РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2018 года г.Тольятти, ул.Коммунистическая, 43
Комсомольский районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Морозовой Ю.А.,
при секретаре Ожигановой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1334/2018 по административному иску Лиховой Елены Владимировны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г.Тольятти Самарской области о признании действий незаконными,
установил:
Лиховая Е.В. обратилась с вышеуказанным административным иском, в обосновании которого указала, что 04.05.2018 в рамках подготовки заявления о банкротстве физического лица ее представитель Бордон А.И. обратился к пенсионному органу за получением обязательных сведений, однако получил отказ. В качестве отказа в предоставлении сведений административный истец ссылается на письмо от 10.05.2018. Административный истец считает незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г.Тольятти предоставить сведения ее представителю по доверенности Бордон А.И.
Представитель административного истца Бордон А.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Согласно ранее данным пояснениям представитель административного истца на удовлетворении требований настаивал, пояснив, что истец расценивает письмо от 10.05.2018 как отказ пенсионного органа в предоставлении услуги, в данном случае полагает, что со стороны пенсионного органа имело место бездействие. Представитель Бордон А.И. также пояснил, что целью обращения Лиховой Е.В. через своего представителя по доверенности в пенсионный орган было получение сведений о состоянии индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования. В настоящее время такие сведения были получены Лихзовой Е.В. путем личного обращения в пенсионный орган.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил. Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика Рябова И.Л. просила в удовлетворении требований отказать, поскольку действия пенсионного органа законны, права истца нарушены не были. В своем письме от 10.05.2018 пенсионный орган разъяснил представителю истца необходимость специально оговоренного полномочия на получение им сведений о состоянии индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования Лиховой Е.В. При этом истица не лишена возможности получить запрашиваемые сведения самостоятельно различными удобными для нее способами либо оформить доверенность с указанием на возможность получения представителем сведений. Просила в иске отказать.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом, поскольку их неявка не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Суд, исследовав материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит требования Лиховой Е.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что 04.05.2018 представитель Лиховой Елены Владимировны по доверенности от 12.04.2018, удостоверенной нотариусом г.Тольятти Стребковой С.А. в реестре №63/162-н/63-2018-1-1237, Бордон Александр Игориевич обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г.Тольятти (далее – пенсионный орган) с заявлением о предоставлении в отношении Лиховой Е.В. сведений по форме СЗИ-6 (форма СЗИ-6 "Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица" утверждена постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 июня 2016 г. N 491п).
В этом заявлении также содержалась просьба направить запрашиваемые данные на адрес представителя или указать представителю дату их получения с согласием представителя на смс-оповещение (оборот л.д.3).
Представитель Бордон А.И. в судебном заседании пояснил суду, что целью обращения Лиховой Е.В. через своего представителя по доверенности в пенсионный орган было получение сведений о состоянии индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, никаких вопросов и требований уточнить свое заявление со стороны специалиста пенсионного органа, ведущего прием, не было.
10.05.2018 пенсионный орган в адрес Бордон А.А. направил письмо, в котором дал разъяснения Административного регламента в части порядка подачи заявлений о предоставлений сведений о состоянии индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования: путем непосредственного обращения в территориальный орган ПФ РФ или МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг, а также направления запроса в электронном виде с использованием сети Интернет, включая Единый портал государственных услуг, или через сайт ПФР с использованием «Личного кабинета застрахованного лица». Также пенсионный орган в этом письме сообщил, какие документы необходимо предоставить при обращении за вышеуказанными сведениями: застрахованное лицо предъявляет документ, удостоверяющий личность, в случае обращения лица, представляющего интересы заявителя в силу полномочий – доверенность и документ, удостоверяющий личность представителя (л.д.4).
Представитель административного истца Бордон А.И. в судебном заседании пояснил, что расценивает направленное в его адрес письмо, как отказ в предоставлении Лиховой Е.В. услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии ее лицевого счета.
В силу ст.14 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее – ФЗ № 27-ФЗ) застрахованное лицо имеет право, в том числе получать бесплатно в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы по своему обращению способом, указанным им при обращении, сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете (указанные сведения могут быть направлены ему в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Пенсионным фондом Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).
В статье 16 ФЗ № 27-ФЗ закреплены обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе по бесплатному предоставлению застрахованному лицу по его обращению способом, указанным им при обращении, сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета, включая информацию о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, по форме, утверждаемой Пенсионным фондом Российской Федерации, в течение 10 дней со дня обращения застрахованного лица (указанные сведения могут быть направлены ему в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Пенсионным фондом Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).
В Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", утв. Приказ Минтруда России от 16.01.2017 N 38н (далее – Административный регламент), указан исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для представления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.
В пункте 15 Административного регламента указано, что для предоставления государственной услуги заявителем может быть представлен запрос по форме СЗВ-2б, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 июня 2016 г. N 473п, к которому прилагаются следующие документы, необходимые для предоставления государственной услуги: документ, удостоверяющий личность заявителя.
Лица, представляющие интересы заявителя в силу полномочия, основанного на доверенности, дополнительно к документам, предусмотренным пунктом 15 Административного регламента, представляют доверенность и документ, удостоверяющий личность представителя. В случае если доверенность удостоверена нотариально, документ, удостоверяющий личность гражданина, не представляется (пункт 16).
Основания для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги в Административном регламенте отсутствуют (пункт 23).
Согласно пп. «д» п. 72 Административного регламента заявитель (представитель) может обратиться с жалобой, в том числе в случае отказа в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Анализ вышеуказанных норм закона, Административного регламента, определяющего порядок и стандарт предоставления ПФР через свои территориальные органы государственной услуги, сроки и последовательность административных процедур при предоставлении территориальными органами ПФР государственной услуги, приводит суд к выводу, что уполномоченные территориальные органы ПФР обязаны предоставлять сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета, оснований для отказа в предоставлении такой услуги Административный регламент не содержит.
Судом установлено и не оспорено административным ответчиком, что Лиховая Е.В., будучи застрахованной, обратилась в пенсионный орган через своего представителя Бордон А.И., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, которая была обозрена специалистом на приеме. В представленной доверенности имеется указание на наличие у Бордон А.И. представлять интересы Лиховой Е.В. во всех учреждениях независимо от форм собственности, коим является и пенсионный орган (л.д.5).
Не основанными на законе суд считает доводы пенсионного органа о необходимости указания в доверенности специального полномочия на получение сведений о состоянии его индивидуального лицевого счета. Таких требований закон не содержит, как и нет таких требований в Административном регламенте. Об этом также и не было указано самим пенсионным органом в письме от 10.05.2018.
Суд не принимает во внимание доводы представителя административного ответчика о том, что Лиховой Е.В. не было отказано в государственной услуге. Отсутствие письменного отказа не свидетельствует о том, что право Лиховой Е.В. получить сведения о состоянии ее индивидуального лицевого счета, было реализовано.
Суд полагает, что направление в адрес представителя Лиховой Е.В. Бордон А.И. письма от 10.05.2018 без направления запрашиваемых 04.05.2018 истцом в лице своего представителя документов (сведений), а равно неоказание государственной услуги в установленный срок (10 дней – п.13 Административного регламента) свидетельствуют о фактическом отказе в ее предоставлении.
Доказательств обратного административным ответчиком представлено не было.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г.Тольятти Самарской области, выразившиеся в непредставлении Лиховой Е.В. государственной услуги по информированию о состоянии ее индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования, не основаны на законе, что свидетельствует о нарушении права административного истца, а потому, установив совокупность оснований для признания незаконным действий, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, суд полагает подлежащими удовлетворению требования Лиховой Е.В..
При этом суд не усматривает оснований для возложения на пенсионный орган, как того требует часть 2 ст.227 КАС РФ, устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку было установлено, что административном истцом на момент рассмотрения дела по существу были получены сведения состоянии ее индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 226, 227 КАС РФ, суд
решил:
требования Лиховой Е.В. удовлетворить.
Признать незаконными действия Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г.Тольятти Самарской области, выразившиеся в непредставлении Лиховой Елене Владимировне государственной услуги по информированию о состоянии ее индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента составления мотивированного решения в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г.Тольятти Самарской области.
Судья Морозова Ю.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 июня 2018 года.
Судья Морозова Ю.А.