НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Климовского районного суда (Брянская область) от 14.06.2017 № 2-526/2017

Дело № 2-526/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2017 года рп.Климово

Климовский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи: Данченко Н.В.

При секретаре судебного заседания Комковой Г.С.,

с участием истца Ляшковой В.С.,

представителя-авдоката Гайдукова Д.Б.,

ответчика -представителя ГКУ «Отдел социальной защиты населения Климовского района» Ковалевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ляшковой В.С. к Государственному казенному учреждению Брянской области «Отдел социальной защиты населения Климовского района» о установлении факта нахождения на иждивении и признании права на получение ежемесячной денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам,

УСТАНОВИЛ:

Ляшкова В.С. обратилась в суд с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении и признания за ней права на получение ежемесячной денежной компенсации нетрудоспособному члену семьи умершего кормильца.

В обоснование своих доводов Ляшкова В.С. указывает, что ее муж ФИО умер ____/____/_____.

Согласно заключению от 25.10.2011 года Федерального государственного учреждения Главное бюро медико-социальной экспертизы Ляшков М.Н. признан инвалидом первой группы по заболеванию связанному с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

До смерти мужа она состояла на его иждивении, поскольку доходы мужа значительно превышали ее доходы.

06 февраля 2012 года по достижении 50 летнего возраста ей была назначена государственная пенсия по старости, и с указанного времени она является неработающим пенсионером.

В 2012 году она обращалась в Климовский районный суд Брянской области с заявлением о признании за ней права на назначение ежемесячной денежной компенсации. Решением суда от 04 июля 2012 года, оставленного без изменения Определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда ей было отказано, поскольку как на момент обращения в Отдел социальной защиты населения Климовского района, так и в суд, она не достигла возраста 55 лет.

По достижении возраста 55 лет она вновь обратилась в Отдел социальной защиты населения Климовского района с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации, но ей было отказано в связи с тем, что она приобрела статус нетрудоспособного лица по истечении пяти лет со дня смерти мужа.

С указанными выводами не согласна, считая, что ее нетрудоспособность наступила с момента выхода на пенсию по достижении 50 летнего возраста, то есть с 06.02.2012 года. Указанный вывод не был оспорен решениями Климовского районного суда и Брянского областного суда. В настоящее время она достигла возраста 55 лет, установленного ст. 1088 ГК РФ, в связи с чем препятствия, выявленные судебными актами отпали, и она вправе претендовать на назначение указанной выплаты.

На основании изложенного, просит установить факт нахождения на иждивении мужа ФИО и признать за ней право на получение ежемесячной денежной компенсации нетрудоспособному члену семьи умершего кормильца, согласно п. 15 ст. 14 ФЗ №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В судебном заседании Ляшкова В.С. поддержала исковые требования, сославшись на низкий уровень пенсионного обеспечения.

Представитель истца- адвокат Гайдуков Д.Б. поддержал доводы доверителя, сославшись на то, что согласно ст. 1088 ГК РФ право на возмещение вреда имеют лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти. Вред возмещается женщинам старше 55 лет, и мужчинам старше 60 лет- пожизненно. Считает, что указанный в данной норме возраст женщины 55 лет, не является критерием нетрудоспособности. Согласно ст. 2 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент назначения его доверителю пенсии, трудовая пенсия понимается как ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

В силу ст. 3 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Полагает, что определенный ст. 1088 ГК РФ возраст женщин 55 лет, связан с возрастом для назначения женщинам пенсии по старости на «общих условиях», предусмотренный ст.7 Закона «О трудовых пенсиях» и ст. 8 Закона «О страховых пенсиях».

Из пенсионного удостоверения Ляшковой В.С. следует, что ей назначена государственная пенсия по старости на основании ст. 10 ч.1 п. 6 Закона «О государственном пенсионном обеспечении» как лицу, пострадавшему в результате радиационной катастрофы и постоянно проживающему в зоне проживания с правом на отселение.

Поскольку для Ляшковой В.С., как лица пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС, право выхода на пенсию, наступило на 5 лет раньше установленного Законом 55-летнего возраста выхода на пенсию для женщин, ее нетрудоспособность наступила соответственно в 50 лет.

Полагает невозможным применять к спорным правоотношениям понятие нетрудоспособности, данное в статье 2 Закона «О государственном пенсионном обеспечении», относящее к нетрудоспособным лицам женщин, достигшим возраста 60 лет, поскольку приведенные в данном законе понятия используются исключительно в целях указанного Федерального закона, тогда как назначение выплат, в которых ей было отказано, предусмотрено ФЗ О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Постановление Правительства от 21.08.2001 года № 607 « О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» к документам, подтверждающим наличие нетрудоспособности, относит пенсионное удостоверение, которое его доверитель имеет с 2012 года.

Таким образом, находясь на иждивении супруга и став нетрудоспособной в 50 лет, Ляшкова В.С. по достижении 55 летнего возраста приобрела право на предоставление выплат по потере кормильца, предусмотренных п. 15 ст. 14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Представитель ГКУ «Отдел социальной защиты населения Климовского района» Ковалева Н.А. требования Ляшковой В.С. не признала, указав, что положения ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», позволяющие снижать возраст выхода на пенсию, не влияют на возможность признания граждан нетрудоспособными.

Ляшкова В.С. стала нетрудоспособной по достижении 55 летнего возраста, то есть 06.02.2017 года, но в назначении ежемесячной денежной выплаты ей было отказано, поскольку с момента смерти ее мужа ____/____/_____, прошло более пяти лет.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что требования Ляшковой В.С. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

На основании ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 года N 1244-1 в действующей редакции, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона (получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидам, вследствие Чернобыльской катастрофы), гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, и меры социальной поддержки.

Пунктом 15 ст. 14 данного Закона предусмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей.

В соответствии с ч.4 ст. 15 указанного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок и условия выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, урегулировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 607 "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно п. 5 Порядка для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам представляются следующие документы: заявление о выплате денежной компенсации; копия специального удостоверения инвалида; копия справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности; копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

В соответствии с п. 6 Правил для осуществления выплаты денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии):

заявление о выплате денежной компенсации;

копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

копия свидетельства о смерти кормильца;

справка о составе семьи;

документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельства о рождении детей, пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности, трудовой книжки и другие).

Пунктом 7 указанного Порядка предусмотрено, что денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Материалами дела установлено, что заявитель Ляшкова В.С. состояла в браке с ФИО, умершим ____/____/_____.

Согласно справке МСЭ от 25.10.2011 года ФИО установлена 1 группа инвалидности.

Решениями межведомственного экспертного совета от 04.10.2011 года и 22.03.2012 года заболевание и инвалидность ФИО, а также его смерть связаны с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Согласно справке ГКУ «Отдел социальной защиты населения Климовского района» ФИО состоял на учете как получивший или перенесший лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 15.11.2011 года и являлся получателем ежемесячной денежной компенсации.

09.02.2012 года Ляшкова В.С. обратилась в ГКУ «Отдел социальной защиты населения Климовского района» о назначении ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью нетрудоспособному члену семьи умершего инвалида, предусмотренной п.15 ст. 14 Базового Закона, предоставив документы, предусмотренные п.5,6 Порядка.

Письмом от 01.03.2017 года Ляшковой В.С. отказано в назначении выплаты, поскольку статус нетрудоспособности она приобрела позднее пяти лет после смерти мужа, и исходя из положений ст. 1088 ГК РФ, выплата не может быть назначена.

Оценивая обоснованность принятого ГКУ «Отдел социальной защиты населения Климовского района» решения, суд учитывает следующее:

Согласно ч.2 ст. 14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.

Таким образом, для возникновения права у члена семьи умершего лица вследствие ЧАЭС на получение ежемесячной компенсации необходимы два условия: нетрудоспособность и нахождение на иждивении данного лица на момент его смерти.

Рассматривая вопрос о конституционности части второй статьи 14 вышеуказанного закона, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19.06.2002 № 11-П (п. 6.1) указал, что базовый Закон ни в редакции от 24 ноября 1995 года, ни в ныне действующей редакции не содержит определения понятий "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи". Они раскрываются в других федеральных законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом. В данном случае подлежат применению соответствующие положения статьи 7 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Согласно подпункта "б" пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" нетрудоспособными в отношении права на получение возмещения вреда в случае смерти кормильца признаются женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет. Достижение общеустановленного пенсионного возраста (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") является безусловным основанием для признания такого лица нетрудоспособным независимо от фактического состояния его трудоспособности.

В Определении Конституционного Суда РФ от 3 октября 2006 г. N 407-О приведен принятый в действующем законодательстве смысл понятия "иждивение" как нахождения лица на полном содержании кормильца или получение от него такой помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию.

Истица, относит себя к указанной категории граждан, указывая, что до смерти мужа находилась на его иждивении, а после смерти, по достижении 50- летнего возраста стала нетрудоспособной. Достигнув возраста 55 лет 06.02.2017 года, получила в соответствии со ст. 1088 ГК РФ право на получение спорных выплат.

Из материалов дела следует, что Ляшкова В.С. на момент смерти мужа ____/____/_____ была трудоспособна и работала в Климовской школе -интернат для детей сирот и детей, оставшихся без полпечения родителей с отклонениями в развитии, и была уволена на основании п. 3 ст. 77 ТК РФ в связи с выходом на пенсию.

Государственная пенсия Ляшковой В.С. назначена по достижении 50- летнего возраста на основании ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» 06.02.2012 года в соответствии с положениями ст. 33 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением возраста, установленного ст. статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" на пять лет.

Суд считает, что действующее правовое регулирование предоставления ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" критерием «нетрудоспособности» женщин, имеющих право на ее получение, относит достижение определенного возраста (55 лет).

Указанный вывод следует из анализа вышеуказанных разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в их взаимосвязи с положениями ч.2 ст. 1088 ГК РФ, согласно которой право на возмещение вреда имеют, в том числе, нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания (абз. 2 п. 1). Вред возмещается женщинам старше пятидесяти пяти лет и мужчинам старше шестидесяти лет - пожизненно (п. 2).

Иное понимание, понятия «нетрудоспособность» применительно к данному спору, противоречило бы юридической природе данной компенсационной выплаты, учитывая, что установленный законом (ч.2 ст. 1088 ГК РФ ) возраст, дающий право на выплату (55 лет), не подлежит снижению, что в свою очередь свидетельствует, что другой правовой подход ущемлял бы положение лица, которое достигло льготного пенсионного возраста, но не может по закону получать выплату до 55 лет.

Таким образом, на момент смерти ____/____/_____ мужа истица Ляшкова В.С., истица являлась трудоспособной и, несмотря на получение права выхода на пенсию по льготному основанию 06.02.2012 года, не приобрела статус нетрудоспособной с учетом придаваемого законодателем смысла указанному термину, что вопреки доводам Ляшковой В.С. не дает ей права на получение ежемесячной денежной выплаты на основании абз.1 ч.1 ст. 1088 ГК РФ.

Приобретя указанный статус по достижении 55 летнего возраста -06.02.2017 года, Ляшкова В.С. также не может претендовать на спорную выплату, поскольку с момента смерти мужа, на иждивении которого согласно ее доводам она находилась, прошло более пяти лет, а указанное обстоятельство является препятствием для применения положений пп. 4 п. 1 ст. 1088 ГК РФ.

Оценивая позицию истца и его представителя, суд считает ее основанной на неправильном толковании норм права.

Доводы Ляшковой В.С. и ее представителя о том, что согласно решению Климовского районного суда Брянской области от 14.02.2012 года она отнесена к категории нетрудоспособных, поскольку указанный факт не был опровергнут судебных актом, судом отклоняется.

Решением Климовского районного суда Ляшковой В.С. отказано в удовлетворении иска о признании права на получение денежной компенсации в связи с не достижением возраста 55 лет, как основания для назначения и получения спорной выплаты.

Содержащаяся в решении оговорка о возможности получения права на получение выплаты в случае предоставления документов о нахождении на иждивении, не влияет на установление юридически значимых обстоятельств по настоящему делу, поскольку не является установленным фактом и соответственно не порождает каких-либо правовых последствий.

С учетом изложенного решение ГКУ «Отдел социальной защиты населения Климовского района» об отказе Ляшковой В.С. в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, следует признать правильным, а требования истца о признании права на указанную выплату не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В исковых требованиях Ляшковой В.С. к Государственному казенному учреждению «Отдел социальной защиты населения в Климовском районе» Брянской области о признании факта нахождения на иждивении и признания права на предоставление ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 15 ст. 14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 19.06.2017 года.

Судья Данченко Н.В.