НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 09.07.2018 № 3А-104/18

Дело № 3а-104/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 9 июля 2018 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шадриной Е.В.,

при секретаре Гринь Н.В.,

с участием прокурора Капсамун И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Снеткова Андрея Владимировича о признании недействующим решения совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 10 апреля 2018 г. № 40 «О внесении изменений в решение совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 27 декабря 2017 г. № 17 «Об утверждении Перечней должностей и Положения о порядке формирования фонда оплаты труда в органах местного самоуправления муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области в новой редакции»,

установил:

27 декабря 2017 г. советом депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (далее также – Совет депутатов) принято решение № 17 «Об утверждении Перечней должностей и Положения о порядке формирования фонда оплаты труда в органах местного самоуправления муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области в новой редакции», которое опубликовано на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет http://www.telmana.info.

Тем же решением утверждено три приложения: № 1 «Положение о порядке формирования фонда оплаты труда в органах местного самоуправления муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (новая редакция)»,
№ 2 «Перечень должностей в органах местного самоуправления муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области» и № 3 «Размеры ежемесячных надбавок к должностному окладу за классный чин муниципального служащего муниципального образования в Ленинградской области в соответствии с должностями муниципальной службы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области».

Решением Совета депутатов от 10 апреля 2018 г. № 40 (далее также – Решение № 40), опубликованным на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет http://www.telmana.info, в названный документ внесены изменения: часть 1 Перечня муниципальных должностей Совета депутатов «Перечень муниципальных должностей в Совете депутатов» приложения № 2 дополнена наименованием должности «депутат» и размером ежемесячного денежного вознаграждения в размере 9051 руб.

Снетков А.В., проживающий в пос. Тельмана Тосненского района Ленинградской области, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании Решения № 40 незаконным и недействующим, ссылаясь на его противоречие статье 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопреки требованиям которой оспариваемое решение не было официально опубликовано, следовательно, в силу не вступило и применяться не может. Несмотря на то, что положения частей 3 и 6 статьи 42 устава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (далее
также – муниципальное образование, поселение) позволяют размещение на сайте www.telmana.info муниципальных нормативных правовых актов, опубликование акта на этом сайте не может считаться его официальным опубликованием, поскольку данный сайт не зарегистрирован в установленном Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.
№ 2124-1 «О средствах массовой информации» порядке в качестве средства массовой информации. Официальное средство массовой информации поселения, размещённое по электронному адресу www.тельмана47.рф, учреждено решением Совета депутатов от 4 сентября 2015 г. № 161 «Об учреждении средства массовой информации в виде сетевого издания www.тельмана47.рф», а газета «Тосно Time», также являющаяся официальным источником опубликования муниципальных правовых актов поселения, зарегистрирована управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу 27 июня 2013 г. Однако ни в сетевом издании www.тельмана47.рф, ни в газете «Тосно Time», оспариваемое решение не публиковалось. Следовательно, при принятии Решения № 40 не соблюдены правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Совет депутатов в письменных возражениях указал, что оспариваемое административным истцом решение принято представительным органом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных ему полномочий, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

В судебном заседании представитель административного истца Тимофеев Ю.А. административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель Совета депутатов и главы муниципального образования Дорожкин В.В., придерживаясь правовой позиции, изложенной в письменных возражениях, просил в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав объяснения представителя административного истца Тимофеева Ю.А., представителя Совета депутатов Дорожкина В.В., заключение прокурора Ленинградской областной прокуратуры Капсамун И.С., полагавшей, что в удовлетворении административного иска должно быть отказано, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении).

В пунктах 1 и 2 части 1, частях 2 и 3 статьи 43 Закона о местном самоуправлении предусмотрено, что устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные правовые акты представительного органа местного самоуправления входят в систему муниципальных правовых актов. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по иным вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено данным Законом.

Согласно частям 1 и 3 статьи 47 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НалоговымкодексомРоссийской Федерации. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральнымзаконом.

В пункте 2 части 4 статьи 36 Закона о местном самоуправлении указано, что глава муниципального образования подписывает и обнародует нормативные правые акты, принятые представительным органом муниципального образования, в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Уставом муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, утверждённым решением Совета депутатов от 23 декабря 2015 г. № 177 (далее – Устав), определено, что Совет депутатов, состоящий из 15 депутатов, является представительным органом поселения. Совет депутатов решает вопросы, отнесённые к его компетенции, на заседаниях (пункт 1 статьи 18, части 1 и 7 статьи 21).

Совет депутатов по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает муниципальные правовые акты в виде решений (часть 5 статьи 23 Устава).

Решения Совета депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов (часть 5 статьи 41 Устава).

Муниципальные правовые акты, принятые Советом депутатов, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом, глава муниципального образования (пункт 2 статьи 27, часть 6 статьи 41 Устава).

Муниципальный правовой акт муниципального образования считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объёме (кроме сведений, составляющих охраняемую законом тайну) в любом из следующих источников: официальном муниципальном средстве массовой информации муниципального образования – в сетевом издании «тельмана47.рф», размещённом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.тельмана47.рф; на официальном сайте муниципального образования, размещённом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.telmana.info; в печатном средстве массовой информации – газете «Тосно Time» (часть 3, а фактически – 2 статьи 42 Устава).

Датой официального опубликования муниципального правового акта муниципального образования считается: дата первого размещения правового акта в полном объёме в сетевом издании «тельмана47.рф» и на официальном сайте муниципального образования, размещённом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.telmana.info; дата выхода в свет очередного номера выпуска печатного издания «Тосно Time», в котором этот муниципальный акт был впервые опубликован в полном объёме (часть 6 статьи 42).

В силу части 3 статьи 34 Закона о местном самоуправлении порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В пункте 4 части 1 статьи 44 Закона о местном самоуправлении предусмотрено, что структура и порядок формирования органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

Согласно частям 3, 5 статьи 40 Закона о местном самоуправлении полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов от установленной численности представительного органа местного самоуправления.

Частью 6 статьи 24 Устава определено, что депутаты Совета депутатов осуществляют свои полномочия на непостоянной и постоянной основе.

Из приведённых норм следует, что решение вопроса об исполнении тем или иным депутатом своих полномочий на постоянной основе относится к компетенции представительного органа муниципального образования, равно как и вопрос об оплате вознаграждения депутату, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, входящий в понятие иных вопросов, является полномочием Совета депутатов.

Принятие Советом депутатов решения об исполнении тем или иным депутатов Совета депутатов своих полномочий на постоянной основе является основанием для исполнения этим лицом полномочий на постоянной основе и, соответственно, основанием для выплаты этому лицу (депутату) соответствующего вознаграждения.

Таким образом, оспариваемое Решение № 40 принято Советом в соответствии с компетенцией, установленной Законом о местном самоуправлении и Уставом.

Из протокола заседания Совета депутатов от 10 апреля 2018 г. за принятие Решения № 40 проголосовало 12 из 14 присутствующих депутатов, то есть решение принято правомочным составом.

Решение № 40 подписано главой муниципального образования и официально опубликовано в полном объёме на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет www.telmana.info.

С утверждением представителя административного истца Тимофеева Ю.А. о том, что указанный сайт является сайтом администрации поселения, суд согласиться не может, поскольку оно не основано на части 3 (2) статьи 42 Устава.

Суд также находит несостоятельными доводы административного истца о том, что Решение № 40 могло быть опубликовано только на сайте www.тельмана47.рф или в газете «Тосно Time», поскольку сайт www.telmana.info также установлен Уставом в качестве официального источника опубликования муниципальных правовых актов.

Кроме того, представленными административным ответчиком фотоматериалами подтверждается, что в здании администрации муниципального образования оборудовано рабочее место для обеспечения доступа населения к информации о деятельности муниципального образования и ознакомления с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Следовательно, в поселении созданы условия, обеспечивающие возможность подключения неограниченному кругу лиц к сети «Интернет» в целях гарантирования открытости и доступности сведений о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования.

Сравнительный анализ Решения № 40 с действующим законодательством позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемое правовое регулирование не противоречит федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

В связи с этим, Снеткову А.В. в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать.

Что касается требования административного истца о признании Решения № 40 незаконным, то у суда отсутствуют основания считать, что данное требование является самостоятельным административным исковым требованием. Иное бы противоречило главе 21 «Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов» Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не соответствовало пункту 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Снеткову Андрею Владимировичу в удовлетворении административных исковых требований о признании недействующим решения совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 10 апреля 2018 г. № 40 «О внесении изменений в решение совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 27 декабря 2017 г. № 17 «Об утверждении Перечней должностей и Положения о порядке формирования фонда оплаты труда в органах местного самоуправления муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области в новой редакции» отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.

Судья Е.В.Шадрина

Решение принято в окончательной форме 26 июля 2018 г.