Дело № 2а-197/21
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино 24 июня 2021 года
Кривошеинский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Дутова О.А.,
при секретаре Рыжаковой И.И.,
с участием представителя административного истца –
помощника прокурора Кривошеинского района Петриковой С.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кривошеинского района Томской области к Департаменту лесного хозяйства Томской области о признании незаконным бездействия административного ответчика и возложении на него обязанности принять меры по переводу лесных участков особо охраняемой природной территории областного значения «Государственный зоологический заказник областного значения «Першинский»» из категории эксплуатационных лесов в защитные леса,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кривошеинского района Томской области обратился в Кривошеинский районный суд Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Департаменту лесного хозяйства Томской области, в котором просил признать незаконными бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по переводу в соответствии с лесохозяйственным регламентом Кривошеинского лесничества Томской области, утвержденным приказом Департамента лесного хозяйства Томской области от 31.07.2014 №71, лесных участков особо охраняемой природной территории областного значения «Государственный зоологический заказник областного значения «Першинский»»:
в Кривошеинском лесничестве Красноярского участкового лесничества Тугулинского урочища (квартал 78 выделы 38, 40-42; квартал 79 выделы 16-21, 24-36; квартал 80 выделы 4-31, 33, 36; квартал 93 выделы 31-43, 46; квартал 94 выделы 31-53, 55; квартал 95 выделы 6-8, 11-44, 46, 47, 49; квартал 96 все выделы; квартал 97 все выделы, кроме выделов 7, 20, 21; квартал 114 все выделы; квартал 115 все выделы; квартал 116 все выделы, кроме выделов 36, 37, 58; квартал 117 все выделы, кроме выделов 21, 22, 23, 24, 25, 26; квартал 118 выделы 1-12, 15, 17-30; квартал 119 выделы 1-5, 7-9, 11);
в Кривошеинском лесничестве Кривошеинского участкового лесничества Кривошеинского сельского урочища (квартал 81 все выделы, кроме 11, 17-20, 26-28, 31, 32; квартал 82 выделы все; квартал 83 выделы все, кроме 1-11; квартал 84 выделы все, кроме 2-4; квартал 85 выделы все, кроме 1-7; квартал 86 выделы все; квартал 87 выделы все);
в Кривошеинском лесничестве Кривошеинского участкового лесничества Володинского сельского урочища (квартал 90, все выделы, кроме выделов 84, 85, 88-90, 94-97, 99, 101, 102, 105, 106, 109, 110, 111, 125, 126, 133, 134, 136, 138, 139, 143, 144, 147, 150, 152, 156, 163, 164, 186, 187, 188, 191, 194, 195, 197, 227, 228, 160, 165, 169, 173, 174, 177, 179, 181, 183, 184, 230, 231, 323, 7, 15, 19, 30, 35, 36, 65, 66, 71, 79, 80, 91-93, 98, 100, 103, 104, 107, 108, 132, 137, 140, 141, 142, 145, 149, 151, 153, 155, 159, 162, 185, 189, 190, 192, 193, 198, 199, 200, 201, 203, 204, 205, 209, 210, 211, 212, 213-226, 229, 233-240) из категории эксплуатационных лесов в защитные леса и обязать Департамент лесного хозяйства Томской области в срок до 31 декабря 2022 года принять меры по переводу указанных лесных участков особо охраняемой природной территории областного значения «Государственный зоологический заказник областного значения «Першинский»», из категории эксплуатационных лесов в защитные леса.
В обоснование требований административный истец указал, что прокуратурой Кривошеинского района Томской области проведена проверка исполнения лесного законодательства, а также законодательства об особо охраняемых природных территориях на территории Кривошеинского района Томской области. По результатам проведенной проверки установлены нарушения законодательства в данной сфере в деятельности Департамента лесного хозяйства Томской области. Так, по информации Департамента лесного хозяйства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№ вышеназванные лесные участки особо охраняемых природных территорий областного значения «Государственный зоологический заказник областного значения «Першинский»» действующим лесохозяйственным регламентом Кривошеинского лесничества <адрес>, утвержденным приказом Департамента лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Регламент), в нарушение требований ст.81, ст.110 Лесного кодекса Российской Федерации, ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», отнесены не к защитным а к эксплуатационным лесам. При этом, административный ответчик не представил доказательств, что принимал какие-либо меры по переводу указанных лесных участков из категории эксплуатационных в категорию защитных лесов.
В судебном заседании прокурор административное исковое заявление поддержал в полном объеме по изложенным в нём основаниям.
Представитель административного ответчика - Департамента лесного хозяйства в Томской области, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил письменные возражения, в которых пояснил, что предъявленные требования полагает необоснованными, исходя из следующего.
Требования прокурора об обязании принятия мер по переводу лесных участков из категории эксплуатационных лесов в защитные леса Департамент лесного хозяйства Томской области полагает невыполнимым в силу неопределенности перечня действий, подлежащих осуществлению во исполнение решения суда, и собственно отсутствия установленной Лесным кодексом Российской Федерации процедуры перевода лесов из одной категории в другую.
Отнесение лесов к защитным лесам осуществляется решением органа государственной власти Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений (пункт 16) статьи 81 ЛК РФ).
Принятие такого решения осуществляется по результатам проектирования защитных лесов (статья 68.2 ЛК РФ).
Проектирование защитных лесов обеспечивается органом государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений в пределах его полномочий, определенных пунктом 9) статьи 81 ЛК РФ.
Проектирование защитных лесов осуществляется в пределах лесничества на основании анализа состояния и использования лесов, перспектив их освоения, развития особо охраняемых природных территорий с учетом документов территориального планирования (схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана поселения, генерального плана городского округа).
По результатам проектирования составляется ведомость деления лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, содержащая следующую информацию: 1) наименование участковых лесничеств; 2) номера лесных кварталов или их частей; 3) площади лесных кварталов или их частей в гектарах; 4) основание деления лесов по целевому назначению.
Защитные леса выделяются в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других полезных функций лесов с одновременным использованием, совместимым с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (п. 16, 18 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122).
Таким образом, исходными данными для отнесения лесов к защитным лесам являются материалы проектирования указанных лесов, осуществляемого органом государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, а не решения о создании особо охраняемых природных территорий.
На территории Томской области виды лесов выделены на основании Приказа Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 10.06.2011 № 221 «Об отнесении лесов на территории Томской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ» (копия в виде выписки прилагается).
Информация о лесах, в том числе защитных, об их категориях и границах содержится в государственном лесном реестре (ст. 91 JIK РФ).
Указанная информация вносится в государственный лесной реестр на основании Актов: о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Форма 1); об изменении документированной информации государственного лесного реестра (Форма 2); несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3).
Основанием для внесения документированной информации в Акты является первичная документация.
Первичной документацией, обеспечивающей внесение или изменение информации о видах лесов, содержащейся в государственном лесном реестре, является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений об отнесении лесов к защитным лесам, установлении и изменении их границ (подп. «б» п. 2.2.2 «Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение», утв. Приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496).
Лесохозяйственный регламент лесничества является документом, определяющим основы использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества.
Лесохозяйственный регламент лесничества, созданного на землях лесного фонда, утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п.9 ч.1 ст.83 ЛК РФ).
В Томской области таким органом государственной власти является Департамент лесного хозяйства Томской области, действующий на основании Положения, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 18.10.2012 № 128 (подп. «и» подп.8 п.9).
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются: 1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; 2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; 3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов (ст. 87 ЛК РФ).
В соответствии с Приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования (пункт 11 «Порядка разработки...»).
Лесохозяйственный регламент Кривошеинского лесничества Томской области утвержден приказом Департамента лесного хозяйства Томской области от 31.07.2014 №71 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Кривошеинского лесничества Томской области» (в настоящее время действует в редакции приказов от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№) (опубликован «Красное знамя № (27012), 12.08.2014», официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).
Первоисточником информации о видах (категориях) лесов на территории Кривошеинского лесничества <адрес> послужила информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, внесенная на основании приказа Рослесхоза от 10.06.2011 № 221.
Поскольку сведения государственного лесного реестра содержат информацию о лесных участках, занятых особо охраняемой природной территорией областного значения «Государственный зоологический заказник областного значения «Першинский», как отнесенных к категории эксплуатационных ввиду отсутствия принятого органами государственной власти Российской Федерации решения об их отнесении к защитным, постольку и лесохозяйственный регламент Кривошеинского лесничества не может содержать иного.
Иными словами, лесные участки особо охраняемой природной территории областного значения «Государственный зоологический заказник областного значения «Першинский» отнесены к эксплуатационным лесам не лесохозяйственным регламентом Кривошеинского лесничества, утвержденным приказом Департамента лесного хозяйства Томской области от 31.04.2014 № 71, а приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 10.06.2011 № 221 «Об отнесении лесов на территории Томской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ».
Департамент лесного хозяйства Томской области готов согласиться с трактовкой норм Лесного кодекса Российской Федерации в пользу обязательности отнесения лесов, находящихся на особо охраняемых природных территориях, к категории защитных.
Вместе с тем, ни Лесной кодекс Российской Федерации, ни Приказ Минприроды № 72 не возлагают указанную обязанность на органы государственной власти субъекта Российской Федерации при реализации ими полномочий по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В отсутствие решения Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) об отнесении лесов, занятых особо охраняемой природной территорией областного значения «Государственный зоологический заказник областного значения «Першинский», к защитным лесам, изменение информации о видах (категориях) лесов на территории Кривошеинского лесничества Томской области, содержащейся в государственном лесном реестре, самостоятельными действиями/решениями Департамента лесного хозяйства Томской области недопустимо.
С учетом изложенного Департамент лесного хозяйства Томской области находит требования прокурора Кривошеинского района Томской области не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя административного ответчика.
Заслушав объяснение представителя административного истца, поддержавшего доводы искового заявления, изучив возражения административного ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к следующему.
На основании ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно положениям ч. ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказать факт нарушения прав и законных интересов оспариваемыми действиями, решениями, бездействием, а также соблюдение срока на обращение в суд возложена на административного истца. Административный ответчик обязан доказать законность оспариваемых действий, решений, бездействия.
В соответствии со ст.6.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее Лесного кодекса РФ) к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Согласно ст.7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земельного фонда находятся в федеральной собственности.
Как следует из ст.10 Лесного кодекса РФ, леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: 1) защитные леса; 2) эксплуатационные леса; 3) резервные леса.
На основании ст.12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности, с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии со ст.111 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Одной из категорий защитных лесов являются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.
Виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств.
В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Запрещается изменение целевого назначения лесных участков, на которых расположены защитные леса, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст.112 Лесного кодекса РФ к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 №181 (ред. от 12.03.2008) утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.09.2007 N 10084), согласно п.2 которых леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Федеральный закон № 33-ФЗ).
В статье 2 названного Федерального закона № 33-ФЗ перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе государственные природные заказники.
В соответствии с п.1, п.3, пп.«б» п.4 ст.22 Федерального закона № 33-ФЗ государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях.
Согласно п.2 ст.23 Федерального закона № 33-ФЗ создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 названного Федерального закона.
В соответствии с п.1 ст.24 Федерального закона № 33-ФЗ на территориях заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям их создания или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Согласно ч.2 ст.110 Лесного кодекса РФ отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и исключение их из состава защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.
Обязательным приложением к решению об отнесении лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам является текстовое и графическое описание местоположения границ земель, на которых располагаются защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ч.3 ст.110 Лесного кодекса РФ).
Частью 2 ст. 67 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 (ред. от 12.05.2020) (Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2018 №50859) утверждена Лесоустроительная инструкция, которой установлены правила проведения лесоустройства в границах лесных участков и лесничеств, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, а также на землях населённых пунктов, на которых расположены леса.
Пунктом 146 указанной Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что по результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов составляются: ведомость деления лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов в соответствии с п. 16 настоящей Инструкции; карта-схема проектируемого деления лесов на эксплуатационные леса, защитные леса и резервные леса в пределах лесничеств с указанием границ участковых лесничеств и номеров лесных кварталов; (в ред. Приказа Минприроды России от 12.05.2020 № 270); пояснительная записка в произвольной форме с обоснованием соответствующего подразделения лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, выделения особо защитных участков лесов с приведением сведений о ранее действовавшем разделении лесов; ведомость проектируемых особо защитных участков лесов в соответствии с п. 22 настоящей Инструкции; текстовое и графическое описание местоположения границ земель, на которых располагаются защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно п. 5 Лесоустроительной инструкции проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со ст. 81-84 Лесного кодекса и ст. 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
В силу п. 9, п.16 ст. 81 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов; принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов.
Согласно п.9 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочии в области лесных отношений по разработке и утверждению лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Согласно п. 1 Положения о Департаменте лесного хозяйства Томской области (утверждено постановлением Губернатора Томской области от 18.10.2012 № 128) (далее – Положение) Департамент лесного хозяйства Томской области (далее – Департамент, Орган) является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счёт средств областного бюджета.
В соответствии с пунктом 2 вышеназванного Положения целями деятельности Органа являются: эффективная лесная политика, обеспечивающая многоцелевое, рациональное, неистощительное использование лесов и лесных ресурсов; эффективная лесопромышленная политика, обеспечивающая устойчивое развитие лесного комплекса области.
Пунктом 3 Положения закреплены задачи деятельности Органа, к которым относятся: эффективная реализация прав пользования и распоряжения лесами; эффективная охрана, защита лесов и их воспроизводство; создание благоприятных условий для развития лесопромышленного комплекса области, повышения его конкурентоспособности, организации рынка лесной продукции.
В силу п.п.8 п.9 Положения для реализации указанных впунктах 2и3настоящего Положения целей и задач Орган осуществляет на территории Томской области отдельные полномочия Российской Федерации, переданные Томской области и осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета, в области лесных отношений, в том числе: проводит на землях лесного фонда лесоустройство, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 и 2 ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации (п.п.п. «ж»); осуществляет проектирование лесных участков на землях лесного фонда (п.п.п. «з»); осуществляет разработку лесного плана Томской области, разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств (за исключением лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса), а также проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов (за исключением случаев, установленных ч. 3 и 4 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации) (п.п.п. «и»).
В силу п.п.9 п.9 Положения Департамент реализует установленные Лесным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Частью 1 ст. 10 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон №172-ФЗ) предусмотрен перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.
Частью 2 ст. 10 Федерального закона № 172-ФЗ допускается перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населённых пунктов) в случае, в том числе создания особо охраняемых территорий.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона № 172-ФЗ предусмотрен перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий, в том числе, в случае организации особо охраняемых природных территорий.
Как установлено в судебном заседании, постановлением Администрации Томской области от 08.02.2007 № 13а (в ред. от 16.11.2018 № 437а) утверждено Положение о государственном зоологическом заказнике областного значения «Першинский», который согласно п.2, п.3 названного Положения объявлен заказником областного значения, а территория, занятая им, - особо охраняемой природной территорией областного значения. Заказник расположен в административных границах Кривошеинского района. Леса, расположенные в границах Заказника, относятся к защитным лесам. Площадь Заказника составляет 24344 га. Профиль Заказника - зоологический.
Согласно ответу заместителя начальника Департамента лесного хозяйства Томской области прокурору Кривошеинского района от 31.05.2021 координатное описание лесных участков, расположенных в границах ООПТ, в Департаменте отсутствует. Также лесохозяйственным регламентом установлено, что при использовании лесов в целях, указанных ст.25 Лесного кодекса РФ, на территории существующих ООПТ необходимо руководствоваться нормативными документами, регламентирующим деятельность ООПТ (примечание к таблице 5 «Виды разрешенного использования лесов» лесохозяйственного регламента), то есть с учетом ограничений, установленных режимами особой охраны территорий существующих ООПТ. В соответствии со ст.81 Лесного кодекса РФ отнесение лесов к эксплуатационным, защитным лесам относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений (Федеральное агентство лесного хозяйства). При отнесении Федеральным агентством лесного хозяйства эксплуатационных лесов ООПТ к защитным Кривошеинского лесничества Томской области Департаментом будет организовано внесение соответствующих изменений в лесохозяйственный регламент.
Из приложенного к ответу перечня объектов особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), расположенных в Кривошеинском лесничестве Томской области, с определением местоположения относительно земель лесного фонда до выдела, следует, что на территории ООПТ «Государственный зоологический заказник областного значения «Першинский»», а именно: в Кривошеинском лесничестве Красноярского участкового лесничества Тугулинского урочища (квартал 78 выделы 38, 40-42; квартал 79 выделы 16-21, 24-36; квартал 80 выделы 4-31, 33, 36; квартал 93 выделы 31-43, 46; квартал 94 выделы 31-53, 55; квартал 95 выделы 6-8, 11-44, 46, 47, 49; квартал 96 все выделы; квартал 97 все выделы, кроме выделов 7, 20, 21; квартал 114 все выделы; квартал 115 все выделы; квартал 116 все выделы, кроме выделов 36, 37, 58; квартал 117 все выделы, кроме выделов 21, 22, 23, 24, 25, 26; квартал 118 выделы 1-12, 15, 17-19, 30; квартал 119 выделы 1-5, 7-9, 11); в Кривошеинском лесничестве Кривошеинского участкового лесничества Кривошеинского сельского урочища (квартал 81 все выделы, кроме 11, 17-20, 26-28, 31, 32; квартал 82 все выделы; квартал 83 все выделы, кроме 1-11; квартал 84 все выделы, кроме 2-4; квартал 85 все выделы, кроме 1-7; квартал 86 все выделы; квартал 87 все выделы); в Кривошеинском лесничестве Кривошеинского участкового лесничества Володинского сельского урочища (квартал 90, все выделы, кроме выделов 84, 85, 88-90, 94-97, 99, 101, 102, 105, 106, 109, 110, 111, 125, 126, 133, 134, 136, 138, 139, 143, 144, 147, 150, 152, 156, 163, 164, 186, 187, 188, 191, 194, 195, 197, 227, 228, 160, 165, 169, 173, 174, 177, 179, 181, 183, 184, 230, 231, 323, 7, 15, 19, 30, 35, 36, 65, 66, 71, 79, 80, 91-93, 98, 100, 103, 104, 107, 108, 132, 137, 140, 141, 142, 145, 149, 151, 153,155, 159, 162, 185, 189, 190, 192, 193, 198, 199, 200, 201, 203, 204, 205, 209, 210, 211, 212, 213-226, 229, 233-240) действующим лесохозяйственным регламентом Кривошеинского лесничества <адрес>, утвержденным приказом Департамента лесного хозяйства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№, отнесены к эксплуатационным.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет в числе прочего, полномочие по принятию решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного п. 1.1 ст. 82 Лесного кодекса Российской Федерации), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решении об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса (пункт 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства).
По смыслу указанных правовых норм органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия непосредственно по проведению лесоустройства, в то время как само проектирование особо защитных участков лесов, их выделение, а также установление и изменение границ особо защитных участков лесов отнесено к полномочию Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз).
Административным ответчиком не представлено доказательств того, что им принимались меры или была организована подготовка и направление предложений в Федеральное агентство лесного хозяйства по распределению лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, установлению их границ на территории Кривошеинского лесничества в целях исполнения лесного законодательства о переводе эксплуатационных лесных участков на территории ООПТ регионального значения в защитные.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что Департамент лесного хозяйства Томской области является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку, относя лесохозяйственным регламентом Кривошеинского лесничества, лесные участки, включенные в особо охраняемую природную территорию регионального значения, к эксплуатационным лесам, административный ответчик действовал неправомерно. Наделение федеральным законодателем субъекта Российской Федерации полномочиями в области лесных отношений не предполагает возможность отнесения земельных участков, включенных в особо охраняемые природные территории, к эксплуатационному режиму использования в другом порядке, чем это предусмотрено федеральным законом.
Иное толкование означало бы фактическое разрешение нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации осуществления сплошных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и других видов использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что и подтверждается закрепленными в лесохозяйственном регламенте Кривошеинского лесничества нормами, которыми не исключаются сплошная рубка леса с целью заготовки древесины, создание лесоперерабатывающей инфраструктуры на особо охраняемой природной территории, что противоречит требованиям Федерального закона № 33-ФЗ, по смыслу которого особо охраняемые природные территории - это такие участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Доводы административного ответчика о том, что леса на территории Кривошеинского лесничества отнесены к эксплуатационным лесам не лесохозяйственным регламентом Кривошеинского лесничества, утвержденным приказом Департамента лесного хозяйства Томской области от 31.04.2014 № 71, а приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 10.06.2011 № 221 «Об отнесении лесов на территории Томской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ», не могут повлиять на выводы суда, поскольку, исходя из особенностей правового статуса Рослесхоза суд пришел к выводу о том, что отнесение лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, к эксплуатационным лесам находится за рамками компетенции Рослесхоза.
При этом суд исходит из того, что приказ Рослесхоза, на который ссылается административный ответчик, официально не опубликован и не прошел государственную регистрацию, в связи с чем не применяется судом по настоящему делу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействием административного ответчика нарушены права, свободы и законные интересы лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано прокурором административное исковое заявление, в связи с чем суд считает, что административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению, полагая необходимым признать незаконным бездействие административного ответчика по непринятию мер по переводу лесных участков, занятых особо охраняемой природной территорией областного значения, из категории эксплуатационных лесов в защитные леса и обязать его принять меры к устранению нарушений действующего законодательства.
Вместе с тем, административным истцом необоснованно предъявлено требование о принятии мер по переводу из эксплуатационных в защитные лесных участков, расположенных в Кривошеинском лесничестве Красноярского участкового лесничества Тугулинского урочища, квартал 118, выделы 20-29, поскольку они действующим лесохозяйственным регламентом Кривошеинского лесничества Томской области не отнесены к эксплуатационным лесам, в связи с чем исковые требования в данной части не подлежат удовлетворению.
Административный истец просил для исполнения судебного решения установить административному ответчику срок до 31.12.2022. Суд находит указанный административным истцом срок для исполнения решения суда разумным и достаточным для проведения работ по переводу в соответствии с лесохозяйственным регламентом Кривошеинского лесничества Томской области, утвержденным приказом Департамента лесного хозяйства Томской области от 31.07.2014 № 71, лесных участков особо охраняемой природной территории областного значения «Государственный зоологический заказник областного значения «Першинский»», из категории эксплуатационных лесов в защитные леса.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кривошеинского района Томской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Департамента лесного хозяйства Томской области, выразившееся в непринятии мер по переводу в соответствии с лесохозяйственным регламентом Кривошеинского лесничества Томской области, утвержденным приказом Департамента лесного хозяйства Томской области от 31.07.2014 № 71, лесных участков особо охраняемой природной территории областного значения «Государственный зоологический заказник областного значения «Першинский»»: в Кривошеинском лесничестве Красноярского участкового лесничества Тугулинского урочища (квартал 78 выделы 38, 40-42; квартал 79 выделы 16-21, 24-36; квартал 80 выделы 4-31, 33, 36; квартал 93 выделы 31-43, 46; квартал 94 выделы 31-53, 55; квартал 95 выделы 6-8, 11-44, 46, 47, 49; квартал 96 все выделы; квартал 97 все выделы, кроме выделов 7, 20, 21; квартал 114 все выделы; квартал 115 все выделы; квартал 116 все выделы, кроме выделов 36, 37, 58; квартал 117 все выделы, кроме выделов 21, 22, 23, 24, 25, 26; квартал 118 выделы 1-12, 15, 17-19, 30; квартал 119 выделы 1-5, 7-9, 11);
в Кривошеинском лесничестве Кривошеинского участкового лесничества Кривошеинского сельского урочища (квартал 81 все выделы, кроме 11, 17-20, 26-28, 31, 32; квартал 82 выделы все; квартал 83 выделы все, кроме 1-11; квартал 84 выделы все, кроме 2-4; квартал 85 выделы все, кроме 1-7; квартал 86 выделы все; квартал 87 выделы все);
в Кривошеинском лесничестве Кривошеинского участкового лесничества Володинского сельского урочища (квартал 90, все выделы, кроме выделов 84, 85, 88-90, 94-97, 99, 101, 102, 105, 106, 109, 110, 111, 125, 126, 133, 134, 136, 138, 139, 143, 144, 147, 150, 152, 156, 163, 164, 186, 187, 188, 191, 194, 195, 197, 227, 228, 160, 165, 169, 173, 174, 177, 179, 181, 183, 184, 230, 231, 323, 7, 15, 19, 30, 35, 36, 65, 66, 71, 79, 80, 91-93, 98, 100, 103, 104, 107, 108, 132, 137, 140, 141, 142, 145, 149, 151, 153,155, 159, 162, 185, 189, 190, 192, 193, 198, 199, 200, 201, 203, 204, 205, 209, 210, 211, 212, 213-226, 229, 233-240) из категории эксплуатационных лесов в защитные леса.
Обязать Департамент лесного хозяйства Томской области в срок до 31 декабря 2022 года принять меры по переводу в соответствии с лесохозяйственным регламентом Кривошеинского лесничества Томской области, утвержденным приказом Департамента лесного хозяйства Томской области от 31.07.2014 № 71, лесных участков особо охраняемой природной территории областного значения «Государственный зоологический заказник областного значения «Першинский»»:
в Кривошеинском лесничестве Красноярского участкового лесничества Тугулинского урочища (квартал 78 выделы 38, 40-42; квартал 79 выделы 16-21, 24-36; квартал 80 выделы 4-31, 33, 36; квартал 93 выделы 31-43, 46; квартал 94 выделы 31-53, 55; квартал 95 выделы 6-8, 11-44, 46, 47, 49; квартал 96 все выделы; квартал 97 все выделы, кроме выделов 7, 20, 21; квартал 114 все выделы; квартал 115 все выделы; квартал 116 все выделы, кроме выделов 36, 37, 58; квартал 117 все выделы, кроме выделов 21, 22, 23, 24, 25, 26; квартал 118 выделы 1-12, 15, 17-19, 30; квартал 119 выделы 1-5, 7-9, 11);
в Кривошеинском лесничестве Кривошеинского участкового лесничества Кривошеинского сельского урочища (квартал 81 все выделы, кроме 11, 17-20, 26-28, 31, 32; квартал 82 выделы все; квартал 83 выделы все, кроме 1-11; квартал 84 выделы все, кроме 2-4; квартал 85 выделы все, кроме 1-7; квартал 86 выделы все; квартал 87 выделы все);
в Кривошеинском лесничестве Кривошеинского участкового лесничества Володинского сельского урочища (квартал 90, все выделы, кроме выделов 84, 85, 88-90, 94-97, 99, 101, 102, 105, 106, 109, 110, 111, 125, 126, 133, 134, 136, 138, 139, 143, 144, 147, 150, 152, 156, 163, 164, 186, 187, 188, 191, 194, 195, 197, 227, 228, 160, 165, 169, 173, 174, 177, 179, 181, 183, 184, 230, 231, 323, 7, 15, 19, 30, 35, 36, 65, 66, 71, 79, 80, 91-93, 98, 100, 103, 104, 107, 108, 132, 137, 140, 141, 142, 145, 149, 151, 153, 155, 159, 162, 185, 189, 190, 192, 193, 198, 199, 200, 201, 203, 204, 205, 209, 210, 211, 212, 213-226, 229, 233-240) из категории эксплуатационных лесов в защитные леса.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Председательствующий: подпись О.А. Дутов
Мотивированное решение изготовлено 02.07.2021.
Председательствующий: подпись О.А. Дутов
Решение суда не вступило в законную силу
Копия верна
Судья: О.А. Дутов
Секретарь И.И. Рыжакова