НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красноармейского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область) от 28.06.2023 № 2А-1367/2023

Дело № 2а-1367/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2023 г. г. Волгоград

Волгоградская область

Красноармейский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Яровой О.В.,

при секретаре судебного заседания Шипиловой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 11 по Волгоградской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 11 по Волгоградской области) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании с него обязательных платежей и санкций. Свои требования мотивирует тем, что административный ответчик является плательщиком земельного налога, плательщиком налога на имущество и плательщиком транспортного налога. В налоговом периоде 2019 год имел в собственности объекты налогообложения: квартира по адресу: <данные изъяты>, дата регистрации права 01.01.1995, дата утраты права 27.05.2022; автомобили легковые, <данные изъяты>, дата регистрации права 06.08.1994; автомобили легковые, <данные изъяты>, дата регистрации права 13.10.2007; автомобили легковые, <данные изъяты>, дата регистрации права 27.05.2004; автомобили легковые, <данные изъяты>, дата регистрации права 21.02.2002; катера, <данные изъяты>, дата регистрации права 20.08.2001; катера, <данные изъяты>, дата регистрации права 20.08.2001; гидроциклы, <данные изъяты>, дата регистрации права 05.07.2007; автомобили легковые, <данные изъяты>, дата регистрации права 01.04.2000. Исходя из сведений, поступивших из органов, осуществляющих государственную регистрацию недвижимого и движимого имущества, ФИО1 были исчислены налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налоги за 2019 год. Поскольку за административным ответчиком числиться недоимка по налогам и пени, административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2019 год в размере 102 руб., пеня в размере 0,20 руб., транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 94937 руб., пеня в размере 87,85 руб., всего на общую сумму 95127,05 руб.

Административный истец – Межрайонная ИФНС России № 11 по Волгоградской области и административный ответчик ФИО1, будучи извещёнными о времени и месте рассмотрения дел, в том числе посредством размещения информации по делу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на интернет-сайте Красноармейского районного суда г. Волгограда – http://krasn.vol.sudrf.ru, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили; Межрайонная ИФНС России № 11 по Волгоградской области ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Располагая сведениями о надлежащем извещении административного истца и административного ответчика, руководствуясь положениями ст.150, ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы настоящего административного дела и материалы административного дела № 2А-460/2023, административного дела № 2А-93-333/2021 суд приходит к следующему.

Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить установленные законом налоги.

В силу пп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п.1 ст.399 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 настоящего Кодекса.

Согласно ст.356 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено ст.356.1 настоящего Кодекса. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

На основании п.1 ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введён налог.

Согласно п.1 ст.390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Налоговые ставки по земельному налогу на территории г. Волгограда и Волгоградской области установлены в соответствии со ст.394 Налогового кодекса Российской Федерации. Срок уплаты земельного налога установлен в соответствие со ст.397 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.

На территории Волгоградской области транспортный налог установлен и введён в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Волгоградской области от 11 ноября 2002 года № 750-ОД «О транспортном налоге»; законом закреплены ставки данного налога с каждой лошадиной силы в зависимости от наименования объектов налогообложения (автомобили легковые, мотоциклы и мотороллеры, автобусы, автомобили грузовые и т.д.) и мощности двигателя.

Налогоплательщиками данного налога положениями ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, к которым относятся: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положениями п.1 ст.362, п.3 ст.396 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В силу положений ст.360, 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

Согласно ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признаётся установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1).

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п.3).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объёме (п.5).

Таким образом, по смыслу закона сумма задолженности по пени может быть взыскана только после уплаты плательщиком налогов (страховых взносов) в полном размере.

Согласно ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основании своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 () является плательщиком земельного налога, плательщиком налога на имущество и плательщиком транспортного налога, состоит на учёте в Межрайонной ИФНС России № 11 по Волгоградской области.

Согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими регистрацию недвижимого имущества и транспортных средств в соответствии со ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик в налоговом периоде 2019 год имел в собственности объекты налогообложения:

- квартира по адресу: <данные изъяты>, дата регистрации права 01.01.1995, дата утраты права 27.05.2022;

- автомобили легковые, <данные изъяты>, дата регистрации права 06.08.1994;

- автомобили легковые, <данные изъяты>, дата регистрации права 13.10.2007;

- автомобили легковые, <данные изъяты>, дата регистрации права 27.05.2004;

- автомобили легковые, <данные изъяты>, дата регистрации права 21.02.2002;

- катера, <данные изъяты>, дата регистрации права 20.08.2001;

- катера, <данные изъяты>, дата регистрации права 20.08.2001;

- гидроциклы, <данные изъяты>, дата регистрации права 05.07.2007;

- автомобили легковые, <данные изъяты>, дата регистрации права 01.04.2000.

За административным ответчиком числится задолженность по налогу на имуществу и транспортному налогу.

В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от 03.08.2020 № 6220774 об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 97277 (36820 + 60457) руб., налога на имущество за 2019 год в размере 102 руб.

Поскольку указанное налоговое уведомление налогоплательщиком в срок исполнено не было, в соответствии со ст.69, 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган направил в адрес ФИО1 требование от 16.12.2020 № 43209 об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 97277 руб., пени в размере 192,94 руб., налога на имущество за 2019 год в размере 102 руб., пени в размере 0,20 руб., со сроком уплаты до 13 января 2021 года.

Налогоплательщиками налога на имущество и транспортного налога признаются лица, которым принадлежит право собственности на указанное имущество. Акт регистрации является подтверждением перехода права собственности.

В соответствии с п.1 ст.209 и ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Следовательно, случаи возложения бремени содержания имущества на лицо, не являющееся его собственником, могут быть установлены федеральными законами или договором. Законодательство Российской Федерации не возлагает на предыдущего собственника транспортного средства обязанности по несению бремени его содержания в случае, если его арестованное имущество было принудительно реализовано.

Судом также установлено и материалами дела подтверждается, что в 2016 году Арбитражным судом Волгоградской области в рамках дела о банкротстве ФИО1 (дело № А12-73210/2016), было установлено имущество, подлежащее включению в конкурсную массу, в числе которого: 1/2 земельного участка по адресу: <данные изъяты>; 1/2 жилого дома по адресу: <данные изъяты>; автомобиль <данные изъяты>; мотолодка <данные изъяты> гидроцикл <данные изъяты>; гидроцикл <данные изъяты>; мотолодка <данные изъяты>.

Помимо перечисленного выше имущества, частично указанного в административном исковом заявлении, финансовым управляющим иного имущества, принадлежащего ФИО1 на праве собственности, не установлено.

Из пояснений ФИО1, ранее данных судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам, в прокуратуре Кировского района г. Волгограда, а также в ходе проводимых в отношении последнего по заявлениям финансового управляющего проверок установлено, что мотолодка <данные изъяты>, мотолодка <данные изъяты>, мотолодка <данные изъяты>, мотолодка <данные изъяты>, и мотолодка <данные изъяты>, представляют собой полностью резиновые надувные лодки сроком службы 5 лет и давно не существующих в силу их естественного износа. Автомобили и гидроциклы располагались на момент наложения на них арестов на производственных базах в Алексеевском районе Волгоградской области и в Красноармейском районе г. Волгограда, реализация указанного имущества производилась службой судебных приставов без участия ФИО1, местонахождение имущества неизвестно.

Автомобиль <данные изъяты>, автомобиль <данные изъяты>, и автомобиль <данные изъяты>, являлись предметом розыска службой приставов-исполнителей Межрайонной ОСП по особым исполнительным производствам (<...>). Службой приставов-исполнителей было возбуждено розыскное дело в рамках исполнительного производства о розыске имущества физического лица ФИО2 Постановлением службы приставов-исполнителей от 10 августа 2017 года розыскное дело прекращено, перечисленное имущество, в том числе автомобиль <данные изъяты> и <данные изъяты>, в ходе розыска найдены не были.

Объекты недвижимости – 1/2 земельного участка по адресу: <данные изъяты>, и 1/2 жилого дома по адресу: <данные изъяты>, площадью 104,3 кв.м, реализованы на торгах, что подтверждается представленными в материалы дела договорами купли-продажи и определениями Арбитражного суда Волгоградской области.

Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 29 июля 2013 года, вступившим в законную силу 29 ноября 2013 года, обращено взыскание на имущество, принадлежащее ФИО1, – гидроцикл <данные изъяты>, путём реализации с торгов, с установлением начальной продажной стоимости заложенного имущества.

Следовательно, в связи с обращением судом в пользу кредитора взыскания на заложенное выше имущество ФИО1, перечисленные выше объекты были им утрачены.

Кроме того, согласно данным реестра маломерных судов Центра ГИМС ГУ МЧС России по Волгоградской области за административным ответчиком значатся: мотолодка <данные изъяты>, дата регистрации 12.04.2010; мотолодка <данные изъяты>, дата регистрации 18.08.2011; гидроцикл <данные изъяты>, дата регистрации 05.07.2007; гидроцикл <данные изъяты>, дата регистрации 05.07.2007; мотолодка <данные изъяты>, дата регистрации 05.07.2007; мотолодка <данные изъяты>, дата регистрации 30.08.2007; мотолодка <данные изъяты>, дата регистрации 30.08.2007.

Согласно карточкам учёта транспортных средств, за ФИО1 числится два транспортных средства: марка/модель <данные изъяты>, и марка/модель <данные изъяты>.

Транспортное средство – автомобиль <данные изъяты>, снят с учёта в связи с утилизацией 30 сентября 2016 года владельцем – ФИО3

Согласно п.1 ст.12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Реализация арестованного имущества должника осуществляется судебным приставом-исполнителем совместно с территориальным органом Росимущества в полном объёме, то есть с передачей транспортного средства, договора купли-продажи новому собственнику и инициированием соответствующих регистрационных действий в уполномоченном органе внутренних дел.

В соответствии со ст.213.25 Закона о банкротстве имущество гражданина, подлежащее реализации в случае признания гражданина банкротом и введения реализации имущества гражданина все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретённое после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу. С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично. С даты признания гражданина банкротом: регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего. Поданные до этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению.

В соответствии со ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу п.1 ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1 ст.358 поименованного кодекса).

По смыслу приведённых норм Налоговый кодекс в качестве объекта налогообложения налогом признаёт объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определённым физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.235 Гражданского кодекса Российской Федерации, основанием прекращения права собственности на вещь является, в том числе, гибель или уничтожение этой вещи, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества. Право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи.

В силу п.3 ст.3 Налогового кодекса налоги должны иметь экономическое обоснование.

Согласно п.7 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). Из приведённого правового предписания следует вывод о наличии презумпции добросовестности налогоплательщика.

Поскольку в ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено, что ранее принадлежавшее административному ответчику имущество, а именно – автомобиль <данные изъяты>, автомобиль <данные изъяты>, автомобиль <данные изъяты>, автомобиль <данные изъяты>, на которые неоднократно в ходе исполнения судебных актов налагались обременения, в ходе розыскных мероприятий не обнаружены, выбыли из собственности административного ответчика против его воли, местонахождение и их судьба неизвестно, в рамках, проводимых в отношении ФИО1 проверок, не установлено недобросовестного его поведения в целях укрытия данного имущества; достоверных сведений о принадлежности катера, <данные изъяты>, и катера, <данные изъяты>, административному ответчику в материалы дела не представлено и судом не добыто, тогда как на гидроцикл <данные изъяты>, обращено взыскание путём его продажи с торгов, а автомобиль <данные изъяты>, был продан ФИО1 и в последующем в 2016 году снят с учёта в связи с утилизацией, суд приходит к выводу об отсутствии у ФИО1 обязанности по уплате налога на имущество и транспортного налога за оспариваемый период в отношении указанных выше объектов движимого и недвижимого имущества.

Согласно ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основании своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Следует отметить, что наличие или отсутствие у налогового органа достоверных сведений о выбытии транспортных средств, объектов недвижимости из владения административного ответчика, само по себе не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований о взыскании обязательных платежей и санкций.

Руководствуясь изложенным и ст.289-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, отказать полностью.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Яровая

Мотивированное решение составлено 12 июля 2023 года.