Дело № 3А-67/2019
010а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 февраля 2019 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,
с участием прокурора Даценко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-67/2019 по административному иску первого заместителя прокурора Красноярского края о признании не действующими отдельных положений Устава Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Нижнетерянского сельского Совета депутатов Богучанского района Красноярского края от 30 июля 2004 года № 4 принят Устав Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края (далее - Устав), зарегистрированный распоряжением Совета администрации Красноярского края от 12 ноября 2004 года № 1383-р и опубликованный в газете «Ангарская правда» № 93 от 4 августа 2005 года.
В Устав неоднократно вносились изменения и в настоящее время он действует в редакции Решения Нижнетерянского сельского Совета депутатов Богучанского района Красноярского края от 2 декабря 2016 года № 15/1, которым в Устав внесены изменения, зарегистрированные 27 декабря 2016 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю за № RU 245073092016002 и опубликованные в газете «Депутатский вестник» № 1 от 10 января 2017 года.
Первый заместитель прокурора Красноярского края обратился с административным иском об оспаривании отдельных положений Устава, ссылаясь на их противоречие Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону Красноярского края от 26 июня 2008 года № 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае», Закону Красноярского края от 15 октября 2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края».
Просил признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Устава:
пункт 7 статьи 4 Устава в части, не предусматривающей порядок опубликования соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления;
подпункт 13 пункта 1 статьи 7 Устава;
подпункт 21 пункта 1 статьи 7 Устава в части, не предусматривающей отнесение к вопросам местного значения контроля за соблюдением правил благоустройства территории поселения;
подпункт 13 пункта 1 статьи 8 Устава;
пункты 2, 3 статьи 19 Устава в части, допускающей возможность вступления в силу правовых актов, устанавливающих правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, со дня их подписания;
подпункт 1 пункта 2 статьи 39 Устава в части, допускающей не вынесение на публичные слушания проекта решения Совета депутатов о внесении изменений в устав сельсовета в целях его приведения в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, в случае внесения изменений в форме неточного воспроизведения положений указанных нормативных правовых актов;
пункт 2 статьи 39 Устава в части, не предусматривающей обязанности вынесения на публичные слушания проекта стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
пункты 1, 2 статьи 51.2 Устава в части закрепления права на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, назначенных в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»;
пункт 3 статьи 62 Устава в части, не требующей официального опубликовании (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае внесения изменений в форме неточного воспроизведения Конституции Российской Федерации, федеральных законов;
пункт 5 статьи 62 Устава в части вступления в силу изменений и дополнений внесенных в устав муниципального образования, в случаях приведения Устава в соответствии с федеральными законами.
В судебном заседании прокурор –прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процесса прокуратуры Красноярского края Даценко О.А. поддержала требования административного иска по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Глава Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края Симаков Ю.Л. представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений относительно административного иска не представил.
Нижнетерянский сельский Совет депутатов Богучанского района Красноярского края, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайств и возражений относительно административного иска не представил.
В письменных пояснениях начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю Бычкова Л.И. полагала требования административного иска в части оспаривания пункта 2 стать 39 Устава необоснованными, ссылаясь на то, что указанной статьей предусмотрена возможность проведения публичных слушаний по иным вопросам. В остальной части полагала административный иск подлежащим удовлетворению. Ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителя Нижнетерянского сельского Совета депутатов Богучанского района Красноярского края, Главы Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю, против чего прокурор Даценко О.А. не возражала.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования (части 1 и 2 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Нижнетерянский сельский Совет депутатов Енисейского района Красноярского края (далее - Совет) является представительным органом местного самоуправления, состоящим из 7 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет (пункт 2 статья 6, пункты 1 и 2 статьи 20 Устава). К компетенции Совета относится принятие устава района и внесение в него изменений, дополнений (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 23 Устава).
Статьей 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3).
Порядок вступления в силу и опубликования нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина устанавливается пунктом 7 статьи 4 Устава, в соответствии с которым вышеуказанные акты вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), которое осуществляется в течение пяти дней, если иное не предусмотрено самим актом, Уставом или действующим законодательством.
Поскольку пунктом 7 статьи 4 Устава не предусматривается порядок опубликования (обнародования) соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, этот пункт Устава в данной части противоречит части 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. Другими положениями Устава также не предусматривается порядок опубликования (обнародования) соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления.
В силу пункта 2 части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ уставом муниципального образования должен определяться перечень вопросов местного значения.
Подпунктом 13 пункта 1 статьи 7 Устава в качестве вопроса местного значения Нижнетерянского сельсовета определены организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек сельсовета.
Между тем, из положений, закрепленных в пункте 11 части 1, частях 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, следует, что организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек сельсовета является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, за исключением случаев если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.
Пунктом «з» статьи 1 Закона Красноярского края от 1 декабря 2014 года № 7-2880 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края до 1 января 2016 года были закреплены вопросы организации библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения.
Вступившим в силу с 1 января 2016 года Законом Красноярского края от 15 октября 2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» вышеуказанные вопросы за сельскими поселениями Красноярского края не закреплены.
Таким образом, в настоящее время организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек Нижнетерянского сельсовета относится к компетенции Богучанского района, в связи с чем, положения подпункта 13 пункта 1 статьи 7 Устава, включающие указанный вопрос в перечень вопросов местного значения сельсовета, противоречат пункту 11 части 1, частям 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 7 Устава к вопросу местного значения Нижнетерянского сельсовета отнесено утверждение правил благоустройства территории сельсовета, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории сельсовета (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов сельсовета.
Вышеприведенные положения Устава соответствуют пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в редакции, действовавшей до 28 декабря 2017 года.
29 декабря 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 463-ФЗ, которым пункт 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ был изложен в новой редакции, в соответствии с которой к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
На основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктом 19 части 1 данной статьи.
Таким образом, в настоящее время подпункт 21 пункта 1 статьи 7 Устава противоречит пункту 19 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в части не предусматривающей отнесение к вопросам местного значения сельского поселения осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства территории поселения.
Частью 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ определен перечень прав органов местного самоуправления городского, сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений.
Ранее действующая редакция части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ содержала пункт 12, которым органы местного самоуправления городского, сельского поселения наделялись правом на создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Аналогичные положения закреплены в подпункте 13 пункта 1 статьи 8 Устава применительно к органам местного самоуправления Нижнетерянского сельсовета.
Между тем, Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ, вступившим в силу 6 марта 2018 года, пункт 12 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ признан утратившим силу, а соответствующие полномочия переданы органам местного самоуправления муниципального района и закреплены в пункте 13 части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Таким образом, в настоящее время подпункт 13 пункта 1 статьи 8 Устава противоречит части 1 статьи 14.1, пункту 13 части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В соответствии со статьей 16 Устава Глава сельсовета заключает от имени сельсовета договоры и соглашения (пункт 2), подписывает и обнародует правовые акты, нормативные правовые акты (пункт 4), представляет сельсовет в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени сельсовета (пункт 11).
Статьей 19 Устава определено, что правовые акты Главы сельсовета, кроме указанных в пункте 3 данной статьи, вступают в силу со дня их подписания, если в самом акте не определено иное (пункт 2). Нормативные правовые акты Главы сельсовета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (пункт 3).
Вышеприведенными положениями Устава, устанавливающими порядок вступления в силу правовых актов, принимаемых Главой сельсовета, не предусматривается необходимость опубликования нормативных правовых актов устанавливающих правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, а, следовательно, допускается возможность вступления в силу таких муниципальных нормативных правовых актов, а также соглашений со дня их подписания.
В этой связи, пункты 2, 3 статьи 19 Устава противоречат части 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в части, допускающей возможность вступления в силу нормативных правовых актов Главы сельсовета, устанавливающих правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, со дня их подписания.
На основании пункта 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 года № 494-ФЗ, вступившего в силу 9 января 2017 года) на публичные слушания должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.
Подпункт 1 пункта 2 статьи 39 Устава определяет, что на публичные слушания должны выноситься проект устава сельсовета, а также проект о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Вышеприведенные положения подпункта 1 пункта 2 статьи 39 Устава соответствуют ранее действующей редакции пункта 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (редакция Федерального закона от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ), которая была изменена Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 494-ФЗ, вступившим в силу 9 января 2017 года.
Таким образом, в настоящее время положения подпункта 1 пункта 2 статьи 39 Устава вступили в противоречие с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, поскольку они позволяют не выносить на публичные слушания проект муниципального нормативного правового акта о внесении в устав сельсовета изменений и дополнений, которые, хотя и вносятся в целях приведения закреплённых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, но точно не воспроизводят положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, устава или законов Красноярского края.
Суд не может согласиться с доводами административного истца о противоречии федеральному закону пункта 2 статьи 39 Устава в части не закрепления положений об обязательном вынесении на публичные слушания проекта стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
В части 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ закреплен перечень вопросов, которые в обязательном порядке выносятся на публичные слушания.
Федеральным законом от 30 октября 2017 года № 299-ФЗ, вступившим в силу 10 ноября 2017 года, часть 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ была дополнена пунктом 2.1, в соответствии с которым на публичные слушания должен выноситься проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
Пункт 2 статьи 39 Устава, закрепляющий перечень вопросов, которые подлежат вынесению на публичные слушания в Нижнетерянском сельсовете, не предусматривает проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
Между тем, пунктом 3 статьи 39 Устава предусмотрено, что на публичные слушания могут выноситься иные вопросы по инициативе главы сельсовета, Совета депутатов, а также по инициативе населения, поддержанной 3% жителей сельсовета, обладающих избирательным правом.
Предусмотренный в пункте 3 статьи 39 Устава перечень субъектов, обладающих правом инициирования публичных слушаний, соответствует перечню, закрепленному в части 2 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Таким образом, закрепленный в пункте 2 статьи 39 Устава перечень вопросов, выносимых на публичные слушания, не является исчерпывающим. С учетом взаимосвязанных положений пунктов 2 и 3 статьи 39 Устава, само по себе отсутствие в пункте 2 данной статьи положений об обязательном вынесении на публичные слушания проекта стратегии социально-экономического развития муниципального образования не может противоречить нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и рассматриваться как нарушение прав неопределенного круга лиц Нижнетерянского сельсовета.
Согласно части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 51.2 Устава предусмотрено, что лица, замещавшие муниципальные должности на постоянной основе не менее шести лет и получавшие денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета, прекратившие исполнение полномочий (в том числе досрочно), могут иметь право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом Российской Федерации 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», а также к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, назначенной в соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (пункт 1). Пенсия за выслугу лет, выплачиваемая за счет средств местного бюджета, устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии (государственной пенсии) и пенсии за выслугу лет составляла 45 процентов ежемесячного денежного вознаграждения, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в иных местностях края с особыми климатическими условиями, при наличии срока исполнения полномочий по муниципальной должности шесть лет. Размер пенсии увеличивается на четыре процента ежемесячного денежного вознаграждения за каждый последующий год исполнения полномочий по муниципальной должности, при этом сумма трудовой пенсии (государственной пенсии) и пенсии за выслугу лет не может превышать 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения (пункт 2).
Положениями пунктов 1 и 4 статьи Закона Красноярского края от 26 июня 2008 года № 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае» (далее - Закон края от 26 июня 2008 года № 6-1832), действующих в редакции Закона Красноярского края от 29 июня 2017 года № 3-839, предусмотрено, что лица, замещавшие муниципальные должности на постоянной основе не менее шести лет и получавшие денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета, прекратившие исполнение полномочий (в том числе досрочно), могут иметь право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
При этом Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется с 01 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» и в части ему не противоречащей (часть 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Используемая в пункте 1 статьи 51.2 Устава терминология и ссылка на нормативный правовой акт, не подлежащий применению, создаёт неопределённость в вопросе о содержании права на пенсию за выслугу лет для лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе не менее шести лет и получавших денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета, прекративших исполнение полномочий (в том числе досрочно).
Эта неопределённость порождает неоднозначное толкование и положений пункта 2 статьи 51.2 Устава, регулирующих вопросы размера пенсии, указанной в пункте 1 данной статьи. Обозначенные в пункте 2 статьи 51.2 Устава предельные размеры пенсии за выслугу лет определены суммой трудовой пенсии (государственной пенсии) и пенсии за выслугу лет, тогда как приведённые выше положения части 4 статьи 8 Закона края от 26 июня 2008 года № 6-1832 связывают эти размеры с иными составляющими (сумма страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», пенсии по государственному пенсионному обеспечению и пенсии за выслугу лет).
Поскольку законодательством предусмотрено право лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе, на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», пункты 1, 2 статьи 51.2 Устава вступили в противоречие с частями 1, 4 статьи 8 Закона края № 6-1832 в той части, в которой ими закрепляются права лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе, на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, назначенных в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Частью 4 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 года № 494-ФЗ, вступившего в силу 9 января 2017 года) предписывается, что проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Устава не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав сельсовета, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Вышеприведенные положения пункта 3 статьи 62 Устава соответствуют ранее действующей редакции части 4 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (редакция Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 365-ФЗ), которая была изменена Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 494-ФЗ, вступившим в силу 9 января 2017 года.
Таким образом, в настоящее время положения пункта 3 статьи 62 Устава вступили в противоречие с частью 4 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, поскольку они не требуют официального опубликовании (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в тех случаях, когда указанные изменения и дополнения хотя и вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, но точно не воспроизводят положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, устава или законов Красноярского края.
Пунктом 5 статьи 62 Устава определено, что изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
Вышеприведенные правовые нормы соответствуют редакции абзаца второго части 8 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, действующей до 29 июля 2017 года.
Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 171-ФЗ, вступившим в силу с 30 июля 2017 года, абзац второй части 8 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ изложен в новой редакции, в соответствии с которой изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, разграничение полномочий между органами местного самоуправления (за исключением случаев приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральными законами, а также изменения полномочий, срока полномочий, порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (абзац первый части 8 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Таким образом, пункт 5 статьи 62 Устава вступил в противоречие с абзацем вторым части 8 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в той части, в которой он не допускает возможность вступления в силу изменений и дополнений в устав муниципального образования, вносимых для приведения устава в соответствие с федеральными законами, до истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования.
В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учётом изложенного, суд полагает необходимым административный иск удовлетворить частично, признав положения пункта 7 статьи 4; подпункта 13 пункта 1 статьи 7; подпункта 21 пункта 1 статьи 7; подпункта 13 пункта 1 статьи 8; пунктов 2, 3 статьи 19; подпункта 1 пункта 2 статьи 39; пунктов 1, 2 статьи 51.2; пункта 3 статьи 62; пункта 5 статьи 62 Устава в соответствующей части не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административный иск первого заместителя прокурора Красноярского края о признании не действующими отдельных положений Устава Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края – удовлетворить частично.
Признать не действующими со дня вступления в законную силу настоящего решения следующие положения Устава Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края, принятого Решением Нижнетерянского сельского Совета депутатов Богучанского района Красноярского края от 30 июля 2004 года № 4:
пункт 7 статьи 4 Устава в части, не предусматривающей порядок опубликования соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления;
подпункт 13 пункта 1 статьи 7 Устава;
подпункт 21 пункта 1 статьи 7 Устава в части, не предусматривающей отнесение к вопросам местного значения контроля за соблюдением правил благоустройства территории поселения;
подпункт 13 пункта 1 статьи 8 Устава;
пункты 2, 3 статьи 19 Устава в части, допускающей возможность вступления в силу нормативных правовых актов Главы сельсовета, устанавливающих правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, со дня их подписания;
подпункт 1 пункта 2 статьи 39 Устава в той части, в которой он позволяет не выносить на публичные слушания проект муниципального нормативного правового акта о внесении в Устав Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края изменений и дополнений, которые, хотя и вносятся в целях приведения закреплённых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, но точно не воспроизводят положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, устава или законов Красноярского края;
пункты 1, 2 статьи 51.2 Устава в части закрепления права на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, назначенных в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»;
пункт 3 статьи 62 Устава в той части, в которой он не требует официального опубликовании (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в тех случаях, когда указанные изменения и дополнения хотя и вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, но точно не воспроизводят положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, устава или законов Красноярского края;
пункт 5 статьи 62 Устава в той части, в которой он не допускает возможность вступления в силу изменений и дополнений в устав муниципального образования, вносимых для приведения устава в соответствие с федеральными законами, до истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования.
В удовлетворении требований о признании не действующим пункта 2 статьи 39 Устава Нижнетерянского сельсовета Богучанского района Красноярского края, принятого Решением Нижнетерянского сельского Совета депутатов Богучанского района Красноярского края от 30 июля 2004 года № 4, в части, не предусматривающей вынесение на публичные слушания проекта стратегии социально-экономического развития муниципального образования, - отказать.
Обязать Нижнетерянский сельский Совет депутатов Богучанского района Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 8 февраля 2019 года