Дело № 2-9023/2023
45RS0026-01-2023-009948-68
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2023 года г. Курган
Курганский городской суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Аброськина С.П.,
при секретаре Лейченок Д.Д.,
с участием истца Литвинова А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Литвинова Артема Борисовича к ООО «КИТ.ТК» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Литвинов А.Б. обратился в суд с иском к ООО «КИТ.ТК» о защите прав потребителей, указав в обоснование требований, что 15.03.2023 заключил договор на оказание услуг по перевозке груза. Цена договора составила 31 095 руб. Денежные средства им оплачены своевременно и в полном объеме 30.03.2023. При получении груза обнаружил повреждение картона, в который был запечатан груз, а при вскрытии упаковки совместно с сотрудниками транспортной компании было обнаружено и зафиксировано повреждение груза, в связи с чем 30.03.2023 составлен коммерческий акт. На дне лодки выявлены царапины на пластике, потертости ее нижней части. Поскольку данная часть лодки не окрашена, отремонтировать (закрасить) повреждение не возможно. Отмечает, что стоимость лодки, в соответствии со счетом продавца составляет 123 840 руб. Лодка новая, без износа. По договору-заказу № ПСККУРО110989321 от 15.03.2023 стоимость провозной платы составляет 31 095 руб. Также указывает, что транспортная компания задержала груз, в связи с чем полагает, что имеются основания для начисления штрафа за просрочку доставки груза, так как согласно отметке в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки, груз должен был быть доставлен 21.03.2023, однако ему выдан 30.03.2023, т.е. задержка составила 10 календарных дней, в связи с чем сумма штрафа составляет 27985,50 руб. Просит суд взыскать с ООО«КИТ.ТК» в его пользу уплаченную по договору сумму в размере 31 095 руб., сумму испорченного товара в размере 123 840 руб., штраф за задержку груза в размере 27985руб., штраф в размере 50 процентов от сумм, присужденных судом в его пользу, а также компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В судебном заседании истец Литвинов А.Б. на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме, пояснив, что ждал получение нового товара, а не поврежденного. Согласно акту составленному индивидуальным предпринимателем (далее – ИП) Мухаметдиновым А.Т. на лодке выявлены повреждения, царапины, закрасить которые невозможно. Размер ущерба составил 123840руб. Также им оплачено 31095 руб. Груз должен был быть выдан ему 21.03.2023, а фактически его выдали только через 10 дней. Моральные и нравственные страдания обусловлены тем, что после претензионного порядка, представители ООО «КИТ.ТК» никак не реагировали на его обращения и не компенсировали ущерб, из-за чего он переживал. Денежные средства до сих пор не выплачены.
Представитель ответчика ООО «КИТ.ТК» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял. Ранее участвуя в судебном разбирательстве исковые требования не признал, в их удовлетворении полагал необходимым отказать по доводам, указанным в письменном отзыве, заявил ходатайство о применении положений ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в случае удовлетворения заявленных исковых требований, и снижении штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 (далее - Закона о защите прав потребителей) до 500руб., а также снижения размера компенсации причиненного истцу морального вреда до 500 руб. Также отметил, что истец ответчику лодку не вернул.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица Некоммерческой корпоративной организации «Потребительское общество НКО «ПОВСТО» страхования транспортной отрасли» (далее - НКО «ПОВСТО»), извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил, с ходатайствами о рассмотрении дела в его отсутствие, либо отложении судебного заседания в суд не обращался.
Третье лицо ИП Эльц Ю.К. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил, с ходатайствами о рассмотрении дела в его отсутствие, либо отложении судебного заседания в суд не обращался.
С учетом мнения истца, положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Пунктом 1 ст. 802 ГК РФ предусмотрено, что договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.
В силу ст. 803 ГК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Как предусмотрено п. 1 ст. 803 ГКРФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 названного кодекса.
Общие условия, определяющие основания и размер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, установлены ст. 393 названного кодекса, которая в части определения убытков отсылает к правилам, предусмотренным ст. 15 этого же кодекса.
Установлено, что 08.02.2023 Литвиновым А.Б. у ИП Эльц Ю.К. по договору купли-продажи № 080223/01 приобретены: Лодка R-375 Elen с законцовками, баллон красный/графит, корпус графит; дополнительная комплектация: коврик ЭВА R-375 - 1 шт., комплект накладок R-375 (красный) (с установкой) - 1 компл., площадка носовая R-375 с роульсом (с установкой) - 1 шт., ручка лодки РИБ (с установкой) - 1 шт., тент лодочный транспортный R-375 (оксфорд 600) - 1 шт., U-болт 8x80 мм с двойной планкой (с установкой) - 1 шт., консоль рулевая мини (в сборе, с установкой) - 1 шт., стоимостью 156982 руб., а также рулевое колесо (Multiflex) 280мм. диаметр, стоимостью 2205 руб., редуктор рулевой G10 Mavimare (Италия), стоимостью 7803 руб., переходник к редуктору G10, стоимостью 531 руб., трос рулевой SC-18 (М-58) 07 футов, стоимостью 5625 руб., трос газ-реверс ЕС-033 (С2) 07 футов, стоимостью 1620 руб., набор для установки дистанционного оборудования Tohatsu 9.9-18, стоимостью 6930 руб., рулевая тяга повышенной прочности LM-L-0003, стоимостью 3303 руб., машинка газ-реверс дистанционного управления, толкает газ (без проводки), стоимостью 11088 руб., а всего на общую сумму 197707 руб. Указанные обстоятельства подтверждаются счетом на оплату №227 от 01.02.2023, договором купли-продажи № 080223/01 от 08.02.2023, товарным чеком № 561 от 15.03.2023.
В целях перевозки приобретенного товара грузоотправителем ИП Эльц Ю.К. и ООО «КИТ.ТК» заключен договор транспортной экспедиции, а именно договор - заказ (Экспедиторская расписка) №ПСККУРО110989321 от 15.03.2023, на перевозку груза – лодки, в термоусадочной пленке, в деревянной обрешетке с маркировкой груза по маршруту Псков – Курган, количество мест 2, объемом 3,599куб.м., габарит 370 см, массой 110 кг., объявленной ценностью груза 199607 руб. грузополучателем которой указан Литвинов А.Б.
Истцом оплачена перевозка груза в размере 31095 руб.
Существенным условием является указание в экспедиторской расписке о возмещении страхования груза по действительной стоимости.
Таким образом, с момента приемки груза к перевозке и до момента сдачи его грузополучателю ответчик несет полную индивидуальную материальную ответственность за перевозимый им груз. Моментом принятия груза ответчиком к перевозке считается подписание им транспортных накладных, моментом сдачи его грузополучателю - подписание обеими сторонами транспортных накладных.
Груз принят перевозчиком и выдан Литвинову А.Б. 30.03.2023 в 13 час. 02 мин.
30.03.2023 истцом и представителем ответчика составлен коммерческий акт, в котором зафиксированы повреждения груза (лодки) при выдаче его истцу: нарушен картон упаковки, груз имеет царапины, потертости. Определение количества груза проводилось счетом. При выдаче груза, вскрыта ДО, в которой выявлены царапины, потертости на нижней части лодки. Также отмечено, что клиент груз забрал.
Согласно представленному истцом акту осмотра ООО «Урало-Сибирский центр независимой экспертизы» № 01.02.23-239 от 26.04.2023, экспертом Мухаметдиновым А.Т. в ГСК № в г. Кургане по <адрес>, произведен осмотр лодки R 375 ELEN, серийный номер № 03231907, в ходе которого установлено, что дно лодки выполнено из неокрашенного жесткого пластика. На днище лодки (RIB (жестко-надувная лодка)) просматриваются множественные царапины, задиры, срезы пластика с минусом материала с внешней стороны. Акт составлен по наружному осмотру.
18.03.2023 истец обратился к ответчику с претензией, в которой просил возместить ему стоимость поврежденного груза в размере 123 840 руб., провозную плату в размере 31 095 руб., штраф за задержку груза в размере 27985 руб., штраф по закону о защите прав потребителей, а также компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
30.03.2023 Литвинов А.Б. обратился в ООО «КИТ.ТК» с претензией о выплате ему штрафа в размере 20 % платы, установленной за перевозку груза.
16.05.2023 ООО «КИТ.ТК» дан Литвинову А.Б. ответ на претензию от 18.03.2023, в котором ему отказано в удовлетворении требований по причине отсутствия документов, подтверждающих личность заявителя, отсутствия банковских реквизитов, а также отсутствия документов, подтверждающих размер ущерба.
Претензия оставлена без удовлетворения.
В соответствии с требованиями Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ для предоставления гарантий клиенту в случае происшествия с грузом предоставляется возможность указать заявленную стоимость отправляемого груза. Заявленная стоимость груза указывается в соответствии с сопроводительными документами к грузу, предоставляемыми отправителем.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ответственность ООО«КИТ.ТК» застрахована в НКО «ПОВСТО» по полису страхования грузов №ПСККУР0110989321 от 15.03.2023.
Как следует из полиса транспортного страхования грузов № ПСККУР0110989321 от 15.03.2023, он выдан страхователю в соответствии с Генеральным полисом транспортного страхования № 011-8.2-1-252-22 от 22.12.2022, заключенным между НКО «ПОВСТО» и страхователем в подтверждении факта принятия на страхование грузов в соответствии с Правилами транспортного страхования грузов НКО «ПОВСТО» в редакции, действующей на момент заключения Генерального полиса, далее Правила и на условиях Генерального полиса. Страхователем является ООО«КИТ.ТК», выгодоприобретателем - Литвинов А.Б., маршрут: Псков – Курган, вид транспорта: автомобильный, транспортные документы ЭР № ПСККУР0110989321 от 15.03.2023, наименование груза: груз без особых условий, условия страхования: «С ответственностью за все риски», Условие «А», согласно п. 4.4. Правил, период ответственности: «Срок страхования конкретного груза (партии груза) начинается в момент принятия груза на склад в пункте отправления, продолжается в течение всей перевозки, включая перегрузки по согласованному маршруту транспортировки и хранение в пунктах временного хранения и прекращается в момент принятия груза полномочным представителем грузополучателя в пункте назначения, о чем в соответствующих товаротранспортных сопроводительных документах им должна быть сделана запись», срок действия полиса: дата начала перевозки (отгрузки)-15.03.2023, страховая защита груза действует в соответствии с разделом 6 Генерального полиса, страховая сумма: 199607 руб., дополнительные условия: все, что не отражено в тексте настоящего Полиса, регулируется Генеральным полисом и Правилами.
В соответствии с п. 1.9. Правил оказания транспортно-экспедиционных услуг, утвержденных 09.12.2022 (далее – Правила) клиент обязан в отношении каждой партии груза сообщать Экспедитору обусловленные Генеральным договором и настоящими Правилами сведения. Стороны согласовали, что при проверке сведений о грузе Экспедитор вправе осуществлять фото- и видео-фиксацию груза и отдельных его элементов. Фото/видео материалы, сформированные экспедитором, для сторон будут являться доказательствами, при разрешении спорных ситуаций.
В силу п. 2.5 Правил, экспедитор принимает груз, подготовленный к перевозке, в соответствии с «ГОСТ 26653-2015. Межгосударственный стандарт. Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования». В случае, если груз не подготовлен к перевозке, Экспедитор, на условиях принятого Заказа и за счёт клиента, осуществляет подготовку груза Клиента к экспедированию. Груз считается принятым Экспедитором к экспедированию, после того как экспедитор переместил его с пандуса на склад и осуществил проверку груза, в т.ч. на соответствие его документам.
Груз принимается к экспедированию по тарифам, размещённым на сайте https://tk-kit.com/ только при условии, если он застрахован от риска повреждения и утраты по объявленной или действительной стоимости, а выгодоприобретателем по договору страхования является лицо, имеющее интерес в сохранении груза. Если к экспедированию передаётся незастрахованный груз, то Экспедитор вправе по поручению Клиента застраховать груз и указать Клиента или указанное им лицо, имеющее интерес в сохранении груза, в качестве выгодоприобретателя. Клиент, обязан возместить расходы Экспедитора, связанные со страхованием груза. Страхование груза производится Экспедитором от имени и за счет Клиента по тарифам, установленным страховой компанией на дату принятия груза к перевозке. Если Клиент отказался застраховать груз самостоятельно и выразил возражения относительно страхования груза Экспедитором, указав это в Экспедиторском или ином документе, то стоимость перевозки данного груза согласовывается сторонами отдельно (п. п. 2.6. Правил).
Согласно п. 2.7 Правил груз принимается к экспедированию в упаковке и таре, соответствующей его свойствам, исключающей доступ к вложениям и повреждение в процессе хранения и перевозки. Грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность и сохранность груза, а также не допустить повреждение имущества третьих лиц. Риск ненадлежащей упаковки груза лежит на Грузоотправителе.
На основании п. 2.9 Правил, защитная транспортная тара (далее – ЗТТ) (обрешетка, паллетный борт (сборный или индивидуальный), паллеты и иные средства крепления груза) выполняется Экспедитором с целью защиты груза Клиента от взаимодействия с грузом третьих лиц при организации перевозки. ЗТТ является многооборотной и возвратной, в связи с этим, после оказания услуг по организации перевозки груза, подлежит возврату Экспедитору. ЗТТ может быть разобрана Экспедитором до момента выдачи груза Клиенту.
Как следует из п. 2.10 Правил, По общему правилу груз к экспедированию принимается с указанием Клиентом его действительной ценности, подтвержденной соответствующими документами (договор, счет, товарная накладная и проч.). Документы, подтверждающие действительную стоимость, указываются в соответствующей графе бланка Заказа. В отсутствие возможности подтвердить стоимость груза Клиент передает его к экспедированию по объявленной ценности, в соответствие с условиями п. 2.11 настоящих правил, заполняя в каждом таком случае декларацию, с указанием количества грузовых мест, характера и свойств груза, а также стоимости груза или отдельных грузовых мест. В случае отсутствия в графе «сопр.документы» информации о документах, указанных в п. 2.10 настоящих правил (договор, счет, товарная накладная и проч.), груз принимается к экспедированию с объявленной ценностью.
Пунктом 2.18 Правил предусмотрено, что срок перевозки груза по Заказу может быть согласован сторонами («срочная перевозка»). Если такой срок не согласован, то доставка груза осуществляется: а) в городском или пригородном сообщении - в суточный срок; б) в междугородном или международном сообщении - из расчета одни сутки на каждые 300 километров расстояния перевозки. Указанный срок начинает течь со дня передачи груза первому перевозчику. За нарушение срока доставки груза Экспедитор несёт ответственность в виде возмещения реального ущерба Клиенту, не являющемуся потребителем, в размере, не превышающем 80 % стоимости услуг Экспедитора, а Клиенту не являющемуся потребителем – без ограничений такой ответственности, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.
В соответствии с п. 2.20 Правил, экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:
1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
В силу п. 3.1 Правил экспедиторскими документами являются Поручение и Экспедиторская расписка. Условия устного поручения Экспедитору фиксируются в Экспедиторской расписке. Принятое Экспедитором Поручение, а также подписанная между Клиентом или Грузоотправителем Экспедиторская расписка являются Заказом. Экспедиторские документы, принятые у Экспедитора, соответствуют требованиям Постановления Правительства от 08.09.2006 № 554 «Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности», и содержат необходимую информацию, в объеме требований, предъявляемых указанным Постановлением № 554 для оформления Поручения Экспедитору и Экспедиторской расписки.
Согласно п. 4.3. Правил, груз, переданный к Экспедированию в потребительской (коммерческой) упаковке (предназначенной для упаковывания и доставки продукции потребителю, которая входит в состав груза и сама по себе может иметь ценность) принимается к Экспедированию только при условии наличия ЗТТ, обеспечивающей целостность как самого груза так и потребительской упаковки.
На основании п. 4.7 Правил, в каждом отдельном случае вид упаковки и тары, необходимой для безопасной перевозки груза, определяется в соответствии с требованиями «ГОСТ 17527-2020. Межгосударственный стандарт. Упаковка. Термины и определения» (введен в действие Приказом Росстандарта от 02.10.2020 № 737-ст), «ГОСТ 26653-2015. Межгосударственный стандарт. Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования» (введен в действие Приказом Росстандарта от 17.05.2016 № 325-ст).
Как предусмотрено п. 4.8. Правил, упаковка не должна иметь следов внешних повреждений, способных повлиять на сохранность груза. Объем упаковки должен соответствовать объему внутренних вложений. При использовании скотча, недопустимы его многослойность и следы переклеивания.
Пунктом 5.1. Правил предусмотрено, в том числе, что: экспедитор наряду с организацией перевозки груза может осуществлять следующие экспедиционные услуги: упаковка (разупаковка), затаривание груза, маркировка и дополнительная маркировка, пакетирование, сортировка и хранение грузов; выполнение погрузочно-разгрузочных работ; закрепление, укрытие и увязка грузов, предоставление необходимых для этих целей приспособлений; сопровождение и охрана груза; страхование груза.
Размер оплаты за Заказы по Генеральному договору ТЭУ или по каждому отдельному Заказу определяется исходя из тарифов и расценок, действующих у Экспедитора на момент принятия Заказа. В случае изменения тарифов и расценок Экспедитора к Заказам применяются тарифы, действовавшие на момент принятия Заказов. Исключением является случай, когда Клиент (Плательщик) допустил просрочку исполнения обязательства по оплате. В случае просрочки, стоимость услуг пересчитывается, и услуги оплачиваются по тарифам, действующим на момент оплаты (п. 6.1. Правил).
В соответствии с п. 7.1. Правил, стороны несут ответственность в соответствие с действующим законодательством РФ. Основания, объем и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза определены ст. 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ.
В силу п. 7.2 Правил, на экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять лишь функцию агента грузоотправителя (Клиента), за исключением случаев, когда экспедитор не проявил необходимой осмотрительности в выборе перевозчика или принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки.
Согласно п. 7.3 Правил, все претензии должны предъявляться в письменной форме в течение 6 месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Невозможность восстановления груза, факт причинения ущерба, размер причиненного ущерба доказываются Клиентом.
На основании п. 7.4 Правил, к претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порчи) груза должны быть приложены документы, необходимые для идентификации клиента, а также документы, обосновывающие право на её предъявление, подтверждающие стоимость восстановительного ремонта или стоимость расходов на приобретение аналогичного товара при невозможности восстановления или утрате груза.
Как предусмотрено п. 7.5 Правил, коммерческий Акт о выявленной недостаче, повреждении (порче) груза должен быть составлен непосредственно в момент выдачи груза Экспедитором Грузополучателю. Возмещение по претензиям, предъявленным на основании факта невозможности восстановления (реализации, использования) поврежденного/испорченного груза производится после передачи указанного груза Клиентом Экспедитору. С момента возмещения Клиенту такого ущерба, право собственности на груз переходит к Экспедитору.
Споры, которые могут возникнуть по Договору ТЭУ, подлежат разрешению в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ (п. 7.6. Правил).
В соответствии с п. 8.6 Правил, стороны не несут ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если докажут, что это произошло вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), которые стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить. К форс-мажорным обстоятельствам относятся, в частности: эпидемия, пандемия, эпизоотия, военные операции любого рода, военные действия, война (объявленная или необъявленная), приготовления к войне, революция, восстание, гражданские волнения, блокада, захват власти, мобилизация, террористические акты, запретительные меры государств, в том числе запрет экспорта или импорта, эмбарго, запрет торговых операций с отдельными странами из-за ведения международных санкций, запрет перевода валюты, запрет использовать энергию; акты госорганов или органов местного самоуправления. Экспедитор не несёт ответственности за неисполнение своих обязательств по настоящему Договору, если это вызвано действиями и решениями органов железнодорожного, автомобильного или морского транспорта о запрещении, либо ограничении приёма грузов к отправлению и перевозке, неподачи подвижного состава и иных обязательствах, влекущих неисполнение обязательств железнодорожным, автомобильным или морским транспортом в соответствии с нормативными актами, действующими на транспорте. Данные обстоятельства признаются Сторонами обстоятельствами не преодолимой силы (форс-мажор).
Отношения в области транспортно-экспедиционной деятельности регулируются главой 41 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом «Отранспортно-экспедиционной деятельности» № 87-ФЗ от 30.06.2003, а если заказчиком услуги выступает гражданин, использующий услугу исключительно для личных, семейных целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, также Законом о защите прав потребителей в части, не урегулированной специальными законами.
Как предусмотрено ст. 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ, экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:
1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
Пунктом 6 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ, предусмотрено, что действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.
Бремя доказывания того, что груз утрачен или поврежден вследствие ненадлежащей упаковки, возложено на перевозчика (ст. 796 ГК РФ, ст. 56 ГПК РФ).
Таким образом, бремя доказывания того факта, что повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, а также того факта, что груз был поврежден до момента сдачи грузоперевозчику при отсутствии замечаний о наличии повреждений в выдаваемом транспортном документе лежит на самом экспедиторе.
Учитывая установленные в ходе судебного заседания обстоятельства, характер сложившихся между сторонами правоотношений, суд полагает, что к ним подлежат применению положения Закона о защите прав потребителей.
В силу ст. 29 Закона о защите прав потребителей потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе, в том числе, безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что ответчиком ООО «КИТ.ТК» не предприняты меры по сохранению груза до передачи его получателю Литвинову А.Б.
Материалами дела подтверждается, что груз был передан экспедитору Эльц Ю.К., без повреждений, в коммерческом акте передачи от 30.03.2023 истец и представитель экспедитора ООО «КИТ.ТК» зафиксировали порчу груза, в связи с чем ущерб истцу должен быть возмещен.
Определяя размер подлежащего возмещению отправителю за счет ООО «КИТ.ТК» материального ущерба, суд исходит из того, что при отправлении груза его объявленная стоимость составляет 199607 руб., что прямо следует из экспедиторской расписки.
На основании изложенного, и руководствуясь пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от «О транспортно-экспедиционной деятельности» 30.06.2003 № 87-ФЗ грузоперевозчиком ООО «КИТ.ТК» в пользу истца подлежат возмещению убытки в размере 123840 руб.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от «О транспортно-экспедиционной деятельности» 30.06.2003 № 87-ФЗ в договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.
Суд пришел к выводу о взыскании с ООО «КИТ.ТК» в пользу Литвинова А.Б. уплаченную по договору сумму в размере 31 095 руб., подтвержденную истцом кассовым чеком от 30.03.2023 на указанную сумму.
Согласно п. 11 ст. 34 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер провозной платы. Данная неустойка носит штрафной характер и взыскивается независимо от того, что перевозчик возместил убытки, причиненные просрочкой доставки груза, контрагенту по договору перевозки.
Грузополучателем является физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза (ст. 2 Устава автомобильного транспорта).
Поскольку груз должен был быть доставлен 21.03.2023, а фактически, как следует из договора-заказа № ПСККУРО110989321 от 15.03.2023 он передан истцу 30.03.2023, в связи с чем просрочка составила 10 календарных дней, то с ООО «КИТ.ТК» в пользу Литвинова А.Б. подлежат взысканию денежные средства в размере 27985 руб., из расчета: 31095 руб. х 9 %.
Согласно ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В силу ст. 151 ГК РФ при определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Факт нарушения ответчиком прав истца, как потребителя, установлен, в связи с чем, с ООО «КИТ.ТК» в пользу Литвинова А.Б. подлежит взысканию компенсации морального вреда в порядке ст. 15 Закона о защите прав потребителей.
При решении судом вопроса о компенсации морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя (п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданский дел по спорам о защите прав потребителей»).
Суд признает убедительными доводы истца о несении им нравственных переживаний в связи с нарушением ответчиком договорных обязательств.
С учетом приведенных обстоятельств, требований разумности и справедливости, степени нравственных страданий истца, периода просрочки исполнения ответчиком обязательства суд находит требования о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Размер штрафа подлежащего взысканию с ответчика составляет 96 460 руб., из расчета: (31 095 руб. + 123 840 руб. + 27985 руб.+ 10000 руб.) х 50 %.
ООО «КИТ.ТК» ходатайствовало о применении к размеру штрафа положений ст. 333 ГК РФ, согласно п. 1 которой, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Руководствуясь указанной правовой нормой и разъяснениями по ее применению, изложенными в п. 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», учитывая фактические обстоятельства дела, компенсационную природу взыскиваемого штрафа, период неисполнения ООО «КИТ.ТК» обязательства по возмещению убытков, размер неисполненных ответчиком обязательств, баланс интересов сторон, а также принцип соразмерности штрафа последствиям неисполнения обязательства ответчиком, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения положений ст. 333 ГК РФ и уменьшения размера штрафа.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в муниципальный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований – в данном случае в размере 6 276,65 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, гл. 22 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Литвинова Артема Борисовича к ООО «КИТ.ТК» о защите прав потребителей - удовлетворить.
Взыскать с ООО «КИТ.ТК» (ИНН: 6679113421, ОГРН: 1186658000484) в пользу Литвинова Артема Борисовича (паспорт: №№) в счет возврата уплаченных по договору денежных средств в размере 31 095 руб., сумму испорченного товара в размере 123 840 руб., штраф за задержку груза в размере 27985руб., штраф в размере 96 460 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Взыскать с ООО «КИТ.ТК» (ИНН: 6679113421, ОГРН: 1186658000484) в бюджет муниципального образования г. Курган государственную пошлину в размере 6 276,65 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья С.П. Аброськин
Решение суда в окончательной форме от 15.01.2024.