Дело № 2а-3662/2022
УИД № 55OS0000-01-2022-005329-90
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Меховой И.В., с организационным участием помощника судьи Савченко Н.В., с участием представителя административного истца ПОВ, представителей административных ответчиков ФЕА, ДОК, СЭА, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске
28 сентября 2022 года
материалы административного дела административному иску Омского межрайонного природоохранного прокурора к Главному управлению лесного хозяйства Омской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производств и потребления (свалок) на землях лесного фонда и возложению обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Куйбышевский районный суд г. Омска с административными исковыми требованиями к административному ответчику Главному управлению лесного хозяйства Омской области о возложении обязанности, указав, что Омской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства в деятельности Главного управления лесного хозяйства Омской области, по результатам которой установлено нарушения законодательства, по результатам которой установленною что в адрес Главного управления из Министерства природных ресурсов и экологии Омской области поступило обращение ШХХ по вопросу образования несанкционированных свалок отходов производства и потребления на территории Подгородного участкового лесничества Омского лесничества. В указанном обращении заявитель просил принять меры по ликвидации данных объектов. В рамках обращения ШХХ специалистом отдела Омское лесничество Главного управления произведен осмотр указанных в общении земельных участков, что подтверждается актом натурного осмотра. В соответствии с актом в ходе осмотра в непосредственной близости от д. Подгородное Омского муниципального района Омской области обнаружено три места несанкционированного складирования твердых бытовых отходов, в частности: на расстоянии – несанкционированная свалка площадью 5000 кв.м. (100 м. x 50 м., высотой около 4 м); на расстоянии – несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов площадью 1500 кв.м. (30 м. х 50 м., высотой около 2 м.); в - несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов площадью 2500 кв.м. (50 м. х 50 м., высотой около 1,5 м.). Вместе с тем согласно данным публичной кадастровой карты и фотоматериала места несанкционированного размещения отходов находятся на территории земель лесного фонда, непосредственно граничат с лесными насаждениями. Кроме того, сведения о размещении свалок содержатся в таксационных описаниях участкового лесничества. В связи с выявленными нарушениями законодательства Омским межрайонным природоохранным прокурором в адрес начальника Главного управления ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако меры по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов уполномоченным органом до настоящего времени не приняты.
В ходе судебного разбирательства административный истец заявленные требования уточнил, просит признать незаконным бездействие Главного управления лесного хозяйства Омской области в части непринятия мер по организации ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях лесного фонда, находящихся на территории Омского муниципального района Омской области, в частности:
на расстоянии ;
на расстоянии ;
в .
Обязать Главное управление лесного хозяйства Омской областиорганизовать (обеспечить) ликвидацию следующих мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях лесного фонда, находящихся на территории Омского муниципального района Омской области, самостоятельно ликвидировав места несанкционированного размещения отходов производства и потребления или заключив договор на оказание услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления с региональным оператором », либо заключив договор на транспортировку отходов с иным лицом, осуществляющим транспортировку отходов I - IV классов опасности на основании соответствующей лицензии с последующей передачей отходов юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему размещение таких отходов на основании соответствующей лицензии:
на площади 5 000 кв. м (100 м х 50 м, высотой около 4 м), расположенного на расстоянии ;
на площади 1 500 кв. м (30 м х 50 м, высотой около 2 м), расположенного на расстоянии 40 ;
на площади 2 500 кв. м (50 м х 50 м, высотой около 1,5 м), расположенного в . (л.д. 3-10, л.д. 78-82, л.д. 130-137).
В судебном заседании представитель административного истца ПОВ по доверенности поддержала уточненные административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Главного управления лесного хозяйства Омской области ФЕА по доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск. Дополнительно пояснил, что Главное управление лесного хозяйства Омской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Полагал, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должен нести собственник – Российская Федерация в лице Территориального Управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Омской области. (письменные возражения на л.д. 68-72).
Представитель административного ответчика Территориальное Управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Омской области СЭА по доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск. Дополнительно пояснил, что ТУ Росимущества в Омской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Полагал надлежащим ответчиком по данному делу является Главного управления лесного хозяйства Омской области. (письменные возражения на л.д. 150-154)
Представитель административного ответчика Министерство природных ресурсов и экологии Омской области ДОК по доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск. Дополнительно пояснила, что поскольку несанкционированная свалка выявлена на земельных участках лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданными по договору аренды, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистки леса, государственные полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений на территории Омской области переданы субъекту РФ - Омской области, подлежат исполнению Главным управлением лесного хозяйства Омской области. В этой связи Главное управление лесного хозяйства Омской области является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Министерство природных ресурсов и экологии Омской области является ненадлежащим ответчиком, в удовлетворении требований прошу отказать. (л.д. 144-147).
Представитель административного ответчика Федеральное агентство Лесного Хозяйства в лице Департамента Лесного Хозяйства по Сибирскому Федеральному округу, в судебное заседание своего представителя не направил, был извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд пришел к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 2 ст. 3 КАС РФ защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из анализа ч. 1, ч. 4 ст. 218 КАС РФ следует гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 (п. 1) Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники, владельцы и пользователи земель обязаны осуществлять мероприятий по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное действие на земли и почвы.
В целях охраны земель ч. 4 ст. 13 Земельного кодекса РФ на собственников земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В силу ч. 1 ст. 4 Лесного кодекса РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
В судебном заседании установлено, что Омской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства в деятельности главного управления лесного хозяйства Омской области в части эффективности осуществления полномочий по обеспечению охраны и защиты лесов на территории Омской области.
В рамках проведенной проверки установлено, что в Главное управление лесного хозяйства по Омской области из Министерства природных ресурсов и экологии Омской области поступило обращение заместителя директора специализированного автономного учреждения Омской области «Подгородный лесхоз» ШХХ (№ № от ДД.ММ.ГГГГ) по вопросу образования несанкционированных свалок отходов производства и потребления на территории Подгородного участкового лесничества Омского лесничества. В указанном обращении заявитель просил принять меры по ликвидации данных объектов.
В рамках рассмотрения обращения ШХХДД.ММ.ГГГГ специалистом отдела Омского лесничества Главного управления лесного хозяйства Омской области произведен осмотр участков в составе земель лесного фонда на территории Подгородного участкового лесничества Омского лесничества, о чем был составлен акт натурального осмотра №ос от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 55-56).
В ходе проведенного осмотра было установлено, что в непосредственной близости от д. Подгородное Омского муниципального района Омской области обнаружено три места несанкционированного складирования твердых бытовых отходов:
- расположена несанкционированная свалка твердо-бытовых отходов. Площадь свалки составляет 100 на 50 метров, высотой около 4 метров. Непосредственно в месте складирования отходов при помощи навигационного устройства зафиксированы координаты № вд.;
- расположена несанкционированная свалка твердо-бытовых отходов. Площадь 30 на 50 метров, высотой около 2 м. Непосредственно в месте складирования отходов при помощи навигационного устройства зафиксированы координаты № вд.
- расположены несанкционированная свалка твердо-бытовых отходов. Площадь свалки 50 на 50 метров, высотой около 1,5 м. Непосредственно в месте складирования отходов при помощи навигационного устройства зафиксированы координаты №.
Во всех случаях отмечено, что указанные лесотаксационные выделы являются не покрытыми лесной растительностью. Данные свалки образовались вследствие складирования жителями д. Подгородное бытовых отходов.
Согласно данным публичной кадастровой карты и фотоматериала места несанкционированного размещения отходов находятся на территории земель государственного лесного фонда, непосредственно граничат с лесными насаждениями, для предоставления лесопользования конкретным лицами не выделялась.
Исходя из содержания акта натурального осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, свалки образовались в течение длительного периода времени в результате складирования отходов жителями , о чем свидетельствует административная практикам привлечения граждан к административной ответственности за размещение отходов производства и потребления на территории земель лесного фонда за период 2020-2021 (л.д. 16-21, л.д. 25-28, л.д. 39-40).
ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением лесного хозяйства Омской области возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 8.31 КоАП РФ, в ОМВД России по ФИО1ФИО1 направлено поручение о проведении мероприятий направленных на установление лиц, допустивших размещение ТБО в лесотаксационных выделах вблизи д. Подгородка. (л.д. 63, 54).
ДД.ММ.ГГГГ за исх. №ШХХ направлен ответ, в котором указано на возбуждение Главным управлением лесного хозяйства Омской области дела об административном правонарушении и проведении административного расследования с целью установления виновных лиц. (л.д. 53).
ДД.ММ.ГГГГ Омским межрайонным природоохранным прокурором в адрес начальника Главного управления лесного хозяйства Омской области в связи с выявленными нарушениями законодательства вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в частности организации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на территории земель лесного фонда. (л.д. 29-34).
Главным управлением лесного хозяйства Омской области в адрес Омской межрайонной природоохранной прокуратуры направлено письмо о рассмотрении представления от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что в надлежащем состоянии земельный участок должен поддерживать собственник. По информации регистрирующего органа лесной участок с кадастровым номером № находиться в собственности Российской Федерации. Следовательно, ТУ Росимущества в Омской области обязано осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе по устранению загрязнения лесного участка в кадастровым номером №. Полномочий по устранению загрязнения лесного участка Главное управление не имеется.
Сведений о принятии меры по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов уполномоченным органом не представлено.
Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, нарушает их права на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде.
Одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц (статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно положениям ст. ст. 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок использования и охраны лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.
На собственников земельных участков п. 4 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.
В силу положений ст. 50.7 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия (часть 1), охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию (часть 2), охрана, защита, лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами, в соответствии с пунктом 2 статьи 8 которого установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.
Исполнительным органом государственной власти Омской области в области лесных отношений является Главное управление лесного хозяйства Омской области.
В соответствии с п. п. 1, 3 Положением о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 26 декабря 2007 г. N 143, Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее - Главное управление) является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации и полномочия органа исполнительной власти Омской области в области лесных отношений, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области, Главное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти Омской области, органами местного самоуправления Омской области, организациями и гражданами. Деятельность Главного управления координирует Министерство природных ресурсов и экологии Омской области.
В данном Положении дословно воспроизведены вышеприведенные ст. 83 ЛК РФ полномочия данного органа (пункт 6).
Согласно пункта 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия (выполнение мер по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, в том числе посредством рекультивации земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию) осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не исключает из системы охраны лесов специализированный региональный орган государственной власти.
Исходя из системного толкования положений статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, мероприятия по охране земель лесного фонда осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, в зависимости от наличия либо отсутствия на лесной участок прав, в связи с чем, юридически значимым обстоятельством, необходимым для правильного разрешения спора, является установление факта передачи либо не передачи в пользование лесного участка, на котором расположены выявленные административным истцом свалки.
Согласно письму Главного управления лесного хозяйства Омской области от 02.08.2022 направленно в адрес Омской межрайонной природоохранной прокуратуре Омской области лесной участок площадью № га, расположенный в выделах , предоставлен ООО «» по договору аренду № от ДД.ММ.ГГГГ для ведения сельского хозяйства (сенокошения); лесной участок площадью № га, расположенный в пределах , предоставлен ООО «» по договору аренды №д от ДД.ММ.ГГГГ для ведения сельского хозяйства; лесной участок площадью № га, расположенный в выделах , предоставлен ФБУ «» в бессрочное пользование (распоряжение Главного управления лесного хозяйства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р).
Из письма Главного управления лесного хозяйства Омской области о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что первая свалка находится в выделе , а лесной участок представленный Главным управлением ООО «» по договору аренды №д от ДД.ММ.ГГГГ для ведения сельского хозяйства, расположен в выделах свалка находиться в части выдела , а лесной участок, представленный Главным управлением ООО «» по договору аренды №д от ДД.ММ.ГГГГ для ведения сельского хозяйства, расположен на части выдела . Дополнительно сообщили, что данные свалки образованы до передачи в аренду лесных участков.
Таким образом, судом установлено, что земельные участки, на которых расположено несанкционированное размещение отходов для предоставления лесопользования конкретным лицам не передавались. Распоряжение землями лесного фонда на территории Омской области осуществляет Главное управление Лесного хозяйства Омской области.
В соответствии с пунктом 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607 не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Организация мероприятий по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Омской области отнесено к полномочиям Главного управления лесного хозяйства Омской области.
С учетом изложенного, обязанность по организации мероприятий по ликвидации указанных выше несанкционированных свалок на земельных участках, относящихся к землям лесного фонда, подлежит возложению на Главное управление лесного хозяйства Омской области, поэтому иск к данному административному ответчику подлежит удовлетворению.
Оснований для возложения на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Министерства природных ресурсов и экологии Омской области обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на вышеуказанных земельных участках суд не усматривает.
Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как уже указывалось выше, согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к таким полномочиям относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В силу вышеприведенных норм права в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, Территориальным управлением Росимущества субъекта, так же как и Министерством природных ресурсов и экологии Омской области, не предусмотрено, а относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти, к числу, которых относится Главное управление Лесного хозяйства Омской области.
Доводы административного ответчика о невозможности выполнения Главным управлением лесного хозяйства Омской области лесоустроительных работ на указанных административном иске территориях ввиду недостаточного финансирования, судом отклоняются, поскольку исполнение предусмотренных законодательством обязанностей и устранение нарушений лесного законодательства не может быть поставлено в зависимость от наличия достаточных для проведения необходимых мероприятий средств и не освобождает административного ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности в сфере лесоустройства, в пределах переданных органам субъекта полномочий.
Однако, изыскание на заявленные мероприятия по лесоустройству денежных средств (финансирование) лежит за рамками рассмотрения спора по существу и относится к этапу исполнения судебного акта (в т.ч. принудительного).
Как уже указывалось выше, Главное управление лесного хозяйства Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим полномочия в области лесных отношений.
Согласно части 3 статьи 83 ЛК РФ средства на осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В силу ст. 26.20 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 12.2006 № 837 субъект Российской Федерации в рамках доведенных объемов в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно определяет направления использования средств субвенций исходя из природно-климатических особенностей ведения лесного хозяйства в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Учитывая, что расчет субвенций по каждому субъекту Российской Федерации предполагает определение общего объема финансирования затрат на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений, объем финансирования конкретного мероприятия определяется Омской областью самостоятельно в рамках расходования средств на переданные полномочия в области лесных отношений.
Таким образом, Омская область самостоятельно определяет и согласовывает на очередной финансовый год и плановый период направления расходования средств субвенций, исходя из выполнения целевых прогнозных показателей и необходимого объема мероприятий, определенных тесным планом субъекта Российской Федерации, и качественного исполнения переданных полномочий.
При указанных обстоятельствах именно Главное управление лесногохозяйства Омской области является надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору. Оснований для привлечения к ответу иных участников судопроизводства не имеется, требования к Министерству природных ресурсов и экологии Омской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Федеральному агентству Лесного Хозяйства в лице Департамента Лесного Хозяйства по Сибирскому Федеральному округу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Омского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Главного управления лесногохозяйства Омской области в части непринятия мер по организацииликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства ипотребления на землях лесного фонда, находящихся на территории Омскогомуниципального района Омской области, в частности:
на расстоянии ;
на расстоянии ;
в ;
Обязать Главное управление лесного хозяйства Омской областиорганизовать (обеспечить) ликвидацию следующих мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях лесного фонда, находящихся на территории Омского муниципального района Омской области, самостоятельно ликвидировав места несанкционированного размещения отходов производства и потребления или заключив договор на оказание услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления с региональным оператором на территории Омской области, либо заключив договор на транспортировку отходов с иным лицом, осуществляющим транспортировку отходов I - IV классов опасности на основании соответствующей лицензии с последующей передачей отходов юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему размещение таких отходов на основании соответствующей лицензии:
на площади 5 000 кв. м (100 м х 50 м, высотой около 4 м), расположенного на расстоянии ;
на площади 1 500 кв. м (30 м х 50 м, высотой около 2 м), расположенного на расстоянии ;
на площади 2 500 кв. м (50 м х 50 м, высотой около 1,5 м), расположенного в .
Требования к Министерству природных ресурсов и экологии Омской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Федеральному агентству Лесного Хозяйства в лице Департамента Лесного Хозяйства по Сибирскому Федеральному округу оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в апелляционном порядке в Омский областной суд путём подачи жалобы (представления) в Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья подпись М.Л. Жидкова
Мотивированное решение составлено 30 сентября 2022 года.
Копия вернаРешение вступило в законную силу ____________________. УИД № 55OS0000-01-2022-005329-90 Подлинный документ подшит в деле № 2а-3662/2022Куйбышевского районного суда г. ОмскаСудья _____________________________ М.Л. ЖидковаСекретарь _______________________ |