Дело № 12-87/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Лабытнанги 10 августа 2018 года
Судья Лабытнангского городского суда Ямало-ненецкого автономного округа Галько С.В., рассмотрев жалобу открытого акционерного общества "Тепло-Энергетик" на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономного округу – главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЯНАО (Росприроднадзор) ФИО1 от 28.05.2018 юридическое лицо ОАО «Тепло-Энергетик» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Представитель ООО «Тепло-Энергетик» Подсадная О.Н., действующая по доверенности от 14.12.2017, обратилась в суд с жалобой об отмене принятого должностным лицом постановления, указывая на существенное нарушение норм процессуального права, так как протокол по делу об административном правонарушении был составлен без участия представителя юридического лица, однако в адрес ОАО «Тепло-Энергетик» не поступал. Кроме того, полагает, что нарушен срок привлечения к административной ответственности, так как протокол по делу был составлен без представителя Общества, который в связи с неблагоприятными погодными условиями и отсутствием переправы через р. Обь, не имел возможности явиться в т. Салехард в назначенное время. Однако, в адрес Общества протокол об административном правонарушении не поступал и ОАО «Тепло-Энергетик» было лишено возможности ознакомления с протоколом об административном правонарушении и представления объяснения и замечания по его содержанию. Обжалуемое постановление вынесено 28.05.2018. Согласно штампу, на почтовом конверте оно поступило в отделение почтовой связи г. Салехард для направления Обществу только 06.06.2018. С учетом срока направления постановления в адрес Общества, ставится под сомнение достоверность соблюдения должностным лицом срока давности привлечения к административной ответственности. Кроме того, сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций на период 2016 - 2020 гг., установленных в Решении от 28.06.2016, Обществом был согласован с контролирующими органами, а именно с Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО (далее - Департамент), которым было выдано Решение о предоставлении водного объекта в пользование от 28.06.2016 № 89-15.02.03.002-Р-РСВХ-С-2016-03920/00 (далее - Решение от 28.06.2016), подпунктом 10 раздела 2.3 которого Департамент установил максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах в водный объект, которые определены на основании утвержденных нормативов допустимого сброса и его согласования. Нормативы допустимых сбросов (НДС) утверждаются на основании согласования проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов со сточными водами. Обществу при утверждении НДС были выданы согласования (заключение Департамента Росгидромета по УФО № 428/я от 13.04.2016, согласование № 46 от 24.03.2016 Нижнеобского территориального управления по рыболовству). При согласовании НДС контролирующими органами учтено, что фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах при сбросе в водный объект пр. Выл-Посл превышают предельно допустимые концентрации для водных объектов, но в связи с тем, что Обществом разработан план Мероприятий по охране водного объекта на 2016-2020гг., в котором предусмотрено строительство второй очереди очистных сооружений (далее - II-я очередь КОС) для улучшения качества очистки стоков и достижения НДС, нормативы были утверждены. Следовательно, Департамент при выдаче Решения от 28.06.2016 согласовал Обществу сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций на период 2016-2020гг., установленных в Решении от 28.06.2016. Также Обществом на период строительства II-ой очереди КОС согласован План снижения сбросов на 2016-2021гг., где предусмотрено увеличение фактических концентраций загрязняющих веществ при сбросе сточных вод в водный объект, такой же план был согласован в составе проекта НДС. Также, по мнению представителя ОАО «Тепло-Энергетик», в действиях Общества отсутствует вина, так как у него имеются обстоятельства, объективно препятствующие обеспечить надлежащее исполнение требований природоохранного и водного законодательства. Общество пользуется канализационными очистными сооружениями (далее - КОС) на основании договора аренды № 130-А от 06.07.2009 «Комплекса муниципального имущества, предоставляемого в аренду для оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на территории муниципального образования город Лабытнанги», заключенного с Администрацией города Лабытнанги (далее - договор аренды). Фактический сброс сточных вод осуществляется в водный объект Выл-Посл с качеством, превышающим установленные нормативы допустимого сброса веществ установленных Решением о предоставлении водного объекта, поскольку оборудование КОС первой очереди (далее - КОС I-ой очереди) по степени очистки не соответствует экологическим требованиям и современным возможностям очистки сточных вод, а II-ая очередь КОС не введена в эксплуатацию. При введении в эксплуатацию КОС I-ой очереди не были предусмотрены эффективные методы удаления загрязняющих веществ, которые в настоящее время присутствуют в поступающих стоках. КОС I-ой очереди подлежат реконструкции вследствие ряда причин, возникших в ходе эксплуатации. С целью выполнения мероприятий по охране окружающей среды в сфере водоотведения города Лабытнанги, строительство II-ой очереди КОС включено в Перечень строек и объектов Адресной инвестиционной программы ЯНАО на плановый период 2013 -2014 годов (п. 175 Приложения № 3), утвержденный Постановлением Правительства ЯНАО от 14.12.2011 № 931-П «Об утверждении перечня строек и объектов Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Функции по реализации данного мероприятия возложены на ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа». В 2010 году между ГУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО» и 000 «Эверест-М» заключён контракт на строительство II-ой очереди КОС. Стоимость контракта составляла 651 708 630 рублей. За период строительства II-ой очереди КОС с 2011 - 2014гг. готовность основных технологических узлов в составе КОС составляла не более 50% (по отдельным блокам), а с конца 2014 года в связи с отсутствием финансирования, строительство II-ой очереди КОС было приостановлено. Срок ввода в эксплуатацию всего комплекса II-ой очереди КОС планируется только в декабре 2018 года. Договором аренды обязанность по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции арендуемого имущества на Общество не возложена. Также считает, что Общество действовало в состоянии крайней необходимости, так как является единственной организацией на территории муниципального образования город Лабытнанги, обеспечивающей водоотведение канализованных зданий и в настоящий момент не имеет возможности приостановить работу действующих КОС, так как это повлечет прекращение бесперебойного водоотведения, отключение сооружений канализационного комплекса, и как следствие, угрозу жизни и безопасности граждан.
В судебное заседание Управление Росприроднадзора своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
В судебном заседании представители ОАО «Тепло-Энергетик» Кокшарова И.А. и Чернева Я.И., действующие на основании доверенностей, требования поддержали по основаниям, изложенным в жалобе.
Выслушав представителя ОАО «Тепло-Энергетик», изучив жалобу и материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В силу частей 3 – 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из материалов дела усматривается, что ОАО «Тепло-Энергетик» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 11.05.2018 в 17.30 час. было извещено надлежащим образом уведомлением от 08.05.2018, однако, своего представителя в указанную дату не направило, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии представителя юридического лица.
Копия протокола об административном правонарушении направлена ОАО «Тепло-Энергетик» должностным лицом в установленные сроки – 14.05.2018, что следует из представленных Управлением Росприроднадзора выкопировки журнала исходящей корреспонденции, реестров и чеков. То обстоятельство, что лицо, привлекаемое к ответственности, не получило копию протокола после рассмотрения дела по существу, не свидетельствует о существенном нарушении прав юридического лица, который, будучи извещенным о дате, времени и месте возбуждения в отношении него дела об административном правонарушении, проигнорировал обязанность явиться на составление и получения копии протокола, тем самым самостоятельно лишило себя право на предоставление объяснений, доказательств, замечаний по содержанию протокола, заявлений ходатайств.
О дате, времени и месте рассмотрения дела 28.05.2018 ОАО «Тепло-Энергетик» также надлежащим образом, заблаговременно был извещен, что следует из направленного в его адрес 18.05.2018 уведомления, которое получено 23.05.2018. Между тем, ОАО «Тепло-Энергетик», будучи заблаговременно извещенным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении по существу, своего представителя на рассмотрение дела не направило. Постановление по делу об административном правонарушении направлено Обществу 01.06.2018, что также подтверждается соответствующими документами об отправлении почтовой корреспонденции.
Таким образом, порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден, существенных нарушений норм права должностным лицом не допущено.
Из материалов дела следует, что ОАО «Тепло-Энергетик» осуществляет пользование поверхностным водным объектом – протокой Выл-Посл с целью сброса сточных вод от эксплуатируемых КОС г. Лабытнанги на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 28.06.2016, выданного Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО (л.д. 21-119).
Статьей 22 Водного кодекса РФ определено, что в решении о предоставлении водного объекта в пользование предусмотрено содержание определенных условий использования водного объекта.
Частью 2 статьи 55 Водного кодекса РФ предусмотрено, что при использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно пункту 10 раздела 2.3 Решения от 28.06.2016, одним из условий использования водного объекта определено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных и (или) дренажных водах.
Указанное условие также отражено в Типовой форме решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденной приказом МПР РФ от 14.03.2007 № 56.
Между тем, из отчета ОАО «Тепло-Энергетик», предоставленного письмом от 10.04.2018, за 1 квартал 2018 года, усматривается факт превышения максимальной концентрации загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах в водный объект (по фосфатам в 24 раза, по нефтепродуктам в 2,28 раза, и т.д), что не отрицалось представителем юридического лица в ходе рассмотрения жалобы.
Невыполнение указанной обязанности образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, квалифицируемое как водопользование водным объектом с нарушением его условий, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из представленных суду договоров аренды комплекса муниципального имущества с дополнениями, протоколов рабочего совершения по вопросу выделения этапа строительства в составе объекта «Канализационные очистные сооружения КОС-7000 м3 (2-я очередь) в г. Лабытнанги» не следует, что ОАО "Тепло-Энергетик" не располагает оборудованием и имуществом для исполнения требований Решения от 28.06.2016, выданного Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для недопущения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, материалы дела не содержат.
Нарушений норм материального или процессуального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом не допущено.
Постановление о назначении ОАО «Тепло-Энергетик» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Административное наказание назначено по правилам части 2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица нет, вину ОАО «Тепло-Энергетик» в совершении административного правонарушения судья находит доказанной.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономного округу – главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЯНАО (Росприроднадзор) ФИО1 от 28 мая 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического ОАО «Тепло-Энергетик» оставить без изменения, жалобу последнего – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней.
Судья: