Дело № 12-58/2018
Кизеловского городского суда
Пермского края
РЕШЕНИЕ
04 октября 2018 года город Кизел
Судья Кизеловского городского суда Пермского края Лесникова Е.А.,
при секретаре Чудиновой С.А.,
при участии представителя Пенсионного фонда ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт; защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении председателя Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения ФИО3 ича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> и жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губахе Пермского края (межрайонное) на постановление мирового судьи судебного участка №1 Кизеловского судебного района Пермского края,
у с т а н о в и л :
02.07.2018 начальником УПФР в г. Губахе Пермского края (межрайонное) в отношении председателя Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения ФИО3 составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, согласно которому Совет депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения, как страхователь, не исполнили обязанность, установленную п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а именно сведения в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера) по форме «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)» за отчетный период – 2017 год, со сроком предоставления не позднее 01.03.2018, не представили.
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Кизеловского судебного района Пермского края от 20.08.2018 производство по делу об административном правонарушении в отношении председателя Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения ФИО3 по ст. 15.33.2 КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, начальником УПФР в г. Губахе Пермского края (межрайонное) подана жалоба. В жалобе заявитель просит постановление мирового судьи судебного участка №1 Кизеловского судебного района Пермского края от 20.08.2018 по делу № отменить, принять по делу новое решение. Считают, что вывод суда противоречит нормам действующего законодательства. Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что депутат – член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, который также является лицом, замещающим муниципальную должность. В ст. 40 Закона, определяющей статус депутата, указано, что полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. При этом, срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух лет и более пяти лет. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Согласно ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных и общественных обязанностей в случаях, если эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Государственный орган или общественное объединение, которое привлекло работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию. Исходя из изложенного у депутатов представительного органа местного самоуправления, в том числе осуществляющих депутатскую деятельность на непостоянной основе, возникают трудовые отношения с представительным органом местного самоуправления. Согласно п.1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, в том числе начисленные в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. На сегодняшний день, на доход в отношении каждого застрахованного работника страхователь обязан на основании ст. 426 НК РФ начислить обязательные страховые взносы, что и соблюдается Советом депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения, в котором ФИО3, согласно выписки из ЕГРЮЛ, является должностным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица. Учитывая изложенное, при наличии названных отношений органы местного самоуправления должны представлять ежемесячную отчетность по форме СЗВ-М и ежегодную отчетность по форме СЗВ-СТАЖ в отношении депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, за периоды работы привлечения работника к исполнению государственных и общественных обязанностей. Согласно постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 №3п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений» при заполнении формы отчетности СЗВ-СТАЖ за периоды, когда работник привлекался к исполнению государственных и общественных обязанностей предусмотрен код «ОБЩЕСТ» в графе «Дополнительные сведения».
В судебном заседании представитель Пенсионного фонда ФИО1 полностью поддержала доводы жалобы. Устно изложила позицию. Сдают отчетность в налоговый орган. На основании постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 №3п обязаны сдавать отчетность в Пенсионный фонд. Просила постановление мирового судьи отменить. Принять по делу новое решение.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 пояснила, что в настоящее время в поселении девять депутатов, которые осуществляют деятельность на непостоянной основе. Восемь депутатов получают компенсационную выплату, которая не является заработной платой. Один депутат деятельность не осуществляет. С депутатами трудовой договор, договор гражданско-правого характера не заключали. Перечисляют налоги согласно законодательству.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на судебное заседание не явился.
Лица, участвующие в деле, полагали возможным рассмотреть дело и жалобу при данной явке. Заслушав позиции явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированного) учете, в системе обязательного пенсионного страхования» установлена обязанность работодателей один раз в год, но не позднее 1 марта, представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, необходимые для ведения индивидуального персонифицированного) учета, при этом сведения должны быть достоверными и представлены в полном объеме.
Согласно ст. 15 указанного Федерального закона на страхователей возложена обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Статьей 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде - влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечанием к указанной статье установлено, что под должностным лицом следует понимать в том числе, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителей и других работников организаций.
Из материалов дела следует, что УПФР в г. Губахе Пермского края (межрайонное) выявлен факт непредоставления Советом депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения, как страхователем, сведений в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера) по форме «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)» за отчетный период – 2017 год, со сроком предоставления не позднее 01.03.2018. Составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.05.2018 (л.д. 8-9).
Данное обстоятельство явилось основанием для составления должностным лицом УПФР в г. Губахе Пермского края (межрайонное) 02.07.2018 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении председателя Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения ФИО3
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Кизеловского судебного района Пермского края от 20.08.2018 производство по делу об административном правонарушении в отношении председателя Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения ФИО3 по ст. 15.33.2 КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. Мировой судья пришел к выводу, что согласно пп.1 п.1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, в том числе начисленные в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Таковым законом является и Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В частности, согласно ст. 7 указанного Федерального закона, обязательному социальному страхованию подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.
Понятие «депутат» закреплено в ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ), в соответствии с которым депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва (часть 3).
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек – 1 депутат (часть 5).
Гарантии осуществления полномочий депутата устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 5.1).
В соответствии со статьей 21 Устава муниципального образования Центрально-Коспашского сельского поселения Кизеловского муниципального района (далее - Устав) - Совет депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения (- Совет депутатов) представительный орган поселения, наделанный настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения поселения. Расходы на обеспечение деятельности Совета депутатов предусматриваются в бюджете поселения отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Депутат Совета депутатов избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Согласно статье 24 Устава, депутат осуществляет свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 процентов, - один депутат, л.д. 46-70.
На основании решения Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения от 28.10.2013 №8 утверждено «Положение о компенсационных выплатах депутатам Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения» (л.д. 13). Согласно п. 2 Положения, Совет депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения устанавливает порядок и сумму возмещения расходов, связанных с депутатской деятельностью депутата Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения. Компенсационные выплаты полагаются депутатам Совета депутатов, работающим на непостоянной основе. Компенсационные выплаты производятся ежеквартально. Председатель постоянно действующей комиссии – 2 713 руб., депутат – 1 868 руб. Ежеквартальная денежная выплата производится за счет средств бюджета поселения, предусмотренных на содержание Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения (л.д. 14).
Статья 7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» регламентирует круг застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с указанной статьей застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным Законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации:
работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями);
являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность;
священнослужители;
иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Депутаты представительного органа муниципального образования в указанном перечне застрахованных лиц не значатся.
По смыслу положений п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего до 01.01.2017, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных ст. 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Аналогичные нормы предусмотрены в ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей с 01.01.2017.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, следует, что депутат Совета депутатов поселения, избранный на муниципальных выборах, являясь членом представительного органа муниципального образования и осуществляя деятельность в органе местного самоуправления на непостоянной основе, не относится к числу застрахованных лиц в соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а денежная выплата, которая выплачивалась в качестве дополнительной гарантии, не являлась объектом обложения страховыми взносами по смыслу положений ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и не является таковой по смыслу ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации.
Страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ.
На основании положений ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в совокупности с положениями пп.1 п.1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и пп. 1 п.1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страховании» статус страхователя по отношению к конкретным лицам связан с их договорными отношениями, в рамках которых страхователь обязуется производить выплаты этим лицам.
Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений, подтверждающих факт того, что депутаты поселения работают на постоянной основе.
Выплата денежных средств депутатам представительного органа поселения на возмещение расходов, связанных с их депутатской деятельностью, в том числе на непостоянной основе должна производиться за счет средств соответствующих бюджетов.
Учитывая изложенное, суммы компенсационной выплаты, не признаются объектом обложения страховыми взносами, а осуществление полномочий депутатов Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения на непостоянной основе не является выполнением трудовой функции.
При таких обстоятельствах мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку реализация полномочий депутатами, осуществляющими деятельность не на профессиональной постоянной основе, не имеет характера трудовой функции в том значении, о котором говорится в Трудовом кодексе Российской Федерации, то, следовательно, такие депутаты не являются застрахованными лицами, соответственно, обязанность по представлению отчетности по форме СЗВ-СТАЖ у Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения отсутствует.
В соответствии с ч.2 ст. 1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими. Таким образом, довод заявителя со ссылкой ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ о том, что депутат – член представительного органа поселения, который также является лицом, замещающим муниципальную должность, является необоснованным.
Муниципальные должности замещают граждане, состоящие на муниципальной службе, которая регламентирована Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Депутат представительного органа муниципального образования, осуществляющий свою деятельность на непостоянной основе, к числу указанных граждан не относится.
Довод жалобы о наличии у депутата представительного органа муниципального образования, в том числе осуществляющего деятельность на непостоянной основе, трудовых отношений с представительным органом местного самоуправления, не может быть принят, поскольку он основан на ином толковании ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, регламентирующей статус депутата.
При разрешении дела об административном правонарушении мировой судья правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал правильную юридическую оценку и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении председателя Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского апоселения.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка №1 Кизеловского судебного района Пермского края от 20.08.2018 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении председателя Совета депутатов Центрально-Коспашского сельского поселения ФИО3 ича по ст. 15.33.2 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения, оставить без изменения, а жалобу Начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губахе Пермского края (межрайонное) ФИО4 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения.
Судья: подпись
Верно. Судья Е.А. Лесникова
Секретарь С.А. Чудинова