Решение
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Шевчука Г.А.,
при секретаре Поляковой А.С.,
с участием представителя административного истца Стерликовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кочетова ФИО8 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области о признании незаконными действий,
установил:
Кочетов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области о признании незаконными действий, в обоснование которого указал следующее.
В июле 2018 года из судебного приказа мирового судьи судебного участка №3 Кировского района г. Саратова Кочетову В.В. стало известно о начислении должностными лицами межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Саратовской области транспортного налога на автомобиль марки Инфинити QX56, регистрационный номер № регион. Однако Кочетову В.В. транспортный налог за автомобиль начисляться не должен.
Указанный автомобиль принадлежит административному истцу с 22 марта 2011 года и был зарегистрирован за ним по мест его прежнего жительства в г. Южно-Сахалинск Сахалинской области.
При этом Кочетов В.В. является ветераном боевых действий.
В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 6 Закона Сахалинской области от 29 ноября 2002 года № 377 «О транспортном налоге» Кочетов В.В. освобожден от уплаты транспортного налога..
02 августа 2013 года Кочетов был снят с регистрационного учета в г. Южно-Сахалинска и зарегистрирован в г. Саратове, в связи с чем административный ответчик считает, что Кочетов В.В. является налогоплательщиком транспортного налога за спорный автомобиль.
Автомобиль продолжает преимущественную часть времени эксплуатироваться в Сахалинской области, поскольку у Кочетова В.В. остались по прежнему месту жительства социальные связи и необходимость в использовании автомобиля.
Ссылаясь на положения пункта 1 статьи 358 НК РФ, пункта 5 статьи 83 НК РФ и разъяснения ФНС России в Письме от 14 марта 217 года № БС-3-21/1744, административный истец считает, что ему не должен начисляться транспортный налог.
Ответ на жалобу от 22 сентября 2018 года из Управления ФНС России по Саратовской области получен не был.
В связи с обращением в суд административный истец просит признать незаконными действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области по начислению Кочетову В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, транспортного налога за автомобиль Инфинити QX56, государственный регистрационный знак М 960 ЕО 65 регион.
Представитель административного истца Стерликова Ю.А. в судебном заедании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, дополнительно пояснив, что Кочетов В.В. был снят с регистрационного учета в г. Южно-Сахалинске 02 августа 2013 года до вступления в законную силу изменений в статью 83 НК РФ. Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 248-ФЗ в попд. 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ внесены изменения, согласно которым с 24 августа 2013 года местонахождением транспортного средства признается только местонахождение (место жительства) собственника транспортного имущества. То есть, с 24 августа 2013 года, если место регистрации автомобиля и место жительства физического лица не совпадали, то транспортный налог должен уплачиваться по месту жительства физического лица независимо от того, где зарегистрирован автомобиль. 03 декабря 2013 года Федеральный закон №306-ФЗ изменяет редакцию нормы попд. 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ, согласно которой местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается для транспортных средств, не указанных в подп. 1 настоящего пункта – место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство. Данная редакция действует с 03 декабря 2013 года и по настоящее время. То есть местом нахождения транспортного средства с 03 декабря 2013 года по настоящее время признается место жительства физического лица, по которому в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство. В результате таких изменений возникла некоторая неопределенность относительно порядка уплаты транспортног налога. Министерства финансов РФ в Письмах от 04 сентября 2013 года №, от 30 октября 2013 года №, от 29 октября 2013 года №, от 21 октября 2013 года №, №, от 14 октября 2013 года №, №, №, разъясняет, что Федеральный закон № 248-ФЗ не предусматривает изменение налогового учета организаций, а в рассматриваемом случае и физических лиц по месту нахождения транспортных средств, которые были поставлены на учет до его вступления в законную силу до 24 августа 2013 года. Минфин разъясняет, что новое правило распространяется только на те транспортные средства, которые были поставлены на учет, начиная с даты вступления в силу упомянутых выше изменений, то есть с 24 августа 2013 года и позже. По транспортным средствам, которые были поставлены на учет до 24 августа 2013 года, порядок уплаты транспортного налога не меняется. Транспортное средство Кочетова В.В. зарегистрировано в 2011 году, т.е. до 24 августа 2013 года и место регистрации не изменялось до настоящего времени. Таким образом, транспортный налог должен уплачиваться по месту регистрации автомобиля в г. Южно-Сахалинске. На это также указывает МРИ ФНС № 1 по Сахалинской области в своем письме. Кочетов В.В. был снят с регистрационного учета в г. Южно-Сахалинск до 24 августа 2013 года, когда продал квартиру, в которой жил со своей семьей. До 24 августа 2013 года заключил договор предоставлении ему и его семье в пользование квартиры в г. Саратове. Соответственно, он изменил свое место жительства до внесения указанных изменений. Доводы административного ответчика о том, что Кочетов В.В. изменил место жительства с 19 ноября 2013 года, являются ошибочными, поскольку по их логике до 19 ноября 2013 года Кочетов В.В. не менял место жительства и продолжал проживать по прежнему месту жительства. Поскольку Кочетов В.В. изменил место жительства до 24 августа 2013 года, автомобиль зарегистрирован с 2011 года в г. Южно-Сахалинске, транспортный налог подлежит исчислению по ставкам Сахалинской области.
Представитель административного ответчика Федорова М.Н. в судебное заседание не явилась, ранее в ходе судебного разбирательства возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве, в котором сторона спора указала, что в соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей. Пунктом 1 статьи 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. До 24 августа 2013 года в редакции статьи 83 НК РФ местом нахождения транспортных средств (за исключением морских, речных и воздушных транспортных средств) для целей налогообложения признавалось место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества. Изменения в определение места нахождения имущества для целей налогообложения были внесены Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». В связи с указанной редакцией местом нахождения для транспортных средств (за исключением водных транспортных средств, кроме маломерных судов) признается место жительства (место пребывания) физического лица, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство. Указанная редакция Кодекса вступила в силу 24 августа 2013 года. Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (статья 363 Кодекса). Таким образом, в случае если владелец наземного транспортного средства в период с 24 августа 2013 года изменял свое место жительства, то исчисление транспортного налога физическому лицу происходит налоговыми органами и по ставкам субъектов Российской Федерации, соответствующим месту жительства (месту пребывания) физического лица, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство, в течение налогового периода, за который производится расчет транспортного налога. Кочетов В.В. 19 ноября 2013 года был зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. Саратове, пр. 50 лет октября, д. 12/16, кв. 1, следовательно, транспортный налог был исчислен по ставкам Саратовской области. Транспортный налог за 2016 год не был уплачен Кочетовым В.В. ни по налоговому уведомлению, ни по требованию об уплате налога, в связи с чем недоимка по налогу была взыскана судебным приказом, который впоследствии был отменен. Налоговое уведомление и требования были направлены Кочетову В.В. через личный кабинет налогоплательщика. Административный истец обращался с жалобой в УФНС России по Саратовской области через межрайонную налоговую инспекцию. Однако руководство инспекции посчитала, что обращение не содержит доводов жалобы и не направила ее в управление.
Привлеченное к участию в деле заинтересованное лицо МРИ ФНС России №1 по Сахалинской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, просило рассмотреть административное дело в свое отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 123 Конституции РФ и статей 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Исходя из положений статьи 46 Конституции РФ и статьи 1 КАС РФ, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по его мнению, были нарушены (оспорены) его права, свободы и законные интересы.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны в установленные законом сроки уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
По транспортному налогу, который в соответствии со статьей 14 НК РФ относится к региональным налогам, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты. Кроме того, при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Из материалов дела судом установлено, что Кочетов В.В. является собственником транспортного средства Инфинити QX56, VIN №, 2005 года выпуска, мощностью двигателя 315 л.с.
Указанное транспортное средство было приобретено административным истцом 16 марта 2011 года, зарегистрировано МОТО и РЭР ГИБДД по Сахалинской области 22 марта 2011 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации и паспортом транспортного средства, выдан государственный регистрационный знак № регион.
Из представленного административным истцом удостоверения серии ГБ № от 23 августа 2007 года следует, что Кочетов В.В. является ветераном боевых действий, имеющим права и льготы. Предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии с подп. 8 пункта 3 статьи 6 Закона Сахалинской области от 29 ноября 2002 года «О транспортном налоге» освобожден от уплаты транспортного налога как ветеран боевых действий.
02 августа 2013 года административный истец был снят с регистрационного учета по адресу: г. Южно-Сахалинск, <адрес>, в связи с продажей указанного жилого помещения 02 августа 2013 года и переездом в г.Саратов.
19 ноября 2013 года Кочетов В.В. зарегистрирован по адресу: г. Саратов, <адрес>.
Согласно пункту 1 и подп. «а» пункта 2 статьи 4 Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» ветераны боевых действий освобождаются от уплаты налога предоставляются только в отношении одной единицы транспортного средства с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно, по выбору физического лица, признаваемого налогоплательщиком по данному налогу.
12 октября 2017 года Кочетову В.В. через личный кабинет налогоплательщика МРИФНС России № 8 по Саратовской области было выставлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2016 год на указанный автомобиль в размере 47250 рублей со сроком уплаты не позднее 01декабря 2017 года.
В связи с неуплатой налога через личный кабинет налогоплательщика административному истцу МРИФНС России № 8 по Саратовской области 07 декабря 2017 года было выставлено требование об уплате транспортного налога в размере 47250 рублей и пени в размере 64,97 рублей.
В связи с неуплатой транспортного налога судебным приказом от 09 июля 2018 года мирового судьи судебного участка № 3 Кировского района г. Саратова, впоследствии отмененного определением от 30 июля 2018 года, с Кочетова В.В. взыскана задолженность по транспортному налогу и пени.
Не согласившись с действиями налогового органа, 11 июля 2018 года Кочетов В.В. обратился в МРИ ФНС России № 8 по Саратовской области с заявлением о неначислении транспортного налога.
Ответом от 13 июля 2018 года налоговый орган отказал в удовлетворении заявления.
В связи с чем в соответствии с пунктом 2 статьи 138 НК РФ Кочетов В.В. обратился в УФНС России по Саратовской области через МРИ ФНС России № 8 по Саратовской области с жалобой.
Однако как следует из пояснений представителя административного ответчика, жалоба не была передана в вышестоящий налоговый орган.
Поскольку ответ по истечении месяца не был дан Кочетову В.В., последний обратился в суд.
Учитывая изложенное, суд признает соблюдение административным истцом соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования административного спора.
Разрешая заявленный административно-правовой спор, суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
Пунктом 1 статьи 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (статья 363 Кодекса).
Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 248-ФЗ, вступившим в силу с 24 августа 2013 года, внесены изменения в порядок определения местонахождения транспортных средств, установленный статьей 83 НК РФ.
В соответствии с подп. 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 248-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в целях учета организаций и физических лиц в налоговых органах местом нахождения транспортных средств, не указанных в подпункте 1 названного пункта, признавалось место нахождения (жительства) собственника имущества.
В соответствии с подп. 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ в редакции до 24 августа 2013 года местом нахождения транспортных средств (за исключением морских, речных и воздушных транспортных средств) для целей налогообложения признавалось место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.
В действующей редакции подп. 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ местом нахождения транспортных средств признается место жительства (место пребывания) физического лица, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.
Обращаясь с административными исковыми требованиями, Кочетов В.В. исходит из того, что он сменил место жительства до вступления в законную силу изменений в порядок определения местонахождения транспортных средств, установленный статьей 83 НК РФ, ссылаясь при этом на разъяснения Письма ФНС России от 14 марта 2017 года № БС-3-21/1744@, согласно которым исчисление транспортного налога физическому лицу - владельцу наземного транспортного средства, изменившему место жительства до 24 августа 2013 года, должно осуществляться в налоговом органе и по ставкам субъекта Российской Федерации, соответствующим месту регистрации транспортного средства на дату его регистрации.
Кроме того, поддерживая административные исковые требования, представитель административного истца в обоснование довода о том, что транспортный налог должен уплачиваться по месту регистрации транспортного средства в г. Южно-Сахалинске, ссылалась на Письма Министерства финансов РФ от 04 сентября 2013 года №, от 30 октября 2013 года №, от 29 октября 2013 года №, от 21 октября 2013 года №, №, от 14 октября 2013 года №, №, №, в которых разъясняет, что Федеральный закон № 248-ФЗ не предусматривает изменение налогового учета организаций, а в рассматриваемом случае и физических лиц по месту нахождения транспортных средств, которые были поставлены на учет до его вступления в законную силу до 24 августа 2013 года. Минфин разъясняет, что новое правило распространяется только на те транспортные средства, которые были поставлены на учет, начиная с даты вступления в силу упомянутых выше изменений, то есть с 24 августа 2013 года и позже. По транспортным средствам, которые были поставлены на учет до 24 августа 2013 года, порядок уплаты транспортного налога не меняется.
Разрешая спор, суд не принимает во внимание данные доводы в силу следующего.
Применительно к положениям пункта 1 статьи 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Абзац 8 статьи 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определяет, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Статья 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» обязывает граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, место жительства физического лица, по общему правилу, должно совпадать с местом регистрации.
Таким образом, факт постоянного или преимущественного проживания в определенном месте жительства удостоверяется регистрацией по месту жительства, а факт временного проживания по какому-либо иному месту проживания (место пребывания) удостоверяется регистрацией по месту пребывания.
В подтверждение изменения места жительства до 24 августа 2013 года административным истцом представлен договор безвозмездного пользования жилым помещением по адресу: г. Саратов, <адрес>, заключенный 21 августа 2013 года им с Кочетовой Т.И.. для его проживания и членов его семьи.
Вместе с тем сведений о регистрации по месту жительства по указанному адресу в соответствии с требованиями Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, суду не представлены.
Как следует из паспорта административного истца, он был зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. Саратов, <адрес>, с 19ноября 2013 года.
В связи с чем представленный договор безвозмездного пользования от 21августа 2013 года не является бесспорным доказательством изменения места жительства до внесения указанных изменений в статью 83 НК РФ.
Кроме того, согласно Приложению № 3 к приказу МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (в редакции, действовавшей в спорный период), в свидетельстве о регистрации транспортного средства указываются фамилия, имя, отчество (наименование) собственника, адрес его жительства (места нахождения).
Исходя из этого и в соответствии с пунктом 6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 и пунктом 55 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 07 августа 2013 года № 605, при смене места жительства собственник (владелец) автомобиля должен внести изменения в регистрационные данные.
В нарушение указанных требований Кочетовым В.В. не были внесены изменения в регистрационные данные в связи со сменой места жительства.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о правомерности начисления транспортного налога налоговым органом административному истцу и об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административные исковые требования Кочетова ФИО9 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области о признании незаконными действий оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 24 декабря 2018 года.
Судья Г.А. Шевчук