.) будет осуществлен в последующих периодах регулирования. У ЛенРТК отсутствовали правовые основания для учета в составе НВВ расходов АО «ЛОЭСК» по перепрограммированию приборов учета, поскольку АО «ЛОЭСК» на территории Ленинградской области не является исполнителем коммунальных услуг и, соответственно, не является лицом обязанным осуществлять перепрограммирование приборов учета (т.1 л.д.193-197).

В письменных объяснениях административным ответчиком дополнительно указано, что эксперты ЛенРТК, проанализировал представленные АО «ЛОЭСК» обосновывающие материалы, пришли к выводу, что величина уплаченного налога на прибыль за 2015 год определена АО «ЛОЭСК» с учетом изменения отложенных налоговых обязательств и активов, в то время, как с даты принятия постановления Правительства РФ от 11.06.2014 № 542 величина налога на прибыль определялась ЛенРТК исходя из текущего налога на прибыль АО «ЛОЭСК». В связи с этим ЛенРТК сохранен подход к определению величины налога на прибыль, принятый в предыдущие периоды регулирования, то есть с учетом текущего налога на прибыль, отражаемого в бухгалтерской отчетности организации. Обращено внимание на то, что ЛенРТК своевременно информировал ФАС России о правовых актах, принятых во исполнение требований приказа ФСТ России от 08.06.2015 № 1157-д, и каких-либо нареканий о порядке исполнения приказа в ЛенРТК не направлялось (т.2 л.д.82-85).

В судебном заседании представители административного истца П.Т.Ю., Т.А.А., И.Т.А., Л.И.Ю. настаивали на удовлетворении заявленных требований. Указали, что ранее, при установлении тарифов, ЛенРТК учитывало не только текущий налог, но и отложенные налоговые обязательства. Настаивали на том, что полное исполнение приказа ФСТ России от 08.06.2015 № 1157-д возможно только в 2017 году, поскольку при обосновании размера НВВ на 2018 год учету подлежат недополученные доходы организации в 2016 году. Полагали, что необходимость включения в состав НВВ на 2017 год расходов на перепрограммирование подтверждена правовой позицией Верховного Суда РФ. Сообщили, что в случае удовлетворения заявленного требования и признании нормативного правового акта недействующим, возникнет правовая неопределенность, которая затронет неопределенный круг лиц, что свидетельствует о необходимости принятия нового нормативного правового акта.

Представители административного ответчика Р.Ю.А. и М.Н.Е. в судебном заседании просили в удовлетворении административного искового заявления отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Обратили внимание на то, что возложение на ответчика обязанности по принятию нового нормативного правового акта с указанием сумм, подлежащих включению в НВВ организации недопустимо, поскольку тогда суд подменит орган тарифного регулирования. Указали, что отложенный налог на прибыль подлежит уплате в будущем периоде. Следовательно, когда он фактически будет уплачен, тогда и будет учтен при определении размера НВВ. Сообщили, что порядок исполнения приказа ФСТ России от 08.06.2015 № 1157-д был согласован с АО «ЛОЭСК». Иной порядок исполнения привел бы к значительному росту тарифа. Нарушений требований действующего законодательства относительно исполнения приказа ФСТ России от 08.06.2015 № 1157-д при тарифном регулировании на 2017 год допущено не было. Полагали, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта оснований для включения в состав НВВ понесенных АО «ЛОЭСК» расходов по перепрограммированию приборов учета не имелось.

Представитель заинтересованного лица Ц.Д.В. оставил разрешение спора на усмотрение суда.

Участвующий в деле прокурор прокуратуры Ленинградской области М.Э.Т. в заключении указал, что приказ следует признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу и обязать административного ответчика принять новый нормативный правовой акт. Полагал необоснованными доводы административного истца относительно учета в составе НВВ налога на прибыль с учетом отложенных налоговых обязательств. Указал на несоответствие требованиям действующего законодательства действий административного ответчика в части не включения в состав НВВ АО «ЛОЭСК» на 2017 год расходов по перепрограммированию приборов учета и неисполнения в полном объеме приказа ФСТ России от 08.06.2015 № 1157-д.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Исходя из положений ст.23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Статьей 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона.

Согласно п.2.1.1 Положения о ЛенРТК, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 N 274, к полномочиям ЛенРТК в сфере электроэнергетики относится установление цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и(или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Как указано в п.6 Порядка деятельности правления ЛенРТК, утвержденного приказом ЛенРТК от 27.01.2014 N 14-п правление принимает решения об установлении (утверждении): цен (тарифов, сбытовых надбавок, платы) в сфере электроэнергетики. При этом, решения, принятые правлением, за исключением решений об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для расчетов между двумя смежными сетевыми организациями, а также решений об установлении ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по индивидуальному проекту, оформляются в виде приказов ЛенРТК (п.22 Порядка деятельности правления ЛенРТК).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ АО «ЛОЭСК» направило в ЛенРТК заявление об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год и долгосрочных параметров регулирования на период 2017-2019 годы (т.1 л.д.52).

ДД.ММ.ГГГГ ЛенРТК открыто дело по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям Ленинградской области на период 2017 года (т.1 л.д.70).

ДД.ММ.ГГГГ АО «ЛОЭСК» извещено о том, что ДД.ММ.ГГГГ состоится заседание правления ЛенРТК по вопросу «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области на 2017 год» (т.1 л.д.113).

30.12.2016 правлением ЛенРТК принят приказ № 567-п, который в тот же день размещен на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.

Согласно ст.7 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» датой принятия правового акта отраслевого, территориального, иного органа исполнительной власти Ленинградской области считается день подписания правового акта руководителем соответствующего органа исполнительной власти Ленинградской области.

Как указано в ч.4 ст.7 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» правовые акты отраслевых, территориальных и иных органов исполнительной власти Ленинградской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу по истечении 10 дней с даты их официального опубликования, если более поздний срок в них не предусмотрен. Иные правовые акты отраслевых, территориальных и иных органов исполнительной власти Ленинградской области вступают в силу со дня их подписания руководителем отраслевого, территориального или иного органа исполнительной власти Ленинградской области, если в них не указано иное.

Согласно ст.8 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объеме в любом из официальных периодических печатных изданий Ленинградской области либо размещен (опубликован) в полном объеме на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в сети "Интернет" (www.lenobl.ru).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, что представителями административного истца не оспаривалось.

Поскольку оспариваемым нормативным правовым актом установлен размер НВВ для АО «ЛОЭСК» на 2017 год, то административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе требовать в судебном порядке признания приказа ЛенРТК от 30.12.2016 № 567-п в указанной части недействующим.

Как установлено судом, в заявлении об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год и долгосрочных параметров регулирования на период 2017-2019 годы от 29.04.2016, АО «ЛОЭСК» просило установить НВВ на 2017 год в размере <данные изъяты> тыс. руб. (т.1 л.д.52).

Из представленной с заявлением об установлении тарифов пояснительной записки АО «ЛОЭСК» от апреля 2016 года следует, что в составе неподконтрольных расходов учтен налог на прибыль, который определен по данным бухгалтерского учета за последний истекший период (2015 год) пропорционально чистой прибыли по видам деятельности. Сумма налога на прибыль от деятельности по технологическому присоединению составила <данные изъяты> тыс. руб. Также, в пояснительной записке содержалось обоснование дополнительной корректировки необходимой валовой выручки. В частности, в соответствии с приказом ФСТ России от 08.06.2015 № 1157-д, в состав НВВ включена сумма разногласий с ЛенРТК по 2015 году в размере <данные изъяты> тыс. руб., неучтенная ЛенРТК в НВВ общества в 2015 - 2016 годах (т.1 л.д.65).

ДД.ММ.ГГГГ АО «ЛОЭКС» направило в ЛенРТК актуализированную версию тарифной заявки, в которой просило установить для общества на 2017 года НВВ в размере <данные изъяты> тыс. руб. (т.1 л.д.71).

Из представленной к указанной заявке пояснительной записки от ноября 2016 года следует, что в составе неподконтрольных расходов АО «ЛОЭСК» просило учесть сумму налога на прибыль от деятельности по технологическому присоединению в размере <данные изъяты> тыс. руб. (т.1 л.д.80).

ДД.ММ.ГГГГ АО «ЛОЭКС» направило в ЛенРТК актуализированную версию тарифной заявки, в которой просило установить для общества на 2017 года НВВ в размере <данные изъяты> тыс. руб. (т.1 л.д.92).

ЛенРТК был проведен анализ фактических неподконтрольных расходов АО «ЛОЭСК» за истекший 2015 год. Объем корректировки по налогу на прибыль определен с учетом текущего налога на прибыль АО «ЛОЭСК», выявленного на основании официальной бухгалтерской отчетности за 2015 год. Также, ЛенРТК не были учтены расходы по перепрограммированию приборов учета (т.1 л.д.122).

ДД.ММ.ГГГГ АО «ЛОЭСК» представило в ЛенРТК замечания на проект экспертного заключения указав, что ЛенРТК неправомерно исключены изменения отложенных налоговых обязательств и активов в сумме <данные изъяты> тыс. руб. по отчету о финансовых результатах АО «ЛОЭСК» за январь-сентябрь 2016 года и в сумме <данные изъяты> тыс. руб. по отчету о финансовых результатах АО «ЛОЭСК» за январь-декабрь 2015 года, поскольку такой подход противоречит приказу Минфина России от 19.11.2002 № 114н. Выражено несогласие с тем, что ЛенРТК без согласования с АО «ЛОЭСК» включило только <данные изъяты> тыс. руб., из подлежащих учету в соответствии с приказом ФСТ России от 08.06.2015 № 1157-д, оставив дефицит в размере <данные изъяты> тыс. руб. ЛенРТК не учло фактически понесенные АО «ЛОЭСК» затраты по перепрограммированию приборов учета (т.1 л.д.114).

ДД.ММ.ГГГГ на заседании правления ЛенРТК было разъяснено, что при регулировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «ЛОЭСК» в предыдущих периодах регулирования учитывался текущий налог на прибыль, определенный на основании бухгалтерской отчетности АО «ЛОЭСК». Учитывая тот факт, что отложенные налоговые активы и обязательства приводят к изменению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным и последующих отчетных периодах и ЛенРТК не располагает сведениями о том, в каком периоде будут осуществлены планируемые платежи, экономически обоснованным является сохранение подхода к определению величины налога на прибыль, учитываемой в составе НВВ на 2017 года исходя из текущего налога на прибыль за 2015 год и 9 месяцев 2016 года. Расходы по перепрограммированию не учтены, так как АО «ЛОЭСК» не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению на территории Ленинградской области. По поводу приказа ФСТ России от 08.06.2015 № 1157-д было указано на необходимость учета <данные изъяты> тыс. руб. с учетом высокого роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии в 2015-2016 гг. на территории Ленинградской области и положений п.7 Основ ценообразования (т.1 л.д.129).

Согласно ст.23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования).

Как указано в п.12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Судом установлено, что АО «ЛОЭСК» просило установить на 2017-2019 годы долгосрочные параметры регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

В п.38 Основ ценообразования указано, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э утверждены Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – Методические указания).

В соответствии с пунктом 4 указанных Методических указаний расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом НВВ, определенной в соответствии с разделами III, IV Методических указаний.

Как следует из п.11 Методических указаний, НВВ в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования определяется с учетом неподконтрольных расходов, определяемых методом экономически обоснованных расходов, соответственно для базового и i-го года долгосрочного периода регулирования, включающих в свой состав оплату налогов на прибыль, имущество и иных налогов (в соответствии с пунктами 20 и 28 Основ ценообразования).

Исходя из сводного расчета НВВ АО «ЛОЭСК» на 2017-2019 годы в составе неподконтрольных расходов учтен налог на прибыль, который на 2017 года предлагается принять в размере <данные изъяты> тыс. руб., что соответствует фактическим данным 2015 года. При этом, на 2016 год налог на прибыль утвержден в размере <данные изъяты> тыс. руб. (т.2 л.д. 160).

Из отчета о движении денежных средств за январь-декабрь 2015 года следует, что денежные потоки по налогу на прибыль за указанный период составили <данные изъяты> тыс. руб. (т.3 л.д.16).

В отчете о финансовых результатах за январь-декабрь 2015 года указан размер текущего налога на прибыль – <данные изъяты> тыс. руб. и изменение отложенных налоговых активов – <данные изъяты> тыс. руб. (т.3 л.д.24).

Исходя из отчета о фактическом использовании балансовой прибыли, принятой при установлении тарифов на передачу электрической энергии АО «ЛОЭСК» за 9 месяцев 2016 года, размер налога на прибыль составил <данные изъяты> тыс. руб. (т.5 л.д.83).

Согласно отчету о финансовых результатах за январь-сентябрь 2016 года текущий налог на прибыль составил <данные изъяты> тыс. руб. Изменение отложенных налоговых активов составляет <данные изъяты> тыс. руб. (т.5 л.д.73-74).

Из письменных объяснений административного ответчика следует, что при расчете налога на прибыль, подлежащего включению в НВВ, ЛенРТК исходило из текущего налога на прибыль, взяв за основу следующие показатели: за 2015 год – <данные изъяты> тыс. руб., за 2016 год – <данные изъяты> тыс. руб. При этом, учитывая отсутствие данных о распределении текущего налога на прибыль по регулируемым видам деятельности АО «ЛОЭСК», экспертами ЛенРТК был рассчитан интеграционный коэффициент отнесения расходов (т.2 л.д.82-85).

Согласно экспертному заключению, при корректировке НВВ на 2017 год, исходя из фактических отчетных данных за 2015 год, объем корректировки налога на прибыль, определен с учетом текущего налога на прибыль АО «ЛОЭСК», выявленного на основании официальной бухгалтерской отчетности за 2015 год. В связи с этим, при определении фактического значения налога на прибыль за 2015 года из суммы налога на прибыль указанной АО «ЛОЭСК» в размере <данные изъяты> тыс. руб. были исключены отложенные налоговые обязательства в размере <данные изъяты> тыс. руб. (т.2 л.д.39).

С учетом примененного экспертами ЛенРТК подхода, денежные средства, принятые в расчет неподконтрольных расходов АО «ЛОЭСК» на уплату налога на прибыль, составили <данные изъяты> тыс. руб., что на <данные изъяты> тыс. руб. ниже предложенной АО «ЛОЭСК».

В соответствии с п.20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02", применение которого позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Согласно п.20 ПБУ 18/02 сумма налога на прибыль, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и отраженная в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка), является условным расходом (условным доходом) по налогу на прибыль.

Текущим налогом на прибыль признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства (актива), увеличения или уменьшения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода (п.21 ПБУ 18/02).

Принимая во внимание, что ПБУ 18/02 предусматривает как учет условного расхода по налогу на прибыль, так и текущего налога на прибыль, суд приходит к выводу, что применение ЛенРТК при корректировки неподконтрольных расходов за 2015 года и определении неподконтрольных расходов на 2017 год величины текущего налога на прибыль организации, не противоречит п.20 Основ ценообразования поскольку в НВВ АО «ЛОЭСК» включена величина налога на прибыль, сформированная именно по данным бухгалтерского учета.

Кроме того, согласно п.2 Основ ценообразования под НВВ понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Исходя из п.9 ПБУ 18/02 под отложенным налогом на прибыль понимается сумма, которая оказывает влияние на величину налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

С учетом приведенного в п.2 Основ ценообразования понятия НВВ, является правильным применение при расчете неподконтрольных расходов величины текущего налога на прибыль, сформированного по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

В связи с вышеизложенным, доводы административного истца о необходимости учета в составе НВВ отложенного налога на прибыль судом отклоняются.

Доводы административного истца о несоответствии оспариваемого в части нормативного правового акта положениям п.7 Основ ценообразования и п.14 Постановления Правительства РФ от 12.10.2007 N 669 суд находит обоснованными.

Согласно п.14 Правил рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.10.2007 N 669, решение, принятое по результатам рассмотрения спора, подлежит исполнению в течение 1 месяца (если в решении не указан иной срок).

Исходя из положений п.7 Основ ценообразования, регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, об установлении (изменении) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, во исполнение вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда или принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).

Судом установлено, что п.2 приказа ФСТ России от 08.06.2015 N 1157-д органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики предписано в срок до 1 октября 2015 года осуществить учет подлежащих дополнительному учету неправомерно неучтенных экономически обоснованных расходов и недополученных доходов при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для ОАО "ЛОЭСК" на 2015 - 2016 годы (на 2015 год - с 01.10.2015, на 2016 год - с 01.01.2016).

В выписке из протокола заседания правления ЛенРТК от ДД.ММ.ГГГГ указано, что дополнительному учету в составе НВВ АО «ЛОЭСК» на 2016 год подлежат в соответствии с приказом ФСТ России от 08.06.2015 № 1157-д недополученные доходы в размере <данные изъяты> тыс. руб. Учитывая высокий рост тарифов на услуги по передаче электрической энергии в 2015-2016 гг. на территории Ленинградской области, ЛенРТК по согласованию с АО «ЛОЭСК» учел в составе НВВ на 2016 год объем недополученных доходов в размере <данные изъяты> тыс. руб. (<данные изъяты> тыс. руб. запланированы к учету в последующих периодах регулирования) (т.1 л.д.198).

Из экспертного заключения следует, что учитывая высокий рост тарифов на услуги по передаче электрической энергии в 2015-2017 гг. на территории Ленинградской области, ЛенРТК учел в составе НВВ на 2017 год объем недополученных доходов в размере <данные изъяты> тыс. руб. (-<данные изъяты> тыс. руб. запланированы к учету в последующих периодах регулирования) (т.2 л.д.28).

Указанные действия ЛенРТК свидетельствуют о несоблюдении при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта требований п.7 Основ ценообразования и п.14 Правил рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.10.2007 N 669, поскольку приказом ФСТ России от 08.06.2015 N 1157-д установлен срок исполнения – до 01.10.2015.

Доводы административного ответчика о том, что порядок исполнения приказа ФСТ России от 08.06.2015 № 1157-д был согласован с АО «ЛОЭСК» опровергается материалами дела, из которых следует, что АО «ЛОЭСК» настаивало на полном исполнении указанного приказа при тарифном регулировании на 2017 год.

Обоснование неисполнение приказа ФСТ России от 08.06.2015 № 1157-д в установленный срок значительным ростом тарифа на услуги по передаче электрической энергии судом отклоняется, поскольку не основано на нормах права.

Кроме того, анализ размера тарифов, установленных оспариваемым нормативным правовым актом, свидетельствует о том, что данный размер тарифа соответствует максимальному тарифу на первое полугодие 2017 года, утвержденному приказом ФАС России от 27.12.2016 N 1893/16, но ниже размера максимального тарифа на второе полугодие 2017 года.

Доводы представителей административных ответчиков об истечении срока исполнения приказа ФСТ России от 08.06.2015 № 1157-д не свидетельствуют о наличии законных оснований для его неисполнения.

Также, судом установлено, что в части не включения в состав НВВ на 2017 год понесенных АО «ЛОЭСК» в 2015 году расходов по коррекции времени встроенных часов приборов учета, обеспечивающих учет электрической энергии, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует п.7 Основ ценообразования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 1465 "Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени" установлено, что приборы учета электрической энергии, функциональные возможности которых позволяют определять объемы потребленной электрической энергии дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) и данные измерений которых применяются при расчетах с населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, подлежат коррекции времени встроенных часов приборов учета для целей применения тарифов, дифференцированных по зонам суток (пункт 1).

Пунктом 4 указанного постановления пункт 7 Основ ценообразования дополнен абзацем следующего содержания: "При установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, регулирующие органы включают в необходимую валовую выручку понесенные расходы на осуществление действий по коррекции времени встроенных часов приборов учета, обеспечивающих учет электрической энергии (мощности), потребляемой населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, в связи с изменением порядка исчисления времени, установления тарифных зон суток".

Таким образом, расходы по перепрограммированию приборов учета подлежат включению в состав необходимой валовой выручки исходя из пункта 7 Основ ценообразования.

Поскольку, в нарушении положений п.7 Основ ценообразования, в состав НВВ АО «ЛОЭСК» на 2017 году не включены в полном объеме недополученные доходы, подлежащие учету в соответствие с приказом ФСТ России от 08.06.015 № 1157-д, в размере <данные изъяты> тыс. руб., а также, корректировка неподконтрольных расходов по итогам деятельности за 2015 года по перепрограммированию приборов учета в размере <данные изъяты> тыс. руб., то требования административного истца о признании приказа ЛенРТК от 30.12.2016 № 567-п недействующим в части указания размера НВВ АО «ЛОЭСК» на 2017 год подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд полагает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".

В соответствии со ст.216 КАС РФ, в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Связанная с признанием судом недействующим оспариваемого постановления недостаточная правовая урегулированность правоотношений может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд полагает возможным обязать ЛенРТК принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный судом недействующим приказ ЛенРТК от 30.12.2016 № 567-п в части указания размера НВВ АО «ЛОЭСК» на 2017 г.

При обращении в суд с настоящим административным исковым заявлением административным истцом уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб. (т.1 л.д.147).

В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Следовательно, действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.

Положение подпункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, которым предусмотрена возможность освобождения органов местного самоуправления, выступающих по делам, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), от уплаты государственной пошлины, в рассматриваемом случае применению не подлежит, поскольку органы местного самоуправления, несмотря на их статус и особенности рассмотрения дел с их участием, являются стороной по делу и вопрос о возмещении истцу расходов по уплате государственной пошлины должен решаться, исходя из общего принципа отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Принимая во внимание, что решение вынесено в пользу административного истца, то понесенные административным истцом судебные расходы на уплату государственной пошлины подлежат взысканию с административного ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «ЛОЭКС» о признании недействующим в части приказа комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 30.12.2016 N 567-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 года N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год» удовлетворить.

Признать недействующим, с момента вступления решения суда в законную силу, приложение 1 и приложение 5 к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 30.12.2016 N 567-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 года N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год» в части указания необходимой валовой выручки для акционерного общества «Ленинградская областная электросетевая компания» на 2017 год в размере <данные изъяты> тыс. руб.

Обязать комитет по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области в срок до 01.07.2017 принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приложения 1 и приложения 5 к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 30.12.2016 N 567-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 года N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год» в части указания размера необходимой валовой выручки для акционерного общества «Ленинградская областная электросетевая компания» на 2017 год.

Взыскать с комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области в пользу акционерного общества «ЛОЭКС» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 22 марта 2017 года.