УИД 03RS0007-01-2020-009028-84
№ 2а-3048/2021
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
город Уфа 10 августа 2021 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Разуваевой Л.А.,
с участием представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Башкортостан Идиятова А. Н. на основании доверенности,
при участии представителя административного ответчика Барановой И. В. - Кальницкой Ю., на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Башкортостан к Барановой Ирине Владимировне о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2018 год в размере 36873,00 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 349,41 рублей, пени по транспортному налогу с физических лиц налог в размере 60,14 руб. Всего на общую сумму задолженности 37282,55 руб.,
у с т а н о в и л :
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Республике Башкортостан (далее - Межрайонная ИФНС России №1 по Республике Башкортостан, Инспекция) обратилась в Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о взыскании с Барановой Ирины Владимировны пеней по транспортному налогу в размере 150,58 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 36 873 руб., сумму начисленных пеней по налогу на имущество физических лиц в размере 356,70 руб. Всего общую сумму задолженности 37 380,28 руб.
Согласно ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Инспекция уточнила административное исковое заявление к Барановой Ирине Владимировне в части сумм, подлежащих взысканию и просила взыскать с Барановой Ирины Владимировны недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2018 гг., в размере 36 873 руб., пени по налогу на имущество физических лиц 349,41 руб., сумму начисленных пени по транспортному налогу в размере 60.14 руб. Всего на общую сумму задолженности 37282.55 руб.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Башкортостан, административный ответчик Баранова И. В., заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Башкортостан Идиятов А. Н. в суде доводы иска и письменных пояснений поддержал по изложенным в них основаниям. Пояснил, что Решение Управления ФНС по Республике Башкортостан от 28.01.2021 № по жалобе Барановой Ирины Владимировны направлено по почтовому адресу указанному в жалобе (г.Уфа, <адрес>), таким образом, Барановой И.В. срок на обжалование пропущен и утрачено право на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании Решения Управления ФНС по Республике Башкортостан от 28.01.2021 №. Пояснил, что налог на имущество физических лиц в сумме 36 324 рублей, был в добровольном порядке уплачен Кальницкой Ю. В. 04.12.2019 г. При этом в графе "Назначение платежа" указано, что налог уплачен за нежилое помещение г. Уфа, <адрес>, однако идентификационный номер налогоплательщика указан Кальницкой Ю. В.
Также представитель административного истца пояснил, что в процессе судебного разбирательства Барановой И. В. 07.07.2021 уплачена сумма начисленных пени по транспортному налогу в размере 60.14 руб. В связи с чем, полагал, что следует взыскать с Барановой И.В. недоимку с учетом данной оплаты, всего на общую сумму задолженности 37222.41 руб.
Административный ответчик Баранова И. В. извещена надлежащим образом, ранее в суде возражала по доводам иска.
Представитель административного ответчика Барановой И. В. - Кальницкая Ю. В. возражала против удовлетворения иска, пояснив, что сама лично оплачивала налоги по объектам, согласно налоговому уведомлению, в квитанциях указывала адрес объекта. В Сбербанке у нее попросили паспорт, и ее данные указали в квитанции.
Ранее в суде представитель Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан Максимова Р. И. суду пояснила, что налоговое администрирование по Барановой И. В. было передано из Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Башкортостан в Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан в связи с изменением адреса. КРСБ была передана с недоимкой по налогу на имущество физических лиц – 36 467 руб., недоимка пени в сумме 2 854,57 руб. На лицевом счете налогоплательщика отсутствует информация о платеже по представленному в рамках административного дела чек-ордеру от 04 декабря 2019 года в размере 36 324 руб., 101 руб.
Исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ (в редакции закона, действовавшей до 29 декабря 2020 года) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии со ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (п.п. 5 п. 3 ст. 14 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 52 НК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно положениям статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
При этом в силу пунктов 9, 10 статьи 46, пункта 6 статьи 75 НК РФ к пеням применяется тот же порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством применительно к недоимке.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что административный ответчик Баранова И. В. согласно учетным данным налогоплательщика в 2014, 2015, 2018 годах являлась собственником объектов недвижимого имущества.
Согласно статьи 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из налогового уведомления № от 12.09.2016 следует, что налогоплательщику Барановой И. В. необходимо оплатить в срок не позднее 01.12.2016 года налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 2 687,00 рублей за следующие объекты налогообложения: здание кадастровый № по адресу: г. Уфа ул. <адрес> 6, 1; квартира кадастровый № по адресу: г. Уфа <адрес>,2,18; квартира кадастровый № по адресу: г. Уфа <адрес>,2; квартира кадастровый № по адресу: г. Уфа <адрес>,3; квартира кадастровый № по адресу: г. Уфа <адрес>,1.
Из налогового уведомления № от 24.08.2017 следует, что налогоплательщику Барановой И. В. необходимо оплатить в срок не позднее 01.12.2017 года налог на имущество физических лиц за 2016 год и 2014 год, в том числе, за 2014 год в размере 21,00 руб. за объект налогообложения: квартира кадастровый № по адресу: г. Уфа <адрес> б-р 65,55.
Из налогового уведомления № от 25.09.2019 следует, что налогоплательщику Барановой И. В. необходимо оплатить в срок не позднее 02.12.2019 года налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 70 859,00 рублей за объекты налогообложения: квартира кадастровый № по адресу: <адрес>,а,104; иные строения, помещения, сооружения кадастровый № по адресу: г. Уфа ул. <адрес> 6, 1; квартира кадастровый № по адресу: г. Уфа <адрес>,22; квартира кадастровый № по адресу: г. Уфа <адрес>,36; квартира кадастровый № по адресу: г. Уфа <адрес>,73; а также, за объекты администрируемые Межрайонной ИФНС России № по Республике Башкортостан: квартира кадастровый № по адресу: г. Уфа <адрес>,2,68 – в размере 101,00 руб., квартира кадастровый № по адресу: г. Уфа <адрес>,1 – в размере 36 324,00 руб.
Указанные налоговые уведомления были направлены по адресу налогоплательщика, что подтверждается почтовыми реестрами.
В связи с выявленной недоимкой, в адрес административного ответчика направлены требования об уплате налога.
Согласно требованию № от 08.02.2017 года у Барановой И. В. образовалась задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 427,00 рублей, пени по данному налогу в размере 9,68 рублей; задолженность по транспортному налогу 427,00 руб., пени 11,47 руб. Установлен срок оплаты по требованию до 29.03.2017 года.
Согласно требованию № от 12.02.2018 года у Барановой И. В. образовалась задолженность по транспортному налогу 1856,00 руб., пени 35,02 руб. Установлен срок оплаты по требованию до 23.03.2018 года.
Согласно требованию № от 15.10.2018 года у Барановой И. В. образовалась задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 21,00 рублей, пени в размере 1,65 рублей. Установлен срок оплаты по требованию до 10.12.2018 года.
Согласно требованию № от 16.01.2020 года у Барановой И. В. образовалась задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 36425,00 рублей, пени в размере 337,84 рублей. Установлен срок оплаты по требованию до 11.03.2020 года.
Требования об уплате налога направлены Барановой И. В. по адресу налогоплательщика, что подтверждается почтовыми реестрами.
К мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа МИФНС России № 40 по Республике Башкортостан обратились в срок, установленный законодательством.
Определением мирового судьи судебного участка № 7 по Советскому району г. Уфы РБ от 26.05.2020 года отменен судебный приказ от 14.05.2020 года по делу № 2а-707/2020 года (2а-358/2020) о взыскании с Барановой И. В. задолженности по налогам.
Срок обращения в суд после отмены судебного приказа – по 26.11.2020 года.
Административный истец обратился с иском в суд 24.11.2020 года, в срок установленный законодательством.
Будучи осведомленным о своей обязанности оплатить налоги, налогоплательщик свою конституционную обязанность по оплате налогов не выполнил.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Доводы представителя административного ответчика Кальницкой И.В. о том, что ею согласно чек-ордера от 04.12.2019 года уплачены налоги за Баранову И. В., нельзя признать состоятельными.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (часть 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации РФ).
Согласно ч. 7 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 ч. 7 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей не перечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.
Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки (абз. 7 п. 7 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 7 ст. 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 7 статьи 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (в настоящее время правила установлены Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года N 107н (ред. от 14.09.2020)).
Указанные правила, в частности, предусматривают порядок оформления платежных документов при уплате налогов иными лицами. Так, согласно данному в порядку при уплате налогов иным лицом в полях ИНН и КПП плательщика необходимо указать значения ИНН и КПП плательщика, за которого уплачивается налог.
Согласно пункту 1 статьи 26 Налогового кодекса РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Таким образом, положениями закона предусмотрено, что государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого и в этом случае уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.
Однако в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет со счета представителя должно быть указано, что плательщик действует не от своего имени, а от имени представляемого.
Из анализа спорного чек-ордера от 04.12.2019 года следует, что данный документ изначально был оформлен с нарушением установленных Правил.
Налог на имущество физических лиц в сумме 36 324 рублей, был в добровольном порядке уплачен Кальницкой Ю.В. 04.12.2019 г. При этом в графе "Назначение платежа" указано, что налог уплачен за нежилое помещение г. <адрес>, однако идентификационный номер налогоплательщика указан Кальницкой Ю.В.
Платежный документ (чек-ордер) от 04.12.2019 содержит не все реквизиты, позволяющие идентифицировать плательщика и сам платеж, налог уплачен Кальницкой Ю. В.
Представленный чек по операции об оплате не позволяет идентифицировать, что налог оплачен Кальницкой И.В. именно за Баранову И.В.
При таких обстоятельствах суд исходит из того, что не был представлен документ, подтверждающий уплату Барановой И.В. налогов, являющихся предметом иска, так как представленный документ не подтверждает уплату Барановой И.В.
Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания надлежащим платежом в счет задолженности Барановой И.В. средств, внесенных Кальницкой И.В. с указанием ИНН Кальницкой И.В., поскольку на момент оплаты у Кальницкой Ю.В. имелась задолженность по налогу на имущество, которая была уменьшена на сумму произведенного платежа.
Согласно Решению Управления ФНС России по Республике Башкортостан № № от 28 января 2021 года, не установлено оснований для уточнения платежа. Указано, что по состоянию на 04.12.2019 в Инспекции за Кальницкой Ю.В. числилась задолженность по налогу на имущество - 13336 руб., и пени по данному налогу – 1206,56 руб. В связи с чем уплаченная сумма 36 324 руб. зачтена в счет погашения указанной задолженности. После чего по налогу на имущество физических лиц по виду платежа «налог» у Кальницкой Ю.В. образовалась переплата в сумме 23089 руб. и задолженность по виду платежа «пени» в сумме 1030.26 руб.
29.07.2020 Кальницкая Ю. В. обратилась в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа - оплату имущественного налога за Баранову И.В. Заявление оставлено без исполнения, поскольку уточнение платежа от 04.12.2019 на сумму 36 324 руб. на лицевой счет Барановой И.В. повлечет образование задолженности Кальницкой Ю. В. по налогу в размере 13 336 руб. Инспекцией учтена позиция Минфина России (письмо 06.03.2017 №), согласно которой зачет излишне уплаченной суммы налога в счет исполнения обязанности по уплате налога третьего лица не проводится.
Исходя из абз. 7 п. 7 ст. 45 НК РФ решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных данным пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.
Уточнение платежа по налогу на имущество не производилось ввиду того, что такое уточнение привело бы к возникновению у Кальницкой Ю.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц и противоречило бы положениям указанного абзаца 7 пункта 7 статьи 45 НК РФ, согласно которому такое уточнение возможно только, если это не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.
При таких обстоятельствах у инспекции отсутствовали основания полагать, что Барановой И. В. исполнена обязанность по уплате предъявленных к взысканию налогов.
Доказательств оплаты суммы задолженности административный ответчик не предоставил, в нарушение ст. 62 КАС РФ.
При этом, в части задолженности по оплате пени по транспортному налогу в размере 60.14 руб. иск удовлетворению не подлежит, данная задолженность была оплачена в ходе судебного разбирательства, исковые требования подлежат удовлетворению за вычетом данной суммы.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Башкортостан – удовлетворить.
Взыскать в бюджет с Барановой Ирины Владимировны (адрес: г. Уфа <адрес>) недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2018 гг., в размере 36 873 руб., пени по налогу на имущество физических лиц 349,41 руб. Всего на общую сумму задолженности 37 222,41 руб.
Взыскать с Барановой Ирины Владимировны в доход государства государственную пошлину в размере 1 316,70 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд города Уфы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.
Решение суда в окончательной форме принято 28.08.2021 года.
Судья Соколова И. Л.
Решение06.09.2021