НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кизнерского районного суда (Удмуртская Республика) от 31.01.2017 № 2-2/2017

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

31 января 2017 года п.Кизнер Удмуртской Республики

Кизнерский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Насибулиной Н.Л.,

при секретаре Чернышевой А.Н.,

с участием истца -помощника прокурора Кизнерского района УР Мингалеева Л.З.,

представителей ответчиков Министерства лесного хозяйства УР Яшпаева И.С., действующего на основании доверенности №2017-6 от 01.01.2017г.,

руководителя ГКУ УР "Кизнерское лесничество" Корешкова А.А.,

представителя третьего лица Администрации муниципального образования «Кизнерский район» Гусевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кизнерского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению УР "Кизнерское лесничество", Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок на землях государственного лесного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кизнерского района УР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казённому учреждению УР "Кизнерское лесничество", Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики, с учетом уточненных и измененных требований просил обязать ответчиков устранить нарушение законодательства в сфере лесопользования, а именно организовать использование, охрану и защиту лесных участков, входящих в состав земель лесного фонда, расположенных в выделе 18 квартала 178 Ягульского участкового лесничества Кизнерского лесничества площадью 0,01 га; выделе 11 квартала 160 Ягульского участкового лесничества Кизнерского лесничества площадью 1,6 га; выделе 13 квартала 160 Ягульского участкового лесничества Кизнерского лесничества площадью 0,02 га; выделе 32 квартала 12 Южного участкового лесничества Кизнерского лесничества площадью 0,5 га, а именно организовать очистку лесных участков от коммунально-бытовых и промышленных отходов.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды. В ходе проверки установлено наличие несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории государственного лесного фонда, находящихся в ведении ГКУ "Кизнерское лесничество" по вышеуказанным адресам. Полномочия в области лесных отношений, а именно, организация использования лесов, их охраны и защиты лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ (п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ). В соответствии с пп. "б" п. 3 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы – на сливные станции или поля ассенизации.

Прокуратурой Кизнерского района в адрес лесничества внесено представление об устранении установленных нарушений, в удовлетворении которого отказано с указанием о необходимости возложения обязанности ликвидации свалок на органы местного самоуправления - Администрацию МО "Кизнерское" и Администрацию МО "Липовское". Вместе с тем, лесной фонд является федеральной собственностью и имеет специальный правовой режим. Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Утвержденные 29 июня 2007 года Правительством Российской Федерации Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований. Таким образом, принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, не находящихся в собственности муниципального образования, органами местного самоуправления данного муниципального образования не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Учредителем ГКУ УР "Кизнерское лесничество" является Министерство лесного хозяйства УР, которое в силу п.1,8 Положения о Министерстве лесного хозяйства УР, утвержденного Постановлением Правительства УР от 09.02.2015г. №33 является исполнительным органом государственной власти УР, к функциям которого в области лесных отношений относятся организация использования лесов, их охрана, защита, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов на указанных землях.

Согласно п.4 Положения Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации, таковым является Кизнерское лесничество.

Прокурор обращается в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку несоблюдение ГКУ УР «Кизнерское лесничество», Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики лесного,санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает права на защиту окружающей среды от негативного воздействия, а также может повлечь более тяжкие последствия.

В судебном заседании помощник прокурора Мингалеев Л.З. полностью поддержал уточнённые исковые требования по изложенным в иске основаниям, суду дополнил, что в полномочия Министерства лесного хозяйства входит: организация использования лесов, их охрана, защита воспроизводство. Обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, должна быть возложена на Министерство лесного хозяйства УР, ГКУ УР «Кизнерское лесничество». Пунктом 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 г. N 837, предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение, в том числе, организация использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда. Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов охватывается полномочиями Министерства лесного хозяйства УР по охране и защите лесов, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенций на эти мероприятия нецелевым не является.

Ответчик Министерство лесного хозяйства УР представил письменный отзыв на исковое заявление, суть которого сводится к следующему. Очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не включает в себя уборку твердых бытовых отходов и промышленных отходов. Истец фактически требует проведения работ по рекультивации земельного участка, то есть возложения обязанности, указанной в п. 6 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ на лиц, не являющихся ни собственником земельных участков, ни землепользователем, ни владельцем, ни арендатором. Поскольку зафиксированные несанкционированные свалки расположены на территории, принадлежащей на праве собственности Российской Федерации, Министерство лесного хозяйства УР, ГКУ УР "Кизнерское лесничество" являются ненадлежащими ответчиками по делу. Несанкционированные свалки образованы в результате бездействия МО "Кизнерский район", которое длительное время не предпринимает необходимых мер и действий для создания полигона ТБО, в связи с чем обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, в том числе, на землях лесного фонда, должна быть возложена на органы местного самоуправления. Просят отказать в удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства лесного хозяйства по УР Яшпаев И.С. с исковыми требованиями не согласился, привел доводы, аналогичные изложенным в письменных возражениях. Суду дополнил, что охрану и очистку земель лесного фонда от захламления обязаны осуществлять землепользователи либо лица, допустившие нарушение требований по безопасному использованию лесов. Собственником земельного участка является Российская Федерация, участок в пользование в настоящее время никому не передан, в том числе Министерству. При таких обстоятельствах нельзя возложить на Министерство обязанность по рекультивации несанкционированных свалок. Министерство осуществляет переданные полномочия в области лесных отношений на средства, предоставляемые бюджетами субъектов РФ в виде субвенций из федерального бюджета. Своих источников дохода Министерство не имеет, при этом средства на осуществление переданных в соответствии с ч.1 ст.83 ЛК РФ полномочий не могут быть использованы на другие цели.

Представитель ответчика ГКУ УР «Кизнерское лесничество» Корешков А.А. с исковыми требованиями не согласился. В судебном заседании пояснил, что в указанных выделах и кварталах обнаружены свалки, которые существуют длительное время. Убирать должны те, кто мусорить. Установить виновных лиц и привлечь к ответственности не удалось, но работа в этом направлении ведется. Считает, что муниципальная власть должна организовать уборку и вывоз мусора, ГКУ УР «Кизнерское лесничество» является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель третьего лица Администрации МО «Кизнерский район» Гусева Е.А. согласилась с исковыми требованиями прокурора, поддержала отзыв администрации на иск, суть которого сводится к тому, что Администрация МО «Кизнерский район» не наделена государственными полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок за счёт средств местного бюджета, размещённых на лесных участках в составе земель лесного фонда. Служба заказчика занимается сбором и вывозкой мусора на территории МО "Кизнерское", организован вывоз мусора и в сельских поселениях с участков, принадлежащих муниципальным образованиям, но не с земель лесного фонда.

От третьего лица территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР в суд поступили письменные пояснения по иску, согласно которых Управление поддерживает требования прокурора, указывает, что в соответствии с положением о Территориальном управлении, утверждённым приказом Росимущества от 05.03.2009 №63, на Территориальное управление не возложены функции по обеспечению надзора по исполнению природоохранного законодательства в области лесного фонда. Министерство лесного хозяйства УР является исполнительным органом государственной власти УР уполномоченным на осуществление федерального государственного лесного надзора.

В судебное заседание представители третьих лиц территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР, ФБУ «Рослесозащита»-«ЦЗЛ Пермского края», которое каких-либо объяснений не прислало, не явились.

Согласно ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

С 27 октября по 12 ноября 2015 года прокуратурой района проведена проверка исполнения Кизнерским лесничеством лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно справки по результатам проверки, на территории государственного лесного фонда, находящегося в ведении ГКУ «Кизнерское лесничество», расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов по указанным в иске адресам.

13.11.2015г. прокурором района в адрес Кизнерского лесничества внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере лесопользования с требованием принять меры по устранению нарушений, ликвидации свалок на лесных участках гослесфонда.

10.12.2015г. Кизнерским лесничеством составлен ответ о необоснованности требований прокурора района по ликвидации свалок.

Наличие свалок подтверждается информацией ГКУ УР «Кизнерское лесничество» от 18.04.2016г., 04.05.2016г., служебными записками лесничих Южного и Ягульского участковых лесничеств, актами осмотра места обнаружения незаконных свалок бытовых отходов с фототаблицами и схемами от 03.07.2015г., 05.05.2016г.

Из представленных справок Администраций МО "Кизнерское", МО "Липовское", МО "Короленковское" установлено, что обнаруженные свалки в указанных выделах и кварталах Ягульского и Южного участкового лесничества Кизнерского лесничества не входят в границы территории муниципальных образований. Поселения не наделены государственными полномочиями по ликвидации несанкционированных отходов на лесных участках гослесфонда.

Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 18/009/004/2016-237 от 17.06.2016 следует, что земельные участки, на которых обнаружены свалки, по назначению относятся к землям лесного фонда, собственником земельных участков является Российская Федерация.

Согласно ст.42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ "Об охране окружающей среды" №7 от 10.01.2002г. каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Статьей 1 Лесного Кодекса закреплены основные принципы лесного законодательства, к которым относится в том числе сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов.

Земельные участки, на которых располагаются несанкционированные свалки, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, относятся к землям лесного фонда и соответственно в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ находятся в федеральной собственности.

В соответствии со статьями 209 и 210 ГК РФ именно собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

На собственников земельных участков подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На основании пункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство лесного хозяйства УР, согласно п.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства УР от 09.02.2015 N 33, является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесных отношений, уполномоченным на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда, федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Удмуртской Республики, за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений.

В полномочия Министерства лесного хозяйства УР согласно пп. 9, 11, 12 п. 8 Положения входит: организация использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; осуществление на землях лесного фонда, расположенных в границах Удмуртской Республики, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Удмуртской Республики, за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений, проведение на землях лесного фонда лесоустройство, за исключением проектирования лесничеств и лесопарков, проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 ЛК РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В соответствии с ч.1 ст.60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя:

1) лесозащитное районирование;

2)государственный лесопатологический мониторинг;

3)проведение лесопатологических обследований;

4)предупреждение распространения вредных организмов;

5)иные меры санитарной безопасности в лесах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.

Согласно данным Правилам в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) (подпункт "г" пункта 2).

В отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункт "б" пункта 3).

Согласно пункту 28 Правил санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

При использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (подпункт "е" пункта 39 Правил).

Согласно п.9 Постановления правительства РФ от 30.06.2007г.№417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Пунктами 77,79 Приказа Рослесхоза от 09.06.2015г.№182 "Об утверждении методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах" предусмотрено, что санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся с целью улучшения санитарного состояния насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, обеспечения насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов, к которым относятся мероприятия по вырубке погибших и поврежденных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

С учетом приведенных положений законодательства, суд приходит к выводу о том, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, должна быть возложена на Министерство лесного хозяйства УР.

Пунктом 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 г. N 837, предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение, в том числе, организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях

Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства лесного хозяйства УР по охране и защите лесов и осуществляется на средства из федерального бюджета в виде субвенций на эти мероприятия.

Доводы ответчика о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления обязанности по организации сбора и вывоза ТБО являются не основательными, поскольку указанные участки относятся к землям гослесфонда и являются собственностью РФ, не находятся в ведении муниципальных образований, а также муниципальным образованиям не переданы государственные полномочия по ликвидации несанкционированных свалок.

Более того, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 26-П от 13.10.2015 "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указал, что отнесение к вопросам местного значения организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления обязанностей очистки всей территории муниципального образования от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в отношении расположенных на территории муниципального образования земельных участков различной формы собственности.

Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории сельского поселения, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного муниципального образования не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Нормами специального закона, которым является Лесной кодекс РФ, установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации. Отдельные полномочия в области лесных отношений законодателем переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации),

Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, предусмотрены только в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, при этом указано, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны и защиты лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 84).

В Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 также предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют меры санитарной безопасности только в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в их собственности (пункт 3).

С учетом приведенных положений действующего законодательства, суд считает, что доводы об обязанности органа местного самоуправления организовать ликвидацию несанкционированных свалок на всей территории муниципального образования, независимо от принадлежности и форм собственности на земельные участки, включая находящиеся в федеральной собственности лесные участки в составе земель лесного фонда, основаны на неправильном толковании норм материального права и противоречат современным конституционно-правовым установлениям в рассматриваемой сфере.

Кроме того, указанные доводы противоречат положениям действующего бюджетного законодательства, закрепляющего принцип самостоятельности бюджетов.

Требования истца к ГКУ УР «Кизнерское лесничество» суд находит безосновательными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2,4 ст.19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

В п. 2 Устава КГУ УР «Кизнерское лесничество» перечислены цели и предмет деятельности казенного учреждения. Лесничество является подведомственной организацией Министерства лесного хозяйства УР в области использования, охраны и защиты лесов на территории Кизнерского лесничества. Учреждение финансируется собственником. Анализ уставных целей и задач учреждения сводится к тому, что Устав лесничества не предусматривает обязанность учреждения проводить работы по очистке леса от несанкционированных свалок отходов.

Министерство лесного хозяйства УР осуществляет финансовое обеспечение функций лесничества (п.5.1 Устава). Учреждение самостоятельно не вправе организовывать тендеры, предметом которых является право на возмездное проведение работ по устранению несанкционированных свалок отходов, функция по возмездному привлечению иных лиц к уборке свалок на учреждение не возложена. Доказательств обратного суду не представлено.

О наличии свалок ГКУ УР «Кизнерское лесничество» сообщило в органы прокуратуры, выполнило свою контрольную функцию.

С учетом вышеизложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кизнерского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казённому учреждению УР «Кизнерское лесничество», Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок на землях государственного лесного фонда, удовлетворить частично.

Обязать Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики организовать использование, охрану и защиту лесных участков, входящих в состав земель лесного фонда, расположенных в выделе 18 квартала 178 Ягульского участкового лесничества Кизнерского лесничества площадью 0,01 га; выделе 11 квартала 160 Ягульского участкового лесничества Кизнерского лесничества площадью 1,6 га; выделе 13 квартала 160 Ягульского участкового лесничества Кизнерского лесничества площадью 0,02 га; выделе 32 квартала 12 Южного участкового лесничества Кизнерского лесничества площадью 0,5 га, а именно организовать очистку лесных участков от коммунально-бытовых и промышленных отходов.

В удовлетворении указанных исковых требований прокурора Кизнерского района УР к Государственному казённому учреждению УР «Кизнерское лесничество» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Кизнерский районный суд УР.

Решение суда в окончательной форме принято 10 февраля 2017 года.

Председательствующий судья Н.Л. Насибулина