НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край) от 04.04.2016 № 2-697/2016

Дело № 2-697/2016


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


04 апреля 2016 года город Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе: председательствующего - судьи Костевской И.Д.,

при секретаре Чепурновой Н.Л.,

с участием: истца Пламеневского В.Ю., представителя ответчика ФКУ «УФО РФ по Хабаровскому краю» Лебедева С.Г., действующего по доверенности № от 10.12.2015 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пламеневского ФИО10 к ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, Министерству обороны РФ, ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» о взыскании суммы неосновательного обогащения, расходов по оплате комиссии, судебных расходов,

установил:

Пламеневский В.Ю. обратился в суд с названным иском, в котором указал, что проходил военную службу по контракту в в/ч (г.Хабаровск). Общая выслуга лет в календарном исчислении составляет 28 лет. В установленном порядке он был признан нуждающимся в получении жилого помещения. На учете качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма состоял с 14.05.2007г. с составом семьи 4 человека. 22.08.2013г. ему было вручено извещение от 15.08.2013г. за № о распределении жилого помещения. Согласно данному извещению, ему и членам его семьи распределено жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, состоящее из 3-х комнат, общей площадью 86,20 кв.м., по адресу: <адрес>. Кроме этого, этим же извещением ему было предложено компенсировать затраты федерального бюджета в размере 590116 руб. 80 коп. за дополнительную площадь в размере 18,2 кв.м., предоставленную сверх установленной нормы. В октябре 2013г. он получил письмо ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 04.10.2013г. исх.№ , в котором было указано, что ему необходимо в течение 5 дней произвести компенсацию затрат федерального бюджета за превышение общей площади жилого помещения в размере 18,2 кв.м., определенной исходя из установленных норм. Ни в одном из указанных писем основания для оплаты компенсации затрат федерального бюджета указаны не были. В извещении № , приложенном к письму от 04.10.2013г., было указано, что компенсация затрат федерального бюджета осуществляется на основании приказа МО РФ 2012г. № 031. Вышеуказанная сумма 03.10.2013г. им была перечислена на банковские реквизиты ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю». После получения подтверждения от ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» о поступлении денежных средств, был оформлен договор социального найма жилого помещения № от 24.10.2013г. О том, что ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ потребовало от него компенсацию затрат федерального бюджета не имея законных оснований, ему стало известно 08.06.2015г. из сети Интернет и судебной практики по аналогичным искам. 10.06.2015г. он обратился в ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» с претензией о возврате денежных средств. Ответом от 22.06.2015г. № ему было отказано в возврате денежных средств со ссылкой на то, что они будут возвращены по решению ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ. 16.06.2015г. и 02.09.2015г. он обращался в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с претензией о возврате денежных средств. Ответами от 03.07.2015г. исх.№ и от 08.09.2015г. за исх.№ в удовлетворении его обращений ему было отказано. В обоснование законности взимания с него денежных средств ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ ссылается на Федеральный закон от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п.16 ст.15), постановление Правительства РФ № 942 от 24.10.2013г. «Об утверждении правил оплаты военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст.15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», приказ Министра обороны РФ № 1450 (ДСП) от 22.08.2011г., приказ Министра обороны РФ от 2012г. № 031. Вместе с тем, доводы ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ не состоятельны и противоречат законодательству. Постановление Правительства РФ № 942 от 24.10.2013г. на момент оплаты (03.10.2013г.) им компенсации затрат федерального бюджета не существовало. Данное постановление было принято 24.10.2013г. и вступило через 7 дней после опубликования – 04.11.2013г. Следовательно, исходя из положений ст.ст.4, 422 Гражданского кодекса РФ, ч.1 ст.6 Жилищного кодекса РФ, постановление на возникшие правовые отношения между ним и ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ распространяться не может. Согласно п.16 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ, порядок оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, определяется Правительством РФ, а не Министром обороны РФ. Ни Жилищный кодекс РФ, ни закон «О статусе военнослужащих», ни иной федеральный закон или нормативный правовой акт Президента или Правительства РФ не наделяли и не наделяют Министра обороны России правами по взиманию денежных средств с военнослужащих за предоставление им жилых помещений по договорам социального найма. Так же, ни в Жилищном кодексе РФ, ни в законе «О статусе военнослужащих», ни в каких-либо других нормативно-правовых актах и законах РФ не применяется и не употребляется понятие «компенсация затрат федерального бюджета». Кроме этого, вышеуказанный приказ Министра обороны РФ № 1450 (ДСП) не был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ и не был опубликован для всеобщего ознакомления и в соответствии со ст.10 Указа Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23.05.1996г. № 763 не мог влечь правовых последствий и служить основанием для регулирования соответствующих жилищных правоотношений. Согласно приказу Министра обороны РФ № 1154 от 28.04.2012г., приказ Министра обороны РФ № 1450 (ДСП) признан утратившим силу. Исходя из вышеизложенного, приказ Министра обороны РФ от 2012г. № 031 также не правомерен и не законен, ссылка на него неправомерна. Кроме этого, в номере приказа первой цифрой идет цифра «0», что означает гриф «секретно», следовательно, данный приказ отсутствует в свободном доступе. Данные приказы не могут являться основанием для взимания с него компенсации затрат федерального бюджета. Исходя из положений п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих при увольнении со службы осуществляется за счет федерального бюджета, без какой-либо доплаты с их стороны. В соответствии со ст.60 Жилищного кодекса РФ договор социального найма является безвозмездным. Кроме этого, после уплаты им компенсации затрат федерального бюджета, т.е. после приобретения им в собственность дополнительной площади свыше нормы предоставления, в нарушение требований ст.2 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ст.18 Жилищного кодекса РФ, не была оформлена государственная регистрация сделки с недвижимостью, а был составлен договор социального найма. Ссылаясь на ч.1 ст.1102 Гражданского кодекса РФ, просит взыскать с ответчиков в его пользу неосновательное обогащение в размере 590116 руб. 80 коп., 2000 руб. за перечисление денежных на счет ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», судебные расходы.

Истец в судебном заседании исковые требования уточнил, просит взыскать с ответчиков сумму неосновательного обогащения в размере 421512 руб., комиссионный сбор в размере 2000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 110120 руб., судебные расходы.

Суду пояснил, что ответчиками неверно был произведен расчет суммы доплаты за жилую площадь сверх установленной, поскольку ответчики не вправе были учитывать принадлежащую ему на праве собственности долю в жилом помещении площадью 13 кв. м; расчет стоимости 1 кв. м также рассчитан неверно, однако доказательств, обосновывающих его возражения в указанной части предоставить не может, руководствуется ценами, сложившимися на рынке жилья по Тюменской области, имеющимися в сети Интернет; Постановление Правительства РФ, на основании которого ответчиками было заявлено к нему требование о доплате за излишнюю площадь, вступило в силу – 24.10ю2013 г., после принятия решения о предоставлении жилого помещения, что также указывает на незаконность требования о взыскании доплаты. Дополнил, что был введен в заблуждение ответчиками, которые являются государственными органами, относительно требования о необходимости доплаты, в связи с чем, данную доплату произвел.

В судебном заседании представитель ФКУ УФО России по Хабаровскому краю с иском не согласился, предоставил письменные возражения, приобщенные к материалам дела, в которых указал, что требования Пламеневского В.Ю. не признает в полном объеме в виду следующего. 22.08.2013г. истец был ознакомлен с предложением компенсировать за счет собственных средств затраты федерального бюджета в размере 590116 руб. 80 коп. Оплата превышения нормы общей площади предоставляемого жилого помещения была произведена истцом в добровольном порядке 03.10.2013г. на лицевой счет Учреждения. Из положений ч.2 ст.58 Жилищного кодекса России следует вывод, что действующий Жилищный кодекса РФ содержит ряд условий, соблюдение которых необходимо в случаях предоставления жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления. В ином случае предоставление жилого помещения невозможно. Из положений ст.15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которой установлено, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Указанная норма с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома может превышать норму предоставления на семью не более чем на 9 кв.м., следует вывод, что федеральным законом установлен предельный размер превышения нормы предоставления жилого помещения. Истцу предоставлено жилое помещение общей площадью превышающей установленный Федеральным законом предельный размер на 18,2 кв.м. Основания предоставления жилого помещения истцом оспорены не были, он дал согласие на его предоставление. В связи с изложенным, компенсация затрат федерального бюджета не может быть признана неосновательным обогащением, поскольку обусловлена встречным исполнением в виде предоставления жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления. Ссылаясь на абз.3 п.16 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в ред., действовавшей до 01.01.2014г., п.13 Инструкции, утв. приказом министра обороны РФ от 30.09.2010г. № 1280, указывает, что в случае несогласия Пламеневского В.Ю. с распределенным жилым помещением, он был вправе отказаться от него. Между тем, он выразил согласие на заключение договора социального найма и на компенсацию затрат федерального бюджета. При указанных обстоятельствах считает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований

В судебном заседании представитель ФКУ УФО России по Хабаровскому краю пояснил, что требования о доплате за жилую площадь, предоставленную сверх установленных норм, основано на законе, истец добровольно согласился получить жилое помещение площадью превышающей установленные нормы, данное жилое помещение приватизировал, расчет платы за сверхустановленную площадь произведен верно, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имеется, просит в иске отказать.

В судебное заседание представитель ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, причину неявки суду не сообщил. Суд считает возможным рассмотрение дела без его участия в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ.

Ответчик ФГКУ «Востокрегионжилье» предоставил письменные возражения относительно исковых требований, согласно которым Пламеневский В.Ю. является военнослужащим. 24.10.2013г. между Министерством обороны России, действующим от имени Российской Федерации, в лице врид начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ ФИО11 и Пламеневским В.Ю. был заключен договор социального найма жилого помещения № на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Одновременно с заключением договора социального найма был подписан акт передачи жилого помещения. Согласно Уставу Учреждения, приказу МО РФ и доверенности, выданной министром обороны, Учреждение осуществляет полномочия собственника только в части заключения с военнослужащими договоров социального найма на распределенные Департаментом жилищного обеспечения МО РФ жилые помещения. В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», норма площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Данная норма с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома может превышать норму предоставления на семью не более чем на 9 кв.м. Руководствуясь п.16 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ, указывает, что Пламеневскому В.Ю. на состав семьи 4 человека, с нормой предоставления жилого помещения до 68 кв.м., с учетом имеющейся собственности 13 кв.м., распределено жилое помещение в виде трехкомнатной квартиры общей площадью 86,20 кв.м., о чем ему было сообщено извещением № от 15.08.2013г. В соответствии с п.13 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утв. приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010г. № 1280, после получения извещений о распределении жилых помещений при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения. Поскольку Пламеневский В.Ю. не имел права на получение жилого помещения общей площадью более чем 68 кв.м., должностными лицами ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ было предложено компенсировать затраты федерального бюджета за предоставление общей площади жилого помещения превышающей норму за счет собственных средств в размере 590 116 руб. 80 коп. за 18,2 кв.м. Основания предоставления данного жилого помещения истцом оспорены не были. Пламеневский В.Ю., зная о превышении предельной общей площади жилого помещения, дал согласие на его предоставление. В случае несогласия с распределенным жилым помещением он был вправе отказаться от него, известив об этом ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, оставаться на жилищном учете и требовать предоставления жилого помещения в точном соответствии с нормой предоставления. Кроме этого, дал добровольное согласие на компенсацию затрат федерального бюджета в указанной в иске сумме. Компенсация затрат федерального бюджета не может быть признана неосновательным обогащением, поскольку обусловлена встречным исполнением в виде предоставления жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления. Соответственно, неосновательного обогащения в том смысле, который заложен в это понятие гражданским законодательством, в данном случае не наступило. Согласно выписке из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.12.2015г., Пламеневский В.Ю. оформил в собственность вышеуказанное жилое помещение на себя и членов своей семьи 19.02.2015г. и только после этого обратился в суд с требованиями о взыскании суммы неосновательного обогащения. В виду изложенного, просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

В судебное заседание представитель Министерства обороны РФ не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, причину неявки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного ответчика в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из Устава ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, утвержденного Министром обороны России 17.08.2012г., учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны в соответствии с законодательством России. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны. Учреждение непосредственно подчиняется Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны России. Учреждение осуществляет свою деятельность в целях организации работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны России на территориях по перечню, утвержденному Министерством обороны России (пп.5, 6, 11, 19 – л.д.53-67).

Из материалов дела усматривается, что Пламеневский В.Ю. является военнослужащим.

Из предоставленных из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений следует, что 03.02.2000г. Пламеневским В.Ю. было зарегистрировано право на 0,20 доли трехкомнатной квартиры, общей площадью 65 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. (л.д.44).

Согласно сообщению жилищной комиссии в/ч от 02.07.2007г., Пламеневский В.Ю. на основании решения жилищной комиссии, оформленного протоколом № от 19.06.2007г., был поставлен в очередь на получение жилой площади (улучшение жилищных условий) с 14.05.2007г. (л.д.11).

22.08.2013г. Пламеневским В.Ю. получено извещение о распределении жилого помещения № от 15.08.2013г., которым ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ сообщило о том, что ему на состав семьи в количестве 4 человек с нормой предоставления жилого помещения до 68 кв.м. распределено (с учетом имеющейся в собственности 13 кв.м.) жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью (без учета площади балконов, лоджий, веранд и террас) 86,20 кв.м. на 10 этаже (превышение на 18,20 кв.м. общей площади жилого помещения, определенной исходя из нормы предоставления жилого помещения) по адресу: <адрес>. При этом ему было предложено за счет собственных средств компенсировать затраты федерального бюджета России за превышение общей площади жилого помещения, определенной исходя из нормы предоставления жилого помещения, на основании стоимости одного квадратного метра, определенной государственным контрактом № от 30.04.2009г., в размере 32424 руб. 00 коп. – общая сумма компенсации составит: 32,424 * 18,20 = 590116 руб. 80 коп. В случае его и членов его семьи согласия (или отказа) с распределенным жилым помещением, предложено в пятидневный срок заполнить и направить в уполномоченный орган копию извещения и корешок (№ 1 или 2) настоящего извещения. При согласии в тридцатидневный срок необходимо направить в уполномоченный орган документы, указанные в п.13 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам России, проходящим военную службу в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утв. приказом Министра обороны России от 30.09.2010г. № 1280. (л.д.12).

16.08.2013г. Пламеневским В.Ю. в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ подано заявление (вх.№ ) о распределении ему готового жилого помещения по адресу: <адрес>, площадью 86,2 кв.м., с приложением согласия о компенсации затрат федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения, в сумме 590116 руб. 80 коп. за излишние 18,2 кв.м. (л.д.47, 48).

26.08.2013г. Пламеневский В.Ю. и члены его семьи: ФИО12 заполнили корешок № 1 к вышеуказанному извещению, в котором указали о согласии с предоставлением распределенного жилого помещения с компенсацией затрат федерального бюджета России за счет собственных средств в размере 590116 руб. 80 коп. за 18,20 кв.м. превышения общей площади жилого помещения, определенной исходя из нормы предоставления жилого помещения (л.д.46).

Уведомлением от 04.10.2013г. ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ сообщило Пламеневскому В.Ю. о рассмотрении документов на распределенное ему жилое помещение. Также указало, что вопрос обеспечения постоянным жильем от Министерства обороны России должен решаться исходя из норм предоставления на 4 человек с учетом допустимого превышения общей площади и площади жилого помещения в собственности (18 кв.м. * 4 чел. + 9 кв.м.) – 13 кв.м. Следовательно, размер предоставляемого жилого помещения должен находиться в диапазоне от 59 кв.м. до 68 кв.м. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения составляет 86,21 кв.м., что выше установленных законом норм. Превышение составляет 18,2 кв.м. (86,21 кв.м.-68 кв.м). В связи с согласием на компенсацию затрат федерального бюджета в части превышения нормы предоставления общей площади жилого помещения, необходимо в течение 5 дней произвести указанную компенсацию, о чем предоставить копию документа (л.д.13).

03.10.2013г. Пламеневским В.Ю. на лицевой счет ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» произведена оплата суммы компенсации затрат федерального бюджета в размере 590116 руб. 80 коп., комиссия за перевод составила 2000 руб. 00 коп., что подтверждается чеком-ордером (л.д.15).

11.10.2013г. ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ принято решение № , в соответствии с Инструкцией, утв. приказом министра обороны России от 30.09.2010г. № 1280, предоставить Пламеневскому В.Ю. и совместно проживающим с ним членам семьи: ФИО13 - жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью 86,2 кв.м. (без учета общей площади балконов, лоджий, веранд и терасс) на 10 этаже по адресу: <адрес>. Заключить договор социального найма жилого помещения с нанимателем до 26.10.2013г. (л.д.16).

24.10.2013г. между Министерством обороны России, действующим от имени собственника жилого помещения Российской Федерации, в лице врид начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ ФИО14 (наймодатель) и Пламеневским В.Ю. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения № , согласно условиям которого Пламеневскому В.Ю. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, состоящее из 3-х комнат, в отдельной квартире общей площадью 86,20 кв.м., по адресу: <адрес>, для проживания в нем (л.д.50, 51).

Решением суда Ленинского район г.Тюмени от 01.12.2014г. за Пламеневским В.Ю., ФИО15. признано право собственности в порядке приватизации в равных долях (по 1/4 доли каждому) на указанную квартиру (л.д.22, 23).

10.06.2015г. и 02.09.2015г. Пламеневский В.Ю. направлял заявления в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ о возвращении уплаченной им компенсации затрат федерального бюджета в размере 590116 руб. 80 коп. как необоснованно взысканной, ответами от 03.07.2015г. и от 08.09.2015г. соответственно ему было отказано в удовлетворении его требования. В обоснование отказа ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ сослалось на п.16 ст.15, ст.15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», также указав, что порядок оплаты за жилое помещение, превышающее норму предоставления, предусмотрен приказом Министра обороны России от 22.08.2011г. № 1450, приказом Министра обороны России от 01.05.2012г. № 031, постановлением Правительства РФ от 24.10.2013г. № 942. Кроме этого было разъяснено, что возврат денежной суммы в размере 590116 руб. 80 коп. возможен после сдачи жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д.24-27, 31-34).

С аналогичным заявлением 16.06.2015г. Пламеневский В.Ю. обратился в ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», на которое им был получен ответ, датированный 22.06.2015г., о том, что возврат денежных средств производится на основании решения ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ о возврате денежных средств (л.д.28-30).

В соответствии с п.1ст.8Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласност.153Гражданского кодекса Российской Федерации, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Согласност.1102Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнемунеосновательноприобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Для возникновения обязательства изнеосновательногообогащениянеобходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: приобретение или сбережение в отсутствие правовых оснований имущества на стороне приобретателя и уменьшение имущества (убытки) на стороне потерпевшего; убытки потерпевшего являются источникомобогащенияприобретателя.

Соответственно, предметом доказывания по данному делу является установление факта получения (сбережения) ответчиком при отсутствии надлежащих правовых оснований денежных средств истца без предоставления встречного исполнения и получение вследствие этого материальной выгоды (обогащения).

По общему правилу, приведенному в ч.1ст.57Жилищногокодекса Российской Федерации,жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихсявжилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Всоответствии с п.1ст.15Федеральногозакона РФ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащимобеспечениеихжилымипомещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительствожилыхпомещений либо предоставления имжилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящимФедеральнымзаконом, другими федеральнымизаконами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средствфедеральногобюджета.

Согласно п.1ст.15.1Федеральногозакона РФ «О статусе военнослужащих», норма предоставления площадижилогопомещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площадижилогопомещения на одного человека.

С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома, жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площадижилогопомещения, определенный исходя из нормы предоставления площадижилогопомещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площадижилогопомещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площадижилогопомещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площадижилогопомещения (п.3ст.15.1Федеральногозакона РФ «О статусе военнослужащих»).

В соответствии с п.16 ст.15 Федеральногозакона РФ «О статусе военнослужащих», при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта1, пункте13 и абзаце первом пункта14 настоящей статьи, жилых помещений в собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом указанные жилые помещения с их согласия могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей15.1 настоящего Федерального закона, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств таких граждан.

Этой же нормой права установлено, что размер единовременной денежной выплаты, предоставляемой военнослужащим гражданам из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, общая площадь которого соответствует установленной норме предоставления площади жилого помещения, порядок оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от ЗО сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», при несогласии военнослужащих с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный в корешке № 2 к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению № 6 к настоящей Инструкции.

Таким образом, в случае несогласия истца с распределенным жилым помещением, он был вправе в соответствии с указанным выше пунктом Инструкции направить в адрес ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ извещение об отказе от распределенного жилого помещения, с сохранением права оставления на учете до предоставления ему жилого помещения в пределах установленной учетной нормы, исходя из состава семьи.

Истец выразил свое согласие на оплату жилой площади, превышающей норму предоставления, установленную ст.15.1 названного Федерального закона «О статусе военнослужащих», за счет собственных средств. При этом получить от государства бесплатное жилое помещение, свыше норм предоставления у него права нет.

Пламеневский В.Ю., согласившись с предложением и оплатив затраты федерального бюджета, совершил сделку, по итогам которой стало возможно предоставить жилое помещение истца по договору социального найма и заключения самого договора.

Суд приходит к выводу о том, что данное соглашение не противоречит гражданскому законодательству и позволяет не нарушать жилищное законодательство в части обеспечения государством жилыми помещениями по нормам предоставления.

Пламеневский В.Ю., действуя добровольно, выразил свое согласие на предоставление жилой площади сверх установленной нормы. В случае неоплаты истцом превышения общей площади договор социального найма не был бы заключен.

Расчет суммы компенсации затрат военнослужащим за счет собственных средств при предоставлении жилого помещения, превышающего установленную норму, определен исходя из начальной цены одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, утверждаемой ежеквартально приказом Министра Обороны РФ, что установлено приказом № 031ДСП.

Правильность расчета суммы компенсации затрат федерального бюджета РФ за превышение общей площади жилого помещения, определенной исходя из нормы предоставления жилого помещения на основании стоимости одного квадратного метра, приведенного в извещении от 15.08.2013г., выполненного ответчиком, материалами дела обоснован, поскольку в нем учтена площадь жилого помещения, находящегося в собственности истца – 13 кв.м, а также стоимость одного квадратного метра обоснованная условиями государственного контракта № от 30.04.2009г., определенная в размере 32424 руб. 00 коп.

Оснований для применения иной стоимости квадратного метра жилого помещения, исходя из рыночной, Интернет ресурсов, не имеется, поскольку это противоречит вышеприведенным требованиям законодательства РФ.

На основании изложенного, принимая во внимание, что после уплаты истцом денежных средств в размере 590116 руб. 80 коп. имело место встречное исполнение обязательства со стороны Министерства обороны РФ ввидепредоставления истцужилогопомещения общей площадью, превышающую учетную норму предоставления, суд приходит к выводу об отсутствии на стороне ответчика какого-либо обогащения, в том числе инеосновательного.

Таким образом, гражданско-правовым основанием внесения Пламеневским В.Ю. денежных средствв федеральныйбюджетявилось добровольное согласие последнего на предложение ответчика о получении жилого помещения площадью, превышающей учетную норму, с доплатой за площадь в объеме превышения, данное согласие основано на положениях ст.ст.8,153ГК РФ, т.е. совершение соглашения (сделки) между сторонами.

Соответственно,неосновательногообогащенияв том смысле, который заложен в данное понятие гражданским законодательством, в данном случае не наступило, денежные средства, уплаченные истцом в силу вышеприведенных положения законодательства РФ, не являются неосновательным обогащением, истец не понес убытков, получил в бессрочное владение и пользование жилое помещение, которое оформил в собственность бесплатно в установленном законом порядке.

Постановление Правительства РФ от 24.10.2013г. № 942 «Об утверждении правил оплаты военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на момент оплаты истцом 03.10.2013г. компенсации затрат федерального бюджета не вступило в законную силу, соответственно его действие не распространено на правоотношения, возникшие до его принятия.

Вместе с тем, установление данного факта не свидетельствует о незаконности действий ответчиков по взиманию с истца оплаты за жилое помещение сверх установленных нормативов, поскольку обязанность оплаты была установлена на момент рассматриваемых спорных правоотношений, нормами жилищного и гражданского законодательства, заключенное Пламеневским В.Ю. соглашение не противоречит гражданскому законодательству и жилищному законодательство в части обеспечения государством жилыми помещениями по нормам предоставления.

Доводы истца о том, что приказ Министра обороны № 1450 от 22.08.2011г. не зарегистрирован в Минюсте РФ, не опубликован для всеобщего обозрения, приказом Министра обороны РФ № 1154 от 28.04.2012г. признан утратившим силу; о том, что приказ Министра обороны РФ от 01.05.2012г. № 031 неправомерен и незаконен в виду того, что порядок оплаты военнослужащими за счет собственных денежных средств нормы превышения общей площади жилого помещения определяется Правительством РФ, а не Министром обороны РФ, на выводы суда не влияют, поскольку, во-первых, в связи с утратой силы приказа МО РФ № 1450, с 01.05.2012г. действует приказ Министра обороны № 031, в соответствии с которым военнослужащие оплачивают компенсацию затрат федерального бюджета за превышение норм общей площади жилого помещения, кроме того, в момент возникновения спорных правоотношений действовал Федеральный закон "О статусе военнослужащих", установивший вышеприведенные нормы предоставления жилого помещения для военнослужащих.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Пламеневского В.Ю.овзысканиис ответчика суммынеосновательногообогащения, у суда не имеется.

Поскольку требования о взыскании комиссии за перечисление денежных средств, судебных расходов производны от основного требования, они удовлетворению не подлежат. В силу ст.98 Гражданского процессуального кодекса России не подлежат взысканию расходы истца по уплате государственной пошлины в размере 9 121 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст.ст.194-198Гражданского процессуального кодекса России, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Пламеневского ФИО16 к ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, Министерству обороны РФ, ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» о взыскании суммы неосновательного обогащения, расходов по оплате комиссии, судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 04 апреля 2016г.

Судья И.Д.Костевская