НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кулебакского городского суда (Нижегородская область) от 31.05.2019 № 2А-364/19

Административное дело <№*****>

<№*****>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес><ДД.ММ.ГГГГ>

<адрес>

Кулебакский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Зуевой Т.В., при секретаре судебного заседания Вдовиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» к Департаменту лесного хозяйства <адрес>ному лесничеству <адрес>, заместителю старшего государственного лесного инспектора <адрес>Бурмистрову А. Н. о признании незаконным предписания <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> об устранении нарушений лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование заявленных требований указывает, что заместителем старшего государственного лесного инспектора <адрес>Бурмистровым А.Н. ПАО «ФСК ЕЭС» выдано предписание <№*****> об устранении нарушения требований лесного законодательства, в соответствии с которым ПАО «ФСК ЕЭС» в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> предписано произвести складирование заготовленной древесины и уборку порубочных остатков в кварталах <адрес>. Считает данное предписание незаконным по следующим основаниям. В соответствии с п. 3.2. Положения о Департаменте лесного хозяйства <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес><№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>, Департамент лесного хозяйства <адрес> осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса РФ. Полномочия по выдаче предписаний предоставлены должностным лицам Департамента лесного хозяйства <адрес> в соответствии с подп. з) пункта 8 положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>. Общий порядок выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства по результатам проведения контрольных мероприятий установлен Федеральным законом от <ДД.ММ.ГГГГ> № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля». Специальный порядок выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства по результатам проведения контрольных мероприятий установлен Приказом Минприроды России от <ДД.ММ.ГГГГ><№*****> "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)". Согласно указанному порядку предписание об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства может быть выдано только по результатам проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, непосредственно после ее завершения. В порядке, предусмотренном ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» №294-ФЗ, в отношении ПАО «ФСК ЕЭС» проверка соблюдения законодательства в кварталах <адрес> не назначалась и не проводилась. В нарушение требований п. 12 Постановления Правительства РФ от <ДД.ММ.ГГГГ><№*****> «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» и Приказа Минприроды России от <ДД.ММ.ГГГГ><№*****> "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)" предписание <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> об устранении нарушения требований лесного законодательства было выдано без проведения проверки, что является нарушением положений ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В силу п.п. 2, 4, 6 ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ подобные нарушения со стороны государственного органа являются грубыми нарушениями требований действующего законодательства, поэтому предписание <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> ввиду существенных нарушений процедуры выдачи является незаконным.

Просит признать незаконным предписание <№*****> об устранении нарушения требований лесного законодательства от <ДД.ММ.ГГГГ> заместителя старшего государственного лесного инспектора <адрес>Бурмистрова А.Н.

Представитель административного истца ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще (л.д.68-71).

Представитель административного ответчика Департамент лесного хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще (л.д.66-67).

Представитель административного ответчика <адрес> лесничества <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще (л.д. 62-63).

Административный ответчик заместитель старшего государственного лесного инспектора <адрес>Бурмистров А.Н. в судебном заседании иск не признал.

Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из материалов дела, <ДД.ММ.ГГГГ> заместителем старшего государственного лесного инспектора <адрес>А.Н. Бурмистровым (<адрес>ное лесничество) было вынесено в отношении ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» Предписание <№*****> об устранении нарушений требований лесного законодательства. В соответствии с которым административному истцу предписывалось в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> произвести складирование заготовленной древесины и уборку порубочных остатков в кварталах <адрес> (л.д. 58).

В части 1 статьи 96 Лесного кодекса РФ определено, что под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, настоящим Кодексом, другими правовыми актами РФ, законами и принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами субъектов РФ в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов исполнительной власти по систематическому наблюдению исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 96 Лесного кодекса РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являются государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным органом федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 6 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36, 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а так же проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с положением о Департаменте лесного хозяйства <адрес>, утвержденной Постановлением <адрес> от 31.12,2010г. <№*****> Департамент является органом исполнительной власти <адрес>, обеспечивающим управление в сфере лесных отношений, а так же осуществляющими переданные РФ полномочия в указанной сфере в соответствии с федеральным законодательством.

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36, 37 статьи 81 Лесного кодекса РФ (п. 3.2 названного положения).

Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007г. <№*****> утверждено Положение об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), устанавливающее в соответствии с Лесным кодексом РФ порядок осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

В пункте 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора установлено, что федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется в том числе посредством проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном в соответственно Министерством природных ресурсов и экологии РФ и уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ.

Аналогичные правовые нормы закреплены в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013г. <№*****>.

Приказом департамента лесного хозяйства <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ>. <№*****> утвержден Порядок проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, регламентирующий действия должностных лиц департамента лесного хозяйства <адрес> и его территориальных органов - районных лесничеств, осуществляющих мероприятий по контролю (патрулирование) в лесах.

Согласно названному Порядку мероприятия по контролю (патрулированию) проводятся в виде патрулирований по утвержденному маршруту в местах предполагаемых или фактических нарушений лесного законодательства.

Патрулирование проводится по утвержденному руководителем районного лесничества маршруту.

Конкретные сроки проведения патрулирования, маршруты и основные задачи мероприятий по контролю (патрулированию) отражаются в задании на патрулировании.

Задания на патрулирование в лесничествах выдаются руководителем лесничества либо его заместителем.

Инспекторы, осуществляющие патрулирование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии с заданием на патрулирование и утвержденным маршрутом с установленной периодичностью. По результатам патрулирования составляется соответствующий отчет о результатах патрулирования.

В силу пункта 8 части 3 статьи 96 Лесного кодекса должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от <ДД.ММ.ГГГГ><№*****> утвержден Административный Регламент исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

Административный истец ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», заявляя требования о признании данного предписания незаконным, ссылаясь на ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Приказ Минприроды России <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) считает, что предписание об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства может быть выдано только по результатам проверки юридического лица, которая в отношении ПАО «ФСК ЕЭС» по соблюдению законодательства в кварталах <адрес> не назначалась и не проводилась, в связи с чем считает предписание незаконным.

Данные доводы суд считает необоснованными.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается административным ответчиком, действительно, такая проверка в отношении ПАО «ФСК ЕЭС» не проводилась.

Между тем, согласно пункту 10 Административного Регламента федеральный государственный лесной надзор осуществляется как посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, так и посредством проведения мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах.

Предметом федерального государственного лесного надзора является проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами или их уполномоченными представителями требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - лесное законодательство (п.8 Административного Регламента).

Федеральный государственный лесной надзор включает в себя деятельность уполномоченных органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований лесного законодательства, и деятельность уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (п.9 Административного Регламента).

Согласно п.16 Административного Регламента, должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор, обязаны проводить мероприятия по контролю в лесах на основании и в соответствии с заданием на проведение мероприятий по контролю в лесах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Из материалов следует, что мероприятия по контролю в лесах в рассматриваемом случае проводились в соответствии с утвержденным руководителем <адрес> лесничества графиком патрулирования (л.д.75).

В материалы дела административным ответчиком представлено Задание на патрулирование лесов <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>, подписанное руководителем <адрес> лесничества Ермохиным М.Н. (л.д.52).

Факт нарушения со стороны ПАО «ФСК ЕЭС», а именно : нарушение пунктов 16, 17, 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах (утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. <№*****>) в охранной зоне линий <адрес>, выявлен <ДД.ММ.ГГГГ> в ходе патрулирования лесных участков.

Данный факт нарушения зафиксирован в плановом рейдовом задании <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>. в плановом рейдовом задании <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д.52). В связи с чем, ПАО «ФСК ЕЭС» согласно Постановлению <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> привлечено за нарушение правил пожарной безопасности в лесах по ст. 8.32 ч. 3 КоАП РФ к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей, который им оплачен (л.д.51,76).

Оспариваемый предписание выдано уполномоченным должностным лицом, при соблюдении необходимой процедуры, установленной действующим законодательством.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного административного иска.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» к Департаменту лесного хозяйства <адрес>ному лесничеству <адрес>, заместителю старшего государственного лесного инспектора <адрес>Бурмистрову А. Н. о признании незаконным предписания <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> об устранении нарушений лесного законодательства, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Нижегородский областной суд через Кулебакский городской суд <адрес>.

Судья Т.В. Зуева