НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область) от 28.12.2023 № 2А-4745/2023

Дело № 2а-4745/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2023 года г.Омск

Куйбышевский районный суд г.Омска в составе председательствующего судьи Середнева Д.В., при секретаре судебного заседания Чепурко А.А., с участием прокурора, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4745/2023 по административному иску Омского межрайонного природоохранного прокурора к Главному управлению лесного хозяйства Омской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производств и потребления (свалок) на землях лесного фонда, находящихся на территории Омского лесничества Омской области, об обязании Главного управления лесного хозяйства Омской области ликвидировать места несанкционированного размещения отходов производства и потребления (свалок) на указанных землях лесного фонда,

УСТАНОВИЛ:

29.11.2023 Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением, в обоснование которого указал, что по результатам прокурорской проверки в деятельности Главного управления лесного хозяйства Омской области в части эффективности осуществления полномочий по обеспечению охраны и защиты лесов на территории Омской области установлены нарушения законодательства, размещение твердых бытовых отходов и других строительных отходов в местах, не отведенных для указанных целей, влечет за собой причинение вреда окружающей среде, в том числе земельным участкам, почве, лесу; проведение мероприятий по охране лесов, в том числе по очистке лесов от отходов производства и потребления охватывается полномочиями административного ответчика, расходование им предоставляемых из федерального бюджета субвенций на эти мероприятии является целевым; на территории лесотаксационного выдела № 19 квартала № 24 Харинского участкового лесничества Омского лесничества Омской области и на территории лесотаксационного выдела 15 квартала 38 Подгородного участкового лесничества Омского лесничества Омской области размещены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов; меры по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов не приняты; несанкционированное складирование отходов расположено на земельных участках, относящихся к землям государственного лесного фонда, которые кому-либо в законное владение и пользование не переданы, пользователи, землевладельцы этих участков, осуществившие несанкционированное складирование отходов, не установлены, вследствие чего обязанность по принятию мер по организации сбора и вывоза отходов, размещенных на указанных земельных участках, должна быть возложена на Главное управление лесного хозяйства Омской области.

Прокурор просит признать незаконным бездействие Главного управления лесного хозяйства Омской области в части не принятия мер по организации ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления (свалок) на землях лесного фонда, находящихся на территории Омского лесничества Омской области, в границах лесотаксационного выдела № 19 квартала № 24 Харинского участкового лесничества Омского лесничества Омской области, в границах лесотаксационного выдела 15 квартала 38 Подгородного участкового лесничества Омского лесничества Омской области; обязать его ликвидировать места несанкционированного размещения отходов производства и потребления (свалок) на землях лесного фонда, находящихся в границах лесотаксационного выдела № 19 квартала № 24 Харинского участкового лесничества Омского лесничества Омской области, в границах лесотаксационного выдела 15 квартала 38 Подгородного участкового лесничества Омского лесничества Омской области.

04.12.2023 административный иск принят к производству суда.

К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Омской области по инициативе суда; к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Омской области, Территориальное управление Росимущества в Омской области, Администрация Омского муниципального района Омской области, ПАО «Газпром», АО «Газпромнефть-Омский НПЗ».

В судебном заседании прокурор Орел М.В. поддержала доводы, изложенные в административном иске, просила удовлетворить заявленные требования, предоставить Главному управлению лесного хозяйства Омской области срок не более 6 месяцев для исполнения решения со дня вступления его в законную силу.

В судебном заседании представитель Главного управления лесного хозяйства Омской области Федоров Е.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск, заявил, что Главное управление лесного хозяйства Омской области является ненадлежащим ответчиком по делу, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должен нести собственник – Российская Федерация в лице Территориального управления Росимущества в Омской области, полагал, что Министерство природных ресурсов и экологии Омской области и Росимущество обязаны принимать меры по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления (свалок), расположенных на землях лесного фонда на территории Омской области (письменные возражения на л.д. 164-170).

В судебном заседании представитель Министерства финансов Омской области Пальянов Д.Н. по доверенности административный иск не признал.

В судебном заседании представители АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» Лукьянченко А.В., Зенков С.И., действующие на основании доверенности, разрешение административного иска оставили на усмотрение суда.

В судебном заседании представитель Терриального управления Росимущества в Омской области Лобова Н.В., действующая на основании доверенности, административный иск поддержала.

ПАО «Газпром» своего представителя в суд не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежаще, в письменных пояснениях представитель по доверенности Храпов Е.П. просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что в соответствии с договором аренды ПАО «Газпром» предоставлена часть земельного участка, расположенного в пределах 12, 15 и 17 кварталов Харинского участкового лесничества, в кварталах 24 и 38, в пределах которых выявлены несанкционированные свалки, объекты ПАО «Газпром» отсутствуют (л.д. 180).

Представители Министерства финансов Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав прокурора, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства по делу в совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 2 ст. 3 КАС РФ защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из анализа ч. 1, ч. 4 ст. 218 КАС РФ следует, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники, владельцы и пользователи земель обязаны осуществлять мероприятий по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное действие на земли и почвы.

В целях охраны земель ч. 4 ст. 13 Земельного кодекса РФ на собственников земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

В силу ч. 1 ст. 4 Лесного кодекса РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Судом установлено, что Омской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства в деятельности Главного управления лесного хозяйства Омской области в части эффективности осуществления полномочий по обеспечению охраны и защиты лесов на территории Омской области, по результатам которой установлены нарушения законодательства.

В рамках проведенного обследования земельного участка с кадастровым номером , расположенного на территории лесотаксационного выдела № 19 квартала № 24 Харинского участкового лесничества Омского лесничества Омской области, выявлено размещение несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов объемом 2 куб. м., что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-33).

Исходя из содержания акта натурального осмотра от ДД.ММ.ГГГГос, в лесотаксационном выделе 20 квартала № 24 Харинского участкового лесничества Омского лесничества захламления бытовыми отходами не обнаружено (л.д. 36-37), что подтверждается схемой с плана лесонасаждений (л.д. 38).

Согласно таксационному описанию в лесотаксационных выделах произрастают деревья породы береза, возраст деревьев составляет 45, 65, 75 лет, площадь выдела № 19 – 0,3 га, выдела 20 – 0,5 га (л.д. 35).

По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , площадью 14932766 +/- 67634, категория: земли лесного фонда, местоположение: Омская область, Омский район, Омское лесничество, Харинское участковое лесничество, кварталы 12-24, значится в собственности России, зарегистрировано обременение в виде аренды с 15.01.2014 на 49 лет за ПАО «Газпром» (л.д. 49-52).

В соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГд, заключенным с ГУЛХ Омской области, в аренду ПАО «Газпром» представлена часть лесного участка расположенная в выделе 53 квартала 12, выделах 18, 32, 33, 34, 35, 36, 40, 41, 43 квартала 15, выделах 2, 3, 5, 9, 10, 37, 51, 52, 59, 60, 61, 62, 63, 69, 80 квартала 17 Харинского участкового лесничества Омского лесничества Омского муниципального района Омской области, общей площадью 3,4304 га (л.д. 151-163).

Судом установлен также факт несанкционированного размещения ТКО в границах лесотаксационного выдела № 15 квартала № 38 Подгородного участкового лесничества Омского лесничества Омской области в 1,5 км от <адрес> Омского муниципального района Омской области, общий объем ТКО 12 куб.м., что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40).

Исходя из содержания акта натурального осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, размещение несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов находится на расстоянии около 1,5 км в северо-восточном направлении от н.<адрес>, размеры куч мусора 3 м на 2 м высотой 1 м, 3 м на 2 м высотой 1 м, приблизительный объем 12 куб.м (л.д. 41-42), что подтверждается схемой плана лесонасаждений (л.д. 43), фототаблицами (л.д. 44-45).

Согласно таксационному описанию в лесотаксационных выделах произрастают деревья породы береза, возраст деревьев составляет 60, 75 лет, площадь выдела 2,5 (л.д. 35).

В соответствии с информацией Главного управления лесного хозяйства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ данная несанкционированная свалка расположена на общей площади 2,3 га земельных участков с кадастровыми номерами (л.д. 28-29).

По сведениям ЕГГРН земельный участок с кадастровым номером , площадью 30000 +/- 1516, категория: земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: <адрес>, значится в собственности муниципального образования – Ключевское сельское поселение Омского муниципального района Омской области (л.д. 58-60), земельный участок с кадастровым номером , площадью 240923 +/- 4295, категория: земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: <адрес>, значится в собственности ООО «Сибагрохолдинг» (л.д. 62-64).

Решением Арбитражного суда Омской области от 30.08.2019 по делу № «Сибагрохолдинг» признано несостоятельным (банкротом) (л.д.146-147), конкурсное производство не завершено, судебное заседание назначено на 23.04.2024 (л.д. 148).

Оснований для привлечения к участию в деле правообладателей земельных участков, не занятых лесотаксационным выделом № 15 квартала № 38 Подгородного участкового лесничества Омского лесничества Омской области, судом не установлено.

По информации Главного управления лесного хозяйства Омской области от 27.11.2023 лесные участки, расположенные в лесотакционном выделе № 19 квартала № 24 Харинского участкового лесничества, в лесотакционном выделе № 15 квартала № 38 Подгородного участкового лесничества Омского лесничества Омской области в пользование в рамках действующего лесного законодательства никому не передавались, договоры об их использовании не заключались (л.д. 27).

17.10.2023 для установления лиц, совершивших лесонарушение, Главным управлением лесного хозяйства Омской области направлена информация в ОМВД России по Омскому району Омской области по факту несанкционированного размещения ТКО на территории лесного фонда в квартале № 24 лесотаксационном выделе 19 Харинского участкового лесничества Омского лесничества в 4,0 км от <адрес> (л.д. 31), что подтверждается талоном–уведомлением (л.д. 30).

По результатам проверки по данному заявлению ст. УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Омскому району 24.10.2023 вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с неустановлением лица, совершившего данное лесонарушение (л.д. 134).

25.10.2023 для установления лиц, совершивших лесонарушение, Главным управлением лесного хозяйства Омской области направлена информация в ОМВД России по Омскому району Омской области по факту несанкционированного размещения ТКО на территории лесного фонда в квартале № 38 лесотаксационном выделе 15 Подгородного участкового лесничества Омского лесничества в 1,5 км. от <адрес> (л.д. 39), что подтверждается талоном–уведомлением (л.д. 46).

По результатам проверки по данному заявлению ст. УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Омскому району 30.10.2023 вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с не установлением лица, совершившего данное лесонарушение (л.д. 118).

08.11.2023 по факту непринятия Главным управлением лесного хозяйства Омской области мер к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории лесотаксационного выдела № 19 квартала № 24 Харинского участкового лесничества Омского лесничества Омской области, в границах лесотаксационного выдела 15 квартала 38 Подгородного участкового лесничества Омского лесничества Омской области Омским межрайонным природоохранным прокурором внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Согласно ответу Главного управления лесного хозяйства Омской области на представление прокурора материалы направлены в ОМВД России по Омскому району для установления лиц, совершивших данное нарушение, информация об указанных лицах в его адрес не поступала, действующее законодательство не предусматривает проведение и финансирование мероприятий по уборке несанкционированных свалок на землях лесного фонда (л.д. 24-25).

Сведений о принятии мер по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов Главным управлением лесного хозяйства Омской области не представлено.

Направление заявлений в правоохранительные органы для установления лиц, совершивших лесонарушение, не свидетельствует о принятии мер по ликвидации мест несанкционированных свалок на землях лесного фонда.

По мнению суда, случаи, когда лица, виновные в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах, не выявлены, надлежит рассматривать как факты неэффективного осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

В данном случае несанкционированное складирование отходов расположено на земельных участках, относящихся к землям государственного лесного фонда, которые кому-либо в законное владение и пользование не переданы, пользователи, землевладельцы этих участков, осуществившие несанкционированное складирование отходов, не установлены, вследствие чего обязанность по принятию мер организации сбора и вывоза отходов, размещенных на указанных земельных участках, должна быть возложена на Главное управление лесного хозяйства Омской области, как на орган исполнительной власти в области лесных отношений в Омской области.

Размещение отходов производства и потребления в местах, не отведенных для указанных целей, влечет за собой причинение вреда окружающей среде, в том числе земельным участкам, почве.

Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, нарушает их права на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде.

Одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц (статья 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно положениям ст. ст. 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Доводы Главного управления лесного хозяйства Омской области об отнесении спорной обязанности на иные органы судом проанализированы и отклонены, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.

Порядок использования и охраны лесного фонда регулируется Земельным кодексом РФ, лесным законодательством.

На собственников земельных участков п. 4 ст. 13 Земельным кодексом РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.

В силу положений ст. 50.7 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия (часть 1), охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию (часть 2), охрана, защита, лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами, в соответствии с пунктом 2 статьи 8 которого установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.

Исполнительным органом государственной власти Омской области в области лесных отношений является Главное управление лесного хозяйства Омской области.

В соответствии с п. п. 1, 3 Положения, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 26.12.2007 № 143, Главное управление лесного хозяйства Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации и полномочия органа исполнительной власти Омской области в области лесных отношений, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области, Главное управление лесного хозяйства Омской области осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти Омской области, органами местного самоуправления Омской области, организациями и гражданами. Деятельность Главного управления лесного хозяйства Омской области координирует Министерство природных ресурсов и экологии Омской области.

В данном Положении дословно воспроизведены вышеприведенные ст. 83 ЛК РФ полномочия данного органа (пункт 6).

Согласно пункта 3 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия (выполнение мер по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, в том числе посредством рекультивации земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию) осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом РФ и Федеральным законом «Об охране окружающей среды», не исключает из системы охраны лесов специализированный региональный орган государственной власти.

Исходя из системного толкования положений статей 13, 42 Земельного кодекса РФ, Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, мероприятия по охране земель лесного фонда осуществляются физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, в зависимости от наличия либо отсутствия на лесной участок прав, в связи с чем, юридически значимым обстоятельством, необходимым для правильного разрешения спора, является установление факта передачи либо не передачи в пользование лесного участка, на котором расположены выявленные административным истцом свалки.

Судом установлено, что земельные участки, на которых расположено несанкционированное размещение отходов, для лесопользования конкретным лицам не передавались, распоряжение землями лесного фонда на территории Омской области осуществляет Главное управление лесного хозяйства Омской области.

В соответствии с пунктом 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Организация мероприятий по ликвидации указанных несанкционированных свалок в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса на территории Омской области отнесена к полномочиям Главного управления лесного хозяйства Омской области.

С учетом изложенного, обязанность по организации мероприятий по ликвидации указанных несанкционированных свалок на земельных участках, относящихся к землям лесного фонда, подлежит возложению на Главное управление лесного хозяйства Омской области.

Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов РФ.

Согласно статье 83 Лесного кодекса РФ к таким полномочиям относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В силу вышеприведенных норм права в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, Территориальным управлением Росимущества в Омской области, Министерством природных ресурсов и экологии Омской области не предусмотрено, так как относится к компетенции Главного управления лесного хозяйства Омской области.

Совокупность приведенных норм в их системном толковании предполагает, что несанкционированная свалка, расположенная на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности и не переданном по договору аренды, подлежит ликвидации органом, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, в том числе функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству; отсутствие в Правилах санитарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2047 прямого указания на обязанность осуществления мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, не исключает обязанность по проведению санитарно-защитных мероприятий, которые должны проводиться уполномоченным органом - Главным управлением лесного хозяйства Омской области.

Доводы Главного управления лесного хозяйства Омской области о невозможности выполнения им лесоустроительных работ на указанных в административном иске территориях ввиду недостаточного финансирования судом отклоняются, поскольку исполнение предусмотренных законодательством обязанностей и устранение нарушений лесного законодательства не может быть поставлено в зависимость от наличия достаточных для проведения необходимых мероприятий средств и не освобождает Главное управление лесного хозяйства Омской области от исполнения предусмотренной законом обязанности в сфере лесоустройства в пределах переданных органам субъекта полномочий.

Изыскание на заявленные мероприятия по лесоустройству денежных средств (финансирование) лежит за рамками рассмотрения данного спора по существу и относится к этапу исполнения судебного акта (в т.ч. принудительного).

Главное управление лесного хозяйства Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим полномочия в области лесных отношений.

Согласно части 3 статьи 83 ЛК РФ средства на осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В силу ст. 26.20 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837, субъект Российской Федерации в рамках доведенных объемов в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно определяет направления использования средств субвенций, исходя из природно-климатических особенностей ведения лесного хозяйства в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Учитывая, что расчет субвенций по каждому субъекту Российской Федерации предполагает определение общего объема финансирования затрат на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений, объем финансирования конкретного мероприятия должен определяться Омской областью самостоятельно в рамках расходования средств на переданные полномочия в области лесных отношений.

Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным судом РФ в Постановлении от 30.05.2023 № 27-П, Главное управление лесного хозяйства Омской области не лишено права на возмещение расходов, фактически понесенных им на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора) из федерального бюджета либо из бюджета субъекта Российской Федерации.

Надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору является Главное управление лесного хозяйства Омской области.

При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу о наличии незаконного бездействия Главного управления лесного хозяйства Омской области, наличии достаточных оснований для возложения на него обязанности по организации (обеспечению) ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях лесного фонда, в границах лесотаксационного выдела № 19 квартала № 24 Харинского участкового лесничества Омского лесничества Омской области, в границах лесотаксационного выдела 15 квартала 38 Подгородного участкового лесничества Омского лесничества Омской <адрес>, в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Омского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Главного управления лесногохозяйства Омской области в части не принятия мер по организации ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления (свалок) на землях лесного фонда, в границах лесотаксационного выдела № 19 квартала № 24 Харинского участкового лесничества Омского лесничества Омской области, в границах лесотаксационного выдела 15 квартала 38 Подгородного участкового лесничества Омского лесничества Омской области.

Обязать Главное управление лесного хозяйства Омской областиорганизовать (обеспечить) ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях лесного фонда, в границах лесотаксационного выдела № 19 квартала № 24 Харинского участкового лесничества Омского лесничества Омской области, в границах лесотаксационного выдела 15 квартала 38 Подгородного участкового лесничества Омского лесничества Омской области в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд города Омска.

Судья подпись Д.В.Середнев

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 29.12.2023 года.

Копия верна

Решение вступило в законную силу __.__.2024

УИД

Подлинный документ подшит в деле № 2а-4745/2023

Куйбышевского районного суда г. Омска

Судья Д.В.Середнев

Секретарь ____________