Дело № 2-110/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 сентября 2014 года город Кувшиново
Кувшиновский районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Кулакова С. А.,
при секретаре Полонкоевой О. Е.,
с участием:
представителя заявителя – помощника прокурора Кувшиновского района Тверской области Гудановой Е. В.,
представителя ФИО2, действующего на основании доверенности в интересах ответчика ФИО3;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту законных интересов муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» к Главе городского поселения «Город Кувшиново» ФИО3 и Совету депутатов городского поселения «Город Кувшиново» о признании незаконным решения Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I и взыскании денежных средств в бюджет муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново»,
установил:
Прокурор Кувшиновского района Тверской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту законных интересов муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» к Главе городского поселения «Город Кувшиново» ФИО3 и Совету депутатов городского поселения «Город Кувшиново» о признании незаконным решения Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I «Об утверждении порядка выплаты компенсации Главе городского поселения «Город Кувшиново» из бюджета городского поселения» и взыскании с ФИО3 денежных средств в бюджет муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» в сумме <данные изъяты>
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения действующего законодательства при расходовании денежных средств на обеспечение деятельности Главы городского поселения «Город Кувшиново» ФИО3 В результате проверки установлено, что 22 октября 2013 года Советом депутатов городского поселения «Город Кувшиново» принято решение № 3-IV «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Город Кувшиново»», согласно которому пункт 2 статьи 33 Устава изложен в новой редакции: «Глава города избирается на срок полномочий Совета депутатов города тайным голосованием из числа депутатов. Порядок избрания Главы города устанавливается Уставом и Регламентом Совета депутатов города. Глава городского поселения осуществляет свои полномочия на постоянной основе, если при внесении такого предложения на заседании Совета депутатов за это проголосовало не менее 2/3 депутатов городского поселения». Вместе с тем, установленная ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» процедура внесения изменений и дополнений в Устав соблюдена не была, проект решения о внесении изменений в Устав в установленный законом срок официально не опубликовывался, публичные слушания с участием жителей городского поселения «Город Кувшиново» для обсуждения соответствующего проекта не проводились. В нарушение ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» Главой городского поселения «Город Кувшиново» указанное решение «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Город Кувшиново»» с приложением всех необходимых документов в регистрирующий орган не представлено. Таким образом, с учётом положений ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, решение Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 22 октября 2013 года № 3-IV не является вступившим в силу, то есть не имеет юридической силы. Указание в пункте 2 данного решения на то, что оно вступает в законную силу со дня вступления Главы города в должность, противоречит действующему законодательству. С момента избрания решением Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1 нового Главы города последний на основании пункта 2 статьи 33 Устава муниципального образования «Город Кувшиново» (в редакции от 19 апреля 2013 года № 239) должен осуществлять свои полномочия на непостоянной основе. В нарушение вышеуказанных норм, полагая, что, согласно пункту 2 решения Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 22 октября 2013 года № 3-IV вновь избранный Глава города осуществляет свои полномочия на постоянной основе, с момента вступления его в должность ему из бюджета муниципального образования «Город Кувшиново» незаконно выплачиваются денежные средства. В целях устранения выявленных нарушений 3 марта 2014 года в адрес Главы городского поселения «Город Кувшиново» прокуратурой внесено представление. 7 апреля 2014 года от Главы городского поселения «Город Кувшиново» поступила информация о результатах рассмотрения указанного представления, которая свидетельствует о неполноте принятых мер по устранению выявленных нарушений, в частности, не решён вопрос о возврате незаконно выплаченных Главе города из бюджета городского поселения «Город Кувшиново» денежных средств. Одновременно предоставлена копия решения Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I «Об утверждении порядка выплаты компенсации Главе городского поселения «Город Кувшиново» из бюджета городского поселения». В приложении № 1 к данному решению указано, что Главе города муниципального образования «Город Кувшиново» со дня вступления его в должность до вступления в законную силу решения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Город Кувшиново» (статью 33) выплачивается ежемесячная денежная выплата в размере <данные изъяты> на покрытие расходов, связанных с депутатской деятельностью и исполнением обязанностей Главы города, указанных в пункте 8 статьи 33 Устава муниципального образования «Город Кувшиново». На основании указанного решения с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 из бюджета городского поселения «Город Кувшиново» выплачены денежные средства в сумме <данные изъяты>. Указанное решение является незаконным по следующим основаниям. Гарантии депутату представительного органа местного самоуправления должны устанавливаться уставом поселения в соответствии с действующим законодательством, а размер компенсаций – нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, ст. 27 Закона Тверской области от 30 января 1997 года № 49 «О депутате представительного органа муниципального образования Тверской области»). В силу пункта 7 статьи 32 Устава муниципального образования «Город Кувшиново» депутаты Совета депутатов города имеют право на получение компенсаций из бюджета городского поселения на покрытие расходов, связанных с депутатской деятельностью. Размер компенсации, порядок и условия её выплаты определяются решением Совета депутатов города. Принятое 24 сентября 2013 года решение № 1-I устанавливает лишь размер ежемесячно выплачиваемой Главе города компенсации, не определяя при этом порядок и условия её выплаты. Компенсация не предполагает платежей в будущем, а производится за фактически произведённые расходы. Однако принятое Советом депутатов городского поселения «Город Кувшиново» решение устанавливает фиксированную, заранее определённую сумму, подлежащую выплате Главе города. Таким образом, указанные выплаты являются незаконным расходованием средств местного бюджета, выплаченные Главе города денежные средства могли быть использованы муниципальным образованием на цели, отвечающие интересам граждан, проживающих на территории поселения.
В процессе судебного разбирательства прокурор Кувшиновского района Тверской области отказался от исковых требований к Главе городского поселения «Город Кувшиново» ФИО3 и Совету депутатов городского поселения «Город Кувшиново» в части, касающейся признания незаконным решения Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I «Об утверждении порядка выплаты компенсации Главе городского поселения «Город Кувшиново» из бюджета городского поселения». Определением Кувшиновского районного суда Тверской области от 23 мая 2014 года принят частичный отказ прокурора Кувшиновского района Тверской области от иска.
В судебном заседании представитель заявителя Гуданова Е. В. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив также, что Глава города Кувшиново ФИО3 незаконно получал денежные средства, которые не являлись его заработной платой, так как он не работал на постоянной основе, поэтому их следует считать неосновательным обогащением. То обстоятельство, что данные денежные средства являлись средствами к существованию (в соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также правомерность получения этих денежных средств, ответчиками (Советом депутатов и ФИО3) не доказаны. При подписании решения Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I ФИО3 действовал недобросовестно, так как подписывал данное решение исключительно в своих личных интересах (в целях получения денежных средств), зная о том, что данное решение не рассматривалось и не принималось Советом депутатов в установленном порядке. На основании ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации денежные средства, составляющие неосновательное обогащение, подлежат возврату в бюджет муниципального образования.
Истец – Муниципальное учреждение администрация муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» – своего представителя в судебное заседание не направил, представил в суд заявление об отказе от исковых требований. Определением Кувшиновского районного суда Тверской области от 10 сентября 2014 года истцу отказано в принятии отказа от исковых требований, рассмотрение дела по существу продолжено.
Ранее (13 мая 2014 года) истцом представлены письменные объяснения (т. 1, л. д. 76), из которых следует, что администрация города Кувшиново является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского поселения «Город Кувшиново» и не контролирует деятельность Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново», в том числе соблюдение порядка при оформлении, издании и утверждении, а также вступлении в силу правовых актов Совета депутатов. Глава администрации города в пределах своих полномочий издаёт постановления местной администрации по вопросам местного значения, вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы Администрации города и не вмешивается в деятельность Совета депутатов.
Поскольку истец извещён надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со ст. 167 ГПК РФ. При этом суд не находит оснований для оставления заявления без рассмотрения (на основании ст. 222 ГПК РФ) ввиду неявки в судебное заседание по вторичному вызову истца, не просившего о разбирательстве дела в его отсутствие, по следующим причинам:
- требование о признании незаконным решения Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I, от которого прокурор отказался, по существу является требованием публично-правового характера, рассмотрение которого (при отсутствии спора о праве или связанных с ним требований имущественного характера) должно осуществляться по правилам глав 23 и 25 ГПК РФ (то есть в рамках производства по делам, возникающим из публичных правоотношений), а в соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Следовательно, данное требование подлежит рассмотрению судом по существу вне зависимости от явки в судебное заседание заявителя (истца);
- при рассмотрении требования о взыскании с ФИО3 денежных средств в бюджет муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново», от которого прокурор не отказывался, суд учитывает, что прокурор участвовал в судебном заседании, а в силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несёт все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Поскольку исковое заявление подано прокурором в защиту законных интересов муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» (то есть публично-правового образования, сфера законных интересов которого значительно шире, чем круг интересов Муниципального учреждения администрация муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» как юридического лица), суд исходит из того, что истец, обладающий всеми процессуальными правами, участвовал в судебном заседании в лице прокурора.
Ответчик – Глава городского поселения «Город Кувшиново» ФИО3 – в судебное заседание не явился, представил в суд письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя по доверенности ФИО2 Поскольку упомянутый ответчик извещён надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ФИО2, действующий на основании доверенности в интересах ответчика ФИО3, исковые требования не признал, просил применить к заявленному требованию о признании незаконным решения Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I «Об утверждении порядка выплаты компенсации Главе городского поселения «Город Кувшиново» из бюджета городского поселения» последствия пропуска 3-месячного срока обращения в суд, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ. Представитель ФИО2 также пояснил, что на основании решения Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I ФИО3 действительно выплачивалась денежная компенсация из бюджета городского поселения в размерах, указанных в исковом заявлении, размеры выплаченных сумм ФИО3 не оспариваются. В приложении № 1 к этому решению указано, что данная компенсация является компенсацией на покрытие расходов, связанных с депутатской деятельностью и исполнением обязанностей Главы города, определены порядок и условия её выплаты – ежемесячно в размере <данные изъяты>. Данные денежные средства выплачивались ФИО3 не как заработная плата по трудовому договору, а как компенсационная выплата за выполнение им работы по должности Главы города Кувшиново и депутата Совета депутатов. ФИО3 не нарушил ни федеральные, ни региональные нормы законодательства, он не приобретал имущество за счёт другого лица. Он занимается публичной деятельностью, трудится и должен получать вознаграждение за свой труд. В Российской Федерации запрещён принудительный труд, поэтому за выполняемую работу ФИО3 получал компенсационные выплаты, которые являются для него средством к существованию. Сумма компенсационных выплат не была придумана ФИО3, а установлена в таком же размере, в каком эту компенсацию получал прежний Глава города. В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение). Если бы ФИО3 хотел обогатиться, как это утверждает представитель прокуратуры, он бы мог определить себе сумму компенсации в 100000 рублей или более, однако этого он не собирался делать. В действующем законодательстве существуют нормативно-правовые акты и ненормативные акты. Решение Совета депутатов от 24 сентября 2013 года № 1-I не является нормативно-правовым актом, поэтому процедура его издания не нарушена, как утверждает прокурор. Кроме того, прокурор обвиняет ФИО3 в недобросовестности, так как он подписал решение, чтобы получать для себя компенсационные выплаты. Однако ФИО3 подписал решение коллегиального органа (Совета депутатов), это было не его личное решение, причём подписание решений Совета депутатов является его прямой обязанностью. Поэтому правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Ответчик – Совет депутатов городского поселения «Город Кувшиново» – своего представителя в судебное заседание не направил, каких-либо ходатайств не представил. Поскольку упомянутый ответчик извещён надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Ранее (23 мая 2014 года) упомянутым ответчиком представлены в суд письменные возражения относительно иска (т. 1, л. д. 175), из которых следует, что Совет депутатов городского поселения «Город Кувшиново» считает заявленный иск прокурора Кувшиновского района незаконным, доводы прокурора – надуманными и не основанными на нормах права. Ссылки прокурора на ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, ст. 27 Закона Тверской области от 30 января 1997 года № 49, ст. 32 Устава муниципального образования «Город Кувшиново» никак не подтверждают его позиции, а скорее опровергают. Вынесенное решение № 1-I от 24 сентября 2013 года «Об утверждении порядка выплаты компенсации Главе городского поселения «Город Кувшиново» из бюджета городского поселения» совершенно согласуется со всеми вышеперечисленными нормами права и ни в чём им не противоречит. В преамбуле самого решения прямо указано, что оно основано на п. 7 ст. 33 Устава муниципального образования «Город Кувшиново». Все попытки прокурора обосновать свои измышления о «предполагаемости платежей в будущем», о «фактически произведённых расходах», о «фиксированности» и так далее – не более чем фантазии. Ни в одной норме закона, указанной им же, ничего подобного нет. Прокурор оспаривает решение Совета депутатов, которое фактически не затрагивает и не нарушает никаких гражданских прав, это не нормативный правовой акт. В силу же ст. 254 ГПК РФ прокурор не наделён полномочиями оспаривания решений органов местного самоуправления. Подобные решения оспариваются исключительно гражданами или организациями. Ещё более странной выглядит попытка обосновать взыскание компенсационных выплат на основе ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, тогда как все выплаты Главе города осуществлялись на законном основании.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 8 сентября 2014 года (т. 2, л. д. 39-42) Совет депутатов городского поселения «Город Кувшиново» зарегистрирован в качестве юридического лица при создании 5 декабря 2005 года, в отношении него принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица от 1 августа 2014 года № (опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от 6 августа 2014 года №). Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, является Глава города Кувшиново ФИО3
Из решения Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1 «О главе города – председателе Совета Депутатов городского поселения «Город Кувшиново»» (т. 1, л. д. 20) усматривается, что Совет депутатов городского поселения «Город Кувшиново» III созыва избрал главой города – председателем Совета депутатов ФИО3
Из табелей учёта использования рабочего времени и расчёта заработной платы Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» за сентябрь 2013 года, октябрь 2013 года, ноябрь 2013 года, декабрь 2013 года, январь 2014 года, февраль 2014 года, март 2014 года (т. 1, л. <...>) усматривается, что за период с сентября 2013 года по март 2014 года производился учёт рабочего времени Главы города ФИО3 для целей расчёта заработной платы.
Из платёжной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ № (т. 1, л. <...>) усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ года ФИО3 выплачены денежные средства в сумме <данные изъяты>
Из платёжной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ № № (т. 1, л. <...>) усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ года ФИО3 выплачены денежные средства в сумме <данные изъяты>
Из платёжной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ № (т. 1, л. <...>) усматривается, что за ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выплачены денежные средства в сумме <данные изъяты>
Из платёжной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ № (т. 1, л. <...>) усматривается, что за ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выплачены денежные средства в сумме <данные изъяты>
Из платёжной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ года № (т. 1, л. <...>) усматривается, что за ДД.ММ.ГГГГ года ФИО3 выплачены денежные средства в сумме <данные изъяты>
Из платёжной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ года № (т. 1, л. <...>) усматривается, что за ДД.ММ.ГГГГ года ФИО3 выплачены денежные средства в сумме <данные изъяты>
Из платёжной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ года № (т. 1, л. <...>) усматривается, что за ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выплачены денежные средства в сумме <данные изъяты>
Из платёжной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ № № (т. 1, л. <...>) усматривается, что за ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выплачены денежные средства в сумме <данные изъяты>
Из платёжной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ № (т. 1, л. <...>) усматривается, что за ДД.ММ.ГГГГ года ФИО3 выплачены денежные средства в сумме ДД.ММ.ГГГГ.
Из платёжного поручения от ДД.ММ.ГГГГ № (т. 1, л. <...>) усматривается, что ФИО3 в качестве зарплаты выплачены денежные средства в сумме <данные изъяты>
Из платёжного поручения от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л. <...>) усматривается, что ФИО3 в качестве зарплаты выплачены денежные средства в сумме №.
Согласно информации Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 3 апреля 2014 года, адресованной прокурору Кувшиновского района и поступившей в прокуратуру 7 апреля 2014 года (т. 1, л. д. 68), Глава города получает компенсацию за счёт средств местного бюджета согласно решению Совета депутатов № 1-I от 24 сентября 2013 года.
Из решения Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I «Об утверждении порядка выплаты компенсации Главе городского поселения «Город Кувшиново» из бюджета городского поселения» (т. 1, л. д. 69-70) усматривается, что данное решение подписано Главой городского поселения «Город Кувшиново» ФИО3 и содержит следующий текст:
- текст решения:
«В соответствии с пунктом № 7 статьи 32 и пунктом № 7 статьи 33 Устава муниципального образования «Город Кувшиново» Совет депутатов городского поселения «Город Кувшиново» решил:
1. Выплачивать из бюджета городского поселения Главе города муниципального образования «Город Кувшиново» со дня вступления его в должность до вступления в законную силу решения о внесении изменений и дополнений в Устав МО «Город Кувшиново» статьи 32, 33 денежную компенсацию в размере, порядке и условиях, изложенных в приложении № 1.
2. Настоящее решение вступает в силу с момента подписания.»;
- текст приложения № 1 к решению:
«Выплачивать из бюджета городского поселения Главе города муниципального образования «Город Кувшиново» со дня вступления его в должность до вступления в законную силу решения о внесении изменений и дополнений в Устав МО «Город Кувшиново» статьи 33 ежемесячную денежную компенсацию в размере 46989-20 (сорок шесть тысяч девятьсот восемьдесят девять рублей 20 копеек) на покрытие расходов, связанных с депутатской деятельностью и исполнением обязанностей Главы города указанным в пункте 8 статьи 33 Устава МО «Город Кувшиново».».
Из Устава Муниципального образования город Кувшиново Кувшиновского района Тверской области, действующего в редакции решений Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 21 марта 2006 года № 33, от 5 октября 2007 года № 122, от 7 апреля 2008 года № 167, от 26 мая 2008 года № 188, от 10 июля 2009 года № 57, от 30 ноября 2010 года № 134 и от 19 апреля 2013 года № 239 (т. 1, л. д. 83-128), усматривается следующее:
- Совет депутатов города по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Тверской области, Уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского поселения, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов города и по иным вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Тверской области, уставом муниципального образования. Совет депутатов города принимает решения на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устава и законов Тверской области, иных правовых актов Тверской области, настоящего Устава. Право вносить проект решения в Совет депутатов города принадлежит депутатам Совета депутатов города, Главе города, Главе администрации города, прокурору Кувшиновского района, органам территориального общественного самоуправления, а также инициативным группам граждан городского поселения, обладающим избирательным правом. Проекты решений Совета депутатов города, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Совета депутатов города только по инициативе Главы администрации города или при наличии его заключения. Решения Совета депутатов города принимаются исключительно на его заседаниях. Решения Совета депутатов города, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов города, если иное не установлено федеральным законом. Решения, принятые Советом депутатов города, направляются Главе города для подписания и обнародования в течение 10 дней (ст. 31 Устава);
- депутаты Совета депутатов города имеют право на получение компенсаций из бюджета городского поселения на покрытие расходов, связанных с депутатской деятельностью. Размер компенсации, порядок и условия её выплаты определяются решением Совета депутатов города (п. 7 ст. 32 Устава);
- Глава города является высшим должностным лицом городского поселения и наделяется собственными полномочиями, установленными настоящим Уставом. Глава города организует деятельность Совета депутатов города и исполняет полномочия его председателя. Главой поселения может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста, установленного действующим законодательством, обладающий пассивным избирательным правом. Глава города подконтролен и подотчётен населению и Совету депутатов города. Глава города избирается на срок полномочий Совета депутатов города тайным голосованием из числа депутатов. Порядок избрания Главы города устанавливается настоящим Уставом и Регламентом Совета депутатов города. Глава городского поселения осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Главе города предоставляются дополнительные гарантии, компенсации и льготы, предусмотренные действующим законодательством за счёт средств местного бюджета и определённые правовыми актами органов местного самоуправления (пп. 1, 2 и 7 ст. 33 Устава);
- в систему муниципальных правовых актов городского поселения входят: Устав городского поселения; правовые акты, принятые на референдуме; нормативные и иные правовые акты Совета депутатов города; правовые акты Главы города, администрации города и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом городского поселения. Устав городского поселения и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории городского поселения. Иные правовые акты не должны противоречить Уставу городского поселения и правовым актам, принятым на местном референдуме. Совет депутатов города по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Тверской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского поселения, решение об удалении Главы города в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов города и по иным вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Тверской области, настоящим Уставом. Решения Совета депутатов города, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов города, если иное не установлено Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. Глава города в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями Совета депутатов города, издаёт постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов города, а также по иным вопросам, отнесённым к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, другими федеральными законами. Глава администрации города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Тверской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Совета депутатов города, издаёт постановления Администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области, а также распоряжения по вопросам организации работы Администрации города. Правовые акты Главы администрации города нормативного характера оформляются постановлением, ненормативного характера – распоряжением (ст. 40 Устава);
- муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу со дня их обнародования, если иное не установлено самим нормативным правовым актом. Муниципальные правовые акты могут быть также размещены в сети Интернет. Правовые акты Главы города вступают в силу после их подписания. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального обнародования. Муниципальные нормативные правовые акты Совета депутатов города о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Иные муниципальные правовые акты вступают в силу после их подписания, если этими актами не установлены иные сроки. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Тверской области. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц – органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Тверской области, – уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Тверской области) (ст. 41 Устава);
- муниципальные правовые акты нормативного характера подлежат официальному обнародованию. Обнародованием муниципальных правовых актов нормативного характера считается размещение их полных текстов, в пятидневный срок со дня подписания, на информационных стендах, размещённых в администрации города, центральной библиотеке города Кувшиново, где они должны находится в течение не менее 10 календарных дней со дня их обнародования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, размещаются на информационных стендах администрации города в день их подписания. Кроме того, муниципальные правовые акты нормативного характера размещаются на официальном сайте органов местного самоуправления города с целью своевременного и полного ознакомления с ними максимального количества жителей города. Обнародуемые муниципальные правовые акты подлежат регистрации в специальном журнале с указанием даты их размещения на информационных стендах (ст. 44 Устава).
Из Регламента Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново», утверждённого решением Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 16 ноября 2005 года № 11, действующего с изменениями от 27 марта и от 24 декабря 2009 года (т. 2, л. д. 43-54), усматривается следующее:
- проекты правовых нормативных актов, решений, других документов, повестки дня заседания Совета предоставляются ответственными за их подготовку Главе города – председателю Совета депутатов не позднее, чем за 7 дней до дня проведения заседания Совета депутатов, направляются депутатам не позднее, чем за 5 дней до проведения заседания Совета. В порядке исключения, по решению председателей постоянных комитетов, документы повестки дня заседания могут вручаться депутатам накануне или в день заседания Совета депутатов до начала его работы, или в процессе работы (ст. 35 Регламента);
- Совет депутатов принимает Устав города Кувшиново, поправки к нему, нормативные акты городского поселения и решения Совета депутатов исключительно на своих заседаниях. Решением Совета депутатов, среди прочего: регулируются вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Тверской области и Уставом города Кувшиново к ведению и полномочиям Совета депутатов как органа местного самоуправления; оформляются решения по вопросам, отнесённым Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Тверской области и Уставом города Кувшиново к ведению Совета депутатов (ст. 44 Регламента);
- решения Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» принимаются большинством голосов из числа депутатов, присутствующих на заседании Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» открытым (в том числе поимённым) или тайным голосованием. При голосовании по каждому вопросу депутат Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» имеет один голос, подавая его за или против принятия решения либо воздерживаясь от принятия решения. Депутат Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» лично осуществляет своё право на голосование. Допускается передача депутатом своего голоса другому депутату в связи с отсутствием на заседании Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» по обстоятельствам, имеющим исключительный характер (временная нетрудоспособность, направление в командировку и тому подобное) (ст. 45 Регламента);
- Устав города Кувшиново, поправки к Уставу принимаются решением Совета депутатов города Кувшиново большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Нормативные акты городского поселения города Кувшиново, изменения и дополнения к ним, проекты нормативных актов городского поселения принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов. Решения по процедурным вопросам принимаются большинством голосов депутатов Совета, присутствующих на заседании. К процедурным относятся вопросы: об изменениях в повестке дня, об утверждении повестки дня и порядка работы заседания; о проведении закрытого заседания; о перерыве в заседании или его переносе; о продолжительности докладов, информации и выступлений, о прекращении прений; о формах проведения голосования (рейтингового, поимённого, тайного, с использованием бюллетеней); о проведении повторного голосования; о возвращении к вопросам повестки дня и другие. Решения по процедурным вопросам не оформляются решениями Совета депутатов (ст. 49 Регламента);
- право нормотворческой инициативы в Совете депутатов принадлежит Главе города, главе администрации города, постоянному комитету Совета депутатов, депутатской фракции, группе депутатов Совета депутатов, депутату Совета депутатов, избирательной комиссии города Кувшиново. Нормативные акты, исходящие от общественных объединений и других органов, не обладающих правом нормотворческой инициативы, могут быть внесены в Совет депутатов субъектами нормотворческой инициативы, указанными в настоящей статье (ст. 51 Регламента);
- право нормотворческой инициативы осуществляется в форме внесения в Совет депутатов проектов нормативных актов, решений, изменений и дополнений (поправок) к ним (ст. 52 Регламента);
- необходимым условием внесения проекта правового акта в Совет депутатов в порядке нормотворческой инициативы является представление: текста проекта правового акта, принятие которого отнесено к компетенции Совета депутатов города Кувшиново; пояснительной записки к проекту, в которой обосновывается необходимость его принятия, даётся характеристика целей (задач), основных положений проекта, его места в системе нормативных актов и прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия, а также включаются другие сведения, необходимость которых предусматривается законодательством либо субъектом права нормотворческой инициативы; перечня нормативных правовых актов городского поселения город Кувшиново, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием вносимого проекта, предложений по подготовке и принятию нормативных правовых актов, необходимых для осуществления данного нормативного акта; финансово-экономического обоснования проекта в случае, когда его реализация потребует материальных и иных затрат; документа, выражающего решение субъекта права нормотворческой инициативы о внесении проекта правового акта; иных документов, если их представление предусмотрено нормативными актами городского поселения города Кувшиново или иными нормативными правовыми актами, обязательными для субъектов права нормотворческой инициативы (ст. 53 Регламента).
Согласно информации Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 9 сентября 2014 года (т. 2, л. д. 38) в Совете депутатов городского поселения «Город Кувшиново» III созыва все депутаты осуществляют свою деятельность на непостоянной основе, штатное расписание депутатов Совета не составлялось, трудовой договор между Советом депутатов городского поселения «Город Кувшиново» и ФИО3 не заключался.
Из апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 20 августа 2014 года по делу № (т. 2, л. д. 4-6) усматривается, что рассмотрено дело по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Кувшиновского районного суд Тверской области от 9 июня 2014 года, которым постановлено: признать недействующим решение Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I «Об утверждении порядка выплаты компенсации Главе городского поселения «Город Кувшиново» из бюджета городского поселения» со дня его принятия. Данным апелляционным определением отменено решение Кувшиновского районного суд Тверской области от 9 июня 2014 года. В апелляционном определении также указано, что, исходя из содержания оспариваемого правового акта (решения Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I) и характера регулируемых им правоотношений, суд апелляционной инстанции считает ошибочным суждение суда первой инстанции о том, что данный акт содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, и основанные на этих суждениях выводы о том, что данный акт органа местного самоуправления является нормативным правовым актом.
Из распечатки информации с интернет-сайта gorod-kuvshinovo.ru от 5 сентября 2014 года (т. 2, л. д. 7-14) усматривается, что решение Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I «Об утверждении порядка выплаты компенсации Главе городского поселения «Город Кувшиново» из бюджета городского поселения» на этом сайте не опубликовано.
Согласно справке помощника прокурора Кувшиновского района Лукина В. В от 16 мая 2014 года и прилагаемой к ней копии журнала «Правовые акты для обнародования» (т. 2, л. д. 20-23) 16 мая 2014 года помощником прокурора Кувшиновского района Лукиным В. В. проведена проверка ведения журнала регистрации обнародуемых правовых актов, принятых органами местного самоуправления городского поселения «Город Кувшиново». В результате проверки установлено, что в администрации города Кувшиново имеется журнал «Правовые акты для обнародования», который содержит сведения о постановлениях главы администрации городского поселения «Город Кувшиново», принятых за период с 10 апреля по 5 мая 2014 года. Сведений о решении Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I «Об утверждении порядка выплаты компенсации Главе городского поселения «Город Кувшиново» из бюджета городского поселения» в указанном журнале не имеется. Иные журналы, в которых регистрируются принятые муниципальные правовые акты с указанием даты их обнародования, отсутствуют.
Из протокола первого заседания Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» III созыва от 24 сентября 2013 года № 1 (т. 2, л. д. 16-19) усматривается, что указанное заседание состоялось ДД.ММ.ГГГГ, в этом заседании участвовал ФИО3 (в том числе как председательствующий на заседании после избрания Главой города – председателем Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново»). В ходе заседания Совет депутатов городского поселения «Город Кувшиново» слушал ФИО1., которая выступила с предложением о выплате в соответствии с Уставом муниципального образования «Город Кувшиново» компенсации расходов Главе города, связанных с депутатской деятельностью и исполнением обязанностей Главы города. По данному предложению (за выплату из бюджета городского поселения компенсации расходов Главе города, связанных с депутатской деятельностью и исполнением обязанностей Главы города) депутаты Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» голосовали: за – 13 человек, против – нет, воздержавшихся – нет.
Судом с достоверностью установлено и сторонами не оспаривается, что ФИО3 является выборным должностным лицом местного самоуправления – Главой городского поселения «Город Кувшиново», избранным из состава Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново», исполняющим полномочия его председателя, при этом свои полномочия (как в качестве главы муниципального образования, так и в качестве депутата и председателя представительного органа муниципального образования) ФИО3 в соответствии с Уставом Муниципального образования город Кувшиново Кувшиновского района Тверской области осуществляет на непостоянной основе.
В рамках настоящего дела суд (принимая во внимание частичный отказ прокурора Кувшиновского района Тверской области от иска) рассматривает по существу следующие исковые требования:
- требование Муниципального учреждения администрация муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» в защиту законных интересов муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» к Главе городского поселения «Город Кувшиново» ФИО3 и Совету депутатов городского поселения «Город Кувшиново» о признании незаконным решения Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I «Об утверждении порядка выплаты компенсации Главе городского поселения «Город Кувшиново» из бюджета городского поселения»;
- требование прокурора Кувшиновского района Тверской области и Муниципального учреждения администрация муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» в защиту законных интересов муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» к Главе городского поселения «Город Кувшиново» ФИО3 о взыскании в доход бюджета муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» денежных средств в сумме 275016 рублей 10 копеек.
Разрешая заявленные исковые требования, суд, с учётом их формулировки и приведённых сторонами доводов, считает необходимым в целях всестороннего и полного исследования обстоятельств дела в первую очередь проверить законность оспариваемого решения Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I «Об утверждении порядка выплаты компенсации Главе городского поселения «Город Кувшиново» из бюджета городского поселения» как по существу, так и с точки зрения соблюдения процедуры его принятия. Указанное решение проверяется судом на предмет его соответствия федеральному законодательству и законодательству Тверской области по вопросам местного самоуправления, а также Уставу Муниципального образования город Кувшиново Кувшиновского района Тверской области и другим муниципальным нормативным актам. При этом суд, руководствуясь пп. 2 и 3 ст. 61 ГПК РФ, исходит из установленного вступившим в законную силу судебным постановлением (апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 20 августа 2014 года по делу № 33-3075) обстоятельства того, что решение Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I не является нормативным правовым актом, а также учитывает следующие требования закона.
На основании чч. 1 и 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из положений Закона Тверской области от 27 февраля 1997 года № 54 «Об особенностях правового статуса лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области» усматривается следующее:
- лицом, замещающим муниципальную должность, является гражданин Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законодательством, непосредственно осуществляющий в установленном федеральными законами и законами Тверской области, уставом и правовыми актами муниципального образования порядке полномочия органов и выборных должностных лиц местного самоуправления за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счёт средств данного муниципального образования. Лицом, замещающим муниципальную должность, признаётся осуществляющий свои полномочия на постоянной профессиональной основе глава муниципального образования, избранный населением непосредственно либо представительным органом муниципального образования из своего состава, депутат представительного органа муниципального образования (п. 1, подп. «а» и «в» п. 2 ст. 1 данного Закона);
- органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральным законодательством определяют размеры и условия оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе (ст. 4 данного Закона);
- лицам, замещающим муниципальные должности, предоставляются гарантии, компенсации и льготы, предусмотренные федеральными законами, законами Тверской области для муниципальных служащих. Уставом муниципального образования лицам, замещающим муниципальные должности, могут быть предоставлены дополнительные гарантии (ст. 6 данного Закона).
В силу ст. 10 и 27 Закона Тверской области от 30 января 1997 года № 49 «О депутате представительного органа муниципального образования Тверской области» депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Депутату предоставляются гарантии, компенсации и льготы, предусмотренные федеральными законами, законами Тверской области. Уставом муниципального образования депутату могут быть предоставлены дополнительные гарантии. По решению представительного органа муниципального образования депутату могут производиться компенсационные выплаты, связанные с осуществлением депутатской деятельности.
Как видно из приведённых выше положений п. 7 ст. 32 и п. 7 ст. 33 Устава Муниципального образования город Кувшиново Кувшиновского района Тверской области, этот Устав (с учётом положений федерального законодательства и законодательства Тверской области) предполагает возможность предоставления следующих самостоятельных материальных гарантий и компенсаций выборным должностным лицам местного самоуправления:
- депутатам Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» – компенсаций из бюджета городского поселения на покрытие расходов, связанных с депутатской деятельностью, размер, порядок и условия выплаты которых определяются решением Совета депутатов;
- Главе городского поселения «Город Кувшиново» (Главе города) – дополнительных гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством за счёт средств местного бюджета и определённых правовыми актами органов местного самоуправления (без конкретизации таких гарантий и компенсаций).
Действующее законодательство отделяет гарантии и компенсации, предоставляемые депутатам представительных органов местного самоуправления, от гарантий и компенсаций, предоставляемых главам муниципальных образований, устанавливая, что материальные гарантии и компенсации депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, могут носить лишь характер компенсационных выплат (ст. 27 Закона Тверской области «О депутате представительного органа муниципального образования Тверской области»), а материальные гарантии и компенсации главам муниципальных образований могут иметь как характер оплаты труда, так и компенсационный характер, однако такие гарантии предоставляются только главам муниципальных образований, осуществляющим свои полномочия на постоянной профессиональной основе (ст. 1, 4 и 6 Закона Тверской области «Об особенностях правового статуса лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области»).
Из взаимосвязанных положений ст. 27 Закона Тверской области «О депутате представительного органа муниципального образования Тверской области» и п. 7 ст. 32 упомянутого Устава следует, что право на получение компенсаций из бюджета городского поселения на покрытие расходов, связанных с депутатской деятельностью (в случае, если размер такой компенсации, порядок и условия её выплаты определены решением Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново»), имеют в равной степени все депутаты Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново», а не только депутат, исполняющий полномочия председателя Совета депутатов и Главы города. Данная гарантия имеет характер исключительно компенсационной выплаты (а не выплаты постоянного характера, сходной с оплатой труда и имеющей фиксированный размер), так как её размер должен устанавливаться в зависимости от конкретных условий осуществления депутатской деятельности, предусмотренных соответствующим решением Совета депутатов (в том числе от фактически понесённых депутатами расходов), при этом осуществление таких расходов должно соответствовать требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации о целевом характере бюджетных средств.
Следовательно, порядок и условия выплаты компенсаций из бюджета городского поселения на покрытие расходов, связанных с деятельностью депутатов Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново», должен быть установлен решением Совета депутатов, которое определяло бы равные условия получения таких компенсаций для всех депутатов Совета депутатов и было бы рассчитано на неоднократное применение, то есть нормативным правовым актом Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново». Что касается решения Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I, оно, как было отмечено выше, не является нормативным правовым актом и, более того, не предусматривает равного права всех депутатов на получение компенсации понесённых ими расходов.
В свою очередь, Главе городского поселения «Город Кувшиново» на основании упомянутого Устава (п. 7 ст. 33) могут предоставляться только гарантии и компенсации, предусмотренные действующим законодательством, причём в приведённой норме Устава такие гарантии конкретно не названы. При этом Законом Тверской области «Об особенностях правового статуса лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области» предусмотрены гарантии и компенсации только для лиц, замещающих муниципальные должности и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, к категории которых Глава городского поселения «Город Кувшиново» ФИО3 не относится.
Необходимо отметить, что действующее законодательство, а также упомянутый Устав не предусматривают совмещения гарантий и компенсаций, предоставляемых выборным должностным лицам, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, с гарантиями и компенсациями, предоставляемыми выборным должностным лицам, работающим на постоянной основе, в форме какой-либо одной выплаты, производимой одному лицу (в том числе лицу, одновременно являющемуся главой муниципального образования и депутатом представительного органа муниципального образования), поскольку такие гарантии и компенсации имеют взаимоисключающий характер, являются различными по своему содержанию (устанавливаются либо в качестве оплаты труда, либо в качестве компенсации понесённых расходов) и по категориям лиц, которым они предоставляются. В данном же случае решением Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I фактически совмещены в виде одной выплаты гарантии и компенсации, установленные законом для выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих полномочия на постоянной и непостоянной основе, что недопустимо. Кроме этого, как видно из оспариваемого решения, Главе города установлена ежемесячная денежная компенсация в размере <данные изъяты> на покрытие расходов, связанных одновременно с депутатской деятельностью и исполнением обязанностей Главы города (при этом из данного решения непонятно, какая часть этой суммы выплачивается в связи с депутатской деятельностью, а какая – в связи с исполнением обязанностей Главы города).
Таким образом, в нарушение приведённых требований законодательства и упомянутого Устава решение Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I, не являясь нормативным правовым актом, предоставляет материальные гарантии и компенсации лишь одному депутату Совета депутатов, исполняющему полномочия Главы городского поселения «Город Кувшиново», в ущерб равенству прав всех депутатов Совета депутатов, а также предоставляет материальные гарантии и компенсации Главе городского поселения «Город Кувшиново», не предусмотренные законом для выборных должностных лиц, осуществляющих полномочия на непостоянной основе.
Проверяя соблюдение процедуры принятия оспариваемого решения, суд принимает во внимание следующие нормативные требования:
- чч. 1 и 2 ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты;
- пп. 4 и 5 ст. 31 Устава Муниципального образования город Кувшиново Кувшиновского района Тверской области, согласно которым проекты решений Совета депутатов города, предусматривающие осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Совета депутатов города только по инициативе Главы администрации города или при наличии его заключения. Решения Совета депутатов города принимаются исключительно на его заседаниях;
- ст. 35, 52 и 53 Регламента Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново», из которых усматривается, что проекты правовых актов, решений Совета депутатов (как нормативного, так и ненормативного характера) предоставляются депутатам не позднее, чем за 5 дней до проведения заседания Совета депутатов (а в порядке исключения – накануне или в день заседания Совета депутатов), необходимым условием внесения в Совет депутатов проекта решения является представление в Совет депутатов текста проекта, пояснительной записки и финансово-экономического обоснования к нему, а также других необходимых документов.
Судом установлено, что решение Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I подписано Главой городского поселения «Город Кувшиново» ФИО3 Вместе с тем, как видно из протокола заседания Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1, проект указанного решения на голосование депутатов не ставился, депутаты голосовали только по предложению ФИО1. о выплате в соответствии с Уставом муниципального образования «Город Кувшиново» компенсации расходов Главе города, связанных с депутатской деятельностью и исполнением обязанностей Главы города, и данное предложение было единогласно одобрено депутатами. Из содержания упомянутого протокола заседания видно, что на этом заседании депутатам не были предоставлены ни текст проекта этого решения, ни пояснительная записка к нему, ни его финансово-экономическое обоснование, ни заключение Главы администрации города по данному проекту (в частности, по вопросу об осуществлении расходов из средств местного бюджета на основании такого решения). Доказательств обратного ответчиками (Главой городского поселения «Город Кувшиново» ФИО3 и Советом депутатов городского поселения «Город Кувшиново»), обязанными в соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ доказать законность оспариваемого решения, не представлено.
Основываясь на положениях закона и муниципальных правовых актов, регламентирующих процедуру принятия решений Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново», суд считает, что в данном случае имело место существенное нарушение процедуры принятия решений Совета депутатов, которое не может быть восполнено одобрением в результате голосования депутатов устного предложения, выдвинутого на заседании Совета депутатов. По убеждению суда, одобрение Советом депутатов такого устного предложения могло лишь являться основанием (в соответствии с требованиями Устава Муниципального образования город Кувшиново Кувшиновского района Тверской области и Регламента Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново») для разработки соответствующего проекта решения и внесения его на рассмотрение Совета депутатов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Главой городского поселения «Город Кувшиново» ФИО3 подписан текст решения от 24 сентября 2013 года № 1-I, который не вносился на рассмотрение Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново», не рассматривался и не принимался Советом депутатов городского поселения «Город Кувшиново» в установленном порядке.
Таким образом, оспариваемое решение не соответствует требованиям законодательства как по его содержанию, так и с точки зрения соблюдения процедуры его принятия, в связи с чем должно быть признано незаконным.
По данному исковому требованию суд рассматривает заявление представителя ответчика ФИО2 о применении последствий пропуска 3-месячного срока обращения в суд, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как видно из материалов дела, решение Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I не было опубликовано или обнародовано официально для всеобщего сведения. Прокурору, заявившему требование о признании этого решения незаконным, стало известно об этом решении из информации Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 3 апреля 2014 года (с приложением копии этого решения), фактически поступившей в прокуратуру 7 апреля 2014 года. Исковое заявление подано прокурором в суд 24 апреля 2014 года, то есть с соблюдением установленного законом 3-месячного срока. Последующий отказ прокурора от заявленного требования о признании этого решения незаконным не влияет на исчисление срока, установленного ст. 256 ГПК РФ, поскольку при первоначальной подаче искового заявления данный срок был соблюдён. В связи с этим заявление представителя ответчика о применении последствий пропуска срока обращения в суд подлежит отклонению.
Рассматривая заявленные требования о взыскании с ФИО3 в доход бюджета муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» денежных средств, суд учитывает, что указанные денежные средства выплачивались ответчику на основании решения Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I «Об утверждении порядка выплаты компенсации Главе городского поселения «Город Кувшиново» из бюджета городского поселения», которое является незаконным. Иные муниципальные правовые акты, принятые и обнародованные в установленном порядке, которыми регламентировалось бы предоставление таких компенсаций (за исключением Устава Муниципального образования город Кувшиново Кувшиновского района Тверской области, содержащего отсылочные нормы о возможности предоставления подобных компенсаций на основании решений Совета депутатов и других правовых актов органов местного самоуправления), отсутствуют. Следовательно, денежные выплаты, произведённые ФИО3 на основании решения от 24 сентября 2013 года № 1-I за счёт средств бюджета муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново», были произведены незаконно.
Судом с достоверностью установлено и сторонами не оспаривается, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 за счёт бюджета муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» были выплачены по платёжным ведомостям и платёжным поручениям денежные средства на общую сумму <данные изъяты>. Данных о том, что при производстве этих выплат были допущены какие-либо счётные ошибки, у суда не имеется.
В силу ст. 1102 и 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 этого Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60 упомянутого Кодекса (об обязательствах вследствие неосновательного обогащения), применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Указанные правила подлежат применению также к требованиям о возмещении вреда, в том числе причинённого недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре. В случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбережённое имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения (п. 1 ст. 1104 и п. 1 ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 1109 названного Кодекса не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Проверяя наличие законных оснований для взыскания с ФИО3 денежных средств, суд исходит из того, что выплаченные ему денежные средства не относятся к заработной плате и приравненным к ней платежам, пенсиям, пособиям, стипендиям, возмещению вреда, причинённого жизни или здоровью, алиментам и иным денежным суммам, предоставленным гражданину в качестве средства к существованию, в силу следующих установленных по делу обстоятельств:
- ФИО3 осуществляет полномочия Главы городского поселения «Город Кувшиново» и депутата Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» на непостоянной основе, вследствие чего ему не могут производиться оплата труда и иные выплаты постоянного характера, предусмотренные Законом Тверской области «Об особенностях правового статуса лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области»;
- компенсационные выплаты, предусмотренные ст. 27 Закона Тверской области «О депутате представительного органа муниципального образования Тверской области» и п. 7 ст. 32 Устава Муниципального образования город Кувшиново Кувшиновского района Тверской области, могут производиться лишь для покрытия фактически понесённых расходов, которые не имеют постоянного характера, причём условия компенсации этих расходов должны быть предусмотрены соответствующим решением (нормативным правовым актом) Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново», каковое в настоящее время отсутствует.
Доводы представителя ответчика ФИО2 о том, что произведённые ФИО3 денежные выплаты являются вознаграждением за его труд в должности Главы города Кувшиново, суд отклоняет как явно необоснованные, поскольку они противоречат требованиям упомянутых законов Тверской области.
Кроме того, суд учитывает, что выплата ФИО3 денежных средств за счёт местного бюджета стала возможной в результате его собственных неправомерных действий, выразившихся в подписании им незаконного решения Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I, поскольку он подписал указанное решение, заведомо зная (как лицо, присутствовавшее на заседании Совета депутатов, состоявшемся 24 сентября 2013 года) о том, что это решение не рассматривалось и не принималось Советом депутатов в установленном порядке, и действуя при этом в своих собственных интересах, направленных на получение денежных выплат.
Наряду с изложенными обстоятельствами необходимо особо отметить, что ответчиками (Главой городского поселения «Город Кувшиново» ФИО3 и Советом депутатов городского поселения «Город Кувшиново») не представлено никаких доказательств, подтверждающих фактически понесённые ФИО3 расходы, компенсация которых могла бы ему производиться по решению Совета депутатов.
По смыслу ч. 1 ст. 56 и ч. 1 ст. 68 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Объяснения сторон об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, не представляет доказательства суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
С учётом приведённых требований закона и установленных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что расходы, связанные с депутатской деятельностью и исполнением обязанностей Главы города, ФИО3 фактически не понесены, а действия ФИО3, направленные на получение компенсации таких расходов, не могут быть признаны добросовестными в том смысле, в каком это предусмотрено в п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вследствие этого денежные средства в сумме 275016 рублей 10 копеек, полученные ФИО3 за счёт бюджета муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново», следует рассматривать как неосновательное обогащение, подлежащее возвращению в доход бюджета.
Таким образом, рассматриваемые по настоящему делу исковые требования подлежат полному удовлетворению.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков. Ввиду того, что ответчики (Глава городского поселения «Город Кувшиново» ФИО3 и Совет депутатов городского поселения «Город Кувшиново») включены на основании ст. 28 Устава Муниципального образования город Кувшиново Кувшиновского района Тверской области в структуру органов местного самоуправления, государственная пошлина в рамках возмещения судебных расходов, понесённых в связи с рассмотрением дела (ст. 103 ГПК РФ), взысканию с указанных лиц не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту законных интересов муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» к Главе городского поселения «Город Кувшиново» ФИО3, а также исковые требования Муниципального учреждения администрация муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» в защиту законных интересов муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» к Главе городского поселения «Город Кувшиново» ФИО3 и Совету депутатов городского поселения «Город Кувшиново» удовлетворить.
Признать незаконным решение Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 24 сентября 2013 года № 1-I «Об утверждении порядка выплаты компенсации Главе городского поселения «Город Кувшиново» из бюджета городского поселения».
Взыскать с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход бюджета муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» денежные средства в сумме <данные изъяты>
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кувшиновский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья С. А. Кулаков
Мотивированное решение составлено 15 сентября 2014 года.
Судья С. А. Кулаков