К делу № 2а-297/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судья Крымского районного суда Савкин Ю.В.,
при секретаре Богдан Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Крымского межрайонного прокурора к администрации Киевского сельского поселения Крымского района о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Крымский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Киевского сельского поселения Крымского района о признании незаконным бездействия. Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в органах местного самоуправления Крымского района. В ходе проверки администрации Киевского сельского поселения Крымского района установлено, что проведение специальной оценки условий труда за период 2005-2015 года в ней не осуществлялся. Данное обстоятельство подтверждается информацией главы Киевского сельского поселения Крымского района от 09.11.2015. Согласно ч. 1 и 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Частью 1 ст. 8 вышеуказанного Закона установлено, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Таким образом, факт неисполнения ответчиком обязанностей по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест нарушает права и законные интересы работников данного юридического лица, индивидуализировать круг которых не представляется возможным, в виду непостоянности и персональной изменчивости кадров. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Киевского сельского поселения Крымского района и обязать её провести специальную оценку условий труда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также сообщить в суд и прокурору об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
От представителя административного истца Крымского межрайонного прокурора поступило заявление с просьбой удовлетворить исковые требования и рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
От представителя административного ответчика главы Киевского сельского поселения Крымского района Краснодарского края поступило заявление с просьбой рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме, не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в органах местного самоуправления Крымского района.
В ходе проверки администрации Киевского сельского поселения Крымского района установлено, что проведение специальной оценки условий труда за период 2005-2015 года в ней не осуществлялся. Данное обстоятельство подтверждается информацией главы Киевского сельского поселения Крымского района от 09.11.2015.
При этом ст. 37 Конституции РФ гарантирует право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Статьей 22 Трудового кодекса РФ закреплено право руководителя реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда, в то же время, он обязан исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе, законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В силу 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ).
Согласно ч. 1 и 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Частью 1 ст. 8 вышеуказанного Закона установлено, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Таким образом, факт неисполнения ответчиком обязанностей по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест нарушает права и законные интересы работников данного юридического лица.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Крымского межрайонного прокурора к администрации Киевского сельского поселения Крымского района о признании незаконным бездействия – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Киевского сельского поселения Крымского района и обязать её провести специальную оценку условий труда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также сообщить в суд и прокурору об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: