НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 14.10.2021 № 3А-326/2021

Дело № 3а-326/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 14 октября 2021 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Боровского В.А.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям муниципального предприятия «Всеволожское предприятие электрических сетей» о признании недействующими в части приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27 декабря 2019 года № 747-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2020 год» и приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2020 года № 665-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год»,

установил:

19 декабря 2018 года комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее также ЛенРТК) издан приказ № 747-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2020 год» (далее также – Приказ № 747-п).

Приказом № 747-п установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, поставляемой прочим потребителям на 2020 год, согласно приложению 1 к настоящему приказу, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2020 год, согласно приложению 2 к настоящему приказу, долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, согласно приложению 3 к настоящему приказу, необходимая валовая выручка (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) согласно приложению 4 к настоящему приказу, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2020 год согласно приложению 5 к настоящему приказу.

В Приказ № 747-п вносились изменения приказами ЛенРТК от 21 февраля 2020 года №15-п и от 30 октября 2020 года № 130-п.

Согласно приложению 3 Приказа № 747-п базовый уровень подконтрольных расходов муниципального предприятия «Всеволожское предприятие электрических сетей» на 2020 год составил 89,14 млн. руб.

Приказ № 747-п опубликован 28 декабря 2019 года на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://lenreg.ru.

30 декабря 2020 года ЛенРТК издан приказ № 665-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год» (далее также – Приказ № 665-п).

Приказом № 665-п установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, поставляемой прочим потребителям, на 2021 год согласно приложению 1 к настоящему приказу, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2021 год согласно приложению 2 к настоящему приказу, долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, согласно приложению 3 к настоящему приказу, необходимая валовая выручка (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) согласно приложению 4 к настоящему приказу, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2021 год согласно приложению 5 к настоящему приказу.

Также Приказом № 665-п признан утратившим силу с 1 января 2021 года Приказ 747-п.

В Приказ №665-п вносились изменения приказами ЛенРТК от 22 января 2021 года № 1-п, от 29 июня 2021 года № 71-п и от 31 августа 2021 года № 98-п.

В таблице 1 приложения 1 Приказа № 665-п необходимая валовая выручка (далее также - НВВ) муниципального предприятия «Всеволожское предприятие электрических сетей» на 2021 год указана в размере 169401,76 тыс.руб.

В приложение 3 Приказа № 665-п приведены сведения о размере базового уровня подконтрольных расходов муниципального предприятия «Всеволожское предприятие электрических сетей» 89,14 млн. руб.

В приложение 4 Приказа № 665-п указаны сведения о размере НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь). Для муниципального предприятия «Всеволожское предприятие электрических сетей» НВВ на 2021 год указан в размере 169401,76 тыс.руб.

Приказ № 665-п опубликован на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://bptr.lenreg.ru.

Муниципальное предприятие «Всеволожское предприятие электрических сетей» (далее также – МП «ВПЭС») обратилось в суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующими в части Приказа №747-п и Приказа № 665-п, по которым возбуждены административные дела № 3а-327/2021 и № 3а-326/2021, объединенные определением суда от 09 сентября 2021 года в одно производство с присвоением объединенному административному делу № 3а-326/2021. Административный истец с учетом уточнения предмета административного иска просит признать недействующими:

Приказ №747-п в части указанного в приложение 3 базового уровня подконтрольных расходов МП «ВПЭС» в размере 89,14 млн. руб.;

Приказ № 665-п в части:

указанного в таблице 1 приложения 1 размера НВВ МП «ВПЭС» - 169401,76 тыс.руб.,

указанного в приложении 4 размера НВВ МП «ВПЭС» на 2021 год - 169401,76 тыс.руб.,

указанного в приложении 3 базового уровня подконтрольных расходов муниципального предприятия «Всеволожское предприятие электрических сетей» в размере 89,14 млн. руб.

В обоснование заявленных требований МП «ВПЭС» указано, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2020 год при принятии Приказа №747-п регулирующим органом необоснованно уменьшен базовый уровень подконтрольных расходов МП «ВПЭС» на 2020 год до 89,14 тыс. руб. ЛенРТК неверно произведен расчет коэффициента изменения рейтинга эффективности и, как следствие, неправомерный порядок расчета базового уровня подконтрольных расходов. ЛенРТК по статьям «Работы и услуги непроизводственного характера», «Работы и услуги производственного характера (в т.ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)», «Расходы на услуги коммунального хозяйства», «Расходы на информационные услуги», «Расходы на охрану и пожарную безопасность» произвольно в одних случаях использует фактические данные за 9 месяцев 2019 года, а в других - фактические данные за 2018 год. Вместе с тем в большинстве случаев использование данных за 2019 год приводит к значительному снижению расходов МП «ВПЭС» в сравнении с фактически понесенными расходами за 2018 год. ЛенРТК необоснованно по статье «Расходы на страхование» исключены расходы МП «ВПЭС» по статье «СРО» и статье «ДМС», поскольку при осуществлении строительства и реконструкции электросетевых объектов и выполнении строительных работ силами предприятия необходимо, чтобы МП «ВПЭС» являлось членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (СРО), а также в силу п. 8.5.4 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы (далее - ОТС) в состав иных расходов (средств) работодателя, связанных с производством и реализацией продукции и услуг, включены взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, в размере 6 процентов от суммы расходов на оплату труда. Также ЛенРТК не отражены результаты анализа экономической обоснованности расходов по статье «Затраты на оплату труда» и не указаны документы и материалы, на основании которых принималось решение. При этом эксперты ЛенРТК предлагают принять расходы по статье «Затраты на оплату труда» в размере 63476,1З тыс.руб., при численности персонала в количестве 143 человека и среднемесячной зарплате 36990,75 руб. Между тем из экспертного заключения неясно, почему ЛенРТК использовал в расчетах численность персонала 143 человека, указывая при этом, что ЛенРТК принимает 158 человек как численность «промышленно-производственного и управленческого персонала». Аналогичные нарушения допущены ЛенРТК при принятии Приказ от 30.12.2020 № 665-п.

Также при принятии Приказа № 665-п в составе НВВ на 2021 год ЛенРКТ по статье «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток» ЛенРТК не учитывает расходы на меры по снижению уровня потерь в сетях предприятия на 2021 год в сумме 9254,51 тыс.руб., согласно заключенному договору с ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. Между тем у всех территориальных сетевых компаний появились с 01.07.2020 новые обязанности по обеспечению коммерческого учета, в связи с чем ЛенРТК обязан производить расчет в соответствии с формулой 2 пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э, применять показатель Yi, отражающий планируемые на период регулирования, соответствующий году i, расходы, признанные регулирующим органом экономически обоснованными, на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности).

Кроме того, по статье «Расходы на оплату технологического присоединения к сетям ССО» Лен РТК необоснованно по мотиву осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств на территории Санкт-Петербурга не учтены расходы МП «ВПЭС» за 2019 год в сумме 4270 тыс.руб., поскольку МП «ВПЭС» не является сетевой организацией на территории Санкт-Петербурга, при этом, как владелец объектов электросетевого хозяйства, вправе осуществлять технологическое присоединение.

В письменных возражениях ЛенРТК указано, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в соответствии с действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики. Базовый уровень операционных, подконтрольных расходов МП «ВПЭС» на 2020 год определен ЛенРТК в соответствии с абзацем 7 пункта 38 Основ ценообразования с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Для расчета величины эффективного уровня операционных, подконтрольных расходов МП «ВПЭС» на 2020 год (базовый, первый год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 годов) ЛенРТК руководствовался приведенной в пункте 10 Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э, формулой (формула 9), и разъяснениями, сделанными к таблице в приложении 1 к названным методическим указаниям. Расчет рейтинга эффективности территориальной сетевой организации осуществлен ЛенРТК по формуле, приведенной в пункте 11 Методических указаний по применению метода сравнения аналогов (формула 10). Приведенная в пункте 11 формула расчета коэффициента изменения рейтинга эффективности территориальной сетевой организации (формула 10), означает, что для расчета коэффициента требуется оценить сумму показателей, характеризующих изменение значения рейтинга эффективности территориальной сетевой организации (Rn) за 2015-2018 годы (нижний предел суммирования «i=j» 2015 год, верхний предел суммирования «т-1» 2018 год) по сравнению с каждым предшествующим годом (kn = ((R2015-R2014) + (R2016-R2015) + (R2017-R2016) + (R2018-R2017)) / (2019-2015)).

Расходы по статьям «Работы и услуги производственного характера» «Работы и услуги непроизводственного характера», «Расходы на услуги коммунального хозяйства», «Расходы на информационные услуги», «Расходы на охрану и пожарную безопасность» определены ЛенТРК с учетом представленных МП «ВПЭС» документов, в том числе с учетом величины фактических расходов за 9 месяцев 2019 года, поскольку очевидно, что с учетом демонстрируемых МП «ВПЭС» темпов несения расходов показатели 2018 года не могли быть достигнуты предприятием.

На 2020 год МП «ВПЭС» предложило включить расходы на оплату труда в размере 71 022,24 тыс.руб. исходя из численности управленческого и промышленно­-производственного персонала 160 человек и среднемесячной заработной платы в размере 36 990,75 руб. В качестве обосновывающих документов МП «ВПЭС» были представлены: свод из штатного расписания МП «ВПЭС» на 2019 год; расчет расходов на оплату труда МП «ВПЭС» на 2020 год; сведения о среднесписочной численности персонала за 2018 год. По результатам анализа обосновывающих документов, фактическая численность персонала определена в количестве 158 человек, что меньше заявленной численности на 2 человека; численность персонала, расходы на который относятся на услуги по передаче электрической энергии по расположенным на территории Ленинградской области электрическим сетям, с учетом принятого в организации разделения расходов по видам деятельности пропорционально выручке, составляет 143 человека. Исходя из того, что заявленный МП «ВПЭС» размер среднемесячной зарплаты (36 990,75 руб.) не превышает величину среднемесячной заработной платы, рассчитанную по отраслевому тарифному соглашению на 2019-2021 годы, расходы на оплату труда определены в размере 63 476,13 тыс.руб. (143 х 36 990,75 х 12).

ЛенРТК с учетом позиция ФАС России не приняты расходы МП «ВПЭС» на необязательные виды страхования (КАСКО, л ДМС), а также расходы, не предусмотренные Основами ценообразования (взносы в СРО).

МП «ВПЭС» эксплуатирует электросетевое оборудование и линии электропередач, расположенные на территории Ленинградской области и на территории Санкт-Петербурга, следовательно, обязано вести раздельный учет показателей по субъектам Российской Федерации. Однако отсутствие у МП «ВПЭС» раздельного учета расходов с разбивкой по субъектам Российской Федерации было учтено ЛенРТК при установлении тарифов на оказываемые МП «ВПЭС» услуги по передаче электрической энергии по расположенным на территории Ленинградской области электрическим сетям. Расходы на содержание оборудования, расположенного на территории Санкт-Петербурга, не учитывались ЛенРТК в тарифах на передачу электрической энергии потребителям Ленинградской области на 2020-2021 годы.

По вопросу, связанному с учетом планируемых на период регулирования расходов на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящихся к капитальным вложениям, необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей определяется по формуле, приведенной в пункте 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (формула 2), которая включает, в том числе, такие показатели, как расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс») или полученного избытка (со знаком «минус»), выявленные в том числе по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов (Bj), а также планируемые на период регулирования расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящихся к капитальным вложениям (Уj). МП «ВПЭС» заявляет, что расходы по договору с ООО «Энергоконтроль» от 14.07.2020 № 12/2020 относятся к статье «Прочие расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток», то есть, очевидно, что это показатель Bj, оценка которого в связи с осуществлением деятельности за 2020 год, ЛенРТК, осуществляется при принятии тарифно-балансовых решений на 2022 год.

В письменных объяснениях заинтересованное лицо ПАО «Россети Ленэнерго» полагало требования административного истца не подлежат удовлетворению, ссылаясь на доводы, аналогичные изложенным административным ответчиком.

В письменных объяснениях заинтересованное лицо ФАС России просило учесть при разрешении административного дела положения пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 26.06.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункты 12, 17, 18, 27, 28 и 38 Основ ценообразования, Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждены приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

В судебном заседании представители административного истца МП «ВПЭС» Ермаков В.Л. и Куликов Д.А. поддержали заявленные административные исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в обоснование административных исков.

Представители административного ответчика ЛенРТК Морозова Ю.А. и Степанова С.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований. Поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях, объяснениях.

Представители заинтересованного лица ПАО «Россети Ленэнерго» Шалманов Е.Г. и Целиков Д.В. полагали заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо ФАС России в судебное заседание своего представителя не направила, об отложении судебного разбирательства не просила.

В силу частей 8, 9 статьи 96, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка представителя ФАС России не препятствует рассмотрению дела по существу в его отсутствие.

Участвующий в деле прокурор отдела прокуратуры Ленинградской области Чигаркина Е.Н. в заключение указала, что требования административных истцов подлежат удовлетворению, поскольку ЛенРТК неправильно определен базовый уровень подконтрольных расходов и допущены нарушения при определении размера расходов по статьям затрат, входящих в состав подконтрольных и неподконтрольных расходов.

Выслушав явившихся участников процесса, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

В соответствии с п.3 ст.24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Исходя из положений ст.23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.

В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является ЛенРТК, положение о котором утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 № 274.

К полномочиям ЛенРТК в сфере электроэнергетики отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (п.2.1.1 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области).

МП «ВПЭС» является территориальной сетевой организацией, осуществляющими услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Ленинградской области.

Принимая во внимание, что оспариваемые положения Приказа № 747-п и Приказа № 665-п определяют размер базового уровня подконтрольных расходов, размер НВВ 2021 года и размер НВВ на долгосрочный период для МП «ВПЭС», то последнее вправе заявлять требования о признании указанных нормативных правовых актов недействующими в части.

Согласно п.12 Правил регулирования организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов.

В соответствии с п.22 Правил регулирования регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами). К делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней приобщаются экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями.

Как следует из материалов дела, 30 апреля 2019 года в ЛенРТК поступило заявление МП «ВПЭС», а в последующем скорректированное заявление от 09 октября 2019 года об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год и долгосрочных параметров регулирования на 2020-2024 годы. МП «ВПЭС» предложило при расчете тарифа учесть базовый уровень подконтрольных расходов в размере 105369,35 тыс. руб. и НВВ на 2020 год в размере 298940,21 тыс. руб.

Письмом ЛенРТК от 08 мая 2019 года МП «ВПЭС» уведомлено об открытии дела по установлению на 2020 год тарифов на услуги по передаче электрической энергии и долгосрочных параметров регулирования 2020-2024 годы.

Предложение МП «ВПЭС» проанализировано экспертами ЛенРТК и результаты анализа представлены в экспертном заключении, подписанном уполномоченным по делу по установлению тарифов из числа сотрудников ЛенРТК и утвержденном председателем ЛенРТК.

27 декабря 2019 года на заседании правления ЛенРТК рассмотрен вопрос об установлении долгосрочных параметров регулирования на 2020-2024 гг. и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям МП «ВПЭС» на 2020 год и в тот же день председателем ЛенРТК подписан Приказ № 747-п.

11 июня 2020 года в ЛенРТК поступило заявление МП «ВПЭС» об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям МП «ВПЭС» на территории Ленинградской области на 2021 год, а в последующем с уточненным предложением от 09 ноября 2020 года. МП «ВПЭС» предложило при расчете тарифа учесть в составе НВВ на 2021 год подконтрольные расходы в размере 121746,88 тыс. руб. и установить НВВ на 2021 год в размере 305384,05 тыс. руб.

Письмом ЛенРТК от 18 июня 2020 года МП «ВПЭС» было уведомлено о рассмотрении дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.

Предложения МП «ВПЭС» проанализированы экспертами ЛенРТК и результаты анализа представлены в экспертном заключении, подписанном уполномоченным по делу по установлению тарифов из числа сотрудников ЛенРТК и утвержденном председателем ЛенРТК.

30 декабря 2020 года на заседании правления ЛенРТК рассмотрен вопрос об установлении долгосрочных параметров регулирования на 2020-2024 гг. и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям МП «ВПЭС» на 2021 год и в тот же день председателем ЛенРТК подписан Приказ № 665-п.

Таким образом, оспариваемые Приказ № 747-п и Приказ № 665-п приняты уполномоченным органом исполнительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие.

Проверяя оспариваемый Приказ № 747-п на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании, в том числе, такого долгосрочного параметра регулирования как базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами.

Методические указания по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждены приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э).

В соответствии с п.9 Методических указаний № 421-э для расчета долгосрочных параметров регулирования на очередной долгосрочный период регулирования с применением метода сравнения аналогов в отношении ТСО базовый уровень ОПР ТСО определяется в 70% доле от базового уровня ОПР, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала или с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в зависимости от применяемого в отношении ТСО метода регулирования, и 30% доле от базового уровня ОПР для ТСО, рассчитанного в соответствии с настоящими Методическими указаниями.

Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки утверждены приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

Базовый уровень подконтрольных расходов МП «ВПЭС» в размере 89144,83 тыс. руб. определялся ЛенРТК, как указано в экспертном заключении с учетом Методических указаний № 98-э и № 421-э.

При этом величина эффективного уровня ОПР МП «ВПЭС» определена в размере 98 904,83 тыс. руб.

В соответствии с п. 10 Методических указаний N 421-э величина эффективного уровня ОПР в целях расчета базового уровня ОПР ТСО для расчета долгосрочных параметров регулирования ТСО рассчитывается на основании расчета коэффициента изменения рейтинга эффективности.

Пункт 10 Методических указаний N 421-э (в редакции, действовавшей на момент принятия Приказа № 747-п) содержит формулу 10 расчета коэффициента изменения рейтинга эффективности (обозначен как kn), где в числителе предусмотрен способ определения значения рейтинга эффективности как суммирования таковых (символ - ) за период, принимающий значения от i равного 2013 до m (год, предшествующий периоду регулирования) минус 1, что в рассматриваемом случае означает период с 2013 года до 2018 года, где значение рейтинга эффективности для каждого года i определяется как разница между таковыми за годы i и i минус один. Так, для года i равного 2013 необходимо применение данных за 2013 и 2012 годы (Ri - Ri-1). В знаменателе формулы 10 содержится переменная m - 2013, что соответствует интервалу значений суммирования рейтинга эффективности.

Соответственно, значение рейтинга эффективности ТСО n для определения индекса эффективности подлежит установлению за каждый год i из обозначенного периода - с 2012 по 2018 годы, принимая во внимание, что период 2020-2024 годы является третьим года регулирования для МП «ВПЭС».

Определение величины эффективного уровня ОПР по формуле 11 Методических указаний N 421-э (примененной ЛенРТК в рассматриваемом случае) осуществляется в случае, если, что также требует первоначального установления значения kn.

Между тем в экспертном заключении отсутствуют сведения о расчете коэффициента изменения рейтинга эффективности (kn) по формуле 10. При этом из приведенной в экспертном заключении таблицы № 19 следует, что ЛенРТК учитывалось значение рейтинга эффективности за период с 2017 по 2019 годы, что вопреки доводам административного ответчика не соответствует п. 10 Методических указаний N 421-э и свидетельствует о наличии у ЛенРТК обязанности пересчитать указанную величину эффективного уровня ОПР МП «ВПЭС».

В п.11 Методических указаний 98-э указано, что уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Согласно п.12 Методических указаний 98-э (в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного правого акта) при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат:

1) сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования;

2) ремонт основных средств, определяемый на основе пункта 26 Основ ценообразования;

3) оплата труда, определяемая на основе пункта 27 Основ ценообразования;

4) другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.

МП «ВПЭС» при расчете расходов на оплату труда на 2020 год определило расходы в размере 71022,24 тыс. руб., исходя из численности управленческого и промышленно-производственного персонала - 160 человек и среднемесячной заработной платы равной 36990,75 руб.

Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с пунктом 24 Правил регулирования в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных данными правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).

Из пункта 28 Правил регулирования цен следует, что основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.

Лен РТК согласно экспертному заключению принял расходы на оплату труда на 2020 год в размере 63476,13 тыс. руб., исходя численности персонала в количестве 143 человек и среднемесячной заработной платы в размере 36990,75 руб., учитывая, что указанный размер заработной платы не превышает величину среднемесячной заработной платы, рассчитанной по отраслевому тарифному соглашению на 2019-2021 годы.

Между тем ЛенРТК не доказана правомерность принятия численности персонала по видам деятельности в количестве 143 человек, не произведен расчет нормативной численности производственного и административно-управленческого персонала, методика исчисления ЛенРТК в экспертном заключении не приведена, тогда как согласно требования к содержанию экспертного заключения, изложенным в пункте 23 Правил регулирования, экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в частности, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов. При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).

Нельзя признать состоятельным вывод ЛенРТК в экспертном заключении о том, что размер заработной платы не превышает величину среднемесячной заработной платы, рассчитанной по отраслевому тарифному соглашению на 2019-2021 годы, принимая во внимание, что МП «ВПЭС» не является участником Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики «Энергетическая работодательская ассоциация России», Общественной организацией "Всероссийский Электропрофсоюз» 21 декабря 2018 года.

Так, согласно пункту 1.2 указанного Отраслевого тарифного соглашения, оно действует в отношении работодателей:

- являющихся членами Ассоциации "ЭРА России";

- не являющихся членами Ассоциации "ЭРА России", но уполномочивших Ассоциацию участвовать от их имени в коллективных переговорах и заключить Соглашение;

- являющихся членами других объединений работодателей в соответствии с соглашениями о присоединении к нормам настоящего Соглашения, которые подписаны Сторонами Соглашения и этими объединениями работодателей;

- присоединившихся к настоящему Соглашению после его заключения в порядке, установленном разделом 10 настоящего Соглашения.

Перечень организаций, на которых распространяется действие настоящего Соглашения, приведен в Реестре участников Соглашения (Приложение N 1 к Соглашению) - неотъемлемой составляющей Соглашения.

В соответствии с положениями статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в Приложении N 1, а также выборных работников профсоюзных организаций ВЭП, действующих в организациях, на которых распространяется настоящее соглашение.

Возможность присоединиться к отраслевому тарифному соглашению в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 48 ТК РФ, в рассматриваемом случае не распространяется на Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы, поскольку руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, не реализовано право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению (Письмо Роструда от 22.01.2019 N 191-ТЗ «Уведомление о регистрации Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы»).

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца в данной части, поскольку административным ответчиком не доказана законность произведенных им расчетов по статье расходов «Затраты на оплату труда». С учетом допущенных ЛенРТК нарушений в расчете расходов на оплату труда, размер затрат на страховые взносы, производный от размера фонда оплаты труда, также является неверным.

Также суд находит заслуживающими внимание доводы административного истца о необоснованном расчете ЛенРТК расходов по статье «Работы и услуги непроизводственного характера», по которой ЛенРКТ приняты расходы в сумме 1963,37тыс.руб., что ниже предложения МП ВЭС» на 4144,12тыс. руб.

Из экспертного заключения следует, что расчет производился ЛенРТК исходя из затрат МП «ВПЭС» фактически понесенных последним в 2018 год и за девять месяцев 2019 года.

Так, в частности расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности МП «ВПЭС» предусмотрены затраты в размере 465,54 тыс. руб., в том числе по статье «молоко» 14,84 тыс. руб., по статье «литература, пособия по охране труда» 39,53 тыс.руб., по статье «медосмотр, мед.услуги» 411,17 тыс.руб.

ЛенРТК приняты затраты МП «ВПЭС» в размере 233,83 тыс.руб., а именно по статье «молоко» 4,27 тыс. руб., по статье «литература, пособия по охране труда» 9,56 тыс.руб., по статье «медосмотр, мед.услуги» 220,00 тыс.руб., исходя из фактических расходов за девять месяцев 2019 года и ИПЦ на 2020 год. При этом ЛенРТК были определены фактические расходы МП «ВПЭС» за 2018 год в размере 406,06 тыс. руб. (по статье «молоко» 14,84 тыс. руб., по статье «литература, пособия по охране труда» 19,32 тыс.руб., по статье «медосмотр, мед.услуги» 380,71 тыс.руб.), а за девять месяцев 2019 года - 171,72 тыс. руб. (по статье «молоко» 3,11 тыс. руб., по статье «литература, пособия по охране труда» 6,96 тыс.руб., по статье «медосмотр, мед.услуги» 161,65 тыс.руб.).

Между тем в экспертном заключении отсутствует обоснование недопустимости учета в расчетах фактических затрат административного истца понесенных в 2018 году.

При этом, как следует из экспертного заключения ЛенРТК, при расчете расходов по статье «Другие прочие подконтрольные расходы» были учтены фактические расходы МП «ВПЭС» за девять месяцев 2019 года с ИПЦ 2020 г., а также фактические расходы за 2018 года с применением ИПЦ 2019, 2020 годов, в частности: по статье «схема электроснабжения», «нотариальные услуги», «сбор, вывоз, размещение отработанного масла», «бланки, канцтовары», «создание сертификата ключа» учтены фактические расходы за девять месяцев 2019 года с ИПЦ 2020 года, а для статей «регистрация доменного имени», «почтовые расходы» учтены фактические расходов 2018 года с применением ИПЦ 2019, 2020 годов.

Также ЛенРТК производился расчет с учетом фактических расходов за девять месяцев 2019 года с ИПЦ 2020 года в отношении расходов по статьям «Работы и услуги производственного характера, «Расходы на услуги коммунального хозяйства», «Расходы на информационные услуги», однако по статье «Расходы на охрану и пожарную безопасность» учтены фактические расходы 2018 год с применением ИПЦ в соответствии с прогнозом социально-экономического развития на 2019-2020 гг. (для 2019 года - 1,047, для 2020 года - 1,03).

В этой связи вопреки доводам административного ответчика применение ЛенРТК в расчетах в одних случаях фактических данных за девять месяцев 2019 года, а в других - фактические данных за 2018 год без какого-либо обоснования такого подхода не может быть признано правильным с учетом требований п. 23 Правил регулирования.

Между тем суд не может согласиться с доводами административного истца о необоснованном исключении ЛенРТК из состава подконтрольных расходов - расходов на добровольное медицинское страхование (ДМС) в размере 2 464,20 тыс. руб. и в данной части находит состоятельными доводы административного ответчика.

Так, в соответствии с подп. 8 п. 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на страхование основных производственных фондов, относящихся к регулируемому виду деятельности, а также основного промышленного персонала, занятого в осуществлении регулируемого вида деятельности.

МП «ВПЭС» считает, что расходы на ДМС являются обязательными для административного истца, исходя из положений Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы, и предусматривающими в п.8.5.4 включение в состав иных расходов (средств) работодателя, связанных с производством и реализацией продукции и услуг, взносов по договорам добровольного личного страхования, оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников.

Вместе с тем, как установлено судом, МП «ВПЭС» не является участником Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы, соответственно, требования, установленные таким соглашением, не распространяют свое действие на МП «ВПЭС», являются не обязательными, в связи с чем могут приниматься последним исключительно на добровольной основе, принимая во внимание, что добровольное медицинское страхование - форма страхования, возникающая на основе добровольно заключаемых договоров страхования между страхователем и страховщиком, обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации работники имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования, а предоставление услуг ДМС является исключительно инициативой работодателя.

Учитывая, что МП «ВПЭС» не представлено документального подтверждения необходимости несения расходов на ДМС для ведения регулируемой деятельности, ЛенРТК пришел к правильному выводу о необоснованности таких затрат административного истца и правомерно на основании п. 7 Основ ценообразования исключил из состава подконтрольных расходов - расходы административного истца на ДМС.

Также судом подлежат отклонению и доводы административного истца о необоснованном исключении ЛенРТК из состава подконтрольных расходов взносов в СРО в размере 177,84 тыс. руб.

МП «ВПЭС» считает, что исключение указанных расходов не соответствует п.п. 5, 16 Основ ценообразования, пунктом 23 Правил государственного регулирования, ссылаясь на то, что необходимость данных расходов обусловлена обязанностью МП «ВПЭС» как территориальной сетевой организации по исполнению условий договоров в части осуществления мероприятий по технологическому присоединению, в максимально сжатые сроки выполнение работ по строительству и реконструкция электросетевых объектов хозяйственным способом, в этой связи МП «ВПЭС» должно являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. МП «ВПЭС» является членом Ассоциации СРО «РСО» и обязано вносить вступительные и членские взносы.

Между тем согласно ст. 3 Закона об электроэнергетике, субъектами оптового рынка признаются юридические лица, получившие в установленном порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона об электроэнергетике функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка обеспечивает, в частности, саморегулируемая организация - совет рынка. Советом рынка является некоммерческая организация, которая образована в форме некоммерческого партнерства и объединяет на основе членства субъектов электроэнергетики и крупных потребителей электрической и тепловой энергии.

Частью 10 ст. 33 Закона об электроэнергетике установлено, что в целях обеспечения равных условий для всех участников оптового рынка, деятельность совета рынка регулируется уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами оптового рынка, а для субъектов оптового рынка - участников обращения электрической энергии и организаций коммерческой и технологической инфраструктур устанавливается обязательное членство в совете рынка.

Исходя из вышеуказанных норм права, для субъектов оптового рынка установлена обязательность членства в некоммерческом партнерстве совете рынка.

В этой связи расходы на оплату членских взносов в иную некоммерческую организацию, в частности, СРО «РСО», не могут быть признаны экономически обоснованными, вследствие чего ЛенРТК обоснованно исключил из состава подконтрольных расходов взносы административного истца в СРО в размере 177,84 тыс. руб.

При этом суд отмечает, что требование по самостоятельному осуществлению хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по передаче электрической энергии, проектирования и строительства электросетевых объектов действующим законодательством не предусмотрено. Такие хозяйствующие субъекты вправе заключать в указанных целях соответствующие гражданско-правовые договоры со специальными организациями.

Соответственно, участие в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства МП «ВПЭС» для осуществления им деятельности по передаче электрической энергии не требуется.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая выводы суда о неправильном исчислении ЛенРТК базового уровня подконтрольных расходов МП «ВПЭС» на 2020 год с нарушением п. 10 Методических указаний N 421-э, несоответствии в оспариваемой части Приказа № 747-п требованиям пунктов 23 и 28 Правил регулирования, что выразилось в отсутствии в экспертном заключении и в протоколе заседания правления полного анализа экономического обоснования расходов МП «ВПЭС», то суд приходит к выводу о наличий оснований для удовлетворения административных исковых заявлений о признании недействующим Приказа № 747-п в части указанного в приложение 3 базового уровня подконтрольных расходов МП «ВПЭС» в размере 89,14 млн. руб.

Проверяя оспариваемый Приказ № 665-п на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Приказом № 665-п признан утратившим силу с 1 января 2021 года Приказ № 747-п, при этом в приложении 3 Приказа № 665-п приведены сведения о размере базового уровня подконтрольных расходов МП «ВПЭС» 89,14 млн. руб., установленного с 2020 года.

Вместе с тем, поскольку судом установлено несоответствие Приказа № 747-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в части установления базового уровня подконтрольных расходов МП «ВПЭС» в размере 89,14 млн. на 2020 год, суд приходит к выводу о том, что установление новым нормативным правовым актом (Приказом № 665-п), регулирующим правоотношения по установлению тарифов по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, в том числе для МП «ВПС», и определяющим базовый уровень подконтрольных расходов МП «ВПЭС» в размере 89,14 млн. руб., начиная с 2020 года, также влечет, в рамках ст.215 КАС РФ, признание судом недействующим данного Приказа № 665-п в части указанного в приложении 3 базового уровня подконтрольных расходов МП «ВПЭС» 89,14 млн. руб.

Между тем по состоянию на 30 декабря 2020 года, то есть на момент принятия Приказа № 665-п, у Лен РТК не имелось оснований для использования при определении НВВ МП «ВПЭС» иного базового уровня подконтрольных расходов, кроме как установленного Приказом № 747-п.

Так, согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

В соответствии с положениями пункта 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, в том числе на основании такого долгосрочного параметра регулирования, как базовый уровень подконтрольных расходов.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 данного документа.

Пунктом 38 Основ ценообразования, пунктом 6 Методических указаний № 98-э к долгосрочным параметрам регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются, отнесен базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами.

В этой связи признание в рамках настоящего административного дела недействующими оспариваемых актов в части базового уровня подконтрольных расходов само по себе может являться основанием считать установление ЛенРТК НВВ МП «ВПЭС» на 2021 год в экономически необоснованном размере.

При этом административный истец не лишен возможности в силу абз. десятого п. 7 Основ ценообразования заявить к учету недополученные в НВВ на 2021 год подконтрольные расходы для включения их в необходимую валовую выручку при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующим органом в последующих периодах регулирования.

Между тем заслуживают внимание доводы административного истца о необоснованном отказе ЛенРТК учесть в составе НВВ «МП «ВПЭС» расходы на меры по снижению уровня потерь в сетях предприятия на 2021 год в сумме 9254,51 тыс.руб. согласно заключенному договору с ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 данного документа, осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом приведенных в данном пункте факторов.

Согласно пунктам 16 - 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования определяется по формулам, приведенным в пункте 11 Методических указаний (в редакции Приказа ФАС России от 01.09.2020 N 804/20)

Указанный п. 11 Методических указаний содержит две формулы расчета необходимой валовой выручки: на базовый (первый) год долгосрочного периода регулирования (формула 1) и на год долгосрочного периода регулирования, отличный от базового (первого) (формула 2).

Для МП «ВПЭС» определен долгосрочный период регулирования с 2020 по 2024 годы

Поскольку для МП «ВПЭС» 2021 год является вторым годом последующего долгосрочного периода регулирования, расчет необходимой валовой выручки подлежал определению по формуле 2. Данная формула содержит в частности составляющую: Y1 - планируемые на период регулирования, соответствующий году i, расходы, признанные регулирующим органом экономически обоснованными, на выполнение, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона электроэнергетике, обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям, определяемые до завершения долгосрочного периода регулирования, на который базовый уровень подконтрольных расходов устанавливался до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2020 г. N 246 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (тыс. руб.)

В соответствии с п. 5 ст. 37 Закона об электроэнергетике коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.

В соответствии с ч. 3 ст. 23.2 Закона об электроэнергетике, расходы сетевой организации, понесенные ею для исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона, подлежат включению в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

Положения, предусмотренные п. 5 ст. 37 Закона об электроэнергетике, вступили в силу с 01 июля 2020 года согласно ст. 5 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации».

В целях обеспечения коммерческого учета электрической энергии МП «ВПЭС» заключен с ООО «<данные изъяты>» агентский договор от 14 июля 2020 года № 12/2020, в соответствии с условиями которого последнее принимает на себя обязательства по выполнению от имени, по поручению и за счет МП «ВПЭС», вытекающих из статуса сетевой организации во всей зоне деятельности МП «ВПЭС», как сетевой организации:

проведение процедуры согласования мест установки приборов учета, схем подключения приборов учета и иных компонентов измерительного комплекса и систем учета электрической энергии, а также метрологических характеристик приборов учета, выдача технических условий и согласование технической документации на организацию коммерческого учета электроэнергии; осуществление допуска в эксплуатацию приборов учета потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на рынках электроэнергии, смежных сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (или опосредованное присоединение) с объектами электросетевого хозяйства принципала, результаты допуска оформлять актами;

проведение контрольных снятий показаний приборов учета у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, исполнителей коммунальных услуг и иных потребителей, гарантирующих поставщиков, смежных сетевых организаций по заявкам принципала (количество не может превышать 20 точек учета в месяц);

проведение плановых проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, исполнителями коммунальных услуг и иными потребителями условий заключенных договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии в части учета электроэнергии;

проведение внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, исполнителей коммунальных услуг и иных потребителей, гарантирующих поставщиков по точкам приема в сеть принципала, указанным в приложении № 1 к договору, по заявкам принципала, смежной сетевой организации (количество не может превышать 10 точек учета в месяц).

Возложение на ООО «<данные изъяты>» в рамках обязательственных правоотношений по указанному договоре обязанностей сетевой организации МП «ВПЭС» корреспондирует обязанностям последнего, предусмотренных п. 5 ст. 37 Закона об электроэнергетике и регламентированных Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Из содержания экспертного заключения тарифного органа следует, что ЛенРТК в полном объеме не согласовывает в составе НВВ на 2021 год указанных расходов по статье «Прочие расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток», поскольку при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку на базовый 2020 год, ЛенРТК определил размер фонда оплаты труда с учетом фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования. Следовательно, в составе подконтрольных расходов на 2020 год учтены расходы на оплату труда персонала, выполняющего обязанности по обеспечению коммерческого учета электрической энергии. При этом сослался на то, что МП «ВПЭС» не представило сравнительный анализ выполнения данных работ собственным персоналом и подрядным способом.

Между тем определение в 2019 году Лен РТК размера фонда оплаты труда в составе подконтрольных расходов на 2020 год, вопреки доводам последнего, явно не свидетельствует об учете соответствующих обязанностей МП «ВПЭС», как сетевой организации, возникших у последней только с 01 июля 2020 года. При этом именно на ЛенРТК лежит обязанность по проведению анализа обоснованности заявленных расходов, который в рассматриваемом случае в нарушение положений пункте 23, 28 Правил регулирования отсутствует.

Относительно доводов административного истца о необоснованном принятии ЛенРТК расходов МП «ВПЭС» по статье «Расходы на оплату технологического присоединения к сетям ССО» в сумме 93,04 тыс.руб. без учета расходов по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ,заключенному между МП «ВПЭС» и ПАО «Ленэнерго», суд находит их несостоятельными.

Так, из указанного договора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что его предметом является осуществление мероприятий по технологическому присоединению жилых домов ООО «<данные изъяты>», расположенных в Санкт-Петербурге.

Таким образом, деятельность МП «ВПЭС» в рамках указанного договора связана с передачей электрической энергии на территории Санкт-Петербурга.

Вместе с тем, как следует из оспариваемого Приказа № 565-п, данный нормативный правовой акт регулирует отношения по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области.

В этой связи ЛенРТК обоснованно отказало во включении расходов по такому договору в тарифы на услуги по передачи электрической энергии на территории Ленинградской области, по мотиву их несения МП «ВПЭС» в связи с осуществлением мероприятий по технологическому присоединению энергопримающих устройств на территории Санкт-Петербурга.

Учитывая указанные выше выводы суда, Приказ № 665-п в части указания в таблице 1 приложения 1 размера МП «ВПЭС» и в части указания в приложении 4 размера НВВ «МП»ВПЭС» на 2021 год - 169401,76 тыс.руб. не соответствует законодательству в сфере электроэнергетики, нарушает права, законные интересы административного истца, в связи с чем подлежит признанию судом в данной части недействующим.

Доводы административного ответчика о наличии правовых оснований для прекращения производства по административному исковому заявлению МП «ВПЭС» в части требований, связанных с признанием недействующим Приказа № 665-п, по мотиву отсутствия в действиях предприятия по оспариванию величины необходимой валовой выручки экономического интереса, не могут быть признаны судом состоятельными, принимая во внимание, что Приказ № 665-п в оспариваемой его части, как установлено судом, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы административного истца, указанный нормативный правовой акт не был отменен, в связи с чем оснований, установленных КАС РФ для прекращения производства по делу, не имеется.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 Постановления от 25.12.2018 № 50, приходит к выводу о признании недействующими в оспариваемой части Приказ № 747-п и Приказ № 665-п со дня их принятия.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, об установлении (изменении) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, во исполнение вступившего в законную силу решения суда в месячный срок со дня вступления в силу решения суда.

Как указано в п.33(1) Правил регулирования, в случае признания судом в текущем периоде регулирования решения регулирующего органа об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования в этом периоде регулирования не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части, регулирующий орган во исполнение указанного судебного решения обязан в течение 20 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее решение, признанное недействующим полностью или в части. Указанное решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее в текущем периоде регулирования решение, признанное недействующим полностью или в части, вступает в силу со дня отмены решения, признанного недействующим полностью или в части.

Поскольку обязанность ЛенРТК принять новый нормативный правовой акт, заменяющий оспариваемые нормативные правовые акты, в части признанной судом недействующим, вытекает из требований законодательства о тарифном регулировании, то оснований для вынесения судебного решения в этой части не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые заявления муниципального предприятия «Всеволожское предприятие электрических сетей» удовлетворить.

Признать недействующим с даты принятия приказ комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области от 27 декабря 2019 года № 747-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2020 год» в части указанного в приложение 3 базового уровня подконтрольных расходов муниципального предприятия «Всеволожское предприятие электрических сетей» в размере 89,14 млн. руб.

Признать недействующим с даты принятия приказ комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области от 30 декабря 2020 года № 665-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год» в части указанного в приложении 3 базового уровня подконтрольных расходов муниципального предприятия «Всеволожское предприятие электрических сетей» в размере 89,14 млн. руб., в части указания в таблице 1 приложения 1 размера необходимой валовой выручки муниципального предприятия «Всеволожское предприятие электрических сетей» - 169401,76 тыс.руб., в части указания в приложении 4 размера необходимой валовой выручки муниципального предприятия «Всеволожское предприятие электрических сетей» на 2021 год - 169401,76 тыс.руб.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежали опубликованию оспоренные нормативные правовые акты.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья В.А. Боровской

Решение в окончательной форме изготовлено 28 октября 2021 года.