НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Краснотурьинского городского суда (Свердловская область) от 23.09.2020 № 2А-701/20

Решение в окончательной форме составлено 23 сентября 2020 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2020 года г.Краснотурьинск

Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Чумак О.А.,

при секретаре судебного заседания Жарких Е.В.,

с участием административного ответчика Калинина М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Свердловской области к Калинину М.С. о взыскании задолженности по налоговым платежам и санкциям,

установил:

начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Свердловской области (далее -МИФНС России № 14 по Свердловской области) Акимова М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Калинину М.С. о взыскании задолженности по налоговым платежам и санкциям. В обоснование административного иска указала, что административный ответчик в спорный период времени являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, обязанность по уплате налогов надлежащим образом им не исполнена за 2018 года. В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате указанных налогов административным истцом произведено начисление пени и в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога, пени. В добровольном порядке требование об уплате налога, пени также не исполнено, что послужило основанием для обращения административного истца к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены определением мирового судьи - в суд с указанным административным исковым заявлением. Просит суд взыскать с Калинина М.С. задолженность по налогам и пени за 2018 год в размере 98 200 руб. 28 коп., в том числе: налог на имущество физических лиц в размере 25 497 руб., пени в размере 90,22 руб.; транспортный налог в размере 53 055 руб., пени в размере 182,60 руб., земельный налог в размере 19 309 руб., пени в размере 66,46 руб.

В ходе рассмотрения административного иска представитель административного истца уточнил исковые требования, просил суд взыскать с Калинина М.С. задолженность по налогам и пени за 2018 год в размере 96 193 руб. 39 коп., в том числе: налог на имущество физических лиц в размере 25 497 руб., пени в размере 90,22 руб.; транспортный налог в размере 51 055 руб., пени в размере 175,71 руб., земельный налог в размере 19 309 руб., пени в размере 66,46 руб. (л.д. 89-90).

В судебное заседание представитель административного истца МИФНС № 14 по Свердловской области не явился, о времени и месте его проведения уведомлен путем направления судебного извещения на адрес электронной почты (л.д. 86), путем размещения информации на официальном сайте Краснотурьинского городского суда. Сведений об уважительности причин неявки суду не представлено. От начальника МИФНС № 14 по Свердловской области Акимовой М.В. поступило заявление о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя (л.д. 90).

Административный ответчик Калинин М.С. в судебном заседании искровые требования признал частично, указав, что не согласен с кадастровой стоимостью объектов недвижимости, примененной налоговым органом при определении налоговой базы в отношении объектов недвижимости.

Суд, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть административное дело при указанной явке.

Выслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3, статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статья 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области" на территории Свердловской области установлен и введен в действие транспортный налог, установлены ставки, порядок и сроки уплаты транспортного налога.

Статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующей в спорный период) сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2).

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года (статья 404 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 4 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в пределах, установленных названной статьей.

Статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1). Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2).

Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Калинин М.С. является собственником следующих объектов налогообложения:

-транспортного средства Хонда Легенд, государственный регистрационный номер № с <дата обезличена> (л.д. 35);

-транспортного средства Ниссан CONDOR, государственный регистрационный номер с <дата обезличена> (л.д. 36);

-транспортного средства ГАЗ 6611, государственный регисрационнй знак с <дата обезличена> (л.д. 37);

-маломерного моторного судна «SOLAR 380» с подвесным лодочным мотором «HONDA» с<дата обезличена> (л.д. 55-56);

-нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен> специализированный потребительский гаражный кооператив бокс 35, общей площадью 21 кв.м., кадастровый , с <дата обезличена> (л.д. 40- 41);

-нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен> специализированный потребительский гаражный кооператив бокс 332, общей площадью 91 кв.м., кадастровый , с <дата обезличена> (л.д. 42-43);

-нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, площадью 458,6 кв.м., кадастровый с <дата обезличена> (л.д. 47-49);

-земельного участка, расположенного по адресу <адрес обезличен>, площадью 2805 кв.м., кадастровый , с <дата обезличена> (л.д. 50-52).

На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России N 14 по Свердловской области Калинину М.С. был начислен (л.д. 15-17):

-транспортный налог (Хонда Легенд) за 2018 год в сумме 29 264 руб.,

-транспортный налог (Ниссан CONDOR) за 2018 год в сумме 19670 рублей;

-транспортный налог (Mitsuber фронтальный погрузчик) за 2018 год в сумме 2000 рублей;

-транспортный налог (моторное судно) за 2018 год в сумме 658 рублей;

-транспортный налог (ГАЗ) за 2018 год в размере 1463 рубля;

-налог на имущество физических лиц (гаражный бокс СПГК ) за 2018 год в размере 1297 рублей;

-налог на имущество физических лиц (гаражный бокс СПГК ) за 2018 год в размере 9926 рублей;

-налог на имущество физических лиц (здание Фрунзе, 102) за 2018 год в размере 17116 рублей;

- земельный налог за 2018 год в размере 19309 рублей.

В установленный законом срок обязанность по уплате налога налогоплательщиком не была исполнена, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России N 14 по Свердловской области через личный кабинет налогоплательщика в адрес Калинина М.С. было направлено требование об уплате транспортного налога в размере 53055 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 25497 рублей, земельного налога в размере 19309 рублей (л.д. 18) и пени на недоимку по транспортному налогу в размере 182,60 рублей, пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 90,22 руб., пени на недоимку по земельному налогу в размере 66,46 руб., предоставлен срок для добровольного исполнения до 21 января 2020 года (л.д. 18).

Требования МИФНС России N 14 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления налогового уведомления, требования об уплате налогов, пени, правильность исчисления размера налогов, пени, сроки обращения в суд, суд приходит к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год, земельного налога за 2018 год, транспортного налога за 2018 год, о наличии законных оснований для взыскания с Калинина М.С. задолженности по данным налогам.

Поскольку административным ответчиком не представлено доказательств исполнения своего обязательства перед МИФНС №14 России по Свердловской области в полном объеме, с административного ответчика подлежит взысканию в пользу МИФНС № 14 России по Свердловской области налог на имущество физических лиц за 2018 года в размере 25 497 руб., транспортный налог за 2018 год в размере 51 055 рублей, земельный налог за 2018 года в размере 19309 рублей.

Оценивая доводы административного ответчика о несогласии с инвентаризационной стоимостью объектов недвижимости при исчислении налога на имущество физических лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Органы, указанные в пункте 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме (пункт 11 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что при расчете налога соответствующий налоговый орган должен руководствоваться сведениями, представленными ему органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации, налоговым органом был осуществлен расчет налога на имущество физических лиц, а также земельного налога исходя из представленных регистрирующими органами сведений.

Обязанность по проверке достоверности предоставляемых регистрирующими органами сведений об объектах налогообложения на налоговый орган не возложена. Права на самостоятельный расчет инвентаризационной стоимости имущества у налоговых органов не имеется.

Поскольку в силу положений статьи 404 Налогового кодекса Российской Федерации) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, при определении налоговой базы кадастровая стоимость имущества не применяется.

В письме Минфина России от 11 июля 2016 г. N 03-05-04-01/40388 разъяснено, что в соответствии с положениями статей 402 и 403 Налогового кодекса Российской Федерации на территории субъектов Российской Федерации, не перешедших к исчислению налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, налогообложение осуществляется по инвентаризационной стоимости имущества, исходя из последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 февраля 2019 года N 10-П, пункты 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не исключают права налогоплательщика - в тех субъектах Российской Федерации, в которых не утверждены в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и (или) не установлена единая дата начала применения на их территориях порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости, - требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29 мая 2018 года N 1123-О указал на то, что указанный в статье 404 Налогового кодекса Российской Федерации порядок определения налоговой базы не исключает возможность корректировки в базах данных налоговых органов сведений об инвентаризационной стоимости объекта налогообложения в случае представления таких сведений по результатам исправления уполномоченным лицом (организацией технической инвентаризации) ошибки, допущенной в сведениях об инвентаризационной стоимости соответствующего объекта, представлявшихся такой организацией в налоговый орган до 1 марта 2013 года; кроме того, инвентаризационная стоимость объекта может быть оспорена в судебном порядке, в том числе при обнаружении ошибок при ее расчете.

Административным ответчиком сведений об иной инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества не представлено.

Таким образом, из материалов дела следует, что налоговым органом, исчисление налога на имущество физических лиц произведено на основании сведений регистрирующих органов. Расчет налога произведен налоговым органом в соответствии с законом, является правильным.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пунктам 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как следует из материалов дела, административным истцом заявлены ко взысканию пени на недоимку по транспортному налогу в размере 175,71 руб. за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, а также пени на недоимку по земельному налогу в размере 66,46 рублей за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 90,22 руб. за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> (л.д. 19-20, ).

Проверив расчет пеней, суд считает его арифметически верным.

Таким образом, взысканию с Калинина М.С. в пользу административного истца подлежат пени на недоимку по транспортному налогу в размере175,71 руб., пени на недоимку по земельному налогу в размере 66,46 рублей, пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 90,22 руб.

Кроме того, на основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В связи с чем, с Калинина М.С. подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет городского округа Краснотурьинск в размере 3085,80 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Свердловской области к Калинину М.С. о взыскании задолженности по налоговым платежам и санкциям удовлетворить.

Взыскать с Калинина М.С. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Свердловской области задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 25 497 рублей, пени за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> в размере 90,22 руб., задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 51055 рублей, пени за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> в размере 175,71 руб., задолженность по земельному налогу в размере 19309 руб., пени за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> в размере 66,46 руб.

Взыскать с Калинина М.С. в бюджет городского округа Краснотурьинск государственную пошлину в сумме 3085,80 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционный жалобы через Краснотурьинский городской суд Свердловской области.

Председательствующий: судья (подпись) О.А. Чумак