НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 05.07.2022 № 7-669/2022

Дело № 7-669/2022

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 05 июля 2022 года

Судья Ленинградского областного суда Туманова О.В.,

при секретаре Курагине А.В.,

рассмотрев жалобу защитника ООО «ММ-Ефимовский» на постановление начальником Восточного межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, государственным лесным инспектором Ленинградской области от 15.02.2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.25 КоАП РФ и решение судьи Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 20.05.2022,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением от 15.02.2022, вынесенным начальником Восточного межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, старшим государственным лесным инспектором Ленинградской области Николаевой Л.В., ООО «ММ-Ефимовский» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ, за то, что 23.02.2021 в 00 часов 01 мин. при проведении лесосечных работ в квартале 11 выдел 7 (лесосека , площадь 8,7 га) Озеревского участкового лесничества Бокситогорского лесничества произвело оставление не вырубленных деревьев (порода - осина), подлежащих рубке при проведении сплошных рубок спелых и перестойных лесных насаждений, не в соответствии с нормами, установленными Лесохозяйственным регламентом Бокситогорского лесничества (2018), а также не в соответствии с заявленной лесной декларацией от 11.02.2020, чем нарушило п. 4, 11, 16 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 .

Решением судьи Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 20.05.2022 постановление должностного лица оставлено без изменения.

В установленный законом срок защитником, подана жалоба на приведенные постановление и решения судьи, с указанием на наличие оснований для их объединения с материалами дел об административном правонарушении , и назначения административного наказания по правилам ч. 1 ст. 4.4. КоАП РФ.

Защитник в судебное заседание явился, доводы жалоб поддержал в полном объеме.

Представитель комитета государственного экологического надзора Ленинградской области в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, полагая, что осмотры, произведенные лесничим участкового лесничества, по результатам которых выявлены нарушения правил заготовки древесины, не являются контрольными (надзорными) мероприятиями в ходе осуществления государственного контроля (надзора), а, следовательно, положения ч. 5 ст. 4.4. КоАП РФ к данным правоотношениям не подлежат применению.

Выслушав защитника, представителя комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела об административном правонарушении, ООО «ММ-Ефимовский» осуществляет использование лесов по договору аренды лесного участка от 25.05.2010 в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утверждённую распоряжением комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 26.12.2018 по заявленной лесной декларации от 11.02.2020 (период использования с 23.02.2020 по 22.02.2021).

Должностным лицом Бокситогорского участкового лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес» в соответствии с порядком осмотра лесосек (приложение ) к приказу Минприроды России от 27.06.2016 по окончанию действия лесной декларации в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ был произведён осмотр места рубки: лесосека (площадь - 8,7 га) в выделе 7 квартала 11 Озеревского участкового лесничества Бокситогорского лесничества.

По результатам осмотра должностным лицом Бокситогорского лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес» составлен Акт осмотра лесосеки от 13.05.2021. В Акте осмотра лесосеки зафиксировано, что юридическим лицом - ООО «ММ-Ефимовский» оставлены на лесосеке деревья (порода – Осина, ольха серая) подлежащие рубке в количестве 2050 штук в объёме 750 м. куб.

Данный факт лицом, привлекаемым к административной ответственности, не оспаривался.

Оставленные на лесосеке деревья не являются жизнеспособными деревьями ценных древесных пород, а также деревьями, кустарниками и лианами, занесёнными в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу Ленинградской области.

Согласно лесной декларации от 11.02.2020 (период использования с 23.02.2020 по 22.02.2021) юридическим лицом - ООО «ММ-Ефимовский» заявлено проведение сплошной рубки на лесосеке в объёме 1960 м. куб., однако, согласно отчёта об использовании лесов за январь – март 2021 года, размещённого в Единой государственной автоматизированной системе учёта древесины и сделок с ней, на лесосеке произведена рубка древесины в общем объёме 1210 м. куб., что также подтверждается Актом осмотра лесосеки. Таким образом, юридическим лицом произведена рубка не в соответствии с заявленной лесной декларацией.

03.02.2022 в отношении ООО «ММ-Ефимовский» составлен протокол об административном правонарушении Д по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ.

Постановлением от 15.02.2022, вынесенным начальником Восточного межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, старшим государственным лесным инспектором Ленинградской области Николаевой Л.В., ООО «ММ-Ефимовский» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

Положениями ч.1 ст.8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе и юридических лиц, за нарушение правил заготовки древесины.

Согласно ч.9 ст.29 Лесного кодекса РФ правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу части 3 статьи 16 Лесного Кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Приказом Минприроды России от 01.12.2020 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Правила).

В соответствии с п. 4 Правил, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).

В соответствии с п. 16 Правил, при заготовке древесины в целях повышения биоразнообразия лесов на лесосеках могут сохраняться отдельные деревья в любом ярусе и их группы (старовозрастные деревья, деревья с дуплами, гнездами птиц, а также потенциально пригодные для гнездования и мест укрытия мелких животных).

Перечни объектов биоразнообразия и размеры буферных зон для конкретного лесничества, лесопарка указываются в лесохозяйственном регламенте лесничества, лесопарка.

В соответствии со ст. 87 Лесного Кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества; лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.

В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.02.2017 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.05.2011 «Об утверждении порядка исчисления расчётной лесосеки» и на основании Положения о комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утверждённого постановлением Правительства Ленинградской области от 31.06.2014 - Приказом Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 26.11.2018, утверждён Лесохозяйственный регламент Бокситогорского лесничества Ленинградской области на срок с 19.12.2018 по 18.12.2028 (действующий на момент окончания срока действия лесной декларации).

Лесохозяйственный регламент содержит свод нормативов и параметров комплексного освоения лесов применительно к территории, лесорастительным условиям лесничества, определяет правовой режим лесов.

Согласно Лесохозяйственного регламента Бокситогорского лесничества (2018), раздела 1.1.6.2. «Мероприятия по сохранению биоразнообразия в лесничестве» может быть достигнуто путём сохранения в целях повышения биоразнообразия лесов на лесосеках отдельных ценных деревьев в любом ярусе и их групп (старовозрастные деревья, деревья с дуплами, гнездами птиц, а также потенциально пригодные для гнездования и мест укрытия мелких животных и т.п.).

В соответствии с таблицей 1.5.3 «Ключевые элементы ландшафта» Лесохозяйственного регламента Бокситогорского лесничества (2018), по объекту «старовозрастные деревья и их куртины, компактные биологически ценные участки» - сохранение деревьев (точечные объекты) обеспечивается только в виде единичных деревьев не более 3 штук на гектар.

Таким образом, в соответствии с нормами, установленными Лесохозяйственным регламентом Бокситогорского лесничества (2018), действующего на момент окончания срока действия лесной декларации предельное количество единичных крупных старовозрастных деревьев, оставляемых в качестве биотопов не должно превышать 3 штуки на гектар.

Учитывая требования п. 4, 16 Правил и вышеизложенные положения Лесохозяйственного регламента Бокситогорского лесничества, при площади лесосеки 8,7 га, количество оставленных деревьев не должно было превышать 26 штук.

Согласно пунктов 14, 15 Правил при заготовке древесины на лесосеках не допускается рубка жизнеспособных деревьев ценных древесных пород (дуба, бука, ясеня, кедра, липы, граба, ильма, ольхи черной, каштана посевного), произрастающих на границе их естественного ареала (в случаях, когда доля площади насаждений с долей соответствующей древесной породы в составе лесов не превышает одного процента от площади лесничества).

Подлежат сохранению деревья, кустарники и лианы, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, в Красные книги субъектов Российской Федерации.

Оставление на лесосеках отдельно стоящих перестойных деревьев осины, утративших свои средообразующие, оздоровительные и иные полезные функции, создает трудности для работы специальной техники при лесовосстановительных мероприятиях, а также создает опасность возникновения ветровала и бурелома, очагов вредных организмов, повышает вероятность возникновения лесных пожаров, то есть создает угрозу санитарной и пожарной безопасности лесов. Также при оставлении отдельно стоящих перестойных деревьев осины увеличивается вероятность зарастания разработанной лесосеки мягколиственными малоценными молодняками.

Факт совершения юридическим лицом вышеуказанного нарушения правил заготовки древесины не оспаривается лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену обжалуемых актов в ходе производства по делу об административном правонарушении, не допущено.

Судом обоснованно отклонено ходатайство защитника об объединении в одно производство материалов дел о нарушениях правил заготовки древесины, выявленных на территории Озеревского участкового лесничества Бокситогорского лесничества.

В соответствии с ч. 5 ст. 4.4. КоАП РФ, введенной в действие Федеральным законом от 23.03.2022 N 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, 26.04.2021 лесничим Озеревского участкового лесничества определено провести проверку соблюдения условий договора аренды -З по лесным декларациям от 21.11.2019, 1-2020 от 21.11.2019 и 2-2020 от 11.02.2020 в квартале 60 выдел 30, квартале 60 выдел 13, квартале 7 выделы 5,9,11,12 и квартале 11 выдел 7.

По результатам проведенных проверочных мероприятий составлен ДД.ММ.ГГГГ акт осмотра, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении /Д и вынесено оспариваемое постановление должностного лица.

В то же время, в основу постановлений /Д и /Д о привлечении ООО «ММ-Ефимовский» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, легли результаты проверочных мероприятий, определенных лесничим Озеревского участкового лесничества в извещении от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, нарушения правил заготовки древесины, которые легли в основу оспариваемого постановления и постановлений и выявлены в результате разных контрольных мероприятий, в связи с чем положения ч. 5 ст. 4.4 коАП РФ в настоящем случае не подлежат применению.

Вместе с тем усматриваю основания для изменения административного наказания, назначенного должностным лицом, исходя из следующего.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст.4.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Исходя из характера совершенного нарушения, его общественной опасности, наличия смягчающих обстоятельств в виде признания вины, полагаю справедливым назначить размер наказания в виде административного штрафа в минимальном размер от предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, в сумме 50 000 рублей.

Документального подтверждения обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО «ММ-«Ефимовский», а именно постановлений о привлечении к административной ответственности от 19.08.2021, от 13.07.2021, № от 10.08.2021 с отметкой об их вступлении в законную силу, материалы дела не содержат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7,30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление начальника Восточного межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, государственным лесным инспектором Ленинградской области от 15.02.2022 о привлечении ООО «ММ-Ефимовский» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, и решение Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 20.05.2022 изменить, назначить ООО «ММ-Ефимовский» наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12-30.15 КоАП РФ в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья О.В. Туманова

(Судья А.Г. Пименова)