НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кстовского городского суда (Нижегородская область) от 08.11.2021 № 2А-2538/20

Дело №2а-2538/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2021 года г. Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Кравченко Е.Ю., при секретаре Щербаковой М.Е., с участием административного ответчика Бельской Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 18 по Нижегородской области к Бельской Т. А. о взыскании обязательных платежей и санкций,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 18 обратилась в суд с настоящим административным иском и просит взыскать с Бельской Т. А. страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с (дата обезличена): налог за 2018 год в размере 5 207 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 749,12 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с (дата обезличена)): налог за 2018 год в размере 4 515,02 руб., всего: 10 471,14 руб.

В обоснование административных исковых требований ссылаются на следующее.

Бельская Т.А. состоит на учете в налоговом органе - МРИ ФНС России №6 по Нижегородской области в качестве налогоплательщика. (дата обезличена) в налоговом органе в ЕГРИП внесена запись о прекращении деятельности Бельской Т.А. в качестве индивидуального предпринимателя. В сроки, установленные законодательством, налогоплательщик обязательные платежи не оплатил. На основании ст. 75 НК РФ налогоплательщику были начислены пени. В соответствии со ст. 69 НК РФ налоговым органом в отношении налогоплательщика направлялось требование об уплате налога от (дата обезличена)(номер обезличен), в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. Факт направления требования в адрес налогоплательщика подтверждается реестром отправки почтой заказных писем. В связи с тем, что налогоплательщиками данные требования не оплачены, Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налоговой задолженности. (дата обезличена) был выдан судебный приказ (номер обезличен)а-3778/2020, налогоплательщик представил возражения относительно его исполнения. (дата обезличена) мировым судьей судебного участка № 4 Кстовского судебного района Нижегородской области вынесено определение об отмене судебного приказа №2а-3778/2020. По данным лицевого счета налогоплательщика установлено, что на момент подачи заявления, административным ответчиком суммы недоимки, взыскиваемые в приказном порядке, в полном объеме не погашены.

В настоящее время за налогоплательщиком числится задолженность:

- по страховым взносам на ОМС за расчетные периоды, начиная с (дата обезличена): налог в размере 5 207 руб.,

- по пени по страховым взносам на ОМС в размере 749,12 руб. (пени начислены в период с 07.1.22018 г. по (дата обезличена), недоимка для пени - 5207,0 руб. (2018 год),

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с (дата обезличена)): налог в размере 4 515,02 руб. = 23 669,0 руб. (2018 год) – 19 153,98 руб. (решение о зачете пени (дата обезличена)).

В судебном заседании представитель административного истца участия не принимал, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежаще, просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В судебном заседании административный ответчик возражал против удовлетворения административного иска, согласно доводов возражений, приобщенных к делу.

Иные участвующие в деле лица в судебном заседании участия не принимали, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежаще.

Допрошенный ранее в судебном заседании в качестве свидетеля К. С.И. пояснил, что они с административным ответчиком являются супругами. Уплата налогов за третье лицо была разрешена иным лицам Федеральным законом от (дата обезличена) №401-ФЗ, который внес изменения в положения ст. 45 НК РФ. (дата обезличена) в связи с закрытием ИП Бельская Т.А., работником ИФНС №6 по Нижегородской области была сформирована квитанция на оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 5 207,33 руб. УИН платежного документа (номер обезличен). (дата обезличена) данный документ был оплачен по номеру УИН в Росбанке, что подтверждается платежным поручением (номер обезличен). (дата обезличена) в связи с закрытием ИП Бельская Т.А. работником ИФНС (номер обезличен) также был сформирована квитанция на оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 23 669,29 руб. УИН платежного документа (номер обезличен). Также (дата обезличена) данный документ был оплачен по номеру УИН в Росбанке, что подтверждается платежным поручением (номер обезличен). Платеж производился по квитанциям, содержащим индекс документа, сформированным (дата обезличена) на уплату взносов Бельской Т. А.. Приказом Минфина России от (дата обезличена)(номер обезличен)н утверждены правила заполнения реквизитов поручений на уплату налогов и других платежей в бюджет. Документ вступил в силу (дата обезличена).Правилами предусмотрено обязательное заполнение всех реквизитов распоряжений о переводе денежных средств, в частности, указание уникального идентификатора начислений (УИН). Данный идентификатор формируется администратором доходов федерального бюджета. УИН для каждого платежа, платежного поручения имеет своё уникальное значение. Представители кредитных организаций обязаны указывать УИН, если он есть в распоряжении клиента.Согласно разъяснениям ИФНС России, опубликованным на сайте www.nalog.ru. Гражданин формирует платежный документ самостоятельно, используя электронный сервис «Заплати налоги» сайта ФНС России www.nalog.ru. Вместо УИН в «платежке» автоматически ставится индекс документа. (дата обезличена) с его счёта были оплачены квитанции с индексами платежного документа (номер обезличен) и (номер обезличен) платежными поручениями (номер обезличен) и (номер обезличен), в которых в качестве идентификации налогоплательщика были указаны индексы платежного документа (номер обезличен) и (номер обезличен) в графе платежного поручения КОД.

Суд находит возможным рассмотрение дела при данной явке.

Выслушав административного ответчика, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч. 3 ст. 72 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Согласно ст. 286 КАС РФ - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч.1).

Согласно ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Статьей 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога и сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Пунктом 3 указанной статьи установлено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

В соответствии с п.1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В силу статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу положений действующего налогового законодательства РФ, налоговый орган имеет право на обращение с административным иском в суд в порядке искового производства в порядке, установленном главой 23 КАС РФ.

Требование о взыскании налога, сбора, пени, штрафов может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения и об отмене судебного приказа.

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В пункте 4 ст. 69 НК РФ указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

В силу ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующим способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.

Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Исходя из анализа указанных выше правовых норм, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.

Правовые отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2017 года, регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», административный ответчик является страхователем по обязательном пенсионному страхованию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ, страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Согласно пункту 3 статьи 8 Кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 ст. 419 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ст. 420 НК РФ).

База для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 настоящего Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ.

База для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзаце 4 подпункта 1 пункта 1 ст. 419 настоящего Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений предусмотренных пунктом 2 статьи 420 настоящего Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ (ст. 421 НК РФ).

В соответствии со ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

В соответствии со ст. 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов.

Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Размер страхзовых взносов на оябзательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксирвоанного размереа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта; страховые взносы на обязательное мещдициснкое страхование в фиксирвоанном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года (п. 1 в ред. Федерального заокна от 27.11.2017 №335-ФЗ) (ст. 430 НК РФ).

Судом установлены и материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства.

Бельская Т.А. состоит на учете в налоговом органе - МРИ ФНС России №6 по Нижегородской области в качестве налогоплательщика.

(дата обезличена) в налоговом органе в ЕГРИП внесена запись о прекращении деятельности Бельской Т.А. в качестве индивидуального предпринимателя.

В сроки, установленные законодательством, налогоплательщик обязательные платежи не оплатил. На основании ст. 75 НК РФ налогоплательщику были начислены пени.

В соответствии со ст. 69 НК РФ налоговым органом налогоплательщику направлялось требование об уплате налога от (дата обезличена)(номер обезличен), в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. Факт направления требования в адрес налогоплательщика подтверждается реестром отправки почтой заказных писем.

В связи с тем, что налогоплательщиками данные требования не оплачены, Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Бельской Т.А. налоговой задолженности.

(дата обезличена) мировым судьей судебного участка № 4 Кстовского судебного района Нижегородской области был выдан судебный приказ № 2а-3778/2020 о взыскании с Бельской Т.А. налоговой задолженности.

Налогоплательщик представил возражения относительно исполнения судебного приказа.

(дата обезличена) мировым судьей судебного участка № 4 Кстовского судебного района Нижегородской области вынесено определение об отмене судебного приказа №2а-3778/2020, налоговому органу разъяснено право на обращение в суд в порядке искового производства.

По данным лицевого счета налогоплательщика установлено, что на момент подачи заявления, административным ответчиком суммы недоимки, взыскиваемые в приказном порядке, в полном объеме не погашены.

В настоящее время за налогоплательщиком числится задолженность:

- по страховым взносам на ОМС за расчетные периоды, начиная с (дата обезличена): налог в размере 5 207 руб.,

- по пени по страховым взносам на ОМС в размере 749,12 руб. (пени начислены в период с (дата обезличена) по (дата обезличена), недоимка для пени - 5207,0 руб. (2018 год),

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с (дата обезличена)): налог в размере 4 515,02 руб. = 23 669,0 руб. (2018 год) – 19 153,98 руб. (решение о зачете пени (дата обезличена)).

До настоящего времени вышеуказанные суммы ответчиком в бюджет не внесены. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

В своих возражениях административный ответчик указал на следующее.

Уплата налогов за третье лицо была разрешена иным лицам Федеральным законом от 30.11.2016 г. №401-ФЗ, который внес изменения в положения ст. 45 НК РФ. (дата обезличена) в связи с закрытием ИП Бельская Т.А., работником ИФНС №6 по Нижегородской области была сформирована квитанция на оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 5 207,33 руб. УИН платежного документа (номер обезличен). (дата обезличена) данный документ был оплачен по номеру УИН в Росбанке, что подтверждается платежным поручением (номер обезличен). Кроме того, (дата обезличена) в связи с закрытием ИП Бельская Т.А. работником ИФНС (номер обезличен) также была сформирована квитанция на оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 23 669,29 руб. УИН платежного документа (номер обезличен). Также (дата обезличена) данный документ был оплачен по номеру УИН в Росбанке, что подтверждается платежным поручением (номер обезличен). Платеж производился по квитанциям, содержащим индекс документа, сформированным (дата обезличена) на уплату взносов Бельской Т. А.. Приказом Минфина России от (дата обезличена)(номер обезличен)н утверждены правила заполнения реквизитов поручений на уплату налогов и других платежей в бюджет. Документ вступил в силу (дата обезличена) Правилами предусмотрено обязательное заполнение всех реквизитов распоряжений о переводе денежных средств, в частности, указание уникального идентификатора начислений (УИН). Данный идентификатор формируется администратором доходов федерального бюджета. УИН для каждого платежа, платежного поручения имеет своё уникальное значение. Представители кредитных организаций обязаны указывать УИН, если он есть в распоряжении клиента. Согласно разъяснениям ИФНС России, опубликованным на сайте www.nalog.ru. Гражданин формирует платежный документ самостоятельно, используя электронный сервис «Заплати налоги» сайта ФНС России www.nalog.ru. Вместо УИН в «платежке» автоматически ставится индекс документа. (дата обезличена) со счета её супруга Конопатова С. И. были оплачены квитанции с индексами платежного документа (номер обезличен) и (номер обезличен) платежными поручениями (номер обезличен) и (номер обезличен), в которых в качестве идентификации налогоплательщика были указаны индексы платежного документа (номер обезличен) и (номер обезличен) в графе платежного поручения Код.

Между тем, приведенные доводы административного ответчика не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении административного иска, в связи с чем не могут быть приняты судом во внимание, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных названным кодексом (пункт 3 статьи 44).

Уплата налога является обязанностью налогоплательщика перед государством, то есть является публичной обязанностью.

По смыслу статей 19, 21 - 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также исходя из основных начал, смысла и общих принципов законодательства о налогах и сборах, налогоплательщик должен пользоваться не только всеми принадлежащими ему правами, но и добросовестно нести соответствующие обязанности. При неисполнении этих обязанностей негативные последствия, связанные с их неисполнением, наступают для самого налогоплательщика.

Налог, как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от 17.12.1996 г. № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции РФ, ст. 23 НК РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью. Своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 г. № 1-П, пени относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате его неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства; правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов и представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

В период с (дата обезличена) по (дата обезличена)Бельская Т.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии с п. 1 ст. 419 НК РФ являлась плательщиком страховых взносов.

Как следует из возражений Бельской Т.А., (дата обезличена) её супругом К. С.И. произведены платежи платежными поручениями (номер обезличен) и 3105 в сумме 23 669,29 руб. и 5 207,33 руб. соответственно, с целью уплаты налога за Бельскую Т.А.

(дата обезличена) платеж на сумму 23 669,29 руб. поступил в КРСБ по страховым взносам на ОПС Конопатова С. И., ИНН (номер обезличен).

(дата обезличена) платеж на сумму 5 207,33 руб. поступил в КРСБ по страховым взносам на ОМС Конопатова С. И., ИНН (номер обезличен). Платеж осуществлен путем предъявления в банк поручения на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств с расчетного счета налогоплательщика.

Согласно положениям ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога. Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.

Уплата налогов иными лицами происходит на основании порядка, утвержденного Приложением № 1 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 г. №107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в плату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (в ред. Приказа Минфина России от 05.04.2017 г. №58н).

Так, при уплате налогов иным лицом в полях «ИНН» и «КПП» плательщика необходимо указать значение ИНН и КПП плательщика, за которого уплачивается налог. При заполнении поля «Плательщик» необходимо указать информацию о лице, оформившем платежное поручение (наименование юридического лица, фамилию, имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица, исполняющего обязанность плательщика по уплате платежей в бюджетную систему РФ).

Таким образом, при оформлении платежного поручения на уплату налогов за третьих лиц необходимо указывать ИНН и КПП плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ исполняется, а плательщиком будет являться третье лицо.

Для достоверного ведения учета в налоговых органах важно, чтобы расчетный документ был заполнен плательщиком правильно и на основании его можно было бы четко определить, чья обязанность по уплате налоговых платежей исполняется.

Платежное поручение о перечислении налога иным лицом заполняется в соответствии с Правилами, установленными Минфином.

В КРСБ Конопатова С. И. ИНН (номер обезличен)(дата обезличена) поступили платежи в сумме 23 669,29 руб. и 5 207,33 руб. на уплату страховых взносов ОПС и ОМС соответственно, которые погасили задолженность К. С.И.

В соответствии с п. 3 ст. 45 НК РФ уплатить налог за третье лицо можно в безналичной форме за счет собственных средств, которые находятся на счете.

При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему РФ вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему РФ, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

Заявление об уточнении платежа может быть представлено на бумажном носителе или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Таким образом, в данном конкретном случае, уплаченные К. С.И. денежные средства не были направлены в счет погашения задолженности по уплате обязательных платежей за Бельскую Т.А. ИНН (номер обезличен), а отражены в КРСБ налогоплательщика К. С.И.

Представленные платежные поручения не содержат ФИО, ИНН Бельской Т.А., на основании которых можно было бы определить, что обязанность по уплате налоговых платежей исполняется К. С.И. за неё.

Как усматривается из материалов дела и следует из письменных возражений административного истца, заявлений К. С.И., ИНН (номер обезличен), об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, на соответствующие расчетные счета налогоплательщика Бельской Т.А., ИНН (номер обезличен) подтверждающих уплату соответствующего налога, в МРИ ФНС №18 по Нижегородской области, не поступало, с какими-либо заявлениями К. С.И. как в МРИ ФНС России № 6 по Нижегородской области, как и в МРИ ФНС России №18 по Нижегородской области, не обращался.

Суд отмечает, что единственное условие при оплате налогов за третьих лиц необходимо указывать непосредственно данные этих лиц с целью корректного учета налоговых платежей в бюджетную систему РФ.

В данном случае, поскольку налогоплательщик К. С.И. при оформлении платежного поручения на уплату налогов за третьих лиц не указал необходимые сведения, позволяющие идентифицировать плательщика, чью обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ исполняет, то платеж правомерно был зачислен на лицевой счет К. С.И.

Уникальный идентификационный номер (УИН), на который ссылается налогоплательщик в своих возражениях, - это назначение платежа, он относится и применяется лишь к тому документу, с помощью которого он сформирован. То есть по УИН можно оплатить налоги только с помощью квитанции, сформированной в налоговом органе (по кюар коду или штрих номеру), либо с помощью сервиса «Уплата налогов, страховых взносов физических лиц» на сайте ФНС России.

Таким образом, по результатам анализа КРСБ налогоплательщика, установлено, что административным ответчиком не соблюдены Правила указания информации в реквизитах платежных поручений для уплаты платежей в бюджет, утвержденных Приказом Минфин России от 12.11.2013 г. № 107н «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

В силу изложенного выше, показания свидетеля также не могут быть приняты во внимание по настоящему делу.

В связи с изложенным, а также учитывая, что доводы иска подтверждаются представленными налоговым органом в материалы дела доказательствами, оснований для освобождения административного ответчика от уплаты налоговой задолженности, не имеется.

Налогоплательщиком требования налогового органа до настоящего времени не исполнены. Административный ответчик указанное обстоятельство в судебном заседании не оспорил.

Правильность расчета подлежащей взысканию суммы налоговых платежей судом проверена, сомнений не вызывает и административным ответчиком не оспорена. Все вышеуказанные в административном иске обстоятельства полностью подтверждаются материалами дела.

При установленных по делу обстоятельствах и с учетом вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что налоговый орган своевременно принял меры ко взысканию образовавшейся задолженности, при этом процессуальный срок на подачу административного искового заявления не пропущен.

В нарушение ст. 62 КАС РФ, доводы административного истца и представленные им доказательства, административный ответчик не опровергнул, доказательств об оплате обязательных платежей, предъявленных в рамках настоящего дела, суду не представил.

Таким образом, при установленных по делу обстоятельствах и на основании вышеприведенных правовых норм, учитывая, что налоговым органом соблюден предусмотренный законом порядок взыскания налоговых платежей, в спорный период налогоплательщик имел статус индивидуального предпринимателя, суд находит требования административного истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Согласно ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400,00 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 18 по Нижегородской области к Бельской Т. А. о взыскании обязательных платежей и санкций, удовлетворить.

Взыскать с Бельской Т. А., (дата обезличена) г.р., прож. по адресу: (адрес обезличен):

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с (дата обезличена): налог за 2018 год в размере 5 207 руб.,

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 749,12 руб.,

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с (дата обезличена)): налог за 2018 год в размере 4 515,02 руб.,

всего: 10 471 (десять тысяч четыреста семьдесят один) руб. 14 коп.

Взыскать с Бельской Т. А., (дата обезличена) г.р., прож. по адресу: (адрес обезличен), в местный бюджет государственную пошлину в размере 418,84 руб.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд Нижегородской области.

Судья Е.Ю. Кравченко