№2-699/2023
УИД 44RS0028-01-2022-000394-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2023 г. | г. Кострома |
Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Гурьяновой О.В.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Белова А.А. к Департаменту лесного хозяйства Костромской области, Федеральному агентству лесного хозяйства об исключении из Государственного лесного реестра сведения о земельных участках, возложении обязанности привести сведения Государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Белов А.А. обратился в суд с иском к Департаменту лесного хозяйства Костромской области об исключении из Государственного лесного реестра сведений о земельных участках, возложении обязанности привести сведения Государственного лесного реестра (далее - ГЛР) в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН). Исковые требования обоснованы тем, что он является собственником земельных участков: земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, площадью 624 кв.м., по адресу: (адрес); земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, площадью 170 кв.м., по адресу: (адрес); земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, площадью 329 кв.м., по адресу: (адрес); земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: сады, огороды, площадью 210 кв.м., по адресу: (адрес). В сентябре 2022 года у Белова А.А. возникла необходимость перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №, № и №. При обращении в администрацию Костромского муниципального района Костромской области по указанному вопросу выяснилось, что вышеуказанные земельные участки расположены на землях лесного фонда Костромского лесничества (ОГУСХП совхоз «Пригородный»). 08.09.2022г. Беловым А.А. в адрес Департамента лесного хозяйства были направлены заявления с просьбой исключить данные участки из реестра земель лесного фонда. 07.10.2022 года Департаментом лесного хозяйства Костромской области в таком исключении было отказано. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит истцу на основании договора купли-продажи б/н от 30.11.2012г., что подтверждается записью о регистрации права собственности № от 18.12.2012г. Участок стоял на кадастровом учете под номером №. Впоследствии путем перераспределения на основании постановления администрации Костромского муниципального района Костромской области от 31.03.2017 года № 535 в установленном законом порядке, он преобразовался в земельный участок площадью 624 кв.м, и ему был присвоен кадастровый №. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит истцу на основании договора купли-продажи б/н от 07.04.2015г., что подтверждается записью о регистрации права собственности № от 16.04.2015г. Предыдущему владельцу ФИО2, данный земельный участок принадлежал на праве собственности на основании договора купли-продажи от 26.11.2012г. Настоящий земельный участок был поставлен на кадастровый учет (присвоен кадастровый номер) 06.12.1992 года в установленном законом порядке, что подтверждается сведениями Росреестра. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи недвижимого имущества б/н от 04.07.2022г., что подтверждается записью о регистрации права собственности № от 07.07.2022г. Предыдущему владельцу ФИО4, и его правопредшественнику ФИО5 земельный участок принадлежал на праве собственности. ФИО5 был выделен земельный участок, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю, бессрочного постоянного пользования землей № 232 от 04.03.1993г. Спорному участку присвоен кадастровый №, что следует из кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) № от 28.03.2013г. ФИО4 рассматриваемый земельный участок был получен по наследству от отца ФИО5, умершего 03.06.2007г., судом признано право собственности в порядке наследования по закону на земельный участок в целом, что подтверждается апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда по делу № 33-1474 от 16.07.2018г. В 2020 году ФИО4 уточнено местоположение границ, а так же фактической площади земельного участка с кадастровым номером №, подготовлен межевой план, на основании которого в Единый государственный реестр недвижимости внесены уточненные сведения о площади указанного земельного участка в размере 329 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит истцу на основании договора купли-продажи недвижимого имущества б/н от 04.07.2022г., что подтверждается записью о регистрации права собственности № от 06.07.2022г. Предыдущему владельцу ФИО6, согласно сведениям Росреестра, данный земельный участок принадлежал на праве собственности на основании выписки из похозяйственней книги о наличии у гражданина права на земельные участки от 20.07.2007г. и был поставлен на кадастровый учет (присвоен кадастровый номер) 21.04.2015 года в установленном законом порядке. Согласно части 7 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201 -ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на основании Уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлении. То есть, указанным Федеральным законом не предусмотрено исключение Департаментом лесного хозяйства сведений по заявлению физических лиц - правообладателей земельных участков. В этой связи решение Департамента лесного хозяйства об отказе в исключении земельных участков из земель лесного фонда, несмотря на некорректность его составления, нельзя признать незаконным. Это подтверждается решением Костромского районного суда Костромской области от 15.02.2023г. по делу № 2а-1669/2022. В силу вышеуказанных правовых норм, нахождения спорных земельных участков внутри населенного пункта - (адрес), использования на протяжении длительного времени земельных участков по назначению, наличие сведений о границах земельного участка в ЕГРН ранее 01 января 2016 года, а так же того, что спорные земельные участки налагаются на земли лесного фонда только по данным лесоустроительной документации, однако фактически входят в территорию населенного пункта, то есть подпадают под правовое регулирование ст. 14 Федерального закона «О переводе земель из одной категории в другую» и п. 7 ст. 4 Федерального закона 280-ФЗ, соответственно земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № и № не могут быть отнесены к землям лесного фонда в силу действующего правового регулирования, подлежат исключению из Государственного лесного реестра. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 131, 132, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), п. 7 ст. 4 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ, ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 № 172-ФЗ, просит суд исключить из Государственного лесного реестра сведения о нахождении в составе земель лесного фонда указанных земельных участков. Обязать Департамент лесного хозяйства привести сведения Государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении земельных участков.
К участию в деле в качестве ответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Истец Белов А.А., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Морева О,А., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Костромской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, ранее направили отзыв, в котором указали, что требования Белова А.А. не признают. Департаментом было рассмотрено письмо Белова А.А. от 08.09.2022 № б/н и ему дан ответ от 07.10.2022 № исх. № ГЛР/8207, что на земельные участки с кадастровыми номерами №, № зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25 ноября 2004 года сделана запись регистрации №. Согласно картографическим материалам лесоустройстваи установленным границам Костромского лесничества в системе координат МСК-44 (приказ Федерального агентства лесного хозяйства № 550 от 26 декабря 2016 года) при визуальном сравнении земельные участки с кадастровыми номерами №, № расположены на землях лесного фонда Костромского лесничества, а именно: квартал 1 выдел 6 Костромского участкового лесничества (ОГУСХП совхоз «Пригородный»). Указанный лесной участок по целевому назначению относится к ценным лесам с категорией защитности - нерестоохранные полосы лесов. Также указали, что в состав полномочий Департамента не входит судебная защита прав собственника в отношении лесных участков, принадлежащих Российской Федерации, просили в удовлетворении иска Белову А.А. отказать.
Представитель ответчика Федерального агентства лесного хозяйства, будучи надлежащим образом извещенным о дне слушания дела, в судебное заседание не явился, возражений по существу иска не представили.
Третье лицо ОГКУ «Костромское лесничество» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, обозрев материалы административного дела № 2а-267/2023 Костромского районного суда суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.
В пункте 2 данной статьи установлено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено право членов некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и членов садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со статьями 67 - 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса: землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков: таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).
Согласно статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
При этом отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушения прав смежных землепользователей.
Положения Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" направлены на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.
В соответствии с частями 3 - 5 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в случае, если в соответствие со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствие со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствие со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи. Правила данной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствие со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года: предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.
Положения части 4 указанной статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок и после 8 августа 2008 года.
Судом установлено, что Белову А.А. на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, площадью 624 кв.м., по адресу: (адрес)(адрес); с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, площадью 170 кв.м., по адресу: (адрес)а; с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, площадью 329 кв.м., по адресу: (адрес); земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: сады, огороды, площадью 210 кв.м., по адресу: (адрес).
08 сентября 2022 года Белов А.А. обратился в Департамент лесного хозяйства Костромской области с заявлением об исключении земельных участков с кадастровыми номерами №, № из реестра земель лесного фонда.
В ответе от 07 октября 2022 года № ГРЛ/8208 Департамент лесного фонда Костромской области указал, что согласно картографическим материалам лесоустройства и установленным границам Костромского лесничества в системе координат МСК-44 при визуальном сравнении, земельные участки с кадастровыми номерами №, № расположены на землях лесного фонда Костромского лесничества, а именно квартал 1 выдел 6 Костромского участкового лесничества (ОГУСХП совхоз «Пригородный»). Указанный лесной участок по целевому назначению относится к ценным лесам с категорией защитности - нерестоохранные полосы лесов.На земли лесного фонда Костромского лесничества, в том числе и на указанный десной участок, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25 ноября 2004 года сделана запись регистрации №. Таким образом, применить часть б статьи 46 вышеуказанного Федерального закона к землям лесного фонда в границах Костромской области и исключить информацию из ГЛР на основании заявления заинтересованного лица (с приложением выписки из ЕГРН) не представляется возможным.
При разрешение настоящего спора, с учетом части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Закона N 280-ФЗ суд в данном случае руководствуется не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельных участков, право частной собственности на которые возникло до 01.01.2016 года, но и учитывает обстоятельства, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования земельных участков, принимает во внимание отсутствие в границах участков лесных насаждений, а также законности возникновения прав на участки и добросовестности приобретателя.
Поскольку спорные земельные участки, право частной собственности на которые возникло до 01.01.2016 года, согласно сведениям ЕГРН относятся к категории земель земли населенных пунктов с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", с учетом принципов приоритета внесенных в ЕГРН сведений над сведениями ГЛР, у Департамента лесного хозяйства Костромской области не имелось оснований для принятия решения от 07 октября 2022 года № ГЛР/8208 об отказе Белову А.А. в исключении спорных земельных участков из государственного лесного реестра.
Согласно материалам инвентаризации об установлении границ населенного пункта Середняя, представленным администрацией Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района от 17 марта 2023 года, спорные земельные участки, принадлежащие Белову А.А., находятся в границах населенного пункта Середняя Костромского муниципального района. Указанные обстоятельства установлены решением Костромского районного суда Костромской области от 17 марта 2023 года по делу № 2- 267а/ 2023 по административному иск Белова А.А. к Департаменту лесного хозяйства Костромской области о признании незаконным решения об отказе в исключении земельных участков из государственного лесного реестра, возложении обязанности исключить земельные участки из государственного лесного реестра (л.д. 2а-267/2023 № 80-87). Поэтому в силу ст. 61 ГПК РФ, суд полагает, что эти обстоятельства обязательны для суда и не подлежат доказыванию вновь.
В силу вышеуказанных правовых норм, а также Федеральных законов "О государственной регистрации недвижимости", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", суд, установив, что сведения о границах земельных участков имеются в ЕГРН, при этом, спорные земельные участки налагаются на земли лесного фонда только по данным лесоустроительной документации, однако фактически входит в территорию выделенную решением органа местного самоуправления для ведения личного подсобного хозяйства, то есть подпадают под правовое регулирование статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", суд приходит к выводу о том, что спорные земельные участки не могут быть отнесены к землям лесного фонда в силу действующего правового регулирования, а указанное наложение на земли лесного фонда подлежит исправлению в силу положений Федерального закона N 280-ФЗ от 29 июля 2017 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", в качестве реестровой ошибки.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Белова А.А. к Департаменту лесного хозяйства Костромской области, Федеральному агентству лесного хозяйства об исключении из Государственного лесного реестра сведений о земельных участках, возложении обязанности привести сведения Государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости удовлетворить.
Исключить из Государственного лесного реестра сведения о нахождении в составе земель лесного фонда земельные участки: с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, площадью 624 кв.м., по адресу: (адрес); земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, площадью 170 кв.м., по адресу: (адрес); земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, площадью 329 кв.м., по адресу: (адрес) земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: сады, огороды, площадью 210 кв.м., по адресу: (адрес).
Обязать Департамент лесного хозяйства привести сведения Государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении вышеуказанных земельных участков.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области.
Судья | О.В. Гурьянова |
Решение суда в окончательной форме
изготовлено 22 июня 2023 г.