РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ростов-на-Дону 10 июня 2020 года
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Пипник Е.В.
при секретаре Абасовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-1390/2020 по административному исковому заявлению ИП Кондакова А.А. к Государственной инспекции труда в РО, заинтересованное лицо Борисов И.В., о признании незаконным и отмене предписания государственной инспекции труда № ДД.ММ.ГГГГ-01/2 от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в РО о признании незаконным и отмене предписания государственной инспекции труда № ДД.ММ.ГГГГ-01/2 от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Индивидуального предпринимателя Кондакова А.А. было вынесено предписание № ДД.ММ.ГГГГ-01/2 об устранении нарушения трудового законодательства, подписанное Государственным инспектором труда Ясыновой К.А. Предписание и акт проверки был подписан истцом и получен ДД.ММ.ГГГГ по месту нахождении административного ответчика.
ИП Кондаков А.А. предписывается: Выплатить компенсацию за неиспользованные дни отпуска Борисову И.В. с учетом компенсации ст.236 Трудового кодекса РФ. Срок выполнения до 21.03.2020г. Выдать Борисову И.В. трудовую книжку, а также выплатить Борисову И.В. компенсацию за задержку отправки трудовой книжки. Срок исполнения до 21.03.2020г. Предписание № 2.1.10-01/2 от «25» февраля 2020 года считает незаконным и подлежащим отмене в части пунктов предписания 1 и пункту 2 частично, исключая требования о выдаче трудовой книжки по следующим основаниям.
Оспариваемое предписание было вынесено по истечении трехмесячного срока, в течение которого работник имел возможность обратиться в суд за восстановлением своих прав и разрешением спора (Приказ№3 от 30.10.2018г. об увольнении Борисова И.В.)
Поскольку в предписании речь идет о конкретном случае, по мнению государственного инспектора труда, невыплаты компенсации за неиспользованный отпуск работника Борисова И.В., при этом ИП Кондаковым А.А. представлены сведения о причинах удержания из заработной платы Борисова И.В. компенсации за неиспользованный отпуск, то данное требование инспекции в силу ст. 381,382 ТК РФ касается индивидуального трудового спора, подлежащего рассмотрению комиссией по рассмотрению трудовых споров или судом, следовательно, п. 1 предписания не соответствуют закону. При этом ни в самом предписании, ни в акте проверки не указана сумма компенсации, подлежащая выплате Борисову И.В. за неиспользованный отпуск.
Так же, пункт 2 Предписания не содержит в себе период и сумму которую по мнению государственного инспектора, необходимо выплатить за задержку трудовой книжки. Следует отметить, что Борисов И.В. на протяжении полутора лет не приходил в офис работодателя за получением трудовой книжки, а так же письменно не обращался о ее направлении по почте по конкретному почтовому адресу.
Административный истец, просит суд признать незаконным и отменить предписание № ДД.ММ.ГГГГ-01/2 от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Представитель административного истца, в судебное заседание не явилась, извещалась судом надлежащим образом, представила в материалы дела заявление о рассмотрении в отсутствие административного истца.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в судебное заседание материалы проверки.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 875 Об утверждении положения о Федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.
Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, вышеназванным Положением и иными решениями Правительства Российской Федерации.
Предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий.
Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Основанием для проведения внеплановой проверки является обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
При осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право:
-предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
-составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
По результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной форме.
По результатам проверки государственные инспекторы труда принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений работодателями обязательных требований, а также привлечению виновных в их нарушении лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Приказа Роструда от ДД.ММ.ГГГГ N 160 "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (Зарегистрировано в Минюсте России) Уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации при осуществлении федерального государственного надзора имеют право:
-составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий,
-подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При осуществлении федерального государственного надзора уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов обязаны:
-своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
Результатом осуществления федерального государственного надзора являются:
-акт проверки;
-акт о невозможности проведения проверки;
-обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений;
-предписание о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;
-предписание об отстранении от работы лиц, протокол об административном правонарушении; направление в правоохранительные органы и в суд других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии со статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации.
Окончанием исполнения федерального государственного надзора в отношении конкретного работодателя является вручение (направление) уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица либо индивидуальному предпринимателю (его уполномоченному представителю) акта проверки с предписанием об устранении нарушений и составление протокола(ов) об административном правонарушении.
Согласно вышеназванных положений нормативно–правовых актов своевременное и в полной мере исполнение полномочий по выявлению, предупреждению и пресечению обязательных требований в области трудового законодательства – является прямой обязанностью административного ответчика (п.7 Приказ Роструда от ДД.ММ.ГГГГ N 160 "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права").
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с требованиями статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со статьей 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что трудовые взаимоотношения между ИП Кондаковым А.А. и Борисовым И.В. были заключены путем заключения трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ о приеме на работу № от ДД.ММ.ГГГГ.
В 2018 году заработная плата начислялась и выплачивалась 2 частями; а именно: согласно Постановлению (об обращении взыскания на заработную плату должника) полученных от судебных приставов, исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ№-ИП, взыскатель МИФНС № по РО; 50% из заработной платы Борисова, ежемесячно удерживались путем перечисление денежных средств по платежным поручениям, получатель: УФК по РО (5841, отдел судебных приставов по Зерноградскому и <адрес>м УФССП России по РО, л/сч 05581849010); а также оставшуюся часть заработной платы Борисов И.В. забирал из денежных средств передаваемых покупателями (за товар) которые отражались в маршрутных листах.
Как указывалось ИП Кондаковым А.А. в ходе проводимой ГИТ проверки и в материалах административного иска, имея доступ к наличным денежным средствам Борисов И.В. изымал, в свою пользу, суммы превышающие его оклад. Когда факт хищений был установлен, Борисов И.В. перестал выполнять свои должностные обязанности и отсутствовал на рабочем месте без уважительной причины в течение месяца, что подтверждено актами.
ДД.ММ.ГГГГ был составлен приказ № об увольнении Борисова И.В. После проведенных расчетов о выплате компенсации за неиспользованный отпуск в размере 30 951,52 руб., и проверки сданной наличности, задолженность Борисова И.В. в пользу ИП Кондакова А.А. составила 100 000,00 руб. С сотрудником Борисовым И.В. было достигнуто соглашение о погашении задолженности частями, в течение следующего года и оформление его увольнения по собственному желанию, без записи о выявленных нарушениях трудовой дисциплины.
Поскольку ИП Кондаков А.А. отсутствовал в указанный период в городе Ростов-на-Дону, его интересы представлял менеджер З.Е.В., что подтверждается доверенностью от 19.10.2018г. Борисов И.В. собственноручно написал расписку о возврате задолженности в сумме 100 000,00 руб. на имя З.Е.В.
Как указывается истцом, в феврале 2019 года Борисов И.В. обратился к главному бухгалтеру предприятия Г.О.Н. с требованием о передаче ему трудовой книжки. Борисову И.В. был дан ответ о необходимости прибытия в офис для надлежащего оформления документов, связанных с увольнением. На предложение Борисов И.В. ответил категорическим отказом.
По истечении срока указанного в расписке, денежные средства предприятию возвращены не были, Борисов И.В. по вопросу урегулирования сложившейся ситуации к истцу не обращался.
Указанные истцом обстоятельства в ходе рассмотрения дела сторонами оспорены не были.
ДД.ММ.ГГГГг. года в отношении Индивидуального предпринимателя Кондакова А.А. было вынесено предписание № ДД.ММ.ГГГГ-01/2 об устранении нарушения трудового законодательства, подписанное Государственным инспектором труда Ясыновой К.А., согласно которому ИП Кондаков А.А. предписывается: Выплатить компенсацию за неиспользованные дни отпуска Борисову И.В. с учетом компенсации ст.236 Трудового кодекса РФ. Срок выполнения до 21.03.2020г. Выдать Борисову И.В. трудовую книжку, а также выплатить Борисову И.В. компенсацию за задержку отправки трудовой книжки. Срок исполнения до 21.03.2020г.
Заявитель Предписание № ДД.ММ.ГГГГ-01/2 от ДД.ММ.ГГГГ считает незаконным и подлежащим отмене в части пунктов предписания 1 и пункту 2 частично, исключая требования о выдаче трудовой книжки, поскольку предписание было вынесено по истечении трехмесячного срока, в течение которого работник имел возможность обратиться в суд за восстановлением своих прав и разрешением спора (Приказ об увольнении Борисова И.В. вынесен от ДД.ММ.ГГГГ).
При проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменений индивидуальных условий труда), рассматриваются в рамках статей 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.
Предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащий властное волеизъявление, подтверждающее правовые последствия для конкретного юридического лица. Таким образом, предписание, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Между тем, спор по выплате компенсации за неиспользованные дни отпуска, выплате компенсации за задержку отправки трудовой книжки в силу положений Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.
Согласно положениям ст. 392 Трудового кодекса РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности у работодателя по последнему месту работы.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Изложенные обстоятельства, свидетельствующие, в том числе, о наличии очевидного спора между работником и работодателем по вопросам причитающихся выплат, по мнению суда, свидетельствуют об отсутствии у Государственной инспекции труда в РО, оснований для вынесения ДД.ММ.ГГГГ в адрес ИП Кондакова А.А. предписания об устранении нарушений трудового законодательства по обстоятельствам увольнения ДД.ММ.ГГГГ работника Борисова И.В.
С учетом изложенных обстоятельств, суд полагает необходимым признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в <адрес> № ДД.ММ.ГГГГ-01/2 от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 218, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИП Кондакова А.А. к Государственной инспекции труда в РО о признании незаконным и отмене предписания государственной инспекции труда № ДД.ММ.ГГГГ-01/2 от ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить вынесенное в адрес ИП Кондакова А.А. предписание государственного инспектора труда в <адрес> № ДД.ММ.ГГГГ-01/2 от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 15 июня 2020 года.
СУДЬЯ: