Мотивированное решение составлено 10 сентября 2018 года. Дело № 2-436/2018 УИД № 66RS0036-01-2018-000552-58 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 04 сентября 2018 года город Кушва Кушвинский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Сединкина Ю.Г., при секретаре Ловуновой И.Л., рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Собениной Наталии Юрьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области о возложении обязанности произвести корректировку индивидуального лицевого счета истца, производстве перерасчета пенсии, установлении размера пенсии, взыскании недополученной суммы пенсии, компенсации морального вреда, упущенной выгоды, УСТАНОВИЛ: Собенина Н.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области о понуждении к корректировке сведений индивидуального лицевого счета в части сведений о начисленных страховых взносах, перерасчете пенсии, установлении размера пенсии, взыскании недополученной суммы пенсии. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ истцу в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначена пенсия как инвалиду 3 группы. С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пп.1 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» была назначена трудовая пенсия по старости как матери инвалида с детства. Пенсия выплачивалась с нарушением законодательства, индексация и учет страховых взносов работающего пенсионера производились не в полном объеме (занижались). С размером выплачиваемой пенсии она не согласна. Согласно произведенным ею расчетам размер назначенной и выплачиваемой ей пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ должен составлять 18 517 рублей, однако ей выплачивается пенсия в размере 17 170 рублей 83 копейки. Ответчиком нарушено право истца на получение пенсии в размере который соответствует ее трудовому стажу. Общий трудовой стаж был посчитан по данным трудовой книжки, сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица и материалам пенсионного дела. Трудовой стаж составил 40 лет 2 месяца 12 дней. При анализе страховых взносов, отражённых в выплатном деле, истец обнаружила расхождения с суммами, которые должны быть согласно выплатным листам. Страховые взносы должны быть больше, следовательно, ежегодные добавки к пенсии работающего пенсионера также должны были быть больше, что позволяет истцу требовать от ответчика произвести изменения по учету страховых взносов в период с 2003 по 2012 годы и привести учетные данные в соответствие с законом, а именно учесть не вовремя отраженные или заниженные данные по страховым взносам, расчетным путем получить новые данные и отразить их на лицевом счете. А также произвести перерасчет пенсии, которая выплачивалась в этот период с неверной индексацией и неверными страховыми взносами. С учетом уточнённых исковых требований просила суд возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области обязанность произвести корректировку ее индивидуального лицевого счета в части сведений о начисленных страховых взносах на страховую часть трудовой пенсии путем указания в лицевом счете страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, подлежащих начислению страхователем исходя из фактически начисленной заработной платы. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области произвести перерасчет пенсии с учетом новых данных по страховым взносам с применением всех индексаций и надбавок начиная с 01.08.2003 из расчета стажевого коэффициента 0,68 и данных о начисленных, но не выплаченных работодателем страховых взносов за период с 2003 по 2014 годы, с применением коэффициента при назначении пенсии – 1,08. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области начислить и выплачивать Собениной Н.Ю. начиная с 01.08.2018 пенсию в размере 13 334 рубля 42 копейки (без учета суммы ЕДВ). Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области в пользу Собениной Н.Ю. недополученную сумму пенсии за период с 01.08.2003 по 30.07.2018 в размере 57 783 рубля 71 копейка. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области в пользу Собениной Н.Ю. компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области в пользу Собениной Н.Ю. упущенную выгоду в размере 4143 рубля 10 копеек. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области в пользу Собениной Н.Ю. расходы по оплате юридических услуг в сумме 2 000 рублей. Истец Собенина Н.Ю., а также ее представитель /-/ в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области /-/ в судебном заседании исковые требования Собениной Н.Ю. не признала. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Собениной Н.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была установлена 3 группа инвалидности, что подтверждается выпиской из акта освидетельствования МСЭ-004 №, выданной Бюро государственной службы МСЭ. На основании личного заявления Собениной Н.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ№ и на основании статьи 8 и подпункта 2 пункта 4 статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 173-ФЗ) ей была назначена трудовая пенсия по инвалидности. С ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления Собениной Н.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 7 ст. 19, подп. 1 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ была назначена трудовая пенсия по старости. Размер пенсии по старости определяется в соответствии со ст. 17 и 30 ФЗ № 173-ФЗ. В соответствии с п. 11 ст. 17, названного закона размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле: П = БЧ + СЧ, где БЧ — базовая часть, размер которой определен в соответствии с пунктом 1 статьи 15 и на дату назначения был установлен с учетом одного нетрудоспособного члена семьи (сына, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, учащийся до 23 лет) в размере 797,36 руб. СЧ — страховая часть, размер которой определяется по формуле: СЧ = ПК/Т, где ПК — сумма пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается страховая часть трудовой пенсия по старости, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ год. (условно обозначим его ПКДД.ММ.ГГГГ); Т — ожидаемый период выплаты, продолжительность которого определяется в соответствии с п. 1 ст. 32 ФЗ № 173-ФЗ, и на ДД.ММ.ГГГГ установлен продолжительностью 150 месяцев. Для определения размера данного вида пенсии так же учитываются: страховой стаж выработанный по ДД.ММ.ГГГГ. На дату назначения пенсии в стаж зачтено 32 года 09 месяцев 06 дней, в том числе: 02 года 09 месяцев 06 дней — учеба. На размер пенсии период обучения не влияет и засчитана в стаж лишь для определения права на трудовую пенсию по старости. 28 лет 05 месяцев 22 дня — периоды работы по ДД.ММ.ГГГГ. Из полных лет определяется стажевый коэффициент; 01 год 07 месяцев 07 дней — периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ на размер пенсии не влияет и засчитываются в стаж лишь для определения права на трудовую пенсию по старости. Отношение среднемесячной заработной платы застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по стране за один и тот же период (Зп/Зст). Страховые взносы, начисленные работодателем для перечисления в Пенсионный фонд и отраженные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Выше названные параметры у каждого гражданина индивидуальны, кроме них в расчете пенсии учитываются параметры одинаковые для всех: 450,00 – сумма базовой части, установленная пунктом 1 статьи 14 ФЗ № 173-ФЗ, на 01.01.2002 1671,00 – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации, утвержденная Правительством Российской Федерации и используемая для исчисления размеров государственных пенсий. Страховой стаж на ДД.ММ.ГГГГ истца составляет 28 лет 05 месяцев 22 дня. Из его полных лет определен стажевый коэффициент. В соответствии с п. 3 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ, стажевый коэффициент за 15 требуемых лет для женщин, имеющих ребенка инвалида, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год, выработанный сверх требуемого, и не может составлять более 0,75. Таким образом, стажевый коэффициент составляет 0,68 (0,55 за требуемых лет + 0,13 за выработанный сверх требуемого). Отношение среднемесячной заработной платы гражданина к среднемесячной заработной плате по стране определено за период ДД.ММ.ГГГГ — ДД.ММ.ГГГГ (12 мес.) и фактически составляет 1,777, но в на основании п. 2 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ ограничено 1,2. Сумма начисленных страховых взносов на ДД.ММ.ГГГГ составила 8062,32 руб. В соответствии с нормами абз. 3 п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2002 № 407 в расчетный пенсионный капитал, включаются поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределенные по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов. Сумма поступивших страховых взносов подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. По сведениям индивидуального лицевого счета на лицевом счета истицы на 01.08.2003 имелась сумма уплаченных страховых взносов 8 062,32 рубля, что подтверждается информацией из базы данных «АРМ Занас», которая использовалась в период назначения пенсии истицы. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица содержит информацию, загруженную на ИЛС последней). Сумма начисленных страховых взносов 8 433,49 рубля стала применяться для расчета размера пенсионного капитала после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 9-П. То есть до этой даты применение суммы начисленных страховых взносов при назначении пенсии не соответствовало бы законодательству. Таким образом, в расчетах указанная сумма применена истцом незаконно. Истцом приводятся расчеты с применением расчетных данных определенных ею в разрез пенсионному законодательству, поэтому размер пенсии приведенный в её расчетах не соответствует нормам закона. В уточнении исковых требований Собенина Н.Ю. просит произвести корректировку индивидуального лицевого счета в части сведений о начисленных страховых взносах на страховую часть трудовой пенсии путем указания в лицевом счете страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, подлежащим начислению страхователем исходя из фактически начисленной заработной платы, а не исходя из которой начислил страховые взносы страхователь. Управление считает данное требование не подлежащему удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 №9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которое вступило в силу 10.07.2007, размер трудовой пенсии начисляется с учетом страховых взносов начисленных работодателем для дальнейшего перечисления в ПФР. Гражданам, которым пенсия назначалась ранее и которые на ДД.ММ.ГГГГ являлись получателями трудовой пенсии в мае 2008 года (к этой дате была реализована техническая работа программного комплекса), был выполнен перерасчет размера трудовой пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ размер трудовой пенсии стал определятся с учетом начисленных страховых взносов. Размер пенсии Собениной Н.Ю. был пересчитан и стал составлять 3 253,12 рублей. В июне 2008 года к выплате была начислена пенсия с учетом перерасчета в размере 4 272, 40 рублей и разовая доплата за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в размере 102.75 рублей. Пересмотр размера страховой части назначенных трудовых пенсий с учетом периодов, за которые не уплачивались страховые взносы, должен осуществляться с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента провозглашения Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 10.07.2007 № 9-П. Пенсионным фондом при назначении пенсии применен стажевый коэффициент 0,68, размер пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истцом не оспаривается, признала, что при назначении пенсии Пенсионным фондом применен стажевый коэффициент 0,68, размер пенсии на ДД.ММ.ГГГГ верный. Коэффициенты индексации являются одной из неотъемлемых составляющих при определении размера расчетного пенсионного капитала, и при неверном их применении неверным был бы размер пенсии в целом, но истец признал, что размер пенсии верный, значит и коэффициент индексации не может быть 1,078. При росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6 % индексация проводится 1 раз в 3 месяца с 1 числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября. При меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6 % за каждое полугодие индексация проводится – 1 раз в 6 месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась квартальная индексация. В случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6 % индексация проводится – 1 раз в год с 1 февраля, если в течение года не проводилась квартальная и полугодичная индексация. Решения об индексации пенсионного расчетного капитала принимаются путем издания постановлений Правительства Российской Федерации. Из изложенного следует, что расчетный пенсионный капитал индексируется с 01 января каждого календарного года на индексы, утвержденные определенными постановлениями. Истец необоснованно применил сроки и коэффициенты индексации, применяемые при индексации уже назначенных пенсий, что привело к завышению расчетного пенсионного капитала и размера пенсии в целом. Так как размер пенсии, определенный истцом не соответствует нормам пенсионного законодательства, то и требования 4 не подлежит удовлетворению. Кроме того, истец располагая полной информацией о начисленных страховых взносах о расчете размера пенсии, о начисленных и выплаченных суммах пенсии, при определении суммы недополученной суммы пенсии занизила суммы начисленной и выплаченной пенсии. С требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, а также судебных расходов ответчик также не согласен. В удовлетворении исковых требований Собениной Н.Ю. просила отказать в полном объеме. Представитель ответчика /-/ в судебном заседании поддержала позицию и доводы представителя /-/ Заслушав истца, его представителя, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам. Частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии с п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии, но не позднее 2013 года. В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании личного заявления Собениной Н.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании ст.8 и подп. 2 п. 4 ст. 19 ФЗ № 173-ФЗ истцу была назначена трудовая пенсия по инвалидности. Размер пенсии был определен в соответствии с нормами статей 15 и 30 ФЗ № 173-ФЗ. С ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления Собениной Н.Ю. от 09.07.2003 №, в соответствии с п. 7 ст. 19, подп. 1 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ была назначена трудовая пенсия по старости. Разрешая исковые требования Собениной Н.Ю. в части возложения на ответчика обязанности произвести изменения по учету страховых взносов в период с 2003 по 2012 годы и привести учетные данные в соответствие с законом, а именно учесть не вовремя отраженные или заниженные данные по страховым взносам, расчетным путем получить новые данные и отразить их на лицевом счете, суд исходит из следующего. В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ №173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Согласно п. 1 ст. 10 ФЗ №173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Обязанность по страхованию работника по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд, возложено на страхователя (пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ №167-ФЗ). На основании п. 2 ст. 13 ФЗ №167-ФЗ страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать трудовые пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета. В силу ст. 2 ФЗ №173-ФЗ расчетный пенсионный капитал - это учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии. Статья 20 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 №167-ФЗ устанавливает, что расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета. Согласно п. 5 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2002 №407, в составе расчетного пенсионного капитала учитываются суммы страховых взносов, поступившие в Фонд за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии в течение всего периода, предшествующего назначению или перерасчету пенсии. Пунктом 7 указанных Правил установлено, что включение в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сумм страховых взносов, поступивших в Фонд от страхователей, производится по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы Фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах Фонда данных о суммах начисленных страховых взносов и суммах страховых взносов, поступивших в Фонд за календарный год. При этом осуществляется учет фактически поступивших в Фонд сумм страховых взносов. Поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов. Вместе с тем Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 №9-П положения абзаца третьего данного пункта признаны противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части. В данном Постановлении указано, что федеральному законодателю в целях обеспечения в этих случаях права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию надлежит установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя. Впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции Российской Федерации и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета. Из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 №9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10.07.2007), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем. При этом в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2007 №798-О-О «По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года №9-П» указывается на то, что из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 №9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10.07.2007). Суд, исходя из приведенных норм права с учетом установленных обстоятельств, исходит из того, что на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по перечислению страховых сумм в Пенсионный фонд Российской Федерации. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель не предусмотрел достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права. Из материалов дела следует, что в период трудовой деятельности истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодателем не в полном объеме выплачивались страховые взносы, что не оспаривалось представителем ответчика. В обоснование своих возражений представитель ответчика пояснила, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 №9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которое вступило в силу с 10.07.2007, размер трудовой пенсии начисляется с учетом страховых взносов начисленных работодателем для дальнейшего перечисления в ПФР. Гражданам, которым пенсия назначалась ранее и которые на 10.07.2007 являлись получателями трудовой пенсии в мае 2008 года (к этой дате была реализована техническая работа программного комплекса), был выполнен перерасчет размера трудовой пенсии. С 10.07.2007 размер трудовой пенсии стал определятся с учетом начисленных страховых взносов. Размер пенсии Собениной Наталии Юрьевне был пересчитан и стал составлять 3 253,12 рублей. В июне 2008 года к выплате была начислена пенсия с учетом перерасчета в размере 4 272, 40 руб. и разовая доплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 102.75 рублей. При этом перерасчет размера пенсии истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не производился. Суд находит позицию ответчика неверной. При рассмотрении дела суд пришел к выводу о наличии у ответчика сведений о сумме страховых взносов, подлежащих поступлению в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости при ее назначении Собениной Н.Ю. По смыслу содержания приведенных судебных актов Конституционного Суда Российской Федерации речь идет об осуществлении подсчета страхового стажа застрахованных работников и определении размера страховой части их трудовой пенсии с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности, включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10.07.2007), но не ранее чем с момента вступления в силу ФЗ №173-ФЗ, то есть не ранее чем с 01.01.2002. Таким образом, требования Собениной Н.Ю. о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области обязанности произвести Собениной Н.Ю. перерасчет размера страховой пенсии с учетом начисленных страховых взносов за период с 01.08.2003 по 10.07.2007 и производстве данной выплаты подлежат удовлетворению. В силу ст. 2 ФЗ № 173-ФЗ расчетный пенсионный капитал - это учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии. Статья 20 ФЗ № 167-ФЗ устанавливает, что расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета. Согласно пункту 5 Правил учета страховых взносов, включаемых в, расчетный пенсионный капитал, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2002 № 407, в составе расчетного пенсионного капитала учитываются суммы страховых взносов, поступившие в Фонд за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии в течение всего периода, предшествующего назначению или перерасчету пенсии. Пунктом 7 указанных Правил установлено, что включение в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сумм страховых взносов, поступивших в Фонд от страхователей, производится по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы Фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах Фонда данных о суммах начисленных страховых взносов и суммах страховых взносов, поступивших в Фонд за календарный год. При этом осуществляется учет фактически поступивших в Фонд сумм страховых взносов. Поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов. Обязанность по страхованию работника по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд, возложено на страхователя (п. 2 ст. 14 ФЗ № 167-ФЗ). Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в полном объеме учтены страховщиком на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Собениной Н.Ю., доказательств обратного стороной истца не представлено. В связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований о производстве корректировки ее индивидуального лицевого счета в части сведений о начисленных страховых взносах на страховую часть трудовой пенсии путем указания в лицевом счете страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, подлежащих начислению страхователем исходя из фактически начисленной заработной платы у суда не имеется. Суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Собениной Н.Ю. о производстве перерасчета пенсии с применением коэффициента при назначении пенсии – 1,08; о начислении и выплате Собениной Н.Ю. начиная с ДД.ММ.ГГГГ пенсии в размере 13 334 рубля 42 копейки (без учета суммы ЕДВ); о взыскании в пользу Собениной Н.Ю. недополученной суммы пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 57 783 рубля 71 копейка по следующим основаниям. Статьей 20 ФЗ №167-ФЗ установлено, что индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с ч. 6 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данной нормой установлен порядок индексации страховой части трудовой пенсии, который заключается в следующем. При росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6 процентов индексация проводится один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября. При меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6 процентов за каждое полугодие индексация проводится - один раз в шесть месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась квартальная индексация. В случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6 процентов индексация проводится - один раз в год с 1 февраля, если в течение года не проводилась квартальная и полугодичная индексация. Коэффициент и периодичность индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период. Кроме взаимозависимости коэффициента индексации от ценовой политики, он также связан с размером среднемесячной заработной платы. В том случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в этом же году, то с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и указанным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (с учетом ранее произведенной индексации) не может превышать индекс роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Решения об индексации пенсионного расчетного капитала принимаются путем издания постановлений Правительства Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2003 № 152 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 01.04.2003 страховой части трудовой пенсии и коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала» был утвержден коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 01.01.2002, в размере 1,307. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2004 №141 коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 01.01.2003, утвержден в размере 1,177. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 №417 коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 01.01.2004, утвержден в размере 1,114. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 №166 коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 01.01.2005, утвержден в размере 1,127. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2007 №183 коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 01.01.2006, утвержден в размере 1,16. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2008 №205 коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 01.01.2007, утвержден в размере 1,204. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2009 №248 коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 01.01.2008, утвержден в размере 1,269. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2010 №168 коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 01.01.2009, утвержден в размере 1,1427. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2011 №255 коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 01.01.2010, утвержден в размере 1,088. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2012 №238 коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 01.01.2011, утвержден в размере 1,1065. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2013 №263 коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 01.01.2012, утвержден в размере 1,101. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2014 №240 коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 01.01.2013, утвержден в размере 1,083 Истцом для расчетов приняты Постановления Правительства Российской Федерации, которыми утвержден коэффициент индексации не расчетного пенсионного капитала, а страховой части трудовой пенсии. Расчетный пенсионный капитал индексируется с 01 января каждого календарного года на индексы, утвержденные определенными постановлениями. В связи с чем истцом необоснованно применены сроки и коэффициенты индексации, применяемые при индексации уже назначенных пенсий, что привело к завышению расчетного пенсионного капитала и размера пенсии в целом. Исковые требования Собениной Н.Ю. о взыскании с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Согласно правовой позиции, изложенной в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» от 11.12.2012 № 30, поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется. Причинение морального вреда истец обосновывает несвоевременным назначением и выплатой пенсии, то есть связывает с нарушением ее имущественных интересов. Законом возможность компенсации морального вреда в таких случаях не предусмотрена. Правовых оснований для удовлетворения исковых требований Собениной Н.Ю. о взыскании с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области упущенной выгоды в размере 4143 рубля 10 копеек, так же не имеется. Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. В соответствии с ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Расходы истца на оказание юридических услуг подтверждаются представленной в материалы дела копией квитанции <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Собенина Н.Ю. оплатила услугу по составление искового заявления в размере 2 000 рублей. Взысканию с ответчика подлежат расходы истца на оплату юридических услуг в сумме 333 рубля 34 копейки пропорционально удовлетворенным требованиям. В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец была освобождена, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Истец освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче иска на основании пп. 5 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим суд взыскивает с ответчика, который не освобожден в силу закона от уплаты государственной пошлины, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Собениной Наталии Юрьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области о возложении обязанности произвести корректировку индивидуального лицевого счета истца, производстве перерасчета пенсии, установлении размера пенсии, взыскании недополученной суммы пенсии, компенсации морального вреда, упущенной выгоды – удовлетворить частично. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области произвести Собениной Наталии Юрьевне перерасчет размера страховой пенсии с учетом начисленных страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и произвести выплату. В удовлетворении остальных исковых требований Собениной Наталии Юрьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области о возложении обязанности произвести корректировку индивидуального лицевого счета истца, производстве перерасчета пенсии, установлении размера пенсии, взыскании недополученной суммы пенсии, компенсации морального вреда, упущенной выгоды – отказать. Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области в пользу Собениной Наталии Юрьевны расходы на оплату услуг представителя в размере 333 рубля 34 коп. Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей. На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через канцелярию Кушвинского городского суда Свердловской области. Судья Сединкин Ю.Г. |