НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Краснобаковского районного суда (Нижегородская область) от 09.10.2023 № 2А-443/2023

Дело № 2а- 443/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 октября 2023 года р.п. Красные Баки

Судья Краснобаковского районного суда Нижегородской области Ионова О.В., при секретаре судебного заседания Беловой Е.Н.,

с участием административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление Нижегородской таможни к ФИО3 ФИО1, , о взыскании таможенных платежей и пени,

у с т а н о в и л:

Нижегородская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО3 ФИО1, , в котором просит взыскать с ФИО3 ФИО1 неуплаченные суммы таможенных платежей в размере ., а также пени в размере ., указав следующее.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 10 статьи 259 Федерального закона № 289-ФЗ от 03 августа 2018 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают правом предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления о взыскании таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговый, компенсационных пошлин, таможенных сборов, процентов и пеней и иных таможенных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.

В настоящее время в отношении ФИО3 ФИО1 по факту ввоза на территорию Российской Федерации транспортного средства, не обладающего статусом товара Евразийского экономического союза, учитывается задолженность по уплате таможенных платежей и пеней.

В 2019 году гражданин Российской Федерации ФИО4 ввез с территории <адрес> на территорию Российской Федерации транспортное средство - легковой автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак без таможенного декларирования в целях выпуска в свободное обращение.

Согласно письму ГУ МВД России по Нижегородской области (от ДД.ММ.ГГГГг. ) зафиксирован факт пересечения государственной границы Российской Федерации гражданином ФИО4 при передвижении ДД.ММ.ГГГГ на транспортном средстве автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак из <адрес> через пункт пропуска <адрес>».

Нижегородской таможней в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был проведен таможенный контроль в форме проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (формализован Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ) в отношении, ввезенного ФИО4 транспортного средства - <данные изъяты>.

При таможенном декларировании в <адрес> транспортного средства - <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , были уплачены таможенные платежи в бюджет <адрес> в размере ) но ставкам <адрес>, из которых размер уплаченной таможенной пошлины составил Сумма уплаченных таможенных платежей в <адрес> составляет . Курс AMD к рублю на дату оформления автомобиля ДД.ММ.ГГГГ составлял .

Согласно информации представленной Дорожной полицией <адрес> автомобиль с регистрационным номером поставлен на регистрационный учет в <адрес>ДД.ММ.ГГГГг. гражданином ФИО1.

Таким образом, вышеуказанное транспортное средство не обладает статусом товара Евразийского экономического союза.

Порядок и условия перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) товаров для личного пользования определены главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», а также Договором о присоединении <адрес> к Договору о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Договором <адрес> является страной-участницей ЕАЭС. Пунктами 30-37 Приложения к Договору о присоединении <адрес> к Договору о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГг. установлены условия, и переходные положения, определяющие статус автомобилей для личного пользования, ввозимых из <адрес> на территорию иных государств-участников ЕАЭС.

При определении статуса автомобиля необходимо учитывать, что исходя из положений Договора, а именно пункта 31 Приложения к Договору, транспортное средство имеет статус товара ЕАЭС при наличии хотя бы одного из следующих условий:

-ввезено в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ;

-ввезено в <адрес> после ДД.ММ.ГГГГг. с уплатой ставок таможенных пошлин, налогов, установленных приложением 5 к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (Соглашение утратило силу с ДД.ММ.ГГГГг., и в настоящее время применяется Приложение к Решению либо когда истечет 3 года после его ввоза в <адрес> без уплаты вышеуказанных ставок таможенных пошлин, налогов после начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702 ТН ВЭД ЕАЭС, либо после уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и вышеуказанных сумм Таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением;

- транспортное средство ввезено в <адрес> после подписания Договора (ДД.ММ.ГГГГ) и в отношении такого автомобиля таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом ЕАЭС.

В иных случаях транспортное средство обладает статусом иностранного, товара.

Учитывая вышеизложенное, Нижегородской таможней в ходе таможенного контроля после выпуска было установлено, что данный автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , был выпущен в свободное обращение на территории <адрес> после подписания Договора, и является иностранным товаром.

В ходе данной проверки также установлено, что гражданином Российской Федерации ФИО4 принадлежащее ему транспортное средство <данные изъяты>, ввезенное из <адрес> на территорию Российской Федерации не задекларировано.

В соответствии с пунктом 33 Приложения к Договору в отношение автомобилей, обладающих статусом иностранного товара, при их ввозе на территории других государств - членов ЕАЭС проводится таможенный контроль, при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕАЭС, с четом пунктов 34 и 35 настоящего приложения.

Учитывая изложенное, ввоз в Российскую Федерацию и использование на территории Российской Федерации автомобиля, обладающего статусом иностранного товара, лицом, постоянно проживающим в Российской Федерации, допускается только при условии его таможенного декларирования в таможенных органах и уплаты разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением.

На основании пункта 4 статьи 56 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает в день пересечения таможенной границы, а если этот день не установлен, расчет производится на день выявления факта незаконного перемещения.

В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза расчет таможенных платежей должен производится в соответствии с положениями пунктов 1 - 8 статьи 56 ТК ЕАЭС, как если бы товары помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, устанавливающих размер уплаты таможенных пошлин, налогов без учета таможенных пошлин, налогов, уплаченных при ввозе на территорию Республики Армения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 326 ТК ЕАЭС ДД.ММ.ГГГГ по факту недоплаты таможенных платежей за ввезенный ФИО4 с территории <адрес> автомобиль <данные изъяты>, Нижегородской таможней принято решение по результатам проведения таможенного контроля .

В соответствии с указанным решением в отношении транспортного средства <данные изъяты>, подлежат уплате

таможенные платежи в размере

В указанном решении таможенные платежи исчислены в соответствии с положениями пунктов 1 - 8 статьи 56 ТК ЕЛЭС.

Для исчисления ввозной таможенной пошлины в отношении транспортного средства, классифицируемого кодом ТН ВЭД ЕАЭС, применяются ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Ставка таможенной пошлины равна объема двигателя.

Поскольку объем двигателя данного автомобиля , ввозная таможенная пошлина, исходя из курса евро, действовавшего на ДД.ММ.ГГГГг. составит 748 738,78 руб. (2,2 евро * 72,9708 (курс евро) * 4 664 см3).

Ставки акцизов на автомобили легковые установлены статьей 193 Налогового Кодекса Российской Федерации в рублях за 0,75 кВт (1 л. с.) мощности двигателя и дифференцированы в зависимости от размеров данного показателя. Так в 2019 году на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 147 кВт (200 л. с.) и до 220 кВт (300 л. с.) включительно была установлена ставка акциза в размере 743 руб. за 0,75 кВт (1 л. е.). Сумма акциза на автомобиль с мощностью . с. составит . .).

Согласно статье 160 ПК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате Таможенной пошлины, подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам). Налогообложение легковых автомобилей производится по налоговой ставке 20%.

В соответствии с пунктом 8 статьи 56 ТК ЕАЭС, в случае если таможенный орган не располагает точными сведениями о товарах (характере, наименовании, количестве, происхождении и (или) таможенной стоимости), база для исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов определяется на основании имеющихся у таможенного органа сведений.

Исходя из вышесказанного таможенная стоимость автомобиля равна . сумма подлежащего уплате НДС может составить (., общая сумма подлежащих уплате таможенных платежей будет равна:

На основании ст. 73 Федерального закон от 03 августа 2018г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в адрес ФИО4 направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов и пени от ДД.ММ.ГГГГ на сумму . При направлении данного уведомления был установлен срок для осуществления уплаты таможенных платежей и пени, не позднее 15 дней со дня вручения (получения) данного уведомления.

До настоящего времени уведомление от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 не исполнено.

На основании пункта 3 статьи 72 Федерального закона № 289-ФЗ обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения

срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Согласно пункту 7 статьи 72 Федерального закона № 289-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 настоящего Федерального закона.

При этом в соответствии с частью 14 статьи 72 Федерального закона при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно. "

На ДД.ММ.ГГГГ задолженность ФИО4 перед Нижегородской таможней по уплате пеней составляет

Административный истец, Нижегородская таможня, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в суд не обеспечил.

Административный ответчик ФИО2, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска, в письменных возражениях пояснил, что порядок и условия перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров для личного пользования определены главной 37 ТК ЕАЭС и Решение Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», а также договором о присоединении <адрес> к Договору о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 35 Условий и переходных положений (приложение к Договору о присоединении <адрес>), автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в <адрес>, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов. Согласно Информации о таможенном оформлении легковых автомобилей, ввезенных на территории государств-членов Евразийского экономического союза на официальном сайте ФТС РФ https://customs.gov.ru/cars?vin= автомобиль <данные изъяты> выпущен в свободное обращение ДД.ММ.ГГГГ, что ставит под сомнение утверждения Нижегородской таможни о незаконности ввоза на территорию ЕЭС указанного выше автомобиля ДД.ММ.ГГГГг. и правильность расчета таможенных платежей Нижегородской таможней, в нем не учитываются таможенные платежи, уплаченные в таможенной службе <адрес> при ввозе данного транспортного средства из третьей страны. Кроме того, заявленные требования Нижегородской таможни касательно взыскания с административного ответчика таможенных платежей и пени не подлежат удовлетворению в виду пропуска срока, установленного ст. 71 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03 августа 2018г. № 289-ФЗ. Так, согласно п. 8 пп. 1 ст. 71 Закона № 289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и не применяются, если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное ст. 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, демпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

Обстоятельства, при которых обязанность уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени наступили ДД.ММ.ГГГГ - день, когда был зафиксирован факт пересечения государственной границы государственными органами РФ, что не оспаривается Нижегородской таможней.

Кроме того, таможенный орган имел возможность применить меры по взысканию платежей и пени еще по результатам таможенного контроля от ДД.ММ.ГГГГ

Применив вышеуказанные положения таможенного законодательства, регулирующие порядок принудительного взыскания таможенных платежей, можно сделать вывод, что обращение Нижегородской таможни в суд с соответствующим заявлением имело место ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении трехлетнего пресекательного срока, который распространяется на обращения таможенного органа в суд.

Пропуск установленных законом сроков обращения в суд влечет утрату таможенным органом права требовать взыскания задолженности (п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза»).

Ссылки в административном исковом заявлении на якобы обнаружение факта неисполнения обязанности уплаты таможенных платежей по результатам таможенного контроля после выпуска товаров в данном случае не подлежат рассмотрению, поскольку имеются ограниченные сроки таможенного контроля, а из искового заявления следует, что государственные органы РФ зафиксировали факт пересечения таможенной границы указанным транспортным средством ДД.ММ.ГГГГг. Бессрочное принудительное взыскание таможенных платежей недопустимо, о чем указано в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» - «судам, в частности, следует учитывать установленные Киотской конвенцией положения о... ограниченности сроков, в течение которых таможенные органы вправе начислять таможенные пошлины и налоги и принимать меры по взысканию задолженности (стандарт 4.2)». Стандарт 4.2. Киотской конвенции устанавливает, что «срок, в течение которого производится начисление применяемых пошлин и налогов, устанавливается в национальном законодательстве. Начисление производится в возможно короткие после подачи декларации на товары или возникновения иных обязательств по упате пошлин и налогов».

С учетом требований ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дела в отсутствие неявившегося административного истца.

Исследовав материалы административного дела, и, оценив представленные доказательства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, суд, находит административное исковое заявление не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктами 30 и 31 приложения 3 к Договору от ДД.ММ.ГГГГ о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор) ставки таможенных пошлин, налогов, установленные приложением 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от ДД.ММ.ГГГГ, утратило силу ДД.ММ.ГГГГг. (далее - Соглашение), не применяются в <адрес> в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее соответственно - ТН ВЭД ЕАЭС, ЕАЭС), ввозимых физическими лицами для личного пользования, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС (далее - ЕТТ ЕАЭС) в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях ТН ВЭД ЕАЭС.

При этом указанные автомобили, а также автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, в других государствах - членах ЕАЭС, признаются иностранными товарами:

до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;

до истечения 3 лет после начала применения <адрес> ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

При ввозе указанных автомобилей на территории других государств - членов ЕАЭС в соответствии с пунктом 33 приложения 3 к Договору о присоединении <адрес> к Договору о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного ДД.ММ.ГГГГг., в их отношении проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС), иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕАЭС.

В настоящее время при проведении физическими лицами операций с иностранными товарами для личного пользования применяются положения главы 37 ТК ЕАЭС и решений Евразийской экономической комиссии.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС:

иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, без уплаты таможенных пошлин, налогов на срок не более 1 года;

физическими лицами государств - членов ЕАЭС транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, на срок не более 1 года при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государствах - членах ЕАЭС, при перемещении через таможенную границу ЕАЭС любым способом не подлежат таможенному декларированию.

Транспортные средства, зарегистрированные в государстве - члене ЕАЭС и имеющие статус товаров ЕАЭС, в рамках таможенной территории ЕАЭС перемещаются свободно.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» установлена дата начала применения <адрес> ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях ТН ВЭД ЕАЭС (с ДД.ММ.ГГГГ).

Вместе с тем транспортные средства, приобретенные до ДД.ММ.ГГГГ и выпущенные в свободное обращение в <адрес> в период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ по «пониженным» ставкам таможенных пошлин, признаются в других государствах - членах ЕАЭС иностранным товаром:

до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом пунктом 35 приложения к Договору предусмотрена возможность ввоза легковых автомобилей, зарегистрированных на территории Республики Армения и сохранивших статус иностранных товаров, с территории <адрес> на территории других государств - членов ЕАЭС только лицами, постоянно проживающими в <адрес>, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов ЕАЭС таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов ЕАЭС допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов.

Учитывая изложенное, в случае если транспортное средство было помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или выпущено в свободное обращение в качестве товара для личного пользования на территории <адрес> после ДД.ММ.ГГГГ и имеет статус иностранного товара, для получения паспорта транспортного средства необходимо осуществить таможенное декларирование таких транспортных средств и уплатить таможенные пошлины, налоги в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в <адрес> и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в таблице 2 приложении Решения .

В соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Согласно со ст. 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Союза.

При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.

Таможенные пошлины, налоги при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза исчисляются в соответствии с настоящей главой с учетом пункта 7 настоящей статьи, а если таможенный орган не располагает точными сведениями о товарах, также с учетом пункта 8 настоящей статьи.

Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.

В случае если для определения таможенной стоимости товаров, а также для исчисления таможенных пошлин, налогов требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена, такой пересчет производится по курсу валют, действующему на день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.

В соответствии со ст. 73 ТК ЕАЭС уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее для настоящей главы также - уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Согласно распечатке с официального сайта Федеральной таможенной службы в разделе информации о таможенном регулировании легковых автомобилей, ввезенных на территории государств -членов евразийского экономического союза транспортное средство <данные изъяты> выпущен в свободное обращение ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 56-57).

Согласно акту проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств /А0239 от ДД.ММ.ГГГГ Нижегородской таможни ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 326 ТКЭАЭС в отношении ФИО3 ФИО1 проведена проверка в отношении транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , а именно контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей, в ходе которой установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО2 приобрел на территории <адрес> транспортное вышеуказанное транспортное средство, помещенное в <адрес> в свободное обращение ДД.ММ.ГГГГ, данное транспортное средство не обладает статусом товара Евразийского экономического союза. При таможенном декларировании в <адрес> транспортного средства были уплачены таможенные платежи в бюджет <адрес> в размере по ставкам <адрес>, из которых размер уплаченной таможенной пошлины составил . Сумма уплаченных таможенных платежей в <адрес> составляет к рублю на дату оформления автомобиля ДД.ММ.ГГГГ) =

Согласно информации Дорожной полиции Республики Армения указанный автомобиль поставлен на регистрационный учет в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, являющегося гражданином Российской Федерации, и не является лицом, постоянно проживающим на территории <адрес>

Рассматриваемое транспортное средство выпущено на территории <адрес> с уплатой ставок от ДД.ММ.ГГГГ, установленных в <адрес>, и отличных отставок, установленных Приложением к Решению или ЕТТ ЕАЭС, что определяет условия ввоза такого транспортного средства на территории других государств-членов ЕАЭС как транспортного средства, обладающего статусом иностранного товара.

Согласно ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС в электронной форме с использованием таможенной декларации, также допускается декларирование в письменной форме при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, в отношении товаров для личного пользования…

ФИО2, являющийся собственником транспортного средства и декларантом, а также лицом, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, обязан был произвести его таможенное декларирование в таможенном органе Российской Федерации и уплатить причитающиеся таможенные платежи до его использования на территории Российской Федерации. ФИО2 при перемещении рассматриваемого транспортного средства через таможенную границу ЕАЭС не исполнил обязанность по его таможенному декларированию в регионе деятельности таможенного органа в месте ввоза товара на территорию Российской Федерации, т.е. произвел незаконное перемещение товара через таможенную границу ЕАЭС. В дальнейшем ФИО2 продолжал пользоваться транспортным средством.

Согласно письму ГУ МВД России по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован факт пересечения государственной границы Российской Федерации гражданином ФИО2 при передвижении ДД.ММ.ГГГГ из <адрес> через пропускной пункт <адрес>» автомобильным транспортом регистрационный знак (л.д. 21-26).

Согласно Решению по результатам таможенного контроля от ДД.ММ.ГГГГг. в отношении транспортного средства <данные изъяты>, подлежат уплате таможенные платежи в размере .

В соответствии с п. 34 Приложения к Договору, в случае, если таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, не уплачены в бюджет Республики Армения в размере, указанном в абзаце втором пункта 31 настоящего приложения, до ввоза на территории других государств - членов Евразийского экономического союза, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании таких автомобилей в бюджет того государства - члена Евразийского экономического союза, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, в которое прибыли такие автомобили.

Рассматриваемое транспортное средство выпущено на территорию Республики Армении с уплатой ставок на ДД.ММ.ГГГГ, установленных в <адрес> и отличных от ставок, установленных Приложением к Решению или ЕТТ ЕАЭС, что определяет условия ввоза такого транспортного средства на территории других государств-членов ЕАЭС как транспортного средства, обладающего статусом иностранного товара.

Для исчисления ввозной таможенной пошлины в отношении транспортного средства, классифицируемого ТН ВЭД ЕАЭС, применяются ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Ставка таможенной пошлины равна 2,2 евро за 1 см3 объема двигателя.

Поскольку объем двигателя данного автомобиля , ввозная таможенная пошлина, исходя из курса евро, действовавшего на ДД.ММ.ГГГГг., составит ).

Ставки акцизов на автомобили легковые установлены статьей 193 Налогового Кодекса Российской Федерации в рублях за 0,75 кВт (1 л. с.) мощности двигателя и дифференцированы в зависимости от размеров данного показателя. Так в ДД.ММ.ГГГГ году на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 147 кВт (200 л. с.) и до 220 кВт (300 л. с.) включительно была установлена ставка акциза в размере . за 0,75 кВт (1 л. е.). Сумма акциза на автомобиль с мощностью . составит

Согласно статье 160 ПК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате Таможенной пошлины, подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам). Налогообложение легковых автомобилей производится по налоговой ставке 20%.

В соответствии с пунктом 8 статьи 56 ТК ЕАЭС, в случае если таможенный орган не располагает точными сведениями о товарах (характере, наименовании, количестве, происхождении и (или) таможенной стоимости), база для исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов определяется на основании имеющихся у таможенного органа сведений.

Исходя из вышесказанного таможенная стоимость автомобиля равна 1587026,70 руб. сумма подлежащего уплате НДС может составить (., общая сумма подлежащих уплате таможенных платежей будет равна: л.д. 27-34).

На основании ст. 73 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГг. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в адрес ФИО4 направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов и пени от ДД.ММ.ГГГГ на сумму . При направлении данного уведомления был установлен срок для осуществления уплаты таможенных платежей и пени, не позднее 15 дней со дня вручения (получения) данного уведомления (л.д. 13-20).

До настоящего времени уведомление от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 не исполнено.

На основании п. 3 ст. 72 Федерального закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Согласно п. 7 ст. 72 Федерального закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 настоящего Федерального закона.

При этом в соответствии с ч. 14 ст. 72 Федерального закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно

Согласно расчету пеней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 14 ст. 71 Федерального закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сумма пени составила . (л.д. 35-36).

В соответствии с пп. 1 п.5 ст. 56 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

Как следует из материалов дела, транспортное средство <данные изъяты> ввезено ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом 4 ст. 56 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.

В соответствии с ч. 14 ст. 73 Федерального закона № 289- ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае принятия таможенным органом решения по результатам таможенного контроля в соответствии со статьей 218 настоящего Федерального закона о признании лица, участвовавшего в незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза, таможенный орган направляет такому лицу уведомление (уточнение к уведомлению) не позднее десяти рабочих дней после принятия такого решения.

Уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ направлено ФИО2 ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 13-20).

Согласно п. 1 ч. 8 ст. 71 Федерального закона - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются, если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

В соответствии с ч. 8 ст. 71 Федерального закона - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

Таким образом, уведомление о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей может быть направлено, а меры по взысканию могут быть приняты только лишь в пределах трех лет со дня выпуска товаров.

Как следует из материалов настоящего дела, меры принудительного взыскания таможенных платежей и пеней в отношении ФИО2 таможней не предпринимались.

Поскольку транспортное средство <данные изъяты> ввезено на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, а уведомление о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей направлено административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ, установленный законом трехлетний срок для принятия мер по взысканию таможенных платежей истек ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Частью 6 ст. 289 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

В соответствии с ч. 3.1. ст. 1 КАС РФ заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, установленном настоящим Кодексом

Согласно чю. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 287 административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть оформлено в соответствии с требованиями частей 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса и подписано руководителем контрольного органа, от имени которого подано заявление. В административном исковом заявлении должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.

Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что таможенным органом должны последовательно приниматься меры по взысканию задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа -предъявление административного иска.

В рассматриваемом случае к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании таможенных платежей административный истец не обращался.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного иска, в котором указал, что срок для применения мер взыскания не мог быть соблюден в связи с тем, что факт обнаружения незаконности перемещения транспортного средства был установлен только по результатам таможенного контроля ДД.ММ.ГГГГ, после чего было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 73 Федерального закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации при разрешении споров, возникающих из таможенных отношений, суды применяют принципы таможенного регулирования (стандарты), нашедшие отражение в Генеральном приложении к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от ДД.ММ.ГГГГ, действующей в редакции Протокола от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Киотская конвенция).

Судам, в частности, следует учитывать установленные Киотской конвенцией положения о неприменении существенных штрафов при неумышленном характере ошибок, допущенных в ходе декларирования товара (стандарт 3.39), ограниченности сроков, в течение которых таможенные органы вправе начислять таможенные пошлины и налоги и принимать меры по взысканию задолженности (стандарты 4.2 и 4.10), необходимости обеспечения возврата таможенных платежей, взысканных вследствие ошибок, допущенных таможенными органами (стандарт 4.22).

Исходя из пункта 2 статьи 12 Киотской конвенции стандарты и рекомендации, сформулированные в специальных приложениях к этому международному договору, не являются обязательными для Российской Федерации. Однако названные стандарты и рекомендации могут учитываться судами в качестве информации об организации соответствующих таможенных процедур и о международной практике таможенного обложения товаров при толковании Таможенного кодекса и иных международных договоров (дополнительное средство толкования).

Рассмотрев указанное ходатайство о восстановлении сроков, суд находит его не подлежащим удовлетворению, поскольку административным истцом не приведены какие-либо объективные причины пропуска срока на обращение в суд и не приведены безусловные основания для его восстановления, доводы административного истца о том, что факт незаконного перемещения транспортного средства был установлен только по результатам таможенного контроля ДД.ММ.ГГГГ суд находит несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что проверка документов и сведений после выпуска транспортного средства и решение по результатам таможенного контроля приняты также по истечении трехлетнего срока для принятия мер по взысканию таможенных платежей.

На основании изложенного административные исковые требования Нижегородской таможни к ФИО2 о взыскании таможенных платежей удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Нижегородской таможни к ФИО3 ФИО1, , о взыскании неуплаченных сумм таможенных платежей в размере ., а также пени в размере . - отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Краснобаковский районный суд Нижегородской области.

Судья О.В. Ионова