Решение
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Яремчук Е.В.,
при секретаре Жарун А.Р.,
с участием представителя административного истца Курбанова Р.А.,
административного ответчика заместителя начальника отдела таможенного контроля после выпуска товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Саратовской таможни Парфенова Д.В.,
представителя административного ответчика Саратовской таможни Калининой К.П.,
представителя заинтересованного лица ООО «Волгаэкспертиза» Бутко И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Курникова Н.А. к заместителю начальника отдела таможенного контроля после выпуска товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Саратовской таможни Парфенову Д.В., Саратовской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании незаконным решение по результатам таможенной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Курников Н.А. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивирую требования тем, что решением по результатам таможенной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик установил факт неуплаты утилизационного сбора при ввозе административным истцом в декабре 2017 года на территории РФ и декларировании по ДТ № следующих шасси грузовых: Renault Premium, 420 DC №, полная масса 19000, категория ТС N3; MERCEDES BENZ 814, №, полная масса 7490, категория ТС N2; MERCEDES BENZ 611, №, полная масса 5980, категория ТС N2; VOLVO FL6L-220 4X2, №, полная масса 12000, категория ТС N2. Полагая, что Курников Н.А.. являлся лицом, обязанным уплатить утилизационный сбор при ввозе указанных выше товаров, а также установив факт неуплаты такого сбора, административный ответчик принял обжалуемое решение, которым начислил и взыскал с Курникова Н.А. неуплаченный при ввозе товаров утилизационный сбор в сумме 3913500 рублей. Курников Н.А. полагает данное решение необоснованным, нарушающим его права и законные интересы в силу следующего. При ввозе товаров на территорию РФ Курниковым Н.А. была представлена таможенная декларация ДТ №, в которой помимо наименований товаров были указаны коды товаров в соответствии с Таможенной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее ТН ВЭД) Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. В отношении каждой позиции декларируемых товаров заявителем был указан код 8708999709. Применение данного кода означало отнесение товаров к группе 87 (средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности), товарной позиции 8708 (Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705), субпозиции 870899 (Прочие), подсубпозиции 8708999709 (Прочие). ТН ВЭД содержит в себе товарную позицию 8706 Шасси с установленными двигателями для моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705. В отношении всех остальных товарных позиций, включающих в себя части и принадлежности средств наземного транспорта группы 87, термин «шасси» не применяется. Таким образом, ввозимые истцом товары согласно ТН ВЭД не относились к шасси транспортных средств и классифицировались в качестве частей принадлежностей моторных транспортных средств. При этом указание в тексте таможенной декларации описание товара: шасси грузовое, бывшее в эксплуатации, само по себе не означает отнесение товаров к шасси для целей применения ТН ВЭД и уплаты таможенных пошлин и иных обязательных платежей. Кроме того, административный истец Курников Н.А. полагает, что проведенная административным ответчиком камеральная проверка является незаконной, поскольку была проведена по вопросу не относящемуся к компетенции таможенных органов. С учетом изложенных обстоятельств, просит суд признать незаконным решение по результатам таможенной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, принятое заместителем начальника отдела таможенного контроля после выпуска товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Саратовской таможни Парфеновым Д.В.
Административный истец Курников Н.А., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просит о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного истца Курбанов Р.А. в судебном заседании административные исковые требования Курникова Н.А. поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Саратовской таможни Калинина К.П. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований Курникова Н.А. отказать, пояснив следующее. В регионе деятельности Саратовской таможни Курниковым Н.А. по ДТ № осуществлено таможенное декларирование товаров: товар № 1 - «Шасси грузовое RENAULT PREMIUM 420 DC - 1 штука, бывшее в эксплуатации, номер шасси, VIN: №, 2005 года выпуска, без двигателя, осями с рессорами, тягами, топливной системой. Изготовлено из стали методом механической сборки. Номер по ТРОИС №»; товар № 2 - «Шасси грузовое MERCEDES BENZ 814 - 1 штука, бывшее в эксплуатации, номер шасси, VIN: №, 1998 года выпуска, без двигателя, осями с рессорами, тягами, топливной системой, изготовлено из стали методом механической сборки. Номер по ТРОИС №»; товар № 3 - «Шасси грузовое MERCEDES BENZ 611 -1 штука, бывшее в эксплуатации, номер шасси, VIN: №, 1996 года выпуска, без двигателя, осями с рессорами, тягами, топливной системой. Изготовлено из стали методом механической сборки. Номер по ТРОИС №»; товар № 4 - «Шасси грузовое VOLVO FL6L-220 4X2 - 1 штука, бывшее в эксплуатации, номер шасси, VIN: №, 2003 года выпуска, без двигателя, осями с рессорами, тягами, топливной системой. Изготовлено из стали методом механической сборки. Номер по ТРОИС №». Заявленный код товаров - 8708999709 ТН ВЭД ЕАЭС (Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705: части и принадлежности прочие). Ставка ввозной таможенной пошлины - 5%. В соответствии с представленными документами, товары представляют собой бывшие в употреблении шасси транспортных средств, без двигателя, в комплекте с осями с рессорами, с тягами, с топливной системой. В целях обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД при классификации товаров Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года № 522 принято Положение о порядке применения ТН ВЭД при классификации товаров. В соответствии с данным Положением Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции). При классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации: определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5; определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6 и с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина «товарная позиция» термином «субпозиция» («подсубпозиция») в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 настоящего Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции): определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции; определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции); определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции); и так далее до достижения необходимого уровня классификации. В группе 87 «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности» имеются следующие равнозначные товарные позиции в которых могли бы быть классифицированы товары №1-4 по ДТ №: 8704 «Моторные транспортные средства для перевозки грузов»; 870600 «Шасси с установленными двигателями для моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705»; 8708 «Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705». Согласно пояснениям к товарной позиции 8708, в данную товарную позицию включаются части и принадлежности к моторным транспортным средствам товарных позиций 8701 - 8705 при условии, что такие части и принадлежности одновременно отвечают двум следующим требованиям: они должны быть идентифицируемы как пригодные для использования исключительно или главным образом с вышеупомянутыми транспортными средствами; и они не должны исключаться положениями примечаний к разделу XVII. Согласно пункту (А) пояснений, части и принадлежности данной товарной позиции содержат, в том числе шасси-рамы моторных транспортных средств в сборе (независимо от того, укомплектованы они колесами или нет, но без двигателей и их части (лонжероны, растяжки, поперечины; элементы крепления подвесок; опорные элементы и кронштейны для кузовных деталей, двигателя, подножек, аккумуляторных батарей или топливных баков и т.д.) В связи с тем, что согласно описания товаров в 31 графе ДТ, данные товары представляют собой бывшие в употреблении шасси транспортных средств, без двигателя, в комплекте с осями с рессорами, с тягами, с топливной системой, то они могут включаться только в товарную позицию - 8708 «Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705». В товарной позиции 8708 имеются следующие равнозначные товарные субпозиции: 870810 бамперы и их части; 870821 части и принадлежности кузовов (включая кабины) прочие: ремни безопасности; 870829 части и принадлежности кузовов (включая кабины) прочие: прочие; 870830 тормоза и тормоза с сервоусилителем; их части; 870840 коробки передач и их части; 870850 мосты ведущие с дифференциалом в сборе или отдельно от других элементов трансмиссии и мосты неведущие; их части; 870870 колеса ходовые и их части и принадлежности; 870880 системы подвески и их части (включая амортизаторы); 870891 части и принадлежности прочие: радиаторы и их части; 870892 части и принадлежности прочие: глушители и выхлопные трубы; их части; 870893 части и принадлежности прочие: сцепления в сборе и их части; 870894 части и принадлежности прочие: рулевые колеса, рулевые колонки и картеры рулевых механизмов; их части; 870895 части и принадлежности прочие: пневмоподушки безопасности с системой надувания; их части; 870899 части и принадлежности прочие: прочие. Исходя из текстов подсубпозиций, товары №1-4 должны включаться в субпозицию - 870899 «Части и принадлежности прочие: прочие». В субпозиции 870899 имеются следующие равнозначные подсубпозиции: 8708 99 100 0 - для промышленной сборки: тракторов одноосных, указанных в субпозиции 8701 10; транспортных средств товарной позиции 8703; транспортных средств товарной позиции 8704 с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) и рабочим объемом цилиндров двигателя не более 2500 см3 или с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и рабочим объемом цилиндров двигателя не более 2800 см3; транспортных средств товарной позиции 87055; 8708 99 930 1 - прочие: штампованные из стали: для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705, кроме моторных транспортных средств, упомянутых в подсубпозиции 8708 99 100 0; для промышленной сборки узлов и агрегатов моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 87055; 8708 99 930 9 прочие: штампованные из стали: прочие; 8708 99 970 1 - прочие: прочие: для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705, кроме моторных транспортных средств, упомянутых в подсубпозиции 8708 99 100 0; для промышленной сборки узлов и агрегатов моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 87055; 8708 99 970 9 - прочие: прочие: прочие. В связи с тем, что товары №1-4 не предназначены для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705, и изготовлены не методом штамповки из стали, то данные товары должны классифицироваться в подсубпозиции - 8708 99 970 9 «Прочие: прочие: прочие». Таким образом решение Саратовского т/п Саратовской таможни о подтверждении заявленного кода товаров №1-4 в ДТ № в подсубпозиции 8708 99 970 9 ТН ВЭД ЕАЭС соответствует требованиям права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. При проведении камеральной проверки и вынесении решения по ней соблюдены нормы действующего законодательства, в связи с чем, требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Административный ответчик заместитель начальника отдела таможенного контроля после выпуска товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Саратовской таможни Парфенов Д.В. в судебном заседании в удовлетворении административных исковых требований Курникова Н.А. просил отказать, дал пояснения аналогичные пояснениям представителя административного ответчика Саратовской таможни Калининой К.П.
Представитель заинтересованного лица ООО «Волгаэкспертиза» Бутко И.Н. в судебном заседании полагал административные исковые требования Курникова Н.А. обоснованными, просил их удовлетворить.
Заинтересованное лицо Антонова О.В., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, в представленном заявлении просит о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, исследовав письменные материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации. Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые, в том числе, осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию. Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Согласно п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации; с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Согласно п. п. 3 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимается - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Этим же Постановлением утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
Настоящие Правила устанавливают порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» требуется уплата утилизационного сбора (далее - утилизационный сбор), в том числе порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора (пункт 1).
Пунктом 5 Правил установлено, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в валюте Российской Федерации отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства. Информация о номерах счетов для уплаты утилизационного сбора доводится до сведения плательщиков Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой и размещается на официальных сайтах Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Уплата утилизационного сбора может осуществляться плательщиком с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в порядке, установленном настоящими Правилами. Утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей (п.6 Правил).
Пунктом 7 Правил установлено, что на бланке паспорта транспортного средства (бланке паспорта шасси транспортного средства), оформляемого на выпускаемое в обращение колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему, в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте транспортного средства (паспорте шасси транспортного средства), его дубликате, выданном на колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему, в отношении которого уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиками, указанными в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
Уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками утилизационного сбора (далее - плательщики) в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (пункт 2 Правил).
Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3 Правил).
Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года № 522, определено, что Правила предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодируемой на определенном уровне.
Учитывая, что классификация товаров неразрывно связана с их декларированием, обязанность по определению классификационного кода товара по ЕТН ВЭД ТС возлагается на декларанта либо таможенного представителя.
В соответствии с правилом 1 Правил ТН ВЭД классификацию товаров следует проводить:
а) исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам;
б) если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями Правил 2, 3, 4 и 5, где это применимо.
Наименования товарных позиций и примечания к разделам или группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь при классификации товара.
В силу Правила 6 классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, положениями вышеупомянутых Правил 2, 3, 4 и 5 при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора таможенного представителя от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Волгаэкпертиза» от имени Курникова Н.А. осуществлено декларирование следующих товаров по декларации №: товар № 1 - «Шасси грузовое RENAULT PREMIUM 420 DC - 1 штука, бывшее в эксплуатации, номер шасси, VIN: №, 2005 года выпуска, без двигателя, осями с рессорами, тягами, топливной системой. Изготовлено из стали методом механической сборки»; товар № 2 - «Шасси грузовое MERCEDES BENZ 814 - 1 штука, бывшее в эксплуатации, номер шасси, VIN: №, 1998 года выпуска, без двигателя, осями с рессорами, тягами, топливной системой, изготовлено из стали методом механической сборки»; товар № 3 - «Шасси грузовое MERCEDES BENZ 611 -1 штука, бывшее в эксплуатации, номер шасси, VIN: №, 1996 года выпуска, без двигателя, осями с рессорами, тягами, топливной системой. Изготовлено из стали методом механической сборки»; товар № 4 - «Шасси грузовое VOLVO FL6L-220 4X2 - 1 штука, бывшее в эксплуатации, номер шасси, VIN: №, 2003 года выпуска, без двигателя, осями с рессорами, тягами, топливной системой. Изготовлено из стали методом механической сборки» (л.д. 92-99).
В таможенной декларации заявитель указал код товаров - 8708999709 ТН ВЭД ЕАЭС (Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705: части и принадлежности прочие) (л.д. 110-118).
Из акта камеральной таможенной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при декларировании указанных выше товаров Курниковым Н.А. были уплачены таможенные платежи в сумме 81787 рублей 09 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ Саратовским таможенным постом принято решение о выпуске указанных выше товаров.
По результатам камеральной таможенной проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по вопросу контроля достоверности заявленных сведений, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров, и проверки необходимости взимания утилизационного сбора по ДТ №, уполномоченными лицами Саратовской таможни составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен факт несоблюдения Курниковым Н.А. требований ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 11 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1291, выразившийся в неуплате утилизационного сбора в отношении шасси колесных транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации по ДТ № (товары №№ 1, 2, 3, 4), общая сумма которого составляет 3913500 рублей (без учета пеней); принято решение в сфере таможенного дела, влекущее начисление и взыскание с Курникова Н.А. утилизационного сбора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; Курникову Н.А. предложено уплатить утилизационный сбор в отношении шасси колесных транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации по ДТ №, в размере 3913500 рублей (без учета пеней) (л.д. 72-80).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела таможенного контроля после выпуска товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Саратовской таможни Парфеновым Д.В. по результатам рассмотрения акта камеральной таможенной проверки от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о начислении и взыскании с Курникова Н.А. утилизационного сбора в размере 3913500 рублей (без учета пеней) в отношении шасси колесных транспортных средств, выпущенных в свободное обращение на территории Российской Федерации по ДТ№ (товар №№1, 2, 3, 4), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (л.д. 127-131).
Разделом II Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291, определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
На основании пункта 11 Правил, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», приведенный в приложении № 1;
б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении № 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо наличия чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил (пункт 12 Правил).
В соответствии с пунктом 15 (1) Правил, в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291, ввезённые Курниковым А.Н. шасси включены в перечень видов и категорий колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, за которые уплачивается утилизационный сбор.
Этим же нормативным актом утверждён размер ставки утилизационного сбора для шасси колесного транспортного средства, выпущенного в обращение на территории Российской Федерации: категории N2 полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн, коэффициент расчета суммы утилизационного сбора (на момент ввоза) составляет 10,06 от базовой ставки 150000 рублей; категории N2 полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн, коэффициент расчета суммы утилизационного сбора (на момент ввоза) составляет 4,56 от базовой ставки 150000 рублей; категории N3 полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн, с даты выпуска которого прошло более 3 лет, коэффициент расчета суммы утилизационного сбора составляет 10,06 от базовой ставки 150000 рублей.
В целях осуществления таможенного контроля Саратовской таможней были направлены запросы о регистрации и выдаче паспортов грузовых шасси транспортных средств, уплате утилизационного сбора, категории и полной массе транспортных средств.
Согласно ответу Регионального отдела информационного обеспечения УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№, по учетам ФИС-М ГИБДД МВД России регистрационных операций с автотранспортными средствами с номерами VIN: №, №, №, №, не проводилось (л.д. 123-124).
Из ответа Отдела таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ следует, что уплата утилизационного сбора Курниковым Н.А. не производилась (л.д. 122).
Согласно сообщению ООО «ЕвроАвтоЦентр» от ДД.ММ.ГГГГ№, транспортные средства имеют следующие характеристики: MERCEDES BENZ 814, VIN: №, категория N2, полная масса т/с 7490 кг; MERCEDES BENZ 611, VIN: №, категория N2, полная масса т/с 5980 кг (л.д. 126).
Согласно сообщению АО «Вольво Восток» от ДД.ММ.ГГГГ б/н, транспортные средства имеют следующие характеристики: RENAULT PREMIUM 420 DC, VIN: №, категория N3, полная масса т/с 19000 кг; VOLVO FL6L-220 4X2, VIN: №, категория N2, полная масса т/с 12000 кг (л.д. 121).
Согласно Пояснениям к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), (Том V. Разделы XVI - XXI. Группы 85 - 97), в товарную позицию 8708 «Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705», включаются части и принадлежности к моторным транспортным средствам товарных позиций 8701 - 8705 при условии, что такие части и принадлежности одновременно отвечают двум следующим требованиям: (i) они должны быть идентифицируемы как пригодные для использования исключительно или главным образом с вышеупомянутыми транспортными средствами; и (ii) они не должны исключаться положениями примечаний к разделу XVII.
Части и принадлежности данной товарной позиции содержат: (А) Шасси-рамы моторных транспортных средств в сборе (независимо от того, укомплектованы они колесами или нет, но без двигателей) и их части (лонжероны, растяжки, поперечины; элементы крепления подвесок; опорные элементы и кронштейны для кузовных деталей, двигателя, подножек, аккумуляторных батарей или топливных баков и т.д.).
В графе 31 представленной заявителем декларации на товары №, указан код товара по ТН ВЭД ТС – 8708999709 (л.д. 110-118).
Согласно Правилу 2 (а) Основных правил интерпретации ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Руководствуясь указанными выше нормами права и разъяснениями, учитывая, что согласно описанию товаров в графе 31 декларации на товары, данные товары представляют собой бывшие в употреблении шасси транспортных средств, без двигателя, в комплекте с осями и рессорами, с тягами, с топливной системой, то они могут включаться только в товарную позицию 8708 «Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705».
Следовательно, спорные товары соответствуют заявленному административным истцом классификационному коду 8708999709.
Выводы таможенного органа, что товары №№ 1, 2, 3, 4 заявленные в ДТ № обладают свойствами шасси колесных транспортных средств, и в соответствии с ОПИ, их классификацию следует осуществлять в соответствии с кодом 8708999709 ТН ВЭД ЕАЭС, основаны на положениях Таможенного кодекса Таможенного союза, Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза», Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии № 8 от 15 марта 2012 года и являются правильными.
Довод представителя истца о том, что Курниковым Н.А. в Саратовскую таможню было подано обращение о внесении изменений (дополнений) в таможенную декларации в части указания сведений вместо «шасси» - «шасси-рама», тем самым шасси-рама не является самостоятельным техническим средством, не относится к шасси транспортного средства и соответственно не входит в перечень объектов, облагаемых утилизационным сбором, не могут быть признаны обоснованными, поскольку основаны на неверном толковании приведенных выше положений закона.
В данном случае рама соответствует определению – номерной агрегат. При этом шасси - рама - это несущее основание или структура, на которой закрепляются основные агрегаты и узлы. Агрегат транспортного средства, как сборочная единица, обладает полной взаимозаменяемостью, возможностью сборки отдельно от других составных частей транспортного средства или транспортного средства в целом и способностью выполнять определенную функцию в составе транспортного средства или самостоятельно. При этом понятие шасси и рама являются равнозначными понятиями.
Таким образом, учитывая, что доводы Курникова Н.А. относительно неправомерности действий таможенного органа по отнесению декларированных товаров к подлежащим уплате утилизационного сбора, расчете и начислению утилизационного сбора, при рассмотрении настоящего дела не нашли своего подтверждения, административный истец не доказал необоснованность начисления и взыскания утилизационного сбора, исходя из выбранной ценовой информации и классификационного кода, суд приходит к выводу об отсутствии каких-либо оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Довод Курникова Н.А. о том, что у таможенного органа отсутствуют полномочия по проведению проверки правильности и полноты исчисления и уплаты утилизационного сбора после принятия решения о выпуске товаров, суд не принимает во внимание, поскольку в силу ст. 351 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории Союза выполнение задач, в том числе обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право Союза, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета, излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ).
Согласно ст. 331 Таможенного кодекса ЕАЭС, при проведении таможенной проверки таможенными органами могут проверяться: 1) факт помещения товаров под таможенную процедуру; 2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации; 3) соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами; 4) исполнение лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом для каждого вида деятельности в сфере таможенного дела; 5) соблюдение юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр, а также соблюдение уполномоченным экономическим опатором условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов и исполнение иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом; 6) соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренных настоящим Кодексом; 7) соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов (пункт 6).
Таможенная проверка может быть камеральной или выездной (пункт 7).
Согласно ст. 331 Таможенного кодекса ЕАЭС, камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица (пункт 1).
Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки (пункт 2).
В соответствии с частью 16 статьи 237 Федерального закона от 03 августа 2018 года 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проверяемое лицо не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения акта таможенной проверки вправе представить в письменном виде возражения по его содержанию в таможенный орган.
Из материалов дела следует, что на основании статьи 332 Таможенного кодекса ЕАЭС камеральная таможенная проверка в отношении Курникова Н.А. по вопросу контроля достоверности заявленных сведений, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров, и проверки необходимости взимания утилизационного сбора по ДТ №, была начата ДД.ММ.ГГГГ и завершена ДД.ММ.ГГГГ.
Данный акт был направлен Курникову Н.А. заказным письмом с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ и вручен последнему ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72-83).
Доказательств, подтверждающих направление в уполномоченный орган в предусмотренный законом срок письменных возражений относительно содержания акта камеральной таможенной проверки, в материалы дела не представлено.
Таким образом, исходя из наличия у таможни полномочий по проведению камеральных проверок, в том числе, своевременности и полноты уплаты утилизационного сбора, суд приходит к выводу, что решение о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении товаров, задекларированных по ДТ №, было принято в соответствии с правом ЕАЭС и с законодательством РФ в области таможенного дела.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Курникова Н.А. к заместителю начальника отдела таможенного контроля после выпуска товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Саратовской таможни Парфенову Д.В., Саратовской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании незаконным решение по результатам таможенной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ - отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2019 года.
Судья Е.В. Яремчук