Дело № 2-71/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Красноборск 26 февраля 2018 года
Красноборский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Гарбуз С.В.,
при секретаре Чертковой О.А.,
с участием истца Тюриной Г.Б.,
представителя ответчиков ООО «Капитель» и генерального директора ООО «Капитель» Сластихина Ю.Н. Кувшиновой А.А., ответчика Аксеновской Е.Н., представителя третьего лица ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Красноборскому району» Соловьевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тюриной Г. Б. к генеральному директору общества с ограниченной ответственностью «Капитель» Сластихину Ю.Н., бухгалтеру общества с ограниченной ответственностью «Капитель» Аксеновской Е.Н., о признании незаконным отказа в предоставлении льгот, предусмотренных Законом РФ «О ветеранах» от 02.01.2000 № 40-ФЗ, об обязании предоставления льгот, о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Тюрина Г.Б. обратилась в суд с иском к генеральному директору общества с ограниченной ответственностью «Капитель» Сластихину Ю.Н., бухгалтеру общества с ограниченной ответственностью «Капитель» Аксеновской Е.Н., о признании незаконным отказа в предоставлении льгот, предусмотренных Законом РФ «О ветеранах» от 02.01.2000 № 40-ФЗ, об обязании предоставления льгот, о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что работает учителем физики в МБОУ «Красноборская средняя общеобразовательная школа».Является ветераном труда РФ, имеет удостоверениесерии В № ***, выданое __.__.______г.. С 2005 года имеет права ильготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленном статьями22,23 ФЗ «О ветеранах» от 2 января 2000 года №40-ФЗ.
На основании главы VII статьи 39 п. 1 подпункта 1 Закона
Архангельской области «Об образовании в Архангельской области» от
02.07.2013 № 712-41-03 (ред. от 25.03.2016) по ее мнению она, как педагогический работник имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилыхпомещений, отопления и освещения.
Считает, что в соответствии с п.8 статьи 22 Федерального закона «О ветеранах», с п. 1 статьи 3 Закона Архангельской области от10.11.2004 № 262-33-03 «О мерах социальной поддержки ветеранов,граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорийграждан» по категории «Ветерантруда» имеет право на компенсацию расходов по оплате жилых помещений икоммунальных услуг в размере 50% платы за коммунальные услуги (платы за холодную воду, горячуюводу, электрическую энергию, тепловую энергию, бытовой газ в баллонах, транспортирование (вывоз) твёрдых бытовых отходов, платы за отведение сточных вод), рассчитаннуюисходя из объёма потребляемыхкоммунальных услуг, определённых по показаниям приборов учёта, но неболее нормативов потребления указанных услуг.
Как ветерану труда до 1 октября 2017 года ей предоставлялись меры
социальной поддержки, а именно компенсация расходов коммунальных
услуг в размере 50% платы за холодную воду, бытовой газ в баллонах,
транспортирование (вывоз) твёрдых бытовых отходов, платы за
отведение сточных вод.
С 1 октября 2017 года до настоящего времени ООО «Капитель» ей не
предоставлены меры социальной поддержки в виде компенсации расходов
в размере 50% платы за транспортирование (вывоз) твёрдых бытовых отходов и за отведение сточных вод и ГКУАрхангельской области «ОСЗН по Красноборскомурайону», непроизведена выплата данных мер социальной поддержки за октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года.
21 декабря 2017 года истец обратилась с заявлением к руководителю ГКУ
Архангельской области «СОЗН по Красноборскому району» с просьбой сообщить причины отказа в предоставлении льготы по оплате септика и вывозу мусора.Из содержания ответа руководителя от 28 декабря 2017 года
следует, что ОСЗН по Красноборскому району» за октябрь,
ноябрь 2017 г. были переданы файлы обмена в ООО «Капитель» со списками
получателей льгот. В полученных ГКУ Архангельской области «ОСЗН по
Красноборскому району» файлах обмена от ООО «Капитель», производящей
расчёты денежных выплат, у Тюриной Г.Б. были нулевые суммы возмещения по коммунальным услугам вчасти транспортирования (вывоз) твёрдых бытовых отходов и отведениясточных вод за октябрь, ноябрь 2017 г.
В ноябре, декабре 2017 года она несколько раз обращалась устно к
генеральному директору ООО «Капитель» Сластихину Ю.Н. и бухгалтеру
Аксеновской Е.Н. по вопросу отсутствия в счётах - квитанциях по
коммунальным услугам положенных ей по закону «О ветеранах» льгот в
части транспортирования (вывоза) твёрдых бытовых отходов и отведения
сточных вод, в виде суммы, подлежащей перечислению денежной выплаты
по установленным ставкам и тарифам ей ГКУ Архангельской области
«ОСЗН по Красноборскому району». Так же просила
расшифровать содержание платёжного документа в части «Содержание
жилого помещения в домах МО «Алексеевское». При этом получала
отрицательные ответы в устной форме от генерального директора ООО
«Капитель» Сластихина Ю.Н., бухгалтера Аксеновской Е.Н.
При этом в присутствии посторонних лиц в ноябре - декабре 2017 года,
январе2018 года генеральный директор ООО «Капитель» Сластихин Ю.Н.,
бухгалтер Аксеновская Е.Н. утверждали, что ей не положены льготы
ветерана труда. Считает, что своимисловами они унижали ее
человеческое достоинство. Ей было неприятно слушать данные незаконные
высказывания в присутствии посторонних лиц.
17 ноября 2017 года истец обратилась с письменным заявлением генеральному директору ООО «Капитель» Сластихину Ю.Н. опредоставлении расшифровки по оплате коммунальных услуг, в соответствии с п.69постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
9 января 2018 года она письменно обратилась к генеральному директору
ООО «Капитель» Сластихину Ю.Н. с заявлением о причинах отказа в
предоставлении ей указанных мер социальной поддержки, за октябрь, ноябрь 2017 г.
Ответ генерального директора ООО «Капитель» Сластихина Ю.Н. от 17
января 2018 года ее не удовлетворил. Из содержания данного ответа
следует, что генеральный директор не ответил ни на один заданный
вопрос.
Полагает, что в результатенезаконного отказа в предоставлении ей как ветерану труда РФ мерсоциальной поддержки в виде компенсации расходов по оплатекоммунальных услуг в размере 50% в части транспортирования (вывоза)
твёрдых бытовых отходов и отведения сточных вод генеральным директором
ООО «Капитель» Сластихиным Ю.Н. были нарушены ее права и законные
интересы.
Истец Тюрина Г.Б. в судебном заседании исковые требования уточнила, просила суд признать
незаконным отказ ООО «Капитель» (изложенный в ответе генерального директора от 17 января 2018 года) в предоставлении ей мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О ветеранах» от 2 января 2000 5-ФЗ, Законом Архангельской области от 10.11.2004 № 262-33-03 «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» по категории «Ветеран труда» с 1 октября 2017 года в части
компенсации расходов по коммунальным услугам в размере 50% платы за
транспортирование (вывоз) твёрдых бытовых отходов и отведение сточных
вод, обязать ООО «Капитель» предоставить ей меры социальной поддержки
взыскать с генерального директора ООО «Капитель» Сластихина Ю.Н. и бухгалтера ООО «Капитель» Аксеновской Е.Н. моральный вред в размере 10 000 рублей.
Представитель ответчика ООО «Капитель» Кувшинова А.В. пояснила, что полагающиеся Тюриной Г.Б. льготы по оплате вывоза мусора и откачки септика должны предоставляться по месту работы из суммы указанной в счете-квитанции по строке «Содержание жилого помещения в домах МО «Алексеевское», а не отдельно «вывоз мусора» или «водоотведение» поскольку согласно подпункту д. пункта 11 Постановления Правительства РФФ от 13.08.2016 № 491, содержание общего имуществав зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В пункте 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, указано, что водоотведение - это отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
В случае, если канализационные устройства не присоединены к центральной линии канализации, отвод бытовых стоков в многоквартирных домах производится путем вывоза стоков ассенизационными машинами из выгребных ям и представляет собой услугу вывоз жидких бытовых отходов (вывоз ЖБО).
В соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, жидкие бытовые отходы - фекальные отходы нецентрализованной канализации.
По общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163 (в редакции от 23.12.2010), вывоз твердых и жидких бытовых отходов относится к жилищным услугам.
Принимая во внимание вышеперечисленные положения действующего законодательства, следует, что многоквартирный жилой дом по <адрес>А системой водоотведения не оборудован, следовательно, услуги по вывозу ТБО и очистке септиков не относятся к коммунальным услугам. Данные услуги относятся к жилищным услугам и их стоимость включена в тариф «Содержание жилого помещения в домах МО «Алексеевское». Разбивка данного тарифа на составляющие не предусмотрена действующим законодательством, в связи с этим нет таких данных ни в счете-квитанции, ни в файлах обмена с ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Красноборскому району».
Ответчик генеральный директор ООО «Капитель» Сластихин Ю.Н. в судебном заседании участия не принял, будучи извещенным надлежащим образом о его времени и месте, его представитель Кувшинова А.В. требования не признала, не подтвердила события указанные истцом, как факты допущенных в отношении нее оскорблений.
Ответчик Аксеновская Е. Н. пояснила, что работает бухгалтером-кассиром ООО «Капитель», не оскорбляла истицу, не допускала некорректного поведения в отношении нее.
Третье лицо представитель ГКУ АО «ОСЗН по Красноборскому району» Соловьева В.Н. в судебном заседании пояснила следующее.
Заявитель является ветераном труда и состоит в регистре государственного учреждения на получение мер социальной поддержки. Меры социальной поддержки предоставляются по адресу: <адрес>. Тюрина Г. Б. имеет право на меры социальной поддержки не только по Областному закону №262-33-03 как ветеран труда, но и по областному закону «Об образовании в Архангельской области», что подтверждается ее заявлениями выдаче справки о неполучении мер социальной поддержки для предъявление в учебное заведение.
В соответствии с п. 5 03 №262-33-03 ветераны труда, имеющие одновременно право на предоставление мер социальной поддержки по
нескольким основаниям, либо в ином нормативном правом акте, меры
социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору
гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными и
областными законами.
Поэтому в отделении социальной защиты населения меры социальной
поддержки Тюриной Г. Б. предоставлялись только в той части, которую не
возмещают по закону «Об образовании в Архангельской области».
В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления мер социальной
поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной
форме отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением
Правительства Архангельской области от 10.03.2010 N 61-пп расчет
денежной выплаты осуществляется организациями, производящими
начисление оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, включая
твердое топливо и сжиженный газ, исходя из установленной социальной нормы
площади жилья (если иное не установлено законодательством), действующих
ставок, тарифови нормативов потребления (если иное не установлено законодательством), стоимости твердого топлива и сжиженного газа.
В файлах обмена с ООО «Капитель», начиная с октября 2017 года
суммы денежных выплат для возмещения мер социальной поддержки Тюриной Г.Б. проставлены нулевые. Поэтому возмещение мер социальной поддержки не
произведено.
Представитель третьего лица МБОУ «Красноборская средняя школа» в судебном заседании участия не принял, будучи извещенным надлежащим образом о его времени и месте, в предыдущем судебном заседании пояснил, что школа может производить оплату только отопления и освещения квартиры, в которой проживает педагог, а так же платы за содержание, что дословно соответствует нормам областного закона «Об образовании в Архангельской области», вывоз твердых и жидких бытовых отходов, данным законом не предусмотрен.
Выслушав, стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 7 Конституции в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 8 ст. 47 педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Педагогическим работникам, осуществляющим трудовую деятельность в муниципальных образовательных учреждениях Архангельской области данные компенсации предоставляются на основании норм главы VIIЗакона Архангельской области от 02.07.2013 N 712-41-ОЗ (ред. от 07.11.2017) "Об образовании в Архангельской области", принятого Архангельским областным Собранием депутатов 26.06.2013.
Согласно ст. 40 данного областного закона меры социальной поддержки педагогических работников предоставляются в денежной форме в виде возмещения расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения и расходов на оплату:
1) пользования жилым помещением (наем, поднаем);
2) содержания и ремонта жилого помещения;
3) тепловой энергии, предоставленной в жилом помещении и в процессе использования общего имущества в многоквартирных домах, а также в жилых помещениях в домовладении;
4) приобретения твердого топлива до начала отопительного сезона в размере годовой потребности;
5) приобретения газа для отопления жилых помещений;
6) электрической энергии для целей освещения жилого помещения и в процессе использования общего имущества в многоквартирных домах, а также жилых помещений в домовладении.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Архангельской области данные правоотношения регулируются Законом Архангельской области от 10.11.2004 N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан", принятым Архангельским областным Собранием депутатов 10.11.2004.
Согласно ч.1 ст. 3 данного областного закона ветеранам предоставляются по их выбору по месту жительства или месту пребывания на территории Архангельской области следующие меры социальной поддержки:
1) компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
- платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленной социальной нормы площади жилья;
- взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также платы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
- платы за коммунальные услуги (платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, платы за отведение сточных вод), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с абзацем вторым пункта 8 настоящей статьи. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с абзацем вторым пункта 8 настоящей статьи;
2) компенсация расходов в размере 50 процентов платы за сбор и транспортирование (вывоз) твердых коммунальных отходов, которые образуются в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов.
В силу ч. 3 ст. 40 Закона Архангельской области «Об образовании в Архангельской области» и ч. 5 ст. 3 Закона Архангельской области "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан" лицам имеющим право на меры социальной поддержки по разным основаниям, могут быть предоставлены данные меры по их выбору.
Судом установлено, что истица Тюрина Г.Б. работает в сельской местности учителем в Красноборском средней школе и является ветераном труда РФ. Истица проживает в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, имеющем частичное благоустройство, а именно: централизованное отопление, водоснабжение, освещение, газ в баллонах. Централизованной канализацией и мусоросборниками, в том числе на придомовой территории дом не оборудован у дома имеется выгребная яма. Вывоз мусора осуществляется без складирования по графику автомобилем управляющей компании ООО «Капитель», откачка и вывоз стоков из выгребной ямы - ассенизационной машиной той же управляющей компании периодически и по заявкам жителей.
Истец является как педагог получателем по месту работы меры социальной поддержки в денежной форме в виде возмещения расходов на оплату содержания жилого помещения, отопления и освещения путем предоставления оплаченных квитанций с заявлением о возмещении в бухгалтерию учреждения и получения денежных средств в кассе. Так же истец как ветеран труда РФ получает меры социальной поддержки в виде компенсации 50 % стоимости баллонного газа, водоснабжения путем получения почтового перевода от ОСЗН района на основании оплаченных ею счетов-квитанций, выставленных поставляющими данные ресурсы организациями, а так же взноса за капитальный ремонт.
До октября 2017 года по тому же основанию как ветеран труда истец получала 50-процентную компенсацию и за вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Однако с октября 2017 года управляющая жилым многоквартирным домом компания ООО «Капитель», оказывающая в том числе услуги по вывозу твердых и жидких отходов, перестала выделять в квитанциях за содержание и текущий ремонт льготу по данному основанию и направлять в файлах обмена в ОСЗН сведения о необходимости компенсации стоимости вывоза мусора и откачки септика. В связи с указанным, истица с октября 2017 и по настоящее время не пользуется данной льготой, несмотря на выраженное ей желание получать данную меру социальной поддержки как ветеран труда.
Понятие отходов содержится в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. При чем данным федеральным законом с изменениями от 29.12.2014 N 458-ФЗ вступившими в законную силу с 01.01.2017 года предусмотрено новое понятие твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Понятие жидких бытовых отходов данный закон не содержит.
Обращаясь в суд иском о защите ее социальных прав на получение мер социальной поддержки истица не учитывает положения действующих в настоящее время нормативных актов, регулирующих отношения в области обслуживания многоквартирных жилых домом и поставки коммунальных услуг и регулирования деятельности по обращению с отходами в силу следующего.
В указанной сфере действуют 2 нормативных подзаконных акта, а именно:
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме …» (далее: «Правила содержания») и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее: «Правила предоставления коммунальных услуг»).
Согласно действующей в настоящее время редакции Правил предоставления коммунальных услуг (с изменениями от 26.12.2016 N 1498, от 27.02.2017 N 232) "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходам.
Постановлением Правительства от 27.02.2017 N 232 в ранее действующую редакцию от 26.12.2016 N 1498 были внесены изменения в части отнесения услуги по обращению с твердыми коммунальными отходам к коммунальной услуге. Указанные изменения были внесены в связи с принятием новой редакции Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", которая ввела понятия ТКО и обращение с ТКО. До указанного изменения Правил предоставления коммунальных услуг в редакции от 26.12.2016 N 1498 сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме относило к содержанию общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома (п. 11).
Однако, согласно п. 2 Постановления Правительства от 27.02.2017 N 232 изменения, утвержденные настоящим постановлением, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта.
По настоящее время региональный оператор на территории Архангельской области не выбран, соглашение с ним не заключено.
Аналогична ситуация и с действием Правил содержания в п. 11 действующей редакции (от 27.02.2017 N 232) к содержанию общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома относит сбор и вывоз жидкихбытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме. Редакция Правил содержания от 26.12.2016 N 1498 относила к указанному содержанию общего имущества сбор и вывоз и твердых и жидкихбытовых отходов.
Законодатель разграничил состав и перечень работ по содержанию именно в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества.
Как уже указывалось выше многоквартирный дом истицы не оборудован централизованной канализацией и мусоросборниками для сбора и временного хранения мусора в специальных помещениях или на придомовой территории. Жители дома самостоятельно собирают и временно складируют мусор, выносят его непосредственно в неспециализированный автомобиль-мусоровоз, который только транспортирует отходы. В отношении же жидких бытовых отходов ситуация по сравнению благоустроенными жилыми домами противоположенная, в домах с централизованной канализацией стоки не складируются (размещаются для временного хранения), а отводятся непосредственно и непрерывно, в «неблагоустроенных» (не имеющих централизованной канализации) стоки складируются в специальных выгребных ямах.
Таким образом, до начала фактического действия федерального закона «Об отходах производства и потребления» вывоз бытовых твердых и жидких отходов включается в содержание общего имущества многоквартирного дома и не является коммунальной услугой «по обращению с твердыми коммунальными отходами», в смысле придаваемом таковому ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. ст. 154 ЖК РФ в действующих редакциях.
Довод истицы о возможности выбора закона, на основании которого она желает получать аналогичные меры социальной поддержки основаны на нормах вышеуказанных федеральных и областных законов поскольку как ветераны труда так и педагоги имеют право на получение аналогичных мер социальной поддержки в виде возмещения или компенсации 50 % стоимости услуг управляющей компании по содержанию жилого помещения и следовательно истица вправе выбрать по какому из оснований ей может быть предоставлена льгота. Однако в ситуации ее проживания в многоквартирном жилом доме, в котором до выбора регионального оператора, заключения с ним соглашения, утверждения тарифов на обращение с ТКО вывоз твердых и жидких бытовых отходов включается в содержание общего имущества, а возмещение по указанному основанию она получает в размере 100 процентов по месту работу как педагог, следовательно, ее требование как ветерана труда, заявленное к управляющей компании, предоставляющей услугу по вывозу отходов не основано на законе, а действия указанной компании - правомерны, и, поэтому иск удовлетворению не подлежит.
Истица, учитывая ее двойной статус получателя мер социальной поддержки, техническое состояние (состав и конструктивные особенности) многоквартирного дома, в котором она проживает, фактическое недействие законодательства, регулирующего обращение с твердыми коммунальными отходами, вправе претендовать на получение мер социальной поддержки, в виде или 50-процентой компенсации стоимости содержания общего имущества (включающего в себя вывоз твердых и жидких бытовых отходов) как ветеран труда или 100-процентного возмещения тех же расходов как педагог по месту работы.
Необходимо отметить, что областной закон о мерах социальной поддержки ветеранов предусматривает в ч.1 ст. 3 разными пунктами и компенсацию платы за содержание жилого помещения (в подпункте 1) и компенсацию платы за сбор и транспортирование (вывоз) твердых коммунальных отходов (в подпункте 2), однако у истицы права требования компенсации по пп. 2 п. 1 ч. 1 ст. 3 закона (как ветерана труда только стоимости услуг по обращению с ТКО) не возникло, по тем же причинам, в связи с фактическим не действием законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 2Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Рассматривая требования истицы к ответчиками должностным лицам управляющей компании - генеральному директору ООО «Капитель» Сластихину Ю.Н. и бухгалтеру ООО «Капитель» Аксеновской Е.Н. о компенсации причиненного морального вреда суд приходит к выводу об их неудовлетворимости, поскольку истицей не доказан в нарушение ст. 56 и 57 ГПК РФ факт оскорбления или совершения иных действий, нарушающих ее личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие ей нематериальные блага. Незаконное не предоставление мер социальной поддержки может нарушить ее имущественные права, что не образует причинения нравственных страданий, подлежащих компенсации в виде компенсации морального вреда, тем более, что настоящим решением незаконности действий управляющей компании не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Тюриной Г. Б. о признании незаконным отказа ООО «Капитель» (изложенного в ответе генерального директора от 17 января 2018 года) в предоставлении ей мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О ветеранах» от 2 января 2000 5-ФЗ, Законом Архангельской области от 10.11.2004 № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» по категории «Ветеран труда» с 1 октября 2017 года в части компенсации расходов по коммунальным услугам в размере 50% платы за транспортирование (вывоз) твёрдых бытовых отходов и отведение сточных вод, обязании ООО «Капитель» предоставить ей указанные меры социальной поддержки и взыскании с генерального директора ООО «Капитель» Сластихина Ю. Н. и бухгалтера ООО «Капитель» Аксеновской Е. Н. компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья С.В. Гарбуз