НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Конаковского городского суда (Тверская область) от 06.07.2021 № 2А-785/2021

Административное дело № 2а-785/2021

Решение

Именем Российской Федерации

6 июля 2021 года г. Конаково

Конаковский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Мошовец Ю.С.,

при секретаре Глушаевой К.Ю.

с учетом надлежащего извещения участников судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Тверской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физического лица,

установил:

Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Тверской области обратилась в Конаковский городской суд Тверской области с административными исковыми заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу пени в сумме 36280 руб. 11 коп., обратить на административного ответчику уплату судебных расходов.

В обоснование исковых требований налоговый орган указал, что Межрайонная ИФНС Росси №9 по Тверской области направляла в мировой суд судебного участка №29 Тверской области заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с должника задолженности по пения по земельному налогу. В отношении взыскиваемой в судебном порядке с ФИО1 задолженности по пени по земельному налогу мировым судьей судебного участка №29 Тверской области 25 марта 2021 года вынесен судебный приказ №2а-320/2021.

В связи с поступившими возражениями должника на требования взыскателя судебный приказ мировым судьей судебного участка №29 Тверской области 25 марта 2021 года был отменен, в связи с чем Инспекция обращается с настоящим иском.

ФИО1 ИНН владеет на праве собственности имуществом, указанным в налоговых уведомлениях.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный законом срок ФИО1 начислены пни по земельному налогу:

-за 2017 и 2018 год пени в размере – 45511 руб. 88 коп., за период с 04.12.2018 до 28.06.2020, недоимка за 2017 год оплачена налогоплательщиком 19.11.2020, недоимка за 2018 год взыскана судебным приказом от 17.02.2020 №2а-293/2020, в связи с частичной оплатой сумма к взысканию составляет 36280 руб. 11 коп.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации процентная ставка пени рассчитана, исходя из одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России.

Налогоплательщику отправлено:

- требование №71670 по состоянию на 29.06.2020 в срок исполнения до 18.11.2020 на уплату задолженности по имущественным налогам, что подтверждается сведениям из личного кабинета налогоплательщика.

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №9 по Тверской области ИФНС России своего представителя в судебное заседание не направила, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.

В силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца и административного ответчика.

Изучив доводы сторон, исследовав и проанализировав представленные сторонами доказательства, оценив их в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ, проанализировав нормы материального права, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ), каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Отличительной особенностью налоговой обязанности является то, что она возникает только в силу закона, а ее исполнение обеспечивается государственным принуждением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение вышеназванной обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

Из положений пунктов 1, 2 и абз.1-3 п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ следует, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы (п.1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п.2).

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Определением мирового судьи судебного участка №29 Тверской области от 25 марта 2021 года отменен судебный приказ №2а-320/2021 от 9 марта 2021 года о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области задолженности поземельному налогу в размере пени 36280 руб. 11 коп. и расходов по оплате государственной пошлины в размере 644 руб. 00 коп.

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Тверской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу поступило в суд 11 мая 2021 года.

Выписками из ЕГРН по состоянию на 26 мая 2021 года подтверждено, что административному ответчику ФИО1 на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:

- земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> площадью 1211 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, включая строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, предусмотренных проектной документацией; право собственности прекращено в июне 2017 года;

- земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> площадью 68039 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, включая строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, предусмотренных проектной документацией;

-земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> площадью 1162 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, включая строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, предусмотренных проектной документацией, право собственности прекращено в 7 февраля 2017 года;

- земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> площадью 87003 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, включая строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, предусмотренных проектной документацией, доля в праве 14/43, право зарегистрировано 17 сентября 2015 года;

-земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> площадью 613112 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, доля в праве на 2021 год 60/4140;

-земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 85025 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, включая строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, предусмотренных проектной документацией, право собственности зарегистрировано 6 февраля 2009 года;

- земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> площадью 17243 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, доля в праве ? право собственности зарегистрировано 28 февраля 2011 года;

-земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 131115 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, включая строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, предусмотренных проектной документацией, право собственности зарегистрировано 6 февраля 2009 года;

-земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 16800 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, включая строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, предусмотренных проектной документацией, право собственности зарегистрировано 6 февраля 2009 года;

-земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 109834 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, включая строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, предусмотренных проектной документацией, право собственности зарегистрировано 6 февраля 2009 года;

-земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 1201 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, включая строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, предусмотренных проектной документацией, право собственности зарегистрировано 18 декабря 2014 года;

-земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 710400 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, включая строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, предусмотренных проектной документацией, право собственности зарегистрировано 18 декабря 2014 года;

-земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 1200 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, включая строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, предусмотренных проектной документацией, право собственности зарегистрировано 18 декабря 2014 года;

-земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 2972 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, включая строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, предусмотренных проектной документацией, право собственности зарегистрировано 18 декабря 2014 года;

-земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 44592 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, включая строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, предусмотренных проектной документацией, доля в праве 2343/10000 право собственности зарегистрировано 7 октября 2010 года.

Решением Конаковского городского суда Тверской области от 29 декабря 2008 года по делу №2-2503/2008 расторгнут договор купли-продажи доли в праве на земельный участок от 17 сентября 2008 года, заключенный между ФИО4, действующей от имени ФИО1, и ФИО5, ФИО6 За ФИО1 признано право собственности на 900/1000 доли в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для ведения сельскохозяйственного производства, находящиеся в Тверской области Конаковский район, Старомелковском сельском поселении, а именно на земельные участки со следующим кадастровыми номерами:

площадью 55107 кв.м (район <адрес>);

площадью 131115 кв.м (район <адрес>);

площадью 16800 кв.м (район <адрес>);

площадью 85025 кв.м (район <адрес>);

площадью 74023 кв.м (район <адрес>);

площадью 79171 кв.м (район д<адрес>);

площадью 95051 кв.м (район <адрес>);

площадью 109834 кв.м (район <адрес>);

площадью 87003 кв.м (район <адрес>);

площадью 68039 кв.м (район <адрес>

площадью 142079 кв.м (район <адрес>).

Вопросы уплаты земельного налога регламентированы главой 31 части второй Налогового кодекса РФ, положения которой применительно к спорным налоговым периодам предусматривали, что его плательщиками (далее - налогоплательщики) признаются в том числе физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса, то есть расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (статьи 388 и 389).

В соответствии со статьями 390 - 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса; налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ); налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 394 Налогового кодекса РФ).

Как предусмотрено статьей 396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, в том числе с учетом соответствующих коэффициентов в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок.

Решением Совета депутатов Старомелковского сельского поселения от 7 ноября 2013 года №10 на территории Старомелковского сельского поселения Конаковского района Тверской области с 1 января 2014 года введен земельный налог. Установлены дифференцированные ставки налога, так для земельных участков сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе зон сельскохозяйственного использования в поселении и используемых для сельскохозяйственного производства – 0,3%.

В силу п.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Пунктами 2-4 ст. 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчёт налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Из смысла указанных норм в их взаимосвязи следует, что обязанность по уплате налога возникают у налогоплательщика - физического лица только после получения налогового уведомления о сумме рассчитанного налоговым органом налога, подлежащего уплате.

Судом установлено, что 15 августа 2018 года административному ответчику направлено налоговое уведомление №54605795, согласно которому в срок до 3 декабря 2018 года ФИО1 надлежало уплатить земельный налог за 2017 год в размере 424624 рубля.

Указанное уведомление направлено налогоплательщику в личный кабинет посредством сети «Интернет».

20 августа 2019 года административному истцу направлено налоговое уведомление №45343342, согласно которому в срок до 2 декабря 2019 года ФИО1 надлежало уплатить земельный налог за 2018 год в размере 423971 рубль.

Указанное уведомление направлено налогоплательщику в личный кабинет посредством сети «Интернет».

В соответствии с ч. ч. 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Требованием №71670 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 29.06.2020г. налоговый орган поставил в известность ФИО1 о необходимости уплаты недоимки по земельному налогу за 2017 год в размере 424624 рубля, а также пени на сумму недоимки по земельному налогу за 2017 год в размере 424624 рублей в размере 45511,88 рублей. Срок оплаты установлен требованием до 18 ноября 2020 года.

Требования налогоплательщику направлено посредством сети «Интернет».

Скриншотами АСИ Налог-3 подтверждено, что земельный налог за 2017 год оплачен административным ответчиком 19 ноября 2020 года. Недоимка по земельному налогу за 2018 год взыскана судебным приказом №2а-293/2020 мирового судьи судебного участка №29 Тверской области от 17 февраля 2020 года, оплачена частично.

Следовательно, с административного ответчика подлежат взысканию пени в сумме 36280 руб. 11 коп. на недоимку по земельному налогу.

На основании ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика надлежит взыскать в доход местного бюджета госпошлину по делу в размере 1288 руб. 40 коп. (абз.3 п.п.1 п.1 ст.333.19 НК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Тверской области к ФИО1 удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области задолженность по пени по земельному налогу в размере 36280 рублей 11 копеек.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, государственную пошлину в размере 1288 рублей 40 копеек в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательном виде.

Председательствующий Ю.С. Мошовец

Решение в окончательной форме изготовлено 6 июля 2021 года.

Председательствующий Ю.С. Мошовец

Административное дело № 2а-785/2021