НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область) от 01.07.2019 № 2А-2747/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июля 2019 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2747/2019 по административному исковому заявлению Заместителя прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании бездействия по не разработке и утверждению административного регламента по предоставлению государственной услуги по приему и рассмотрению граждан и юридических лиц о проведении аукционов на право заключение договоров аренды лесного участка, договоров купли-продажи лесных насаждений, о возложении обязанности устранить в определенный срок допущенное нарушения лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании бездействия по не разработке и утверждению административного регламента по предоставлению государственной услуги по приему и рассмотрению граждан и юридических лиц о проведении аукционов на право заключение договоров аренды лесного участка, договоров купли-продажи лесных насаждений, о возложении обязанности устранить в определенный срок допущенное нарушения лесного законодательства.

В обоснование административного искового заявления указано, что Прокуратурой Иркутской области при проведении проверки исполнения законодательства о лесопользовании выявлен факт незаконного бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, заключающегося в следующем. В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп (далее - Положение), Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, в том числе осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области. Согласно подпункту 5(2) пункта 8 Положения Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции по подготовке, организации и проведению торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений. В связи с изложенным, органом исполнительной власти Иркутской области, к компетенции которого относится разработка административного регламента, регламентирующего процедуру приема и рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о проведении аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков для заготовки древесины и договоров купли-продажи лесных насаждений, является Министерство лесного комплекса Иркутской области. Вместе с тем, до настоящего времени административный регламент предоставления указанной государственной услуги министерством не разработан и не утвержден. Ранее по данному факту прокуратурой Иркутской области министру лесного комплекса Иркутской области 21.09.2018 было внесено представление, однако конкретных мер, направленных на устранение нарушений, разработку и утверждение административного регламента до настоящего времени не принято. Из ответа министра лесного комплекса области на представление от 26.10.2018 № 02-91-10310/18 следует, что министерство в силу отсутствия установленного федеральным органом исполнительной власти порядка и способов подачи заявлений о проведении аукциона, а также требований к его формату вынуждено разъяснять заявителям об отсутствии правовых оснований к проведению аукционов в заявительном порядке. Приказом Минприроды России от 29.06.2018 № 302 (вступил в силу 27.11.2018) указанные требования были утверждены, однако до настоящего времени административный регламент Министерством лесного комплекса не разработан. Кроме того, порядок рассмотрения заявления о проведении аукциона, а также требования к его формату, который утверждается федеральным органом исполнительной власти, необходимы при рассмотрении заявлений граждан, юридических лиц поданных в форме электронного документа, в связи с этим довод Министерства лесного комплекса Иркутской области об отсутствии правовых оснований к проведению аукционов в заявительном порядке являются несостоятельными, что подтверждается, в том числе и судебной практикой арбитражных судов (дело № А19-29454/18). Согласно информации Министерства лесного комплекса области от 29.03.2019 № 02-91-3277/19 административные регламенты по приему и рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о проведении аукционов на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договоров купли-продажи лесных насаждений не разработаны, после внесения данной услуги в Реестр государственных услуг административный регламент будет разработан и утвержден. Государственные услуги субъекта Российской Федерации подлежат включению в реестр государственных услуг субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». До настоящего времени государственная услуга по приему и рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений в реестр государственных услуг не включена. Таким образом, с 09.01.2018 года Министерство лесного комплекса области и по настоящее время не приняло должных мер к организации оказания указанной услуги потенциальным лесопользователям в соответствии со ст. 78 ЛК РФ. Факт бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выражающегося в непринятии мер, направленных на оказание государственной услуги потенциальным лесопользователям в соответствии со ст. 78 ЛК РФ, а также на своевременную разработку и утверждение административного регламента оказания государственной услуги, что влечет нарушение прав потенциальных заявителей, круг которых индивидуально определить невозможно. Так, отсутствие возможности оказания вышеуказанной государственной услуги, в том числе ввиду отсутствия административного регламента её оказания лишает заявителей прав и гарантий, закрепленных Федеральным законом № 210-ФЗ, в частности, возможности получения государственной услуги в электронной форме, в многофункциональном центре, в соответствии со стандартом предоставления государственной услуги, в помещении, отвечающем установленным законом требованиям (в том числе требованиям доступности для инвалидов), полной, актуальной и достоверной информации о получении государственной услуги и других.

На основании изложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области по неразработке и неутверждению административного регламента по предоставлению государственной услуги по приему и рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о проведении аукционов на право заключения договоров аренды лесного участка для заготовки древесины и договоров купли-продажи лесных насаждений, в соответствии со статьей 78 Лесного кодекса Российской Федерации; возложить на Министерство лесного комплекса Иркутской области обязанность разработать и утвердить административный регламент оказания государственной услуги по приему и рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о проведении аукционов на право заключения договоров аренды лесного участка для заготовки древесины и договоров купли-продажи лесных насаждений в течение пяти месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании представители административного истца Лохова Е.Ю., Монгуш С.В. требования поддержали.

Административный ответчик Министерство лесного комплекса Иркутской области в судебном заседании отсутствует, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу пункта 3 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по подготовке, организации и проведению торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.

Статьей 78 ЛК РФ регламентированы процедуры, связанные с подготовкой и организацией аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.

Так, частью 1 статьи 78 ЛК РФ установлено, что решение о проведении данных аукционов принимается органами власти в пределах предоставленных статьями 81-84 ЛК РФ полномочий, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукционов на право заключения договоров аренды лесного участка для заготовки древесины или договоров купли-продажи лесных насаждений, заключаемых в соответствии с частью 4 статьи 29.1 ЛК РФ.

Частями 4-6 статьи 78 ЛК РФ установлен порядок рассмотрения указанных заявлений, принятия решений о проведении аукциона либо об отказе в его проведении, основания для такого отказа, порядок и способы подачи заявления, требования к его формату и т.п.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ государственная услуга, предоставляемая исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, представляет собой деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Таким образом, принятие решений о проведении аукционов на право заключения договоров аренды лесного участка для заготовки древесины или договоров купли-продажи лесных насаждений в силу требований статей 78, 83 ЛК РФ относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и может осуществляться, в том числе, на основании заявлений граждан и юридических лиц.

С учетом изложенного, деятельность по приему и рассмотрению указанных заявлений является государственной услугой, оказываемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Исходя из положений части 1 статьи 6, части 1 статьи 12 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу.

Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Иркутской области регламентирован правилами, утвержденными постановлением Правительства Иркутской области от 01.08.2011 № 220-пп «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Иркутской области».

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп (далее - Положение), Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, в том числе осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области.

Согласно подпункту 5(2) пункта 8 Положения Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции по подготовке, организации и проведению торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.

Таким образом, органом исполнительной власти Иркутской области, к компетенции которого относится разработка административного регламента, регламентирующего процедуру приема и рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о проведении аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков для заготовки древесины и договоров купли-продажи лесных насаждений, является Министерство лесного комплекса Иркутской области.

Как установлено прокурорской проверкой, до настоящего времени административный регламент предоставления указанной государственной услуги Министерством лесного комплекса Иркутской области не разработан и не утверждено, о чем свидетельствует ответ Министерства лесного комплекса Иркутской области от 26.10.2018г. № 02-91-10310/18 на представление заместителя прокурора Иркутской области от 21.09.2018г, согласно которому, в силу отсутствия установленного федеральным органом исполнительной власти порядка и способов подачи заявлений о проведении аукциона, а также требований к его формату вынуждено разъяснять заявителям об отсутствии правовых оснований к проведению аукционов в заявительном порядке

Из ответа Министерства лесного комплекса Иркутской области от 29.03.2019г. следует, что Административные регламенты по приему и рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о проведении аукционов на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договоров купли-продажи лесных насаждений министерством не разработаны. После включения в Реестр государственных услуг Иркутской области, утвержденный приказом министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области от 15.02.2012г. № 3-мпр государственных услуг, Административные регламенты будут разработаны.

Приказом Минприроды России от 29.06.2018 № 302, вступившим в силу 27.11.2018г., указанные требования были утверждены, однако до настоящего времени административный регламент Министерством лесного комплекса не разработан.

Государственные услуги субъекта Российской Федерации подлежат включению в реестр государственных услуг субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Как установлено прокурором, до настоящего времени государственная услуга по приему и рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений в реестр государственных услуг не включена.

Редакция статьи 78 ЛК РФ, предусматривающей право граждан и юридических лиц на обращение с заявлениями» о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 ЛК РФ, начала действовать с 09.01.2018, Министерством лесного комплекса области по настоящее время не принято должных мер к организации оказания указанной услуги потенциальным лесопользователям в соответствии со ст. 78 ЛК РФ.

В силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения норм законодательства при принятии оспариваемого решения, действии (бездействия) возлагается на административного ответчика, государственный орган, принявший оспариваемое решение.

Административным ответчиком в нарушение данных положений КАС РФ, не было представлено доказательств по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению государственной услуги по приему и рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о проведении аукционов на право заключения договоров аренды лесного участка для заготовки древесины и договоров купли-продажи лесных насаждений.

Таким образом, отсутствие возможности оказания вышеуказанной государственной услуги, в том числе ввиду отсутствия административного регламента её оказания лишает заявителей прав и гарантий, закрепленных Федеральным законом № 210-ФЗ, в частности, возможности получения государственной услуги в электронной форме, в многофункциональном центре, в соответствии со стандартом предоставления государственной услуги, в помещении, отвечающем установленным законом требованиям (в том числе требованиям доступности для инвалидов), полной, актуальной и достоверной информации о получении государственной услуги и других.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что Министерство лесного комплекса Иркутской области не исполняет требования законодательства, что не отрицается самим административным ответчиком, суд полагает, что требования прокурора обоснованы.

Согласно ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Учитывая, что суд пришел к выводу о незаконности бездействия по не разработке и не утверждению административного регламента по предоставлению государственной услуги по приему и рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о проведении аукционов на право заключения договоров аренды лесного участка для заготовки древесины и договоров купли-продажи лесных насаждений, в силу положений ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд полагает правомерным возложить на административного ответчика обязанность разработать и утвердить административный регламент оказания государственной услуги по приему и рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о проведении аукционов на право заключения договоров аренды лесного участка для заготовки древесины и договоров купли-продажи лесных насаждений.

Срок, указанный прокурором в административных требованиях для разработки и утверждения административного регламента оказания государственной услуги по приему и рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о проведении аукционов на право заключения договоров аренды лесного участка для заготовки древесины и договоров купли-продажи лесных насаждений – в течение пяти месяцев с момента вступления решения в законную силу, суд полагает разумным.

Рассматривая вопрос о соблюдении прокурором сроков обращения в суд с настоящими требованиями, суд учитывает, что бездействие административного ответчика имеет длящийся характер, о непринятии мер Министерством стало известно из письма от 29.03.2019 г., суд полагает, что срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, прокурором не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Заместителя прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области по не разработке и не утверждению административного регламента по предоставлению государственной услуги по приему и рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о проведении аукционов на право заключения договоров аренды лесного участка для заготовки древесины и договоров купли-продажи лесных насаждений, в соответствии со статьей 78 Лесного кодекса Российской Федерации;

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области разработать и утвердить административный регламент оказания государственной услуги по приему и рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о проведении аукционов на право заключения договоров аренды лесного участка для заготовки древесины и договоров купли-продажи лесных насаждений в течение пяти месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 04.07.2019г. Н.Н. Исакова