НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красноборского районного суда (Архангельская область) от 02.10.2018 № 2-345/18

Дело № 2-345/2018

УИД 29RS0011-01-2018-000587-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Красноборск 02 октября 2018 года

Красноборский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Гарбуз С.В.,

при секретаре Поротовой С.Н.,

с участием ответчика ФИО1, её представителя ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области к ФИО1 о взыскании социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании социальной выплаты.

В обоснование иска указано, что в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат за счет средств областного бюджета работникам государственных учреждений Архангельской области и муниципальных учреждений муниципальных образований Архангельской области на приобретение жилых помещений на первичном рынке, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 25 января 2011 года № ***-пп, ФИО1 __.__.______г. было выдано свидетельство № *** о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на первичном рынке на сумму 1 053 000 рублей. Указанная социальная выплата __.__.______г. перечислена на ее блокированный целевой банковский счет, открытый в ПАО «Сбербанк России».

Согласно заявления ФИО1 от __.__.______г. о предоставлении социальной выплаты, ответчик приняла на себя обязательство отработать в муниципальном общеобразовательном учреждении «*** основная общеобразовательная школа» со дня получения социальной выплаты не менее 5 лет.

В соответствии с абзацем первым пункта 55 Порядка в случае расторжения трудового договора с работником бюджетной сферы по инициативе работника, по соглашению сторон, по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 5 -11 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в течение пяти лет со дня получения социальной выплаты работник бюджетной сферы возвращает социальную выплату в полном объеме.

Согласно выписки из лицевого счета и отчета о погашении свидетельства, предоставленных ПАО «Сбербанк России» денежные средства в сумме 1 053 000 рублей списаны со счета ФИО1 __.__.______г.. Следовательно, датой окончания срока исполнения обязательства является __.__.______г..

Трудовой договор с ответчиком расторгнут __.__.______г. по пункту 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

При увольнении ответчиком предоставленная социальная выплата в сумме 1 053 000 рублей не была возвращена.

Просили суд взыскать с ФИО1 в пользу министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области социальную выплату в сумме 1 053 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца участия в судебном заседании не принял, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В направленном в суд заявлении истец просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании пояснила, что при увольнении из *** школы она полагала, что 5 лет уже прошло, поскольку деньги были перечислены на ее блокированный счет __.__.______г., то есть 5 лет истекли __.__.______г., а уволилась она __.__.______г.. С __.__.______г. она трудоустроилась в ГБУЗ АО «***» воспитателем, где и продолжает работать по настоящее время.

Купить новое жилье на территории Красноборского района в тот период было невозможно ввиду отсутствия строительства, по этой причине она заключила договор с застройщиком на строительство индивидуального жилого дома, который был построен в следующем году.

Представитель ответчика ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась, просила суд в удовлетворении иска Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области отказать по тем основаниям, что в целях улучшения жилищных условий работников бюджетной сферы, проживающих на территории Архангельской области, и реализации долгосрочной целевой программы Архангельской области «Развитие массового жилищного строительства в Архангельской области» на 2010 - 2013 годы, утвержденной постановлением администрации Архангельской области от 22.09.2008 № 216-па/33, Правительством Архангельской области был разработан Порядок предоставления социальных выплат за счет средств областного бюджета работникам государственных учреждений Архангельской области и муниципальных учреждений муниципальных образований Архангельской области на приобретение жилых помещений на первичном рынке, утвержденный Постановлением от 25.01.2011 № 10-пп.

Во исполнение Порядка предоставления социальных выплат за счет средств областного бюджета работникам государственных учреждений АО и муниципальных образований АО на приобретение жилых помещений на первичном рынке, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области 25 января 2011 года N 10-пп, ответчик ФИО1 предоставила работодателю МБОУ «*** основная общеобразовательная школа» пакет документов для включения ее в список получателей социальных выплат на приобретение жилых помещений на первичном рынке жилья.

В соответствии с абз. 2 подп. «а» п. 17 Порядка одним из условий получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на первичном рынке является обязательство работника бюджетной сферы отработать в учреждении со дня получения социальной выплаты не менее 5 лет.

Согласно п. 55 Порядка (в редакции от 23.08.2011, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае расторжения трудового договора с работником бюджетной сферы по инициативе работника, по соглашению сторон, по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п.п. 3,5-11 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации, в течение пяти лет со дня получения социальной выплаты работник бюджетной сферы возвращает социальную выплату в полном объеме. В случае отказа в возвращении социальной выплаты социальная выплата взыскивается с работника бюджетной сферы в судебном порядке в пользу областного бюджета по иску уполномоченного органа.

Постановлением Правительства Архангельской области от 06.09.2016 № 341-пп в п. 55 Порядка внесены изменения, постановление вступило в законную силу с 09.09.2016.

Учитывая изложенные нормы она согласна с позицией истца о дне получения социальной выплаты в силу положений п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения их в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Также ссылались на положения ч. 1 ст. 12 Трудового кодекса Российской Федерации.

Из преамбулы постановления Правительства Архангельской области от 06.09.2016 №341-пп о внесении изменения в п. 55 Порядка следует, что указанные изменения приняты Правительством Архангельской области в соответствии с подразделом 2.3 государственной программы Архангельской области «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014-2020 гг.)», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11.10.2013 № 475-пп.

Ответчик в указанной программе не участвовала, свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение / строительство жилья на первичном рынке от 02.09.2011 выдано истцу в рамках долгосрочной целевой программы Архангельской области «Развитие массового жилищного строительства в Архангельской области» на 2010-2013 гг., утвержденной постановлением администрации Архангельской области от 22.09.2008 № 216-па/33.

Поскольку положения абз. 2 п. 55 Порядка, раскрывающего понятие, что следует считать «днем получения социальной выплаты», были введены вновь и действуют только с 09.09.2016 в рамках реализации государственной программы Архангельской области «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014-2020гг.), то они не могут распространяться на правоотношения, возникшие с истцом, так как на момент получения истцом социальной выплаты и принятия обязательства отработать не менее 5 лет указанная истцом норма не действовала.

Таким образом, к моменту увольнения 17.08.2017 по собственному желанию ответчик отработала более 5 лет с момента получения ею социальной выплаты на ее банковский счет (__.__.______г.), что свидетельствует о надлежащем исполнении ею принятого на себя обязательства.

Полагали, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд, специально установленный п. 63 Порядка № 10-пп, поскольку трудовые отношения истца прекращены __.__.______г., соответственно двухмесячный срок для обращения в суд истекал в феврале 2018 года.

Также полагала, что поскольку ответчик после увольнения сразу устроилась на работу в учреждение бюджетной сферы, то за ответчиком сохраняется право на спорную социальную выплату. Более того, указала, что увольнение ответчика было вынужденным, так как она получила уведомление о сокращении в связи с ликвидацией учреждения.

Поскольку истец извещен о времени и месте судебного разбирательства, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие его представителя по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав ответчика, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Как следует из части 1 статьи 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.

Статьёй 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем представления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2).

Согласно части 6 статьи 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах предоставленных действующим федеральным законодательством полномочий.

Федеральное законодательство предусмотрело необходимый минимум прав граждан, закрепило обязанности органов власти и местного самоуправления по предоставлению жилья. При этом установлены общие для всех субъектов Российской Федерации категории граждан, которым предоставляются жилые помещения из социального жилищного фонда, - нуждающиеся в жилых помещениях (статья 49 ЖК РФ), основания и порядок предоставления жилых помещений нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма, основания для снятия граждан с жилищного учета, другие положения, связанные с предоставлением жилья по договорам социального найма.

Специальный порядок и возможные способы реализации прав граждан на жилище отдельно для работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений на федеральном уровне не регламентированы.

Постановлением администрации Архангельской области от 22.09.2008 N 216-па/33 была утверждена долгосрочная целевая программа Архангельской области "Развитие массового жилищного строительства в Архангельской области на 2010 - 2013 годы", предусматривающая улучшение жилищных условий работников государственных учреждений Архангельской области и муниципальных учреждений муниципальных образований Архангельской области (пункт).

В пункте 7 подраздела IV "Механизм реализации Программы" указано, что порядок предоставления средств областного бюджета на улучшение жилищных условий работников государственных учреждений Архангельской области и муниципальных учреждений муниципальных образований Архангельской области определяется Правительством Архангельской области.

Постановлением Правительства Архангельской области от 25.01.2011 N 10-пп для реализации указанной программы утвержден «Порядок предоставления социальных выплат за счет средств областного бюджета работникам государственных учреждений АО и муниципальных учреждений муниципальных образований Архангельской области на приобретение жилых помещений на первичном рынке».

Данным Порядком урегулированы вопросы, связанные с предоставлением указанной социальной выплаты, в частности, предусмотрены механизм предоставления указанной социальной выплаты, условия, которым должен отвечать работник организации бюджетной сферы для предоставления социальной выплаты, определен критерий нуждаемости, установлен список необходимых документов для включения в список получателей.

В соответствии с пунктом 17 Порядка нуждающийся в получении социальной выплаты работник бюджетной сферы для включения в список получателей социальных выплат до 24 мая 2011 года должен был представить руководителю организации бюджетной сферы документы по установленному перечню, в том числе справку территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости и органов технической инвентаризации об отсутствии (наличии) у заявителя и членов его семьи права собственности на жилые помещения на территории АО.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, являясь работником муниципального бюджетного образовательного учреждения (руководителем структурного подразделения в МОУ «*** основная школа», а позже учителем в МБОУ «*** школа») __.__.______г. в соответствии с Порядком представила работодателю заявление о предоставлении социальной выплаты с приложением необходимых документов.

__.__.______г. ФИО1 министерством здравоохранения и социального развития Архангельской области выдано свидетельство № 371 о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на первичном рынке на сумму 1 053 000 рублей на территории МО «*** муниципальный район».

Согласно выписки из лицевого счета № ***, открытого в ПАО «Сбербанк России» на имя ФИО1 __.__.______г. перечислена субсидия для приобретения жилья в сумме 1 053 000 рублей, денежные средства списаны со счета ФИО1 __.__.______г., что также подтверждается отчетом о погашении свидетельства.

Приказом № *** от __.__.______г. по МБОУ «*** школа» учитель ФИО1 уволена с __.__.______г. по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (по собственному желанию).

Как пояснила ответчик данное увольнение было вынужденным поскольку __.__.______г. она была уведомлена директором школы о предстоящей ликвидации учреждения, при чем о последствиях ликвидации, прямо предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, ей разъяснено не было, ответчик не знала, что могла не писать заявление об увольнении по собственному желанию, а быть уволена по данному основанию ТК РФ с получением гарантий, предусмотренных Главой 27 ТК РФ, связанные с расторжением трудового договора по данному основанию.

Данный довод ответчика не подтверждается текстом уведомления о предстоящей ликвидации *** школы __.__.______г., в котором указано, что она будет уволена по основанию предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, но так же дополнительно ей было сообщено о возможности увольнения ранее данного срока по собственному желанию.

Однако же из постановления администрации МО «*** муниципальный район» от __.__.______г.№ *** усматривается, что *** школа реорганизовывалась путем присоединения к МБОУ «*** средняя школа», процедура реорганизации должна быть завершена к __.__.______г..

Как видно из записей в трудовой книжке ответчик с __.__.______г. была принята в ГБУЗ АО «***» воспитателем, уволена __.__.______г. по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (по истечении срока трудового договора).

__.__.______г. ответчик вновь принята в данное учреждение помощником воспитателя, __.__.______г. уволена по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (по истечении срока трудового договора).

__.__.______г. ответчик принята в данное учреждение инструктором по труду, __.__.______г. переведена на должность педагога - организатора, где продолжает работать по настоящее время.

Истцом в обоснование иска указано на неисполнение ответчицей обязанности по продолжительности работы в школе, а именно 5 лет со дня получения социальной выплаты, которым истец считает дату отчета о погашении свидетельства - __.__.______г., то есть полагает, что ответчица должна была работать в Комсомольской школе до __.__.______г., в то время как она уволилась __.__.______г. по собственному желанию.

С указанным выводом суд не соглашается и полагает иск не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Заявление ответчик написала и получила свидетельство в период действия постановления Правительства Архангельской области в первоначальной редакции от 15.03.2011 N 68-пп с изменениями от 23.08.2011 N 299-пп.

В указанный период пункт 55 Порядка действовал в следующей редакции:

«в случае расторжения трудового договора с работником бюджетной сферы по инициативе работника, по соглашению сторон, по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 5 - 11 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в течение пяти лет со дня получения социальной выплаты работник бюджетной сферы возвращает социальную выплату в полном объеме.

В случае отказа в возвращении социальной выплаты социальная выплата взыскивается с работника бюджетной сферы в судебном порядке в пользу областного бюджета по иску уполномоченного органа».

Постановлением Правительства Архангельской области от 06.09.2016 N 341-пп в указанный пункт были внесены изменения, касающиеся порядка исчисления начала течения 5летнего срока, дополнено, что «днем получения социальной выплаты является день перечисления средств социальной выплаты продавцу (застройщику) в случаях, предусмотренных абзацем первым пункта 49 настоящего Порядка, день перечисления средств социальной выплаты на банковский счет жилищного накопительного или жилищно-строительного (жилищного) кооператива в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 49 настоящего Порядка, или день перечисления средств социальной выплаты кредитной организации, представившей ипотечный жилищный кредит (займ), в случае, предусмотренном пунктом 50 настоящего Порядка».

Так же в соответствии с новой редакцией п. 55 Порядка установлен 60-тидневный срок для добровольного возврата со дня наступления обстоятельств, указанных в абзаце первом пункта 55 Порядка, путем перечисления на лицевой счет администратора доходов областного бюджета, открытый министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и последствия не исполнения данной обязанности по возврату путем обращения в суд с иском Министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области.

Указанное дополнение пункта 55 Порядка ухудшало положение лиц, получивших свидетельства о праве на получение социальной выплаты и которым денежные средства уже были перечислены на блокированный счет и (или) израсходованы на соответствующие цели до его введения.

В силу общего принципа права, изложенного в ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Постановление Правительства Архангельской области от 06.09.2016 N 341-пп о внесении указанных изменений вступило в силу в соответствии с его п. 2 со дня его официального опубликования.

Учитывая изложенное в правоотношениях между сторонами по получению социальной выплаты пятилетний срок надлежит исчислять с даты представления свидетельства и перечисления денежных средств на блокированный счет ответчика в банке, то есть __.__.______г., таким образом, 5 лет истекло в период работы истицы в *** школе __.__.______г. (откуда она уволилась __.__.______г.).

Кроме того, заслуживают внимания и иные возражения ответчика.

Заявление ответчик написала и получила свидетельство в период действия постановления Правительства Архангельской области в первоначальной редакции от 15.03.2011 N 68-пп с изменениями от 23.08.2011 N 299-пп.

В пункте 2 Порядка в данной редакции указано, что он распространяется на работников организаций бюджетной сферы, перечень должностей которых утверждается Правительством Архангельской области.

Указанным постановлением Правительства Архангельской области от 15.03.2011 N 67-пп утвержден перечень должностей работников государственных учреждений Архангельской области и муниципальных учреждений муниципальных образований Архангельской области, которым предоставляются социальные выплаты за счет средств областного бюджета на приобретение жилых помещений на первичном рынке, в который в пункте 6 «Работники государственных медицинских организаций Архангельской области» включена в том числе, должность воспитателя.

В связи с указанным, судом учитывается, что после увольнения из *** школы __.__.______г. ответчик продолжила работать в должности - воспитателя в ГБУЗ АО «***» с __.__.______г. по __.__.______г., данное учреждение является государственным бюджетным учреждением, то есть включенным в Перечень и расположено на территории *** муниципального района, то есть на территории Архангельской области.

Иные должности, в которых истец продолжила работать в санатории (помощник воспитателя, инструктор по труду, педагог-организатор) не входят в Перечень должностей в данном виде государственных учреждений.

Таким образом, всего ответчик отработала в предусмотренных перечнем учреждениях руководителем структурного подразделения, учителем и воспитателем всего с момента получения свидетельства (__.__.______г.) около 6 лет, а с момента перечисления средств по свидетельству застройщику (__.__.______г.) 4 года 10 мес.

Однако, увольнение ответчика очевидно было вынужденным, так как она получила уведомление о сокращении в связи с ликвидацией учреждения и подлежала увольнению по основанию п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, при увольнении по которому срок для отработки в учреждении может быть и не соблюден без возвращения данной социальной выплаты.

Таким образом, иск не подлежит удовлетворению.

Однако суд не соглашается с возражениями представителя истца о применении пропуска срока исковой давности на обращение в суд в связи с со следующим.

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

В соответчики с п. 55 Порядка возврат средств социальной выплаты должен быть осуществлен гражданином в течение 60 дней с даты увольнения.

Положениями п.п. 58-63 Порядка № 10-пп установлены порядок и сроки контроля за исполнением обязанности отработать требуемые 5 лет в учреждении бюджетной сферы и обязанности по возврату средств социальной выплаты.

В том числе, предусмотрен не реже, чем ежеквартальный контроль по предоставлению информации о лицах, прекративших трудовые отношения, а также установлен срок для обращения в суд с иском о взыскании средств социальной выплаты не позднее двух месяцев со дня поступления документов о прекращении работником трудовых отношений.

Поскольку трудовые отношения у истца прекращены __.__.______г., такие сведения должны были быть истребованы не позднее, чем в четвертом квартале 2017 года.

Соответственно двухмесячный срок для обращения в суд истекал самое позднее в феврале 2018 года.

Вместе с тем, стороной ответчика заявляется и о пропуске общего срока исковой давности.

При этом данный срок необходимо исчислять с момента истечения 60-ти дневного срока для добровольного возврата средств социальной выплаты.

Данный срок составляет 60 календарных дней от даты увольнения и оканчивался у ответчика __.__.______г..

Таким образом, трехлетний срок исковой давности для обращения в суд заканчивается __.__.______г..

Исковое заявление направлено истцом в суд __.__.______г., то есть в пределах трехлетнего срока.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области к ФИО1 о взыскании социальной выплаты в размере 1 053 000 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись С.В. Гарбуз

Верно:

Судья С.В. Гарбуз

***