УИД: 05RS0023-01-2022-001524-02 № 2-863/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2022 г. г.Кизилюрт
Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Хасаева А.Х.,
с участием помощников Кизилюртовского межрайонного прокурора Дадаева Т.И. и ФИО1,
адвокатов Кадыровой С.А. и Кадырова Г.М., представляющих интересы истца ФИО2,
адвоката Далгатова Р.И., представляющего интересы ответчика - Собрание депутатов МР «Кизилюртовский район», ранее участвующего в деле,
адвоката Расулова А.Б., представляющего интересы ответчика - администрации МР «Кизилюртовский район»,
при секретаре Нурмагомедовой Т.М., при дальнейшем ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алхановой А.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению ФИО2 к Собранию депутатов МР «Кизилюртовский район», администрации МР «Кизилюртовский район» о признании незаконными решения Собрания депутатов МР «Кизилюртовский район» о прекращении полномочий председателя Контрольно-счетной комиссии МР «Кизилюртовский район», протокола заседания Собрания депутатов МР «Кизилюртовский район» в части обсуждения этого вопроса, решения (заключения) комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов от 28.06.2022, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскания судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Собранию депутатов МР «Кизилюртовский район», администрации МР «Кизилюртовский район» о признании незаконными решения Собрания депутатов МР «Кизилюртовский район» о прекращении полномочий председателя Контрольно-счетной комиссии МР «Кизилюртовский район», протокола заседания Собрания депутатов МР «Кизилюртовский район» в части обсуждения этого вопроса, решения (заключения) комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов от 28.06.2022, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскания судебных расходов, и с последующими изменениями просит: признать незаконными: решение (заключение) комиссии при администрации МР «Кизилюртовский район» по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов от 28.06.2022 в отношении ФИО2; решение Собрания депутатов МР «Кизилюртовский район» о прекращении полномочий председателя Контрольно-счетной комиссии МР «Кизилюртовский район»; протокол очередной 14 сессии Собрания депутатов МР «Кизилюртовский район» от 01.07.2022 в части принятия решения по первому вопросу «Обсуждение представление Кизилюртовского межрайонного прокурора»; восстановить ФИО2 на работе в должности председателя Контрольно-счетной комиссии МР «Кизилюртовский район»; взыскать с администрации с Собрания депутатов МР «Кизилюртовский район» в пользу истца ФИО2 среднюю заработную плату за время вынужденного прогула; взыскать с администрации МР «Кизилюртовский район» и с Собрания депутатов МР «Кизилюртовский район» солидарно в пользу истца ФИО2 в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя 100 000 рублей.
При этом истец ссылает на то, что 22.12.2017 на основании решения Сессии Собрания депутатов МР «Кизилюртовский район» он был назначен председателем Контрольно-счетной комиссии МР «Кизилюртовский район» сроком на 5 лет. 30.06.2022 заместитель управляющего делами МР «Кизилюртовский район» ФИО3 вручила ему уведомление председателя Собрания депутатов МР «Кизилюртовский район» ФИО4 от 30.06.2022 о том, что 01.07.2022 состоится сессия Собрания депутатов МР «Кизилюртовский район» по рассмотрению указанного представления прокурора, и одновременно с ним копию представления Кизилюртовского межрайонного прокурора от 27.06.2022 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции». Из представления прокурора следовало, что «...в справке о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, составленных им 11.04.2022, и представленных в Управление Главы РД по вопросам противодействия коррупции, в разделе «Сведения о доходах» он не отразил сведения о полученном по решению Кизилюртовского районного суда от 11.05.2021 о взыскании с Администрации МР «Кизилюртовский район» в пользу ФИО2 денежной компенсации за задержку выплат в размере 184 155,49 руб., процентов на сумму долга в размере 76 671,4 руб., в счет компенсации морального вреда 25 000 руб. и судебные расходы в размере 25 000 руб., а всего доход на сумму 310 826 руб., перечисленных на лицевой счет ФИО5. 25.06.2021. (платежное поручение №255496)».
Утром 01.07.2022 он представил председателю Собрания отзыв на уведомление о предстоящей Сессии, в котором указал на незаконность рассмотрения представления прокурора в отношении него без проведения соответствующей проверки Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и предоставлении мне возможности ознакомиться с Положением о данной Комиссии по МР «Кизилюртовский район». 01.07.2022 состоялась упомянутая сессия, на котором председателем Собрания формально проведено голосование «за удовлетворение представления прокурора» и без подсчета голосов было объявлено, что «решение принято единогласно», без объявления о том, какое именно было принято решение. На этой же Сессии он впервые услышал от Председателя Собрания, а затем и увидел, что сфабрикованы и представлены Председателю Собрания протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности и урегулированию конфликта интересов» от 28.06.2022 и Акт от 28.06.2022 о его (ФИО6) отказе «знакомиться с протоколом комиссии и подписать уведомление о вручении». В тот же день им было подано заявление о выдаче ему копии протокола Сессии Собрания депутатов от 01.07.2022.
06.07.2022 заместитель главы МР «Кизилюртовский район» ФИО7 пригласил его для сдачи документации Контрольно-счетной комиссии (КСК) временно исполняющему обязанности председателя КСК. Требование его представителя - адвоката Кадыровой С.А. сначала ознакомить ФИО2 с решением об его увольнении, а затем проводить прием-сдачу, было проигнорировано. 19.07.2022 при ознакомлении с материалами прокурорской проверки, по результатам которой внесено вышеуказанное представление, его представитель увидела в нем и фотокопировала Решение Собрания депутатов от 01.07.2022 «О прекращении полномочий председателя контрольно-счетной комиссии ФИО2». 24.07.2022 он по почте получил незаверенную надлежащим образом копию протокола сессии Собрания депутатов от 01.07.2022, содержание которого не соответствует фактическим обстоятельствам.
Вышеуказанные решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности и урегулированию конфликта интересов» от 28.06.2022, а также Решение Собрания депутатов от 01.07.2022 за №14-01/07 PC «О прекращении полномочий председателя контрольно-счетной комиссии ФИО2» являются незаконными. Протокол очередной 14 сессии Собрания депутатов МР «Кизилюртовскийявляется недействительным, а Акт от 28.06.2022. о его отказе «знакомиться и подписать уведомление о вручении» является подложным.
Он не совершал умышленно коррупционный проступок и не вносил заведомо недостоверные сведения в Справку о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 01.01.2021 по 31.12.2021. Соответственно, прекращение его полномочий как председателя КСК является незаконным, и он подлежит восстановлению в указанной должности.
Решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности и урегулированию конфликта интересов» от 28.06.2022 «о признании представленных председателем контрольно-счетной комиссии МР «Кизилюртовский район» ФИО2 сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период 01.01.2021 по 31.12.2021 неполными и недостоверными, рекомендации председателю Собрания депутатов МР «Кизилюртовский район» вынести представление Кизилюртовской межрайонной прокуратуры от 27.06.2022 №02-01/23-2022 г. на рассмотрение Собрания депутатов МР «Кизилюртовский район» является незаконным по следующим основаниям:
Комиссией нарушены следующие его (истца) права: заблаговременно знать о поступившем на рассмотрение комиссии обращении - представлении прокурора; ходатайствовать о личном присутствии в заседании комиссии; дать комиссии свои пояснения, в т.ч. письменные, по рассматриваемому в отношении него вопросу, для чего необходимо было предоставить время не менее 2-х дней; своевременно знать о принятом комиссией в отношении него Заключении.
Комиссия не обсудила и не приняла решение о рекомендации Собранию депутатов о том, какую конкретную меру дисциплинарной ответственности предлагается применить в отношении него.
Не проверено и неустановленно, по какой причине, умышленно ли он (истец) представил заведомо недостоверные сведения.
Фактически он, чтобы исключить упущение каких-то доходов, подлежащих внесению в Справку о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, истребовал из бухгалтерии МР «Кизилюртовский район» сведения о полученных им по месту работы всех доходах. Он внес все сведения, отраженные в полученной справке (прилагается). Также в данной справке отражена сумма 267 997 руб., (июнь 2021 г.) - эта сумма, выплаченная на основании того самого решения Кизилюртовского районного суда от 11.05.2021. У него не было никаких оснований полагать, что бухгалтерия даст ему справку с неполными сведениями о доходах. По какой причине и для чего бухгалтерия не указала в названной справке все произведенные ими же мне выплаты в качестве моего дохода за 2021 год, неизвестно, возможно, что это было сделано злонамеренно с целью дискредитации его и введения в заблуждение.
Согласно п.3 ст.230 НК РФ налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Пунктом 1.4 Приказа ФНС РФ от 15.10.2020 №ЕД-7-11/753@ в редакции Приказа ФНС от 28.09.2021 №ЕД-7-11/845 @ утверждена форма справки 2 НДФЛ о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц "Справка о доходах и суммах налога физического лица", которая выдается в соответствии с пунктом 3 статьи 230 Налогового кодекса РФ, согласно приложению N 4 к настоящему приказу. В указанной Справке 2 НДФЛ должны быть указаны все полученные работником доходы, в том числе размер дохода, с которого не удержали налог. Однако в выданной ему бухгалтером Администрации МР «Кизилюртовский МР» ФИО8 справке не нашли отражения именно указанные в представлении прокурора доходы, о чем он узнал, лишь ознакомившись с указанным представлением прокурора 30.06.2022, поскольку он декларацию заполнил, полагаясь на выданную ему справку формы 2 НДФЛ, в которой не нашли отражения не облагаемые налогом доходы, коими являются компенсация за несвоевременную выплату зарплаты, компенсация за моральный вред, причиненный несвоевременной выплатой зарплаты и судебные расходы по спору о невыплате зарплаты.
В Письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 марта 2016 г. № 18-2/10/П-1526 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения" определены критерии привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за совершение коррупционных правонарушений. В нем отмечено, что «не влечет применения взысканий, поскольку не образует коррупционного проступка; б) ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Справка) вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась Справка (ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по счету, выданной кредитной организацией и т.п.), а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего.
Таким образом, в его действиях отсутствует коррупционный проступок, а имеет место лишь мое добросовестное заблуждение относительно объема полученных доходов, в которое меня ввела неверно выданная бухгалтерией справка о доходах. Именно этим и только этим объясняется составление и представление им декларации о доходах за 2021 год в том виде, в котором он имеется, но не в результате умысла на сокрытие доходов. Тем более, на отсутствие мотива и умысла на сокрытие своих доходов и представление заведомо ложной информации указывает тот факт, что те доходы, сокрытие которых вменяется ему, являются законными, полученными открыто и по решению суда именно по месту работы, а не какими-то левыми доходами, которые бы он мог пожелать умышленно укрыть.
Решение Собрания депутатов от 01.07.2022 «О прекращении полномочий председателя контрольно-счетной комиссии ФИО2» является незаконным по следующим основаниям:
Оно вынесено на основании вышеуказанного незаконного решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности и урегулированию конфликта интересов» от 28.06.2022;
Решение Собрания депутатов от 01.07.2022 «О прекращении полномочий председателя контрольно-счетной комиссии ФИО2» противоречит Протоколу Сессии собрания депутатов от 01.07.2022, где вообще не озвучивалось, за что идет голосование, и какое именно решение принято.
Как в Решении комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности и урегулированию конфликта интересов, так и в Решении сессии Собрания депутатов речь идет лишь об удовлетворении представления прокурора.
Между тем в представлении прокурора речь идет об устранении допущенных нарушений законодательства о противодействии коррупции, их причин и условий, им способствующих. Превышая свои полномочия, прокурор также просит «рассмотреть вопрос досрочного прекращения его полномочий», хотя прокурор не должен указывать работодателю, какую именно меру дисциплинарного взыскания применить. В соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор имеет право требовать привлечения к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, но не имеет право указывать работодателю какую именно меру дисциплинарного взыскания применить. Кроме того, «рассмотреть представление, рассмотреть вопрос», не означает – безусловно уволить.
Ответчиком совершенно не рассматривался вопрос о возможности применения иной меры дисциплинарного взыскания с учетом характера вмененного правонарушения, предшествующих результатов исполнения мной своих должностных обязанностей и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Протокол очередной 14 сессии Собрания депутатов МР «Кизилюртовский район» от 01.07.2022 подлежит признанию недействительным, поскольку он не соответствует форме его составления; из протокола непонятно, какое решение конкретно принято и за что депутаты голосовали; в протоколе неверно указаны результаты голосования.
От представителей ответчиков - Собранию депутатов муниципального района «Кизилюртовский район» РД и администрации муниципального района «Кизилюртовский район» РД поступили письменные возражения к иску, в которых они указывают, что считают исковые требования ФИО2 не основанными на законе и материалах настоящего дела. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ и ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» Российская Федерация является правовым государством, которое относит коррупцию к числу нетерпимых явлений, признает незаконными все формы ее проявления, на основании принципа неотвратимости каждого преследует и привлекает к ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
С целью обеспечения системного взаимодействия противодействия коррупции и отмыванию денежных средств, верховенства закона, демократии и прав человека, равенства и социальной справедливости, Российской Федерацией ратифицированы Конвенция ООН против коррупции, принятая 31.10.2003 Резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН, и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, принятая 27.01.1999 в г. Страсбург, а также принят и введен в действие Закон 273-Ф3, которым установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, меры по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
При этом под самой коррупцией, как определил законодатель, понимаются действия по злоупотреблению служебным положением, даче взятки, получению взятки, злоупотреблению полномочиями, коммерческому подкупу либо иному незаконному использованию физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде имущества или услуг имущественного характера для себя, третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды другими физическими лицами, в том числе совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица.
Как указал Конституционной суд РФ в постановлении от 10.10.2013 №20-П, правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества. Создавая соответствующие правовые механизмы, федеральный законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.
Согласно рекомендациям по совершенствованию законодательства государств-участников СНГ в сфере противодействия коррупции, принятым постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 23.12.2012 №38-17, наиболее важными мерами противодействия коррупции в сфере государственной и муниципальной службы признаются декларирование доходов и имущества лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, и приравненных к ним лиц, а также их близких родственников, установление соответствия расходов, стоимости имеющегося у этих лиц имущества их доходам с возможностью получения от них объяснений в случае несоответствия таковых, принятие иных мер, направленных на выявление фактов незаконного обогащения (пункты 3 и 4.2).
Публично правовой характер деятельности лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, предполагает их открытость, объективность при принятии решении, беспристрастность и отсутствие личной заинтересованности при исполнении своих обязанностей, исключении в их деятельности злоупотреблений предоставленными полномочиями, чем обуславливается повышенное внимание государства и общества как к профессиональным, так и к морально-нравственным качества лиц, на которых возложено обеспечение публичных функций.
В соответствии с частью 4.1 статьи 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольносчетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" должностные лица контрольно-счетных органов обязаны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установки Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 27Э-ФЗ "О противодейст коррупции".
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом 25 декабря 2008 года N 273-ФЭ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного opr# местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений; запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЭ "О противодействии коррупции", Федеральны^ законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЭ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (ч.7.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред, от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Устава муниципального района «Кизилюртовский район» Контрольно-счетный орган муниципального района (контрольно - счетная комиссия) является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется Собранием депутатов муниципального района.
Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального района определяется Федеральным законом от 07.02.2011 N° 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 2).
19.02.2019 постановлением Собрания депутатов было утверждено Положение «О контрольно-счетной комиссии муниципального района «Кизилюртовский район» (далее - Положение). Как следует из пункта 5 статьи 6 Положения Председатель КСК, а также лица, претендующие на замещение указанной должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Дагестан, муниципальными нормативными правовыми актами.
На основании решения Кизилюртовского межрайонного прокурора от 20.06.2022 в период с 20.06.2022 по 20.07.2022 в Собрании депутатов была проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции лицами, замещающими муниципальные должности, в части своевременности, полноты и достоверности представления сведений о доходах и расходах. В связи с поступившим требованием Кизилюртовского межрайонного прокурора от 20.06.2022 № 02-01/23-2022 Собранием депутатов были представлены в надзорный орган справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности в Собрании депутатов, в том числе справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Председателем Контрольно-счетной комиссии муниципального района «Кизилюртовский район».
В ходе проведения указанной выше проверки был выявлен факт нарушения председателем КСК Кизилюртовского района ФИО2 действующего законодательства о противодействия коррупции. Так, согласно представлению Кизилюртовского межрайонного прокурора от 27.06.2022 № 02-01/23-2022 ФИО2 в нарушение требований ч.2 ст.38 Федерального закон от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ, ч.4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3, п.4.1 ст. 14 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ, Указа Президента РФ от 23.06.2014 №460, ч.1 ст.2 Закона РД от 29.12.2017 №109, ст.38 Устава Кизилюртовского района, ч.2 ст.4 и ч.5 ст.6 Положения о КСК Кизилюртовского района, утв. постановлением Собрания депутатов от 19.02.2019 №7.4-06 PC, являясь лицом, замещающим муниципальную должность председателя КСК Кизилюртовского района не исполнил обязанность в виде представления достоверных и полных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая выражается в том, что в справке о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, составленных им 11.04.2022. и представленных в Управление Главы Республики Дагестан по вопросам противодействия коррупции, в Разделе 1 «Сведения о доходах» не отразил сведения о полученном по решению Кизилюртовского районного суда от 11.05.2021 о взыскании с Администрации Кизилюртовского района в пользу ФИО2 денежной компенсации за задержку выплат в размере 184 155,49 руб., процентов на сумму долга в размере 76 671,4 руб., в счет компенсации морального вреда - 25 000 руб. и судебные расходы в размере 25 000 рублей, доход на сумму 310 826 руб., перечисленных на лицевой счет ФИО5 25.06.2021 платежным поручением №255496.
В представлении прокурора содержалось требование о его рассмотрении на сессии Собрания депутатов с участием представителя Кизилюртовской межрайонной прокуратуры и принять конкретные меры по устранению допущенных председателем КСК Кизилюртовского района ФИО2 нарушений законодательства о противодействии коррупции, их прич условий, им способствующих, в том числе рассмотреть вопрос о прекращения его полномочий. О результатах принятых мер прокурор потребовал сообщить в установленный законом срок.
Далее, в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 №27 «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-«О муниципальной службе в Российской Федерации», Постановлением Администрации Кизилюртовского района от 11.05.2022 № 83 представление прокурора было рассмотрено на заседании Комиссии по требований к служебному поведению муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия). Комиссия, рассмотрев представление прокурора на заседании 28.06.2022 нашла его подлежащим удовлетворению, поскольку нарушение, допущенное ФИО2, влечет досрочное прекращение полномочий.
28.06.2022 Председатель КСК Кизилюртовского района ФИО2 отказался ознакомиться с Протоколом заседания Комиссии от 28.06.2022. 30.06.2022 ФИО2 уведомлен о сессии Собрания депутатов, назначенной на 01.07.2022 в 14 ч 00 мин., на что представил свой отзыв от 01.07.2022 за №36-КСК. 01.07.2022 состоялась 14 сессия Собрания депутатов, на которой было принято Решение за №14-01/07 PC «О прекращении полномочий Председателя Контрольно-счетной комиссии ФИО2».
Таким образом, представительным органом местного самоуправления с учетом рекомендации Комиссии, был удовлетворен акт прокурорского реагирования - Представление Кизилюртовского межрайонного прокурора от 27.06.2022 № 02-01/23-2022 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором ставился вопрос досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность - Председателя КСК Кизилюртовского района.
Истец, оспаривая законность своего увольнения и требуя восстановления на работе, основывает свои исковые требования на том, что он не совершал умышленно коррупционного проступка и не вносил заведомо недостоверные сведения в Справку о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 01.01.2021 по 31.12.2021. При этом ссылается на то, что указанные сведения были внесены, исходя из содержания Справки о доходах и суммах налога физического лица 2-НДФЛ за 2021 г. Вступившим в законную силу решением Кизилюртовского районного суда от 11.05.2021 по гражданскому делу № 2-218/2021 исковое заявление ФИО2 к администрации Кизилюртовского района о взыскании заработной платы и денежной компенсации за задержку выплаты было удовлетворено частично. Суд постановил взыскать с ответчика в пользу ФИО2 задолженность по заработной плате в размере 231 749 рублей денежную компенсацию за задержку выплат в размере 184 155,49 рублей проценты на сумму долга в размере 76 671,42 рублей, в счет компенсации морального вреда 25 000 рублей, судебные расходы в размере 25 000 рублей, всего 542 575,91 рублей. Во исполнение указанного решения суда истцу была переведена денежная сумма в счет заработной платы, которая на момент оплаты уже составляла 267997 руб., а также денежная компенсация за задержку выплат в размере 184 155,49 руб., процентов на сумму долга в размере 76 671,4 руб., в счет компенсации морального вреда - 25 000 руб. и судебные расходы в размере 25 000 рублей. В остальной части иска было отказано.
В Справке о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 ФИО5 не отразил денежную компенсацию за задержку выплат в размере 184 155,49 руб., процентов на сумму долга в размере 76 671,4 руб., в счет компенсации морального вреда – 25 000 руб. и судебные расходы в размере 25 000 рублей. Представление ФИО2 заведомо неполных сведений о своих доходах, не знать о которых он не мог, носит значительный объем и характер, что свидетельствует о существенном искажении указанных сведений. Указанные деяния ФИО2 по неисполнении предусмотренной законом обязанности прямо противоречит государственной политике противодействия коррупции и оказывает отрицательное влияние на профилактику коррупции.
Закон установил в качестве основания для увольнения лица, замещающего муниципальную должность, непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3). Истец ссылается в своем иске на разъяснения, содержащиеся в Письме Минтруда России от 21.03.2016 N 18-2/10/П-1526. Между тем, данное письмо говорит о неточностях в представленных сведениях, которые возникли по причинам, независящим от служащего. Как следует из Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2022 году (за отчетный 2021 год) При заполнении Раздела 1 Справки («сведения о доходах») не следует руководствоваться только содержанием термина "доход", определенным в статье 41 Налогового кодекса РФ, поскольку в целях представления сведений под "доходом" применяется более широкое понятие. В данной строке указывается доход, полученный служащим (работником) в том государственном органе (организации), в котором он замещал должность на отчетную дату. Указанию подлежит общая сумма дохода, содержащаяся в справке по форме 2-НДФЛ, выдаваемой по месту службы (работы) (графа "Общая сумма дохода"). Если по основному месту работы получен доход, который не включен в справку по форме 2-НДФЛ, он подлежит указанию в иных доходах (п.41 Методических рекомендаций).
Справка о доходах и суммах налога физического лица (2-НДФЛ), выдана, ФИО9 28.02.2022 МКУ «Централизованная бухгалтерия «Кизилюртовский район», содержит сведения о доходах, облагаемых налогом. Между тем, компенсации за задержку заработной платы в раз^р» 155,49 руб., проценты на сумму долга в размере 76 671,4 руб., компенс
Сторона истца представила суду письма Председателя КСК от 28.02.2022 № 09-КСК, 12.04.2022 № 16-КСК, 12.05.2022 № 26-КСК, от 19.05.2022 № 27-КСК, от 03.06.2022 № 29-КСК, в адрес Главы муниципального района «Кизилюртовский район», и выдвинула довод о том, что, что оспариваемое решение о досрочном прекращении полномочий в отношении ФИО2 является преследованием истца со стороны ответчиков в ответ на добросовестное и надлежащее исполнение Председателем КСК своих должностных обязанностей.
После этого представители ответчиков представили суду Дополнения к своим возражением, указывая, что отношения в сфере внешнего муниципального финансового контроля не предполагают взаимодействие между органами местного самоуправления муниципального района (Администрацией, Собранием депутатов и КСК) в той форме, что избрал ФИО2 по результатам проведенных контрольных мероприятий, завершившихся направлением указанных выше писем. В силу ст. 20 (ч.1-9) Положения о КСК, которое имеется в материалах дела, КСК по результатам проведения контрольных мероприятий вносит в органы местного самоуправления представления и (или) предписания.
Представление вносится для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков. Предписание - в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению. Также КСК обязано незамедлительно направить в правоохранительные органы соответствующие материалы в случае выявления фактов незаконного использования средств бюджета, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения. Этой же статьей предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны предоставить информацию в КСК по результатам рассмотрения предписания и представления. За неисполнение этой обязанности указанные органы и их должностные лица несут установленную законом ответственность. Порядок и форма реагирования правоохранительных органов на подобные обращения урегулирована нормами уголовно-процессуального законодательства, законодательства об оперативно-розыскной деятельности и др. Представленные же истцом обращения не носят характер представлений и (или) предписаний. Более того, из содержания указанных документов усматривается лишь их информативное свойство (для сведения). В судебном заседании истец также пояснил, что в правоохранительные органы он не обращался.
Таким образом, представленные истцом в материалы дела обращения Председателя КСК в адрес Главы муниципального района «Кизилюртовский район» не подтверждают и не могут подтверждать, что оспариваемое решение о досрочном прекращении полномочий отношении ФИО2 - акт «преследования» со стороны ответчиков.
В судебном заседании истец ФИО2 и его представители исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении (с последующими уточнениями). При этом представитель истца адвокат Кадырова С.А. пояснила также, что Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов, утвержденное Постановлением заместителя главы администрации МР «Кизилюртовский район» № 83 от 11 мая 2022 года, не вступило в законную силу, поскольку в соответствии с положениями ст.44 Устава МР «Кизилюртовский район» муниципальный правовой акт вступает в законную силу со дня его официального опубликования, а официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемым в соответствующем муниципальном образовании, каковым является «Вестник Кизилюртовского района», при этом она также ссылается на ч.2 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В обоснование этого довода она представила суду номера газет с 19 № от 13 мая 2022 года, по 25 № от 24 июня 2022 года, в которых отсутствует публикация указанного нормативного акта.
Она также представила суду бланк «Справка о доходах и суммах налога физического лица» (Приложение №4 к Приказу ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753@ (в редакции Приказа ФНС России от 22.09.2021 № е-7-11/645@), на котором в истцу должна была быть выдана справка о его доходах, в том числе и с указанием доходов, с которого не удержан налог, для составления им Справки о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 01.01.2021 по 31.12.2021. При этом она ссылается на то, что, выдав ему заведомо неправильную справку о доходах (справка 2 НДФЛ), на бланке, утратившем актуальность, налоговый агент, в данном случае администрация МР «Кизилюртовский район», не дал возможности отразить в Справке о доходах … достоверную информацию. Доводы стороны ответчиков, что истец, имея высшее образование, должен был знать о том, что этот бланк справки не является актуальным, и затребовать у банка полные сведения о перечисленных ему за указанный период денежных средствах, являются не состоятельными, поскольку лица, выдавшие ему указанную справку также имеют высшее образование, должны были знать об актуальности этого бланка и выдать истцу достоверную справку, с отражением всех его доходов, которые он обязан отразить в Справке о доходах…
Также представитель истца адвокат Кадырова представила суду расшифровку аудиозаписи Собрания депутатов «МР «Кизилюртовский район» от 01.07.2022 по обсуждению первого вопроса «О представлении прокурора» с представлением самой аудиозаписи, произведенной на телефон, которая в последующем судом скопирована на диск. Из этой расшифровки усматривается, что ход сессии Собрания депутатов в протоколе отражен не полностью, не отражены выступления депутатов ФИО10 Магомедрасула от сел. Стальское, Зазай Хабибовны (без указания фамилии) от сел. Гельбах. Также усматривается, что слово для выступления не представлено ФИО6 и его представителю Кадыровой, со ссылкой на то, что «это все надо было говорить до сессии», и что ФИО6 не является депутатом. Более того, из этой расшифровки невозможно понять, как проходил процесс голосования и подсчет голосов, буквально отражено следующее: ФИО11: Представление прокурора ставлю на голосование. Кто «за»? кто «против»? «воздержался». Решение принято единогласно.
Представитель ответчика – Собрание депутатов МР «Кизилюртовский район» адвокат Далгатов Р.И., действующий также на основании доверенности, ранее участвующий в деле, и адвокат Расулов А.Б., представляющий интересы ответчика - администрации МР «Кизилюртовский район», исковые требования не признали и просили отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в своих письменных возражениях.
Более того они не смогли представить суду каких-либо доказательств того, что ФИО6 был уведомлен, как указано в заключении, «дважды» о времени и месте заседания комиссии при администрации МР «Кизилюртовский район» по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов, от 28.06.2022, и каких-либо доказательств о том, что у ФИО6 перед принятием решения о расторжении с ним трудового договора, истребовалось объяснение, заявив, что им об этом ничего не известно. Кроме того, они также заявили, что данный спор не вытекает из трудовых правоотношении, и в данном случае не применимы нормы Трудового кодекса, поскольку с ним расторгнут в связи с нарушением законодательства в сфере борьбы с коррупцией.
Также они утверждали, что Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов, утвержденное Постановлением заместителя главы администрации МР «Кизилюртовский район» № 83 от 11 мая 2022 года, не является муниципальным нормативным актом и для вступление его в законную силу не требуется его официальное опубликование в печатном издании, достаточно его размещение на официальном сайте администрации, представив суду данные о таком размещении.
Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные ими доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению частично.
Тот факт, что в Справке о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 ФИО5 не отразил полученные по решению Кизилюртовского районного суда денежную компенсацию за задержку выплат в размере 184 155,49 руб., процентов на сумму долга в размере 76 671,4 руб., в счет компенсации морального вреда – 25 000 руб. и судебные расходы в размере 25 000 рублей, а всего доходов на сумму 310 826 рублей сторонами по существу не оспаривается, и суд этот обстоятельство признает установленным.
Суд считает, что фактически с ФИО2 трудовые отношения прекращены по инициативе работодателя, и истец требует его восстановления на работе, то есть оспаривает законность своего увольнения, в связи с чем при разрешении указанного спора суд безусловно руководствуется нормами трудового законодательства (в том числе), вопреки мнению представителей ответчиков о том, что нормы трудового законодательства в настоящем деле не подлежат применению.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Суд считает, что работодатель не представил суду ни доказательств наличия оснований для увольнения ФИО2, ни соблюдения установленного порядка увольнения.
В Письме Министерства Труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 18-2/10/П-1526, указано, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. N Пр-2689 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 30 октября 2013 г. и подпунктом "а" пункта 2 раздела 1 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 12 ноября 2014 г. N 45 Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проведена работа по определению критериев привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за совершение коррупционных правонарушений.
В этой связи на основе предложений федеральных государственных органов и высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поступивших в соответствии с письмом Минтруда России от 13 ноября 2015 г. N 18-2/10/П-7073, судебной практики по рассмотрению дел о привлечении к ответственности за совершение коррупционных правонарушений подготовлен Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. В подпункте «б» пункта 2 вышеуказанного Обзора указано, что анализ правоприменительной практики государственных (муниципальных) органов показал, что не влечет применения взысканий, поскольку не образует коррупционного проступка: ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Справка) вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась Справка (ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по счету, выданной кредитной организацией и т.п.), а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего.
Истец ФИО6 утверждает, что неточное указание сведений в Справке о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 явилось последствием того, что с в справке 2-НДФЛ, выданной ему по месту получения им заработной платы, также отсутствовали те сведения, которые им не отражены в Справке о доходах… Из представленной им суду копии справки 2-НДФЛ от 28.02.2022 за подписью ФИО8, указана общая сумма дохода в сумме 764814,10 рублей, что в последующем ФИО6 указал и в Справке о доходах… И эти его доводы не опровергнуты.
Доводы стороны ответчика, что ФИО6 не мог не знать о средствах, полученных им в течение 2021 года по решению суда, и должен был отразить эти суммы в полном объеме, вне зависимости от того, что указано в справке 2-НДФЛ, суд признает не состоятельными. Исходя из представленной справки, он мог добросовестно заблуждаться относительно того, все ли суммы, полученные им по решению суда, указаны в этой справке, поскольку часть суммы, полученной им по решению суда, в этой справке отражена.
Кроме того, установлено, что налоговый агент, выдавая истцу указанную справку, допустил ошибку, выдав ему справку на бланке, который потерял актуальность, о чем указала представитель истца, поскольку «Справка о доходах и суммах налога физического лица» (Приложение №4 к Приказу ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753@ (в редакции Приказа ФНС России от 22.09.2021 № е-7-11/645@), на котором в истцу должна была быть выдана справка о его доходах, должна была содержать сведения, в том числе и с указанием доходов, с которого не удержан налог, для составления им Справки о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 01.01.2021 по 31.12.2021. доводы стороны ответчика, что истец до составления Справки о доходах должен был проверить объективность указанных в справке 2-НЛФЛ данных о размере его годового дохода, не состоятельно, поскольку такая обязанность не предусмотрена никаким нормативным актом, и более того, как указано выше Минтруд разъяснил, что если ошибка в Справке о доходах вызвана ошибками в справке 2-НДФЛ (в том числе) это не влечет применения взысканий, поскольку не образует коррупционного проступка, о чем подробно указано выше.
Кроме того, ответчик не представил доказательств соблюдение установленного порядка увольнения истца.
Порядок применения дисциплинарных взысканий установлен статьей 193 ТК РФ. В частности, частью первой статьи 193 ТК РФ предусмотрено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
У истца ФИО6 не затребовано письменное объяснение, представитель ответчика заявил, что это было вызвано тем, что прекращение полномочий председателя Контрольно-счетной комиссии не регулирует трудовым законодательством.
Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов, утвержденное Постановлением заместителя главы администрации МР «Кизилюртовский район» № 83 от 11 мая 2022 года, не вступило в законную силу, поскольку в соответствии с положениями ст.44 Устава МР «Кизилюртовский район» муниципальный правовой акт вступает в законную силу со дня его официального опубликования, а официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемым в соответствующем муниципальном образовании, каковым является «Вестник Кизилюртовского района», при этом она также ссылается на ч.2 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Судом обозревались номера газеты «Вестник Кизилюртовского района» с 19 № от 13 мая 2022 года, по 25 № от 24 июня 2022 года, в которых отсутствует публикация указанного нормативного акта.
Таким образом, администрация руководствовалась Положением о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов, которое в установленном порядке не обнародовано, следовательно, и не вступило в законную силу. Довод стороны ответчиков, что это Положение не является муниципальным нормативным актом, в связи с чем его вступление в силу не зависит от его публикации в средствах СМИ, суд отвергает, как не состоятельный.
Исходя из штампа на экземпляре представления Кизилюртовского межрайонного прокурора, это представление поступило в Собрание депутатов 28.06.2022, в связи с этим указанная Комиссия не могла рассмотреть вопрос в отношении ФИО6 28.06.2022, уведомив его «повторно» о времени и месте заседания комиссии. Каких-либо доказательств об уведомлении ФИО6 о назначении заседания этой Комиссии по рассмотрению представления прокурора в отношении него суду не представлено, и представитель администрации МР «Кизилюртовский район» заявил, что ему об этом ничего не известно.
Комиссия по результатам рассмотрения должна была вынести решение о рекомендации Собранию депутатов о том, какую меру дисциплинарного взыскания рекомендуется применить в отношении ФИО6, вместо этого Комиссия ограничилась рекомендацией Собранию рассмотреть представление прокурора.
Исходя из изложенного, суд считает, что требования истца о незаконности Протокола (заключения) заседания о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов, от 28.06.2022, подлежат удовлетворению
В протоколе очередной 14 сессии Собрания депутатов МР «Кизилюртовский район» от 01.07.2022 по первому вопросу указано: по первому вопросу повестки дня – О представлении прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействия коррупции, слово представляется ФИО12 – начальнику правового отдела. У депутатов есть вопросы? если нет, ставлю на голосование! Кто ЗА? - 23 ПРОТИВ? – 2 Воздержался ? – 1. Решение принято не единогласно.
Как указано выше, представитель истца адвокат Кадырова представила суду расшифровку аудиозаписи Собрания депутатов «МР «Кизилюртовский район» от 01.07.2022 по обсуждению первого вопроса «О представлении прокурора» с представлением самой аудиозаписи, которая в последующем судом скопирована на диск. Из этой расшифровки усматривается, что ход сессии Собрания депутатов в протоколе отражен не полностью, не отражены выступления депутатов ФИО10 Магомедрасула от сел. Стальское, Зазай Хабибовны (без указания фамилии) от сел. Гельбах. Также усматривается, что слово для выступления не представлено ФИО6 и его представителю Кадыровой, со ссылкой на то, что «это все надо было говорить до сессии», и что ФИО6 не является депутатом. Более того, из этой расшифровки невозможно понять, как проходил процесс голосования, буквально отражено следующее: ФИО11: Представление прокурора ставлю на голосование. Кто «за»? кто «против»? «воздержался». Решение принято единогласно.
Таким образом, невозможно установить, за что конкретно предлагалось проголосовать депутатам, при том, что было предложение депутата ФИО10 Магомедрасула ограничиться предупреждением, не возможно определить каким образом производился подсчет голосов, и производился он вообще, какое количество депутатов проголосовало и за что именно (в протоколе сессии указаны одни данные, а из расшифровки аудиозаписи заседания усматривается, что решение принято единогласно), не сформулировано в протоколе, какое именно решение принято, если принято решение о прекращении полномочий председателя КСК, то какая формулировка прекращения его полномочий.
В представленном прокурору «Решении о прекращении полномочий председателя контрольно-счетной комиссии ФИО2» от 01.07.2022 № 14-01/07 РС указано, что Собрание депутатов МР «Кизилюртовский район» приняло решение удовлетворить представление прокурора: 1) Прекратить полномочия Председателя контрольно-счетной комиссии досрочно (хотя решения с такой формулировкой на Сессии не было принято). 2) Настоящее решение опубликовать в СМИ и газете «Вестник Кизилюртовского района». В этом решение также отсутствует формулировка оснований прекращения полномочий председателя КСК.
При этих обстоятельствах и с учетом приведенных противоречий протокол Собрания депутатов в части обсуждения вопроса о прекращения полномочий Председателя КСК подлежит признанию недействительным.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" председатели, заместители председателя, аудиторы и инспекторы контрольно-счетных органов являются должностными лицами контрольно-счетных органов.
В соответствии с частью 5 статьи 8 данного Федерального закона должностное лицо контрольно-счетного органа, замещающее государственную должность субъекта Российской Федерации или муниципальную должность, досрочно освобождается от должности на основании решения законодательного (представительного) органа в случае: 1) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении его; 2) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда; 3) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 4) подачи письменного заявления об отставке; 5) нарушения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на него должностных полномочий или злоупотребления должностными полномочиями, если за решение о досрочном освобождении такого должностного лица проголосует большинство от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа; 6) достижения установленного законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с федеральным законом предельного возраста пребывания в должности; 7) выявления обстоятельств, предусмотренных частями 4 - 6 статьи 7 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 5 ст.7 Положения «О контрольно-счетной комиссии Муниципального района «Кизилюртовский район» Председатель Контрольно-счетной комиссии досрочно освобождается от должности на основании решения Собрания депутатов в случае: 1) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении его; 2) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда; 3) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 4) подачи письменного заявления об отставке; 5) нарушения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на него должностных полномочий или злоупотребления должностными полномочиями, если за решение о досрочном освобождении такого должностного лица проголосует большинство от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа; 6) выявлении обстоятельств, предусмотренных частями 2 и 3 стать 6 настоящего Положения; 7) смерти, объявления умершим либо безвестно отсутствующим, вступившим законную силу решением суда.
Как указано выше, в протоколе Собрания депутатов не указана формулировка прекращения полномочий Председателя КСК, имеется только ссылка на представление прокурора, тогда как Собрание должно было указать точную формулировку прекращения полномочий истца в качестве председателя КСК, со ссылкой на нормы Федерального закона и Положения «О контрольно-счетной комиссии Муниципального района «Кизилюртовский район».
Доводы истца и его представителя в той части, что увольнение ФИО2 связано с преследованием его за исполнение им своих функциональных обязанностей, суд считает не состоятельными, поскольку представленные истцом обращения о нарушениях финансовой дисциплины адресованы Главе администрации МР «Кизилюртовский район», а прекращение полномочий истца произведено Собранием депутатов МР «Кизилюртовский район», и глава администрации не проявлял в этом отношении какую-либо инициативу.
Таким образом, суд считает, что увольнение истца произведено без законных оснований и с грубыми нарушениями установленного порядка увольнения, в связи с чем он подлежит восстановлении на работе в должности Председателя Контрольно-счетной комиссии МР «Кизилюртовский район».
В соответствии с положениями ч.2 ст.394 ТК РФ, орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
В соответствии с положениями ст. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам также относятся (п. «н») премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.
В связи с этим подлежат удовлетворению требования истца о взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, однако при этом необходимо учесть денежные средства, полученные истцом в качестве оплаты отпуска. При этом суд считает, что денежные средства в счет оплаты вынужденного прогула должны быть взысканы с администрации МР «Кизилюртовский район», поскольку именно администраций финансируется эти выплаты.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истец просит взыскать в счет компенсации указанных расходов солидарно с обоих ответчиков 100 000 рублей. Исходя из принципов разумности, и принимая во внимание объем дела и количество судебных заседаний, суд считает необходимым взыскать с ответчиков солидарно в пользу истца 50 000 рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя.
Поскольку как истец, так и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины по закону, эти судебные расходы подлежат отнесению за счет Федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Признать незаконными:
- решение (заключение) комиссии при администрации МР «Кизилюртовский район» по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов от 28.06.2022 в отношении ФИО2;
- решение Собрания депутатов МР «Кизилюртовский район» о прекращении полномочий председателя Контрольно-счетной комиссии МР «Кизилюртовский район»;
- протокол очередной 14 сессии Собрания депутатов МР «Кизилюртовский район» от 01.07.2022 в части принятия решения по первому вопросу «Обсуждение представление Кизилюртовского межрайонного прокурора».
Восстановить ФИО2 на работе в должности председателя Контрольно-счетной комиссии МР «Кизилюртовский район».
Взыскать с администрации МР «Кизилюртовский район» в пользу истца ФИО2 среднюю заработную плату за время вынужденного прогула со дня увольнения (01.07.2022) по день фактического восстановления на работе, обязав ответчика исчислить размер средней заработной платы в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, с учетом получения им денежных средств в счет оплаты отпуска в течение этого периода.
Взыскать с администрации МР «Кизилюртовский район» и с Собрания депутатов МР «Кизилюртовский район» солидарно в пользу истца ФИО2 в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 к Собранию депутатов МР «Кизилюртовский район» и к администрации МР «Кизилюртовский район» отказать.
Решение в части восстановления ФИО2 на работе подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан через Кизилюртовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято 21.09.2022.