45RS0010-01-2020-000298-39
Дело 2а-245/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р. п. Лебяжье 25 сентября 2020 года
Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Бесмельцева А.В., при секретаре Фадеевой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области (далее – Межрайонная ИФНС России №7 по Курганской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам. В обоснование административного иска указывается, что на налоговом учете в – Межрайонной ИФНС России №7 по Курганской области ФИО1 состоит в качестве налогоплательщика. Ответчик является собственником имущества указанного в налоговом уведомлении от 22 августа 2019 года №. Кроме того, ответчик являлась индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица. Двадцать шестого декабря 2017 года она утратила статус индивидуального предпринимателя. Прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей от осуществления такой деятельности, обязанности по уплате налога. Должнику были направлены требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, в том числе: от 28 февраля 2018 года №, от 26 марта 2018 года №, от 13 апреля 2018 года №, от 19 декабря 2019 года №.
Межрайонная ИФНС России № 7 по Курганской области обратилась с заявлением на выдачу судебного приказа к мировому судье судебного участка Лебяжьевского судебного района Курганской области о взыскании с ФИО1 задолженности в сумме <данные изъяты>. Мировым судьей судебного участка № 15 Лебяжьевского судебного Курганской области 14 апреля 2020 года был вынесен судебный приказ № 2a-695/2020 о взыскании с ФИО1 задолженности в сумме <данные изъяты>. Определением мирового судьи судебного участка № 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 07 мая 2020 года судебный приказ № 2a-695/2020 от 14 апреля 2020 года в связи с поступившими от должника возражениями отменен.
Административный истец просит взыскать с ФИО1 задолженность, которая на день предъявления административного искового составляет <данные изъяты>, из них: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере <данные изъяты> за 2018 год, по сроку уплаты 02 декабря 2019 года, пеня в размере <данные изъяты> за период с 03 декабря 2019 года по 18 декабря 2019 года. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог в размере <данные изъяты> за 2017 год, по сроку уплаты 15 января 2018 года.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом. Поступило ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В письменных пояснениях административный истец указал, что в соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщик налога на имущество физических лиц признаются лица, обладающие правом собственности на жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, объекты незавершенного строительства и иные налогооблагаемые здания, сооружения, помещения.
Расчет налога осуществлялся налоговыми органами на основании ставок налога, налоговой базы, налоговых вычетов, сведений о принадлежности объекта налогообложения и иных сведений, полученных налоговыми организациями, а также представленной заинтересованными лицами информации о налоговых льготах.
Определение ставок налога, установление дополнительных к предусмотренным статьям 403, 407 Кодекса налоговых льгот и налоговых вычетов относится к полномочиям представительных органов муниципальных образований.
Налоговая база определяется в отношении объекта налогообложения как его кадастровая (инвентаризационная) стоимость. Сведения о принадлежности и иных характеристиках объекта налогообложения (включая кадастровую/инвентаризационную стоимость) представляются в налоговые органы, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Сведения о зарегистрированных правах физических лиц на объекты недвижимого имущества поступают в налоговые органы в соответствии со ст. 85 Кодекса от государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию недвижимого имущества – из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области. Таким образом, внесение изменений в базу данных Инспекции по сведениям, поступающим не от регистрирующего органа, не предусмотрено.
При рассмотрении исчислений следует учесть, что на основании изменений в части исчисления налога на имущество физических лиц с 2016 года, в соответствии со ст. 378.2 Кодекса, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Объект с кадастровым номером № подпадает под условия, указанные выше. На основании распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 18 мая 2020 года № 339-р «Актуализированный перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курганской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год (в соответствии с распоряжением Департамента имущественных отношений Курганской области)», данный объект, включен в перечень объектов, по которым налог на имущество физических лиц исчисляется от кадастровой стоимости».
В соответствии с нормативно правовым актом представительного органа муниципального образования Решение № 120 от 11 ноября 2014 года «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Черемушкинского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области», налоговая ставка, в отношении объектов, налог по которым исчисляется в рамках статей 378.2 Кодекса, не установлена, и регламентирует только исчисление от инвентаризационной стоимости. На основании этого ставка определена в рамках пп. 2 п. 2 ст. 406 Кодекса.
В отношении объекта с кадастровым номером № ставка определена Решением № 120 от 11 ноября 2014 года, так как объект не внесен в перечень указанным выше распоряжением.
В соответствии с налоговым уведомлением № от 22 августа 2019 года по налогу на имущество физических лиц сумма начислений составила <данные изъяты>, с учетом переплаты в сумме <данные изъяты>, сумма к уплате <данные изъяты>. Квитанция, приложенная к возражению на административное исковое заявление № от 15 июля 2020 года, оплата налога на имущество физических лиц на сумму <данные изъяты> (<данные изъяты> (начисленная сумма) минус <данные изъяты> (оплаченная сумма) = <данные изъяты>, сумма, предъявленная в административном исковом заявлении.
Страховые вносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог в размере <данные изъяты> за 2017 год (данный налог ФИО1 рассчитывает сама и по представленным декларациям информация вносится в программный комплекс АИС Налог-3). Предъявленный в Требовании № от 28 февраля 2018 года, указан в строке данный налог № 1 по сроку уплаты - 15 ноября 2017 года на сумму <данные изъяты>, в строке № 2, по сроку уплаты -15 декабря 2017 года на сумму <данные изъяты>, в строке № 3 по сроку уплаты -15 января 2018 года на сумму -<данные изъяты>. Расчет налога представлен ФИО1 в декларациях (расчет налога уточненный), регистрационный № и регистрационный №, декларации прилагаются). Оплата по данному налогу, после предъявления уточненной декларации, не поступала.
По данным карточкам расчетов с бюджетом налогоплательщика взысканий, по страховым взносам службой судебных приставов не производилось. Также, согласно карточке расчетов с бюджетом отсутствует и переплата, указанная ФИО1 в возражениях на административное исковое заявление №, по страховым взносам.
В письменных возражениях административный ответчик ФИО1 с исковыми требованиями не согласилась по следующим основаниям: административный истец обратился в суд с требованием о взыскании недоимки, пени в июле 2020 года, то есть по истечении срока, предусмотренного статьей 48 Налогового кодекса РФ, согласно представленной административным истцом выписки о страховых взносах на ОПС, производится двойное начисление в 3 и 4 квартале 2017 года. Оплату по страховым взносов за 2017 год произвела полностью. Не согласна с применением налоговой ставки при расчете налога на имущество, так как здание магазина в <адрес>, переоформлено из жилого помещения в нежилое помещение. Здание магазина не могло являться деловым центром.
В судебном заседании ФИО1 и ее представитель адвокат Сарсакеева С.Т. с исковыми требованиями не согласились, дали пояснения согласно письменных возражений.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Заслушав административного ответчика и ее представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», действующего на момент возникновения задолженности, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно п. 8 ст. 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В силу п. п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», Федеральным законом от 03.07.2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01 января 2017 года Закон № 212-ФЗ утратил силу. Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с указанной даты регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса РФ.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты (неполной уплаты) индивидуальным предпринимателем страховых взносов в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.
В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.
Согласно п. 5 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как установлено судом, ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица.
Двадцать шестого декабря 2017 года административный ответчик прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
ФИО1 являлась налогоплательщиком по уплате страховых взносов.
Как следует из административного искового заявления, должнику были направлены требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, в том числе: от 28 февраля 2018 года №, от 26 марта 2018 года №, от 13 апреля 2018 года №, от 19 декабря 2019 года №.
Однако требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, в том числе, от 28 февраля 2018 года №, от 26 марта 2018 года №, от 13 апреля 2018 года №, административным истцом не представлено.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Судом установлено, что 13 мая 2020 года административный истец уже обращался с требованием о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог в размере <данные изъяты> за 2017 год.
Решением Лебяжьевского районного суда от 31 июля 2020 года с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области взыскана задолженность по страховым взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог в размере <данные изъяты>, за 2017 год.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Так как суду не представлено требование об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, у суда нет возможности проверить срок исполнения данного требования.
Кроме того, срок исполнения требования № от 28 февраля 2018 года, указан в строке данный налог № по сроку уплаты -15 ноября 2017 года на сумму <данные изъяты>, в строке №, по сроку уплаты -15 декабря 2017 года на сумму <данные изъяты>, в строке № по сроку уплаты -15 января 2018 года на сумму -<данные изъяты> (согласно поступивших от административного истца пояснений).
К мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился только 10 апреля 2020 года, то есть с пропуском срока, установленного ст. 48 НК РФ.
Довод истца о том, что расчет налога был представлен ФИО1 в декларациях (расчет налога уточненный), является несостоятельным, поскольку повторное направление ответчику налогового уведомления, а затем требования об уплате налога за один и тот же период (в данном случае за 2017 год) не предусмотрено законом (ст. ст. 69 - 71 НК РФ), так как направлено на фактическое продление срока взыскания задолженности путем выставления новых требований на одни и те же недоимки.
Несогласие административного ответчика с примененной налоговой ставкой (2%) суд считает необоснованными.
На основании распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 18 мая 2020 года № 339-р «Актуализированный перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курганской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год (в соответствии с распоряжением Департамента имущественных отношений Курганской области)», объект с кадастровым номером №, включен в перечень объектов, по которым налог на имущество физических лиц исчисляется от кадастровой стоимости.
В соответствии с нормативно правовым актом представительного органа муниципального образования Решение № 120 от 11 ноября 2014 года «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Черемушкинского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области», налоговая ставка, в отношении объектов налог по которым исчисляется в рамках статей 378.2 Кодекса, не установлена, и регламентирует только исчисление от инвентаризационной стоимости. На основании этого ставка определена в рамках пп. 2 п. 2 ст. 406 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 406 НК РФ, в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает <данные изъяты>.
Следовательно, применение налоговой ставки 2 % суд считает обоснованным.
Однако кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> (согласно представленных административным истцом сведений), тогда как при расчете налога на имущество кадастровая стоимость указана как <данные изъяты>.
Каких либо документов подтверждающих данную стоимость суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд считает возможным провести расчет исходя из кадастровой стоимости объекта <данные изъяты>.
Сумма налога составит <данные изъяты> * 2% * 11/12 =<данные изъяты>.
С учетом налога на объект с кадастровым номером № и частичной оплаты в сумме <данные изъяты> налог на имущество составит – <данные изъяты> (<данные изъяты> + <данные изъяты> – <данные изъяты>).
Учитывая, что административный истец, при подаче административного иска, в соответствии с требованиями ст.333.36 НК РФосвобожден от уплаты госпошлины, то государственная пошлина в силу указанной нормы права подлежит взысканию с административного ответчика, не освобожденного от ее уплаты. В связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере <данные изъяты> за 2018 год, по сроку уплаты 02 декабря 2019 года, пеня в размере <данные изъяты> за период с 03 декабря 2019 года по 18 декабря 2019 года.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Лебяжьевский район» государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Лебяжьевский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 30 сентября 2020 года.
Судья А.В. Бесмельцев